due diligence что это такое в судебной практике
Технология проведения Due Diligence
Термину Due Diligence (Дью Дилидженс) редко уделяется должное внимание в деловых изданиях. Тем не менее, это понятие часто применяется в деловых кругах, иногда без точного понимания его смысла. Существует несколько толкований этого термина: «должная старательность», «тщательное наблюдение», «проверка должной добросовестности», «всестороннее исследование достоверности предоставляемой информации», «всестороннее исследование деятельности компании, ее финансового состояния и положения на рынке».
« Дью Дилидженс », — должная проверка — чаще всего применяется в работе западных инвестиционных банков и обозначает набор действий, призванных обеспечить проекту минимальную защиту от неожиданностей. Ясно, что речь в них идет об оценке предприятий или иных клиентов с точки зрения интересов банков.
Подобные принципы распространились по всему миру, в т.ч. в России, хотя до сих пор подход к проверке клиентов не оформлен стандартами, во многом зависит от страны, где работает банк, и остается внутренним делом самого банка.
Цель и этапы Due Diligence
На сегодняшний день Due Diligence перестал быть практикой, свойственной только банковскому сектору. Теперь эта процедура, как правило, означает проведение всестороннего анализа деятельности предприятия с точки зрения финансовых аналитиков, аудиторов и юристов, с последующей подготовкой для заказчика подробного отчета о состоянии предприятия.
С развитием рынка занятие бизнесом становится делом интересным, но и более рискованным. Привлекательная на первый взгляд покупка бизнеса может на деле привести к отрицательному эффекту. Уже купив компанию, можно потерять часть активов из-за того, что в свое время они были неправильно оформлены юридически, столкнуться с проблемами налоговых обязательств и пр. Самым надежным способом минимизации рисков при крупных сделках инвестиционного характера на сегодняшний день является процедура Due Diligence. Деловые круги постоянно сталкиваются с необходимостью получения реальной информации об имеющихся и будущих партнерах, их финансовом состоянии, кредитоспособности, надежности и других проблемах.
Основаниями для проведения Due Diligence могут быть:
Продолжительность Due Diligence занимает от нескольких недель до года в зависимости от структуры и размера бизнеса.
Цель Due Diligence — избежать или максимально снизить предпринимательские риски, связанные с различными обстоятельствами:
Кто может быть заказчиком Due Diligence? Теперь это уже не только коммерческий банк, но и инвестор, принимающий окончательное решение о возможности инвестирования, или поглощающая компания, оценивающая риски сделки и стоимость поглощения. Компания также сама может заказать Due Diligence в преддверии привлечения инвестиций.
Due Diligence набирает обороты и в России, чему способствует, в первую очередь, выход наших предприятий на международные рынки капитала, а также усиливающиеся требования инвесторов к раскрытию информации об объекте финансирования. По оценкам экспертов, уже в ближайшие 5–10 лет процедура Due Diligence станет в России столь же распространенной, как и в развитых странах Запада.
Процедура проведения Due Diligence
Специалисты оценивают выгоды и обязательства предполагаемой сделки путем анализа всех аспектов прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего приобретаемого бизнеса и выявляют любые возможные риски.
Анализ основывается на внутренней информации, нормативных актах, данных, предоставленных конкурентами и партнерами. В ходе этой работы необходимо:
Схематично суть процесса Due Diligencе изображен на рисунке.
Due Diligence является комплексным анализом всей совокупности отношений внутри компании и ее взаимодействия со средой, в которой она осуществляет свою деятельность. Условно это исследование можно разделить на несколько блоков, которые отличаются друг от друга как по целям, так и по методам проведения. Однако все эти блоки крайне необходимы для всестороннего исследования деятельности и финансового состояния компании.
Разумеется, не обязательно проводить проверку в полном объеме. C учетом цели проверки определяется ее необходимый и достаточный уровень. Процесс Due Diligence является крайне важным этапом подготовки к сделке. Негативные последствия, с которыми приходится сталкиваться компаниям при отсутствии подобной процедуры, нередко оказываются гораздо более существенными, чем затраты ресурсов на ее проведение.
Операционный Due Diligence
Общий операционный или организационно-управленческий Due Diligence — специальное исследование системы управления предприятием в целом и/или его отдельных подсистем для оценки качества управления,наличия рисков, эффективности производства резервов, потенциала развития. Он включает в себя проверку наличия и качества следующих систем управления: стратегией, оперативной деятельностью и производством, качеством, персоналом, внешними связями, закупками, сбытом, а также изучение качества администрирования, системы безопасности.
Рассмотрим подробнее задачи Due Diligence (или диагностики) по отдельным ее блокам.
Общая информация о компании
Стратегия компании
Структура управления компанией
Бизнес-процессы
Перечень бизнес-процессов, которые необходимо проанализировать в ходе Due Diligence, может меняться в зависимости от целей анализа. Как правило, анализируются следующие бизнес-процессы:
В результате проведения операционного Due Diligence компания получает:
Необходимо отметить, что с точки зрения потенциального инвестора или кредитора наличие выполнимого плана преобразований является позитивным аргументом при принятии решения.
Юридический Due Diligence
Юридический Due Diligence — процесс проверки и анализа данных по корпоративным и юридическим рискам. Юридические аспекты выявляются на основании исследования актива/объекта/предприятия. За счет такой проверки при Due Diligence обеспечивается определение для данного объекта основных корпоративных и юридических рисков. Также выявляется их существенность, возможности по минимизации.
В первую очередь изучается полнота и правильность оформления документов. Указываются все ключевые субъекты, владеющие или имеющие права собственности на объект либо его долю, в том числе способные повлиять на контроль над объектом либо принятие решений. Поэтому изучаются также способы контроля и управления.
Что входит в юридический Due Diligence?
Обычно юридический обязателен при инвестиционной сделке, в случае выделения финансирования. Поэтому объектами исследования становятся:
В процессе изучаются и проверяются:
В отдельный блок выделяются возможные риски, вероятность их возникновения и предложения по их минимизации. К примеру, это риски:
Группа специалистов может предложить конкретные критерии определения рисков при запланированной сделке с объектом/компанией, а также механизмы минимизации рисков либо учета их последствий при инвестировании, покупке объекта, слиянии/поглощении.
Основная задача юридического Due Diligence
За счет проведения юридического Due Diligence возможно защитить интересы:
Защищаются инвестируемый капитал, право собственности, доля в имуществе объекта (предприятия) и возможность управлять ею, контролировать активы.
Как правило, после изучения отчета группы специалистов возможно принять окончательное решение о покупке/инвестировании или предоставлении кредита. Также предоставляются данные по возможностям реструктуризации объекта, изменении запланированной доходности либо состава собственников.
Важно знать!
Эффективность юридического Due Diligence повышает проведение исследования одновременно с налоговым, финансовым и маркетинговым Due Diligence.
Порядок выполнения юридического Due Diligence
Как правило, исследование включает последовательный анализ:
По желанию заказчика в юридический Due Diligence могут включаться:
Due diligence: ответы на все вопросы о процедуре
Рассказываем, с чем едят процедуру Due diligence, как ее провести и зачем она вообще может понадобиться. Последствия принятия поверхностного решения могут быть печальными. Мы собрали ответы на несколько популярных вопросов по процедуре.
Когда нужна процедура
Процедуру целесообразно провести в случае изменения статуса компании из-за поглощения или слияния. Также она нужна, если компания меняет организационную форму юридического лица, чтобы привлечь инвестиции, например, преобразовывается в АО. Среди других распространенных причин смена топ-менеджмента и владельцев (долевое участие другого собственника в деятельности фирмы, выкуп бизнеса или его части внутренними или сторонними топ-менеджерами). Кроме того, это могут быть получение займов, спонсорской помощи или юридические проблемы – конфликты на почве трудового законодательства, судебные разбирательства, выявление нарушений в результате налоговых проверок. В целом DueDil проводится, чтобы снизить риски убытков – от уплаты штрафов и долгов, неисполнения обязательств перед контрагентами до неконкурентоспособности продукта и т. п.
Из чего состоит работа с процедурой Due diligence
Сформулировать задачу (приобретение компании целиком или ее определенного подразделения, анализ информации о покупке или размещении акций интересующего объекта).
Определить направление due diligence (юридический, финансовый или инвестиционный анализ).
Обратиться к консультантам.
Выделить достаточное время для сбора специалистами необходимых документов и получения подтверждающей информации от государственных органов.
Получить отчет (заключение консультанта) по каждому направлению, описание сегодняшней ситуации на рынке и рекомендации по ведению бизнеса.
Кем проводится процедура
Процедуру due diligence теоретически способны провести внутренние сотрудники. Но обычно прибегают к услугам сторонних специалистов.
Сколько времени занимает
Какие документы должна предоставить компания
Кому-то из клиентов важно понять текущее состояние компании, но он, как собственник, не может определить причины негативных показателей. На деле же они банальны и кроются в том, что в компании не выстроены бизнес-процессы. Комплексная проверка покажет пути управления рисками, поможет провести реорганизацию.
Как быть с конфиденциальностью
Как должен выглядеть отчет
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Юридический дью дилидженс
Due diligence (дью дилидженс): проведение юридического, правового дью дилидженса. Анализ компаний, контрагентов, бизнеса, сделок, недвижимости, проектов, объектов.
Перед покупкой бизнеса, перед принятием решения о привлечении инвестиций либо иных решений относительно дальнейшего развития компании, а также во многих других случаях проводится комплексный анализ состояния компании (Due diligence).
Анализ проводится по трем аспектам:
— производство (если имеется);
Итогом анализа является документ, содержащий описание проанализированных документов, общее состояние дел, риски, имеющиеся при текущем состоянии дел, а также пути и способы минимизации рисков и рекомендации на ближайшее будущее.
Точность анализа в любом случае зависит от полноты предоставления документов, информации и иных сведений, которыми обладает заказчик анализа. В некоторых случаях необходим запрос документов у государственных органов (к примеру, выписки из ЕГРП).
Due diligence отличается от финансового аудита тем, что порядок его проведения и, следовательно, глубина, не урегулирована законом, равно как и обязательность и периодичность. Кроме того, это комплексный взгляд на бизнес, тогда как финансовый аудит затрагивает лишь вопросы финансовой устойчивости и полноту отражения деятельности в бухгалтерской отчетности.
Далее будет рассмотрен правовой Due diligence, его специфика и наиболее распространенные виды.
Duediligence: когда возникает необходимость
При покупке бизнеса, вне зависимости от того, крупный ли он, средний, малый либо микробизнес по причине того, что покупка – это вложение денежных средств, и чтобы оно было обоснованным и приносящим прибыль, приобретаемый бизнес желательно проверить.
В случае инвестирования в компанию вне зависимости от способа: внесение средств либо имущества в уставный капитал, заключение договора займа, предоставление производственной линии в аренду и иные способы инвестирования.
При принятии решения собственниками бизнеса в отношении дальнейшей линии развития компании и, возможно, ее продаже.
В случае реорганизации компании либо нескольких компаний (случаи слияния, выделения, преобразования и иное).
Выше указаны случаи проведения анализа в отношении бизнеса в целом. Однако анализ можно проводить и в отношении отдельных его аспектов либо активов:
— В отношении объектов недвижимости;
— В отношении прав требования;
— В отношении состояния соблюдения компанией конкретной отрасли права (трудовое, корпоративное, право интеллектуальной собственности и иное).
Объем и глубина проводимого правового анализа
В случае проведения анализа бизнеса в целом, объем и глубина анализа максимальна: необходимо выявить и описать состояние компании в целом, состав ее активов, количество судебных споров и иные важные для принятия решений аспекты.
Итогом будет заключение. Как правило, это объемный документ, где подробно описано текущее правовое состояние компании. Однако не исключен и средний вариант заключения, в котором кратко описывается состояние дел, выделяются основные моменты и приводятся основные выводы. Также, возможен краткий вариант, содержащий основные выводы по объекту анализа.
При необходимости заключение составляется на двух и более языках: русском и языке инвестора либо иного заказчика анализа. Также, может быть подготовлен предварительный анализ, а затем – основной. Предварительный анализ может показать, стоит ли проводить дальнейшую работу по Due diligence или нет.
В аналогичном порядке проводится Due diligence и в отношении отдельных аспектов бизнеса (недвижимость, права требования и иное).
В некоторых случаях, как и при проведении оценки бизнеса, Due diligence стоит провести с привлечением нескольких компаний, так как необходим взгляд с разных сторон на спорные моменты бизнеса.
Сроки проведения юридического анализа бизнеса, сделок
Как правило, сроки проведения Due diligence бизнеса составляют не менее двух недель, и чем бизнес крупнее, тем продолжительнее срок ввиду того, что объем документации и активов больше.
Сроки могут быть сдвинуты и в случае необходимости запросов документов как у государственных органов, так и контрагентов, бывших собственников и иных лиц.
Стоит отметить, что быстро процедуру провести возможности нет: зачастую уже вначале анализа открываются документы и факты, требующие тщательной проверки и особой тщательности при разработке рекомендаций.
Документы для проведения анализа при due diligence
Как правило, документы предоставляются по списку в сканированном с оригиналов виде. Наибольшей степенью достоверности, все-же, обладают оригиналы либо нотариально удостоверенные копии документов.
Некоторые компании, помимо перечня документов, предлагают заполнить таблицы по установленным ими формам: такие таблицы разработаны для структурирования информации и облегчения проведения анализа. Как правило, при заполнении таблиц, заказчику Due diligence также многое становится ясным.
В некоторых случаях необходимы документы из других государств: в случае если собственник или контрагент является иностранным гражданином либо иностранной компанией.
Основные разделы итогового заключения (отчета) при due diligence
— Описание состояния компании;
В основное описание компании включается анализ ее учредительных документов, системы управления, состояния делопроизводства и степень защищенности активов. Также анализируется кредиторская и дебиторская задолженности, судебные разбирательства, исполнительные производства.
В перечень рисков включаются все текущие риски бизнеса.
В краткосрочный прогноз включаются все риски изменения законодательства в любую из сторон: как ухудшающую положение компании, так и улучшающие.
Duediligence в отношении бизнеса. Основные моменты, подлежащие проверке
— Решения общих собраний и советов директоров;
— Разрешительные документы (лицензии, допуски СРО, иное);
— Система делегированных полномочий;
— Активы (недвижимость, интеллектуальная собственность, иное);
— Соблюдение требования законов в отношении документарного сопровождения бизнеса;
— Договоры с крупнейшими контрагентами;
— Договоры с остальными контрагентами;
— Договоры на предоставление ресурсов (электроэнергия, теплоэнергия, водоснабжение и водоотведение, телефония);
— Договоры в сфере интеллектуальной собственности;
— Кредиторская и дебиторская задолженности;
— Наличие судебных разбирательств в судах всех категорий (суды общей юрисдикции, арбитражные, третейские);
— Наличие исполнительных производств;
— Анализ конфликтных ситуаций с контрагентами либо работниками.
Duediligence в отношении аспектов бизнеса. Основные моменты, подлежащие проверке
В случае проведения Due diligence в отношении объектов недвижимости – это правоустанавливающие документы, техническая документация и анализ судебных дел и претензионной переписки.
В отношении прав требования – все документы, составляющие договорные отношения между сторонами, претензионная переписка, судебные акты.
В отношении анализа состояния соблюдения отрасли законодательства – уставные документы и документы, имеющиеся у компании по конкретному законодательству.
Бизнес-разведка как составная часть duediligence
Помимо предоставленных документов, ввиду того что чужой бизнес – это некая неизвестная составляющая, в обязательном порядке проводится бизнес-разведка: осуществляется сбор сведений из открытых источников. В дальнейшем собранные сведения структурируются, в отношении них проводится отдельный анализ, результаты которого сопоставляются с документами и сведениями, предоставленными для изначального анализа.
Бизнес-разведка проводится по каждому из аспектов бизнеса, в отношении которых ее можно провести, используя открытые источники информации.
Без проведения мероприятий по бизнес-разведке анализ будет неполным, ввиду чего могут быть не учтены некоторые, в том числе достаточно существенные, риски.
Наиболее распространенные виды рисков
Риск оспаривания: прав на имущество, на бизнес в целом, на долю в бизнесе, прав на интеллектуальную собственность, на иные права.
Риск выбытия актива ввиду его незаконного приобретения при условии, что не истек срок исковой давности.
Риск отсутствия полномочий у подписантов основных договоров.
Риск оспаривания решений общих собраний собственников бизнеса (участники, акционеры, в том числе иностранные), решений советов директоров.
Риск возникновения трудовых споров.
Риск рассмотрения дела в третейском суде (в случае если об этом ранее у проверяемого лица сведений не было), в суде на территории иностранного государства с применением права такого государства либо иного права, но не права России.
Риски, связанные с незаконным использованием интеллектуальной собственности.
Риск банкротства компании либо ее крупных контрагентов.
Риск предъявления существенных финансовых требований в ближайшем будущем.
Риск неблагоприятных для бизнеса изменений законодательства России (в сторону ужесточения регулирования, например).
Риск необоснованного завышения стоимости бизнеса.
Риск значительных затрат на урегулирование спорных моментов по кадастровому учету недвижимости, ее инженерного обеспечения (сети), установление границ водопользования.
15 января 2019 года
Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.
Иные интересные материалы по банкротству и корпоративным спорам:
Due dilligence: подробное руководство
Для начала определимся с тем, когда нужно проводить подобную проверку, а после детально рассмотрим сам процесс. Процедура Due Diligence (DD) может выявить массу полезных вещей.
Без DD не обойтись при покупке бизнеса: лучше потратить деньги на проверку, чем купить заведомо убыточный актив. К тому же, выводы экспертов могут помочь снизить цену покупки и тем самым компенсировать затраты на проверку. Собственникам компании имеет смысл провести DD, если отсутствует эффективная постоянно действующая система внутреннего контроля на предприятии. Либо если появились подозрения, что на предприятии что-то идет не так.
По классике, процедура Due Diligence представляет собой тщательное исследование деятельности компании для проверки раскрываемых сведений на неточности, искажения или упущения.
Проведение этой процедуры предусматривает изучение компании, ее менеджмента, анализ имеющихся соглашений, договоров и финансовых отчетов. Составляются различные варианты сценария будущего развития компании, исследуются отрасль и рынки, на которых работает компания.
Эта статья о том, как проводится DD на предприятиях малого и среднего бизнеса. В больших корпорациях есть своя специфика и о ней мы здесь говорить не будем (если найдутся желающие, я, конечно, расскажу и про это отдельно).
КТО ЗАКАЗЫВАЕТ ПРОВЕРКИ?
— собственник бизнеса или один из акционеров, чтобы узнать истинное положение вещей у себя на фирме и навести порядок.
— потенциальный покупатель, чтобы понять истинную стоимость компании и ее потенциал для роста.
ЧЕМ DUE DILIGENCE ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПРОВЕРОК?
Прежде всего, комплексным подходом. Сравним DD с другими видами проверок (в широком смысле этого слова).
— Аудиторская проверка проводится на основании представленных документов по финансовой отчетности и определяет налоговые риски и достоверность ведения бухгалтерского учета.
— Оценка бизнеса определяет стоимость компании в денежном эквиваленте на основании данных бухгалтерского учета, оценки активов общества и способности бизнеса приносить прибыль.
— Юридическая проверка позволяет выявить корпоративные и судебные риски, а также потенциальные риски от существующего документооборота и заключаемых предприятием договоров.
И наконец, DD – это комплексная проверка, которая может в себя включать как все вышеперечисленное и так и позволяет решать еще массу других задач, поставленных перед проверяющими, которые не решают аудиторы, оценщики и корпоративные юристы.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ DD
Основные цели и задачи проверки определяет заказчик. Лучше проводить полную комплексную проверку, но здесь все зависит от выделяемого бюджета.
DD может решать массу задач, но ниже я попытаюсь укрупнено рассказать об основных, наиболее востребованных.
Вот примерный перечень задач для DD, которые ставят перед нами потенциальные покупатели:
1. ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТИННОЕ СОСТОЯНИЕ КОМПАНИИ
Продавцы, как правило, склонны преувеличивать финансовое благополучие своей компании. Это может происходить осознанно и по незнанию. Одна из основных целей проверки – определить насколько заявленные характеристики продаваемого бизнеса соответствуют действительности. Выявленные отклонения могут помочь покупателю сбить цену при торговле.
2. ВЫЯВИТЬ ОСНОВНЫЕ АКТИВЫ КОМПАНИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ УТЕРИ В ПРОЦЕССЕ ИЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ ПОКУПКИ.
Если есть возможность приобрести нужный актив без покупки юридического лица, лучше ей воспользоваться. Как ни проверяй компанию, всегда остаются риски, которые невозможно исключить полностью. Например, выданные или авалированные (вексельное поручительство) векселя, которые не проходят по бухгалтерскому учету. Через некоторое время такие векселя может предъявить третье лицо, и по ним сначала придётся заплатить, а уже потом пытаться взыскать ущерб с бывшего директора или собственника бизнеса. Если, конечно, удастся их найти.
3. ОПРЕДЕЛИТЬ СЛАБЫЕ МЕСТА В КОМПАНИИ.
В каждой фирме есть свои «скелеты», спрятанные в шкафу. Будущий покупатель должен понимать с чем он столкнется после приобретения актива.
Налоговые и корпоративные риски, неафишируемые долги, вексельные обязательства, зависимость деятельности компании от личных связей продавца или руководителя, неотлаженные бизнес-процессы, основанные на уникальных навыках конкретных людей – далеко неполный перечень обстоятельств, который могут сделать вложение в покупку компании невыгодным.
Задача консультантов выявить эти проблемы на стадии проверки, чтобы дать инвестору возможность принять взвешенное решение о покупке бизнеса.
4.ОПРЕДЕЛИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СХЕМЫ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Можно ли что-то сделать, чтобы повысить эффективность работы и, соответственно, прибыльность бизнеса? Информация об этом даст покупателю возможность понять потенциал бизнеса и возможность для роста его стоимости, а собственникам — разработать план мероприятий по оптимизации процессов.
5. ВЫЯВИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ СХЕМЫ УТЕЧКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ КЛИЕНТОВ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ СОТРУДНИКАМИ.
Случается, что при проверке, мы обнаруживаем схемы, по которым часть финансового потока выводится топ менеджерами на аффилированные компании. Тем самым, собственник недополучает прибыль. Проще говоря, речь идет о систематическом банальном воровстве.
Эта информация будет полезной как для собственника бизнеса, так и для покупателя.
Задачи, которые ставит перед проверяющими собственник бизнеса, один из акционеров или руководитель проверок во многом совпадают с вышеописанными. А вот использование результатов проверки во многом зависит от того, кто заказывает проверку.
Покупатель может просто отказаться от покупки бизнеса или, воспользовавшись выводами экспертов, снизить стоимость покупки.
Собственник использует результаты DD для начала реформ в компании или, как минимум, для принятия кадровых решений.
ТРУДНОСТИ НАЧАЛА ПРОВЕРКИ
ЕСЛИ ПРОВЕРКУ ЗАКАЗЫВАЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ
Как только речь заходит о проведении DD, между покупателем и продавцом бизнеса возникает спор о времени и условиях проверки. Инвестор боится покупать «кота в мешке» и хочет провести предварительную проверку. Продавец не желает допускать внутрь предприятия человека, не заплатившего ни копейки. Кроме того, под видом покупателей могут прийти рейдеры. Получив доступ к внутренней информации предприятия, его гораздо проще захватить. В общем, сомнений хватает у каждой стороны.
Один из компромиссов – это подписание предварительного договора и внесение задатка. Но и здесь возникает нюансы.
Стандартные условия договора задатка: если продавец отказывается от сделки, он возвращает задаток в двойном размере, если покупатель – задаток остается у продавца.
Вопрос становится в причинах отказа. Нужно указать, что покупатель может отказаться от сделки без потери задатка, если результаты проверки покажут, что характеристики бизнеса, заявленные продавцом не подтвердились результатами проверки. Причем отклонения должны быть существенными. Чтобы юридически закрепить эту договоренность, нужно очень тщательно подойти к описанию заявленных характеристик объекта продажи и тому, что будет считаться существенным отклонением.
ЕСЛИ ПРОВЕРКУ ЗАКАЗЫВАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ, ОДИН ИЗ АКЦИОНЕРОВ ИЛИ СОБСТВЕННИК БИЗНЕСА
Если нет места личным отношениям между заказчиком и людьми, чью деятельность проверяют, вопросов не возникает. Мы даем список документов, и нам их предоставляют. Если есть задержки, жалуемся заказчику, и процесс ускоряется.
Гораздо хуже, когда мы сталкиваемся с «мне бы не хотелось обидеть людей» или «как бы так сделать, чтобы люди не думали, что их проверяют и зря не нервничали».
Здесь приходится быть более изобретательными и дипломатичными. Обычно озвучивается, что проверка идет в интересах некоего инвестора, который хочет вложить деньги в дополнительное развитие предприятия. Или, что работают консультанты, которые в результате предложат меры по повышению эффективности работы всего предприятия.
Понятно, что сотрудники рано или поздно все равно узнают правду. Но на период проверки это помогает сохранить нормальную атмосферу в коллективе. Потом, если вскроются нарушения, все равно придется принимать кадровые решения. Если же проверка подтвердит, что все работает превосходно, будет прекрасный повод выплатить сотрудникам премию за подтвержденный проверкой профессионализм.
Для проведения DD нужна информация и документы.Источники информации при проведении DD:
Как видите, источники получения информации можно разбить на 2 основные группы: официальные и неофициальные.
И те и другие крайне важны для получения достоверной картины, но не всегда есть возможность ими воспользоваться.
Остановимся подробнее об источниках информации.
A. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Документы, предоставляемые компанией по официальному запросу
Перед началом DD в компанию предоставляется стандартный обширный перечень документов на проверку. После его получения бухгалтерия и юристы предприятия начинают тихо ненавидеть проверяющих. Документов предоставлять нужно много, времени и желания на это ни у кого нет, поэтому, как правило, процесс затягивается. В некоторых случаях, особенно когда есть, что скрывать, процесс откровенно саботируется. Но политическая воля руководства или ультимативная настойчивость потенциального покупателя, в конечном счете позволяют получить необходимый минимум документов.
2. Официальное интервьюирование сотрудников
является ценным источником информации, но используется достаточно редко, в основном при заказе проверок собственникам компании.
Обычно все стараются «зря не беспокоить людей». Отчасти это действительно так. Не важно, речь идет о покупке компании или о проведении внутренней проверки, все равно, после этого, как правило, грядут какие-либо перемены. Сотрудники могут начать нервничать, меньше уделять времени работе и, даже, увольняться.
B. НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Как отмечалось выше, часто при истребовании официальных документов возникает масса трудностей. Для ускорения процесса проверяющие могут выехать на место. Предложив свои услуги по подготовке документов, внешние консультанты могут существенно облегчить труд сотрудников компании, установить с ними доверительные отношения, получить доступ к запретным шкафам и папкам и получить дополнительную информацию, предоставление которой не было изначально согласовано с руководством.
Это является нарушением со стороны сотрудников. Так быть не должно. Но, зачастую, именно так и происходит. Лень сотрудников и общительность проверяющих – великая сила.
Часто именно таким образом получается масса полезной информации, которую изначально пытались скрыть от проверяющих.
2. Неофициальные разговоры с сотрудниками
Раньше во многих режимных организациях висел плакат с надписью «Болтун – находка для шпиона». Наша практика это подтверждает. Сотрудники любят поговорить и похвастать своей осведомлённостью. Это происходит в ходе сбора официальной информации, во время совместных чаепитий и обедов, в очереди у копира и т.п. Чем больше руководители пытаются дистанцироваться от процесса предоставления документов проверяющим, тем больше у последних возможностей вступить в неформальный контакт с сотрудниками.
3. Информация из внешних независимых источников
Интернет, открытые и закрытые базы данных являются ценнейшими источниками дынных о проверяемой компании. Главное, что эти источники независимы и позволяют получить альтернативную информацию. Сопоставление ее с данными, полученными по другим каналам, дает бесценный материал для анализа.
Данные, полученные по различным каналам сопоставляются и анализируются. Явные противоречия заставляют задуматься о надежности источников или свидетельствуют о сокрытии или искажении информации.
По основным активам, как правило, проводится полная проверка: правоустанавливающие документы, фактическое наличие и состояние, наличие обременений и т.п. Анализируются действующие суды и исполнительные производства, основные бизнес-процессы в компании, проверяются материальные ресурсы, задействованные в производстве и права на них. Сопоставляются списки фактически работающих сотрудников со штатным расписанием и зарплатными ведомостями. Проверяются контрагенты по выданным и полученным займам, кредитные договоры и поручительства.
Например, при сопровождении сделки по покупке мини-завода продавец чуть не «забыл» продать основную производственную линию и электрическую подстанцию, которые «случайным образом» были оформлены на аффилированное собственнику лицо и эксплуатировались на производстве без договоров. Сотрудники, обслуживавшие эту линию, также были оформлены в другой компании.
Когда речь зашла о включении этих объектов в состав предприятия как имущественного комплекса, речь пошла о существенном увеличении цены.
В результате клиент отказался от покупки.
Глубина анализа зависит от поставленных целей и бюджета проверки. Как правило, делается упор на проверке основных активов, контрагентов и тех моментах, где наиболее вероятно обнаружение нарушений.
Например, при анализе основных поставщиков и покупателей делается выборка по следующим критериям:
1. Контрагенты, по которым, в совокупности годовые обороты составили 80% от общих оборотов.
2. Контрагенты, по которым в совокупности размер дебиторской задолженности составил 80% от общих оборотов.
3. Контрагенты, по которым в совокупности размер кредиторской задолженности составил 80% от общих оборотов.
Анализируются данные за последние 3 года по каждому году в отдельности. Это, в том числе, позволяет выявить преемственность контрагентов. Например, в 2012 году одним из основных поставщиков была компания А, в 2013 – Б, а в 2014 – Г. Вполне вероятно, что в этом случае мы имеем дело с одним и тем же клиентом, меняющим фирмы каждый год. По таким компаниям нужно внимательно анализировать налоговые риски (фирмы-однодневки), а также проверять наличие схем увода денежных средств.
По выбранным контрагентам запрашивается дополнительная информация: договоры, акты, накладные.
Результаты анализа оформляются в виде юридического заключения. Оно состоит из двух частей:
• толстый том с описанием результатов проверок документов и информации
• краткие выводы и рекомендации.
Толстые тома заказчики обычно не смотрят, а отдают их своим подчиненным. Самая ценная информация для них содержится во 2-й части. Чем более лаконичны и информативны будут выводы, тем лучше.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ
Проверка инициируется заказчиком для того, чтобы он получил достаточно информации для:
• принятия важного решения;
• усиления переговорной позиции;
• подтверждения или опровержения собственных опасений.
Например, покупать или не покупать предприятие, увольнять или нет зама по финансам, достаточно ли защищены основные активы, воруют или нет.
Выводы по результатам проверки должны дать заказчику ожидаемую информация, но часто становятся неожиданностью для всех…