family office что это такое
В узком кругу. Какие перспективы у семейных офисов в России
Вопрос управления семейным капиталом — вечная тема. Фактически любой образованный и обеспеченный человек знает, зачем нужен семейный офис в современном мире.
Семейный офис — дорогое удовольствие, и нужен он тем, у кого очень много активов во всем их разнообразии. Первыми это поняли Рокфеллер и Морган — два капиталиста, которые в XIX веке открыли миру такой метод управления капиталами.
Смысл семейного офиса в том, что капиталист нанимает людей, которые в режиме 24/7 работают только с его активами. Экономический смысл существования таких специалистов — высокий уровень удовлетворенности владельца средств. В какой-то степени сотрудники семейного офиса становятся личным персоналом владельца капиталов. В этом нет ничего страшного или постыдного, как не было проблемы в прежние времена в том, чтобы работать семейным доктором.
Геогрфия family office
Оценить общий объем активов, который сейчас нуждается в услугах multi family office в России, весьма затруднительно в связи с отсутствием какой-либо достоверной статистики. Можно предположить, что самые обеспеченные граждане держат в стране не более 10-20% от всех совокупных активов. Основная же масса активов структурирована и управляется вне России.
Разумеется, этот вид управления капиталом хорошо развит и вполне успешно процветает в Северной Америке и Европе, в основном в Швейцарии. Причины такой географии очевидны — геополитическая стабильность, развитые рынки, инфраструктура и юридическая защищенность для бенефициаров.
Национальный опыт
А что же Россия? Казалось бы, о каком family office может идти речь в наше тревожное и дорогое время, когда все особенности этого инструмента не совсем соответствуют текущей ситуации в стране?
Тем не менее услуги семейных офисов оказываются в нашей стране вполне востребованн ыми. Этому есть одно фундаментальное объяснение — недоверие к банковской системе и игрокам фондового рынка в целом.
Трудно не согласиться, что в последние годы для формирования семейных офисов было сделано немало — это и массовое падение банков, и вымирание индустрии управления частным капиталом, и дальнейшее «истончение» и без того хилого фондового рынка в стране. Такая совокупность причин породила системные риски для богачей, а они, как известно, этого не любят. В результате состоятельные граждане стали создавать свои, подконтрольные только им семейные офисы.
Причем россияне, прежде всего, хотят глубокого знания и понимания отечественного рынка и его финансовых инструментов. За границей клиенты получают экспертизу по всем мировым рынкам, но это дорого и доступно не всем. В нашей же стране комиссионные значительно ниже, и российские игроки зачастую работают практически в ноль. В свою очередь, Запад находится под диктатом ценовой политики, которая меняется в том числе и из-за деофшоризации, санкций, стремление к полному раскрытию и обмену информацией. Таким образом, в мире рулит комплаенс.
Нашумевшая амнистия капитала стала одним из существенных вопросов для «токсичных» с точки зрения европейских и американских игроков активов определенного круга российских клиентов. В основной своей массе они будут абсорбированы госбанками и инвестиционными компаниями внутри России. Поэтому чем раньше клиент приведет дела в порядок, тем ему будет лучше.
Что такое family office и возможно ли его открыть в России?
Что такое family office и возможно ли его открыть в России?
Family office – это частная компания, которой доверяют управление семейными активами и капиталами. Рассказываем, чем такой формат может быть полезен малому и среднему бизнесу.
Что такое «Фэмили офис»?
В XIX веке в США появились первые миллионеры (например, Морганы и Рокфеллеры), а следом возникла необходимость управления накопленными богатствами. Для этого создали первые family office с персональными юристами, финансовыми консультантами, банкирами, личными ассистентами.
В задачи организации входили:
Проще говоря, семейный офис занимается всем – от управления личными накоплениями до решения бытовых проблем. Специалисты берут на себя вопросы, связанные с содержанием яхты или личного самолета, страхования любимой лошадки или покупки антиквариата, выбора лечебного учреждения или новой няни.
Семейный офис в России: важные нюансы
Если в Европе и США family office становились естественным продолжением банковских vip-услуг, то в России такой вариант развития невозможен из-за ограничений законодательства. По закону банки могут предложить только индивидуальное обслуживание, а также it-продукты финансового характера. Консультации по «традиционным» для семейного офиса вопросам (наследование, налоги, право) в банковских лицензиях не прописаны.
Поэтому инициативу подхватили консалтинговые и юридические фирмы, инвестиционные компании. К тому же подобная деятельность не требует лицензий или аккредитаций, специального образования (в нашей стране не обучают специалистов этого профиля), поэтому в качестве family office может выступить любой желающий.
В России услуги семейных офисов становятся все более востребованы на фоне общего недоверия к банковской системе, а также традиционным игрокам фондового рынка: более трети россиян не готовы рекомендовать свой банк родным и близким. Кризисы, изменения в законодательстве и налогообложении, санкции – все это обостряет необходимость комплексного подхода к управлению семейным капиталом.
Потенциальными клиентами family office в нашей стране считаются:
Представитель первого независимого семейного офиса в России Дмитрий Кленов отмечает: чтобы стать клиентом family office, достаточно обратиться за консультациями по какому-то одному вопросу, например, наследственному праву. Но так как поиск решения влечет за собой различные налоговые, юридические и прочие нюансы, то любые задачи приходится реализовывать комплексно, с привлечением нескольких специалистов.
Перспективы развития family office в России
В условиях «высокой турбулентности» государства, общества и рынка особое значение приобретают специалисты, способные решить поставленные задачи и минимизировать риски. Именно поэтому, по мнению Дмитрия Кленова, спрос на семейные офисы в России будет только расти.
Однако сегодня полностью независимых структур практически нет: большая часть семейных офисов аффилирована с иностранными компаниями (банками, аудиторскими или консалтинговыми фирмами, крупными агентствами недвижимости). Их недостаток – заточенность под конкретную специализацию, соответствующую материнской структуре. Тогда как настоящий family office – это высокий уровень экспертности в различных областях.
К примеру, GHP Group (4 место в списке Forbes) специализируется на финансах и инвестициях, а Axioma Wealth Management (10 место в рейтинге Forbes) помогает сохранить и приумножить семейный капитал. Для сравнения: менее крупный LEON family office предлагает помимо финансовых услуг налоговые и юридические консультации, решение вопросов с наследством, а также помощь в получении гражданства через инвестиции.
Старший партнер швейцарского мультисемейного офиса Юрий Емелин отмечает, что в России семейные офисы действуют по накатанной схеме, с учетом местных реалий. Например, законодательных ограничений для иностранных компаний. В перспективе следует ждать уменьшение числа family office, ориентированных на обслуживание одной семьи (моносемейные офисы), а также рост профессиональных мультисемейных организаций.
Семейные офисы и МСП: точки пересечения
Для создания family office нужно найти экспертов:
При необходимости список может быть расширен за счет:
Команде предстоит выстроить платформу для управления недвижимостью, финансами и любыми иными активами клиентов, а также различных сфер деятельности семей. Поэтому ставку лучше делать на проверенных людей и профессионалов, отобранных через кадровые агентства.
Перспективы family office в России: как управлять семейным бизнесом
Основатель и совладелец Confideri
По данным PwC, 36% частных компаний намерены передать дело членам семьи. Здесь встает вопрос сохранения капитала. На Западе его решают семейные офисы (family office), практика которых постепенно дошла и до России.
Ольга Райкес, финансовый советник и совладелица Confideri, рассказывает, как управлять семейными активами, чем наши семейные офисы отличаются от зарубежных и как они развиваются.
Откуда пошли семейные офисы
Суть семейного офиса — предоставить услуги, связанные с управлением любыми семейными активами. Первые организации такого типа родились в XIX веке, в США. Первопроходцем в использовании услуг семейного офиса был капиталист Джон Морган, основавший в США первую финансовую империю. Он создал «Дом Моргана» в 1838 году.
Еще family offices продвигал мультимиллионер Джон Рокфеллер. В 1882 году он отдал управление семейными активами доверенным лицам. Сегодня той первой организации уже не существует, но остался ее преемник: Rockefeller & Co. Он управляет состоянием, которое оценивается в 4 млрд долларов и принадлежит более чем 200 американских семей.
В зависимости от того, с кем они работают, family office делятся на single (SFO) и multi (MFO).
Single — это организации, которые обслуживают одну семью или клан. Именно такие были у Моргана и Рокфеллера. В этих офисах входной порог составляет 50-100 млн долларов (стоимость личных активов). Multi family office или «мультисемейные» работают сразу с несколькими бизнесменами, стоимость личных активов которых, как правило, до 100 млн долларов.
Содержать свою команду индивидуального семейного офиса дорого, поэтому свои SFO создают так называемые ультрахайнеты (люди с личным состоянием от 50-100 млн долларов), так как в их случае это более, чем рентабельно.
Все, у кого личное состояние ниже этой планки, — хайнеты, как правило, работают с MFO, так как для них это экономически целесообразно. Так нет больших фиксированных расходов на содержание family office, а вознаграждение семейному офису выплачивается за конкретные услуги на контрактной основе — фиксированное за консалтинг и сопровождение структур и процессов, плюс вознаграждение за успех в виде процента от доходности инвестиционного портфеля.
Задача family office — приумножать деньги, чтобы клиент не замечал стоимости услуг.
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
Появление семейных офисов в России
В России family office начали формироваться только в конце девяностых-начале двухтысячных с появлением частной собственности. В Россию стали приезжать швейцарские банкиры из Credit Suisse, UBS, Julius Baer, которые завезли заморскую традицию частного банковского обслуживания состоятельных клиентов (private banking) на российский рынок.
Крупные российские банки взяли пример со швейцарских и начали создавать подразделения premium и private.
Однако, сервис, который можно дать в рамках нашей банковской системы, очень ограничен: фактически тут есть лишь индивидуальное обслуживание менеджером и хорошая IT-инфраструктура в российском правовом и финансовом поле.
Российские банки не имеют права консультировать по всему спектру вопросов, традиционно составляющих большой пласт работы семейного офиса (юридические, налоговые, наследственные) из-за ограничений, заложенных в банковских лицензиях: банк должен заниматься банковским делом.
После банков юридические фирмы и крупные консалтинговые компании тоже начали создавать отделы по работе с частными клиентами, называя эти отделы семейными офисами. Появились инвестиционные компании и другие игроки на рынке.
Сегодня семейным офисом в России может называть себя любой консультант, так как эта деятельность у нас нигде отдельно не лицензируется и не аккредитуется, нет отдельного направления в образовательной системе в этой сфере.
Выбор модели для России
В США веками существовал опыт передачи состояния от одного поколения другому. В России в девяностых только формировалось первое поколение предпринимателей, им было нечего и некому передавать, поэтому брать западную модель семейных офисов и переносить ее в Россию под копирку не было смысла.
Для России намного интереснее оказалась азиатская модель. Во-первых, потому что менталитет похожий. Во-вторых, в Азии создавать капитал начали чуть раньше и в тот момент пошла передача второму поколению. Все то, что происходило в России, они прожили, условно, вчера, поэтому можно было смотреть на процесс практически в одинаковых условиях и копировать.
Создавая собственный семейный офис для российских предпринимателей в 2010 году, мы начали перенимать азиатский опыт, проходили обучение у ведущих специалистов по темам longevity жизни и continuity в бизнесе у ведущих специалистов в Сингапуре.
Нам повезло: мы не просто могли получить там «корочки», а садиться рядом и смотреть, как они работают в реальной жизни. В Азии все заточено под долгосрочную историю, поэтому, например, мы привезли оттуда инвестиционно-страховой продукт Universal Life (страхование жизни). Если смотреть на их опыт, скоро российский рынок будет готов серьезно воспринимать такие продукты.
Как создать семейный офис
В 2010 эта ниша на российском рынке не была занята сильными локальными игроками, первым челленджем для нас было стать востребованными. Мы подошли к идее фундаментально: пошли учиться на MBA, дипломы готовили на тему создания бизнеса, долго исследовали рынок.
Люди в силу своих установок не привыкли говорить о смерти, наследстве, семьях: у некоторых бизнесменов не одна семья и несколько детей, не все из которых официально признаны. Все это обсуждается в периметре работы family office.
В иностранных банках, в которых бизнесмены хотели открывать счета и хранить часть своих капиталов, стали вводить жесткую комплаенс-проверку источников происхождения средств для своих клиентов, и не все банально понимали, как эти процедуры проходить с соблюдением всех требований. Мы знали и могли им помочь.
Третий челлендж — собрать команду. Работе в семейных офисах не обучают, поэтому мы брали людей, которые закончили экономический или юридический факультет, потому что нужно понимание правового контекста и правовых ограничений — клиента беспокоит безопасность. Первые 2-3 года у нас была текучка кадров, прежде чем мы поняли, кто нам нужен, как снять большую часть коммуникаций, которая была замкнута на руководстве.
Перспективы на российском рынке
В России сложно говорить о полноценном рынке семейных офисов: все цифры, которые приводятся, очень условные — например, про российскую долю активов бизнесменов в 10-20% не за границей. У рынка нет структуры, он состоит из разноплановых игроков.
Играет роль и вопрос конфиденциальности: хорошая организация не раскрывает информации о своих клиентах, поскольку история ее создания в России связана в первую очередь с вопросом защиты капитала. И свести аналитику, которая бы отражала реальную ситуацию дел, очень сложно.
Однако рынок перспективен: мы ощутили, что достигли потолка развития и год назад задумались об укрупнении бизнеса за счет слияния. Коронакризис подтолкнул нас к мысли, что надо меняться, становиться еще более гибкими и интересными.
Еще одно новое направление — семейные офисы для спортсменов.
Эта тенденция в западных странах существует давно и связана с тем, что спортсмены (призеры и победители крупных соревнований, Олимпийских игр) обычно уже в раннем возрасте имеют большие доходы и рано заканчивают карьеру.
При этом не всегда умеют самостоятельно создавать параллельный источник дохода и грамотно управлять своими капиталами, так как у них совершенно другие задачи и важно быть сфокусированными на спорте и соревнованиях.
Кто становится клиентом семейного офиса в России:
Стоит ли выходить на этот рынок
Сегодня в России идет формирование второго поколения предпринимателей. Это повышает спрос на семейные офисы, которые 15-20 лет назад были востребованы меньше. По условным данным, таких организаций насчитывается всего 100. Рынок находится на этапе активного развития, есть шанс занять на нем свое место.
Фото на обложке: Shutterstock/cosmaa
Family office law: как работают семейные юридические офисы
По оценке Ernst & Young, в 2019 году в мире действовало более 10 000 семейных офисов, которые управляли активами на сумму более 4 триллионов долларов. Росту количества юридических компаний такого типа способствует и общий рост благосостояния во всем мире: в отчете Global Family Office Report 2019, подготовленном глобальной компанией UBS отмечается, что 68% из 360 опрошенных семейных офисов были основаны в 2000 году или позже.
И хотя термин «семейный офис» начал употребляться относительно недавно – в 80-х годах прошлого столетия, – первые упоминания этой модели приватного юридического сопровождения и управления семейными активами и личными делами приходятся на конец XIX века.
За это время семейные офисы принимали разные формы: от одного человека, часто бухгалтера, юриста или назначенного члена семьи, работающего в семейном бизнесе, до отдельной многопрофильной организации со смешанным составом с внутренними и сторонними консультантами.
Семейный офис можно описать как экосистему, которую семья выстраивает вокруг себя для управления активами. В зависимости от потребностей такое управление может включать:
Поводы для обращения к услугам family office law могут быть разными, однако глобально можно выделить ряд основных причин, которыми руководствуются клиенты семейных офисов.
Сегодняшняя среда низких процентных ставок, нестабильные финансовые рынки и меняющиеся геополитические условия побуждают богатые семьи привлекать более сложные инвестиционные инструменты на зарубежных рынках и использовать сторонние услуги для эффективного оформления и поддержания этой деятельности.
Домашнее администрирование, юридические и налоговые вопросы, возникающие споры с банками, страховщиками и другими юридическими лицами, личные инвестиции или благотворительные предприятия требуют значительного временного ресурса, которого у состоятельных людей чаще всего нет.
Географическое рассредоточение членов семьи также порождает и увеличивает спрос на услуги семейных юридических офисов. Например, стареющие родители могут создать формальные средства для сохранения благосостояния своих детей, живущих в других странах и часто на разных континентах. Или же предприниматели могут отойти от личного управления своими разросшимися предприятиями, чтобы заняться любимым хобби, новым бизнесом или благотворительностью.
Семьи, путешествующие по миру, осознают, что их международное присутствие может создавать путаницу ввиду различных налоговых режимов и требований к отчетности в каждой стране, где они работают, проживают или даже учатся. Члены семьи, обосновавшиеся в нескольких юрисдикциях, могут также рассмотреть возможность привлечения услуг семейного офиса в нейтральном налоговом месте, чтобы избежать дублирования налогов в юрисдикциях с конфликтующими или перекрывающимися налоговыми ставками.
В США к услугам семейных офисов обычно прибегают предприниматели и семьи с инвестиционными активами от 30 миллионов долларов. Такие семьи чаще всего имеют достаточно средств, чтобы пользоваться услугами специального односемейного офиса (SFO), либо, в зависимости от требуемых услуг, могут нанять сторонний многосемейный офис (MFO), где они разделяют расходы на его содержание и пользуются услугами совместно с другими семьями.
В Европе сформирована относительно зрелая среда семейных офисов с провайдерами, которые имеют связи со специализированными компаниями и банками. Статистика общего состояния миллиардеров в Европе показывает, что наивысшие активы – 442 миллиарда долларов – принадлежат миллиардерам Германии. В тройку лидеров также входят миллиардеры России и Швейцарии с богатством 355 и 240 млрд долларов соответственно.
И американские, и европейские семейные офисы управляют долгосрочными активами: недвижимость, частный капитал, прямые инвестиции, – а технические, юридические и налоговые услуги все чаще передаются на аутсорсинг. Семейные краткосрочные активы, инструменты хеджирования и деривативы, требующие высокой степени контроля и опыта исполнения, управляются инвестиционными и частными банки.
Состояние 23 россиян, включенных в индекс миллиардеров Bloomberg, и которые входят в список 500 самых богатых людей мира, составляет 253 млрд долларов США. По данным того же Bloomberg, сегодня в России насчитывается около 100 односемейных офисов и до 20 многосемейных офисов. Эксперты отрасли считают, что десятки новых семейных офисов будут созданы в течение следующих пяти лет.
Богатые семьи РФ сталкиваются с многочисленными источниками риска, включая потерю или обесценивание инвестиций, несоблюдение нормативных требований, налоговые расследования, а также давление международных санкций. Кроме того, когда в отношении члена семьи ведется расследование со стороны регулирующих органов или, например, необходимо подать иск против другой стороны, семейный офис в состоянии профессионально помочь в разрешении споров и в судебных разбирательствах любого масштаба.
Юристы семейных офисов могут помочь оптимизировать как личные финансы, так и бизнес активы для избегания налоговой нагрузки или двойного налогообложения. Они профессионально рассмотрят и порекомендуют наиболее подходящие структуры для хранения активов: внутренние и международные трасты и фонды, частные трастовые компании или офшорные юрисдикции по всему миру.
Family office – что это и при чем здесь юристы?
Недавно столкнулся с тем, что не всем юристам знакомо словосочетание «family office» или семейный офис, хотя семейные офисы должны быть известны каждому юристу как минимум по двум причинам: во-первых, это отличное место для построения карьеры, во-вторых, семейные и мультисемейные офисы представляют собой канал связи с состоятельными гражданами, являются хабом для закупки услуг, необходимых для семей, в том числе юридических, но обо всем по порядку. Показательно, что на zakon.ru по хэштегу «family office» не находится ни единой статьи.
Это будет первая вводная статья о том как и когда появились первые семейные офисы в мире и России, далее планирую написать еще несколько о рынке семейных офисов в России и о том какие юридические услуги предлагают семейные офисы и с кем конкурируют в России.
Итак, первые семейные офисы появились в США в XIX веке. Появление семейных офисов было связано с накоплением первого серьезного капитала, который требовал управления, защиты и впоследствии оптимальной передачи наследникам. Среди первых капиталистов, основавших свои семейные офисы, были Генри Фиппс и Джон Рокфеллер, чьи семейные офисы со временем трансформировались в так называемые мультисемейные офисы, то есть крупные финансовые организации, которые обслуживают интересы сразу нескольких состоятельных семей. Сейчас наследники Фиппса и Рокфеллера обслуживают клиентов через широко известные структуры Bessemer Trust и Rockefeller Capital Management.
В России первые семейные офисы появились в 90-е годы вместе с появлением первого капитала. Некое оформление рынка стало происходить только в 2000-е, когда появились первые независимые мультисемейные офисы, сформировалось понимание рынка о том какие услуги такие компании оказывают и кто их целевая аудитория. Так как состоятельные граждане обычно имеют бизнес интересы в глобальном масштабе, не ограничиваясь рынком РФ, а также исторически любят использовать иностранные структуры для сохранения капитала, то в качестве юристов семейные офисы обычно привлекают специалистов из ILF / BIG4, показательно, что и партнеры, отвечающие за юридические услуги большинства мультисемейных офисов, имеют соответствующий бэкграунд.
Как уже упомянуто выше, выделяют два основных вида семейных офисов – обслуживающие интересы одной семьи, так называемые “single family office” (на рынке есть не бесспорное понимание, что это целесообразно при наличии активов свыше 50 миллионов USD) и мультисемейные офисы. Single family office представляют собой инхаус подразделение, обслуживающее одного клиента, которое очень часто не оформлено в какое-то отдельное юрлицо и организационно не выделено в структуре активов гражданина. Многие семейные офисы в России, являясь ими по факту, не называют себя таковыми. Мультисемейный офис представляет собой независмую частную компанию, оказывающую услуги на договорной основе. Найти такие компании на пространствах сети не сложно, конкуренция растет, компании агрессивно конкурируют за клиента, активно рекламируют свои услуги.
В следующей статье я напишу о рынке семейных офисов в РФ, о типичной структуре семейного офиса и о юридических услугах, которые оказывают семейные офисы.