haldex что это такое

Что такое муфта Haldex, зачем нужна и как работает?

Основным элементом подключаемого полного привода считается муфта Haldex. Она обеспечивает управляемую передачу крутящего момента, величина которого напрямую зависит от степени ее замыкания. В большинстве своем данное устройство передает крутящий момент от передней оси к задней. Сам механизм располагается в картере дифференциала заднего моста. О том, что же такое муфта Haldex, какой ее принцип работы и какие компоненты она включает подробнее будет рассказано в этом полезном материале.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Как работает и из чего состоит муфта Haldex?

Муфта Haldex состоит из нескольких компонентов. Она включает в себя пакет фрикционных дисков, которые изготовлены из стали или покрыты специальным составов с повышенным коэффициентом трения. Чем больше в пакете дисков, тем больше передаваемый крутящий момент. А сжатие их происходит за счет поршней под действием давления жидкости. Есть в ней и электронная система управления, которая состоит из входных сенсоров, блока управления и исполнительного устройства. Также среди компонентов муфты представлен аккумулятор давления и гидравлический насос, которые призваны поддерживать давление масла в ней в пределах 3 МПа.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Принцип действия муфты Haldex можно разобрать на примере системы 4Motion, что устанавливается на Volkswagen. В этом случае основные режимы работы муфты выглядят следующим образом:

Подробнее о принципе работы

В момент того, как авто трогается или разгоняется задний мост получает максимальный крутящий момент. Фрикционы муфты сжимаются и клапан управления находится в закрытом положении. Клапан управления — это элемент, от которого зависит величина давления фрикционных дисков. Когда начало движения сопровождается проскальзыванием передних колес, то крутящий момент передается на задние колеса. При буксировке только одного переднего колеса, перед работой муфты начинает работать электронная блокировка дифференциала. Если же авто движется с постоянной скоростью, то клапан управления открывается и фрикционы сжимаются. Тогда на задние колеса крутящий момент начинает передаваться частично. Сам же процесс проскальзывания колес определяется по сигналам датчика и блока управления. Клапан в зависимости от того, какие колеса буксуют будет либо открываться, либо закрываться. Когда же происходит торможение, фрикционы полностью разжимаются и клапан открывается. В этом случае крутящий момент вообще не поступает на задний мост.

Подробнее о муфте Haldex и ее работе будет рассказано в этом видеоматериале:

Источник

Муфта Haldex: устройство, принцип работы, неисправности. Все, что вы хотели знать!

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Такие понятия как: передний или задний привод, полный привод или 4×4 — знает большинство еще со школьной скамьи. Но прогресс не стоит на месте и на смену старой «гвардии», приходят новые технологии и новые игроки, одним из таких является муфта «Халдекс».

Всем привет! В этой статье вы узнаете: что такое муфта Халдекс и в чем ее суть, как она работает и как она менялась от поколения к поколению. Кроме этого, я поведаю о сильных и слабых сторонах муфты Haldex, а также основных неисправностях. Готовы? Тогда поехали!

Идея создания муфты «Халдекс» принадлежит шведскому инженеру и гонщику — Sigvard Johansson, который в 1992-м, продал свое изобретение компании «Haldex AB», название которой, позже станет именем нарицательным для данной разработки. Спустя шесть лет, конструкция муфты была усовершенствована и успешно интегрирована на серийный автомобиль. В 1998-м Haldex появился на автомобилях VAGa среди которых Audi A3, Audi TT и даже VW Golf. Чуть позже, этой разработкой будут агрегатироваться и другие марки с мировым именем среди которых: Volvo, Ford, Opel, Land Rover, Mazda и многие другие.

Муфта Халдекс пришла на смену менее эффективной вискомуфты, которая имела ряд недостатков. Отличительными качествами преемницы, было наличие электронного управления, а также более быстрая и точная работа. Такие изменения существенно повысили не только комфорт и удобство передвижения, но и безопасность, которая как известно — превыше всего, особенно для Volvo!

Так кто же ты?

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

«Халдекс» — представляет собой некий симбиоз механики, гидравлики и электроники. Многодисковая муфта располагалась перед задним межколесным дифференциалом, хотя позже перебазируется к нему в один общий корпус. Haldex имеет умное электронное управление, позволяющее анализировать и подключать задние колеса, посредством передачи на них крутящего момента, именно тогда, когда в том есть необходимость. А именно: во время трогания с места, на скользких участках дороги, или в других аналогичных случаях, когда передние колеса уже не справляются. Муфта Haldex – играет роль главной скрипки в системе подключаемого полного привода (AWD). Она позволяет контролировать и дозировать передачу крутящего момента на заднюю ось, путем степени замыкания фрикционов муфты.

За свою историю Халдекс пережила пять генераций, четвертую их которых большинство считают наиболее удачной. Каждое новое поколение гидро-электро муфты становилось все более надежным, механика и гидравлика работали безотказно, а электроника в свою очередь, умнела и работала, точнее, быстрее и расторопнее. Уменьшался и общий вес узла, что существенно облегчало всем жизнь и конечно же вес самого авто.

Муфта Haldex — как это работает?

Во время трогания с места, когда автомобилю нужен эффективный старт без пробуксовки колес, фрикционы муфты полностью сжаты, а управляющий клапан или клапан управления закрыт — задний мост получает максимально допустимый крутящий момент, который не превышает 50% от общего значения. Управляющий клапан, он же клапан управления — это исполнительный элемент системы управления, который своим положением предопределяет величину давления, которое оказывается на фрикционные диски. Степень давления зависит от потребностей и дорожных условий. Распространенное заблуждение, то, что муфта Халдекс — это подключаемый полный привод. На самом деле, даже при идеальном сцеплении колес с дорожным покрытием, на зад поступает до 10% от общего крутящего момента. Такое распределение необходимо для того, чтобы держать муфту и здание колеса в постоянной «боевой готовности», для мгновенной активации и подхвата задними колесами, в случае резкой необходимости. Поэтому если разобраться, то понятие подключаемого полного привода не совсем корректное, и правильнее было бы назвать все это дело: постоянным полным приводом с упором на переднюю ось и возможностью распределения крутящего момента по осям, в зависимости от типа покрытия. Но, видимо такое название маркетологам не понравилось, и они придумали три буквы AWD, которые все объясняют, а саму технологию назвали «подключаемым полным приводом». Да и Бог с ним, лишь бы работало!

Если во время трогания с места передние колеса проскальзывают, какая-то часть крутящего момента передается на задние колеса, чтобы избежать пробуксовки. Когда буксует одно из колес, в дело вступает электронная блокировка дифференциала.

Если колеса проскальзывают, о чем сообщают в блок управления различные датчики, в том числе и датчик ABS, система активирует управляющий клапан, который открывается или закрывается в зависимости от того, какая ось буксует.

Во время движения по прямой с неизменной скоростью клапан управления открывается, тем самым сжимая фрикционы муфты с различным усилием, а задние колеса получают минимальный крутящий момент.

Во время торможения клапан открыт, фрикционы полностью разжаты, поскольку при замедлении, в передаче крутящего момента нет необходимости.

В блок управления системы подключаемого полного привода поступают данные с многих датчиков, которые позволяют системе анализировать положение вещей и дорожную ситуацию. Исходя из полученных данных, руководствуясь четкими алгоритмами, муфта Халдекс помогает контролировать авто, избегать пробуксовки и существенно повышать безопасность передвижения авто. Данные поступают от датчиков коробки и двигателя, рулевого управления и системы ABS. Подобно системе ESP, система управления муфтой учитывает не только сцепление колес с дорогой, но и ряд сопутствующих факторов таких как: скорость и положение руля, поперечное ускорение, а также движение накатом или под нагрузкой. Подобный объем информации, позволяет полноприводной трансмиссии быть готовой к любым неожиданным ситуациям, которые постоянно случаются на дороге. Это может быть уход автомобиля в занос передними колесами, или моментальное подключение заднего моста для того, чтобы вытащить машину из грязи, снега и так далее.

Устройство Haldex и системы подключаемого полного привода

Система включает в себя:

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Набор фрикционов. Муфта содержит в себе пакет фрикционных дисков со специальным покрытием с повышенным коэффициентом трения, а также стальные диски. Фрикционные диски имеют внутреннее сцепление со ступицей, а стальные диски в свою очередь — с барабаном. Количество дисков в пакете прямо пропорциональна передаваемому, крутящему моменту. Сжатие дисков происходит за счет воздействия на них поршней, которые в свою очередь подвергаются давлению рабочей жидкости.

Система управления. Мозговым центром, как и в любом современном узле является электроника, а точнее блок управления. Под его руководством работают входные сенсоры и исполнительного устройства. Блок получает большой объем данных от разных датчиков и блоков, например от ABS, блока управления двигателем, а также от датчика температуры масла. Мозг выполняет обработку полученной информации, после чего посылает сигналы исполнительным устройствам таким как клапан управления.

Гидравлический насос и аккумулятор давления, необходимы для создания и поддержания давления масла в муфте.

Эволюция муфты Haldex

Принцип работы этой муфты практически не менялся от поколения к поколению, менялась лишь реализация, габариты, вес и скорость ее работы. После того как управление было передано электронике, основные изменения, как правило, касались исполнительных механизмов. Совершенствовалась гидравлика, управляющий клапан и фрикционы.

1998 год — Первое поколение Халдекс. В основе муфты лежит механизм, который определяет разницу вращения валов, идущих к переднему и заднему мостам. Во время пробуксовки ведущих колес происходит активация муфты и выполняется блокировка.

2002 год — Второе поколение Haldex. Принцип работы остался прежним, усовершенствовалась исключительно техническая часть. Муфта мигрировала в один корпус с задним дифференциалом, а роль электрогидравлического клапана теперь возложена на электромагнитный. Доработке подвергся электронасос, а также увеличился объем рабочей жидкости (масла). Масляный фильтр стал необслуживаемым. Общая производительность системы подключаемого полного привода повысилась.

2004 год — Третье поколение Халдекс. Конструкция доработана, путем установки более производительного электронасоса и обратного клапана. Интегрирована новая функция предварительной блокировки устройства электроникой. Для полной блокировки требуется 150 миллисекунд.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

2007 год — Четвертое поколение Haldex. Установлен еще более мощный электронасос, позволяющий повысить давление до 30 бар. Электромагнитный клапан управления, регулировал подачу рабочей жидкости к кольцевому поршню, который воздействовал на пакет дисков. От количества жидкости, которую пропускал клапан, зависела сила и плотность прижатия дисков, что в конечном итоге трансформировалось в крутящий момент. Управление муфтой осуществляет исключительно электроника, а сама система может интегрироваться исключительно на авто, оснащенные системой ESP.

2012 год — Пятое поколение Халдекс. Насос подвергли доработке, его оснастили центробежным регулятором, способным регулировать необходимое рабочее давление в системе. Этот регулятор воплотил в себе функцию двух деталей: управляющего электромагнитного клапана и гидроаккумулятора, которые необходимы для оптимального давления. С целью предотвращения повышенного давления, систему оснастили предохранительным клапаном сброса давления, который стравливает излишки масла в резервуар, как только давление превысит допустимое значение (

40 бар). Насос теперь работает постоянно, детали стали более легкие, но при этом более качественные, к тому же появилась возможность замены механизма. В погоне за снижением веса всего авто, «похудела» и муфта Халдекс, причем больше чем на полтора килограмма. Однако одним из наиболее спорных вопросов пятого поколения муфты, стал отказ от масляного фильтра, его здесь просто нет. В том числе и по этой причине, именно четвертый Халдекс считается самым надежным. Как бы точно не были подогнаны детали и каким бы качественным не было масло, трение есть трение, а продукты износа никуда не деваются. Накапливаясь в масле, они могут негативно влиять на работу гидравлики и постепенно съедать все рабочие поверхности. Ремонт муфты Haldex — удовольствие не из дешевых, поэтому тут нужно быть внимательным. Регламент замены рабочей жидкости — раз в три года, в то время как на предыдущих генерациях это значение было равно — 60 000 км. Три года, как вы понимаете, у каждого будут разными, кто-то наездит 30, а кто-то все 100 тысяч.

Плюсы и минусы муфты Халдекс

Из плюсов можно выделить:

Из минусов:

В общем и целом, как я уже говорил, 4-е поколение муфты Халдекс считается наиболее надежным, этот факт подтверждает использование 4-й генерации муфты на Bugatti Veyron. Эта разработка объединила в себе: простоту, надежность, высокое качество и стабильную электронную начинку. И, что немаловажно, в этом поколении был масляный фильтр.

Неисправности муфты Haldex

В принципе, система подключаемого полного привода и муфта в сущности — довольно надежны сами по себе, и крайне редко доставляют неудобства. Халдекс можно отнести к долгожителям, узел достаточно надежный ломается редко и при своевременном обслуживании, может прослужить не один десяток лет. Проявляются неисправности муфты Халдекс, на разных авто по-разному, однако выделить что-то общее все же можно.

Сильное загрязнение и забивание каналов гидравлики зачастую происходит по причине халатного отношения к муфте Haldex. Тут вариантов не много — скорее всего, не меняются вовремя масло и фильтр.

Насос — и вовсе редкая поломка, поскольку его постоянно дорабатывают, от поколения к поколению он становится только лучше и выносливее. На авто с приличным пробегом может возникать проблема со щетками, подшипниками и медной обмоткой. Случаи смерти блока управления Халдексом — вообще чуть ли не единичны. Здесь, пожалуй, кроме механического воздействия или коррозии вариантов нет. Несмотря на то, что пятое поколение Халдекса производитель рекомендует обслуживать раз в три года, опытные мастера настоятельно рекомендуют не реже чем раз в 40 тысяч, снимать гидравлический насос, чистить сетку масляного заборника, выполнять промывку каналов и так далее. И естественно, при всем этом, необходимо производить замену самой рабочей жидкости. Кстати, буду очень признателен если поделитесь в комментариях своими секретами обслуживания муфты Халдекс!

Рекомендую: Видеоверсия статьи!


У меня все благодарю за внимание! Всем удачи и до новых встреч на ГБОшнике.

Источник

На все четыре: что такое муфта Haldex и как она эволюционировала

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Муфта Haldex — один из важнейших элементов системы подключаемого полного привода. Если вы являетесь владельцем одного из автомобилей Volkswagen Group с поперечным расположением двигателя и полным приводом, Volvo с шильдиком AWD или, например, популярного кроссовера Land Rover прошлых поколений, то добро пожаловать в клуб! На вашей машине установлено небольшое хитроумное устройство, которое отвечает за циркуляцию тяги между осями, помогает выбраться из заснеженного двора и подстраховывает на скользкой дороге. При этом устройство и принцип действия муфт Haldex может существенно отличаться в зависимости от версии узла и, соответственно, года выпуска автомобиля.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Команда Autospot тестировала несколько таких автомобилей. Это Volvo XC40 и, конечно, хит на рынке семейных кроссоверов Skoda Kodiaq. Оба этих автомобиля в полноприводных версиях оснащаются именно муфтами Haldex пятого поколения. Различаются лишь настройки работы. Но вернемся к истории.

Первая итерация системы Haldex появилась в конце девяностых годов на Volkswagen Golf, спорткарах Audi TT и S3. Агрегат подключал задние колеса посредством сжатия расположенных в масляной ванне фрикционов гидравлическим насосом при возникновении разницы в угловых скоростях осей. Или, проще говоря, при пробусковке. В отличие от работающих с запаздыванием вискомуфт ранний «Халдекс» контролировался электроникой (она стравливала давление и управляла степенью сжатия фрикционов), а потому быстрее и точнее отбирала тягу.

Вторая версия муфты появилась в 2002 году и принципиально не поменялась, оставшись пассивной — срабатывающей лишь при возникновении проскальзывания колес. Впрочем, технический апгрейд ожидаемо произошел. Система получила электрогидравлический клапан взамен электромагнитного и стала работать еще быстрее. «Халдекс» первого поколения устанавливался отдельно от заднего дифференциала, в то время как новую версию муфты объединили с ним в единый блок. Заодно разработчики увеличили объем масла, добавили необслуживаемый фильтрующий элемент и модернизировали насос. Устройству, как и прежде, достаточно четверти холостого оборота передних колес чтобы отправить часть тяги на заднюю ось.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Третья генерация «Халдекса» увидела свет в 2004 году и претерпела ряд важных изменений. В конструкции появился электронасос увеличенной производительности и обратный клапан. Муфта стала гораздо смышленнее. Если раньше сигналом для сжатия фрикционов была пробуксовка, то теперь преднатяг создавался с упреждением в режиме реального времени – до начала проскальзывания и исходя из информации с разных датчиков. Скажем, водитель резко нажал на «газ». Система «видит» это благодаря информации с датчика положения педали акселератора и превентивно подключает заднюю ось. На полную блокировку узла требуется 150 миллисекунд.

Четвертый вариант многодисковой муфты дебютировал в 2008 году и утратил механический насос. На смену ему пришел электрический узел с рабочим давлением жидкости до 30 бар. Ее подачу к сжимающему фрикционы кольцевому поршню ограничивает электромагнитный клапан. На практике получается следующее – чем больше жидкости перепускает клапан, тем сильнее прижимаются диски и тем больше тяга, которую муфта может отбирать на заднюю ось. В большинстве случаев Haldex является епархией машин на переднеприводных платформах, но есть и исключение – узел ставили на среднемоторный гиперкар Bugatti Veyron и суперкар Lamborghini Aventador LP700-4.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Пятую и по сей день актуальную эволюцию муфты Haldex представили в 2012 году. Устройство продолжило функционировать по уже известному принципу, но традиционно без ряда новшеств не обошлось. В частности, у насоса появился центробежный регулятор для измерения необходимого рабочего давления в системе. Фактически он пришел на смену одновременно электромагнитному клапану и поддерживающему давление гидроаккумулятору. Интересно, что инженеры отказались от масляного фильтра — в «пятом» «Халдексе» замену жидкости следует производить не раз в 60 тысяч километров как прежде, а чаще. Наконец, муфта стала легче прошлой версии на 1,7 кг.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Принципиальное устройство современной многодисковой муфты довольно простое и изящное. Рядом с пакетом фрикционов находится электронный управляющий блок, электромотор с центробежным регулятором и аксиально-поршневой насос. «Мозги» собирают информацию с многочисленных датчиков двигателя, коробки передач, рулевого управления и антиблокировочной системы тормозов. Если у ранних итераций учитывалась пробуксовка, то теперь система отслеживает характер движения (накатом или под тягой), нажатие на педаль газа до начала движения, положение руля, поперечное ускорение. Огромный поток данных нужен для работы полноприводной трансмиссии с упреждением и ее постоянной готовности к разным внешним обстоятельствам. При этом даже при равномерном прямолинейном движении на заднюю ось отбирается до 10% крутящего момента.

Наверняка вы заметили, что Haldex чаще всего встречается на немецких автомобилях. Именно их системы полного привода очень популярны в нашей стране. Всем известные системы quattro от Audi, xDrive от BMW и 4matic от Mercedes-Benz имеют как различия, так и общие стороны. Наши друзья из Autospot разобрались в принципах их работы, чтобы вам было легче выбирать.

Последняя версия муфты Haldex заслужила высокие оценки. Она отлично настроена и может не только помочь в рядовых ситуациях, когда нужно погасить начинающийся занос или помочь автомобилю выбраться из снежной или ледяной ловушки, но и доставить удовольствие активному водителю алгоритмом работы, который умеет управлять скольжениями на зимней извилистой дороге.

Материал подготовлен совместно с Autospot

Источник

Муфта полного привода Haldex

Муфта Haldex – это основной элемент системы подключаемого полного привода, обеспечивающий управляемую передачу крутящего момента, величина которого зависит от степени замыкания муфты. Как правило, данное устройство передает крутящий момент от передней к задней оси автомобиля. Механизм расположен в картере дифференциала заднего моста. Рассмотрим принцип работы, компоненты муфты Haldex, особенности каждого поколения, а также ее преимущества и недостатки.

Принцип работы муфты

Разберем принцип действия муфты на примере системы 4Motion. Данная система автоматически подключаемого полного привода устанавливается на автомобили Volkswagen. Основные режимы работы муфты Haldex:

Устройство и основные компоненты

Рассмотрим основные составляющие муфты Haldex:

Поколения муфты Haldex

На текущий момент существует пять поколений муфты Haldex. Отметим особенности каждого поколения:

Преимущества и недостатки

Преимущества муфты Haldex:

Четвертое поколение устройств Haldex – это одна из самых совершенных систем подключаемого полного привода. Данная муфта используется на мощном автомобиле Bugatti Veyron. Механизм стал популярен благодаря простоте, надежности и качественному электронному управлению. Отметим, что муфта Haldex широко используется не только на автомашинах концерна Volkswagen (например, Golf, Transporter, Tiguan), но и на автомобилях других производителей: Land Rover, Audi, Lamborghini, Ford, Volvo, Mazda, Saab и других.

Источник

Полноприводная трансмиссия с муфтой Haldex V (Халдекс 5)

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Наткнулся на споры и различия между 4 и 5 поколениями и дабы не искать в инете информации по новой 5 муфте решил все выкладки добавить в свой блог.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Муфта полного привода размещена в корпусе задней главной передачи. С помощью муфты полного привода производится управляемая передача крутящего момента от передней к задней оси автомобиля. Величина крутящего момента, передаваемого муфтой на заднюю ось, определяется степенью замыкания муфты.

Особенности конструкции:
• Для крутящего момента двигателя до 380 Н·м.
• Крутящий момент, передаваемый на заднюю ось до 3600 Н·м.
• Фрикцион с электрическим/гидравлическим управлением.
• Заменяется отдельно.
• Постоянно работающий насос.

Муфта полного привода поколения V состоит из следующих узлов:

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Муфта полного привода поколения V и предыдущая модель имеют одинаковый принцип действия — передача крутящего момента с помощью пакета фрикционных дисков.

Не совсем корректно говорить, что «Халдекс» подключает заднюю ось. Даже при отличном сцеплении колес с дорогой на корму все равно перетекает до 10% крутящего момента. Это своего рода «преднатяг». Зачем он нужен? Чтобы система всегда была наготове и при необходимости молниеносно перебросила тягу – ведь от быстроты срабатывания зависят управляемость и вездеходные качества.

В трансмиссии новых моделей появилась более совершенная муфта – пятого поколения. Основные изменения произошли в гидравлической системе, которая под контролем электроники сжимает и разжимает диски.

В четвертом «Халдексе» электронасос создавал рабочее давление жидкости (до 30 бар), а управляющий электромагнитный клапан ограничивал ее подачу к кольцевому поршню, сжимающему пакет дисков. Чем больше жидкости перепускал клапан, тем плотнее прижимались друг к другу диски и тем более высокий крутящий момент мог передаваться на заднюю ось.

В муфте пятого поколения насос снабдили центробежным регулятором, который отмеряет нужное рабочее давление в системе. При вращении рычаги регулятора под действием центробежной силы расходятся и перекрывают каналы, по которым масло сливается в поддон. При этом давление в системе растет, поршень начинает сжимать диски. Если требуется разблокировать муфту, автоматика снижает обороты электромотора, рычаги возвращаются в исходное положение, клапаны открываются и давление падает.

По сути, центробежный регулятор заменил две детали: управляющий электромагнитный клапан и гидроаккумулятор, необходимый для поддержания давления.

Правда, для страховки ввели компактный предохранительный клапан – он открывается и стравливает излишки масла в резервуар, когда давление поднимается выше 44 бар.

Новые узлы:
• предохранительный клапан;
• втулка с масляными каналами.
Изменённые узлы по сравнению с муфтой полного привода поколения IV:
• насос муфты полного привода V181;
• блок управления полного привода J492;
• корпус.
Следующие узлы муфты полного привода поколения IV на новой муфте отсутствуют:
• аккумулятор давления;
• клапан управления замыкания муфты N373;
• масляный фильтр.

Насос муфты полного привода V181

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Конструктивно насос муфты полного привода V181 представляет собой поршневой насос со встроенным центробежным регулятором. Он создаёт давление в гидросистеме муфты и регулирует его. Блок управления полного привода J492 постоянно удерживает насос включённым.

Поршневой насос приводится валом от электродвигателя. Установленный под углом упорный шарикоподшипник (качающаяся шайба) поочерёдно нажимает подпружиненные поршни шести цилиндров.
При вращении барабана насоса поршни совершают возвратно-поступательное движение.
Масло засасывается в камеры и подаётся затем от стороны нагнетания к кольцевому поршню и во внутреннюю часть центробежного регулятора.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Встроенный центробежный регулятор состоит из центробежных рычагов и центробежных клапанов (шариков). Он регулирует создаваемое насосом давление масла.
При вращении рычаги регулятора под воздействием центробежной силы отжимаются наружу. При этом они прижимают шарики клапанов к их сёдлам.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Предохранительный клапан служит для защиты деталей и узлов от повышенного давления. Когда создаваемое насосом полного привода V181 давление превышает 44 бара, давление масла становится больше прижимающего усилия пружины.
Пружина сжимается и шарик предохранительного клапана отходит от седла. Через открывшееся отверстие масло муфты возвращается в масляный поддон.

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Давление масла создаётся и устанавливается на соответствующем уровне в результате совместной работы поршневого насоса и центробежного регулятора. Результирующее давление масла подаётся на кольцевой поршень.
Кольцевой поршень сжимает пакет дисков фрикциона с различной силой. Величина усилия
сжатия определяет передаваемый на заднюю ось крутящий момент.

Давление на низких оборотах

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

При небольшой частоте вращения электродвигателя насоса давление масла на кольцевой поршень не подаётся.
Центробежные рычаги пока не могут создавать никакого усилия на шариках клапанов.
Перекачиваемое насосом масло через открытые шариковые клапаны стекает обратно в масляный поддон.

Давление на средних оборотах

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

При увеличении частоты вращения электродвигателя в кольцевом цилиндре создаётся
давление масла. Центробежные рычаги прижимают шарики клапанов к сёдлам. Создаваемое давление масла слегка отжимает шарики назад.
Устанавливается равновесие между центробежными усилиями и гидравлическим давлением. По мере дальнейшего повышения частоты вращения увеличивается и давление на кольцевой поршень, а с ним и передаваемый муфтой крутящий момент.

Давление на высоких оборотах

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

При очень высокой частоте вращения электродвигателя центробежные рычаги прижимают
шарики клапанов с таким большим усилием, что на кольцевой поршень действует недопустимо высокое давление.
При превышении значения рабочего давления в 44 бара открывается предохранительный клапан. Тем самым рабочее давление уменьшается, масло стекает обратно в масляный поддон.

Снижение давления при уменьшении оборотов

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

При снижении частоты вращения электродвигателя сила нажатия центробежных рычагов на шарики клапанов уменьшается. Через образующийся зазор масло перетекает в масляный поддон.
Рабочее давление масла уменьшается. Между центробежными усилиями и гидравлическим
давлением вновь устанавливается равновесие.

Калибровка характеристики давление-ток

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

После каждой замены насоса муфты и блока управления необходимо выполнять базовую установку. В ходе такой базовой установки привод муфты сначала прокачивается, после чего калибруется на 0 и на 44 бар. В результате этой калибровки устанавливается, какая сила тока требуется для поддержания определённого давления.
Блок управления насоса использует эту характеристику (которая не является линейной), чтобы определить значение тока, необходимого для реализации крутящего момента, передаваемого на заднюю ось в той или иной динамической ситуации.
При сбое базовой установки устанавливаются значения по умолчанию, заданные производителем. Прокачка и калибровка выполняются автоматически в ходе каждой поездки.

Схема системы управления

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Управление муфтой полного привода осуществляется блоком управления по заложенной в нём динамической модели. Важные для регулирования сигналы, такие как скорость вращения колёс, положение автомобиля и испытываемое им ускорение, поступают от блока управления ABS J104. Другие сигналы, например, развиваемый общий крутящий момент, поступают от блока управления двигателя J623.

Сигналы движения в повороте регистрируются датчиком угла поворота рулевого колеса и передаются блоком управления усилителя рулевого управления J500.

Через межсетевой интерфейс поступают также сигналы от блока Mechatronik КП DSG J743 и блока управления комбинации приборов J285.

Борьба за миллиметры и килограммы (кстати, пятый «Халдекс» легче предшественника на 1,7 кг) оправданна лишь в том случае, если не идет в ущерб надежности. Не уверен, что был смысл отказываться от столь важной детали, как масляный фильтр. Ведь четвертый «Халдекс» имел фильтр – а в пятом его нет! Вряд ли диски и прочие вращающиеся детали стали покрывать неким волшебным материалом, который полностью исключает их изнашивание. А куда деваться продуктам износа? Накопившаяся в масле «стружка» может нарушить работу нежных гидравлических механизмов, а ремонт муфты обходится недешево. К тому же смазку теперь рекомендуют менять не каждые 60 000 км, а раз в три года. Многие автомобилисты за это время накатывают и по 100 тысяч!

Покурив бегло форум Volvo
я увидел следующую картину на насосе:

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

haldex что это такое. Смотреть фото haldex что это такое. Смотреть картинку haldex что это такое. Картинка про haldex что это такое. Фото haldex что это такое

Думаю стоит слазить и посмотреть и поменять масло на 20 тыс пробега

Совет специалиста по муфтам 71miha71 Михаил: «Но все же обслуживание по муфтам — нужно, слабое место как и раньше, — сам насос.
По муфтам 5-го поколения, — желательно после периода обкатки, — 5-7 тыс км, — снять насос, промыть приемную сетку насоса, промыть продукты после притирки муфты. Иначе забитая приемная сетка насоса, — не даст нормальной циркуляции масла, насос получит масляное голодание, и сгорит, проблема существует.»

Итог пока печальный, первые генерации насосов показали себя с плохой стороны, меняются по гарантии в районе 10-60 тыс км или уже чистятся без съема с машины и дальше ходят.

Источники SSP_515 VAG, за рулем.
а также форумы по данному вопросу:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *