Лачка что за нация это
Лакцы
ЛАКЦЫ, лак (самоназвание), народ в центральной части нагорного Дагестана.
Народ лакцы – это коренные жители Северного Кавказа. Первые упоминания о лакцах встречаются в арабских источниках VII-X веков, где рассказывается о феодальных царствах Туман и Гумик на территории современного Дагестана. Гумик – это древнее государство лакцев, а территория, которую они испокон веков заселяют, называется Лакией.
Версии о том, что лакцы происхождение имеют не дагестанское, опровергают наскальные изображения ущелья Виттурзивалу, рядом с которым предки лакцев поселились в незапамятные времена. Археологи датируют эти петроглифы V – I тысячелетием до н. э. По ним можно изучать, как совершалась эволюция мировоззрения людей, от которых произошли современные лакцы. Кроме того, эти наскальные изображения свидетельствуют о том, что предки лакцев через скифов, а потом через сармата-аланов взаимодействовали с индоиранским миром.
Также известно, что их древнее царство было христианским. Исламское государство на лакской территории возникло после нашествия Золотой Орды в XIII веке.
Территория проживания лакцев
Больше 4/5 представителей этого народа проживает в городах Дагестана. Они живут в основном в Лакском и Кулинском районах Дагестана. Из-за насильственного перемещения в сталинские времена часть лакцев были вынуждены перебраться в Ауховский (Новолакский) район.
Таким образом, лакский этнос исторически населяет центральную часть нагорного Дагестана. Это территория ущелий, труднодоступный горный край, где лето холоднее, чем в целом в Дагестане, и мало леса. В этих местах снег иногда может выпасть в июле, и фрукты вызревают плохо. Но нет и высоких хребтов, которые бы разделяли селения.
Численность лакцев
По данным переписи 2002 года, в России насчитывалось 178630 лакцев, в том числе на территории Дагестана – 161300.
История лакцев
Лакцы – первый этнос в Дагестане, у которого появилось государство. В начале новой эры разрозненные лакские поселки объединились в страну. А в VI веке по приказу персидского царя началось строительство Кумуха – исторической крепости-столицы Лакии, ведь в то время горный Дагестан был частью владений Персии.
В XIII веке Дагестан вошел в Арабский халифат. Именно тогда шамхалы (титул древних правителей Дагестана) Кумуха и остальной лакский народ приняли ислам, а Кумух стал крупным торговым и политическим центром Кавказа.
В XV веке Казикумухское шамхальство развалилось. Управлять страной стали хан и совет. Во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы между Турцией, Россией и Персией. После смерти последнего хана в 1859 году Казикумухское ханство расформировали на четыре наибства: Вицхинское, Кумухское, Мукарское и Аштикулинское.
В 1922 году Лакский округ был выделен в отдельный район в составе Дагестанской АССР.
В 1944 году часть лакцев переселились на равнинные земли депортированных чеченцев, что в 1991 году привело к местному конфликту. В 2012 году лакцы утвердили собственные флаг и герб.
Язык лакцев
Лакский язык признан государственным в Дагестане, как и еще 13 языков. Этот язык относится к нахско-дагестанской группе кавказских языков. В мире насчитывается 146 тысяч носителей лакского языка. На этом языке издаются газеты, выходят передачи на ТВ.
В лакском языке насчитывается десять диалектов. До 30-х годов XX века лакская письменность основывалась на арабском алфавите, затем была переведена на латинский. В 40-х годах XX века была разработана лакская письменность на кириллице с добавлением новых символов.
Религия лакцев
С XI века лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).
До принятия ислама лакцы мастерили себе божков из камней и дерева и обмазывали их жиром. У этих богов они просили обильных урожаев, дождя и тёплой зимы.
Предки лакцев также поклонялись огню, и у современных представителей этого народа сохранилось особенное к нему отношение.
Древние лакцы, кроме того, верили в свой дом: считалось, что он оберегает хозяев от злых сил и несчастий. В этом семье хозяина помогал добрый дух, живущий в каждом доме, – Киини. Он мог перевоплощаться в небольшую змею, лягушку или ящерицу. Чтобы Киини не ушел из дома, его задабривали: варили для него халву и ставили ее в потайной угол.
Обычаи лакцев
Лакец – национальность с интересными обычаями. В старину некоторые лакские семьи насчитывали до 25 и больше членов, объединяя 3-4 поколения близких родственников.
В старину у лакцев был распространены обычаи похищения невест, похищения прикосновением, «убег», левиратный (женитьба на вдове брата) и сороратный (женитьба на сёстрах) браки.
Родственные браки у лакцев не только не воспрещались, а поощрялись. Брачный союз заключался по отцовскому выбору.
Праздники всегда сопровождаются играми, развлечениями. Самый любимый – это праздник начала весны (инт дайдихьу). Его отмечали в день весеннего равноденствия и с него начинали новый календарный год.
Дату праздника первой борозды (хъурдуккаву) устанавливали по погоде. До него никто не пахал. Первого пахаря выбирали «с легкой рукой», так как от его сноровки зависел будущий общий урожай. После первой пахоты устраивали коллективное застолье с хлебом и бузой, а также соревнования между юношами, девушками и детьми с бегом и скачками.
Лакцы придавали очень большое значение кровнородственным связям (община родственников называется «тухум»). Кроме того, у них сильна традиция оказывать односельчанам и соседям взаимную помощь (марща, кумаг), например, в строительстве домов, на сенокосе и во время жатвы. Свадьбы, похороны, обработка и очистка шерсти, валяние войлока, производство паласов – все эти сельскохозяйственные работы лакцы не мыслят без взаимной помощи и обычно выполняют сообща. Марща всегда завершалась у них общим угощением. Хозяин работ накрывал стол, после еды начиналось веселье.
Как и все дагестанские народы, лакцы очень гостеприимны. Гостю выделяли лучшую комнату, его сытно кормили, ему помогали решать все его проблемы, его развлекали и щедро одаривали.
У лакцев также до сих пор развит культ мужчины. Мальчиков рано приучают к ответственности, решительности, их воспитывают мужественными. Девочек растят женственными.
Жениху нельзя самому сватать невесту, за него это делают специальные переговорщики. Невеста обязана до свадьбы успеть сшить своему будущему мужу праздничный костюм, а жених – подготовить для суженой шёлковое платье и украшения.
За неделю до торжества к невесте приходят родственники мужа с подарками и красят ей ладони хной. С этого момента она не должна выходить из дома до самой церемонии.
В день свадьбы невеста идёт в дом жениха. Там разжигают костер и расстилают ковер, на который становится новобрачная. Её обсыпают зерном, а свекровь при этом угощает её мёдом. Потом молодая смотрится в зеркало и входит в дом мужа, где в специальной комнате для новобрачных ждёт жениха. В полночь к ней приходит суженый.
Утром новобрачная идет за водой, где ее поджидает молодёжь, требуя выкуп. Молодая жена должна первым делом поднести мужу воды и только после этого ей можно будет браться за другие домашние дела.
Похоронный обряд лакцев сопровождается причитаниями с громким выражением скорби и соболезнованиями родственниками. В первый год после смерти лакца поминают пять раз. Среда считается у лакцев днём, когда душа усопшего приходит в дом.
Будущая мать перед родами уходит в дом родителей, рожает там и проводит первые 40 дней жизни ребёнка. Для роженицы готовят специальную воду, в которую кладут бумагу с молитвой. Кроме того, из мечети приносят солому, которую поджигают для окуривания роженицы.
Когда новорожденному исполняется неделя, в дом приглашают уважаемую лачку, чтобы она уложила ребенка в колыбель. Тем временем собираются родственники и выбирают малышу имя. На следующий день уважаемый лакец обривает ребенку голову. После взвешивания волос определяют их цену. На эти деньги покупают сладости и раздают соседям.
Через 40 дней мать и ребенок уходят в дом мужа и забирают с собой приданое малыша, а также несут с собой специально приготовленный по такому случаю плов и халву без сахара.
Культура народа лакцы
Лакцы – народ с большим чувством юмора. Они постоянно подшучивают друг над другом, но на чужбине стоят за земляков горой.
Любое праздничное или горестное событие у них сопровождается песней. Песня для лакцев – это самобытная музыка и красивые душевные стихи. В ней важнее всего голос певца. Хорошие певцы у лакцев всегда пользовались особым почётом. Про них есть много легенд и сказаний. Если в роду был известный певец, то этим гордятся на протяжении многих поколений.
Свои мысли, надежды и мечты лакский народ отразил в фольклоре. Лакские эпические поэмы, народные сказки, легенды, пословицы и притчи послужили основой для произведений выдающихся поэтов XIX века Махаммада Гаджиева, Малла-Магомеда, Гасана Гузунова.
Традиционные занятия лакцев
Основное занятие лакцев с конца XIX века – пашенное земледелие. В XX веке – животноводство, сукноделие, изготовление войлока.
Лакское золотое и серебряное шитьё отличается большой изысканностью.
Лакцы также славятся своим гончарным мастерством: мировую известность получила балхарская керамика. Самыми искусными мастерами керамики традиционно были лакские женщины. Созданная ими тонкая посуда с белой росписью считается на Кавказе наилучшей.
Жилище лакцев
Древнее жилище лакценв представляло собой вырезанный в склоне скалы одноэтажный дом с одной комнатой. В XIX веке лакцы начали строить себе жильё в два и три этажа с множеством комнат. Хотя вся семья обычно проводила время в общей комнате, где горел огонь и готовилась еда.
Хлеб лакцы выпекают в глинобитной печке с усеченным конусом, которая называется клапа. Перед топкой было специальное углубление, куда зимой выгребали горячие угли для обогрева.
У лакцев есть один уникальный предмет интерьера, который не встретишь больше нигде на Кавказе, – глинобитная обогреваемая лежанка. В ее основании каменными плитами выкладывали дымоходный канал от печки. Теплый дым равномерно прогревал лежанку.
При этом в лакских жилищах не было мебели, а постели располагались в нишах стен. Все наряды, украшения, приданое и прочее имущество лакцы хранили в покупных сундуках.
Первые два этажа трех- и двухэтажных домов занимали хозяйственные помещения. Помещения первого этажа, как и оконные проемы жилищ, были арочной конструкции.
В советское время лакские поселения стали разрастаться вниз по пологим склонам гор.
Одежда лакцев
В старину лакские мужчины обязательно носили кавказский пояс, папаху, бурки. Пожилые лакцы также надевали бешмет и черкеску.
Раньше основным головным убором мужчин была папаха. Ее размер и высота зависели от моды. В повседневной жизни мужчины чаще всего носили чабанские папахи.
Обувались мужчины в сафьяновые сапоги, мягкие чувяки, а поверх – в кожаные калоши. Для дома и мечети использовали пашмакъру – обувь без задника на деревянной подошве.
Зимой женщины и мужчины носили войлочные сапоги. Женские были украшены вышивкой и аппликацией из кожи.
Вязаную обувь до сих пор носят и лакские женщины, и лакские мужчины. Пожилые лачки, кроме того, традиционно носили длинные шаровары.
Одежда у женщин. Повседневное одеяние лачек – это широкое туникообразное платье-рубаха, которую иногда носили подоткнутой на бедре в штаны с неширокими штанинами. В торжественных случаях надевали широкие штаны.
Молодые девушки носили яркую одежду, старшие – тёмную.
У женщин всегда было много украшений из золота и серебра: пояса, кольца, серьги. Украшения с жемчугом, кораллами, полу- и драгоценными камнями они надевали на лоб и на грудь. Низ подола и рукавов украшали бляхами и цепочками.
Известные лакцы
Летчик-космонавт Муса Манаров.
Дважды Герой СССР, летчик-истребитель и испытатель Амет-Хан Султан.
Герой РФ Гапал Гаджиев.
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Лакцы Дагестана – история происхождения народа, традиции и обычаи
Одна из уникальных особенностей республики Дагестан – это большое количество населяющих ее народов, и лакцы – один из них. Испокон веков они жили в центральной части региона, в так называемой Лакии, примерно в границах нынешних Лакского и Кулинского районов, где и сейчас преобладает лакское население.
Численность и место проживания лакцев
Тем, кто не был в горах Северного Кавказа, сложно представить, насколько они своеобразны и как сурова «страна» лакского народа. Здесь нет лесов, которыми так богаты предгорья, среди лета может выпасть снег, не вызревает большинство фруктов и овощей. Здесь скромная кухня – ее основные ингредиенты: мука, сыр, мясо (часто вяленое) и дикорастущие травы. Воздух так свеж и прозрачен, что его хочется пить, жгучее высокогорное солнце одарило всех девушек румяными щечками, а коровы так миниатюрны, что неизменно приводят в восторг, довольно редких в этих краях, туристов.
По данным последней переписи сейчас численность лакцев составляет около 160 000 человек. Места их компактного проживания – Лакский, Кулинский и Новолакский районы, но больше всего их, примерно 86 тысяч, проживает в столице Дагестана – Махачкале.
История происхождения лакского народа
Споры о происхождении этого народа начались, как только за изучение их истории взялись первые исследователи. Дело в том, что о племенах, населявших Северный Кавказ, упоминается во множестве источников, но под разными именами, и о каком именно народе идет речь в этих документах, узнать почти невозможно. Но так как источники есть – античные, персидские, арабские, есть и надежда, что их сопоставление постепенно приоткроет завесу над ранней историей лакцев и их соседей.
При этом все говорит о том, что государственность у этого народа появилась очень давно, одной из первых в Дагестане. Видимо в начале нашей эры произошло объединение разрозненных лакских поселений в одну страну и чуть позже началось строительство Кумуха. Это историческая столица Лакии, крепость которой была построена в VI веке по приказу персидского царя, когда горный Дагестан являлся частью его владений.
Следующий важный поворот в истории народа – Дагестан вошел в состав Арабского халифата. Произошло это в XIII веке, и тогда же шамхалы Кумуха, а за ними и весь лакский народ принимают ислам. Кумух превращается в крупный торговый и политический центр Кавказа.
К XV веку Шамхальство разваливается, но хотя власть переходит к ханам, государственное устройство остается прежним – страной правит хан, ему помогает совет, куда входят визири, советники, военачальники. Это нашло отражение в лакских сказках, где роль правителя и его свиты отводилась тигру, снежному барсу и другим хищникам.
Именно во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы соседних могущественных государств – Турции, Персии и России. Каждое пыталось втянуть его в свою зону влияния и горцам пришлось жестоко сражаться за свою свободу. В итоге Кавказской войны этот регион вошел в состав Российской империи, наступил мир, но в лучшую сторону жизнь заметно изменилась только после Революции 1917 года.
Образование стало доступно каждому, и местные этносы воспользовались этим в полной мере. Если до революции большая часть горцев, не умела читать, то после нее, особенно после усовершенствования письменности, безграмотность ушла в прошлое.
Этот небольшой народ дал стране немало прекрасных врачей, агрономов, летчиков, инженеров, ученых, писателей. В горных селениях появились настолько сильные учителя, что их выпускники легко поступали в лучшие вузы страны – московские, питерские, киевские. Распад СССР на какое-то время обесценил образование, но сейчас молодежь снова начала стремиться в ВУЗы.
Рассказывая историю лакцев нельзя не упомянуть и о такой ее странице, как переселение их на территории, которые ранее принадлежали чеченцам-акинцам, депортированным в Среднюю Азию по указу Сталина после ВОВ. С гор в Новолакский район было переселено более 1500 лакских семей, причем с приказом – не навещать родных 4 года.
Вернувшимся из ссылки чеченцам было запрещено селиться на родине, но в 1991 году они потребовали свои земли назад, что вызвало реакцию домино: лакцев переселение с обжитых мест не устраивало, деньги, выделенные на строительство новых домов, не доходили до людей. Земли, которые им выделили для новых поселков, оказались малопригодны для жизни, к тому же принадлежали кумыкам, недовольным этой идеей.
Культура, народные традиции и обычаи
Суровый климат и сложность жизни в горах сформировали своеобразный менталитет и обычаи. Они по-кавказски гостеприимны – любой, кто пришел с миром, будет встречен как дорогой гость. Всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается – в одиночку в горах не выжить. Любая серьезная проблема – ремонт дороги, подпорной стены, расчистка родника, поиск отары, решается сообща – соседи просто собираются вместе и делают работу.
Каждый лакец помнит много поколений своих предков, и какой бы малой не была степень родства, они все равно считают друг друга родственниками. Поэтому и забота о репутации для них крайне важна – ведь совершив проступок, ты вредишь репутации всей семьи, и неизвестно, сколько поколений понадобится, чтобы об этом забыли односельчане.
Обычаи достойны подражания – они любят детей, уважают старших, бережно относятся к старикам, трепетно к матери. Здесь царит культ мужчины – каждому мальчику с раннего детства внушают, что он мужчина, защитник, строитель и добытчик. Но и лакские женщины им под стать — они женственны, до старости сохраняют стройность, крайне деятельны и самостоятельны. Весь дом держится на них, причем выглядят дома (обычно весьма просторные) в лакских селениях так, словно ремонт закончен вчера – все в идеальном порядке.
Каждое селение лакцев – это свой язык, заметно отличный и от литературного, и от языка соседей. В каждом селе свои обычаи – как свататься, справлять свадьбу, хоронить и поминать умерших, праздновать рождение ребенка и отмечать сезонные праздники.
Народ с отличным чувством юмора, поэтому жители каждого селения из-за этих отличий постоянно подшучивают друг над другом. Зато спустившись с гор, стоят за земляков горой. Другие дагестанцы тоже шутят про лакцев, намекая на их ловкость в коммерческих делах: «Разрежь любой арбуз и оттуда выскочит лакец».
Практически каждое событие в их жизни сопровождает песня – душевные стихи под красивые самобытные мелодии звучат и на праздниках и на поминках. Музыкальное сопровождение – лишь дополнительное обрамление для голоса, который важнее и стихов и музыкальных инструментов. Поэтому хорошие певцы пользуются большим уважением, о них рассказывают легенды, родством с ними гордятся.
Культура малочисленного народа богата и разнообразна, ремесло развивалось на протяжении многих веков, причиной его развития явилось малоземелье. По всему миру известно балхарское гончарное исскуство, изготавливались изделия исключительно «золотыми» руками женщин. Центром, где их изготавливают является село Балхар, расположенное в Акушинском районе РД.
Это место известно как центр народной художественной керамики. Мастера изготавливают емкости для хранения зерна, кувшины, кружки, тарелки и любую кухонную утварь, а также статуэтки, декоративную посуду из глины, украшенные белой росписью. Исскуство расписной керамики появилось на рубеже XIII-XIV веков. Балхарская посуда имеет очень тонкие стенки и считается самой лучшей на Кавказе.
Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.
Знаменитые лакцы – герои СССР и России
Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.
Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.
Интересный факт – мать Амет-Хана Султана – крымская татарка и крымские татары считают его своим национальным героем. Что он лакец по отцу, замалчивается, из-за чего время от времени возникают забавные казусы. Самый известный из них – предложение назвать симферопольский аэропорт именем Амет-Хана Султана. Они даже не знали, что в России в г. Махачкала уже есть аэропорт, носящий его имя.
Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.
Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.
Лакцы
Лак (лакру, лактал, лаксса, лаккучу)
Украина : 1019 (2001 г.) [5]
Казахстан : 382 (2009 г.) [6]
Белоруссия :64 (2009 г.) [7]
Лакцы или лаки (лакск. лак ) — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы). Административным центром лакцев является село Кумух.
Содержание
История этнонима
Этноним леги/леки
Историк М. Г. Магомедов пишет:
Согласно историкам М. Г. Гаджиеву, О. М. Давудову и А. Р. Шихсаидову:
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, лаки (т.е. лакцы) это
Этноним лакцы/казикумухцы
Слово «Лак» является самоназванием лакцев во множественном числе, как в лакском выражении «жува лак буру» — мы лак. Формы множественного числа в лакском языке образуются при помощи окончаний «ру» или «тал», как в «лакру», «лактал» — лакцы; «лакрал тарих» — история лакцев. Окончание «сса» в лакском языке означает принадлежность к имени или качеству, как в «лаксса» — лакский, лакцы, лакец; «лаксса лугъ» — лакский район. Слово «лаккучу» значит лакский человек, или человек из Лакии.
В 1887 году историк Гасан-Эфенди Алкадари писал:
Названия лакцев среди соседей
Лакцы именуют аварцев — авартал, ярусса; даргинцев — даргал, акъушал; кумыков — къумукътал, арнисса; агулов — агултал; лезгинов — лазгал, курал; табасаранов — табасарантал; цахуров — цIахуртал; рутулов — рутIултал; русских — уьрустал; чеченцев — мичихичтал; евреев — жугIуттал.
История
Общество
Литература и театр
Традиционная одежда, жилища
Лакские села
В настоящее время известно 60 лакских селений.
Другие районы Дагестана: Балхар, Уллучара, Цуликана, Аракул, Шадни, Шалиб, Верхний Катрух.
Известные представители
Писатели и поэты
Деятели искусства
Учёные
Политики
Военные
Спортсмены
Другие
Примечания
Примечания
В книге лирической прозы «Мой Дагестан» Расул Гамзатов приводит примечательные слова своего земляка, народного поэта республики Абуталиба Гафурова, обращенные на одной из пресс-конференций к зарубежным друзьям советской литературы: «Я, во-первых, лакец, во-вторых, дагестанец и, в-третьих, поэт Страны Советов». Или можно считать наоборот: во-первых, я советский поэт, во-вторых, я живу в республике Дагестан, а в-третьих, я по национальности лакец и пишу на лакском языке, Это все во мне нерасторжимо. Это — моё самое дорогое сокровище. Ни от одного из них я не хочу отказываться».
Первым в России полным кавалером Георгиевского креста, «для нехристиан установленного», стал юнкер 2-го Дагестанского полка, лакец по национальности Лабазан Ибрагим Халил-оглы.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лакцы» в других словарях:
ЛАКЦЫ — (самоназвания лак, тумал, вулугуни, яхулви, казикумухцы) народ общей численностью 118 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 106 тыс. чел, в т.ч. Дагестан 92 тыс. чел. Язык лакский. Религиозная принадлежность верующих:… … Современная энциклопедия
ЛАКЦЫ — (лаки, казикумухцы), народ в Дагестане (92 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек. Язык лакский дагестанской ветви иберийско кавказских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
лакцы — сущ., кол во синонимов: 2 • лаки (3) • лачка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
лакцы — ев; ЛАКИ, ов; мн. Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Лакец, кца; Лак, а; м. Лачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Лакский (см.). * * * лакцы (самоназвание лак), народ в России, в… … Энциклопедический словарь
Лакцы — лаки, казикумухцы, один из коренных народов Дагестана. Основная масса живёт в горной части Дагистанской АССР (главным образом Лакский и Кулинский районы), часть на равнине Северного Дагестана (Новолакский район). Численность в… … Большая советская энциклопедия
ЛАКЦЫ — (самоназв. лак) народность, живущая в Даг. АССР. В прошлом были известны под именем казикумухов (по аулу Кумух). Числ. 64 т. ч. (1959). Лакский яз. относится к даг. ветви кавк. языков и включает 5 диалектов. Верующие Л. мусульмане сунниты. Л.… … Советская историческая энциклопедия
лакцы — мн. 1. Народ северокавказской этноязыковой семьи, составляющий основное население Дагестана. 2. Представители этого народа; лаки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лакцы — л акцы, ев, ед. ч. л акец, л акца, твор. п. л акцем … Русский орфографический словарь
лакцы — ла/ки; ев см. тж. лакец, лак, лачка, лакский Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу … Словарь многих выражений
ЛАКЦЫ Дагестане — ЛАКЦЫ (лаки казикумухцы), народ в Дагестане (91,6 тыс. человек ). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек (1992). Язык лакский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь