hybrid crossfirex что такое
FAQ по CrossFire X
AMD(ATI) CrossFireX — технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения. Является развитием технологии ATI CrossFire.
Каждая из видеокарт, используя определённый алгоритм, формирует свою часть изображения, которое передаётся в чип Composing Engine мастер-карты, имеющий собственную буферную память. Этот чип объединяет изображения каждой видеокарты и выводит финальный кадр.
Требования.
Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:
1. материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Ex.
AMD(ATI) CrossFireX — технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения. Является развитием технологии ATI CrossFire.
Каждая из видеокарт, используя определённый алгоритм, формирует свою часть изображения, которое передаётся в чип Composing Engine мастер-карты, имеющий собственную буферную память. Этот чип объединяет изображения каждой видеокарты и выводит финальный кадр.
Требования.
Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:
1. материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Express x16 с чипсетом AMD или Intel определённой модели;
2. мощный блок питания;
3. видеокарты с поддержкой CrossFire.
Видеокарты должны быть одной серии, но необязательно одной модели. При этом быстродействие и частота CrossFire-системы определяется характеристиками чипа наименее производительной видеокарты.
CrossFire-систему можно организовать тремя способами:
НЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ЧИПСЕТЫ:
для матплат под Intel LGA1156:
Intel H55/57 (x16+x4(через «южный» мост), PCI-E 2.0/1.1)
для матплат под Intel LGA775:
Intel 945P (x16+x4(через ICH7), PCI-E 1.1)
Intel P965 (x16+x4(через ICH8 ), PCI-E 1.1)
Intel P35 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 1.1)
Intel P31 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 1.1)
Intel P43 (x16+x4(через ICH9), PCI-E 2.0/1.1)
обьяснение здесь:
/blog/Northwood3400
более старые не освещаю т.к. они заведомо не раскроют потенциал современных карт по причине отсутствия поддержки процессоров Intel Core 2 и AMD Phenom.
Производительность карт в CrossFireX серьёзно зависит от мощности процессора
/blog/Northwood3400
На что способно встроенное видео? Исследование производительности AMD Radeon HD 4250
Hybrid CrossFire. Настройка и результаты тестирования
Одно из основных конкурентных преимуществ интегрированных графических адаптеров Radeon HD 3200, и его потомков — «уникальная» технология Hybrid Cross Fire. Это означает возможность объединения вычислительных мощностей встроенного видеоядра и дискретной видеокарты бюджетного класса. По информации AMD такая связка должна обеспечивать некоторый прирост в оптимизированных игровых приложениях. Так ли это, мы сегодня проверим.
Начнем с того, что информации о построении Hybrid CrossFire оказалось до безобразия мало. Главный вопрос: какая видеокарта требуется для организации такой конфигурации на материнской плате, построенной на чипсете AMD 880G, в состав которого входит Radeon HD 4250? Руководство пользователя к «материнке» такой ответ не дало, поиск по сайту компании Gigabyte тоже. Визит на сайт AMD также не принес результатов. Судя по обрывкам информации, найденной на просторах всемирной Сети, на эту роль годится Radeon HD 5450. По иронии судьбы, как раз такая видеокарта была в нашей тестовой лаборатории. Но, настроить и заставить работать Hybrid Cross Fire оказалось ой как не просто!
На корректность отображения режима CrossFire в GPU-Z особо пенять не будем, а посмотрим, как отразится на производительности объединение ресурсов встроенной и дискретной видеокарт.
Увы, чуда не произошло, и, даже суровый 3DMark 2006 никак не отреагировал на увеличение вычислительной мощности видеоподсистемы. Некоторый прирост наблюдался лишь в двух играх:
Как видите, без поддержки со стороны драйверов технология Hybryd CrossFire не более чем красивое обещание. А жаль, ведь сама идея объединения вычислительных мощностей дискретной и встроенной видеокарт замечательна, вот только реализация подкачала.
Выводы
Главный вопрос: оправдало ли интегрированное видеоядро возложенные на него надежды? Лишь отчасти… Да, Radeon HD 4250 является отличным интегрированным видеоядром. Мощным, функциональным, великолепным мультимедийным решением… но весьма слабым игровым игроком (простите за каламбур). Современные 3D-игры предъявляют слишком высокие требования к производительности видеокарт, чтобы интегрированные решения могли справиться с такой задачей. Тем паче, что Radeon HD 4250 ведет свою родословною от HD 3200, разработки 2007 года. Форсирование тактовой частоты на целых 60% помогло лишь отчасти, позволив хоть как-то поиграть в пару игр.
Еще более неоднозначное впечатление оставило знакомство с Radeon HD 5450. С одной стороны, это идеальный кандидат для построения медиацентра, с другой — есть сильнейший конкурент в лице… Radeon HD 4250. Да-да, несмотря на отставание в играх, интегрированная видеокарта предлагает схожую функциональность обработки мультимедиа, и при том почти бесплатно. Производительность Radeon HD 5450 в современных играх весьма невелика, за эти же деньги лучше подыскать видеокарту предыдущего поколения, например GeForce 9600GT, которую можно купить за те же 50 долларов. Но если вас по какой-то причине не устраивает производительность интегрированных видеокарт семейства Radeon HD 3200, и вы ищете решение для домашнего медиацентра, то ваш выбор — дискретная видеокарта на базе Radeon HD 5450. Например, рассмотренная MSI R5450-MD512H. Высокое качество изготовления, низкое энергопотребление, достаточная производительность и компактный конструктив — все эти качества делают ее одним из лучших представителей своего класса.
Теория и практика использования технологии ATI CrossFireX
В недавнем обзоре мы рассмотрели технологию NVIDIA SLI. Как было отмечено в начале той статьи, мы рассмотрели первую на рынке современной графики технологию параллельной работы несколькими видеокартами одой игровой сцены. А раз есть первая, значит, будет и вторая, так как конкурирующие фирмы не могу позволить NVIDIA монополизировать рынок в данной сфере. Как и следовало ожидать, свой противовес SLI выдвинул основной конкурент – канадская компания ATI в виде собственной технологии CrossFire (теперь уже компания принадлежит AMD, однако брэнд CrossFire сохранен в виде ATI CrossFireX).
История развития и ключевые особенности
Технология была анонсирована на международной выставке Computex 2005 в Тайване.
Итак, технология ATI CrossFire была разработана для возможности создания очень высокопроизводительных игровых систем. Обозначим основные задачи, которые ставили перед собой инженеры ATI: в первую очередь, максимально увеличить производительность системы в 3D-приложениях, а также улучшить качество изображения. В то же время, была необходимость сохранить совместимость со всеми играми и охватить широкий спектр моделей графических карт для работы в системе CrossFire. Канадцы постарались использовать положительный опыт из своих прошлых подобных проектов.
Вспомним, например, первую разработку ATI в сфере многочиповых решений – карту ATI Rage Fury MAXX:
И вот, представляя в 2005-м году новую реализацию идеи параллельного просчета 3D-сцены, пришлось вспомнить все уже имеющиеся наработки, усовершенствовать их и дополнить новыми возможностями. Кроме того, были учтены недостатки конкурирующих решений американской компании NVIDIA.
Давайте рассмотрим ключевые отличия ATI CrossFire от NVIDIA SLI. Сразу оговоримся, что данные отличия имели место в прошлом и приведены лишь для исторической справки и для отображения хода развития обоих технологий.
Самое главное отличие технологии ATI было то, что для создания связки из двух видеокарт они должны быть одной серии, но необязательно одной модели, в то время как в технологии SLI обе видеокарты должны были быть абсолютно одинаковыми, чуть ли не до версии прошивки BIOS. Это было крайне актуально, так как для карт Radeon возможны различные связки, например, X1600 PRO и X1650 XT, что давало пользователям большую свободу выбора при апгрейде.
На сегодняшний день это преимущество над SLI сохранено. Видеокарты серий Radeon HD3800 и HD4800 отлично «уживаются» в одной системе в различных сочетаниях. Причем как внутри линейки (HD3850+HD3870), так и между поколениями (HD3870+HD4850). Хотя последнее и не подтверждено официальной таблицей совместимости:
Вторым значительным превосходством CrossFire над SLI инженеры ATI называли независимость работы технологии от оптимизации драйверов. Однако, обещанное мы прождали более трех лет (с 31 мая 2005 года, когда состоялся официальный мировой анонс технологии ATI CrossFire) и так и не дождались. По идее разработчиков, их технология должна работать со всеми существующими играми, даже выпущенными до ее внедрения.
С поддержкой игр у CrossFire дела обстоят немного лучше, чем у SLI, но, как показывает практика, даже на сегодняшний день есть игры, которые никоим образом не реагируют на появление второй видеокарты в системе. Все упирается во все ту же ненавистную пользователями оптимизацию драйверов. Совместимость игр и прирост производительности мы рассмотрим далее в этой статье.
Но не обошлось и без недостатков. В своем первозданном виде технология ATI CrossFire предполагала наличие так называемой Мастер-карты. Такие карты в своем названии имели приставку CrossFire Edition. Они оснащены чипом наложения, который получает информацию от добавочной карты (slave) и сочетает её попиксельно с основной картой (master).
Две карты коммутируются с помощью внешнего кабеля, который соединяет DVI-выход обычной карты со специальным DMS-разъемом на карте CrossFire Edition. И частично обработанный кадр от первой карты поступает через DVI на DMS-вход карты CrossFire Edition. В итоге, работа двух видеочипов суммируется в микросхеме Compositing Engine.
Такой подход немного сдерживал распространение технологии, так как Мастер-карты не были так широко распространены в розничной продаже как их обычные варианты.
Как было отмечено выше, подобный способ организации связки из двух видеокарт уже устарел. На сегодняшний день объединение двух и более видеокарт в режиме CrossFire, как по технологии SLI, предусматривает использования специальных соединительных мостиков.
То, что обе конкурирующие компании выбрали именно этот аппаратный метод организации связки, лишний раз подтверждает его максимальную эффективность и практичность. Следовательно, видеокарты CrossFire Edition покинули полки магазинов навсегда.
Немаловажным аспектом в продвижении технологии CrossFire на рынок является то, что она поддерживается не только собственными чипсетам AMD, но и самыми популярными чипсетами от Intel, хотя поддержка эта реализована на программном уровне. А с появлением набора логики P45 Express технология получила большой потенциал для применения в «Performance» классе. Дело в том, что с ростом производительности видеокарт возрастает нагрузка и на шину PCI-e, которая должна обеспечить обмен данными между материнской платой и видеокартой. И, если в случае с одной видеокартой PCI-e шина имеет 16 линий, так называемый PCI-e x16, то в режиме CrossFire материнские платы среднего уровня могут обеспечить только PCI-e x8, чего явно недостаточно для современных видеокарт. Начиная с чипсета P45 Express, материнские платы среднего уровня имеют поддержку PCI-e 2.0 с пропускной способностью вдвое выше, чем у версии 1.0а. Ранее подобный стандарт был доступен только на материнских платах высшего ценового диапазона.
Алгоритмы построения изображений
Разделение экрана на несколько непересекающихся зон (Scissor, также известно как Slicing).
В принципе, с помощью данного режима можно выводить все приложения и игры. ATI установила этот режим по умолчанию для 3D-игр. Однако, на фоне всех улучшений, есть и отрицательные особенности. Дело в том, что, несмотря на вывод каждой картой половины картинки, геометрию приходится полностью просчитывать на обеих картах. В итоге рост производительности оказывается не такой, каким он мог бы быть. Впрочем, даже при таких недостатках современные и будущие игры, усиленно использующие пиксельные шейдеры, будут давать прекрасную производительность в этом режиме. В общем, чем больше игра использует шейдеры, тем больше будет прирост в данном режиме CrossFire.
Чередование рассчитываемых кадров (Alternate Frame Rendering)
Очевидно, что наибольший прирост скорости от использования CrossFire получат игры, особенно нагружающие графическую подсистему компьютера. Но как быть, если с игрой прекрасно справляется и одна видеокарта? Что делать со второй?
Также, в марте 2006 года компания ATI представила поддержку аппаратного ускорения физики своими видеокартами для игр, оптимизированных под движок Havok FX.
Было заявлено, что поддерживаться акселерация физических расчётов будет графическими картами серии Radeon X1000, причём будут поддерживаться и ассиметричные конфигурации, например CrossFire для трёхмерного рендеринга и дополнительный акселератор для расчета физики.
Кроме того, заявлена возможность использования для расчёта физики двух разных видеокарт. К сожалению, возможность одновременного использования ресурсов мощного GPU для графики и физики не была анонсирована, как то предполагалось ранее.
Для обработки физики графическим процессором ATI предполагает использовать технологию, названную ею DPP (data parallel processing, параллельная обработка данных), позволяющую применять общий набор инструкций одновременно к большому массиву исходных данных.
Было заявлено, что производительность решения ATI будет во многих случаях выше, чем у специализированных плат PhysX. Ниже представлены предполагаемые области применения GPU как физического акселератора.
К сожалению, пока не было названо конкретных сроков реализации программных и аппаратных средств ускорения физики ATI, вероятно, они будут названы в ближайшее время, учитывая прорыв в этом направлении компании NVIDIA с технологией NVIDIA PhysX.
Из истории в современность
Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:
CrossFire-систему можно организовать двумя способами:
Как вы уже догадались, программный метод применяется крайне редко и в основном на не самых новых маломощных картах. Касательно мостового соединения – будьте внимательны. В отличие от NVIDIA SLI тут применяется 2 мостика и их необходимо правильно подключить, обычно со стороны первичной карты (к ней подключен монитор) мостик помечен меньшим индексом, а со стороны ведомой большим, например, «J1A» «J2A» или «J2» и «J3», хотя возможны и другие более или менее понятные обозначения. Иначе драйвер не распознает установленную связку видеокарт и на соответствующей странице Catalyst Control Center попросит изменить конфигурацию мостиков.
Вот так выглядят различные варианты исполнения соединительных мостиков для CrossFire.
Включается CrossFire довольно просто – установкой галочки в меню Catalyst Control Center.
Triple CrossFire и QUAD CrossFireX
С выходом драйверов версии 8.3 компания ATI официально объявила о доступности технологии QUAD CrossFireX. Однако, она доступна только для видеокарт поколения HD 3800 и выше.
Слово QUAD не означает, что возможны связки только из четырех видеокарт. В эту же технологию входит и Triple CrossFire – объединение трех видеокарт. Что интересно, видеокарт физически может быть и две, однако используются три видеочипа. Для тех кто не догадался поясняем – в таком случае используется связка из обычной видеокарты и видеокарты с суффиксом «X2», которая имеет 2 видеочипа. Вот пример работы двух видеокарт Radeon HD 3870 и HD 3870X2 в режиме Triple CrossFire.
А вот и результат их совместной деятельности на примере игры S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.
Как видно, игра благоприятно отзывается на добавлении третьего видеочипа. Прирост производительности двух видеочипов HD 3870 по сравнению с одним составляет 85%, что очень хорошо. А вот добавление третьего ускорителя повышает производительность еще на 33%, что также весьма неплохо.
Режим QUAD активируется двумя путями: первый – установка четырех видеокарт в специальную материнскую плату на чипсете AMD, второй – установка двух видеокарт с суффиксом «X2» в любую с поддержкой режима CrossFire. Как показывает практика, первый способ применяется крайне редко ввиду малого количества материнских плат под 4 видеокарты и большего числа проблем с их подключением. Куда более простой и целесообразный способ номер два. Понятное дело, что видеокарты «X2» принадлежат к TOP-решениям, а связка из двух таких видеокарт и подавно.
Однако, таким способом мы получим беспрецедентную производительность видеоподсистемы.
Очевидным становится тот факт, что для таких видеокарт поддержка материнской платой стандарта PCI-e 2.0 x16 не просто желательна, а обязательна.
Отметим, что в видеокартах Radeon HD 3870X2, которые фактически являются реализацией CrossFire из пары GPU на одной видеокарте, применялся коммутационный чип далекий от совершенства. Мало того, что он ограничивал видеокарту поддержкой только PCI-e 1.0а, так он еще и имел высокое время задержки. Но прогресс не стоит на месте и, начиная с линейки Rdeon HD 4870X2 применяется новый коммутационный чип, лишенный этих недостатков. Теперь внутренняя организация CrossFire в видеокарте стала значительно лучше, как впрочем, и взаимодействие видеокарты с материнской платой, теперь уже по интерфейсу PCI-e 2.0.
Таким долгим и тернистым был путь технологии CrossFire в народные массы. Что же она представляет на сегодняшний день? А на сегодняшний день это стремительно развивающаяся технология, поддержка которой широко распространяется благодаря чипсетам Intel и AMD. Уникальностью технологии является ее гибкость и возможность построения на различных материнских платах и процессорах, с применением процессоров Intel если используется материнская плата на чипсете Intel или же с применением процессоров AMD если используется материнская плата на чипсете AMD – в любом случае у пользователей остается широкий выбор комплектующих.
Компания AMD, потерпевшая фиаско во времена противостояния видеокарт поколения Radeon HD 2000 (HD 3000) и GeForse 8, в новой линейке Radeon HD 4000 взяла курс на продвижение своих продуктов не в ТОП-лиге, а в среднем (middle) и так называемом производительном (Performance) сегментах. Ввиду этого, наличие связки из двух видеокарт средней стоимости нередко оказывается выгодней покупки ТОП-продуктов конкурента.
Приведем рейтинг-список видеокарт, протестированных в популярнейшем тестовом пакете 3D Mark 06.
Обратите внимание на четвертую сверху строчку – это видеокарта HD4870 в связке CrossFire. Весьма неплохой результат, учитывая рекомендованную стоимость каждой карты. Однако, это всего лишь синтетический тест, пусть и очень популярный, но он показывает потенциал технологии при ее максимальной оптимизации под игру. Если проанализировать график, то видно, что видеокарты среднего сегмента предыдущего поколения весьма неплохо конкурируют с «топовыми» современными картами, естественно не в одиночку.
Как и у конкурирующей калифорнийской компании, она предназначена для объединения мощностей встроенного в материнскую плату видеочипа и дискретной видеоплаты.
Для активации данной технологии понадобится материнская плата с набором системной логики линейки AMD 780.
Логично, что использовать видеокарту, мощней, чем Radeon HD 3470 не целесообразно.
Куда более интересно применение этой технологии в ноутбуках, где в дополнение реализована и идея аналогичная HybridPower (жаль такая функция отсутствует в настольных системах).
Теперь в ноутбуках на чипсете AMD 780 возможно объединить графическую мощь дискретного видеочипа с продолжительной работой от батареи, так как во время отсутствия нагрузки дискретный чип попросту отключается.
Использование гибридной графики от AMD дает пользователю полный и простой контроль над выводом изображения.
Мы уже рассматривали производительность подобного решения в одном из наших обзоров. Вспомним результаты…
«В итоге, по графикам видим, что производительность «гибридной» графической системы, как и отдельного интегрированного ядра, сильно зависит от скорости обмена с памятью, который осуществляется за счет процессора, через шину HyperTransport. Поэтому процессоры Phenom имеют определенное преимущество, но особой разницы от использования трех или четырехъядерного процессора нет.
Даже в случае если бы система Hybrid CrossFire смогла догнать NVIDIA GeForce 8500GT DDR3 Sonic, то с точки зрения экономии такой вариант был бы сомнительным, так как стоимость более производительных процессоров выходит на порядок дороже видеокарт. Потому технология объединения внешней видеокарты с встроенной графикой больше заинтересует пользователей, которые обычно используют вывод изображения на три или четыре монитора, и иногда у них возникает необходимость поработать с 3D.»
Нам уже доводилось тестировать видеокарты Radeon различных ценовых диапазонов в связке CrossFire. Давайте попробуем проанализировать эти результаты и сделать вывод о целесообразности применения этой технологии и ее конкурентоспособности.
Начнем с ASUS EAH3650 TOP/HTDI/256M на Radeon HD 3650. Что примечательно, в отличие от технологии SLI, в технологии CrossFire синтетические тесты семейства 3D Mark более чутко реагируют на появление второй видеокарты в системе. Однако синтетика игроков не интересует – самое важное для них это, конечно же, игры. А в играх результаты просто отличные – прирост производительности составляет 70-100%, при среднем значении в 80%.
Отдельно отметим, что, используя материнскую плату с поддержкой PCI Express 2.0, можно получить заметный прирост производительности в основном из-за более быстрого доступа к оперативной памяти, где размещены данные, не поместившиеся в скромных 256 МБ «на борту». Именно этот факт позволяет двум Radeon HD 3650 в особо ресурсоемких играх, например Crisys, на GIGABYTE GA-X38-DS5 догнать и даже немножко обогнать 256-мегабайтную Radeon HD 3850 на PCI Express 1.0 GIGABYTE GA-965P-DS4.
Более мощная видеокарта MSI Radeon HD 3850 512Mb также показала отличные результаты. Прирост производительности находится в промежутке 70-100%, причем во многих случаях он составляет 90%. Заметим, что для данных видеокарт наличие шины PCI-e 2.0 куда более существенней влияет на результат. Что ж, теория подтверждается практикой – более мощным видеокартам необходима большая пропускная способность шины.
Далее рассмотрим ASUS Radeon HD 3870 512Mb. Так как платы Radeon HD 3870 не сильно отличаются от плат Radeon HD 3850, то и работа пары из них соответственно почти идентична. Прирост производительности также лежит в пределах 70-100% с явным наклоном к 90% при усреднении.
MSI Radeon HD3870X2 1024Mb OC – попробуем сравнить эффективность двухчиповой видеокарты со связкой из двух одночиповых. Итак, во многих играх их производительность почти одинакова (разницей в 3-5% можно пренебречь). Однако такие «тяжелые» игры как Crysis и Company of Heroes отдали свое предпочтение CrossFire связке из двух видеокарт.
Объяснить это можно несовершенством коммутирующего чипа, примененного в Radeon HD 3870X2, о котором мы говорили ранее.
Технология имеет все предпосылки для распространения в широкие массы пользователей и завоевания среднего ценового диапазона. Она имеет широкий спектр поддерживаемых чипсетов, в который входят не только чипсеты AMD но и самые распространенные чипсеты Intel, гибкость при построении, поддерживает весь модельный ряд видеокарт Radeon и одинаково хорошо на них работает.
Текущая ценовая политика компании AMD как раз и заключается в применении 2-х видеочипов средней производительности для борьбы с одночиповыми монстрами конкурента. Надо сказать, что такой подход весьма грамотен, и грамотен он в первую очередь экономически. Компания меньше затрачивает на разработку, следовательно может ниже установить розничные цены. А поскольку компания сосредотачивает свои усилия на двухчиповых разработках, то следует ожидать и улучшения технологии CrossFire как одного из путей к победе.
Достоинства технологии CrossFire:
Недостатки технологии CrossFire: