что такое сонграйтинг это
Сонграйтер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой сонграйтер?
Сонграйтер (songwriter, автор песен) – это музыкант, который профессионально сочиняет музыкальные композиции и пишет тексты для песен.
Что делают сонграйтеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь сонграйтер?
Требования к сонграйтерам:
Востребованность и зарплаты сонграйтеров
Сонграйтеры обычно не работают на работе, доход сонграйтеров складывается из гонораров за песни. Стоимость песен определяется индивидуальным уровнем сонграйтера, уникальностью и популярностью автора песен.
Суммарный доход успешных сонграйтеров может составлять от 100.000 рублей/месяц.
Как стать сонграйтером и где учиться?
Варианты обучения для сонграйтера с нуля:
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения сонграйтера: подробный обзор
1 место. Курс «Профессия Сонграйтер» — Skillbox
Чему вы научитесь:
Программа:
65 модулей, 300 онлайн-уроков
Вы напишите три песни в разных стилях и создадите стратегии их продвижения.
2 место. Курс «Сонграйтинг» — Skillbox
Чему вы научитесь:
Программа:
16 тематических модулей, 68 онлайн-уроков.
По учебному брифу от бренда придумаете концепцию для трека, напишете слова и мелодию, сделаете аранжировку. Защитите свой проект перед заказчиком.
Как развиваться в сонграйтинге. Пять способов
Хотите, чтобы ваши песни становились лучше день за днём? Подсказываем, что нужно делать.
Эд Белл
Эд Белл — профессиональный сонграйтер и преподаватель. Автор семи книг о сочинительстве песен и учебного курса. Сотрудничает с театрами и кинокомпаниями.
Как написать свою первую песню, мы уже рассказывали. Теперь поговорим о том, как совершенствоваться в этом деле.
Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.
Чтобы научиться писать хорошие песни, нужно время. Много времени. И много практики.
В интернете полно волшебников, которые обещают одарить мастерством всего за пару уроков. Но это всего лишь уловка, потому что развитие сонграйтера на девять десятых зависит от практики. То есть большую часть времени он просто сидит в тихой комнате и сочиняет.
Самое полезное, что можно понять ещё на старте: никто не сделает из вас сонграйтера — этому можно только научиться. Иными словами, чтобы достичь мастерства, нужно оттачивать навыки каждый день.
Авторами великих песен не рождаются. Будущие звёзды сонграйтинга учатся у классиков и современников — как у лучших в своём деле, так и у таких же вагантов.
Как учиться у других сонграйтеров? Хотя бы этими пятью способами.
1. Слушайте больше песен
Как сказал Том Лерер (Tom Lehrer), «жизнь похожа на сточную трубу: что в неё входит, то и выливается из неё в реку».
То же самое и с головой сочинителя. Умение писать хорошие песни напрямую зависит от вашей наслушанности — от множества песен, которые вы знаете, приёмы из которых освоили и готовы использовать в своей работе.
Техники написания песен изучить несложно — куча сайтов вам в помощь. Но это всего лишь теория, пользы от неё не очень много. Гораздо важнее научиться техники сонграйтинга применять. А для этого лучше всего увидеть, как они работают в ваших любимых композициях.
Так что постарайтесь слушать как можно больше. Всегда ищите новую музыку, попросите друзей скидывать вам то, что их зацепило. Составляйте плейлисты. И слушайте не просто для вдохновения, а активно. То есть переслушивайте песни по нескольку раз, находите их тексты и ноты, анализируйте материал. И старайтесь понять, что же всем так нравится в песне. Иногда ответы вас удивят.
2. Учитесь вместе с другими
Есть тысячи курсов, тренингов, мастер-классов — как онлайн, так и очных. А в соцсетях немало профессиональных сообществ.
Окружить себя авторами-единомышленниками — один из лучших способов развиваться. Работая вместе, вы сможете учиться друг у друга и подзаряжаться чувством общности.
Узнайте, какие курсы открыты в вашем городе, поищите информацию в интернете и выберите подходящие. (Кстати, взгляните и на мои мастер-классы — я провожу их раз в месяц.)
Обычно в любом сообществе есть сонграйтеры разного уровня, и у всех у них разный опыт. Конечно, не со всеми вы подружитесь и сможете сотрудничать. Но знакомство с другими авторами, общение с ними, сотворчество здорово помогают развиваться. Даже если не посчастливится найти друзей или постоянных соавторов, вы всё равно останетесь в выигрыше.
3. Больше читайте
Вас не удивляет, что я пишу статьи, хотя мог бы снимать видео — эпоха видеоблогеров как-никак? Делаю я это потому, что верю: чтение текста заставляет вас думать, это активный процесс, а вот просмотр видео вас расслабляет.
Да, вы на каждом шагу видите рекламу видеокурсов. Люди их любят и хорошо покупают, потому что они удобные. Но вот только учёба сама по себе не должна быть лёгкой. Объяснение тут простое: ученики должны выходить из зоны комфорта, не просто потреблять контент, а думать и меняться. Именно поэтому качественные тексты рулят.
Найдите книги о сочинении песен. Разыщите книжки, написанные мастерами и о мастерах. Добавьте к этому книги о том, что вас вдохновляет. Поспрашивайте у друзей, поищите в интернете. И читайте. Пусть вас ведёт любопытство — и вы откроете для себя уйму нового.
4. Пишите песни вместе
Один из лучших способов развить навыки — перенимать что-то у тех, кто подходит вам по уровню, но работает не так, как привыкли вы, или умеет что-то, чего вы пока не можете.
Не открою большого секрета: почти за каждым топовым хитом сегодня стоит целая команда авторов. И вы должны научиться работать так же. Неважно, собираетесь ли вы писать музыку для чартов. Неважно, любите ли работать в одиночку. Умение сотрудничать — важный навык для артиста и отличный способ узнавать что-то новое.
Ищите соавторов в своём городе или в сети. Выберите удобное для всех время, поработайте вместе несколько часов и посмотрите, что из этого выйдет. С кем-то вы подружитесь, а кого-то больше никогда не увидите. И не с каждым соавтором получится создать что-то стоящее — се ля ви. Главное — что вы многому научитесь.
5. Найдите учителя или наставника
Мне повезло учиться в небольших группах и один на один с преподавателем. И это было непросто. Например, не получится выполнить задание наполовину или вообще на него забить. Но благодаря этому я научился задавать правильные вопросы, думать своей головой и отвечать за свои решения.
Лучший способ вырасти — найти кого-то подкованного, кто всегда готов подкинуть идею, поделиться мнением и ответить на вопросы. Такие люди полезны в любом деле: сочиняете ли вы эссе или развиваете бизнес, воспитываете детей или учитесь писать песни.
Конечно, найти подходящего наставника непросто. И всё же стоит попытаться. Неважно, работаете ли вы каждую неделю или пару раз в год, для себя или на заказ, — с наставником навыки растут быстрее, а результаты выходят лучше.
И самое важное: пишите больше
Если вы часто читаете статьи вроде этой, то наверняка понимаете, что теория и мысли из них бесполезны, пока вы не применяете их на практике.
Сочиняйте новые песни. Пишите о том, о чём никогда прежде не писали. Пробуйте новые подходы. Выходите из зоны комфорта и делайте то, чего ещё никогда не делали. Это единственный универсальный совет для тех, кто хочет научиться писать песни лучше.
обложка: Оля Ежак для Skillbox Media
Кто такие сонграйтеры и где этому учат
Как научиться писать хиты профессионально
Возможно, вы не знаете, как их зовут, но именно они написали ваши любимые песни.
Сонграйтер — от английского songwriter, «song» + «writer», «песня» + «автор» — это не композитор и не текстовик. Это автор песни, который отвечает за ее гармонию, мелодию и слова, от чистого листа до готовой композиции со всеми элементами.
У самых древних в истории песен авторов не было — ни у записанного клинописью хурритского религиозного гимна из древнего города Угарит, ни у запечатленной благодаря фоноавтографу французской народной «Au clair de la lune».
Зато известно имя первого американского сонграйтера — его звали Стивен Фостер, и в 1840-х—1850-х он написал более 200 песен, многие из которых, включая «Oh Susanna», популярны до сих пор.
Фостер был первым профессиональным сонграйтером — он сочинял песни для группы менестрелей, имевшей право исполнять все, что когда-либо было им написано. Несмотря на печальную судьбу из-за отсутствия необходимых деловых качеств, Фостер стал первым музыкантом, который был номинирован в Зал славы великих американцев.
Сегодня в США есть отдельный Зал славы авторов песен, в который среди прочих включены Боб Марли, Марвин Гей, Стивен Тайлер, Джей-Зи и многие другие.
Росс Голан. Признанный мастер создания хитов | Фото: Billboard
Сонграйтером может быть либо сам исполнитель, либо отдельный человек, который только пишет, а не исполняет музыку. Так объясняет роль сонграйтера Росс Голан, автор вошедших в первые десятки чартов песен для Maroon 5, Джастина Бибера, Ники Минаж, Селены Гомес, Арианы Гранде, One Direction и многих других:
«Верхушка — это сонграйтеры. Под ней скрыты топлайнеры, которые пишут текст и мелодию, и продюсеры, которые делают бит.
Мое внимание сосредоточено на текстах и мелодии. Если бы сейчас был 1955-й, меня бы называли сонграйтером, а парень, который отвечает за бит, был бы продюсером. Люди сегодня снова пишут песни, в которых бит — это не самое главное. Посмотрите на «Sign of the Times» Гарри Стайлза и «Malibu» Майли Сайрус, они ориентированы именно на песенность».
То есть 95% времени начинающий сонграйтер будет заниматься топлайном, и его иначе можно назвать топлайнером.
«Мы — взрослые люди, которые делают музыку. Это профессия», — добавляет Росс. «Я не пью и не курю. Я не против, если люди занимаются этим в свободное время, но это работа. Некоторые думают — для того, чтобы написать песню для вечеринки, нужно устроить вечеринку в студии. Фаррелл назначит встречу в 5 утра, потому что в это время еще тихо».
Сонграйтер, если пишет не для себя, всегда работает с кем-то еще. Причем не только с продюсером, лейблом, музыкантом, но и с другими сонграйтерами. Альбом может состоять из песен одного сонграйтера или нескольких. Еще в 2014 году 90% хитов из Billboard Hot 100 были написаны двумя или более сонграйтерами, а почти над половиной работали как минимум четверо.
Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.
Сонграйтинг
Вы научитесь писать тексты, музыку, делать аранжировки и записывать треки. Изучите базовые принципы сведения. Познакомитесь с основами музыкального менеджмента и продвижения. Сможете создавать песни для себя и на заказ.
Кому подойдёт этот курс
Тем, кто хочет попробовать себя в музыке
Поймёте, с чего начать работу над песней. Изучите процесс создания музыки и текстов. Освоите востребованную специальность и станете частью профессионального комьюнити.
Копирайтерам, писателям, поэтам
Узнаете, как писать тексты песен и чем они отличаются от других текстов. Погрузитесь в музыкальную индустрию, научитесь искать заказчиков. Получите новую профессию и сможете увеличить свой доход.
Вокалистам, инструменталистам, продюсерам
Научитесь писать песни для себя и на заказ. Освоите музыкальный менеджмент и авторское право. Сможете самостоятельно продвигать свой проект.
Начинающим и опытным сонграйтерам
Вы изучите актуальные музыкальные тренды. Познакомитесь с разными методиками сонграйтинга и сможете перенять опыт практикующих авторов. Найдёте новые идеи и узнаете, как избежать творческого кризиса.
Чему вы научитесь
Писать тексты песен
Узнаете, как передавать чувства через текст. Изучите основы драматургии, законы построения рифмы. Сможете создавать тексты разных жанров.
Создавать музыку для песен
Поймёте, как придумывать мелодии и делать аранжировки в Ableton Live. Сможете соединять музыку с текстом.
Записывать и сводить песни
Научитесь записывать свой голос в домашних условиях, базово сводить и выгружать аудиоматериал.
Выпускать треки на цифровых платформах
Изучите музыкальные платформы, агрегаторы и их требования. Загрузите свой трек на TuneCore.
Продвигать своё творчество
Освоите маркетинговые инструменты и основы музыкального менеджмента. Составите план продвижения.
Регистрировать авторские права
Узнаете, что такое сэмплирование, научитесь корректно цитировать чужой авторский материал. Зарегистрируете права на собственную песню.
О Skillbox
Как проходит обучение
Погружаетесь в тему
Изучаете историю и авторские методики написания песен.
Отрабатываете знания на практике
Выполняете творческие задания, создаёте тексты и музыку.
Работаете с преподавателем
Получаете обратную связь от практикующих сонграйтеров.
Создаёте треки
И дополняете ими своё портфолио.
Программа
Вас ждут онлайн-лекции, интервью с сонграйтерами и практические задания по созданию песен.
Информация о курсе
Вы узнаете, как устроен курс. Поймёте, чем занимается сонграйтер. Познакомитесь с автором курса Марией Мельниковой.
Что такое песня
Изучите роль песни в современной культуре, познакомитесь с разными жанрами, основными песенными конкурсами и фестивалями.
История развития песни
Вы познакомитесь со всеми этапами развития песни. Поймёте, как и почему можно заниматься творчеством без музыкального образования.
Идея вашей песни
Вы научитесь находить основу для любой песни и анализировать творчество других авторов. Определитесь с темой будущего трека.
С чего начинается песня
Вы изучите опыт разных сонграйтеров и поймёте, с чего начать написание собственной песни. Изучите методы создания трека из одной строчки, из ритма, из мелодии. Познакомитесь с другими авторскими подходами.
Структура трека
Вы узнаете, из каких элементов состоит песня. Поймёте, что такое топлайн, гармония, аранжировка, куплет, припев, бридж и каковы их функции.
Работа над текстом
Вы поймёте, как передать замысел и эмоции через текст. Узнаете, что такое «язык песни», изучите его стилистику, жанры и драматургию. Поймёте, с чего начинать работу над текстом и напишете черновик трека.
Работа над музыкой
Вы научитесь передавать эмоции через музыку. Узнаете, что такое гармония, аккорды, переборы и как они влияют на песню. Поймёте, как придумать мелодию.
Работа над аранжировкой
Вы узнаете, зачем песне аранжировка, что в неё входит и какое значение она имеет. Научитесь писать партии в Ableton Live.
Интервью с сонграйтерами
Вы узнаете, с какими трудностями сталкиваются профессиональные сонграйтеры на разных этапах карьеры. Познакомитесь с авторскими подходами к написанию песен.
Запись, сведение, мастеринг
Вы изучите технологию сведения и мастеринга. Узнаете, как в домашних условиях организовать студию и записать свой голос. Изучите основные виды звукотехнического оборудования. Научитесь выгружать записанный или сведённый материал отдельным файлом.
Выпуск трека на цифровых платформах
Вы познакомитесь с разными цифровыми платформами и агрегаторами. Поймёте, на каких условиях они работают. Узнаете, как загрузить свою песню на TuneCore.
Маркетинг и продвижение
Вы поймёте, как найти своего слушателя с помощью инструментов продвижения. Освоите азы музыкального менеджмента. Узнаете, что такое SMM, таргет и посев. Научитесь составлять маркетинговые планы.
Как начать зарабатывать на своих песнях
Вы узнаете, как может зарабатывать сонграйтер. Поймёте, как выстраивать работу с заказчиком. Научитесь писать песни для рекламы и артистов. Познакомитесь с принципами поэтического перевода и особенностями написания песен для TikTok.
Авторское право в музыке
Вы узнаете, как регистрировать и защищать свои права на музыкальные произведения и не нарушать чужие. Поймёте, что такое семплирование и цитирование. Зарегистрируете своё авторство в РАО.
Бонус-модуль. Ремикс
Вы поймёте, что такое ремикс и как он связан с диджеингом. Изучите влияние ремикширования на музыку и продвижение. Научитесь обрабатывать готовые треки в Ableton Live.
Дипломный проект. Трек для личного проекта
Вы придумаете идею для песни, напишете текст и музыку. Сделаете аранжировку, запишете голос и сведёте материал. Зарегистрируете авторские права, загрузите трек на стриминговые сервисы и разработаете стратегию продвижения.
Дипломный проект. Песня для артиста
Сделаете топлайн песни, придумаете аранжировку и запишете трек. Подготовите премастер записанного материала и отдадите его на мастеринг в профессиональную студию. Отправите файл с песней на проверку и получите обратную связь.
Дипломный проект. Песня для рекламы
По учебному брифу от бренда придумаете концепцию для трека, напишете слова и мелодию, сделаете аранжировку. Защитите свой проект перед заказчиком.
Получить презентацию курса и консультацию специалиста
Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.
Ваша заявка успешно отправлена
Преподаватели
Мария
Мельникова
Создатель групп «Маша Мария» и Coockoo.
Анна
Лаврухина
Участница музыкального проекта NIA.
Отзывы участников
Если какой-то материал тяжело даётся, есть вопрос по ДЗ, достаточно написать преподавателю, который поможет разобраться с информацией и подскажет как решить задачу.
По итогу 9-месячной учебы стал по-другому смотреть на сайты. Замечаю «баги», разбираюсь в вёрстке, веду репорты. Узнал, как работать со специфическим ПО.
Уже сейчас нисколько не жалею, что выбрал Skillbox. Спасибо.
Валентина Нарушевич, г. Санкт-Петербург
Благодаря урокам я научилась создавать классные постеры и векторные изображения.
Также мой список новых скиллов пополнили ретушь и обтравка изображений — одни из главных навыков профессионального графического дизайнера.
Ну и умение верстать журналы! Теперь я, как самый настоящий графический дизайнер, с легкостью могу создать разворот какого-нибудь модного журнала.
Яна Щербицкая, г. Санкт-Петербург
Курс очень круто структурирован, там есть все знания, которые мне нужны, чтобы освоить программу. Сама бы я точно что-нибудь пропустила.
Преподаватели всё спокойно и терпеливо объясняют. Если ты что-то не понял, снимут дополнительный видеоролик и покажут ещё раз.
Самое крутое в курсах Skillbox — постоянная связь с теми, кто подскажет, как правильно.
Мой сайт
Алла Комиссаренко, г. Москва
Работать дизайнером мне очень нравится, от UX я вообще в восторге, тяга к аналитике у меня была всегда. После долгих поисков работы в новой сфере подруга помогла мне получить заказ на редизайн сайта большой компании.
Отдельно хочу сказать спасибо преподавателю Александру Свобода, он очень подробно расписывал все недочёты и ошибки решений в дизайне.
Мой сайт
Елена Кальво, г. Ницца, Франция
«Почему бы не сделать из хобби источник заработка?», — однажды подумала я.
Недолго размышляя, записалась на курс в Skillbox и встала в ряд претендентов на гордое звание копирайтера.
Работа с текстом помогла мне вернуть свою жизнь, вдохновила. Я начала снова ухаживать за собой, читать. Увидела, что я не только мать, но и писатель.
Читайте мои тексты в Instagram
Ирина Семёнова, г. Бельцы, Молдова
Я узнала, что такое охваты, KPI и прочие непонятные слова, которые пугали в группах по SMM. Поняла, что чем проще и понятней, тем лучше. Разобралась в сложной иерархии рекламного кабинета и научилась настраивать аудиторию и рекламу.
Я уже в теме и не боюсь назвать своих более опытных друзей коллегами.
Мой дипломный проект
Как стать сонграйтером
Как устроена работа сонграйтера в Америке? Композитор Джейсон Блюм, написавший хиты для Бритни Спирс и Backstreet Boys, рассказал о том, с какими трудностями сталкиваются новички и сколько могут зарабатывать авторы коммерческих песен.
Джейсон Блюм исполняет свои песни
Что делает сонграйтер
Сонграйтер (англ. songwriter — «автор песен») пишет и текст, и музыку для песни. Есть ещё авторы текстов (англ. lyricists). Они создают исключительно тексты, но не трогают музыкальную часть — в этом важное различие двух профессий. По словам Блюма, его единственная обязанность — «создавать хиты для коммерческого рынка и продвигать своё дело, так чтобы оно приносило доход».
В музыкальной индустрии каждый новый день не похож на предыдущий. Блюм говорит: «У меня есть несколько вариантов «типичных» дней. Во-первых, надо сказать, что в Нэшвилле пишут песни не так как в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне и других центрах музыки. В Нэшвилле, где я сейчас живу, профессиональные сонграйтеры пишут свои песни в офисе. Они сидят с гитарами в специальных комнатах и работают с другими сонграйтерами. Я занимаюсь этим уже больше двенадцати лет и так написал уже сотни и сотни песен.
В других городах у профессиональных сонграйтеров очень часто есть свои студии звукозаписи. Некоторые из них занимаются только написанием аранжировок, то есть записью клавишных, гитары, бас-гитары, ударных, а топлайн, то есть мелодию и текст, пишут другие авторы. Когда я жил в Лос-Анджелесе, я часто работал в домашних студиях со своими коллегами.
Неважно как и где вы пишете, часть времени у вас так или иначе будет уходить на продвижение.
В работу сонграйтера также входит создание демо-записей, которые показывают потенциал их песен. Неважно как и где вы пишете, часть времени у вас так или иначе будет уходить на продвижение. Это встречи, на которых вы показываете свои песни руководителям студий звукозаписи, продюсерам, менеджерам. Но в общем-то это не совсем обычный день. Некоторые дни — или часы — уходят на написание треков, некоторые дни на встречи, в некоторые я записываю демо.
Как правило сонграйтеры работают с музыкальными лейблами, другими авторами и композиторами, с музыкантами. Некоторые могут работать в одиночку. Я чаще всего сотрудничаю с другими композиторами, которые раскрывают мой талант, и со всеми, кому нужны песни: с артистами, продюсерами и звукорежиссёрами.
Большая часть профессиональных сонграйтеров так или иначе связана с работой на лейбле. Они взаимодействуют с другими профессионалами музыкального бизнеса: звукорежиссёрами, продюсерами звукозаписи, исполнителями и менеджерами».
Карьерный рост
Трудно ли стать сонграйтером? В целом, да. «Потенциальный доход у сонграйтера практически безграничен. Топовые сонграйтеры, которые пишут или помогают писать хиты для суперзвёзд, зарабатывают десятки миллионов долларов. Правда этого уровня достигают лишь единицы.
Несмотря на то что нет никаких гарантий, что удастся хоть что-то на этом заработать, некоторым всё же удаётся пробиться — тем, кто действительно талантлив, упрям и умеет хорошо себя продвигать.
Подавляющее же большинство авторов песен не получают хоть сколько-нибудь значительный доход. Изо дня в день они трудятся только чтобы прокормить себя и хоть немного продвинуться к своей мечте.
Образование и обучение
Во многих университетах можно выучиться на композитора, но высшее образование для сонграйтера не так уж необходимо. По словам Джейсона Блюма, «в музыкальном паблишинге никому не интересно, есть ли у вас диплом по написанию песен и что вы умеете. В этом бизнесе важно только одно: сможете ли вы написать такой трек, который, принесёт вам — и им — много денег.
Это не значит что курсы и воркшопы бесполезны. Безусловно они улучшат ваши навыки написания песен. После хороших курсов у вас появится вдохновение, будут инструменты и методы. Образование это супер.
Своим ученикам я говорю, что в написании песен нет никаких «правил», есть только техники, и их всегда можно заметить в успешных песнях. Как учитель я показываю своим ученикам, какие инструменты работают, а их задача — добавить в песню свои уникальные оттенки.
Мы ведь не рождаемся со знаниями о том какие бывают популярные формы и структуры песен, как лучше всего писать аккордовые последовательности или где размещать рифмы. Мы можем научиться этому только на уроках и семинарах и читая книги по этой теме.
Радио, на котором играют популярные хиты — наш лучший учитель. Оно может сориентировать и показать, какие именно приёмы работают.
Необходимые навыки
Очень многие в этой области пишут и исполняют свой собственный материал. Блюм говорит: «Играть на музыкальном инструменте не обязательно, но это определенно помогает. Так что изучайте гитару или клавишные — к чему вы больше склонны. Это очень помогает понять как писать песни».
Джейсон Блюм рассказывает о том, как он пришёл к успеху. В видео есть субтитры.
Личные качества
Эта профессия подходит не всем. Блюм объясняет:
« Чтобы стать сонграйтером, нужно бесконечное упорство и готовность продолжать идти к цели, независимо от того, сколько времени это займет. Нужно уметь справляться с отказами, фрустрацией и разочарованием, при этом верить в себя настолько, чтобы не бросать своё ремесло, продолжать писать песни, общаться».
Кроме того, вам надо быть готовым к отсутствию гарантированного стабильного дохода. Важно не поддаваться давлению необходимости постоянно производить «хиты».
Образ жизни
Написание песен — это не только искусство, но и бизнес. Джейсон Блюм говорит: «Когда-то я воображал, что сонграйтеры валяются у бассейна, потягивая лимонад, и ждут когда на них снизойдёт вдохновение и напишется блестящая песня. ХА! Мои самые успешные знакомые сонграйтеры работают невероятно много.
Если они не пишут песни, то записывают демо, ходят на деловые встречи и тусуются с людьми, которые могут помочь им продвинуться в карьере. Хотя, конечно, плюс в том что ты сам себе начальник и можешь распоряжаться своим временем как хочешь. Насколько я знаю, успешные сонграйтеры постоянно находятся в движении, всегда или работают, или думают о работе».
Как устроена профессия
Первый заказ получить непросто, зато отправить куда-то своё резюме труда не составит.
Джейсон Блюм говорит: «Если же вы хотите, чтобы ваши песни звучали на радио, то не будет такого, что вы пишете заявление о приеме на работу и кто-то вас берёт. Если вы не играете в группе, не пишете для успешного артиста или сами не являетесь артистом, то скорее всего ваша цель будет в том чтобы стать штатным композитором в музыкальном издательстве.
Хотя это и звучит как «работа», на деле это означает, что вы подписали эксклюзивное соглашение с издательством о публикации ваших песен. Всё, что вы будете теперь писать, будет выпущено этим издательством, пока действует ваш контракт. При этом у вас не будет графика и обязанности ходить в офис.
Почти никто и никогда не получает «работу» как «сонграйтер». В редких исключениях вас могут нанять как автора песен для телешоу, рекламного агентства или какого-нибудь парка аттракционов, но это не больше 1% случаев.
Вам просто нужно будет писать определённое количество песен в год и чаще всего таких, которые будут монетизироваться артистами на крупных лейблах. Независимо от того, сколько песен вы напишете, вы продлите контракт только в том случае, если ваши песни приносят деньги или если компания считает, что вы создаете потенциальные хиты.
После того как вы подписываете контракт, вы получаете аванс. Это часть вашего будущего гонорара. Чаще всего, если у вас ещё нет послужного списка хитов, этого аванса будет достаточно, чтобы прокормиться. Но это не зарплата; после того как вы добьетесь успеха, эти деньги вычтут из ваших будущих гонораров.
Большое преимущество штатного сонграйтера состоит в том, что ваш издатель очень заинтересован в продвижении вас и ваших песен. Хотя какие-то способы продвижения некоторые сонграйтеры могут использовать и сами. В идеале ваш издатель должен знать продюсеров, руководителей лейблов, менеджеров студий и артистов.
Они также должны иметь возможность связать вас с артистами звукозаписи и с продюсерами. Именно так чаще всего сонграйтеры записывают свои работы.
Обычно договор с издательством предполагает организацию нетворкинга, сотрудничество с другими штатными композиторами и встречи с издателями на музыкальных мероприятиях. Издатели очень избирательно подходят к тому, с кем подписывать контракт. Они ищут авторов, у которых, по их мнению, есть исключительный материал — «ХИТЫ», ориентированные на текущий рынок».
Джейсон Блюм даёт советы по написанию песен. В видео есть субтитры.
Сколько зарабатывают сонграйтеры
По данным Glassdoor.com, средняя годовая зарплата составляет примерно 65 300 долларов.
За исключением самых редких случаев, 100% вашего дохода составляет гонорар, полученный от покупок записей ваших песен, а также гонорары за исполнение — это когда песни играют на радио, телевидение, в интернете, в самолетах, ресторанах, ночных клубах и концертных залах.
Неважно сколько песен вы напишете или насколько они хороши,
вам платят только тогда, когда люди покупают или транслируют песни.
Союзы, группы и ассоциации
Блюм — большой сторонник онлайн-возможностей. Он говорит: «Узнайте какие есть в вашем городе музыкальные организации. В них есть образовательные возможности. Международная ассоциация сонграйтеров Нэшвилла (NSAI) имеет отделения в более чем 110 городах. Во многих городах есть ещё одна организация Songsalive.
Сообщество NETN (New England to Nashville) проводит отличные мероприятия для жителей Новой Англии, а организация сонграйтеров Западного побережья помогает тем кто живет в этой части страны. Организация Такси также принимает достойные материалы.
В моей книге «Бизнес сонграйтинга» («This Business of Songwriting») можно найти полный список организаций авторов песен».
Как начать карьеру сонграйтера
Блюм делится своей историей и дает несколько советов для начинающих.
«Я написал свои первые песни в двенадцать лет, играя на отцовской мандолине. Я выступал в кофейнях и ночных клубах, и чередовал свою музыку и популярные песни. После колледжа я уехал из Филадельфии в Лос-Анджелес в погоне за мечтой о написании песен. Я знал, что в крупном музыкальном центре будет больше практики, серьёзных коллабораций и возможностей наладить связи.
Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал!
В свободное от основной работы время я писал песни, записывал демо, участвовал в музыкальных мероприятиях и каждую свободную минуту посвящал учёбе. Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал! Но постепенно я осваивал ремесло и изучал рынок, получал фидбэк от учителей и профессионалов, переписывал свои песни, чтобы они стали максимально сильными. Со временем мои песни улучшались и становились более ориентированными на коммерческий рынок, то есть стали похожи на песни, которые звучат по радио.
Мэри Готи (слева) и Джейсон Блюм (справа)
Когда я встретился с музыкальным издателем, он предложил мне переписать мою песню в стиле кантри. После семи перезаписей — и семи новых демок — он отправил эту песню в свой офис в Нэшвилле. Они записали её с новым исполнителем как сингл. Эта песня не принесла мне много денег, зато открыла двери для сотрудничества с профессионалами, работавшими в том издательстве. Это случилось через семь с половиной лет после того, как я переехал в Лос-Анджелес, чтобы стать «сенсацией».
Пока моя песня крутилась в чартах, я поехал в Нэшвилл за новыми связями и коллаборациями. Одну мою песню, написанную в Pro Writer, записала группа суперзвезд через 3,5 года после того как мы её создали. Издатель моего соавтора помог нам с продвижением этой песни. Это изменило мою жизнь.
В одночасье все двери стали для меня открыты, я подписал новый контракт. Это случилось спустя 11 лет после того, как я решил переехать в Лос-Анджелес и стать профессиональным сонграйтером».
Советы Джейсона Блюма:
Как я могу улучшить свои песни, сделать их безупречными?
Очень многие думают, что их песни великолепны, что им уже нечему учиться. Надо показывать свои песни людям, которые в этом что-то понимают. Хотя новички нечасто это делают.
На самом деле невероятно сложно написать песню, которую полюбят миллионы и которая будет постоянно крутиться у всех в голове. Если бы это было легко, мы бы давно все стали миллионерами.
Как долго человек должен продолжать писать песни, если он ничего этим не зарабатывает?
Нет никакой гарантии, что вы когда-нибудь что-нибудь заработаете своим творчеством. Я уже 20 лет преподаю сонграйтинг, пишу об этом книги, выпускаю обучающие диски. У меня были тысячи учеников. Пятеро из них написали песни, которые заняли первые места в хит-парадах. Некоторые тоже добились значительных успехов.
Но подавляющее большинство продолжают ходить на свою обычную работу. Мне кажется, меньше чем за пять лет прийти к успеху практически невозможно. Десять лет это уже более правдоподобно. Если вы очень увлечены написанием песен, дайте себе 100 лет на то чтобы получить признание.
Совершенно естественно порой испытывать разочарование. Но если вы теряете веру в себя, думаете только о том как заработать денег и перестали получать удовольствие от процесса… найдите себе другую цель.
Вы могли бы описать одним словом, что принесло вам успех?
Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели 😉
Что бы вы предложили тем кто хочет сделать карьеру сонграйтера?
Просите фидбек у профессионалов до тех пор, пока ваши песни не станут достаточно хороши, чтобы выдержать мощную конкуренцию. Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели ;).
Если вы хотите этим зарабатывать на жизнь, расширяйте свой творческий диапазон, выходите за рамки. У артиста должна быть причина выбрать именно вашу песню из тысячи других.
Пишите достойные вещи, но при этом учитывайте, что они должны быть востребованы на современном коммерческом рынке. Иначе это не принесёт вам доход. Что ещё… будьте готовы к тому что это будет длинный путь и годы отказов.
Какая есть главная ошибка у тех кто только начинает?
Они недооценивают количество времени на то чтобы пробиться и переоценивают свои песни.