dmx сигнал что это такое
DMX 512. Описание протокола, (краткое)
Стандарт передачи данных DMX-512.
Передача данных по протоколу DMX512 (Digital Multiplex) был разработан в 1986 году комитетом USITT (U.S. Insnitute of Theatre Tecnology) для управления диммерными каналами со световой консоли (пульта) при помощи стандартного интерфейса. До появления протокола DMX контроль над диммерами осуществлялся либо по отдельным несущим проводам, либо при помощи разнообразных цифровых или мультиплексных аналоговых соединений.
Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами, (канал-это не приемный прибор). Несколько включенных одновременно приборов, поддерживающих DMX512, позволяют создавать световые картины и элементы оформления самой различной сложности, как внутри помещений, так и снаружи. По одному каналу передаётся информация для управления одним параметром прибора, например в какой цвет окрасить луч прожектора или на какой угол повернуть зеркало по горизонтали в данный момент чтобы изменить направление лазерного луча.
Протокол DMX512 имеет ряд преимуществ и недостатков, но он получил широкое распространение и сейчас де-факто является главным стандартом создания большинства светотехнических систем. Он отличается простотой и универсальностью.
Стандарт передачи данных DMX512 реализуется асинхронным протоколом (кадры могут быть посланы в любой момент времени, когда линия находится в состоянии ожидания). На практике, большинство световых устройств делают промежутки между кадрами, потому что быстродействие консоли не позволяет подготовить к передаче следующий кадр к моменту отправки предыдущего.
Протокол DMX512 содержит 512 каналов, последовательно пересылающих данные, начиная с канала 1 и заканчивая самым большим номером канала (512), содержащимся в данном устройстве. Не допускается более 512 связанных каналов. Устройства, способные работать с более чем 512 диммерными выходами (декодерами), имеют больше одного порта
DMX512. Каналы DMX512 нельзя путать с каналами устройства или диммера. Канал приемника (декодера) может использовать несколько каналов DMX512 или ни одного.
После окончания сигнала прерывания линия переходит на некоторое время в состояние высокого уровня сигнала. Этот промежуток времени называется “метка после прерывания” (Mark-after-break). После сигнала “метка после прерывания” посылается специальный код. В протоколе DMX512 первый байт, посланный после прерывания, называется стартовым кодом. Для декодера уровень данных этого байта имеет нулевое значение. Стартовый байт с нулевым значением говорит о том, что передаваемые далее байты будут содержать 8-битную информацию об уровнях диммера. Стартовый байт также называют байтом режима, кодом типа, заглавным байтом или заголовком пакета. Остальные 255 возможных стартовых кодов в DMX512 не используются, хотя некоторые из них зарезервированы. Ряд производителей использует ненулевой стартовый код, чтобы сообщить дополнительную информацию, уникальную для конкретных приборов. Изначально стандарт DMX512 был разработан для управления диммерами. Но в настоящее время широко используется для управления движущимися и интеллектуальными приборами и скроллерами. По существу, не имеет значения чем управлять в системе «передатчик-приемник» протокола DMX512, потому что на декодер можно подключить любую нагрузку.
Использование DMX512 позволяет объединять приборы в линии с рекомендуемой максимальной длиной до 1 км. Практически же следует ограничить длину линии до 500 м или использовать усилители сигнала (повторители). Для длинных сетей очень важно качество кабеля. Его сопротивление должно позволять получать не менее 0.2 В на терминирующем резисторе 120 Ом на удаленном конце линии при напряжении 2 В на передающем устройстве. Сечение кабеля должно быть не менее 0,22 мм кв. Сопротивление постоянному току должно находиться в согласовании с характеристическим импедансом (не более 200 Ом на жилу). Во избежание интерференционных процессов и различного рода ошибок все линии DMX512 должны быть изолированы от влияния силового кабеля и не должны пролегать в трубопроводах или объединяться в жгуты с силовыми кабелями.
Все приборы, декодирующие сигнал протокола DMX512, за исключением тех, которые принимают все 512 каналов, имеют средства определения адреса (адресов), на которые данный прибор будет реагировать. Наиболее часто используемый метод адресации – базовый. Выбранный адрес является первым адресом блока последовательно пронумерованных каналов, которые будет воспринимать данное устройство.
Терминаторы и их установка.
Некорректная установка терминаторов или их отсутствие является, пожалуй, наиболее часто встречающейся ошибкой в ненадежно работающих системах DMX512.
Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.
В том случае, когда терминатор не установлен, сигнал, приходя к самому дальнему концу линии, «отражается» обратно по направлению к передающему устройству. При определенной длине линии и определенном стечении обстоятельств этот отраженный сигнал может внести серьезные помехи в настоящий сигнал DMX, что приведет к возникновению ошибок и сбоев. Резистор-терминатор «впитывает» сигнал на дальнем конце кабеля и не позволяет ему отражаться.
В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта. Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии. Однако в линиях DMX512 на одном из концов кабеля всегда установлено только передающее устройство, (т.е. пульт управления), а на другом конце линии всегда находятся приборы, которые только принимают сигнал (без передачи). Поэтому, в линиях DMX512, установка терминаторов нужна только на самом дальнем от консоли конце линии.
Сопротивление терминатора должно соответствовать волновому сопротивлению кабеля. Волновым сопротивлением называется сопротивление линии передачи, имеющей бесконечную длину, при котором, по определению, линия не будет страдать от отражения сигнала. Установка резистора с значением, равным волновому сопротивлению кабеля, на конце линии, приводит к тому, что состояние кабеля, (с точки зрения передающего устройства), изменяется так, как если бы он был бесконечно длинным.
Кабели, используемые для передачи сигнала DMX512, обычно имеют волновое сопротивление в диапазоне от 85 до 120 Ом. Стандарт RS422 (предшественник стандарта EIA485) был оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 100 Ом. Стандарт EIA485 оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 120 Ом. Так как в настоящее время встречаются передающие устройства выполненные как в соответствии со стандартом RS422, так и в соответствии с EIA485, то идеальным кабелем является кабель типа Proplex PC22xx/x, имеющий волновое сопротивление 110 Ом. Этот кабель будет лучшим решением в том случае, если на нем установить терминатор номиналом 110 Ом. Следует отметить, что номиналы в диапазоне от 90 до 120 Ом также дадут хороший результат.
Системы DMX512 могут нормально работать без терминаторов довольно продолжительное время (в случае если их забыли установить или не установили вовсе). Однако, в определенный момент, работоспособность может кончится при внезапном отказе системы по этой причине.
Всегда проверяйте наличие терминаторов. Это можно сделать просто измерив сопротивление между двумя штырьками разъема, отсоединив его со стороны консоли. Значение сопротивления должно быть от 90 до 120 Ом для коротких кабелей и кабелей, имеющих больший порядковый номер в соответствии с американским сортаментом проводов AWG. Для очень длинных линий, это значение может быть несколько больше, так как в этом случае к сопротивлению терминатора прибавляется сопротивление самого кабеля. Слишком большое или слишком малое значение сопротивления сообщит вам о том, что терминатор или не установлен вовсе, или установлен не правильно.
Другим очень распространенным типом терминатора является 5-ти или 3х штырьковый разъем XLR, в который встроен резистор нужного номинала, (т.е. резистор номиналом 120 Ом между 2 и 3 штырьками). Такая разъем просто вставляется в выходной разъем последнего прибора в линии.
Протокол DMX512
Этот протокол описывает цифровую передачу данных от контроллера к оконечным устройствам, управляющим светотехническим и вспомогательным (например, моторами, поворачивающими прожектор в нужном направлении) оборудованием.
DMX512 был впервые предложен в 1986 г. организацией USITT (Американская ассоциация перформативных искусств и развлечений). Используемая сейчас версия стандарта датируется 1990 г. Название расшифровывается как Digital Multiplexing (цифровое мультиплексирование, т. е. использование одной и той же линии для передачи сигналов разным адресатам — англ.), цифра 512 означает число каналов управления. Иногда протокол называют просто DMX, без указания цифр. Создание протокола было продиктовано усложнением осветительной аппаратуры в театрах, концертных залах и шоу-бизнесе. Применявшийся до этого протокол 0 — 10 v требовал подведение к каждому прибору как минимум одной пары (а то и нескольких, если осуществлялось дистанционное управление несколькими параметрами) проводов, что особенно неудобно при гастрольной деятельности.
В качестве основы для DMX512 был взят уже хорошо зарекомендовавший себя к тому времени промышленный интерфейс RS-485, естественно, с изменениями, учитывающими специфику учреждений культуры. Данные передаются по симметричным кабелям с экранированием. Концы кабелей снабжены разъемами XLR. Стандарт рекомендует использовать 5-штырьковые разъемы для предотвращения возможности случайного подключения DMX512 кабеля к аудиоаппаратуре, где используются 3-штырьковые XLR. В реальности же для DMX512 часто применяют ради экономии и 3-штырьковые разъемы, совместимость обеспечивается с помощью переходников. При стационарной установке вместо разъемов могут использоваться винтовые клеммы.
Применения
Помимо сценического, протокол DMX512 оказался очень удобен для интерьерного, садово-паркового и архитектурного освещения.
Широкое распространение DMX512 обусловлено в первую очередь внедрением светодиодных лент, в том числе RGB и с регулируемой цветовой температурой. Такие ленты позволяют дизайнерам реализовать самые смелые замыслы, но при использовании аналоговых методов управления фантазия ограничивается количеством проводов, которые поместятся в кабельном канале. Протокол DMX512 позволяет по-настоящему раскрыть богатый потенциал светодиодных лент.
Размещение прожекторов, управляемых по DMX512 на склоне горы (естественно, с соблюдением всех необходимых экологических требований), позволяет показывать красочные светодинамические шоу. Применяется DMX512 и для управления современными фонтанами. Причем про протоколу DMX512 регулируются не только параметры подсветки, но также высота и направление струй воды.
Праздник создают не только фонтаны, но и светодиодные гирлянды. Особенно эффектно глядятся гирлянды со светодинамическими эффектами типа «занавес» или «сеть». Более-менее сложные световые эффекты в них реализуются, как правило, с применением протокола DMX512. Именно этот протокол используется в гирляндах благодаря предельной простоте установки и настройки оборудования.
Современные решения в области архитектурного освещения часто базируются на DMX512. Применение этого протокола позволяет реализовать самые сложные сценарии освещения без вороха проводов — кабель управления последовательно идет от одного светильника к другому. Управление пикселями в наиболее популярных типах медиафасадов также осуществляется по протоколу DMX512. Скорость передачи данных в протоколе DMX512 составляет 250 кбит/с, что позволяет реализовать на медиафасаде плавное воспроизведение видео.
Принцип работы
Передача данных в базовом варианте DMX512 осуществляется только в направлении от контроллера (master) к оконечному устройству (slave). Подключение оконечных устройств к линии связи осуществляется последовательно. Всего к одной линии можно подключить до 32 оконечных устройств. Длина линии, согласно стандарту, может достигать 1000 м. Правда, специалисты-практики утверждают, что для надежной работы системы лучше ограничить данный параметр значением 500 м. Длина линии свыше 1000 м возможна при использовании репитеров.
В зависимости от количества дистанционно регулируемых параметров, каждый осветительный прибор может иметь один или несколько каналов. Например, если у светильника регулируется только яркость, то он использует один канал. А если яркость и цветовая температура, то уже два канала и т. д.
Контроллер последовательно передает в линию данные по каждому из каналов управления. Наиболее известным вариантом является контроллер, совместимый с пультом, имеющим ползунковые регуляторы, именуемые фейдерами. Главное удобство фейдера — он наглядно демонстрирует уровень регулирования параметра по каждому из каналов.
Пример пульта управления сценическим освещением с фейдерами, поддерживающего протокол DMX512
Каждому органу управления (фейдер, поворотный регулятор, переключатель и т. п.) присвоен определенный номер канала, в котором передаются управляющие сигналы. Оконечные устройства могут быть настроены на те или иные каналы. Таким образом определенной регулировке в контроллере ставится в соответствие определенный регулируемый параметр в оконечном устройстве. Например, фейдеру регулировки освещенности присваиваем канал 1, и тот же номер канала присваиваем диммеру в оконечном устройстве.
Номера каналов, на которые настроены оконечные устройства, могут при необходимости полностью или частично совпадать. Тогда некоторые параметры будут регулироваться одновременно. Например, все диммеры в оконечных устройствах можно настроить на один канал, тогда световой поток всех прожекторов будет регулироваться одновременно, а, скажем, их угол наклона — раздельно.
Бывают оконечные устройства, которые позволяют настроить номера каналов из всего диапазона, а есть устройства, работающие только с определенным диапазоном номеров каналов. Этот момент надо учитывать при выборе оборудования.
Присвоение номеров каналов оконечным устройствам осуществляется одним из следующих способов:
Используемое оборудование
Для сценического освещения чаще всего применяются пульты с фейдерами, поддерживающий DMX512. Помимо регулировки параметров освещения в реальном масштабе времени такие пульты способны выполнять заранее записанные сценарии. Причем сценарий можно записать на самом пульте и сохранить на USB-флешку.
Более компактным и практичным для гастролей является адаптер DMX512, подключаемый к ноутбуку. Современные адаптеры подключаются к USB-порту и обеспечивают передачу в линию сигнала по протоколу DMX512. Управление осуществляется с ноутбука, программное обеспечение предоставляет широкие возможности по созданию разнообразных сценариев.
В системах «умный свет» для управления оборудованием по протоколу DMX512 используются микроконтроллеры, органами управления являются сенсорные или кнопочные панели. Выпускаются и контроллеры, органом управления которых является беспроводной пульт. Если такой пульт работает по радиоканалу, контроллер можно разместить скрытно.
Весьма удобным для домашнего использования решением являются функционально законченные панели управления со встроенной поддержкой DMX. Они не намного сложнее в установке, чем обычные выключатели, пользоваться ими очень просто. Например, в ассортименте бренда Arlight есть такие панели: от простейшей в виде диммера, управляемого поворотом ручки, до устройства, позволяющего управлять RGBW светильниками в четырех зонах.
Профессиональные сценические осветительные приборы обычно выпускаются со встроенной поддержкой DMX512. Для того, чтобы управлять ими по данному протоколу, достаточно лишь вставить кабели в разъемы. В интерьерном освещении используются светильники и светодиодные ленты, не имеющие встроенной поддержки DMX512. Совместно с ними применяются внешние оконечные устройства.
Следует отметить, что, при необходимости, по протоколу DMX можно управлять диммерами светодиодных лент, драйверами светильников и т. п., поддерживающих иные протоколы: SPI, 1-10V, TRIAC. Для этого выпускаются специальные конвертеры.
Для реализации беспроводных решений на основе DMX512 применяются радиоудлинители, работающие в диапазоне 2,4 ГГц. Передатчик и приемник, снабженные антеннами, просто вставляются в разъемы XLR соответствующей аппаратуры.
Развитие стандарта
После 1990 г. новых версий стандарта DMX512 не появилось. Тем не менее, развитие светотехники поставило вопрос о двустороннем обмене данных. Такой обмен стал возможен благодаря расширению Remote Device Management (RDM). Передача данных в направлении от осветительных приборов к контроллеру позволяет в реальном масштабе времени получать информацию о работе приборов и оперативно выявлять нарушение их работоспособности. Это особенно ценно для архитектурного освещения, где оборудование работает в сложных условиях и не всегда есть доступ к нему для контроля его параметров. Примерами оборудования с поддержкой RDM являются декодер Arlight SMART-K23, а также конвертеры Arlight SMART-K29 и Arlight SMART-K40.
Преимущества
Для того, чтобы собрать систему DMX512 и настроить ее, не нужно обладать экспертными знаниями по сетевым технологиям и светотехнике. Достаточно лишь, чтобы вы не прогуливали уроки физики в школе. Поскольку изначально DMX512 разрабатывался с учетом гастрольной деятельности, можно очень быстро развернуть систему на основе DMX512 для обеспечения праздничной иллюминации. Цены на оборудование DMX512 очень низкие по сравнению с другими системами управления.
Недостатки
Контроль за соблюдением стандарта DMX512 довольно слабый, так что иногда появляются образцы аппаратуры, не совместимые друг с другом, хотя их производители декларируют поддержку данного протокола. Поэтому, если вам нужно несложное решение, которое не потребует дополнительных работ по сопряжению техники, лучше ограничиться аппаратурой от одного производителя. В ассортименте ведущих брендов, в том числе и Arlight, можно найти разнообразные контроллеры и оконечные устройства.
Dmx сигнал что это такое
Работаем с юридическими и физическими лицами. Личный менеджер. Все формы расчетов.
Бесплатные консультации, подбор товара под ваши требования. Доставим по РФ и СНГ.
Клуб или ресторан, намеренный проводить мероприятия больших масштабов, вечеринки и фестивали, не сможет обойтись без контроллера DMX стандарта. Устройство решает две задачи:
Популярная на рынке генератор спецэффектов модель DMX 512 отличается от аналогов способностью генерировать ритмы света. DMX (Digital Multiplex )-стандарт представляет собой цифровой протокол, в рамках которого несколько объединенных устройств успешно взаимодействуют по каналу 512.
Характеристики DMX
Оборудование, работающее в рамках Digital Multiplex делятся на две категории: активные и пассивные. Для первой характерной особенностью становится возможность подключать и контролировать несколько устройств. Контроль производится дистанционно. Такой тип генератора способен создавать самые лучшие и впечатляющие спецэффекты. Второй тип, называемый пассивным, может осуществлять свои функции только при посредстве программного обеспечения, установленного в контроллере.
Используемый для функционирования протокола кабель с небольшим сечением упрощает его работу, что повышает интерес потребителей к DMX-оборудованию. Управление системой генерации эффекта осуществляется при помощи пульта, которым и является контроллер. Он предоставляет пользователям высоко ценимую возможность дистанционного управления процессом генерации световых эффектов. Если пульт верно настроен и отрегулирован, то оттенки цвета будут выглядеть одинаково ярко и насыщено и непосредственно рядом и если отойти на 120 шагов.
В качестве источников допустимо выбирать любые LED-варианты, настроенные на требуемую волну. Ими могут стать RGB-ленты или прожекторы, всевозможные светодиодные светильники. Пользователь, ориентируясь в конкретной ситуации, вправе выбрать автоматический или ручной режим управления. Диммер, один из видов контроллеров, способен с успехом корректировать параметры излучения света как непосредственно оператором, та и на установленном автоматическом режиме. Еще один тип управляющих систем,
Control DMX, отвечает за яркость и оттенки цвета. Все приборы, работающие со стандартом DMX 512, должны соединяться проводами, относящимися к той же категории. Контакты у кабеля могут иметь 3 или 5 разъемов.
Чем обеспечивается функциональность протокола для управления светом
Различные сложные и эффектные сценарии управления светом на вечеринках обеспечиваются использованием устройств, работающих со стандартом DMX 512. Крупные мероприятия требуют необходимости одновременного задействования множества источников света. Одновременный контроль за ними очень сложен и иногда невозможен. Вызывающая вопросы цифра 512 показывает, каким количеством каналом может управлять оператор при помощи единственной линии. Протокол позволяет сдавать уникально сложные проекты, при этом он крайне легок в управлении и овладеть навыками его использования несложно.
Эти достоинства вызывают интерес к нему у пользователей, предпочитающих простоту и ясность. А универсальность и возможность создавать уникальные эффекты добавляют шарма. Код, лежащий в основе системы управления, разбирается с исходящими сигналами, создавая комбинации с высокой и частотой световой волны. Код содержит 8 бит памяти, постоянное взаимодействие с другими превращает содержимое информационного потока в байты. Объем информации достаточен для управления устройствами. Асинхронный тип работы 512 говорит о том, что информация передается не сплошным потоком, а пакетами, с небольшими промежутками.
Оборудование, в основном, поставляет крупный мировой производитель интеллектуального освещения Milight. В ее каталоге все типы контроллеров, включая RGBW. Специалисты с удовольствием изучают предложения, так как оборудование нужного стандарта существует в разных версиях. Гарантия производителя и привлекательные условия доставки повышают интерес к приборам контроля света. На заметку покупателю – при приобретении оборудования нужно удостовериться в аутентичности его происхождения, это снизит риски некачественной работы.
Разделы
(англ. Digital Multiplex) — стандарт, описывающий метод цифровой передачи данных между контроллерами и световым, а также дополнительным оборудованием. Он описывает электрические характеристики, формат данных, протокол обмена данными и способ подключения. Этот стандарт предназначен для организации взаимодействия на коммуникационном и механическом уровнях между контроллерами и оконечными устройствами, произведёнными разными производителями. Версии 1986 и 1990 также описывают требования к кабелям и способам их прокладки в помещении. Обозначение «DMX512» есть сокращение от англ. Digital Multiplex с 512 индивидуальными информационными каналами. Контроллеры бывают разные. Существуют пульты управления или usb dmx контроллеры управления.
Описание
Для перехода с одного типа разъема на другой, используются переходники, имеющиеся в арсенале любого светотехника. Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами, (не путать каналы с приборами, один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Подробнее о организации сети DMX смотрите в нашей статье. Несколько (обычно чётное число) работающих одновременно аппаратов, поддерживающих DMX512, позволяют создавать световые картины и элементы оформления самой различной сложности, как внутри помещений, так и снаружи.
Протокол DMX512 имеет ряд преимуществ и недостатков, но он получил большое распространение и сейчас де-факто является основным стандартом для большинства светотехнических систем. Он отличается простотой, привлекательной для производителей устройств, поддерживающих этот стандарт, и универсальностью при его использовании, что положительно оценивается конечным пользователем.
До появления протокола DMX 512
До появления единого цифрового протокола управление проводилось по отдельным проводам с управляющим напряжением, идущим к каждому устройству, или с помощью разнообразных цифровых и мультиплексированных аналоговых связей. Например, широкое распространение получил аналоговый интерфейс «0-10 вольт», по которому к каждому устройству протягивался один кабель. Система успешно использовалась при небольшом количестве приборов, но при увеличении их числа оказывалась слишком громоздкой и неудобной, как в построении, так и в управлении и устранении неисправностей. Эта и другие аналоговые системы были громоздкими, дорогостоящими и не имели единого стандарта. Они требовали специальные адаптеры, а также усилители и инверторы напряжения, для того, чтобы подключать диммеры одного производителя к управляющим консолям другого. Цифровые системы также не отличались универсальностью, они были несовместимы между собой, и зачастую используемые интерфейсы скрывались разработчиками. Все это было явной проблемой для пользователей таких систем, поскольку они, выбирая одну систему, были скованы выбором всего оборудования у того же производителя в соответствии с тем же стандартом.
Подробное описание протокола DMX 512
Пожалуйста, помните, что этот документ носит описательный характер, и не заменяет полный текст стандарта USIIT DMX-512 (1990г).
1. Описание протокола и преимуществ DMX-512 2. Описание разъемов кабелей и терминирования DMX-512 3. Система соединения приборов с использованием DMX-512 4. Описание системы адресации и методика установки необходимого адреса в DMX-512
Вступление
Развитие требований к художественному оформлению зрелищных предприятий, ресторанов, кабаре, дискотек и т.д, привели к пониманию недостаточности “обыкновенных“ т.е. просто работающих от звука световых приборов, благодаря чему и был создан новый класс приборов: управляемых на расстоянии. У нормального человека может появиться вопрос: зачем нужны приборы, которыми еще нужно управлять, если есть отличные аппараты, которые работают сами, и при этом весьма не хило работают, надо сказать!? Ответ прост как двери. Если у Вас парочка приборов, то тратить время и деньги еще и на управление ими – неразумно и смешно. А если приборчиков поболее, то некоторое время можно выходить из положения, по очереди включая и выключая их. Но, как только Вам понадобится провести какую-то сюжетную линию в своем шоу, то есть внести в него мысль, а к этому приходят все гармонично развивающиеся предприятия, становится ясно: если светить одним и тем же прибором на девчонок из кабаре, приглашенных певцов, эстрадных артистов и прочая, то это быстро надоест посетителям, и они пойдут в другое место, чего конечно допускать нельзя.
Описание протокола и преимуществ DMX-512
Вот тут Вам на помощь приходят протоколы управления световыми приборами. До эры цифровой техники самое большое распространение получил аналоговый протокол – так называемый 0-10 вольт. Очень хорошая система, достаточно гибкая, быстрая, но требующая чтобы к каждому прибору протягивали отдельный кабель с таким числом жил, сколько каналов требует прибор. Если приборов несколько, то кабелей получалось не очень много, и жить было можно. Но увеличением числа приборов, а главное в случае обрыва или к.з. в кабеле, становилось тоскливо.
Срочно требовалось сократить кабельное хозяйство. Было создано и опробовано несколько разных цифровых стандартов, но достаточно хорош оказался только DMX-512 созданный в 1986г и 1990г ставший стандартом де факто. DMX-512 предназначенный для управления световыми приборами, создан на основе стандартного промышленного интерфейса EIA 485 (часто называемого RS 485), который использовался для компьютерного управления промышленными роботами и автоматизированными станками. Стандарт DMX-512, позволяет управлять по одной линии связи, одновременно 512 каналами, (не путать каналы с приборами, один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Несколько понимающих DMX-512 аппаратов, (обычно четное число), работающих одновременно, позволяют создавать световые картины и элементы оформления самой различной сложности, как внутри помещений, так и снаружи. Эффект достигаемый грамотной подсветкой, колоссален, и чаще всего, недоступен другими средствами. Для передачи данных управления в этих системах, и используется последовательный цифровой протокол связи, и всего два провода в экране, кабель очень похожий на микрофонный. Число 512 означает число каналов передачи информации. По одному каналу передается один параметр прибора, например в какой цвет окрасить луч, какой рисунок (гоботрафарет) выбрать, или на какой угол повернуть зеркало по горизонтали в данный момент, т.е. куда будет попадать луч.
Хотя буква стандарта требует пяти контактного разъема как уже нами говорилось, большинство приборов использует трех контактные разъемы. Разъем со штыревой группой (папа) это вход сигнала управления в прибор, с гнездовой группой (мама) выход сигнала на следующий прибор. Распайка кабеля показана в табл.1. Одинаковые номера контактов соединяются. В трех контактных разъемах, отсутствующие контакты просто не используются. Металлический корпус разъема никуда не присоединять не надо.
№ контакта | Провод | Сигнал |
---|---|---|
1 | Экран | Земля/возврат/0v |
2 | Внутренний провод (обычно черный) | Дополнительные данные, (-) инвертированные |
3 | Внутренний провод (обычно белый) | Прямые данные, (+) не инвертированные |
4 | Внутренний провод (обычно зеленый) | Запасные дополнительные данные |
(-) |
Система соединения приборов с использованием DMX-512
Работа приборов в условиях сильных радио помех которые создают терминалы мобильной связи, (т.е. Мобильные телефоны), близлежащие телецентры, и т.д, электро и осветительное оборудование: лифты, рекламные вывески, театральный свет, лампы дневного освещения или просто неправильная прокладка DMX кабеля, может сопровождаться хаотическим ‘подергиванием’ на фоне нормальной работы приборов.
Стандартом не рекомендуется подключение более 32 приборов к одной линии DMX 512.