donda что это значит
Donda что это значит
О том, как мамино имя воодушевило артиста на создание самого заметного креативного агентства хип-хоп культуры
Фирма получила название в честь покойной мамы Канье. Теперь он воплощает собственные и мамины мечты, удивляет людей и бесконтрольно прогрессирует. ‘Ye хочет строить парки развлечений и города, шить одежду и увеличивать список работников «DONDA», добавляя архитекторов, писателей, публицистов, дизайнеров машин, банкиров, адвокатов, докторов, учёных, учителей, диджеев, дизайнеров видеоигр, диетологов и прочих. Мы посмотрим на некоторые работы арт-агентства.
Тур «Watch The Throne»
Из тура «WTT» люди узнали, что парни могут носить кожаные юбки и килты, но концерты прославились не только этим. Кульминация шоу — выдвигающиеся кубы, которые меняют цвет или показывают видео на гранях. А ещё там был очень большой флаг США.
Фильм «Cruel Summer »
23 мая на Каннском фестивале впервые представили 26-минутный фильм «Cruel Summer». Критики приняли картину тепло, но широкой публике её так и не показали, хотя обещали опубликовать в интернете сразу после премьеры. Абсолютно никаких видео с мероприятия нет по сей день, к большому сожалению.
На 7 огромных экранах подписанты лейбла «G.O.O.D. Music» предстали в образах актёров. Действия происходят в Катаре под песни из альбома «Cruel Summer» и записанные специально для кино (они так и не увидели свет). Kid Cudi (главный герой) и Pusha T крадут две «Ламборджини» и удирают от копов по ночным улицам города. В целом сюжет таков: Кади — грабитель, который теряется в пустыне и попадает в дворец из параллельной вселенной, где влюбляется в слепую арабскую принцессу. Отец (сам Канье) говорит герою Каддера, что благословит их, если он сделает его дочь зрячей.
Несколько других интересных подробностей:
— банда воров Кади называется «Lamborghini Dons» (не упоминается в фильме, рэпер сказал об этом в личном разговоре с журналисткой «Vulture»). Протагонист решил сколотить подобную команду в честь своего отца, который тоже был грабителем;
— принцесса живёт во дворце, где повсюду натянуты золотые струны, когда-то установленные её мамой. Поэтому девушке легче ходить и бегать, играя на них;
— все струны подходят к трону принцессы, напоминающему тот, что в сериале «Игры престолов»;
— Кади видел барышню до этого, но не успел познакомиться, его схватили охранники и посадили в тюрьму. Там он знакомится с героем Азиза Ансари (известный актёр и комедиант, — прим. ред.);
— избитый и заброшенный Кади оказывается в пустыне;
— затем он обматывает себя арафаткой и становится похожим на мумию, стоящую против песчаной бури;
— чтобы принцесса могла видеть, Кади перебирает струны, и они начинают играть музыку. Из-за каждого звука загорается яркий свет, как в фильме «Близкие контакты третьей степени».
Уэст о семи экранах: «Идея с семью экранами связана с пост-Джобс, пост-Windows эрами, когда мы постоянно утыкаемся в BlackBerry или любые другие гаджеты, приходя на спортивные состязания. Я заметил, что в кинотеатрах или засыпаю, или разговариваю с кем-нибудь, или клацаю телефон, потому что смотреть на один экран скучно. Ты начинаешь отвлекаться и думать о другом. На семи экранах же постоянно что-то происходит, ты смотришь то туда, то туда, запоминаешь, соединяешь в одно целое, сосредотачиваешься».
Обложка журнала «Complex», выпуск с G.O.O.D. Music за август-сентябрь 2012-го
Лица артистов расставили в форме креста. Название статьи, впрочем, соответствующее — «New Religion». Работа выполнена в привычной гамме: красные, чёрные и белые цвета. Перевод материала публиковался на нашем сайте.
2 Chainz «Based on a T.R.U. Story» и «B.O.A.T.S. II: Me Time»
Дизайнеры «DONDA» восприняли имя рэпера буквально и не стали изобретать велосипед. «Хмм, его зовут Две Цепи? Ну, давайте поместим на обложку две цепи? А в следующий раз сделаем то же самое, только чуть приблизим, да?», — вероятно, в студии совещание проходило именно так. В делюкс-версии первой части мы также можем наблюдать куртку Chanel. Самое смешное, смотрится действительно круто. Ребята показали, что не нужно всегда быть суперконцептуальным, простота — дорога к гениальности.
G.O.O.D. Music «Cruel Summer»
Эта обложка помогла компании сильнее сосредоточиться на создании чего-то более запоминающегося и выйти за рамки типичных «коверов». Голая скупльтура женщины, обвитая цветами, напоминает произведения искусства Древнего Рима или Древней Греции. Все детали 3D-модели рассмотрите в специальном 30-секундном ролике. 400 часов потратили на сотворение маленького шедевра.
Концерт Канье Уэста в Атлантик-Сити
Айсберги, океан, снежные долины, лес, метель, млечный путь можно увидеть на здоровенных экранах, установленных по концертному залу, пока Yeezy скачет на сцене в маске «Maison Margiela».
A$AP Rocky «Long.Live.A$AP»
На «Long.Live.A$AP» «DONDA» решила показать чёрно-белое изображение A$AP Rocky, обёрнутого в американский флаг. Отличное дополнение стиля Pretty Motherfucker, тем более зная, что он носил его раньше. Эффект поломанного телевизора в гиф-анимации как нельзя лучше передал тёмную атмосферу альбома.
Lil Wayne «I Am Not a Human Being II»
Странно, но на обложке Weezy не женский половой орган. Скорее бабочка, прилетевшая из постера фильма «Молчание ягнят». Казалось бы, причём тут бабочка? А вот как объяснил наличие насекомого Канье: «Бабочка проходит через много форм, через множество этапов в жизни, но она всё равно остаётся красивой. В то же время уродливой, и в то же время красивой». «Как я», — добавил Lil Wayne. Самый сок в «гифке», опять. Бабочка как бы улетает от смерти. Очередная отсылка к чуть не случившейся гибели Tunechi от передозировки? Да тут и сомневаться не стоит.
Поделиться артом к синглу «Love Me» мы просто обязаны. Техника «GIF» для дизайна обложек применялась и раньше, но «DONDA» перенесла её на новый уровень.
Pusha T «My Name Is My Name»
В делюкс-издании видно, как King Push произносит коронное «Yuugh ».
Kanye West «Yeezus»
Просто «ничего», просто самая обсуждаемая обложка прошлого года.
Проекции «New Slaves»
На 66 зданиях по всему миру представили видео, где Канье Уэст исполнял «New Slaves». Сначала событие было для всех неожиданностью, а затем Канье твитнул ссылку на свой сайт с указанием времени и мест показа проекций. Отличный маркетинговый ход в результате собрал на YouTube 2 миллиона просмотров за один день.
Проект «Пожалуйста, добавь граффити»
«Никто не сделает обложку «Yeezus» лучше, чем фанаты Канье», — решили в «DONDA» и запустили проект «Пожалуйста, добавь граффити». Из тонны альтернативных «коверов» выберите хотя бы один для себя, если не понравился официальный. На сайте «YeezyGraffiti» их полно.
Короткометражный ремейк фильма «Американский психопат»
В пародии на легендарную картину Скотт Дисик (муж сестры Ким Кардашьян) сыграл Патрика Бэйтмана, Пола Аллена — Джонатан Чебан (лучший друг Ким). Вместо альбомов группы Huey Lewis and the News «Sports» и «Fore!» герой рассказывает о «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» и «Yeezus» Канье.
Big Sean «Hall of Fame»
Обложка альбома Биг Шона выглядит, как обложки альбомов в 90-х. Что-то в стиле TLC или футболок «Hypercolor», меняющих цвет из-за температуры. Не зря диск про воспоминания.
John Legend «Love in the Future»
Джон Ледженд посвятил пластинку своей жене Кристин Тейген, поэтому и поместил на обложку гвоздики. Девушки любят цветы, ведь так?
Travi$ Scott «Owl Pharaoh»
Самый живописный «ковер» арт-агентства представляет собой прячущегося за листьями Трэвиса Скотта. Правильно, нечего детей пугать.
Другие проекты можно найти на сайте одного из дизайнеров компании, Джо Переза.
Каким получился десятый студийный альбом Канье Уэста Donda
Канье Уэст обещал выпустить альбом Donda 23 июля 2021 года. Затем релиз переносился несколько раз — одни фанаты теряли веру в артиста, другие с еще большим предвкушением ждали десятую пластинку музыканта (последний альбом Jesus is King Уэста вышел в 2019 году).
Пока музыкальные критики гадали, ждать ли вообще новых треков, Канье поселился на стадионе Mercedes-Benz в Атланте в крохотной комнате, где не было ничего, кроме матраса и компьютера с музыкальным оборудованием. Он анонсировал, что 7 августа на стадионе состоится первая презентация альбома. В назначенный день Канье действительно вышел на совершенно пустую сцену, застеленную специальным покрытием для проекта. Во время презентации Уэст бегал, стоял на коленях, танцевал и плакал — в одежде из невышедшей совместной коллекции Yeezy и Gap и в полупрозрачной маске.
Все полагали, что после этого шоу студийная запись альбома Donda появится в свободном доступе. Но нет. Канье решил, что пластинка пока не доработана, и провел еще две масштабные презентации, срежиссировать которые Уэсту помогал самый успешный казахстанский клипмейкер и режиссер Айсултан Сеитов (он автор клипов Afrika Ивана Дорна, A lot 21 Savage иJ. Cole, Red Room Offset, Hey, Guys Элджея и многих других). Самой эпичной и безумной получилась третья презентация, во время которой Канье инсценировал самосожжение и снова сыграл свадьба с Ким Кардашьян. Уэст покинул сцену вместе с бывшей супругой, из-за чего все думают, что артист и Кардашьян снова сошлись. В этом же шоу приняли участие Мэрилин Мэнсон и рэпер DaBaby.
Когда, казалось бы, Канье довел альбом до идеала, он пообещал выпустить сольник 3 сентября — в тот же день, когда должен был случиться релиз альбома Certified Lover Boy Дрейка. Уэст и Дрейк уже много лет соревнуются в популярности и подкалывают друг друга в треках, так что это вполне логичный маркетинговый ход. Но вдруг, совершенно внезапно без каких-либо пресс-релизов или хотя бы анонсов в социальных сетях Уэста, пластинка Donda стала доступной на всех стриминговых платформах 29 августа.
Но разумеется, все снова не так просто. Спустя несколько часов после релиза Канье заявил в Instagram, что лейбл Universal выложил альбом без его согласия. Также он рассказал, что студия удалила трек Jail pt 2, в записи которого принимал участие DaBaby. Скорее всего, такое решение студия Universal приняла из-за недавнего скандала с музыкантом, позволившим себе гомофобные и сексистские заявления. В США DaBaby столкнулся с полноценным феноменом отмены, поэтому лейбл пытался избежать негативной повестки.
В ночь с 29 на 30 августа альбом Donda перезалили на всех платформах, после чего вторая версия трека Jail (первая — это тоже «фит», но с исполнителем Jay-Z) появилась в списке композиций. На данный момент Donda состоит из 27 треков, общая продолжительность которых 1 час 49 минут.
Десятый альбом Канье Уэст посвятил своей маме, которую очень любил. Донда Уэст всегда поддерживала сына и верила, что его увлечения музыкой принесут плоды. Канье было всего 13 лет на момент записи первой студийной композиции, которую оплатила его мама. Донда поддерживала сына во всех начинаниях и никогда не сомневалась в его гениальности. Даже когда Канье решил бросить университет, в котором Донда преподавала английский язык, она, хоть и рассердилась, позволила сыну уйти с головой в творчество. В результате в 2004 году он выпустил свой первый сольник The College Dropout, который довольно быстро принес артисту славу. В 2005-м Канье получил «Грэмми» в номинациях «Лучший альбом года» и «Лучший рэп-альбом» за эту пластинку.
Донда была первым менеджером Уэста, она ездила с ним на большинство выступлений, сопровождала его на церемониях и премиях, давала советы по поводу интервью и участия в телевизионных шоу. Поэтому, когда в 2007 году в возрасте 58 лет она скончалась из-за осложнений после пластической операции, для Канье это стало настоящим ударом. Причиной смерти Донды стали проблемы с сердцем, о которых она то ли не сообщила хирургу, то ли не знала. После этого случая губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер даже издал «закон Донды Уэст», обязывающий пациентов сообщать врачам все о своем здоровье перед пластическими операциями.
Вокруг шум: почему Donda Канье Уэста — самый важный альбом 2021 года
За последние несколько дней Канье Уэст сгенерировал столько информационных поводов, сколько большинству популярных музыкантов не удается за всю творческую карьеру: официально изменил имя на Йе, выстроил посреди стадиона Soldier Field в родном Чикаго копию своего родного дома, выпустил специальный плеер для проигрывания альбома Donda, помирился и записал дуэт с Джей-Зи, заменил куплет Джей-Зи на куплет рэпера DaBaby (как метко выразились в англоязычном твиттере, «это все равно что в последний момент подменить котлету в бургере говном»), поджег себя, выпустил совместную с Balenciaga капсульную коллекцию одежды и, кажется, помирился с Ким Кардашьян — по крайней мере, она постоянно торчит на Mercedes-Benz Arena и выкладывает оттуда фотоотчеты в инстаграм (в отличие от якобы новой пассии Уэста Ирины Шейк, которая ни на какой арене не торчит и никакие отчеты никуда не выкладывает).
Существует серьезная вероятность, что Канье придумал еще несколько затей за время, пока пишется этот текст, — и еще несколько, пока вы его читаете. Многие успели высказаться в том смысле, что альбом Donda можно уже и не выпускать: бесконечный перформанс, в которую превратил свою жизнь Уэст, интереснее, чем любое музыкальное высказывание.
Разумеется, утром воскресенья Donda вышла на всех музыкальных стриминговых сервисах.
Канье Уэст приложил столько осознанных усилий для того, чтобы его музыка находилась в тени его эго, что говорить о Donda имеет смысл исключительно с музыкальной точки зрения, оставив за скобками все перечисленное в первом абзаце этого текста. Для этого потребуется ретроспектива.
Краткое содержание предыдущих серий: первые три альбома Уэста (The College Dropout, Late Registration и Graduation 2004, 2005 и 2007 года соответственно) были, в сущности, одним произведением, разделенным на три части — новое слово в рэпе того времени; финальное доказательство уже не сильно нуждавшегося в доказательствах факта, что хип-хоп — это поп. Похожие по звуку и общему, что называется, вайбу вещи на тот момент уже делали The Neptunes, Clipse, Коммон и другие интеллектуалы жанра, но только Канье Уэст смог перенести этот звук из наушников нью-йоркских хипстеров на стадионы всего мира.
В 2008 году Канье выпустил 808s & Heartbreak — пластинку, противоположную по смыслу всему, что он делал раньше. Эмо-рэп и экспериментальный R&B (так называемое «нытье») в противовес задорному рэпу юного властелина мира; синтезаторные звучки вместо жирных басов; осознанный минимализм в противовес эксцессу. Это важный момент в творческой биографии артиста: после коммерческого и критического успеха 808s Канье окончательно понял, что ему можно все.
Следующий альбом, My Beautiful Dark Twisted Fantasy 2010 года, качнул маятник в обратную сторону: барочный продакшен (стоимостью в три миллиона долларов — это один из самых дорогих в производстве альбомов в истории музыки), приглашенные гости в диапазоне от Элтона Джона до RZA, общий настрой тяжелого лакшери, ставший ключевым ощущением нулевых во всем мире. Уэст, как Филипп Киркоров, вошел в первую декаду XXI века осознанным королем поп-музыки — правда, от этого статуса быстро устал.
Yeezus (2013) был спродюсирован музыкальным инноватором (согласно другим мнениям, городским сумасшедшим) Риком Рубином и представлял собой перегруженную басами истерику. На этой пластинке Канье то плакал, то смеялся, то щетинился, как еж; критики назвали Yeezus «намеренно отталкивающим» — и это, разумеется, был самый важный альбом в дискографии артиста. Внимание, спойлер: таким он остался по сей день.
Вышедший в 2016 году The Life of Pablo прозвали, за неимением лучшего определения, музыкальным блогом: альбом принял финальную форму только тогда, когда Канье надоело им заниматься. До этого момента треки на нем менялись местами, приобретали новые аранжировки и куплеты и дополнялись — эпоха смерти физических носителей и окончательного переезда музыки (и всего остального) в интернет получила свой ключевой символ. С музыкальной точки зрения Pablo был самой модной в хорошем смысле слова пластинкой Уэста: гениальный Мэдлиб сделал трек No More Parties in LA, суперзвезда андерграундного хип-хопа Хадсон Мохок — FML и Freestyle 4, безумный гений Cashmere Cat — великую песню Wolves.
После Pablo Канье, казалось, поломался: альбом 2018 года Ye забывается еще во время того, как играет; последовавший в 2019 Jesus is King оказался натурально сборником псалмов.
Эта предыстория важна для понимания только что вышедшего альбома Donda: как мы помним, за последние полтора десятка лет Канье успел последовательно осознать себя новатором, эмо, королем вселенной, агрессором, модником, не вполне психически здоровым (на обложке Ye написано «Биполярное расстройство — это круто») и новообращенным верующим.
В Donda все эти состояния Канье Уэста собраны под одной обложкой — супрематистским черным квадратом без единого символа.
Через запятую на альбоме следуют: звуковой акционизм (минута выкриков в Donda Chant), духоподъемный стадионный рэп (две версии трека Jail — одна с Джей-Зи, вторая с DaBaby; см. «бутерброд с говном»), жирный люксовый бас (Junya), моднота (Keep My Spirit Alive с участием главных открытий последнего времени — Westside Gunn и Conway the Machine), надрыв (правда, какой-то неискренний, зато сразу в нескольких треках — см. Off The Grid и Tell the Vision) и псалмы (Jesus Lord в двух частях общим хронометражем двадцать минут). Это перегруженная и неровная пластинка, состоящая из 27 треков почти на два часа; слушать ее подряд утомительно, а слушать урывками — невозможно, потому что Donda больше суммы собственных составных частей. Человека, незнакомого с творчеством (и удивительными приключениями) Канье Уэста, Donda, наверное, оставит в недоумении — другой вопрос, что таких людей в мире, кажется, не осталось.
Все это с трудом поддается осмысленной деконструкции. Donda — срез современного рэпа (именно рэпа, с поп-музыкой в классическом понимании этого термина Канье больше не заигрывает) и заключительный итоговый концерт в честь окончания определенного периода жизни артиста. В пиковые моменты альбома Канье напоминает, почему в 2004 году с первой попытки стал суперзвездой. Почти во все остальные моменты альбома Канье напоминает, почему в последние годы стал персонажем мемов и шуток про старика Кардашьяна. Искренняя вера принципиально противоречит гордыне (см. «смертный грех»). Balenciaga и Бог — антонимы. Канье Уэст — не спаситель рэпа от рэпа (и от самого себя).
Ничего важнее Donda в 2021 году еще не выходило.
В процессе работы над этим текстом выяснилось, что лейбл якобы выпустил альбом без ведома Канье Уэста — и не доложил туда важную (если верить самому Канье, ключевую для произведения) песню Jail Pt.2.
Многие считают, что презентации «Donda» на стадионах нужны были «для пиара». Нет, это отдельный акт искусства
Дорогой рэпер, это мое третье эссе на тему «Искусство и рэп». Два других можно найти в хайлайтах инстаграма @danieltrbn. Моя задача максимум сделать так, чтобы ты не смог больше развидеть символический слой реальности и кайфанул от того, сколько красок и глубины он привносит в наш мир. Это знание поможет получать больше удовольствия от наблюдения, но, может быть и так, что оно повлияет на твой подход к творчеству.
Канье Уэст знаменит своими громкими высказываниями. Одно из них — про Donda — запечатлел участник его команды на меловой доске: «Это не альбом года, а альбом жизни». Эта надпись может быть /и скорее всего/ просто шутка одного из членов его команды, отсылка к твиту Канье 2016 года про «The Life Of Pablo». Но что если на самом деле это очень точное описание того, что мы пережили на последних трех презентациях, а не просто бахвальство, которое несет одинаковый смысл, сказанное из уст Канье, Дрейка или Моргенштерна?
Альбом «Donda» посвящен маме артиста, которая погибла в следствии осложнений, возникших после пластической операции. Канье давно собирался создать монумент Донде и его альбом + три презентации — он и есть. Но что значит «Посвящение маме»? То, что мы видели на listening parties совсем не похоже на оду великой героине. Перформансы напоминают древнегреческие трагедии, где главный герой Канье, а не Донда. Потому что:
Так уже интереснее, потому что потеря — это сюжет, то есть динамика, а не статика. «Какая классная была Донда» скука, «Как мир почти разрушился из-за ее смерти, но я выдержал и выжил» другое дело. Так почему же «альбом жизни»?
Дело в том, что за три презентации Канье рассказывает всю историю своей жизни (и творческой тоже), начиная с 2007 года, того самого, когда ушла Донда. Это история артиста, который добивался успеха, чтобы показать миру, как тот несправедлив, когда забирает близких. Это история сильнейшей боли, которая сначала дала триумф, а потом чуть ли не разрушила артиста до основания. Это история большой спасительной любви, которой сегодня больше нет, но осталась теплая дружба. Это документалка о Канье, которую не снимет Netflix.
Итак, первая презентация. Дисклеймер: каждое описание презентации начинается с так называемого «Путь героя» — круг, который линейно рассказывает о ходе презентации. Вокруг и внутри круга референсы, цитаты и прочее важное. Для всех трех презентаций есть один большой объединяющий круг в самом конце. Короче, это как настольная игра, только кубик кидать не надо.
Первая презентация Donda в Атланте. Маленький Тэтсуо совсем один
Странная обложка с красным силуэтом, не правда ли? Если помните, до нее была довольно-таки великая, отсылающая к нью-эйдж аэрографии Пьера Луи Оврэ. И тут вдруг: немного блеклая, тревожная фигура женщины. Конечно, это очень точная и важная обложка. Картина, на основе которой она создана, принадлежит художнице Луизе Буржуа, важной темой творчества которой была, да, тоже утрата мамы. Но это не все.
Картина Femme написана в 2007 году, когда погибла Донда и напоминает она не просто женщину, а образ Великой матери, Венеры Вилендорфской, одной из первых скульптур, найденных на данный момент. Великая мать — это архетип всеобъемлющей создательницы мира. Она напоминает о древнем культе Матери, который существовал задолго до сегодняшних религий.
Канье, у которого умирает мать, символически становится бессильным ребенком, потерявшим великую богиню, которая давала ему все. Презентация охватывает период жизни с 2007 по 2008, а обложка вместе с оформлением стадиона — поразительно напоминает 808 & Heartbreak. Только сердце посередине стадиона это сам Канье. Сердце дрожит и мечется по стадиону.
Что еще напоминает о том периоде может быть даже более явно? Конечно, отсылка к «Акире», одному из любимых аниме Канье, как он не раз заявлял. Именно в 2007 году он выпускает клип Stronger, где косплеит фильм. И вот, в 2021 он возвращается, в красном тотал-луке, которая одновременно напоминает двух персонажей-подростков Канэда и Тэтсуо. Состояние Канье больше похоже на Тэтсуо — тотальное одиночество, печаль и ярость.
Презентация заканчивается тем, что артист выходит из тени и поднимает голову. Он не разрушен, он будет жить дальше, но этому миру придется несладко.
Вторая презентация Donda в Атланте. Бог войны поработит этот мир ради его же блага
После первой презентации Канье Уэст отказался уезжать со стадиона в Атланте, обжил одну из подсобок, превратив ее сразу и в студию, и примерочную, и, конечно, спальню. Трансляция из идеально геометричного квадрата, где вместо окна телик, а в середине таймер, шла перед второй презентацией альбома. Ее (и последующей презентации) креативным директором выступил Демна Гвасалия. Зачем нам это было смотреть?
Все это делает Канье на презентации и все это он делал в период с 2010 по 2013 годы. Его альбомы «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» и последовавший «Watch The Throne» — это кульминация коллаборации в хип-хопе. Это мегаколлаборация. Это войско. Армия собирается не только в студии, но и снаружи. Канье повторяет свою промокампанию Yeezus 2013 года, когда в 66 местах мира на стенах проецировались проекции. Теперь это трансляции со стадиона.
Да, третий альбом того периода «Yeezus» — уже не про коллаборацию. Yeezus это гимн своему эго и открытая ненависть к реальности. В этой презентации Изас возвращается. Эгоманьяк с огромным войском за спиной. Бог — по своим же словам.
Генерал войска сам живет в спартанских условиях: всего по-минимуму — матрас, униформа, спортивные принадлежности, лампадка. Он в абсолютном тонусе. Он зол, одинок, шипаст (куртка, как и другие вещи, предоставлены Демной). Спорт или война — в символическом смысле вещи схожие — это главная тема презентации, поэтому перед ней появляется реклама Beats с ШаКарри Ричардсон под «No Child Left Behind».
Итак, Канье превращается в бога войны. Вокруг него носятся черные толпы солдат и жрецов. Бог войны общается со своей тенью, молится и в какой-то момент вместо финальной битвы возносится к небесам. К Донде. Ведь вся эта битва только ради нее.
Подождите — про обложку забыл. Обложка теперь просто черный квадрат. Но это неважно. Важен арт анонса презентации. Это значок загрузки. Это круг из палочек с невидимой до четкой. Именно таким и будет путь Канье в принятии смерти Донды: от полной дереализации до обновленного и освобожденного человека, пережившего главное потрясение в своей жизни.
Третья презентация Donda в Чикаго. Меж двух разбойников
Самая сложная информационно презентация. Если прошлые были полны визуальных символов, то здесь буквально каждые несколько минут на экранах появляются номера библейских стихов или отдельные слова, символизирующие страхи и неудобные вопросы, которые возникают в голове артиста. Но обо всем по порядку.
Канье поговорил с мамой. Ultralight Beam из TLOP и прошлой презентации — отличный портал в небо. Еще в 2016-м Канье хотел открыть этот портал для всех, выпустив видеоигру про Донду в небе, но не случилось. Так что после разговора с Дондой он, несломленный, но порядком побитый временем, отправляется домой.
Это не только буквальное путешествие в прошлое: на презентации в середине стадиона насыпан холм, где стоит родной дом. Это еще и обращение в себя. Кто я? Что я делаю? Правильно ли я поступаю? Почему мне не становится лучше, даже тогда, когда весь мир у моих ног?
Канье ставит на свой родной дом крест, что символически может означать и его личное воцерковление. Теперь это не просто дом, это церковь. А он одной своей частью сознания становится апостолом. Апостолом Павлом, конечно, по названию альбома The Life Of Pablo.
Канье любит подкидывать референсы в соцсетях, чтобы ядерной искушенной аудитории было проще. Это как подсказки для прохождения игры. Так и тут. В инстаграме, который он в этом году выбрал своей главной платформой, он выложил несколько фото:
— Голубь в формальдегиде авторства Дэмьена Херста — интересный двойственный символ, может даже самоироничный. Ведь любые произведения Канье о вере, как голубь в формальдегиде, то есть не могут передать его настоящую веру. Они эстетичны, но вполне возможно кажутся искусственными
— Родной дом — тут важно, что он находится в безвоздушном белом пространстве. Он практически виртуален. Что это значит? Что дом — это и есть Канье
— Классическая татуировка «Скала веков» — классический образ спасительной христианской веры, которая, судя по тому, что Канье транслирует, спасла его
— Кадр из фильма «Похищение Фрэнка Н. Штайна» — это про внутренних монстров Канье, которых он не может сдерживать, и которые пугают Ким
— Скриншот переписки с фотографиями Джеймса Туррела — это про связь бога и искусства. Не так много таких вот произведений, но кратер Туррела особенный
Другие две презентации таким количеством допников похвастаться не могли, но это и понятно. Третья — кульминация. Нужно подстраховаться. Разжевать.
Но знаете что, разжевать в итоге не получится. Потому что все внимание было приковано к асоциальным, преступным, неугодным личностям, участвовавшим в презентации. В первую очередь к Мэрлину Мэнсону. И вот на нем я и остановлюсь.
Мэнсон обвиняется в нападении на видеооператора, нанятого для записи его концерта, насилии и унижении в феврале 2021 года кинозвезды Эван Рэйчел Вуд, изнасиловании и действиях сексуального характера актрисы Эсме Бьянко. Согласно ее рассказу, Мэнсон по-настоящему нападал на нее во время секса, резал ее ножом, заставлял жить по его правилам, а однажды гнался за ней с топором. Короче, Мэнсон грешник и в религиозном, и вполне светском понимании.
Зачем Канье приглашает его? Забавная теория гласит, что он просто захотел поиздеваться над сатанистом, заставив его стоять на паперти всю презентацию. Но я за более гуманную теорию (и Мэнсон не сатанист). Канье принимает. Как настоящий праведный пастор, он готов принять любого. Нет, не простить, но побыть с ним рядом.
И если придерживаться теории, по которой Канье пересказывает свою жизнь, то Мэнсон на паперти, это рифма с Трампом, к которому Канье пришел в 2018 году. Тогда Канье говорил: «Если ему плохо, то и нам будет плохо». В духе апостола Павла:
Экран с кричащим титром «Срочные новости» подкидывает все новые и новые стихи, фокусируясь на Мэнсоне, стоящем на паперти. Один из куплетов Канье отдает DaBaby, известному по гомофобным высказываниям. Для Канье эти образы не только снаружи, такие же демоны хранятся у него внутри. И если он не примет их, то он не сможет принять себя. Поэтому он принимает их. Не прощает, принимает.
А теперь давайте поговорим про финал. Он состоит из трех частей:
1. Канье парит в райских облаках
2. Канье горит в келье из второй презентации
3. Канье женится на Ким и снимает маску
То есть артист соединяется с настоящим богом, убивает свое эго и отпускает умершую мать. Перед ним стоит женщина в свадебном платье, с которой он создал новый мир. Благодаря ей, реальность больше не так враждебна. Она помогает Канье сепарироваться от своей Великой матери. Канье снимает маску и улыбается. И, как бы ни развивались события становится понятно — семья для них действительно навсегда.
Нет, даже не тогда, когда Канье создал семью вместе с Ким, но тогда, когда рассказал об этом, проговорил и прочувствовал это.
Вот теперь можно выпускать альбом на стриминговые площадки.
Примечание The Flow: через полчаса после того, как Даниил Трабун опубликовал этот материал в инстаграме, альбом действительно вышел.
Давайте, для закрепления материала, посмотрим на общий таймлайн всех трех презентаций:
Вот теперь все. И это мы еще не говорили о музыке. Вообще не говорили, хотя коллабораторы, мастеринг, фигура саунд-инженера — все это может быть частью сюжета, если только захотим. Не проговорили плеер, который выпустил Канье. Не пофантазировали, что он будет делать дальше.
Может ли моя теория быть ошибочной? Вполне! Но что, я все-таки опровергну — это отсутствие истории. История точно есть. Без нее нам бы не было интересно. Одними спецэффектами публику не вовлечь, нужны глубокие, отзывающиеся во всех нас символы. Тогда, даже если мы не считаем сюжет, сердечко будет ёкать. Ну ничего, приключение продолжается. Еще обсудим в следующий раз.