jbl аббревиатура что значит
История бренда JBL, её расшифровка
Продукция JBL пользуется спросом, но так было не всегда. О человеке, имя которого носит известный бренд, а также нелёгком пути американской компании к мировому признанию рассказано в этой статье.
Штаб-квартира
Штаб-квартира американской компании JBL, являющейся дочерним обществом Harman International Industries, находится в городе Нортридже, штат Калифорния, страна США.
Продукция
В компанию JBL входят 2 подразделения: Professional сконцентрирована на профессиональных активных и пассивных акустических системах для фестивалей и концертов, кинотеатров и ночных клубов, студий звукозаписи, диджеев, звукорежиссёров и так далее.
Consumer выпускает продукцию, не уступающую по качеству профессиональной:
Где производят колонки
Производство комплектующих, а также сборка профессиональных и любительских акустических устройств компании JBL осуществляется китайскими производителями, предприятия которых расположены в провинциях:
В каком году основана
Официальной датой открытия фирмы JBL считается 1 октября 1946 года.
Первым её названием было Lansing Sound, Incorporated, но затем по договорённости с Джорджем Кэррингтоном — главой Altec Lansing Corporation — его изменили на James B. Lansing Sound Incorporated, сосредоточив внимание на имени основателя в противоположность уже выпускавшимся изделиям Altec Lansing.
Как расшифровывается
Современное название JBL — это инициалы американского звукорежиссёра-первопроходца и дизайнера громкоговорителей Джеймса Буллоу Лэнсинга.
Ранние годы
Джеймс Мартини (настоящая фамилия Буллоу Лэнсинг) родился 14 января 1902 года в небольшом шахтёрском городке Грин Ридж, Нилвулд Тауншип, округ Макупин, штат Иллинойс.
Старший Мартини работал инженером-угольщиком, поэтому многодетной семье (Джеймс был девятым из четырнадцати детей) приходилось часто переезжать с места на место.
Джеймс Мартини окончил восьмилетнюю школу Лоуренса в Спрингфилде, в этом же городе он получил среднее образование, а затем посещал курсы в колледже малого бизнеса.
Электричеством и механикой интересовался с раннего детства. По рассказам брата Билла, уже десятилетним Лэнсинг подшучивал над товарищами с помощью самостоятельно сооружённой Лейденской банки и мастерил простейшие радиоприёмники.
В 12 лет мальчик собрал радиопередатчик, сигнал которого достиг базы ВМС на Великих озёрах, после устройство было конфисковано и демонтировано.
Одно время юноша работал автомехаником, специализируясь на наладке двигателей, и благодаря хозяину мастерской, был направлен в Детройтскую школу автомехаников.
После смерти матери (1 ноября 1924 года) Джеймс меняет свою фамилию и отправляется в Солт-Лейк-Сити, где устраивается работать инженером на местную радиостанцию. В это время он познакомился со своей будущей женой Гленной Петерсон, а перейдя в компанию «Болдуин громкоговоритель» — с будущим деловым партнёром отставным офицером военной авиации Кеном Декером.
Вдвоём они дополняли друг друга. Кен обладал предпринимательским чутьём и деловой хваткой, но абсолютно не разбирался в радиотехнике, зато неорганизованный Джеймс был талантливым радиоинженером.
Основание Lansing Manufacturing
Именно Декер убедил Лэнсинга открыть своё дело, и 9 марта 1927 года в Лос-Анджелесе была основана компания Lansing Manufacturing. В её появлении главную роль сыграл вышедший на экраны полнометражный музыкальный фильм «Певец диско», повлёкший за собой спрос как на записывающую, так и на воспроизводящую радиоаппаратуру.
Несмотря на кустарное производство, Кен Декер договорился с Western Electric о размещении части заказов на производство динамиков в Lansing Manufacturing, на которой в 1930 году уже работало около 40 человек.
В их число входили двое братьев Лэнсинга — Билл и Джордж Мартини. Обе компании получили выгоду от этой сделки. Western Electric успевала выполнять многочисленные заказы от киноиндустрии, а Лэнсинг получил доступ к новым технологиям, и приобрёл опыт в изготовлении динамических головок.
А также для решения многочисленных проблем с записью и воспроизведением звука Western Electric создала исследовательскую лабораторию Electrical Research Products Incorporated (ERPI), в которую Джеймс был допущен, как партнёр и принимал участие в некоторых разработках.
Одной из них был рупор 555, известный также под названием «Голос театра» — драйвер с диапазоном частот от 100 до 5000 Гц. Затем для улучшения качества звучания разработчики Western Electric добавили в акустическую систему:
У системы был существенный недостаток — временная задержка звукового сигнала в диапазоне средних частот.
Поэтому в 1933 году глава звукового отдела студии Metro-Goldwyn-Mayer Дуглас Ширер решил создать собственную систему и для этого пригласил в группу разработчиков инженера-электрика Джона Хиллиарда, конструктора-чертёжника Роберта Стивенса и радиоинженера Джеймса Лэнсинга.
Благодаря им в 1936 году на свет появился спикер «Рупор Ширера», получивший награду от Академии кинематографических искусств и наук за техническое превосходство. Система Shearer MGM установила новые стандарты для звука в кинотеатре, а её базовая конструкция позже была принята на вооружение RCA и Western Electric.
В это же время Лэнсинг изобрёл фазирующую заглушку с радиальной щелью, которую компания «Вестерн Электрик» внедрила в драйвер 284.
Но самым важным устройством, которое разработал Лэнсинг для киноиндустрии, была двухполосная система Iconic. В ней использовались пятнадцатидюймовый низкочастотный динамик и маленький высокочастотный драйвер 801.
Этот мониторный громкоговоритель приобрёл популярность, а современные двухполосные АС — это усовершенствованные копии.
В 1938 году на основании антимонопольного регулирования правительство США вынудило «Вестерн Электрик» продать все акции ERPI новой компании Altec Service Corporation, основателями которой были Джордж Каррингтон и Э. Л. Конроу. Не имея запчастей и их источника, Altec обслуживала театральные сети, используя запасы ERPI.
Продажа компании
В 1939 году офицер запаса Военно-воздушных сил США Кен Декер погиб при крушении пилотируемым им самолётом. Без своего партнёра, разбирающегося в коммерческой деятельности, Лэнсинг смог продержаться на плаву всего 2 года, а затем продал Lansing Manufacturing компании Altec Service Corporation за 50000 долларов.
При этом в уже новую объединённую компанию Altec Lansing Corporation (ALC) вошли 19 оставшихся сотрудников, а сам Лэнсинг занял пост вице-президента по инженерным вопросам. Учитывая его заслуги, Western Electric согласилась лицензировать производимые ALC товары, не взимая за это деньги.
Для освобождённого от финансовых проблем Джеймса наступили благоприятное время для творческой работы. За 5 лет (именно на этот срок он по контакту отказался от экономической деятельности) он сумел усовершенствовать:
Следует отметить и его две разработки:
В годы войны Altec Lansing Corporation работала над магнитным детектором, используемом в сверхчувствительной бортовой системе самолётов для обнаружения подводных лодок. Именно тогда Кэррингтон обратил внимание на магнитный материал Alnico V, который в послевоенные годы будет широко применяться в конструкциях громкоговорителей.
В 1946 году после окончания пятилетнего контракта Лэнсинг покинул Altec и создал компанию, которая позднее стала называться James B. Lansing Sound Incorporated. Это было трудное время экономического спада, а Джеймс не был проницательным бизнесменом, поэтому к концу 1949 года компания накопила долг суммой 20000 долларов, несмотря на все усилия Уильяма Томаса, перешедшего в неё из бывшей компании-кредитора Марквардт.
В 1955 году, когда дела компании пошли на лад, она была по договорённости с Кэррингтоном переименована в JBL.
Акустические системы Paragon и Hartsfield, и их конкуренты
В самом начале своего руководства компанией JBL Уильям Томас взял обязательство обеспечить не только высокое качество проектирования, но и инженерную целостность.
Когда в пятидесятых годах началось движение за высокую точность при изготовлении потребительских товаров, Томас пригласил к сотрудничеству промышленного дизайнера Роберта Хартсфилда, вместе с которым и была создана культовая на то время акустическая система, получившая название Hartsfield соответствующая появившемуся тогда понятию Hi-Fi.
Но это было только началом потребительского успеха. В 1957 году выпущена акустическая стереосистема «Парагон».
Её концепция принадлежала полковнику Корпуса связи Ричарду Рейнджеру, который уже успел прославиться своими инновациями в звукорежиссуре. За дизайн взялся Арнольд Вольф, ставший впоследствии генеральным директором компании.
Дизайн Paragon был настолько оригинальным, что оставался востребованным ещё в течение четверти века после своего появления.
Если на первых порах основным конкурентом JBL (Джибиэль) являлась Altec Lansing Corporation, то опрос, проведённый журналом Billboard в 1977 году среди студий звукозаписи, показал, что у JBL нет конкурентов.
Мировое признание
Первые шаги к мировому признанию марки JBL сделала ещё в начале шестидесятых. Благодаря тесному сотрудничеству с Capitol Records, она стала поставщиком стандартных мониторов для Electrical end Musical Industries Company (EMI) из Англии.
А вот триумфальное шествие началось в эпоху рок-н-ролла после того, как Лео Фандером из Fender Guitar Company признал D130 идеальным динамиком для своих электрогитар.
Профессиональная линия такой, как мы JBL знаем сегодня, сформировалась ещё в конце 60-х годов на поставке полноценной линейки товаров для Ampex, Westrex, General Railway, Signal и Fender.
Международное признание на потребительском рынке продукция JBL приобрела уже благодаря Сидни Харману, которому Томас продал JBL в 1969 году.
Поставщики
Основные дистрибьюторы компании Jbl в России:
История бренда Jbl является примером для начинающих предпринимателей.
Jbl аббревиатура что значит
JBL (Джей Би Эль) — американский производитель звукового оборудования потребительской и профессиональной категорий.
Фирму JBL основал в 1946 году в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) звукоинженер и конструктор Джеймс Буллоу Лэнсинг (James Bullough Lansing). Название «JBL» происходит от инициалов Лэнсинга.
Джеймс Буллоу Лэнсинг (справа)
Ранние годы
До создания JBL Джеймс Лэнсинг уже занимался производством комплектующих для акустических систем. Его первая компания Lansing Manufacturing Company выполняла индивидуальные заказы частных предприятий. Среди заказчиков того периода значится корпорация Metro-Goldwyn-Mayer. Акустическая система Shearer Horn, созданная MGM совместно с Lansing Manufacturing, в 1937 году получила награду от Академии кинематографических искусств и наук.
Shearer Horn
В 1941 году Altec Service Corporation (впоследствии фирму переименовали в «Altec Lansing») купила предприятие Лэнсинга. До 1946 года Джеймс Лэнсинг продолжал работать в этой новообразованной фирме, однако после окончания контракта инженер принял решение открыть свое собственное предприятие — JBL. На ранних этапах компания несколько раз меняла названия: «Lansing Sound», «James B. Lansing Sound», «JBL Sound». Фирменный логотип с восклицательным знаком появился в 1955 году.
D101
В первый год работы JBL под руководством Джеймса Лэнсинга успела выпустить ряд основополагающих продуктов, включая 15-дюймовый динамик D101, компрессионный твитер D175 (использовался с многокамерным рупором) и 15-дюймовый громкоговоритель D130 c магнитом Alnico V и катушкой 4 дюйма, намотанной плоской проволокой. Модель D130 стала одним из главных продуктов компании на протяжении следующих 55 лет.
D130
В историю аудиотехники этот талантливый инженер вошел как изобретатель ряда звуковых технологий и методов производства, включая использование плоской проволоки и высокоскоростную намотку звуковых катушек.
Уильям Томас
После смерти Лэнсинга компания перешла в руки Уильяма Томаса (William Thomas), бывшего вице-президента JBL и сотрудника Marquardt Corporation. Томас оказался хорошим бизнесменом: ему удалось не только сохранить идеи и разработки Лэнсинга, но и сделать JBL сильной компанией с коммерческой точки зрения.
Эпоха Уильяма Томаса. 50-е
В 50-е и 60-е годы под управлением Уильяма Томаса предприятие выпустило около трех десятков продуктов, включая динамики, акустические системы, предусилители и усилители. Многие модели тех лет стали основой для техники JBL, производимой в наши дни.
375
Среди продукции первой половины 50-х сам производитель и индустрия в целом выделяют компрессионный ВЧ-излучатель 375 (первый на рынке твитер с 4-дюймовой катушкой, магнитом Alnico V и диапазоном до 9 кГц), а также кольцевой УВЧ-излучатель 075, известный как JBL Bullet. Над созданием этих моделей работали инженеры Барт Локанти (Bart Locanthi) и Эд Мэй (Ed May).
Bullet
Во второй половине десятилетия на рынке появились АС Hartsfield (рупорная угловая система напольного типа) и Paragon.
Hartsfield
Модель Paragon обладала уникальным дизайном и сложным внутренним устройством. Внутри этой стереофонической консоли весом 317 кг было установлено шесть излучателей под разными углами, включая два 15-дюймовых басовика. Главным конструктором Paragon выступил Арнольд Вольф (Arnold Wolf). Консоль продавалась до 1983 года.
Paragon
Также из достижений 50-х стоит назвать линейку акустических линз, созданных Локанти, и сотрудничество с гитарной компанией Лео Фендера (Leo Fender). Предприятие Fender первым начало использовать в своих ламповых комбоусилителях и кабинетах излучатели JBL D130 (модификация D130F).
Эпоха Уильяма Томаса. 60-е
В 1962 году JBL положила начало производству студийных мониторов с компрессионными ВЧ-излучателями и рассеивающими акустическими линзами. Формирование полноценной линейки профессиональных мониторов заняло несколько лет. Знаменитая серия 4300 официально была запущена в 1973 году, однако первые модели этой серии появились еще в конце 60-х.
Серия 4300
Параллельно с работой над мониторной акустикой JBL занималась разработкой новых ВЧ- и НЧ-драйверов. Также во второй половине 60-х в каталоге фирмы появились усилитель SA600E и предусилитель SG-520.
SG-520
Напольная акустика 4320, одна из первых моделей мониторного типа, стала плодом сотрудничества JBL и Capitol Records. Эти мониторы хорошо зарекомендовали себя среди владельцев студий, в результате чего бренд JBL стал одним их самых востребованных в профессиональной сфере.
4320
Заявленными особенностями 4320 были плавная частотная характеристика, равномерное распределение звука и способность работать с усилителями высокой мощности. В конструкции задействовали фирменный ВЧ-излучатель в рупоре, акустическую линзу и большой длинноходный басовый динамик на 15 дюймов.
В 1968 году JBL представила «революционный» трехполосный монитор-полочник 4310. В будущем на базе этой системы были созданы 4311 и 4312, а также домашняя акустика L100.
4310 в студии
Одной из главных особенностей 4310 была компактность (по меркам 60-х), что требовалось большинству студий тех времен. Кроме того, модель обладала низкими искажениями в НЧ-диапазоне и относительно равномерной АЧХ. Многие профессионалы считали JBL 4310 оптимальным решением, отталкиваясь от веса, габаритов, мощности и других показателей. В 70-е мониторы 4310/4311 де-факто стали стандартом для большинства студий в США.
Над созданием 4310 работали Эд Мэй, Барт Локанти и Арнольд Вольф.
Слева направо: 4311, L100A, L100, 4310
Спусти почти десять лет в каталоге JBL появилась домашняя версия 4310 — акустическая система L100. Эта модификация получила упрощенную схему, но основные параметры затронуты не были. Также L100 отличалась внешним видом, который был доработан Вольфом. Самым важным дизайнерским нововведением стали поролоновые грили. Успех системы L100 был очевиден — модель стала самым продаваемым продуктом 70-х в своей категории.
Сидни Харман и переезд в Нортридж
В 1969 году Уильям Томас принял решение, изменившее историю JBL: предприятие было продано Сидни Харману (Sidney Harman), владельцу компании Jevis Corporation, переименованной позже в «Harman International». Для бренда JBL переход к Харману означал выход на международную арену.
На протяжении первых 10 лет в составе корпорации Хармана JBL занималась активным развитием линейки мониторов. В каталоге появились четырехполосные модели. В 70-е фирма запустила серию акустических систем «L». Флагманская модель L250 снабжалась кроссоверами нового поколения и вуферами с керамическими магнитами.
L250
В 1977 году производство JBL переехало Нортридж. Считается, что перенос производства частично изменил стратегию компании, сделав ее более ориентированной на массовый потребительский рынок, а также на High End для аудиофилов.
В 1979 году JBL представила запатентованную ВЧ-диафрагму Diamond Surround (снижение резонансов) и технологию симметричной геометрии магнитного поля SFG.
Титановые диафрагмы и High End
Главным нововведением JBL начала 80-х стали титановые твитеры с особенной ромбовидной структурой. Компания первой применила в ВЧ-излучателях такие диафрагмы, получившие фирменное название «Diamond Titanium».
Diamond Titanium
В акустике потребительской категории твитеры на основе титана, способные воспроизводить частоты до 27 кГц, впервые появились в 1984 году. Возникновение титановой технологии привело к обновлению серии «L» и появлению Ti-серии (флагманские колонки 250Ti оснащались четырьмя фирменными динамиками и пирамидальными корпусами из натурального дерева).
250Ti
Примерно в одно время с запуском Titanium-твитеров компания запатентовала рупоры Bi-Radial Constant Coverage.
В 1985 году компания представила аудиофильские рупорные колонки Everest DD 55000. Акустика оснащалась тремя излучателями: 15-дюймовый басовик, титановый СЧ-драйвер в рупоре и УВЧ-драйвер с кольцевым радиатором 2405H. Вес одной колонки составлял 145 кг. Сама JBL назвала модель Everest DD 55000 «вершиной мастерства».
Everest DD 55000
Акустика получила несколько престижных наград, а японский журнал «Stereo Sound» выбрал Everest DD 55000 лучшим продуктом года. Эксперты индустрии считают, что именно эта система стала первым большим шагом JBL в мир High End.
Control Series
Также в 80-е JBL запустила линейку инсталляционной универсальной акустики Control Series и профессиональную линейку PA-систем для музыкантов Cabaret. В 1983 году Джордж Лукас начал использовать акустику JBL для создания единого кинотеатрального THX-стандарта. В наши дни более половины коммерческих кинозалов оснащены профессиональными системами бренда JBL.
Cabaret
В начале 90-х компания сделала еще одно громкое аудиофильское заявление — акустическая система K-2. Модель выпускалась в нескольких модификациях. Топовая версия K-2-S9500 оснащалась сразу двумя 14-дюймовыми НЧ-динамиками (над и под рупорным высокочастотным модулем).
K-2
Как и в случае с Everest, в колонках K-2 задействовали все актуальные фирменные технологии. Проект курировал Брюс Скрогин (Bruce Scrogin), занимавший в то время пост президента JBL International.
Технологии и продукты 1990-х/2000-х
На протяжении всего последнего десятилетия XX века инженеры JBL занимались разработкой новых технологий как для систем домашнего уровня, так и для профессиональной техники.
Differential Drive
Среди самых значимых фирменных разработок того времени сам производитель выделяет запатентованную систему охлаждения динамиков VGC, конструкцию драйверов с неодимовыми магнитными сердечниками и двойной катушкой Differential Drive, новые компрессионные излучатели и рупоры, а также ряд технологий для производства компактных профессиональных систем (основные наработки были воплощены в серии активных портативных колонок EON).
4412A
В середине 90-х компания пополнила каталог сразу несколькими студийными мониторами, отличавшимися компактностью (4480A, 4410A, 4412A). Модели выпускались в серии Studio Monitor.
Также в 90-е компания JBL утвердилась как партнер и поставщик оборудования для крупных музыкальных фестивалей.
Серия TLX
Во второй половине десятилетия компания Harman International развивала европейское отделение в Дании, занимавшееся домашней акустикой JBL категории Hi-Fi. Наиболее популярным продуктом датского производства стала серия TLX.
Vertec
В начале 2000-х состоялся дебют концертной акустики Vertec. Под этой маркой JBL начала производство линейных массивов для крупных мероприятий, концертов и спортивных матчей. В тот же период появилась кинотеатральная серия Screen Array и колонки EVO c автоматической процессорной подстройкой.
Screen Array
К середине 2000-х компания JBL в составе Harman International обладала производствами в США и Европе, большой партнерской сетью и несколькими подразделениями, каждое из которых выполняло свои задачи: студийная аппаратура, профессиональная/концертная аппаратура, High End, домашняя акустика (наиболее популярными были серии «L» и Norhtridge), компактные музыкальные системы.
Серия Norhtridge
Развитие домашней аудиофильской акустики мониторного типа, включая серии Everest и K-2, продолжалось, но рынок диктовал свои правила — часть мощностей компании сосредоточили на компактных устройствах. Под брендом JBL начали производить настольные док-станции для смартфонов (Nokia, Apple), мини-колонки, акустику для ПК и домашние сабвуферы.
Закрытие калифорнийских заводов и начало беспроводной эры
В 2010 году руководство Harman запустило процесс переноса производств JBL из Калифорнии в Мексику и Китай. Это привело к увольнениям многих опытных сотрудников, включая ведущих инженеров, проработавших в компании несколько десятков лет.
Также закрытие американских производственных линий и лабораторий негативно сказалось на доступности фирменных запчастей для существующих акустических систем. Однако каталог JBL и ее суббрендов существенно расширился.
On Tour iBT
Запустив новые заводы и сформировав штат, Harman International сконцентрировалась на устройствах нового поколения — портативные беспроводные колонки и наушники. В 2011 году на выставке IFA производитель представил ряд компактных систем для прослушивания музыки, включая Bluetooth-колонку On Tour iBT, которая стала прародителем всей линейки беспроводных колонок JBL (Flip, Xtreme, Charge, Go и др).
JBL Synthesis и актуальное состояние
В настоящее время High End-линейка и премиальные компоненты для домашних кинотеатров объединены в один суббренд — JBL Synthesis. Модельный ряд состоит из напольной и полочной акустики, создаваемой на базе флагманских моделей прошлых лет.
4312G
Компания предлагает несколько мониторных систем 4000-й серии (в 2019 году были представлены новые JBL 4312G), обновленные колонки L100 Classic, новые версии Everest, K-2, а также премиальную инсталляционную акустику. Среди компонентов представлены многоканальные процессоры, усилители и эквалайзеры.
L100 Classic
Как заявлено самим производителем, JBL Synthesis — это марка, выражающая наследие JBL. Производство продукции проходит в Мексике.
Главное подразделение — JBL by Harman — на сегодняшний день является основным коммерческим проектом компании: портативные колонки, системы для вечеринок, наушники, саундбары и домашняя акустика класса Hi-Fi (серии Studio 6 и Stage).
Creature
Также по состоянию на 2020 год Harman International является владельцем подразделения JBL Professional — одного из крупнейших в мире производителей концертной, студийной и кинотеатральной аппаратуры.
В составе Samsung Electronics
С 2016 года бренд JBL и все суббренды стали частью Samsung Electronics. В соответствии с соглашением, по которому Samsung купила Harman за 8 млрд долларов США, все бренды корпорации Harman International Industries стали собственностью корейского гиганта. Одной из приоритетных целей Samsung стало развитие индустрии автозвука.
Ежегодный чистый доход Harman International cоставляет 580 млн долларов США.