icf коучинг что это такое
Icf коучинг что это такое
ICF: помогает людям найти коучей, наиболее подходящих для их потребностей.
Чтобы сохранять целостность и надежность профессии коучинга, ICF активно занимается развитием программ в областях юридического обеспечения, регулирования и аккредитации — и это является сервисом для коучей и их клиентов.
Первоочередная цель ICF — вывести организацию на следующий уровень и стать единым сильным голосом профессии коучинга, обеспечивая рост ценности для ее членов.
М еждународная Федерация Коучей придерживается той формы коучинга, при которой уважается личный и профессиональный опыт клиента, и каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность. Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:
Определение коучинга ICF :
Профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.
На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, а коуч слушает и вносит свой вклад в виде наблюдения и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Основное внимание коучинг обращает на то, в какой точке находится клиент в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра.
«Я надеялся стать гуру и заработать»: Вся правда о коучинге в России
Текст: Виктория Чарочкина, Специальный корреспондент
«Вы будете работать с собственными состояниями, чтобы их можно было надевать как любимую кофточку», — щебечет коуч Александра Грак, доброжелательная женщина примерно 30 лет. Мы полчаса обсуждаем по скайпу мою проблему: чувствую, что у меня снизилась продуктивность на работе. Грак заявляет: случай типичный, но решать его придётся долго. За свою помощь она просит 3000 рублей за сессию (длится около часа).
Заканчивая разговор, я спрашиваю, когда мы обсудим детали моей работы. До сих пор коуч просила только оценить степень удовлетворённости условиями труда и оплатой и даже не спросила, где и кем я работаю. Отвечает: «Мне в подробностях знать о вашей работе для коучингового процесса необязательно. Главное, чтобы вы сами понимали, о чём речь».
Это настораживает: днём раньше я общалась с Ириной Сорокиной, слушательницей магистерской программы для коучей НИУ ВШЭ, и она построила разговор по-другому (сессия проводилась бесплатно в рамках обучения коуча). На первой встрече в течение часа расспрашивала о карьерном пути и сути моей проблемы (ей я тоже пожаловалась, что ничего успеваю), обратила внимание на обстоятельства жизни вне работы.
Грак уже не студентка, именно по коучингу у неё есть несколько красивых сертификатов (три из четырёх она получила по итогам онлайн-курсов), но чем дальше мы говорим, тем сильнее всё происходящее кажется мне шарлатанством.
Коучинг в России появился не так давно — его расцвет начался во второй половине 2000-х. Как и на любом новом рынке, самозванцев и просто специалистов с низкой квалификацией хватает. «Секрет» разобрался, как устроена новая индустрия.
Сейчас в России около 3000 сертифицированных коучей, а через пять лет нужно будет до 50 000, предсказывает ICF Russia Chapter, российское отделение Международной федерации коучинга (это самая большая некоммерческая организация, объединяющая больше 24 000 коучей в 117 странах мира). В этом прогнозе ICF, по словам его представителей, основывается на динамике спроса.
Пока профессионалов мало, деньги зарабатывают самозванцы, прошедшие подготовку на сомнительных вебинарах, двухнедельных курсах или просто написавших на визитке слово «коуч». Похожим образом когда-то развивался рынок услуг психотерапевтов и психологов — сейчас найти серьёзного профессионала нетрудно, но ещё десять лет назад под видом аналитиков часто выступали недоучки и любители эзотерики.
На самом деле даже специалистам сложно определиться, что такое коучинг и как он должен работать. Некоторые практикующие коучи считают, что их работа — тип психологического консультирования. Другие относят его к методам консалтинга и тренинга. Третьи называют себя философами.
Коучинг бывает личным и корпоративным. В первом случае клиенты к коучу приходят по собственной инициативе, во втором его нанимает компания (но работает он с сотрудниками при этом всё равно индивидуально). Диапазон цен — от 1500 до 15 000 рублей за сессию. Командный коучинг (это когда специалист работает с группой ключевых сотрудников) стоит в несколько раз дороже.
Как работает коуч? Клиент приходит к нему с наболевшим — это может быть конкретная проблема или абстрактное желание что-нибудь изменить. Коуч не даёт прямых указаний. Скорее он вместе с клиентом пытается найти путь к цели, задавая вопросы и помогая найти на них ответы. Советы — спорный момент. Некоторые коучи считают, что коллега, дающий советы клиентам, «возвышает себя и превращается в наставника». Другие говорят, что не давать никаких советов — это снять с себя ответственность за процесс.
«Когда слышу слово «коуч», у меня аж мурашки по коже, становлюсь хищником и пытаю говорящих, к какому коучу они собираются», — усмехается серийный предприниматель Николай Фоменко. Его NVF Group Production занимается строительством, развивает салоны красоты и управляет другой недвижимостью. В Ростове-на-Дону, откуда Фоменко родом, коучи активизировались в 2012 году. В месяц, вспоминает он, появлялось около 15–20 новых коучей. Многие ещё не завершили обучение и должны были наработать часы практики. Правда, клиентам об этом они не говорили.
Фоменко в тот период казалось, что он достиг потолка в развитии своего проектно-строительного бизнеса, и он хотел понять, что делать дальше. Перепробовав около пяти человек, от каждого после неудачи он услышал, что надо найти «своего» коуча, который его «почувствует». «Уже потом я понял, что это оправдание», — говорит он. Сейчас предприниматель считает, что коучи «не смотрели на ситуацию со стороны, а примеряли её на себя». Но уровень их компетенций не соответствовал уровню развития предпринимателя, поэтому никак помочь они не могли. Разочаровавшись, Фоменко сам пошёл учиться на коуча и теперь применяет полученные знания в управлении.
Первая программа обучения коучингу в России появилась в 1998 году, ещё несколько открылось в первой половине нулевых. В основном в страну привозили западные технологии и приезжали зарубежные коучи — например, Мэрилин Аткинсон, основатель Эриксоновского университета (в России и СНГ это крупнейшая обучающая организация). Тогда переводчики отказывались использовать слово «коучинг» — говорили, что такого нет. Позже стали развиваться отечественные программы.
Есть адепты голографического коучинга — «метода консультирования, построенного на голографической парадигме Вселенной», который «объединяет в себе последние достижения квантовой физики и восточной философии».
Несмотря на противоречия, профессиональное поле коучей сформировалось, пришли международные ассоциации и аккредитованные ими программы. Сейчас минимальный срок обучения, который необходим для получения сертификата профессионального коуча, в ICF составляет 128 часов. Чтобы получить другие уровни сертификации, нужно наработать 100, 500 или 2500 часов практики (уровни АСС, РСС, МСС). Первых в России несколько сотен человек, вторых — около 50, последних — двое. Каждый год коуч должен подтверждать свою квалификацию: не менее 40 часов занятий. Такие требования у профессиональных организаций вроде ICF, Assocation for Coaching.
Но не все участники рынка считают сертификаты ассоциаций достаточным подтверждением профессионализма коуча. Например, профессор Андрей Россохин настаивает, что для работы коучем нужно высшее образование. В России такая программа одна, но в мире коучинг преподают как отдельную университетскую дисциплину (например, в INSEAD, Stanford Graduate School of Business, Портсмутском университете, Лондонском университете и других). Программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», которую Россохин запустил в Вышке, стала новым витком в развитии рынка. При этом ещё семь лет назад он не верил, что в России можно организовать высшее образование в области бизнес-коучинга. Тогда он работал в школе INSEAD на магистерской программе по психоаналитическому бизнес-консультированию вместе с профессором Манфредом Кетсом де Врисом, разработавшим психоаналитический подход к менеджменту. Именно Кетс де Врис предложил коллеге открыть подобную программу в России.
«Я несколько лет говорил Манфреду, что это вообще невозможно — образование в сфере коучинга здесь находится на самом раннем этапе развития, — вспоминает Россохин. — Люди после нескольких семинаров провозглашают себя коучами, а тут — двухлетняя программа. Я не хотел тратить время». Теперь его программа — среди лидеров магистерских коммерческих программ в России, за пять лет у неё более 250 выпускников, среди которых есть и ветераны коучинга. «Да мы все там учились», — вспоминает экс-президент ICF и основательница Европейского центра бизнес-коучинга Наталия Долина.
Параллельно с профессиональным развивался и дикий сегмент рынка. Андрей Россохин сравнивает развитие коучинга в России с тем, как развивалась психология: после распада СССР в страну стали приезжать иностранцы с самыми маргинальными и псевдонаучными направлениями. Семинары по НЛП тогда собирали по 200–300 человек. «Пара семинаров — и ты психолог, образование не нужно, можешь лечить любые проблемы за пять минут», — иронизирует Россохин. Но прошло несколько лет — и клиенты стали искать специалистов с профильным образованием, а приверженцев боевого НЛП и других псевдонаучных дисциплин отметать. Зато сомнительные методики перекочевали в коучинг.
Расцвет шарлатанства начался в конце нулевых вместе с популяризацией коучинга. Этому способствовал кризис — как в 90-е процветали экстрасенсы, так и несколько лет назад на сцену вышли разные волшебники для бизнеса.
Например, есть адепты голографического коучинга — «метода консультирования, построенного на голографической парадигме Вселенной», который «объединяет в себе последние достижения квантовой физики и восточной философии». Его основатель Зина Йенсен-Маар утверждает, что материальный мир представляет собой «гигантскую голограмму, созданную мыслями и эмоциями человека». Теория голографической Вселенной действительно существует, но Йенсен-Маар, во-первых, использует её как доказанный факт, а во-вторых, дополняет и обещает научить «улыбаться голограмме» так, чтобы «реальность изменилась в ответ».
«По-настоящему учиться долго и дорого, нужно инвестировать в себя и обучение. Однако люди часто верят, что достаточно овладеть простейшими техниками, что-то схватить и можно быстро зарабатывать деньги»Некоторые коучи используют тета-хилинг, энергоинформационное целительство, солопрактику и тому подобные аттракционы. Главная фишка этих техник — скорость. Если человек захочет решить свои проблемы с помощью коуча и НЛП, ему пообещают всего несколько сессий. Если человек захочет стать коучем-солопрактиком, ему тоже посулят, что он освоит курс за несколько недель.
«Коуч сказал, что я сразу почувствую изменения, буквально через неделю. Но я почувствовала только свои эмоции, а не результат», — старается сформулировать помягче Валерия Ежкова, основательница школы иностранных языков La Maison De Valerie. Когда она работала PR-директором в крупной международной компании и думала открыть своё дело, знакомые посоветовали специалиста, который брал 60 000 рублей в месяц. Но Ежкова нашла другого: «Это был начинающий коуч. Он привлёк дешевизной: зачем платить ежемесячно 60 000 рублей, если можно неделю походить на занятия по 2000 рублей?»
Через неделю она не очень далеко продвинулась в решении своей проблемы, чувствовала только злость и от коуча решила уйти. Сейчас встречается с другим специалистом раз в месяц и уже не ждёт быстрых изменений. У прошлого коуча, вспоминает она, было сразу два сертификата, но, видимо, получить их без психологического бэкграунда не проблема.
«Посчитайте, сколько в комнате чёрных предметов», — предлагает ведущая вебинара школы Virtus Coach. Участники отправляют число в чат. Ведущая предлагает по памяти написать число белых предметов в комнате, а потом сосчитать их. Удивлённые участники пишут, что их оказалось гораздо больше, чем они думали, и ставят много восклицательных знаков. Ведущая торжествующе подводит итог: вы фокусировались на чёрном, а не на белом, так же и клиенты фокусируются на негативе, а надо заставить их увидеть возможности. Ещё один её урок — посмотреть на проблемную ситуацию с трёх сторон: своими глазами, глазами человека со стороны и «глазами мудреца». Именно с позиции последнего, говорит ведущая, должен и смотреть на клиента коуч.
Полтора часа вебинара проходят в таких упражнениях, слайдах о том, что такое закрытые и открытые вопросы, а ближе к концу начинается рассказ об этапах коуч-сессии. За 20 часов занятий, которые стоят 10 000 — 20 000 рублей (в зависимости от формата), академия обещает обучить слушателя технологиям коучинга. Для сравнения: такого результата в ВШЭ обещают достичь только через два года полноценного обучения с постоянной практикой и её разбором. Например, каждую неделю ученики смотрят видео сессий с топ-менеджерами и обсуждают их, а также проводят сессии сами — каждую из них потом супервизирует преподаватель.
«По-настоящему учиться долго и дорого, нужно инвестировать в себя и обучение. Однако люди часто верят, что достаточно овладеть простейшими техниками, что-то схватить — и можно быстро зарабатывать деньги», — комментирует разные форматы обучения Андрей Россохин. Курсов «коучинга за несколько недель» действительно много, хотя в ICF аккредитовано только 11 программ (есть ещё несколько центров, которые признаны в профессиональном сообществе).
Остальные коучи объединяются в дублирующие ассоциации с названиями вроде «Международная ассоциация русскоговорящих коучей» и «Международная ассоциация голографического коучинга и менторства». Этими названиями щеголяют курсы, которые предлагают научиться коучингу онлайн и быстро. В ICF объясняют, что у таких организаций нет стандартов и понимания коучинга как отдельной дисциплины, а даже если они где-то и прописаны, то никто не следит за соответствием.
Те же люди, что в конце нулевых учили пикапу, а потом тому, как получить быстрые деньги и стать предпринимателем, теперь стали рассказывать, как проводить коуч-сессии. Причём многие из них и сами не проходят соответствующего обучения, говорит координатор сертификационных программ Эриксоновского университета Ирина Кадочникова: «Статистики нет, но часто появляются люди, которые просто прочитали одну книжку или вообще прошли одну коуч-сессию и решили: я уже слышал, какие вопросы коуч задаёт, и я тоже так могу».
Некоторые заявляют, что клиент просто не понимает, что такое коучинг. Другие говорят, что клиент сопротивляется изменениям. Третьи считают, что он не готов брать ответственность на себя. На волне популярности стали запускаться программы, имеющие мало отношения к коучингу. В 2011 году инфобизнесмен Андрей Парабеллум запустил «Коучинг на миллион», где предлагал сделать участников миллионерами: речь шла об обучении предпринимательским навыкам, это даже близко не было похоже на коучинг.
Ижевский предприниматель Зуфар Гарипов прошёл у Парабеллума и бизнес-тренера Николая Мрочковского другую программу. В 2012 году у него был убыточный бизнес на производстве одежды. Гарипов искал деньги и наткнулся на тренинг, который обещал за три недели превратить его в инфобизнесмена. «Я надеялся стать гуру и заработать», — вспоминает он. Уже в первую неделю после окончания курса он заработал 45 000 рублей и очень впечатлился. Себя он называл и тренером, и коучем, однако сейчас признаёт: коучинг — это не то, чем он занимался.
«Качество продукта, который я предоставлял, было не очень», — говорит Гарипов. Вскоре его стало огорчать, что помочь всем не получается, удовольствия от дохода не было, а тут как раз подвернулась возможность для нового бизнеса, и Гарипов с головой ушел в своё дело (сейчас он гендиректор сети кофебаров «Кофе Лайк»).
Гарипов говорит, что разочаровался в коучах и тренерах, и теперь советуется только с состоявшимися предпринимателями: «В бизнесе всё не так просто, как я когда-то рассказывал. На тренинге меня учили, что есть пять правил, которых надо придерживаться, и всё будет хорошо. Но сейчас я знаю, что бизнес — гораздо более сложный организм».
Такие программы дискредитируют понятие коучинга (у которого и так трудная судьба). В профессию приходят люди, которым кажется, что стать коучем легко.
«Для них нет никакой разницы — что ты прошёл курс за три дня, что программу за несколько месяцев. Мозг таких горе-коучей вмещает вот столько, а нужно вот столько, — разводит руками маркетолог Анастасия Вяткина, которая помогает инфобизнесменам с продвижением. — И потом все вокруг говорят, что коучинг не помогает. А почему? Потому что это уровень психолога на кухне с рюмкой водки».
Большинство тех, кто быстро и при этом поверхностно обучился модной профессии, не сомневаются в своих знаниях. Примеров осознания своей некомпетентности мало. Этому способствуют и клиенты. Многим достаточно того, что кто-то их просто выслушал.
Если клиент разочарован, ему говорят, что он пришёл не к тому специалисту, или обвиняют в глупости. «Одна из любимых отмазок инфобизнесменов: ты тупой, — смеётся Вяткина. — Им говорят: но вы же гарантировали, что я — то, у меня будет это… А они в ответ: да, но ты же тупой».
Некоторые заявляют, что клиент просто не понимает, что такое коучинг, и пришёл не к тому специалисту. Другие говорят, что клиент сопротивляется изменениям. Третьи считают, что он не готов брать ответственность на себя. «Единственный приемлемый клиент, который им остаётся, этот тот, который будет смотреть в рот, — возмущается Россохин. — Вообще-то это наша работа — помочь человеку понять что-то, открыться новому, взять ответственность на себя. И преобразовать это всё в изменения в своем бизнесе. А если он ко всему уже готов, зачем нужен коуч?»
Впрочем, Россохин не опасается, что дилетанты и шарлатаны дискредитируют профессию: «Коучинговая культура будет постепенно расти, увеличится спрос на профессиональных коучей с высшим образованием, супервизиями и рекомендациями».
Как любой новый и быстроразвивающийся рынок, рынок коучинга переживает кризис доверия, а опытным профессионалам взяться просто неоткуда — профессия слишком молода. Точно такой же путь проделал рынок психотерапии, а до него — маркетинга: специальность появилась ещё в середине XIX века, но её подлинная ценность обнаружилась только в 1950-х.
Что такое ICF?
Что такое ICF?
ICF (Международная Федерация Коучинга)
ICF — это профессиональная ассоциация персональных и бизнес — коучей, цель которой — сохранение надежности и качества коучинга в мировом сообществе.
1. ICF: помогает людям найти коучей, наиболее подходящих для их потребностей.
ICF — самая большая в мире некоммерческая профессиональная ассоциация Персональных и Бизнес-коучей с больше чем 5000 членов и 179 представительствами в 30 странах.
ICF существует для того, чтобы:
Чтобы сохранять целостность и надежность профессии коучинга, ICF активно занимается развитием программ в областях юридического обеспечения, регулирования и аккредитации — и это является сервисом для коучей и их клиентов.
Первоочередная цель ICF — вывести организацию на следующий уровень и стать единым сильным голосом профессии коучинга, обеспечивая рост ценности для ее членов.
2. Философия и определение коучинга ICF
Международная Федерация Коучей придерживается той формы коучинга, при которой уважается личный и профессиональный опыт клиента, и каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность. Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:
3. Определение коучинга Международной Федерации Коучинга
Профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.
На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, а коуч слушает и вносит свой вклад в виде наблюдения и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Основное внимание коучинг обращает на то, в какой точке находится клиент в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра.
4. Профессиональные стандарты
Для того, чтобы стать действительно профессионалом, нужно подробно изучать все тонкости профессии и тренироваться. Этого можно достичь, получив специальное образование. Тем более Россия уже начала работать в соответствии с принятыми в мире стандартами и критериями качества. Целесообразно ориентироваться на стандарты Международной Федерации Коучинга (ICF), а ее сертификат является признанным «золотым стандартом» в мире коучинга. Человек, получивший такой сертификат, обладает высоким уровнем знаний в области коучинга.
Существует несколько программ по получению сертификата ICF:
Associate Certified Coach (АСС) — Ассоциированный Сертифицированный Коуч
Этот начальный сертификат предоставляется тем коучам, кто разделяет принципы высокого профессионализма, этики, обучения, и хочет стать профессиональным сертифицированным коучем в течение 3 лет. При отсутствии перехода к первому уровню ( PCC ) в течение 3-х лет, этот сертификат аннулируется.
Professional Certified Coach (PCC) — Профессиональный Сертифицированный Коуч
Сертификат первого уровня для профессиональных коучей.
Master Certified Coach (MCC) — Сертифицированный мастер коуч
Сертификат высшего уровня для профессионального коуча.
Скачать сертификационные требования ICF (61kb)
Скачать уровни компетенций коуча ICF (130kb)
5. ВСТУПЛЕНИЕ В ICF
Зачем вступать в ICF?
ICF — это самая большая и самая авторитетная в мире некоммерческая организация, объединяющая профессиональных коучей во всех станах — более 17000 членов в 50 странах.
Быть частью этого сообщества является большой ценностью для коучей во всем мире. ICF разработала и постоянно развивает профессиональные стандарты и компетенции коучинга, признанные в международной бизнес-среде, следует четким критериям в сертификации профессиональных коучей и аккредитации обучающих программ. ICF продвигает профессию в медиа и бизнес-сообществе, проводит ежегодные всемирные конференции.
3 Шага к вступлению в ICF:
6. Кодекс чести ICF
Каждый коуч, проходящий обучение в Международном Эриксоновском Университете соблюдает Кодекс Чести ICF.
7. Этическая клятва
Я, профессиональный коуч, признаю и уважаю свои моральные обязательства перед клиентами, коллегами и всем обществом. Клянусь соблюдать Кодекс Чести ICF, обращаться со всеми людьми достойно, как с равноправными и свободными личностями, и исповедовать эти нормы в общении с теми, кого я тренирую. Если я нарушу эту Клятву или Кодекс Чести ICF, признаю полное право ICF призвать меня к ответу за совершённые деяния. Кроме того, я признаю право ICF в качестве моей отвественности за нарушения лишить меня членства в ICF либо сертификата ICF.
8. Основные области компетенции в коучинге
Структура, состоящая из одиннадцати областей компетенций коучинга, была разработана для более полного обеспечения пониманий навыков, которые используются в профессиональном коучинге, в соответствии со стандартами ICF. Она так же поможет вам разобраться в степени соответствия ожидаемого результата от конкретного коуча, и того тренинга, который вы в действительности получили.
Эта структура послужила основой для проверки процедуры выдачи сертификата ICF. Основные области компетенции разбиты на четыре группы, исходя из их логической связи, и в соответствии с общими взглядами на них в каждой из групп. Группы и отдельные области равнозначны — они не обладают никакими приоритетами, и все являются корневыми, любому компетентному коучу важно владеть всеми ими.
A. Закладка фундамента
1. Соответствие этическим принципам и профессиональным нормам
2. Достижение соглашения о коучинге
B. Совместное установление контакта
3. Установление доверительных, близких отношений с клиентом
C. Эффективное общение
6. Активное слушание
7. Постановка сильных вопросов
D. Помощь в обретении знаний и получении результатов
9. Проектирование действий
10. Планирование и постановка целей
11. Управление развитием и ответственностью
Примечание: Каждая из областей компетенций, приведённых ниже, сопровождается определением и, соответствующим ей, образом действий. Образы действия разделены на два типа: те, которые должны присутствовать в работе коуча постоянно и прослеживаться в любой момент (показаны обычным шрифтом). Те, к которым в коучинге прибегают лишь в отдельных ситуациях, и которые, поэтому, проявляются во взаимодействии с клиентом не всегда (показаны курсивом).
A. Закладка фундамента
1. Соответствие этическим принципам и профессиональным нормам — Понимание этических и профессиональных норм коучинга и способность соответствовать им во всех ситуациях, возникающих в процессе коучинга.
a. Понимает и своими действиями подтверждает Кодекс Чести ICF (см.),
b. Понимает и следует Этическим Принципам ICF (см.),
c. Чётко объясняет различия между коучингом, консультированием, психотерапией и прочими видами психологической поддержки,
d. Направляет клиента, если это необходимо, к профессионалу из другой области психологической поддержки, точно определяя момент для этого и зная существующие возможности.
2. Достижение соглашения о коучинге — Умение понять, что необходимо сделать в процессе конкретного коучинга, и прийти к соглашению об этом процессе и взаимоотношениях в ходе него с потенциальным клиентом.
a. Понимает и производит с клиентом эффективное обсуждение принципов и конкретных параметров взаимоотношений в процессе коучинга (например, организационные вопросы, оплата, режим, участие других в случае необходимости),
b. Достигает взаимопонимания относительно того, что уместно в этих взаимоотношениях и что нет, что предлагается, и что нет, и ответственности клиента и коуча,
c. Определяет, есть ли результативное совпадение его методики коучинга и потребностей потенциального клиента.
B. Совместное установление контакта
3. Установление доверительных, близких отношений с клиентом — Умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие.
a. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента,
b. Постоянно демонстрирует свою собственную открытость, честность и искренность,
c. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания,
d. Демонстрирует уважение к образу восприятия, обучения и личной жизни клиента,
e. Обеспечивает постоянную поддержку и отстаивает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи,
f. Спрашивает разрешения клиента на проведения коучинга в новых чувствительных областях,
4. Облик коучинга — Способность полностью отдавать себе отчёт и создать непринуждённую атмосферу в отношениях с клиентом, воплощая открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.
a. Не теряет контакта и остаётся гибким на протяжении всего процесса коучинга, активно действуя в текущий момент,
b. Прибегает к собственной интуиции и доверяет внутреннему знанию других — «слушается внутреннего голоса»,
c. Открыт к неведению и рискует,
d. Находит много способов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный,
e. Эффективно использует юмор, придавая общению лёгкость и энергию,
f. Уверенно меняет перспективу и экспериментирует с новыми возможностями для собственных действий,
g. Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой и не позволяет эмоциям клиента подавлять и вводить себя в замешательство.
C. Эффективное общение
5. Активное слушание — Умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и чего не говорит клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей.
a. Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента,
b. Воспринимает заботы, цели, ценности и убеждения клиента относительно того, что возможно и что нет,
c. Распознаёт речь, интонацию и язык жестов,
d. Обобщает, перефразирует, повторяет и воспроизводит сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания,
e. Стимулирует, принимает, изучает и усиливает выражение клиентом своих чувств, забот, убеждений, предположений, и т.д.
f. Объединяет и надстраивает идеи и предположения клиента,
g. Резюмирует и осознаёт суть сообщений клиента и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями,
h. Позволяет клиенту высказаться или «разрядить» ситуацию, не вынося своих суждений и замечаний, обеспечивая тем самым продвижение к следующим этапам.
6. Постановка сильных вопросов — Умение задавать такие вопросы, которые обнажают информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от взаимодействия с коучем.
a. Задаёт вопросы, отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента,
b. Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента),
c. Задаёт открытые вопросы, порождающие бoльшую ясность, новые возможности или знания,
d. Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не требующие от клиента находить доказательства или оглядываться назад.
7. Прямое общение — Способность эффективно общаться на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее воздействие на клиента.
a. Чёток, ясен и недвусмысленен при выдаче своей реакции,
b. Прибегает к изменению формата и чёткой артикуляции в целях помочь клиенту понять то, что он хочет понять или насчёт чего он неуверен, взглянув в иной перспективе,
c. Ясно излагает цели коучинга, программу сессии, назначение техник и упражнений,
d. Не использует оскорбительный или неуважительный по отношению к клиенту язык (избегает, например, слов, отражающих половую дискриминацию, расизм, специфических технических терминов, жаргонизмов),
e. Пользуется метафорами и аналогиями для иллюстрации своей мысли или прорисовки словесной картины.
D. Помощь в обретении знаний и получении результатов
8. Осознание — Умение объединить и точно оценить многочисленные источники информации и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать ситуацию и тем самым добиться оговоренных результатов.
a. Анализируя беспокойства клиента, выходит за рамки сказанного, не ограничиваясь одним только описанием клиента,
b. Устраивает расспросы с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности,
c. Определяет и сообщает клиенту о его основополагающих тревогах, типичных и неизменных способах восприятия себя самого и окружающего мира, различиях между фактами и их интерпретацией, несоответствии мыслей, чувств и действий,
d. Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, представления, эмоции, настроения, и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать важных для себя результатов,
e. Рассказывает клиентам о существовании более широкого аспекта и вдохновляет их на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для своих действий,
f. Помогает клиентам увидеть другие, взаимосвязанные факторы, влияющие на них и их поведение (например, мысли, эмоции, тело, окружение),
g. Доводит до клиентов инсайты пригодным и выразительным для клиента способом,
h. Определяет наиболее сильные стороны и области, больше всего требующие изучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание в ходе коучинга,
i. Просит клиента различать заурядные и значимые проблемы, ситуативное и повторяющееся поведение при обнаружении несоответствия между заявлениями и действиями.
9. Проектирование действий — Умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения, как во время коучинга, так и в жизни, и для предпринятия новых шагов, которые позволят достичь оговоренных результатов наиболее короткой дорогой.
a. Организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания,
b. Помогает клиенту сконцентрироваться и систематически изучать конкретные проблемы и возможности, являющиеся центральными в свете оговоренных целей коучинга,
c. Вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений,
d. Поддерживает активные эксперименты и самопознание, при которых клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни,
e. Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту,
f. Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий,
g. Поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной, убеждает клиента рассмотреть их,
h. Помогает клиенту «Сделать Это Прямо Сейчас», во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку,
i. Поощряет напряжённые моменты и сложные задачи, но вместе с тем и комфортный темп обучения.
10. Планирование и постановка целей — Умение разработать их для клиента и соблюдать эффективный план коучинга.
a. Обобщает полученную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития,
b. Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов к установленному сроку,
c. Вносит в план изменения, обоснованные требованиями процесса коучинга, либо изменением ситуации,
d. Помогает клиенту отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, книги, другие специалисты),
e. Определяет и намечает первые, значимые для клиента успехи.
11. Управление развитием и ответственностью — Умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставить ответственность за принятые меры клиенту.
a. Чётко требует от клиента действий, которые продвинут его вперёд по пути к поставленной цели,
b. Прослеживает работу до конца, спрашивая у клиента об исполнении тех шагов, обсуждению которых посвящались предыдущие сессии,
c. Отмечает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, и о чём узнал со времени проведения предыдущей сессии,
d. Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий,
e. Не даёт клиенту сбиться с пути в интервале между сессиями, концентрируя внимание на плане и результатах коучинга, оговоренной в программе действий и темах следующей сессии(й),
f. Фокусируется на плане коучинга, однако остаётся открытым для корректировки поведения и действий на основании самого процесса коучинга и изменений курса в ходе сессий,
g. Способен передвигаться во всех направлениях между масштабной картинкой места, куда направляется клиент, установкой контекста обсуждаемой темы и местом, куда клиент хочет попасть,
h. Активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированной акции и конкретный план с соответствующим временным форматом,
i. Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми проблемами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, анализировать свой опыт и черпать из него знания),
j. Предъявляет клиенту решительные претензии по поводу того, что он не выполнил оговоренных действий.