header что это значит
Хедер
сайтаХедер – это верхняя плашка, шапка Сайт Название «header» также используется в значениях «заголовок» и «колонтитул». Одним словом – элемент, который находится выше остальных. В сайтостроении и веб-дизайне под хедером понимают область страницы выше контентной части.
Если использовать аналогию с архитектурой, то подвал – это футер, стены дома с окнами и дверьми – это область контента, а крыша – хедер.
В маркетинге и веб-дизайне шапка сайта выступает первым элементом, на который обращают внимание посетители. У хедера в распоряжении 3-4 секунды, чтобы заинтересовать пользователя. Далее мы в деталях разберем, почему так важна эта область на странице? Рассмотрим основные принципы создания запоминающейся шапки сайта в теории и на примерах.
Почему хедер так важен
Можно ли обойтись без шапки сайта? Да, можно. Но – зачем? Давайте разбираться. Коммерческие сайты, да и вообще любые ресурсы в сети создаются с какой-то целью. В первую очередь – привлечь внимание посетителей. А далее – вызвать интерес контентной частью и побудить человека к целевому действию – покупке, заказу, звонку.
Всё точно как по формуле AIDA: (A) внимание – (I) интерес – (D) желание – (A) действие.
Так вот хедер на сайте – это как раз область захвата внимания посетителей. Давайте рассмотрим, как новый пользователь видит сайт. Многочисленные исследования вывели три модели восприятия контента на странице:
Диаграмма Гутенберга – посетитель изучает страницу зигзагом. Сначала он фиксирует взгляд на левом верхнем углу шапки сайта, затем проводит глазами слева направо в правую точку страницы. Дойдя до конца строки, спускается по диагонали в нижнюю точку и завершает свое ознакомление просмотром подвала сайта слева направо. Получается Z-фигура. Так вот первые впечатления в мозгу человека формируются на этапе просмотра хедера сайта. Если информация не нашла отклика у посетителя, он в 90% закроет страницу.
Z-паттерн – модель схожа с диаграммой Гутенберга. Посетитель также просматривает страницу зигзагом, но этих зигзагов больше одного. Такая модель восприятия часто встречается на ресурсах с блоковой структурой контентной части.
F-паттерн – пользователь изучает контент слева направо, начиная с шапки сайта. Затем он переходит вертикально вниз на одну ступеньку, как бы спускаясь с крыши. Этажом ниже он также изучает информацию горизонтально, то есть слева направо. Соответственно если два первых этажа не заинтересовали пользователя, дальше он читать не будет.
Как вы заметили, при любой модели восприятия, знакомство с сайтом начинается с хедера. Страница, которая не сумеет приковать взгляд посетителя и доходчиво объяснить суть за 3-4 секунды, будет провальной. В условиях жесточайшей конкуренции в интернете, второго шанса создать хорошее впечатление может и не представится.
Именно поэтому шапка сайта – обязательный элемент на каждой странице сайта. Но здесь важно понимать, что хедер на главной и на внутренних страницах должен отличаться. Речь идет не о новом дизайне, а о полном и сокращенном варианте отображения. Например, на главной используйте шапку с максимальным набором элементов. А вот на внутренних страницах применяйте сокращенный вариант. Достаточно отобразить лого, меню, телефон.
Что размещают в хедере?
С важностью шапки сайта разобрались. Рассмотрим, что может и должно быть в хедере для лучшего восприятия страницы пользователем.
Это блоки контента, которые встречаются в 95% хедеров сайтов. Landing Page и одностраничники могут быть и без меню.
Вы уже догадались, что попытка «впихнуть» все элементы в шапку сайта – это признак безвкусицы. Хедер должен привлекать, но в тоже время он не должен отталкивать посетителя от главной информации. Всегда помните о трех золотых правилах при создании шапки сайта – стильно, просто, функционально!
Главные принципы создания хедера
Чтобы создать действительно привлекательный и функциональный хедер придерживайтесь следующих принципов:
Каким должен быть header с точки зрения дизайна? Шапка должна сочетаться с общим оформлением сайта. Хорошо, когда дизайнеру предоставляется брендбук компании. Тогда он может использовать готовые фирменные цвета, шрифты и другие элементы визуальной айдентики.
Что делать, когда фирменного стиля, как такового, нет? В этом случае изучите тематику проекта, подберите подходящие изображения и цветовую гамму. Например, для корпоративной среды подходят приглушенные тона: серо-голубой, серый, белый и другие цвета.
А вот если разрабатывается хедер для ниши B2C, то стоит использовать яркие цвета и тематические изображения. Например, лендинг по обслуживанию стиральных машин может иметь шапку в бело-голубой гамме. Не лишним будет в хедере отобразить фото стиральной машинки и рядом мастера с улыбкой на лице. Это поможет идентифицировать сайт за 2-3 секунды.
Уделите также особое внимание созданию логотипа. Он должен сжато, но максимально понятно отображать суть проекта, бизнеса. Например, для сервиса стиральных машин – это может быть схематичное изображение стирального барабана и разводного ключа. Конечно, существуют темы, которые сложно отобразить графически. Скажем, маркетинг или реклама. В этом случае на помощь приходит название бренда, описание и слоган.
Дизайн шапки на примерах
Рассмотрим несколько примеров хедеров разной направленности.
Header для медиаперсоны
Известная личность, звезда экрана, шоумен или шоувумен – словом, человек-бренд – всегда отображает на главной странице свой образ.
На сайте Ани Лорак видим, собственно, саму медиа-персону и довольно минималистичный дизайн с меню, логотипом-именем звезды. Ниже ссылки на аккаунты в соцсетях и переключатель языковой версии сайта.
Другой пример хедера медиаперсоны – сайт Ольги Бузовой.
Еще более минималистичный дизайн. Фото телезвезды, имя в качестве логотипа, ссылки на аккаунты в соцсетях. Ниже телефон для связи с администратором Бузовой по вопросам творческой и общественной деятельности.
Хедер для интернет-магазина
Задача шапки в онлайн-магазине – привлечь внимание посетителей и направить их в каталог или на страницу популярных товаров. Смотрим пример интернет-магазина обоев.
Мы видим интерьер комнаты со стильными обоями. Логотип помещен посередине, справа контакты и кнопка/ссылка «Заказать звонок». Слева – описание, что это интернет-магазин стильных обоев. Маркетологи попытались позиционировать онлайн-магазин на элитную аудиторию. Посередине кнопка «Получить каталог».
Другой пример зарубежного сайта с шапкой в минимализме.
Здесь мы видим слева логотип и название бренда, справа – меню, поиск и корзину. Ниже два изображения товара из коллекции, кнопка перехода в каталог. В правом нижнем углу кнопка «Написать сообщение». Всё!
Шапка для сервисных сайтов
Рассмотрим пример сайта компании, которая оказывает мелкий и срочный ремонт на дому – «муж на час».
Видим логотип посередине хедера, слоган. Справа – описание деятельности, слева телефон и кнопка «Заказать звонок». Ниже картинка улыбающегося мастера с «золотыми руками» и рядом оффер с кнопкой «Получить консультацию». Всё просто, но эффективно.
Более сложный пример с клининговой компанией.
В шапке стандартно слева направо размещены логотип, описание деятельности, телефоны и ссылка на карту «Как до нас добраться». Ниже помещается довольно большое меню. Под ним тематическая картинка: кухня блещущая чистотой и сам мастер чистоты с инструментами. Также слева дополнительное вертикальное меню.
Ещё один пример сервисного сайта – грузоперевозки.
Хедер для корпоративного сайта
Рассмотрим один пример шапки сайта компании по оказанию консалтинговых услуг в сфере IT.
Обратите внимание на цветовую гамму хедера. Серые и зеленые тона. Серый цвет придает ощущение стабильности, а зеленый – фирменный цвет компании. В левом верхнем углу располагается логотип, посередине описание деятельности, справа область контактов и обратной связи. Здесь размещается и поле поиска. Меню расположено ниже. Удачно подобраны картинки – улыбающиеся сотрудники располагают к заказу консультаций.
Резюме
Мы изучили, что такое хедер сайта. Познакомились с его ролью для поисковых систем и посетителей. Рассмотрели основные принципы создания шапки, и примеры реализации этих правил. Важно запомнить простую аксиому: если человека встречают по одежке, то сайт – по хедеру.
HTTP Headers для «чайников»
Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)
Являетесь вы программистом или нет, вы видели его повсюду в Интернете. На данный момент в адресной строке браузера отображается нечто, что начинается с «https: //». Даже ваш первый скрипт Hello World отправил HTTP-header без вашего понимания. В этой статье мы собираемся узнать об основах HTTP-заголовков и о том, как их можно использовать в наших веб-приложениях.
Что такое HTTP Headers?
HTTP значит «Hypertext Transfer Protocol» (Протокол передачи гипертекста). Всемирная паутина использует этот протокол. Он был создан в начале 1990-х годов. Почти всё, что вы видите в вашем браузере, передаётся на ваш компьютер через HTTP. Например, когда вы открыли страницу этой статьи, ваш браузер отправил более 40 HTTP-запросов и получил HTTP-ответы для каждого из них.
Заголовки HTTP являются основной частью этих HTTP-запросов и ответов, и они несут информацию о браузере клиента, запрошенной странице, сервере и многом другом.
Пример
Когда вы вводите URL-адрес в адресной строке, ваш браузер отправляет HTTP-запрос, и он может выглядеть так:
После этого запроса ваш браузер получает ответ HTTP, который может выглядеть так:
Когда вы смотрите на исходный код веб-страницы в своём браузере, вы видите только часть HTML, а не заголовки HTTP, хотя они фактически были переданы вместе.
Эти HTTP-запросы также отправляются и принимаются для других вещей, таких как изображения, CSS-файлы, файлы JavaScript и т. д. Именно поэтому я сказал ранее, что ваш браузер отправил не менее 40 или более HTTP-запросов, поскольку вы загрузили только эту страницу статьи.
Теперь давайте рассмотрим структуру более подробно.
Как увидеть HTTP Headers
Для анализа HTTP-заголовков я использую следующие расширения Firefox:
Далее в этой статье мы увидим примеры кода в PHP.
Структура запроса HTTP
Первая строка HTTP-запроса называется линией запроса и состоит из трёх частей:
Остальная часть запроса содержит HTTP headers как пары «Name: Value» в каждой строке. Они содержат различную информацию о HTTP-запросе и вашем браузере. Например, строка «User-Agent» предоставляет информацию о версии браузера и операционной системе, которую вы используете. «Accept-Encoding» сообщает серверу, может ли ваш браузер принимать сжатый output, например gzip.
Возможно, вы заметили, что данные cookie также передаются внутри HTTP-заголовка. И если бы ссылочный url, это было бы в header тоже.
Большинство этих заголовков являются необязательными. Этот HTTP-запрос мог быть таким же маленьким:
И вы всё равно получите правильный ответ от веб-сервера.
Методы запроса
Три наиболее часто используемых метода запроса: GET, POST и HEAD. Вы, вероятно, уже знакомы с первыми двумя, начиная с написания html-форм.
GET: получение документа
Это основной метод, используемый для извлечения html, изображений, JavaScript, CSS и т. д. С использованием этого метода запрошено большинство данных, загружаемых в ваш браузер.
Например, при загрузке статьи Nettuts +, самая первая строка HTTP-запроса выглядит так:
Как только html загрузится, браузер начнет отправлять GET-запрос изображений, который может выглядеть так:
Веб-формы можно настроить под метод GET. Вот пример.
Когда эта форма отправлена, HTTP-запрос начинается так:
Вы можете видеть, что каждый ввод формы был добавлен в строку запроса.
POST: отправка данных на сервер
Даже если вы можете отправлять данные на сервер с помощью GET и строки запроса, во многих случаях POST будет предпочтительнее. Отправка больших объёмов данных с помощью GET нецелесообразна и имеет ограничения.
Запросы POST чаще всего отправляются веб-формами. Давайте изменим предыдущий пример формы на метод POST.
Отправка этой формы создает HTTP-запрос следующим образом:
Здесь нужно отметить три важных момента:
Запросы POST метода также могут быть сделаны через AJAX, приложения, cURL и т. д. И все формы загрузки файлов необходимы для использования метода POST.
HEAD: получение информации заголовка
HEAD идентичен GET, за исключением того, что сервер не возвращает содержимое HTTP-ответа. Когда вы отправляете запрос HEAD, это означает, что вас интересуют только код ответа и HTTP headers, а не сам документ.
«Когда вы отправляете запрос HEAD, это означает, что вас интересуют только код ответа и HTTP headers, а не сам документ».
С помощью этого метода браузер может проверить, был ли документ изменён для целей caching. Он также может проверить, существует ли документ вообще.
Например, если у вас много ссылок на веб-сайте, вы можете периодически отправлять HEAD-запросы каждой из них, чтобы проверить наличие неработающих ссылок. Это будет намного быстрее, чем при использовании GET.
Структура ответа HTTP
После того, как браузер отправляет HTTP-запрос, сервер отвечает HTTP-ответом. Исключая контент, он выглядит так:
Первой порцией данных является протокол. Обычно это снова HTTP/1.x или HTTP/1.1 на современных серверах.
Мы все видели «404» pages. Это число фактически приходит из части кода состояния HTTP-ответа. Если запрос GET будет создан для path, который сервер не может найти, он ответил бы 404, а не 200.
Остальная часть ответа содержит headers так же, как HTTP-запрос. Эти значения могут содержать информацию о софте сервера при последнем изменении страницы/файла, типе mime и прочее.
Опять же, большинство этих headers на самом деле являются необязательными.
Коды статуса HTTP
200 OK
Как упоминалось ранее, этот код состояния отправляется в ответ на успешный запрос.
206 Partial Content
Если приложение запрашивает только диапазон запрошенного файла, возвращается код 206.
Это часто используется с менеджерами закачек, которые могут остановить и возобновить загрузку или разделить загрузку на части.
404 Not Found
Когда запрашиваемая страница или файл не найдена, сервер отправляет код ответа 404.
401 Unauthorized
Защищённые паролем веб-страницы отправляют этот код. Если вы не ввели логин правильно, вы можете увидеть следующее в вашем браузере.
Обратите внимание, что это относится только к страницам, защищённым паролем HTTP, которые вызывают запросы для входа следующим образом:
403 Forbidden
Если вам не разрешен доступ к странице, этот код может быть отправлен в ваш браузер. Это часто происходит, когда вы пытаетесь открыть URL-адрес для папки, в которой нет индексной страницы. Если параметры сервера не позволяют отображать содержимое папки, вы получите ошибку 403.
Существуют другие способы блокировки доступа и 403 могут быть отправлены. Например, вы можете блокировать по IP-адресу с помощью некоторых директив htaccess.
302 (or 307) Moved Temporarily & 301 Moved Permanently
Эти два кода используются для перенаправления браузера. Например, когда вы используете службу сокращения URL, такую как bit.ly, именно так они перенаправляют людей, которые идут по ссылке.
302 и 301 обрабатываются браузером очень похоже, но они могут иметь различные значения для spiders поисковых систем. Например, если ваш сайт не готов для обслуживания, вы можете перенаправить его в другое место с помощью 302. Поисковая система продолжит проверку вашей страницы в будущем. Но если вы перенаправите с использованием 301, это сообщит spider, что ваш сайт переехал в это место навсегда. За более точной информацией: http://www.nettuts.com перейдите на https://net.tutsplus.com/ используя 301 код вместо 302.
500 Internal Server Error
Этот код обычно отображается при сбое веб-скрипта. Большинство скриптов CGI не выводят ошибки непосредственно в браузер, в отличие от PHP. Если есть фатальные ошибки, они просто отправят код статуса 500. И тогда программист должен искать в журналах ошибок сервера, чтобы найти сообщения об ошибках.
Complete List
Вы можете найти полный список кодов состояния HTTP с их пояснениями here.
Заголовки HTTP в запросах HTTP
HTTP-запрос отправляется на определенные IP-адреса. Но так как большинство серверов способны размещать несколько сайтов под одним IP, они должны знать, какое доменное имя ищет браузер.
Это в основном имя host, включая домен и поддомен.
User-Agent
Этот заголовок может содержать несколько частей информации, таких как:
Именно так веб-сайты могут собирать определённую общую информацию о своих системах surfers. Например, они могут определить, использует ли surfer мобильный браузер и перенаправляет их на мобильную версию своего веб-сайта, который лучше работает с низким разрешением.
Accept-Language
Этот заголовок отображает настройки языка по умолчанию. Если сайт имеет разные языковые версии, он может перенаправить нового surfer на основе этих данных.
Accept-Encoding
Большинство современных браузеров поддерживают gzip и отправляют это в header. Затем веб-сервер может отправить выходной HTML-код в сжатом формате. Это позволяет уменьшить размер до 80% для экономии пропускной способности и времени.
If-Modified-Since
Если веб-документ уже сохранен в кеше в браузере и вы посещаете его снова, ваш браузер может проверить, был ли документ обновлён, отправив следующее:
Существует также HTTP-заголовок Etag, который можно использовать для проверки текущего кэша. Мы поговорим об этом в ближайшее время.
Cookie
Как следует из названия, это отправляет файлы cookie, хранящиеся в вашем браузере для этого домена.
Это пары name=value, разделённые точками с запятой. Cookies могут также содержать id сеанса.
Referer
Как следует из названия, этот HTTP header содержит ссылочный url.
Например, если я зашел на домашнюю страницу Nettuts + и нажал ссылку на статью, этот header будет отправлен в мой браузер:
Возможно, вы заметили, что слово «referrer» написано с ошибкой, как «referer». К сожалению, он превратился в официальную спецификацию HTTP подобным образом и застрял.
Authorization
Когда веб-страница запрашивает авторизацию, браузер открывает окно входа в систему. Когда вы вводите имя пользователя и пароль в этом окне, браузер отправляет другой HTTP-запрос, но на этот раз он содержит этот header
Данные внутри header имеют кодировку base64. Например, base64_decode (‘bXl1c2VyOm15cGFzcw ==’) возвратит ‘myuser: mypass’
Подробнее об этом будет, когда мы поговорим о заголовке WWW-Authenticate.
Заголовки HTTP в ответах HTTP
Теперь мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных HTTP headers, найденных в HTTP-ответах.
В PHP вы можете установить заголовки ответа, используя функцию header(). PHP уже отправляет определённые заголовки автоматически, для загрузки содержимого и настройки файлов cookie и прочее. Вы можете увидеть headers, которые отправляются или будут отправляться с помощью функции headers_list (). Вы можете проверить, были ли уже отправлены заголовки с помощью функции headers_sent().
Cache-Control
Определение из w3.org: «Поле заголовка Cache-Control используется для указания директив, которые ДОЛЖНЫ выполняться всеми механизмами кэширования по цепочке запросов/ответов». Эти «механизмы кэширования» включают шлюзы и прокси, которые может использовать ваш интернет-провайдер.
«public» означает, что ответ может быть кэширован кем угодно. «max-age» указывает, сколько секунд действителен кеш. Разрешение кэширования вашего сайта может снизить нагрузку на сервер и пропускную способность, а также увеличить время загрузки в браузере.
Кэширование также может быть предотвращено с помощью директивы «no-cache».
Подробности смотрите в w3.org.
Content-Type
Этот header указывает «mime-type» документа. Затем браузер определяет, как интерпретировать содержимое на основании этого. Например, страница html (или PHP-скрипт с выходом html) может возвращать это:
Для gif-изображения это может быть отправлено.
Браузер может использовать внешнее приложение или расширение браузера на основе mime-type. Например, это приведет к загрузке Adobe Reader:
При загрузке напрямую Apache обычно может обнаружить mime-тип документа и отправить соответствующий header. Кроме того, большинство браузеров имеют некоторую степень отказоустойчивости и автоопределение типов mime, если заголовки указаны неверно или отсутствуют.
Вы можете найти список общих типов mime here.
В PHP вы можете использовать функцию finfo_file() для определения mime-типа файла.
Content-Disposition
Этот header указывает браузеру открыть окно загрузки файла, вместо того, чтобы пытаться проанализировать содержимое. Пример:
Это заставит браузер сделать это:
Обратите внимание, что соответствующий заголовок Content-Type также должен быть отправлен вместе с этим:
Content-Length
Когда контент будет передаваться браузеру, сервер может указать его размер (в байтах), используя этот header.
Это особенно полезно при загрузке файлов. Именно так браузер может определить ход загрузки.
Например, вот сценарий-макет, который я написал, имитирует медленную загрузку.
Теперь я собираюсь закомментировать заголовок Content-Length
Теперь результат такой:
Браузер может только сказать, сколько байтов было загружено, но он не знает общую сумму. И индикатор выполнения не показывает прогресс.
Это еще один header, который используется для кеширования. Это выглядит так:
Веб-сервер может отправлять этот header с каждым документом, который он обслуживает. Значение может быть основано на последней изменённой дате, размере файла или даже контрольной сумме файла. Браузер затем сохраняет это значение, так как он кэширует документ. В следующий раз, когда браузер запрашивает тот же файл, он отправляет это в HTTP-запросе:
Если значение Etag документа совпадает с этим, сервер будет отправлять код 304 вместо 200, и никакого содержимого. Браузер будет загружать содержимое из своего кеша.
Last-Modified
Как следует из названия, этот header указывает дату последнего изменения документа в формате GMT:
Это предлагает браузеру другой способ для cache документа. Браузер может отправить это в HTTP-запросе:
Мы уже говорили об этом ранее в разделе «If-Modified-Since».
Location
Этот заголовок используется для перенаправления. Если код ответа 301 или 302, сервер также должен отправить этот header. Например, когда вы перейдете на страницу http://www.nettuts.com, ваш браузер получит следующее:
В PHP вы можете перенаправить surfer так:
По умолчанию, это отправит 302 код ответа. Если вы хотите вместо 301 отправить:
Set-Cookie
Когда веб-сайт хочет установить или обновить файл cookie в вашем браузере, он будет использовать этот header.
Каждый файл cookie отправляется как отдельный header. Обратите внимание, что файлы cookie, установленные с помощью JavaScript, не проходят через HTTP headers.
В PHP вы можете установить cookie-файлы, используя функцию setcookie(), а PHP отправляет соответствующие HTTP headers.
Что приводит к отправке этого заголовка:
Если дата истечения срока действия не указана, cookie удаляется, когда окно браузера закрыто.
WWW-Authenticate
Сайт может отправить этот header для аутентификации пользователя через HTTP. Когда браузер увидит этот header, он откроет диалоговое окно входа в систему.
Что будет выглядеть так:
В руководстве PHP есть section, в котором приведены образцы кода, как это сделать в PHP.
Content-Encoding
Этот header обычно устанавливается, когда возвращаемое содержимое сжимается.
В PHP, если вы используете функцию обратного вызова ob_gzhandler(), она будет автоматически установлена.
Заключение
Спасибо за прочтение. Надеюсь, эта статья послужит хорошей отправной точкой для изучения HTTP Headers. Пожалуйста, оставьте свои комментарии и вопросы ниже, и я постараюсь дать как можно больше ответов.