develop module is disabled в лайтрум что делать
Как и любой другой программой, с Lightroom иногда случаются неприятности. Она может перестать запускаться, начнет жутко тормозить, выдавать какие то ошибки и загадочные сообщения.
Чтобы избежать проблем, во первых не надо делать типичных ошибок при работе с программой, о которых вы можете прочитать в статье « «.
Как быть если Lightroom «сломался»? Главное — не паниковать.
Затем — всегда иметь резервную копию каталогов. Вы наверняка замечали, что Lightroom периодически просит сделать вас back up каталогов. Вы закрываете это окошко или делаете то что вам рекомендовано? Может пора таки обратить внимание на совет, пока не стало поздно?
В идеале, кроме бекапа каталогов, стоит делать резервную копию исходников, но при большом количестве снимков, это может стать проблематично.
Зато имея резервные копии каталогов и исходников, можете спать спокойно. Что бы не случилось, вы не потеряете свои снимки.
Теперь рассмотрим список наиболее типичных проблем, возникающих с Lightroom и что с этим делать.
Lightroom не открывается
Варианты решения. Во первых, банальная перезагрузка компьютера. Может и смешно, но помогает.
Если не помогло, то в первую очередь удалите файл с расширением.lock, который блокирует каталог, пока вы с ним работаете.
В обычной ситуации, файл удаляется автоматически, после закрытия Lightroom. Но иногда, если работа была завершена некорректно, может остаться и мешать запуску.
Узнайте больше на сайт
Данный файл находится там же, где и все файлы текущего каталога. По умолчанию это
Если файла.lock не было или удаление не помогло, попробуйте удалить файл с настройками Lightroom
Искать его нужно здесь:
Если каталог по прежнему не открывается и у вас есть резервная копия, попробуйте ее открыть вместо текущего каталога.
На худой конец, попробуйте полностью удалить Lightroom и установить заново. При это желательно установить самую последнюю версию.
Lightroom тормозит
Оптимизация работы лайтрум под максимальное быстродействие — это отдельная тема. Но основные советы следующие.
Узнайте больше на сайт
Лайтрум довольно требователен к ресурсам компьютера. Поэтому для быстродействия — закройте все ненужные программы, обновите лайтрум до последней версии, а так же будьте уверены что с оперативной памятью компьютера все в порядке.
Lightroom показывает ошибку при экспорте
Самое простое, для начала попробовать перезапустить Lightroom. Если вы используете какие либо плагины, которые были применены в процессе обработки, убедитесь в том, что плагины работают корректно.
Не используйте неофициальные русификаторы для лайтрум — кто их сделал и как, никому не известно. Удалите файл настроек, как было написано выше.
Узнайте больше на сайт
Lightroom не показывает превью или само фото
Lightroom ведет себя странно
Тут может быть большое количество «странностей», но их лечение в основном происходит шаманскими методами. Проверьте наличие достаточного месте для кэша Лайтрума, обновите драйвера видеокарты и профиль монитора, будьте уверены что с жестким диском и оперативной памятью все в порядке.
Универсальный способ решения проблем
Не забывайте обновлять лайтрум. Как правило в обновления включены не только новые камеры, о чем пишется в официальных пресс релизах, но и множество найденных и исправленных ошибок в самой программе. Поэтому есть вероятность того, что в очередном обновлении ваша проблема будет уже решена.
Данная публикация содержит несколько простых советов о том, как сделать работу в модуле Develop (модуль обработки изображений) максимально эффективной.
Но сделаю это Два вводных соображения:
1. Учитывая ограниченный размер мониторов (особенно в ноутбуках), и то, что одновременное присутствие на экране нескольких панелей с инструментами не имеет смысла, важно держать открытой только ту, с которой вы работаете в настоящий момент.
2. Эффективность работы в конвертере тем выше, чем меньше нажатий клавиш/кликов мыши вам приходится делать для достижения желаемого результата.
Важность первого соображения особенно видна при работе в модуле Develop. В нём на правой панели Lightroom сосредоточены все инструменты конвертера. Их много, и для удобства они сгруппированы на отдельных вкладках: Basic, Tone Curve, HSL и т.д. Если одновременно открыть несколько из них, то они не умещаются в размер экрана, и для доступа к некоторым инструментам изображение приходится скроллировать (прокручивать), что заметно снижает скорость работы.
Кроме того такой режим бесполезен, т.к. работать сразу на нескольких вкладках невозможно в принципе.
Для устранения этого в интерфейсе Lightroom предусмотрена очень удобная возможность.
Если щёлкнуть по названию любой вкладки правым кликом, то откроется меню, в котором перечислены названия всех вкладок с инструментами, доступных в Lightroom (см. рис. 02). Сняв галочку перед названием любой из них, можно полностью скрыть её. Только смысла в таком действии я не вижу.
Зато опция «Solo Mode», наоборот, очень полезна. Активируйте её, установив галочку перед названием:
Названия всех доступных пресетов группируются на вкладке Presets левой панели Lightroom:
В результате, когда при обработке кадра вы собираетесь активировать тот или иной пресет, вам приходится:
1. кликом мыши (либо нажатием шорткея с клавиатуры) открыть левую панель;
2. щелчком мыши активировать нужный пресет;
3. кликом мыши (либо нажатием шорткея с клавиатуры) закрыть левую панель.
Следующий совет касается работы с инструментом выставления баланса белого (WB). Lightroom, как и прочие конвертеры, предусматривает две возможности изменения WB:
1. задание цветовой температуры (Temp) и значения оттенка (Tint) вручную;
2. атоматическая коррекция WB с помощью пипетки (WB Selector).
Пипеткой следует кликнуть по той части изображения, которую мы предполагаем нейтральной по цвету. После чего, Lightroom автоматически постарается так скорректировать изображение, что указанный кликом пипетки цвет станет нейтральным.
Крайне редко удаётся сразу найти удачный фрагмент изображения, клик по которому с первого раза даст приемлемый результат. Почти всегда приходится кликать по картинке несколько раз, и вот тут-то нас ожидает засада: в ненастроенном Lightroom пипетка WB после каждого клика автоматически возвращается на панель, и для повторного использования её приходится заново щёлкать мышью. Поверьте мне: это бесит не по-детски!
Чтобы этого не происходило, при активном инструменте WB, сбросьте в левом нижнем углу (см. рис. 05) галочку «Auto Dismiss». Теперь, единожды взяв пипетку, вы работаете ей столько, сколько нужно. И лишь после достижения приемлемого результата, «кладёте» её щелчком мыши по тому месту, где она находится на вкладке Basic.
Следующий совет, строго говоря, не относится к оптимизации. Это просто одна из важных настроек Lightroom, которая незаслуженно игнорируется многими, в том числе и преподами, которые обучают работе в Lightroom. Она касается задания целевого цветового пространства и битности изображений на выходе конвертера.
В случае, когда после Lightroom предвидится доработка в Photoshop:
Особо неудачным является сочетание широченного по охвату ProPhoto RGB и глубины кодирования 8 бит.
В случае, когда сразу из Lightroom экспортируется конечный результат в формате JPEG, битность задавать не нужно, т.к. JPEG всегда восьмибитный. В этом случае параметры, задаваемые в окне Export таковы:
P.S. Если JPEG-и готовятся для публикации в Facebook, параметр Quality рекомендую ставить 100%, т.к. Facebook всегда сильно «пережимает» фото (объём в килобайтах уменьшается примерно в 7 раз).
Подготовка фотографий для обработки.
Перед обработкой фотографий, вам нужно отобрать удачные и пометить их каким-либо способом, чтобы их можно было потом легко найти, если, например, обработка затянется на несколько дней. Пометить фотографии можно несколькими способами. Выберите сами тот, который вам больше понравится.
Первый способ заключается в том, что вы при импорте или при отборе, добавляете к каждой фотографии тэг «к обработке» или типа того. Потом можно в фильтре отображения, установить, чтобы показывались фотографии только с этим тэгом. В библиотеке можно создать смарт-коллекцию, в которую должны попадать фотографии только с этим тэгом. После окончания редактирования фотографии, вы удаляете из нее этот тэг и она исчезает из этой смарт-коллекции.
Кадрирование и выравнивание
Я выбрал для обработки три фотографии. Начнем с друзей, Бендера и доктора Зоидберга. Здесь налицо две проблемы: затемнение в нижней части фотографии и пониженная общая яркость изображения. Плюс, еще мелкие царапины и ненужные объекты, которые мы удалим позже.
В начале, несколько слов о гистограмме. На ней показано количество цветовой информации в стеах и тенях фотографии, отдельно для каждого канала. Здесь же вы можете попробовать подвигать разные ее части, чтобы быстро отрегулировать свет и тени. У меня получилось совсем плохо, поэтому я не беде сейчас этого делать.
Итак, нажимаем кнопку «Crop Overlay » и сразу видим вот такую кадрирующую рамку:
Конечно, все это можно делать и вручную, поворачивая рамку. Тогда на ней появятся дополнительные направляющие.
В поле селектора, возле иконки с замком, можно выбрать один из стандартных размеров фотографии. Кнопкой «X » можно поменять ориентацию обрезки.
На панели есть еще один параметр: «Constrain To Warp «. Он нужен для того, чтобы скадрировать изображение после корректировки линзовых искажений. Когда мы дойдем до линз, напомните мне об этом =)
Итак, все готово, можете нажать «Enter » для применения изменений. Позже, вы можете в любой момент опять нажать на кнопку «Crop Overlay » и скорректировать или отменить обрезку/кадрирование.
Spot removal
Этот инструмент позволяет убирать пыль, царапины и прочий мусор на изображении. Действует он аналогично инструменту «Healing Brush «, в Photoshop, то есть заменяет фрагмент изображения другим, размывая его края, чтобы было незаметно изменение. Опробуем его в действии.
Щелкните на фотографии, чтобы увеличить ее до 100%, особых изъянов я на фотографии не нашел, так что будем считать, что нам не нужна ручка от дверцы на животе Бендера. Ее и уберем. Выберите инструмент «Spot Removal «, и посмотрите на его появившееся свойства. Не густо, но нам их достаточно. Собственно, тут можно менять размер кисти и ее прозрачность. В данном случае, прозрачность мы оставим на 100, а размер можно менять колесом мыши.
Для начала операции, отрегулируйте размер кисти, чтобы он был раза в два больше ручки, щелкните на ее середине и не отпуская кнопку мыши, тяните ее немного вниз, как показано на рисунке.
Вниз ее нужно тянуть, потому что там цвет почти совпадает с цветом, вокруг ручки.
Точно совместите линию дверцы, затем можете отпускать кнопку мыши. Чудеса, не правда ли?
Таким же образом можно убрать и другие дефекты, регулируя размер кисти, при необходимости. И так-же, как и в случае с обрезкой, вы можете поправить любое из вхождений этого инструмента, поместив мышь примерно в то место, где вы производили действие. Там появится два кружка, каждый из которых можно двигать, менять размер и так далее.
Закончили? Нажимаем «Close » или «Enter » или кнопку инструмента.
Кстати, везде, где это возможно, есть своя кнопка «Reset » для сброса изменений и в левой части панели есть прямоугольный переключатель, который позволяетт временно отключать коррекцию, без ее изменения.
Красные глаза
Назначение этого инструмента не требует объяснений. Проблема в том, где взять фотографию для примера =) попробую порыться в Гугле.
Впрочем, сразу же нашлась замечательная фотография, над которой мы и поработаем. Выберите инструмент «Red Eye Correction » и начинайте рисовать окружность от центра зрачка. Она должна покрыть всю область красного цвета. После отпускания кнопки мыши, эта область автоматически трансформируется, чтобы удалить красноту, а вы можете отрегулировать свойства данного действия, на панели инструментов. Параметров тут тоже немного: размер зрачка и затемнение. Ту же операцию нужно проделать и со вторым зрачком. На этом все с красными глазами.
Градиентный фильтр
Вернемся к доктору Зоидбергу. Сейчас нам нужно устранить затемнение фото в нижней части. В этом нам поможет градиентный фильтр. Выбираем его на панели инструментов и щелкнув в нижней части фото, тянем вверх, до самого верха фотографии.
Получилась вот такая рамка с центром посередине, а на панели инструментов появились свойства данного фильтра. В выпадающем селекторе можно выбрать какой-то один параметр, либо просто отрегулировать нужный. Нас, в данный момент интересует параметр «Exposure » или «Brightness «. В данном случае, они действуют одинаково. Увеличиваем немного один из них и остаемся довольными результатом.
Подобных фильтров может быть несколько. На практике, они применяются, например, для затемнения неба, если оно слишком пересвечено, либо, как в нашем случае, для исправления недостаточного нижнего освещения объекта съемки.
Нажимаем «Close » или «Enter » или кнопку инструмента.
Filter brush
Действие этого инструмента аналогично предыдущему, разница в способе применения фильтра. Если там был градиент на весь размер фотографии, то здесь вы можете рисовать кистью произвольные области. У кисти регулируется размер, жесткость, прозрачность и плотность. инструмент настолько простой, что я не вижу особого смысла подробно описывать работу с ним. Если что непонятно, спросите в комментариях.
Баланс белого, цветовая температура и оттенок
Вот мы и закончили разбираться с панелью инструментов модуля «Develop «, теперь перейдем к нижней ее части, то есть, к тональным и цветовым регулировкам. (и к регулировкам четкости, шумоподавления, линзовым искажениям и прочее..)
Для начала посмотрим, что можно сделать с балансом белого. Есть такая фотография. В принципе, цвет ее меня устраивает, но он не совсем правильный, так что попробуем его исправить.
В разделе «Treatment» данной панели есть переключатель «Color » и «Black & White «, то есть, вам надо выбрать, останется ли ваша фотография в цвете или она станет черно-белой. Я решил оставить ее в цвете.
Когда вы выберете белый цвет на фотографии, ее цветовая гамма сразу изменится. Но есть и другой способ. И даже не один.
Хочу заметить, что для большинства случаев, подходит установка «Auto «, с возможной последующей небольшой ручной коррекцией. Но не всегда этого достаточно. В результате моих настроек получился вот такой цвет:
Экспозиция, Recovery, заполняющий свет и blacks
На этой фотографии явная ошибка экспозиции. В любом другом случае, я ее выбросил бы, но так она была снята в формате RAW, это дает ей шанс. Итак, этот снимок сделан с прямой вспышкой, с близкого расстояния, потому фон получился темный, а передний план пересвечен. Я снимал с самодельным кольцевым рассеивателем вспышки, поэтому автоматика ошиблась. Попробуем исправить наши с ней ошибки.
Можно попробовать нажать кнопку «Auto «, в разделе «Tone «. Результат не очень радует.
Разница с предыдущим снимком небольшая, но все-же есть. И последний штрих: я немного увеличил значение параметра «Recovery «, чтобы немного сгладить контраст.
Еще на этой панели есть два параметра: «Brightness » и «Contrast «. Непонятно, что они тут делают вместе с такими мощными инструментами тоновой коррекции.
Presence (clarity, vibrance, saturation)
Следующие три параметра отвечают за контрастность и цветовую насыщенность снимка. Попробуйте покрутить их и увидите, что произойдет.
«Clarity » добавляет объем, повышая локальный контраст. То есть, делает контрастные элементы еще контрастнее.
Вот результат моих манипуляций с этими параметрами:
Tone curve
Color adjustment
Этот инструмент позволяет корректировать оттенок, яркость, и насыщенность для отдельных цветов. Это бывает полезно, когда вы корректируете фотографию с яркими цветными объектами, я взял фрукты для примера.
Таким же образом можно регулировать остальные два параметра. При этом сразу видно, как меняются значения на ползунках.
Это первый способ. Он называется «HSL «, то есть «Hue «, «Saturation «, «Luminance «, то есть «Оттенок «, «Насыщенность «, «Яркость «. Так и написано в заголовке панели. Кстати, прямо под заголовком есть несколько кнопок, с помощью которых можно выбрать какой-либо один параметр для изменения. Либо выбрать несколько, удерживая кнопку «Shift «.
Split toning
А работает этот способ так: вам нужно выбрать два цвета. Один для светов («Highlights «), другой для теней («Shadows «), затем у них можно регулировать оттенок и насыщенность. Ну и баланс между ними. Практическое применение: например, у вас есть фотография, в которой очень завален баланс белого и при исправлении его, в тенях все оказывается красным. Вот этим инструментов, в комплексе с остальными, этот ужас и можно исправить почти полностью.
Резкость и подавление шумов
Возьмем опять Бендера для наших экпериментов. На этот раз мы будем повышать ему резкость и убирать шумы. Для этого служит вот эта панель:
Вот, что у меня получилось:
Теперь попытаемся снизить количество шумов. Делать это можно либо в канале яркости, то есть, убирать шумы на всем изображении, либо давить их в цветовых каналах. Рассмотрим сначала первый способ.
В данном случае, я отказался от увеличения резкости и просто подавил шумы, что и видно из настроек фильтра. По умолчанию, резкость уже немного увеличена в этом фильтре. Убедиться в этом можно, сбросив все настройки.
Вообще, лучше учиться правильно наводить резкость при съемке, так как восстановить ее программными средствами невозможно. Можно немного увеличить, но не более.
Коррекция искажений линзы
Панель «Lens Correction » позволяет исправить искажения, полученные от линзы. У нее есть переключатель о двух положениях: «Profile » и «Manual «. В первом можно выбрать производителя и модель объектива, затем немного покрутить параметры:
И в верхней части есть галка «Enable Profile Corrections «, которая разрешает коррекцию по профилю вообще и под действием которой эта коррекция прибавляется к ручной.
Еще, в секции «Transform » остались параметры:
Эффекты
Эффектами это назвать сложно. Однако, настоящему дзен-фотографу и этого покажется лишнего. Все эффекты заключаются в искусственном виньетировании кадра, со множеством параметров и добавлении зерна для имитации пленочной фотографии.
Это результат моих экспериментов с «Split Toning » и эффектами.
Калибровка камеры
Использование пресетов
Для добавления нового пресета, нажмите плюсик возле заголовка панели. Вы увидите диалоговое окно, в котором можете отметить параметры, которые следует поместить в пресет.
Бесплатно можно загрузить пробную версию Lightroom 4.2 с официального сайта Adobe по адресу http://www.adobe.com/ products/photoshoplightroom/. Она будет работать в течение месяца, а по окончании этого периода, если вы захотите продолжить пользоваться Lightroom, придется приобрести лицензионный ключ.
Мы не будем подробно останавливаться на системных требованиях, Lightroom будет нормально работать на всех более-менее современных компьютерах. Однако для комфортной работы лучше использовать 2- или 4-ядерный процессор и не менее 2 Гбайт оперативной памяти. Однако не забывайте, чтобы использовать более 3,25 Гбайт оперативной памяти вам потребуется установить 64-разрядную версию операционной системы и соответствующую версию Lightroom.
Катал оги Lightroom 3 несовместимы с предыдущими версиями. Если вы раньше пользовались Lightroom версии 2, при установке третьей версии вам будет предложено обновить каталог изображений либо создать новый. Чтобы иметь возможность работать с изображениями в новой версии, выбирайте вариант Upgrade (Обновить). При обнов- лении Lightroom создаст копию каталога, так что вы сможете работать как в старой версии программы, так и в новой.
Рис. 1.8. Для калибровки монитора используется колориметр
Модули Lightroom
Как показано на рис. 1.9, в Lightroom имеется пять модулей: Library (Библиотека), Develop (Обработка), Slideshow (Слайд-шоу), Print (Печать) и Web (Веб). В ходе работы вы можете переключаться между этими модулями для решения различных задач.
Модуль Library (Библиотека) представляет собой основу для решения задач по упорядочиванию снимков (рис. 1.9). В этом модуле вы можете импортировать, просматривать и сортировать изображения, удалять брак и отбирать снимки для дальнейшей обработки. В библиотеке можно объединять свадебные снимки в коллекции и подборки, присваивать снимкам рейтинги, метки, проставлять ключевые слова и редактировать метаданные. Наконец, в этом же модуле можно быстро корректировать снимки.
Рис. 1.9. Модуль Library программы Lightroom
Рис. 1.10. Модуль Develop программы Lightroom
Рис. 1.11. Модуль Slideshow программы Lightroom
Рис. 1.12. Модуль Print программы Lightroom
Рис. 1.13. Модуль Web программы Lightroom
Рис. 1.14. Рабочее пространство Lightroom 3
Рис. 1.15. Панель выбора модулей Lightroom 3
Рис. 1.16. Индикатор выполнения процессов Lightroom 3
Рис. 1.17. Панель инструментов в модуле библиотеки Lightroom 3
В нижней части окна Lightroom располагается панель Filmstrip (Лента снимков), напоминающая фрагмент фотопленки (рис. 1.18). С ее помощью вы в любом модуле можете выбирать требуемые для работы снимки. Кроме того, в верхней левой части ленты располагаются инструменты для быстрого отбора изображений по определенным признакам.
Рис. 1.18. С помощью ленты снимков можно выбирать изображения для работы в любом модуле
Вы можете сами выбрать кнопки, которые будут присутствовать на панели инструментов. Для этого щелкните на треугольной кнопке в правой части панели и в открывшемся меню установите флажки возле нужных вам инструментов.
Организация работы в Lightroom 3
Для эффективной работы с изображениями важно выбрать стратегию рабочего процесса и впоследствии строго ее придерживаться. К счастью, Lightroom изначально создавалась как программа полного цикла обработки свадебных фотографий, поэтому организовать удобный и эффективный рабочий процесс будет несложно.
RAW против JPEG
RAW-файлы часто называют цифровыми негативами, причем каждый такой негатив можно сколько угодно раз «проявлять» с разными параметрами, создавая новые варианты обработки.
RAW-файлы содержат гораздо больше информации, чем JPEG: 12 или 14 бит на пиксел изображения против 8, а это значит, что они гораздо лучше пригодны для обработки. Например, при обработке RAW-файла можно скорректировать экспозицию в пределах одной-двух ступеней без существенной деградации качества снимка. С изображениями формата JPEG такой фокус не пройдет: неизбежно появятся шумы или постеризация.
Использование формата RAW дает свадебному фотографу возможность выставить баланс белого (или цветовую температуру точки белого) уже после съемки. Говоря о балансе белого в бытовом смысле, мы для описания характера изображения используем слова «теплее» и «холоднее». Например, для среднего изображения на рис. 1.19 баланс установлен правильно, и белые лепестки выглядят действительно белыми. Для снимка слева баланс белого смещен в холодную область, в результате белые лепестки приобрели синеватый оттенок. У снимка справа цветовая температура завышена, и снимок выглядит теплее, чем необходимо. Фактически, установка баланса белого влияет на коэффициенты усиления красного, зеленого и синего цветовых каналов в изображении.
Разумеется, у формата RAW есть и недостатки. Во-первых, RAW- файлы занимают больше места на карте памяти и впоследствии на жестком диске (хотя диски и карты памяти в последнее время стоят достаточно дешево). Во-вторых, для обработки RAW- файлов требуется компьютер, время и некоторые навыки.
Рис. 1.19. Один и тот же снимок с разными установками баланса белого
После того как снимки сделаны, весь рабочий процесс может выполняться в Lightroom 3. Он состоит из нескольких типовых этапов.
Прежде чем начать работать с вашими снимками, их нужно импортировать в библиотеку Lightroom. После этого вы сможете просматривать изображения, проводить отбор и сортировку снимков, объединять снимки в коллекции, устанавливать рей тинги, назначать ключевые слова.
Учебник «Adobe Lightroom 3. Практическое руководство фотографа» представлен исключительно для ознакомления, после прочтения вы обязательно должны удалить его, а за покупкой оригинала обратиться к автору или в издательство.