face pay что это такое в метро
В московском метро ввели оплату по лицу. Как устроен Face Pay? И безопасно ли это?
Система оплаты с помощью распознавания лица Face Pay сейчас тестируется на всех станциях метро. С 15 октября она станет доступна для всех москвичей. «Афиша Daily» поговорила о том, как устроен этот сервис и как будут защищены данные пассажиров, с начальницей Службы платежных сервисов мосметро Жанной Ермолиной.
Начальница Службы платежных сервисов мосметро
— Почему вообще было решено ввести Face Pay в метро?
— Московское метро занимает ведущее место в мире по количеству способов бесконтактной оплаты, их мы внедряем в числе первых. Наша основная цель — уменьшить очереди в кассы. Если 10 лет назад пассажиру приходилось стоять в очереди больше 10 минут, то сейчас покупка билета занимает в среднем минуту, а с помощью приложения — несколько секунд.
Для использования Face Pay пассажиру не нужно ничего с собой иметь, ему не приходится ни до чего дотрагиваться. Этот запуск стал особенно актуален в период пандемии.
— Где‑то в мире уже развиты подобные функции? Вы перенимали чей‑то опыт?
— Как много ресурсов нужно было потратить на введение системы?
— Что нужно сделать человеку, чтобы воспользоваться сервисом?
— Как проходит тестирование?
— Будет ли турникетов с Face Pay становиться больше?
— Сейчас в каждом вестибюле метро есть минимум один турникет для прохода по биометрии. Пока инфраструктура справляется с нагрузкой, но если спрос будет расти, конечно, мы расширим возможность оплаты по Face Pay. Тем более, что все турникеты и так оснащены камерами.
— Как камера определяет, что это живой человек, а не картинка или маска?
— Для того чтобы определить, что это живой человек, а не фото, видео или 3D-маска, используется функция Liveness. Если упрощенно: определяется, насколько поведение человека в кадре естественно и не статично. Пассажиры обращали внимание, что иногда для более быстрого распознавания нужно немного подвигать головой.
— Может ли система обознаться?
— Если человек соответствует фото на 95%, то мы его пропускаем — если выставлять 100%, опознавание займет слишком много времени, и вас не узнают при незначительном изменении внешности. В начале тестирования было несколько прецедентов, когда система обозналась. Но мы несколько раз обновляли нейронные сети, дообучали их, сейчас такая вероятность сведена к минимуму.
Если вы как‑то радикально поменяли внешность или сильно травмировали лицо, фото в приложении всегда можно заменить, это занимает меньше минуты.
— Будут ли данные защищены и как это организовано?
— Данные уже защищены, биометрические ключи обрабатываются в защищенном контуре на отдельных серверах в соответствии с законом по хранению и обработке персональных данных. Так что оплачивать проход в метро с помощью Face Pay так же безопасно, как покупки в магазинах. Также пассажир может спокойно удалить свою учетную запись из системы, и его данные сотрутся.
— Насколько возможны утечки данных на черный рынок или слежка за людьми?
— Московское метро — стратегическое предприятие, которое очень серьезно относится к безопасности данных. Подобных прецедентов за всю историю еще не было. В открытом виде фотографий нигде нет, даже если вдруг биометрические ключи будут похищены, ваше фото по ним восстановить невозможно. Карты хранятся непосредственно в банке. Так что система безопасна.
— Сколько человек будет пользоваться Face Pay в Москве?
«Ваше личико будет зафиксировано». Что нужно знать о системе «оплаты проезда по лицу»
Лента новостей
Все новости »
С 15 октября ее внедрят на всех станциях московского метро. Чиновники уверяют, что система надежна, персональные данные защищены. Как работает эта технология и насколько далеко может зайти?
Мэр столицы Сергей Собянин на марафоне «Новое знание» объявил, что с 15 октября систему FacePay — «оплаты лицом» — внедрят на всех линиях московского метро. Эксперимент на трех станциях оказался удачным, свои фото загрузили 15 тысяч человек.
Выступал Сергей Собянин перед молодежью, в неформальной обстановке, без галстуков. Его лекция длилась час. Мэр Москвы рассказывал, насколько «поумнела» столица за последние годы в плане технологий и цифровизации. Тут и электронная запись к врачу, и онлайн-библиотеки, и мониторинг дорожной обстановки в реальном времени, и, конечно, система «оплаты по лицу» на станциях столичного метро. Вот как Сергей Собянин объяснил саму процедуру:
Чтобы оплатить проезд «лицом», нужно подойти к турникету, посмотреть в камеру и подождать пару секунд. Отличить нужный турникет можно по круглому черному стикеру на полу. Деньги за проезд спишутся с карты автоматически.
Сейчас эксперименты по считыванию лица можно встретить повсеместно — оплачиваются покупки на кассе, открываются двери подъезда, выдается пропуск в аэропорт или фитнес-клуб. Таким же способом ищут лиц в розыске, пропавших людей, следят, чтобы человек не уходил от станка на производстве.
Интересно, как далеко это может зайти: можно ли будет проверить, пришел ли ребенок в школу, или, быть может, отпадет необходимость в армейских перекличках?
Власти уверяют, что система надежна, персональные данные защищены и все, что нужно, — сделать одно селфи. В этом как раз и кроется слабое место, отмечает архитектор машинного обучения цифровой лаборатории Soft Line Николай Князев:
Николай Князев архитектор машинного обучения цифровой лаборатории Soft Line «В таких системах всегда очень важно, сколько людей мы между собой должны отличать. Если у нас, например, в такой системе всего два человека, отличить одного от другого довольно легко. Если мы говорим, например, о системах, где миллионы людей, отличить близнецов или нам, обычным зрителям европейской части России, отличить азиатов очень сложно и обратно, это верно. До сих пор пока в этой системе зарегистрированы десятки, сотни, может быть, даже тысячи людей. В принципе, небольшого количества, даже одной фотографии вполне может хватить. Например, берем распознавание лица на наших телефонах, там всегда телефон просит сфотографироваться больше одного раза».
Пока же пользователи соцсетей упражняются в названиях для новой системы распознавания лиц. Красиво перевести на русский язык название FacePay непросто. Business FM запустила опрос на эту тему в телеграм-канале. Больше половины принявших участие в нем решили все так и оставить; треть проголосовали за вариант «Оплата по лицу» или «Оплата лицом»; остальные предложили свои названия. Далеко не все результаты народного творчества подходят для эфира. Самые корректные: «Мордоплат», «Платилицо», «Рожепропуск», а также «Лицеплат» и «Некрасивым вход воспрещен». Лучший вариант, по мнению редакции, — это «МОСька». Кстати, о технических новинках, их названиях и некоторых других вариантах. В Сергиевом Посаде установили автомат по бесплатной раздаче яблок и над названием долго думать не стали — назвали «ябломат».
Как работает Face Pay в московском метро
В московском метро 15 октября 2021 года заработал сервис Face Pay. Пассажиры могут оплачивать проезд при помощи системы распознавания лиц. Разбираемся, как устроена эта система, насколько она удобна и безопасна.
Краткое содержание статьи
Что случилось
На всех станциях московского метро заработал сервис Face Pay, через который можно бесконтактно оплачивать проезд. Не подключены к системе пока МЦК, МЦД и монорельс.
В первые дни после запуска системы в ней зарегистрировались более 30 тысяч человек, или 1% пассажиров. В метрополитене рассчитывают, что через три года пользоваться биометрией будут до 15% пассажиров.
Что такое Face Pay
Face Pay — это бесконтактная система оплаты проезда при помощи технологии распознавания лиц. Она работает на базе существующей системы распознавания лиц, запущенной в столичном метро в сентябре 2020 года. Москва стала первым городом в мире, где технология оплаты по лицу используется в такой масштабной системе, как метро.
Как подключить Face Pay
Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно установить мобильное приложение «Метро Москвы». В разделе «Кабинет» требуется привязать карту «Тройка», банковскую карту и сфотографироваться. Фото должно соответствовать следующим требованиям:
При оплате Face Pay действуют скидки в рамках акции «Время ранних». По этой акции можно сэкономить до 23 ₽ при проезде на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях в рабочие дни с открытия метро до 7:15 и с 8:45 до 9:15.
Как оплачивать проезд через Face Pay
Перед поездкой нужно удостовериться, что на банковской карте есть деньги для оплаты. Иначе может получиться так, что турникет откроется и пропустит пассажира в метро, но впоследствии списать деньги с карты не сможет и отправит её в стоп-лист.
На входе в метро нужно найти турникет, на полу рядом с которым наклеен специальный чёрный стикер, и посмотреть в установленную на турникете камеру. Перед этим рекомендуется снять головной убор и проследить, чтобы лицо не закрывали шарф или маска. После оплаты маску необходимо надеть обратно. Система пропустит человека, если он соответствует фотографии на 95%.
Насколько безопасна оплата лицом
Безопасность данных обеспечивается на самом высоком уровне, все сведения хранятся и передаются в зашифрованном виде, отмечают в департаменте транспорта города Москвы. Камера на турникете считывает лицо пассажира, переводит информацию в биометрический ключ — уникальный набор точек на лице — и сравнивает между собой именно биометрические ключи, а не изображение лица.
Новая система очень удобна, а биометрические данные сложно скопировать и подделать. При этом опасность утечки данных всё же нельзя исключать, считает директор по маркетингу мессенджера Gem4me Ольга Бобровская.
«По мере использования системы будут выявляться уязвимости, которые специалисты начнут устранять. Участвовать ли в проекте — каждый должен решить сам, заставить никто никого, конечно, не сможет, — отмечает Ольга Бобровская. — Что касается применения биометрии на транспорте — это общемировой тренд, и его вряд ли можно остановить. Остаётся только надеяться, что удобство использования будет сопровождаться и серьёзной защитой биометрических данных, чтобы ими не смогли воспользоваться злоумышленники».
Со временем биометрия будет применяться для оплаты покупок, в качестве пропусков на работу или домой, в системах идентификации в аэропортах и на железнодорожном транспорте, добавила эксперт. Причем распознавание будет не только по лицу, но и по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев.
Не только Москва: картой «Тройка» можно оплачивать проезд уже в девяти регионах
Перспективы Face Pay
В случае если спрос на Face Pay будет расти, количество турникетов с камерами увеличат. В перспективе система может быть запущена на МЦК, МЦД, в автобусах и трамваях, а также в электричках Московской области.
Оплачивать проезд выгоднее картой с кэшбэком
Систему Face Pay для оплаты проезда запустили на всех станциях метро
С 15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. Он позволит пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
«По поручению Мэра Москвы мы запускаем Face Pay — оплату проезда при помощи распознавания лица. Москва — первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. Это более чем 240 станций метро. Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире. Подчеркну, что Face Pay — это лишь еще один способ оплаты проезда. Подключение к сервису добровольное, только если пассажир посчитает этот способ оплаты удобным для себя. Другие способы оплаты никуда не денутся», — отметил Максим Ликсутов.
Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». Сделать это лучше заранее — регистрация может занять несколько часов. В департаменте транспорта рассказали, Вся информация будет надежно зашифрована — камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные.
Далее следует найти специальный турникет, на него укажет соответствующая наклейка на полу. Во время прохода нужно посмотреть в камеру на турникете. Деньги за проезд спишутся автоматически. Процедура аналогична проходу по банковской карте.
«Чтобы зайти в метро, пассажирам не нужны ни карта, ни смартфон — достаточно посмотреть в камеру на турникете. Вам не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Это очень удобно. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года 10–15 процентов пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Если потребуется, то будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймем, что спрос на него растет», — объяснил заммэра.
Вопросы и пожелания по работе нового сервиса можно направить чат-боту Александре или обратиться по номеру 3210.
Face Pay спускается в подземку. Как будет работать система распознавания лиц для оплаты в Московском метрополитене
Система оплаты с помощью распознавания лица Face Pay заработала на всех станциях столичной подземки уже 15 октября. На базе российских разработок функционирует амбициозный проект Московского метрополитена. Масштабное внедрение Face Pay, которая позволяет оплачивать проезд с помощью технологий по распознаванию лица, поможет пассажирам экономить время, не беспокоиться о забытых дома картах или кошельке и проходить через турникеты с помощью биометрических данных. Этот способ оплаты проезда не станет обязательным – все остальные варианты оплаты никуда не денутся.
Как подключить Face Pay
То, что казалось делом будущего, с 15 октября может опробовать на себе любой пассажир столичного метро. Впрочем, для пользования сервисом нужно как минимум за несколько часов до поездки позаботиться о загрузке своих данных в мобильном приложении. Нужно привязать в приложении «Метро Москвы» свою банковскую карту, с которой будут списываться средства за проезд, «Тройку», а также сделать фотографию своего лица для регистрации в сервисе». Перед турникетом, на полу у которого можно заметить черный стикер с информацией о Face Pay, вам нужно будет посмотреть в камеру. При этом хотя бы 40% лица должны быть открытыми, чтобы система могла провести аутентификацию. Деньги спишутся с указанной в приложении банковской карты автоматически.
Face Pay уже прошла период тестирования в метро Москвы. По данным столичных властей, желающих попробовать на себе систему оплаты «лицом» оказалось больше, чем ожидалось. «Мы думали, кому охота себя фотографировать, заводить в систему свои данные, привязывать банковский счет — это же с ума сойти. 15 тысяч за несколько недель записались», — удивлялся мэр Москвы Сергей Собянин, комментируя эксперимент метрополитена по тестированию Face Pay.
Face Pay безопасно и удобно
Масштабное внедрение новых технологий в столичном метрополитене началось в 2020 году с системы распознавания лиц, которая была запущена для повышения безопасности пассажиров. На ее основе надстраивалась Face Pay, тестирование которой стартовало на Филевской линии при участии тысячи записавшихся на эксперимент граждан. Параллельно метрополитен перевел более 65 тысяч своих сотрудников и 20 тысяч человек из подрядных организаций на биометрию для прохода на станции.
В метрополитене уверяют, что представленная система надежна, а персональные данные пассажиров защищены. «Сдавать биометрию для Face Pay не опаснее, чем, например, привязать банковскую карту в любом приложении для оплаты покупок. Мы используем сертифицированные средства для защиты всех данных пользователей», — сообщила начальник Службы платежных сервисов мосметро Жанна Ермолина. По ее словам, во время регистрации в сервисе фотография лица пассажира автоматически без участия человека переводится в зашифрованный биометрический ключ, который невозможно раскодировать обратно.
Эксперты также не склонны видеть в технологиях по сканированию лиц пассажиров с помощью камер турникетов угрозу для персональных данных граждан. «Люди давно аутентифицируют себя и пальцами, и радужкой глаза. Психологическая проблема при использовании Face Pay может быть связана с тем, что в данном случае и люди, и машины идентифицируют человека одним и тем же способом — через лицо. Однако архитектурно это можно реализовать таким образом, чтобы избежать дополнительных рисков в области безопасности. В правильно реализованной системе на обработку нейронным сетям, которые определяют лица, дается набор данных, которые сами по себе не несут угроз персональной информации граждан», — отмечает Николай Легкодимов, руководитель технологической практики КПМГ в России и СНГ.
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков также полагает, что технологий для оплаты проезда с помощью распознавания лиц можно не опасаться: в их распространении не стоит искать скрытые мотивы. «У россиян есть фобии, что власти за нами следят. Однако уже давно есть другие способы отследить передвижение человека по городу. В случае Face Pay в метро речь все-таки идет о повышении качества обслуживания в сфере пассажирских перевозок», — полагает эксперт. По его мнению, данная система функционально удобна. Ее запуск в период пандемии особенно оправдан: пассажиру не нужно лишний раз прикасаться к поверхностям метро, делать лишние движения с картами или телефоном, достаточно взглянуть в камеру. При этом Д.Кусков напомнил, что все существующие способы оплаты проезда останутся для тех граждан, кто не хочет использовать систему Face Pay по каким-либо причинам. Внедрение системы оплаты проезда Face Pay в столичной подземке он связал с ориентированием московского метрополитена на инновационность.