hfc134a что это значит

Хладагент R134a – первый заменитель R12.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Хладагент R134a — первый заменитель R12.

После введения ограничений на эксплуатацию оборудования с содержащими хлор хладонами в качестве первого заменителя R12 стали повсеместно применять HFC-хладагент R134a, обладающий нулевым ODP. Он и сегодня довольно успешно используется в чистом виде в системах кондиционирования и холодильных установках, а также является компонентом множества смесей.

Предпочтение было отдано именно этому хладагенту, поскольку его потребляемая мощность, уровни давления и термодинамические свойства наиболее сопоставимы с R12 при применении в среднетемпературном холодильном оборудовании и системах кондиционирования. Однако тут есть свои «подводные камни». Все дело в том, что удельная холодопроизводительность R134a ниже, чем у 12-го хладона, потому для него необходим компрессор с более высокой объемной мощностью. Также существуют ограничения на использование R134a в системах с низкой температурой испарения.

Испытания в широком температурном диапазоне показали, что производительность хладагента R134a даже выше, чем прогнозировалось. Уровни температур нагнетания, а также масла оказались существенно ниже не только R12, но и переходного хладагента R22. Преимущества для среднетемпературных установок бесспорны — в сравнении с зеотропными смесями хладон R134a показывал в испарителях и конденсорах наилучшие показатели теплопередачи.

Обратная сторона медали.

Акцентируя внимание на явных преимуществах R134a, нельзя умолчать о том, что его использование связано и с немалыми проблемами. В первую очередь это касается подбора подходящего масла. Все традиционные синтетические и минеральные масла, широко используемые в подавляющем большинстве хладоустановок, оказались несовместимы со 134 хладоном. Они не смешиваются с ним, а, следовательно, не транспортируются должным образом по контуру охлаждения. Несмешивающееся масло оседает в теплообменниках и тем самым препятствует теплопередаче, делая невозможной эксплуатацию системы.

Специально для решения проблемы были разработаны новые смазочные материалы, в которых R134a должным образом растворялся. Они основаны на полиалкиленгликолях и полиолэфирах и именно они по сей день и используются в установках со 134 хладагентом. Общие свойства таких масел схожи с традиционными минеральными, но гигроскопичность их несколько выше, что влечет за собой повышенные требования по специальному обращению при производстве, транспортировке и заправке.

Полиалкиленгликолевые масла (POE) обладают высоким водопоглощением и низкой диэлектрической прочностью, что не позволяет их использовать с полугерметичными и герметичными компрессорами. Их основанная область применения — автомобильные системы кондиционирования, оснащенные компрессорами открытого типа. Скорость циркулирования масла в таких установках высока, поэтому от него требуется оптимальная растворимость.

Главный недостаток гигроскопичного масла — высокий риск просачивания влаги, когда в результате недостаточного обслуживания повышается проницаемость шлангов. Поэтому производители систем климат-контроля активно ищут подходящие альтернативы. В их роли могут выступать нерастворимые алкилаты, смазочные качества которых улучшают специальными присадками. Положительный опыт их использования уже есть, но на практике еще необходима адаптация существующих систем и более тщательные испытания.

Производители систем кондиционирования и холодильных установок, используя R134a, все чаще отдают предпочтение системам, заправляемым поливинилэфирными маслами. Гигроскопичность их достаточно высока, но химически и термически они более стабильны, устойчивы к гидролизу и обладают высокой диэлектрической прочностью. Несмотря на отличные смазочные свойства, такие масла не образуют металлическое «мыло», тем самым, снижая вероятность закупоривания капилляров.

Итак, что же необходимо для использования R134a?

• подходящие компрессоры;
• гигроскопичные масла;
• адаптированные узлы холодильных установок.

Хотя при тестировании систем с эфирными маслами применялись обычные металлические детали, традиционные для CFC хладагентов, в ситуации, когда используются гибкие шланги, эластомеры все же приходится подбирать отдельно. Это требуется для обеспечения минимального остаточного количества влаги и малой проницаемости стенок.

Все установки необходимо с особой тщательностью обезвоживать, в том числе и при проведении технологических работ по заправке и замене масла. В сам холодильный контур рекомендуется дополнительно монтировать мощные фильтры-осушители, характеристики которых должны соответствовать молекулам R134а, имеющим меньший размер.

Модернизация оборудования, работающего на R12.

Хотя первоначально рассматривалось несколько различных методик для перевода эксплуатируемой техники на новый хладагент, сегодня чаще всего используется наиболее экономичное и технически приемлемое решение, основанное на использовании эфирных масел. Они могут смешиваться с минеральными и при соблюдении определенных требований применяться в системах с CFC хладагентами. Главное условие — тщательное удаление воды и остаточного хлора с последующей установкой фильтров осушителей.

Однако если ранее (еще при R12) в установке использовалось масло с недостаточной химической стабильностью, что случается при некачественном техническом обслуживании оборудования, высокой температурной нагрузке или малой мощности осушителей, то в них могут при переходе на R134а образовываться отложения, содержащие хлор. Такие продукты разложения масел попадают в регулирующие устройства и компрессор, выводя их из строя. Поэтому переводить на новый хладагент рекомендуют только современные установки, находящиеся в исправном состоянии. В ряде случаев им также потребуется дополнительная индивидуальная адаптация.

Источник

CO2 и HFC-134a: вся правда о парниковых газах

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Если бы изменение климата было боевиком, СO2 досталась бы роль «падшего» героя. Разумное содержание углекислого газа в атмосфере не вызывает никаких проблем, но за последнее столетие его концентрация выросла так, что толкнула его на темную сторону — что привело к затоплению городов, уменьшению фермерских угодий и появлению убер-мощных штормов.

В этой истории у СO2 есть тайный сообщник, HFC-134a — куда менее обильный, но гораздо более мощный парниковый газ. Он был создан в лабораторных условиях и не играет роли в сохранении долгосрочного климатического благополучия планеты. Борьба за изменение климата сосредоточена исключительно на углекислом газе и метане, в этом месяце крупнейшие страны мира даже подписали соглашение, согласно которому они обязуются бороться с выбросами парниковых газов на своих территориях. Но информации о HFC-134a достаточно мало и, чтобы понять, чем он так важен и как связан с СО2, нужно разобраться во всей этой истории с самого начала.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Небо может показаться невероятно обширным, но топосфера, в которой мы живем и которой дышим, толщиной всего в несколько километров. Другими словами, если вы стоите в середине Бруклина, Нью-Йорк, то вы ближе к космосу, чем к пляжу Джерси, как бы парадоксально это не звучало. Газовая смесь, тонким слоем покрывающие нашу планету, состоит преимущественно из N2 и O2, азота и кислорода соответственно. Кислород дает жизнь анаэробным животным, азот питает растения. Вместе они придают небу синий цвет. В истории изменения климата эти молекула практически безупречны. Они состоят всего из двух атомов, и из-за простой молекулярной структуры не в состоянии поглощать инфракрасный свет, нагревающий планету.

CO2 — углекислый газ, основной виновник глобального потепления. Его молекулы состоят из 3 атомов, а значит, он уже достаточно плотный и сложный для того, чтобы поглощать ИК-излучение. Его избыток поступает в атмосферу из, к примеру, выхлопной трубы автомобиля или дымовой трубы местной электростанции. Попав в атмосферу, он задерживается там на столетия, что делает его крайне опасным — ведь в ловушку, которую люди сами себе готовят, попадут не столько они, сколько их потомки.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

HFC-134a — это краткое название гидрофторуглерода. Он задерживается в атмосфере всего на несколько лет, но у огромных (в сравнении с остальными) молекул из 8 атомов потенциал поглощения инфракрасного света в несколько раз выше. В краткосрочной перспективе этот газ имеет мощь нагрева, которая в 3,790 (!) превосходит СО2. В промышленных целях его используют в кондиционерах и холодильниках, и он был принят на эту должность лишь потому, что наносит меньше вреда озоновому слою, чем его предшественник, R-134a. Ирония заключается в том, что и он в результате оказался мощным парниковым газом.

Что все это значит? Новый договор касательно HFC-134a может в самом деле помочь уменьшить степень нагревания планеты. Мировые лидеры пообещали ограничить потепление всего лишь до 2 о С, и мы уже на полпути к воплощению этого плана. Если СО2 — это долгосрочная угроза, разбираться с которой (если не случится внезапных и мощных прорывов в современной энергетике) придется уже нашим внукам, то мы можем хотя бы приостановить краткосрочное потепление, избавившись от его источников прямо сейчас.

Источник

Сэкономить и не навредить. Можно ли менять дорогой фреон на дешевый в свежепригнанных авто

Кондиционеры большинства машин из Европы и США вместо привычного 134-го фреона заправлены хладагентом R-1234yf. Казалось бы, какая разница, но как только вы столкнетесь с необходимостью ремонта системы кондиционирования, узнаете, что полная ее заправка обойдется в 250-350 рублей. Поэтому у многих читателей возникает резонный вопрос: а можно ли заменить новомодный газ на обычный R134a? Автобизнес решил разобраться в вопросе.

Зачем вообще решили использовать R-1234yf?

Как и многие новшества в автомобилестроении, использование фреона R-1234yf обусловлено экологическими соображениями. С 2011 года новые модели автомобилей, а с 2017 года все новые транспортные средства в ЕС, оснащенные системами кондиционирования, должны выпускаться с использованием газов, обладающих потенциалом глобального потепления менее 150. У R134a он равняется 1300, в то время как у R-1234yf изначально составлял всего 4, а по последним исследованиям и вовсе близок к единице.

С переходом на новый хладагент было много проблем

Казалось бы, если R-1234yf действительно безопасен для атмосферы, это здорово. Но не все так хорошо. Многие специалисты изначально отрицательно отнеслись к возможности использования данного хладагента в автопромышленности из-за его нестабильности и легкой воспламеняемости.

Потребовалось несколько лет испытаний, проведенных SAE International, чтобы доказать, что газ не может воспламениться при обычных условиях эксплуатации автомобиля. В 2008 году производители в лице Honeywell и DuPont опубликовали отчет, где утверждалось, что хладагент не вспыхивает от искры, а загорается только в смеси с маслом при воздействии температуры свыше 900 градусов.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Тем не менее после принятия соответствующей директивы VDA с активной критикой в адрес использования R-1234yf выступил журнал Autobild. А в 2012 году Mercedes-Benz провела свои исследования, где показала, что хладагент, смешанный с маслом, воспламеняется при попадании на раскаленный выпускной коллектор. При этом горение сопровождается выделением фтороводорода. В результате Daimler призвала всех автопроизводителей отказаться от использования R-1234yf.

SAE International потребовались дополнительные исследования, итогом которых стал опубликованный летом 2013 года отчет. В нем утверждалось, что R-1234yf безопасен для использования в автомобилях и не увеличивает риск воздействия пламени. К выводу о том, что R-1234yf потенциально более опасен, чем R134а, но реально не несет серьезной угрозы, пришли и специалисты немецкого федерального управления автомобильного транспорта.

В итоге все сошлись на том, что в случае серьезного ДТП хладагент действительно может воспламениться, но любая другая жидкость под капотом, за исключением разве что антифриза, загорится быстрее и нанесет больший ущерб.

Опасность фреона R-1234yf подтвердили и в сервисе, занимающемся ремонтом и обслуживанием автомобильных кондиционеров, рассказав о том, что для его откачки требуется специальная взрывозащищенная станция.

Можно ли заменить R-1234yf на R134a?

Как бы там ни было, камнем преткновения для большинства автомобилистов является не потенциальная опасность хладагента, о которой многие из них и не догадываются, а его стоимость. При возникновении необходимости заправки кондиционера, за которую потребуется заплатить от 100 долларов, у многих возникает логичная мысль: а нельзя ли заправить дешевый и привычный R134a?

Судя по информации на форумах и известном портале, посвященном автомобилям, переход с R-1234yf на R134a совершили многие автовладельцы – и никаких проблем в работе своих кондиционеров не заметили. Большинство из них успешно работает уже год-два без каких-либо нареканий.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

В публикации на сайте одного из столичных специализированных сервисов утверждается, что специалистами СТО осуществлена замена фреона в нескольких сотнях автомобилей, проблема с компрессором возникла лишь в одном случае. Отмечается также, что перед заправкой новым хладагентом требуется полностью откачать R-1234yf, а затем тщательно отвакуумировать систему. Кроме того, при смене фреона необходимо использовать то же самое масло, которое применялось изначально.

Эту информацию подтвердил и представитель другого сервиса, отметив, что при переходе с R-1234yf на R134a следует добавлять именно масло PAG. Нюансы, которые надо учитывать, могут быть только в «гибридах» и электромобилях, где применяются другие масла.

По словам специалиста, фреон R134a вместо R-1234yf заправлен уже во многие автомобили. Все они работают нормально, потерь в холодопроизводительности клиенты не ощущают.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Единственная проблема, с которой можно столкнуться при замене нового фреона на старый, – отсутствие на многих станциях тех самых взрывозащищенных станций для откачки R-1234yf. То есть вам придется думать над тем, как избавиться от остатков хладагента.

Наш вердикт

Забота об атмосфере – это хорошо. Но в реальности на первый план выходит финансовая составляющая этой заботы. Большинство автомобилистов дорогому и «экологичному» фреону R-1234yf предпочтет дешевый и проверенный R134a. Опыт и специалистов, и пользователей, которые перешли на R134a, говорит о том, что система кондиционирования работает нормально.

Кроме того, в некоторых случаях замена нового хладагента на старый может быть единственным решением. Ведь если даже в столице не на всех крупных сервисах есть станции, способные работать с R-1234yf, то что говорить о регионах?

Компрессоры кондиционера в базе объявлений Автобизнеса

Источник

Какие преимущества и особенности имеет фреон R-134А

Фреон R134A – представитель современных хладонов, используемых в климатическом и холодильном оборудовании. Его стали применять в связи с введением ограничений на работу различных систем с хладонами, содержащими хлор. Фреон R134A используется как в чистом виде, так и в составе смесей. Он имеет неоспоримые преимущества в сравнении с R12, однако обладает определенными особенностями, влияющими на эксплуатацию.

Описание и применение фреона R134A

Все фреоны представляют собой вещества, закипающие при низком давлении, и выпадающие в конденсат при высоком. Эти свойства позволяют успешно использовать хладагенты при создании климатического и холодильного оборудования.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Существуют различные виды хладонов:

К последним относится фреон R134A – хладагент, изготовленный без использования хлора. Бесцветный газ имеет химическое наименование – тетрафторэтан.

Чаще всего хладагентом заправляют кондиционеры в автомобилях, промышленные холодильные установки и бытовое климатическое оборудование. Его применяют в процессе создания других марок фреона. Хладагент предназначен для работы в среднетемпературном диапазоне.

Фреон R134A может использоваться в системах, в которых официально применяются другие хладагенты. Это возможно благодаря включению вещества в состав большинства хладонов.

Фреон используют в пневматическом оружии, заправляют в баллоны для пылеочистительных устройств, применяют для охлаждения воды в промышленных масштабах. В жидком состоянии вещество широко используется для охлаждения персональных компьютеров (системы для разгона).

Хладон имеет российский аналог, носящий название R-600A. Несмотря на схожие свойства фреона R134A и R12, их нельзя смешивать. Такие действия могут стать причиной выхода оборудования из строя. Отечественные производители утверждают, что их продукт создавался с учетом эксплуатации российских компрессоров.

Преимущества и недостатки

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Хладон не воспламеняется и не обладает токсичностью. Давление насыщенного пара у R134A выше, чем у R12. Это означает, что теплообменник холодильного оборудования будет нагреваться дольше.

Основные преимущества хладона:

По результатам испытаний в широком температурном диапазоне было установлено, что хладагент R134A имеет большую степень производительности, чем прогнозировалось. Вещество обладает наилучшими показателями теплопередачи, в сравнении с R12 и R22.

Одним из весомых недостатков фреона является разложение с выделением вредных паров при нагревании выше 250 градусов. Кроме того, он имеет высокий коэффициент парникового эффекта, который в 1300 раз выше, чем у углекислого газа.

Еще один недостаток фреона R134A – высокая гигроскопичность. Когда при ненадлежащем обслуживании проницаемость шлангов увеличивается, повышается риск проникновения влаги в систему. При попадании воздуха и дальнейшем сжатии возможно образование горючей смеси.

Особенности хладагента

Газ R134A лучше применять в средне- и высокотемпературных холодильных агрегатах. По сравнению с аналогами, он лучше справляется с ежегодным повышением температур, что позволяет его использовать в особых герметичных системах охлаждения.

Хладон применяют при модернизации оборудования, работающего при низких температурах.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значит

Другие особенности бесцветного газа:

Таким образом, для использования R134A необходимы:

При тестировании техники с эфирными маслами применялись обычные металлические элементы. При использовании гибких шлангов эластомеры подбираются отдельно. Это условие обеспечивает минимальную проницаемость стенок и наименьшее количество остаточной влаги.

Все системы перед заправкой и заменой масла тщательно обезвоживаются. В холодильный контур устанавливают фильтры осушения, которые должны соответствовать по характеристикам молекулам R134A.

При грамотном подходе к использованию хладагента проблем при работе с ним не возникает.

Фреон R134A: характеристики

В таблице представлены технические данные вещества, которые помогут сравнить хладагент с имеющимися на рынке аналогами.

Наименование показателяЧисловое значение, мера измерения
Температура кипения-26,5 градусов
Критическое давление4,06 МПа
Критическая температура101,5 градусов
Озоноразрушающий потенциал0 ODP
Молекулярный вес102,03 г/моль
Плотность жидкости126 кг/м3
Плотность газа5,28 кг м3
Растворимость в воде0,21 об/об

Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники.

В состав фреона R134A входят:

Тесты на хранение вещества выявили высокую гидролизную устойчивость на алюминии, меди, латуни и нержавеющей стали.

Источник

R134a или R600a: какой хладагент лучше, выгоднее, эффективнее

Обновлено: 4 марта 2021.

Какой хладагент лучше, R134a или R600a? В чем их отличия и особенности? Можно ли заменить фреон 134 на 600 и обратно? Стоит ли переплачивать за это? На эти и другие вопросы мы ответим вам в этой публикации.

При этом важно понимать, что r-600a и r-134a – не единственный вариант. В холодильниках также используются другие газы. Подробнее эту тему мы раскрыли в статье «Каким фреоном заправляют холодильники и как определить его тип».

Особенности хладагента R134a

Фреон R134a (тетрафторэтан, HFC 134a) был создан на смену хладагенту R12. Он не содержит хлора и не разрушает озоновый слой. При этом имеет большой потенциал глобального потепления (GWP), в 1430 раз больше углекислого газа.

Хладагент R134a не горюч, не представляет опасности для здоровья человека. Его используют в холодильниках, автомобильных кондиционерах и другой климатической технике. По холодопроизводительности он хуже фреона R12.

Более подробную информацию про этот газ читайте в статье: Фреон r134a: подробные характеристики, свойства, особенности. Про R-12 хладагент мы писали в публикации: R12 фреон: характеристики, свойства, особенности.

Особенности хладагента R600a

Фреон R600a (изобутан, HC 600a) – изомер бутана. Имеет такую же химическую формулу, но другое расположение атомов в молекуле. Его стали использовать в бытовых холодильниках и морозильных камерах позже R134a. он также является заменителем R12.

Хладагент R600a горюч, как обычный природный газ. Не оказывает токсичного и отравляющего действия на здоровье человека. Имеет нулевой потенциал глобального потепления, озоноразрушающая способность хладагента равна нулю. Подробнее про этот газ мы написали в статье: Характеристики и свойства фреона R600a (изобутана), особенности.

hfc134a что это значит. Смотреть фото hfc134a что это значит. Смотреть картинку hfc134a что это значит. Картинка про hfc134a что это значит. Фото hfc134a что это значитСлева — молекула изобутана, справа — бутана.

Чем отличается фреон 134 от 600

Холодильники на r134a работают на синтетическом полиэфирном масле из-за его агрессивности. Установки на r600a используют минеральное масло. Как в случае с автомобильными маслами, синтетика всегда дороже минералки. При этом 600 фреон также может работать на синтетическом.

В системах на 134 фреоне требуется больше газа для нормальной работы. Холодопроизводительность тетрафторэтана на 30% ниже, чем изобутана. Энергопотребление бытовых холодильников и морозильных камер на r134a на 20-40% выше, чем на r600a.

Из-за горючести, компрессоры для работы на фреоне r600a имеют конструктивные особенности. Они дороже двигателей для 134 хладона. Из-за низкой нагрузки при работе у них ниже уровень шума и больше срок работы.

Хладагент R600a воспламеняется, но быстро сгорает. В системе холодильника его мало, поэтому вероятность пожара низкая. К тому же, техника на 600 фреоне сделана так, чтобы при утечке он скапливался в тех местах, где не сможет загореться. Поэтому и фреон R-290 (пропан) рекомендован для применения в бытовой холодильной технике.

Фреон r134a агрессивен и требователен к качеству масла. Для его работы необходимо высокое давление, поэтому диаметр капиллярных трубок небольшой. Из-за этого они чувствительны к засорам. Благодаря этому вместо него заправляют R600a, который менее прихотливый чем другие аналоги R134a хладагента.

При разложении масла или его низком качестве, 134 хладагент вступает в реакцию с примесями и результатами реакций. Образуются примеси, которые осаждаются на стенках системы. Они уменьшают пропускную способность, образуют засоры. Это может вызвать:

По информации сервисных центров, со временем фреон R134a реагирует с маслами и приводит к их парафинизации. При этом процессе выделяются вещества, осаждающиеся на стенках фреоновой магистрали и рабочих поверхностях ее узлов.

По опыту мастеров и сервисных центров, через 5-6 лет в капиллярных медных трубках холодильников на r134a хладагенте возникает засор. Он начинает образовываться через 2-3 года после начала эксплуатации, но скапливается постепенно.

У хладагента r600a низкая температура кипения. Рабочие температуры систем ниже, чем у аналогичных на r134a. Они более чувствительны к наличию влаги. Поэтому при заправке, ремонте или обслуживании, их необходимо продувать сухим сжатым азотом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *