Лантановая оптика что такое
astro-talks
форум для любителей астрономии
ED стекла
Модератор: Ernest
ED стекла
Сообщение Ernest » 04 июн 2013, 14:20
ED стекла
ED стекла и так называемые лантановые стекла
Сообщение Ernest » 11 фев 2015, 14:56
ED и лантановые стекла это одно и то-же?
Многие, в том числе и весьма уважаемые люди часто путают эти две очень разные группы стекол.
То есть ED (Extra Low Dispersion) стекла ни по своим оптическим характеристикам, ни по своему составу не пересекаются с лантановыми стеклами, главное достоинство которых состоит в высоком коэффициенте преломления при умеренной (но весьма далекой от Extra Low) дисперсии.
Отсюда следует и различие в применении расчетчиком оптических систем. ED стекла (которые к тому-же имеют особый ход частных дисперсий) большей частью используются для уменьшения остаточного вторичного спектра длиннофокусных объективов. Лантановые стекла используются там где, требуется в компактных габаритах достичь экстремальных характеристик (по апертуре, полю зрения), например, в фотографических короткофокусных (и широкоугольных) объективах, в сверхширокоугольных окулярах. В последнее время, наметилась тенденция использования ED стекол в том числе и при расчете короткофокусной оптики (иногда совместно с лантановыми стеклами) для минимизации проявлений полевого хроматизма.
Индустар-61 и лантановые стёкла
Статья
Оптические объективы с названием «Индустар» выполнены по схеме «Тессар» ( Tessar ), разработанной в 1902 году 1) сотрудником фирмы «К. Цейсс» ( Carl Zeiss ) доктором П. Рудольфом ( Paul Rudolph ).
Это, скорее всего, самая распространённая схема за всю историю объективостроения — такие объективы выпускались множеством фирм во многих странах мира под разными названиями: «Эктар» ( Ektar ), «Эльмар» ( Elmar ), «Ксенар» ( Xenar ) и др. 2)
В Советском Союзе было выпущено несколько десятков различных «Индустаров». Среди них самый, пожалуй, популярный — «Индустар-61». Расчёт выполнен известным советским оптиком академиком Г. Слюсаревым и В. Соколовой. Объектив выпускался как штатный для «ФЭДов» и как сменный для «Зенитов». Стоил 16 рублей.
Отличные оптические характеристики «Индустара-61» получены благодаря применению в обеих положительных линзах лантанового 3) сверхтяжёлого крона СТК6 (см. также статью о «Гелиосах»). Для серийных и несерийных образцов данного объектива в литературе встречаются близкие данные о разрешающей способности. Это заставляет думать, что его конструкция малочувствительна к неточностям изготовления.
При разработке объектива, кроме всего прочего, нужно достаточно точно выполнить условие Петцваля — условие исправления кривизны поверхности изображения, а также исправить хроматические аберрации. Для уменьшения последних всегда применяют, по крайней мере, два сорта оптического стекла или другого материала — чаще всего это крон в положительных линзах и флинт — в отрицательных. (Положительные — такие, которые толще в центре, чем по краям, отрицательные — наоборот.) Кроном называется стекло с малым показателем преломления и большой дисперсией (разностью между показателями преломления для лучей различных цветов). У флинта показатель преломления велик, а дисперсия мала.
Так вот, одновременное исправление хроматических аберраций и кривизны может привести к слишком большим: оптической силе линзы и кривизне её поверхности. А в этом случае возрастают аберрации высших порядков. Чтобы этого избежать, применяют так называемые аномальные комбинации стекол — сверхтяжёлые кроны (например, лантановые) и лёгкие флинты, когда, против обычного, показатель преломления крона больше такового у флинта. Одна линза из СТК приблизительно эквивалентна двум из обычного стекла.
Патентные заявки на рецептуру лантановых стёкол стали появляться еще в конце 30-х годов, а промышленные плавки были произведены в США фирмой «Истмен-Кодак», по-видимому, в 1941 году.
Применение в объективах стёкол типа СТК с большим показателем преломления позволяет корригировать не только те аберрации, о которых шла речь выше. Разработчик, в общем, получает бо́льшую свободу и возможность уменьшить также астигматизм, сферическую и сферохроматическую аберрации, правда, не для всех схем. В многолинзовых системах применение сверхтяжёлых кронов может не дать эффекта по сравнению с обычными стёклами.
Ещё в 40-х годах той же фирмой «Кодак» был выпущен объектив «Аэро-Эктар» (Aero Ektar), который ставился на аэрофотосъёмочные камеры «летающих крепостей». В одной половинке объектива положительные линзы были выполнены из лантанового стекла, и, как оказалось, это лишнее. Профессор Д.С. Волосов рассчитал вариант «Аэро-Эктара» с обычными стёклами. Был изготовлен экспериментальный образец, который имел качество не хуже, чем «Аэро-Эктар».
Впрочем, вот противоположный пример: многолинзовый объектив «Геогон» разработки американского оптика Бейкера 4). Никакие попытки советских оптиков заменить в «Геогоне» лантановые стёкла обычными не позволили сохранить качество изображения.
И в заключение — ещё одно. Четырёхлинзовый «Индустар-61» имеет почти ту же разрешающую силу, что и шестилинзовый «Гелиос-81». Стоило ли ставить шесть линз там, где можно обойтись четырьмя? Но дело в том, что «Гелиос-81» существенно лучше передает контраст мелких деталей. Естественно, что с шестью линзами можно добиться лучшего результата.
И.О. Бакланов, 1998 год
Примечания:
Первоисточник текста статьи неизвестен. Взято с сайта, отсутствующего в настоящее время в Рунете (сохранено 31.05.2000 г.). Статья во многом основана на книге Д.С. Волосова «Фотографическая оптика».
1) — Схема была запатентована в США в 1903 году.
2) — Марки объективов: Ektar — фирма Kodak, Elmar — Leica (Leitz), Xenar — фирма Schneider. Все объективы «тессаровской» схемы других производителей стали появляться с 1920 года, после прекращения действия патента по окончании Первой мировой войны.
3) — В названии этого объектива часто использовался дополнительный индекс «Л» («Л/Д», «Л/З») для того, чтобы подчеркнуть эту особенность оптической схемы — наличие «лантановых стёкол». Дело в том, что Индустар-61 был первым подобным отечественным фотообъективом. В дальнейшем, применение аналогичных марок стёкол в других объективах никак на названии уже не отражалось.
4) — Имеется в виду Джеймс Бейкер (James Gilbert Baker).
БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
Радиоактивные объективы — Такумары (Takumar)
Не знаю, слышали ли вы, но среди объективов, производившихся до 1970гг. довольно много радиоактивных моделей.
Радиоактивные Такумары
— Super Takumar 35/2 (V2, 49mm filter) introduced 1968
— S-M-C Takumar 35/2 1972
— Super Takumar 50/1.4 (V2) 1967
— S-M-C Takumar 50/1.4 1971
— Super and S-M-C Takumar 6X7 105/2.4 1969
Причина радиоактивности объективов Takumar
Торий — природный радиоактивный материал, испускает альфа-излучение, которое не представляет опасности при малой интенсивности и экранируется нашей кожей в случае с фотографическими линзами. Распространяется оно на расстояние
Диоксид тория добавлялся (сейчас запрещено) в линзы объектива для увеличения их показателя преломления и его содержания могло составлять до 40% ThO2. Белый тугоплавкий порошок двуокиси тория имеет структуру флюорита. Его получают при сжигании тория. То же самое вещество ThO2 образует защитную пленку на корродирующемся, окисляющемся тории. ThO2 – соединение довольно прочное и весьма термостойкое. Достаточно сказать, что остаток сгоревшей калильной сетки газового фонаря представляет собой в основном двуокись тория.
Производные тория и в частности соли диоксида тория испускали и бета излучение, но больше не по причине наличия тория, а в виду плохой их очистке от сторонних примесей в ранних версиях объективов (до середины 1960-х).
Бета-излучение фотографических линз распространяется немного дальше,
20см от поверхности линзы.
Для пользователя объектива в большинстве случаев опасности также не представляет, так как экранируется задней крышкой объектива при снятом объективе или корпусом камеры при надетом объективе.
Гамма-излучения как правило нет или оно в пределах общего фона. Здесь сделаю отступление про гамма-излучение. Если говорить теоретически, то одной гамма-частицы достаточно, чтобы прошить вас насквозь и повредить ДНК клетки и впоследствии это может привести к раку. Но организм наш так устроен, что находясь под постоянным излучением (вообще это естесственное излучение солнца) постоянно ремонтирует сбои в ДНК клеток. Есть некоторые научные работы, которые утверждают, что гамма-излучение в естесственных дозах не только не вредно, но и необходимо для нормального иммунитета и полезных мутаций. Человеческий организм является аналоговым уствойством и потому не все его «случайные» модификации от исходной модели являются вредными.
С другой стороны убедительно не рекомендуется изготовливать из линз радиоактивного объектива телескопы, монокли, очки, глазные линзы. В данном случае ваш глаз будет находится в непосредственной близости от альфа и бета-частиц и они будут воздействовать непосредственно на сетчатку глаза с необратимыми последствиями.
Желтеющее просветление радиоактивных просветлений
Со временем линзы с диоксидом тория могут вступать в химическое взаимодействие с просветлением и деградировать со временем, их цвет меняется на желтый или коричневый. Чем более старый объектив, тем он может быть более радиоактивным и иметь более желтые линзы. Но в данном случае стоить учесть, что линзы старых объективов также могут желтеть от использовавшегося в ранние годы оптической индустрии клея для склейки линз. В дальнейшем от диоксида тория отказались в пользу другого редкоземельного металла — Лантана (оксид лантана, лантановые стекла), который в 10000раз менее радиоактивен, чем диоксид тория.
Другие радиоактивные объективы
Но не только Такумары были радиоактивными. В ту эпоху многие производители использовали диоксид тория. В том числе радиоактивными признаны некоторые советские объективы, некоторые объективы Лейка и Кодак.
Радиоактивные объективы
Kodak Ektar 101mm f/4.5 (Miniature Crown Graphic camera) lens mfg. 1946
Kodak Ektar 38mm f/2.8 (Kodak Instamatic 814 camera) lens mfg 1968—1970
Kodak Ektanar 50mm f/2.8 (Kodak Signet 80 camera) lens mfg. 1958—1962 (3 examples)
Kodak Ektanar 90mm f/4 (Kodak Signet 80 camera) lens mfg. 1958—1962
Kodak Ektanar, 44mm f/2.8 (Kodak Signet 30, Kodak Signet 50, Kodak Automatic 35/Motormatic 35 cameras) lenses mfg. 1959—1969
Kodak Ektanon 50mm f/3.9 (Kodak Bantam RF camera) lens mfg. 1954—1957
Kodak Ektanon 46mm f/3.5 (Kodak Signet 40 camera) lens mfg. 1956—1959
Kodak Anastar 44mm f/3.5 (Kodak Pony IV camera)
Kodak Color Printing Ektar 96mm f/4.5 lens mfg. 1963
Предполагаемо радиоактивные объективы
Canon FL 58mm f/1.2
Canon FD 35mm f/2.0 (versions from the early 1970’s)
Canon FD 55mm f/1.2 S.S.C. Aspherical
Carl Zeiss Jena Pancolar 55mm f1.4 (measured at 2360 nSv/h)
Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f1.8 «Zebra»
Carl Zeiss Jena Biometar 80mm f2.8 «Zebra» «(Only P6 mount version )
Carl Zeiss Jena Flektogon 50mm f4 «Zebra» «(Only P6 mount version )
GAF Anscomatic 38mm f/2.8 (GAF Anscomatic 726 camera)
Industar 61 L/Z MC (L is for Lantan — radioactive element)
Kodak Aero-Ektars (various models)
Kodak Ektanon 50mm f/3.9 (Kodak Bantam RF camera)
Nikkor 35mm f/1.4 (early variant with thorium glass elements)
Olympus Zuiko Auto-S 1:1,2/55 mm (first version with thorium glass elements)
Olympus Zuiko Auto-S 1:1,4/50 mm (only first version «Silvernose» is Radioactive)
Pentax Super Takumar 35mm f/2 (Asahi Optical Co.)
Pentax Super Takumar 50mm f/1.4 (Asahi Optical Co.)
SMC Takumar 35mm f/2.0 (Asahi Optical Co.)
Super Takumar 35mm f/2.0 (Asahi Optical Co.)
SMC Takumar 50mm f/1.4 (Asahi Optical Co.)
Super Takumar 50mm f/1.4 (Only latest Version 2)
SMC Takumar 55mm f/1.8 (Asahi Optical Co.)
Super Takumar 6×7 105mm f2.4 (Asahi Optical Co.)
Yashinon-DS 50mm f1.7 (Yashica)
Yashinon 55mm f1.2 (Tomioka)
Leitz Wetzlar Summicron 5cm f/2.0 (M39)
Vivitar Series 1 28mm F1.9
Неофициальные версии
Комментировать здесь нечего, так что просто посмотрите.
Крайне радиоактивный Takumar 50mm f/1.4 М42.
Выводы
Буду признателен, если люди имеющие знания по части радиоактивных элементов дополнят-исправят-прокомментируют статью, дабы внести полную ясность насколько все-таки опасны радиоактивные объективы.
Английский юмор
— О мой бог я у меня сейчас Pentax Asahi 1.4 SMC Takumar на столе в 20см от меня. что мне делать? 🙁
— Ты любом случае уже облучен, так что не так много ты можешь сделать. Просто прими это как факт и похорони его на глубине 2м в месте, где нет людей. Затем убедись, что никто и никогда не будет заходить в твою комнату и трогать твой стол. Затем, учитывая, что ты все равно уже облучен, может будет хорошей идеей полететь на Фукусиму и помочь ребятам справиться с катастрофой — это будет твой вклад в безопасность будущих поколений, твой поступок принесет пользу всей человеческой расе.
omg i have a Pentax Asahi 1.4 SMC Takumar on my desk 20 cm in front of me right now. what to do? 🙁
You’re irradiated anyway, so there’s not much you can do. Just take it and burry it at least 2m under the ground in some area where there’s no people. Then make sure noone will ever walk into your room and touch your desk. Then, since you’re already irradiated anyway, maybe it would be a good idea to fly to Fukushima and help those guys cleaning the mess — this way you would contribute to the safety of future generations, if you do that it would be a benefit for the whole human race.
Стекло и железо: советская оптика сегодня
Александр Минин, 2014
«Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР!»
(О. Газманов)
1. «Солнечный круг, небо вокруг».
Советская оптика – это свет. С «темными» зумами нас познакомили позже. Слова детской песенки точно характеризуют рисунок семейства самых массовых советских объективов для зеркальных камер, названных в честь древнегреческого бога солнца – «Гелиос».
С 1920 г., когда истек срок патента доктора Рудольфа, схемы «Планар» и «Тессар» свободно продавались производителям оптики по всему миру и на данный момент самые популярные фикс-объективы являются их ближайшими родственниками. СССР купил у «Цейсса» сразу три схемы «Планар», «Тессар» и «Зоннар» в 1931 г. Разумеется, досконально повторить «цейссовскую» схему в объективе любого другого производителя невозможно, необходимо сделать перерасчет в соответствии с оптическими свойствами используемых материалов.
Первым серийным «Гелиосом» стал легендарный «Гелиос-40» 85/1.5. Неприятные отличия советского оптического стекла от оригинального Д.С. Волосов пытался компенсировать большим фокусным расстоянием, увеличенной толщиной линз и воздушных промежутков между ними. Это отрицательно сказалось на размерах и весе «Большого Гела» (больше 900 гр), не зря на «исторические» объективы этой серии штатно устанавливали крепление для штатива. Зато игра с аберрациями 3-го и 5-го порядков привела к удивительному оптическому эффекту: своеобразной кривой резкости по полю кадра, когда падение резкости идет не линейно от центра к краю – в центре кадра и по самым краям резкость хорошая, а между ними – провал.
С учетом выраженного виньетирования, кривая резкости подчеркивала фирменный «крученый» рисунок боке, что позволило «Гелиосу-40» разных модификаций завоевать славу лучшего советского портретного объектива, особенно подходящего для пластичного женского портрета. Кроме того, он использовался для технической съемки с осциллографов, на его базе был создан прибор ночного видения «Циклоп». Как оценить свойства железной легенды советского объективостроения сегодня? На сайте КМЗ приводятся данные измерений резкости «Гелиос-40-2» по советским методикам: центр 48 линий на мм, поле – 20, край – 34. (при этом в заводских ТУ указано центр – 36, край – 17). На сайте photozone.de размещен обзор «Гелиос-40-2» 1979 г. на кропнутой камере Pentax K-10D (кроп 1.5). Отметив исключительную прочность конструкции, способную пережить «Третью мировую», авторы в числе очевидных достоинств называют 10-ти лепестковую диафрагму, несущественное на кропе виньетирование (0,66 на открытой диафрагме), практически незаметную дисторсию – 0,1 %, великолепно подавленные хроматические аберрации (данные взяты с сайта photozone.de):
А вот характерная кривая резкости и на цифре резко ограничивает сферу применения «Большого Гела»:
Измерения проводились на 10-мегапиксельной камере с кроп-фактором 1.5, поэтому абсолютные цифры сопоставлять с кэноновскими тестами не корректно, но общая картина хорошо видна. На кропе резкость можно найти только в центре кадра (до диафрагмы 5.6), что с учетом мизерной ГРИП на 1.5 предъявляет очень жесткие требования к навыкам ручной фокусировки у фотографа. Но при успехе – оригинальный и узнаваемый рисунок «Гелиоса-40» позволит создавать художественные портреты с радостной, светлой картинкой. В советское время «Гелиос-40» выпускался только на заводе разработчике (КМЗ), что способствовало стабильному качеству, в двух модификациях, отличающихся только байонетом:
Цифровая техника и программы обработки фотографий подарили солнцеподобному «Большому Гелу» вторую жизнь, скорректировав некоторые его недостатки. Когда цена на вторичном рынке достигла 1000 долларов, потребность в объективах «с рисунком» была осознана даже эффективными менеджерами. В 2012 г. КМЗ возобновил производство легендарного объектива, несколько осовременив конструкцию: почти на 100 грамм снижен вес, так как отказались от крепления штатива, мультипросветление (чтобы всех запутать, решили не указывать это в названии традиционным индексом МС), с 2013 г. кроме байонета М 42 объектив производиться с байонетами C (Canon EOS) и N (Nikon mount F), хотя маркировка 40-2 и в последних случаях сохраняется: «Гелиос-40-2» (М42), «Гелиос-40-2C» (Canon EOS) и «Гелиос-40-2N» (Nikon mount F). Диаметр светофильтра у всех модификаций 67 мм. По отзывам, несколько улучшилась резкость, вероятно, столь низкокачественного оптического стекла сегодня не достать.
На роль штатника для зеркалок «Старт» и «Зенит» предназначался «Гелиос-44». Но в данном случае Д.С. Волосов имел меньше возможностей для маневра, так как полтинник должен быть маленьким и легким. Хотя по немецкому образцу пришлось и здесь увеличить фокусное расстояние – до 58 мм. Зато как и «Цейсс», первый «Гелиос-44» был заключен в красивый металлический корпус (белый) и обладал 13-ти лепестковой диафрагмой, благодаря чему фирменное «крученое» боке отличается еще и правильными дисками «бокешек». Объектив шел под байонет (резьбовое крепление) М39.
Дальнейшую эволюцию «Гелиосов-44» трудно оценить однозначным образом. С одной стороны старались удешевить и упростить механическую начинку, отказавшись от роскошной 13-лепестковой диафрагмы: на второй модификации «Гелиос-44м» диафрагма состояла из 8 лепестков, на последующих – из 6. Рисунок размытия стал чуть грубее. Зато перешли на более популярный байонет (резьбовое крепление) М 42 с моргающей диафрагмой (не актуально на системе Canon Eos)– все «Гелиосы-44» с буквой М вплотную к номеру, например «Гелиос-44м-2», однослойное просветление сменилось мультипросветлением – обозначение МС перед названием, например «МС Гелиос-44м-6», киевский завод «Арсенал» выделял буквы МС красным цветом. «Закрученное» боке сохранялось у всех модификаций, причем постепенно росла резкость. Современных инструментальных тестов по «Гелиосам» 44-го семейства найти не удалось, но ТУ Красногорского механического завода дают следующую картину:
№ | Модификация | Центр | Край |
1 | Гелиос 44 | 35 | 14 |
2 | Гелиос 44м-2 | 38 | 20 |
3 | МС Гелиос-44м-4 | 41 | 20 |
4 | МС Гелиос-44м-6 | 45 | 25 |
5 | МС Гелиос-44м-7 | 50 | 30 |
Прогресс налицо, но массовый выпуск на нескольких заводах (кроме «головного» КМЗ «Гелиосы 44-го семейства выпускали Минский, Вологодский, Валдайский заводы) привел к очень сильному разбросу качества конкретных экземпляров, что подпортило репутацию «солнечного» объектива. Отличия в качестве могут превосходить отличия по ТУ.
Все «Гелиосы 44М» выпускались с байонетом (резьбовым креплением) М42, кроме «Гелиос 44-7» (без буквы М) – со специфическим байонетом только для камеры «Зенит-7». Но 58 мм не самое удобное фокусное расстояние для штатного объектива. В 1957 г. Д.С. Волосов рассчитал объектив по той же схеме и из обычного оптического стекла с фокусным расстоянием 52 мм. – «Гелиос-65», его выпускали на киевском заводе «Арсенал» для камер «Киев-10». Но показатели резкости оказались худшими из всего семейства – центр-35, край – 15. Только в 60-е гг. в СССР освоили выпуск лантанового оптического стекла – сверхтяжелый крон СТК-6 с аномальными показателями преломления. Сочетание крона в положительных (выпуклых) линзах и флинта в отрицательных(вогнутых) позволяло не только эффективно подавлять аберрации, но и обеспечивало высокую резкость при малой кривизне поля изображения. Первым серийным объективом с лантановыми стеклами был знаменитый Leitz Summicron 50/2. 1953 г., прародитель современных Leica Noctilux 50/0,95. Использование качественного стекла изменило ситуацию – новый МС Гелиос-81Н завоевал хорошую репутацию самого резкого объектива из семейства «Гелиос»: центр – 52, поле – 37, край – 27, сохранив «фирменный» рисунок, хотя и в меньшей степени. Объектив выпускали на киевском и уманьском заводах для зеркалок «Киев» в следующих модификациях:
Еще в 80-е гг. КМЗ передал выпуск всех 44-х и 77-х «Гелиосов» другим предприятиям. Сейчас объективы этих серий не производятся. Благодаря распространенности и низкой цене некоторых модификаций, младшие «Гелиосы» лучше всего подходят для первого знакомства с советской мануальной оптикой и технических экспериментов – на их основе собирают монокли и другие очень специфические «творческие» объективы.
2. «Маяк индустриализации»
Советская оптика – это индустрия. Тяжелая и железная, без сложной автоматики и электроники. Такая – как популярные объективы «Индустар».
Объективы «Индустар» рассчитаны на цейссовской схеме «Тессар» (4 линзы в 3-х группах), которая привлекательна сочетанием высокой резкости и бликоустойчивости (даже без мультипросветления), простоты и не предъявляет высоких требований к качеству оптических материалов и прецензионности сборки – то, что нужно в стране, недавно прошедшей индустриализацию. С 1930 г. выпускалось огромное количество модификаций «Индустаров» под самые разнообразные фотосистемы. Советские «Тессары» красовались на байонете огромных крупноформатных камер ФКД (тех самых деревянных ящиков на треноге, с «птичкой» и фотопластинами 180 на 240мм – вот настоящий FF; камера сама по себе достойна упоминания в «Книге рекордов Гиннеса», так как выпускалась разными заводами с 1930 до 1987 года. ); устанавливались на фотокинопулеметы советских истребителей, на проекционные камеры для съемки документов, на миниатюрные «бытовые» камеры и «спецтехнику» киевского «Арсенала», Феодосийский завод выпускал варианты для фотоувеличителей (с индексом «У»). «Индустары» шли в комплекте с дальномерными, зеркальными, среднеформатными и двухобъективными камерами (например, «Любитель-166»). Наиболее популярны зеркальные и дальномерные объективы «Индустар» 50-го и 61 семейства. «Индустар-50-2» 50/3.5 был рассчитан М.Д. Мальцевым в далеком 1953 г. как недорогой и компактный штатный объектив для камер «Зоркий» и «Зенит». Это «честный» советский кит – очень маленький (напоминает современные «блинчики»), легкий (менее 100 гр), с надежным «железным» конструктивом, со всеми положенными шкалами. Очень большой и плавный ход фокусировочного кольца обеспечивает точную фокусировку, 7-ми лепестковая диафрагма закрывается плавно, без фиксации.
Объектив Индустар 50-2. Образцы фотографий можно посмотреть здесь (ссылка откроется в новом окне).
Хотя в этом объективе не использовали специальные сорта стекол, он обеспечивает приличную резкость в центре кадра, не зря «Тессары» называют «Орлиный глаз»: по заводским ТУ центр – 38, край – 22 линий на мм. «Индустар-50-2» подобно «Гелиосам» подкручивает боке, хотя каким-то особо изысканным рисунком не обладает. Просветление линз – однослойное, в 50-гг. обозначалось индексом «П». Хотя его выпускали на КМЗ, Лыткаринском, Казанском и Феодосийском (вариант «У») заводах, из-за простоты схемы разброс в качестве не большой. Несомненно, это самый дешевый советский полтинник, который часто покупают для различных технических экспериментов, например для переделки в монокль. Однако, есть и подводные камни. Объектив выпускали долгое время для разных систем, причем стандарты маркировки несколько раз менялись:
2. «Индустар-50» 50/3.5 – для дальномерных камер под байонет (резьбовое соединение) М39. Без особых обозначений (индекс»Д»), обычно в белом корпусе. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции.
3. «Индустар-50У» 50/3.5 – объектив от фотоувеличителя под байонет (резьбовое соединение) М39. Самый маленький «Индустар», очень резкий, без кольца фокусировки. Самый дешевый. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. Чтобы сфокусироваться придется двигать саму камеру, как с макрокольцами.
«Индустар-61 Л/З» 50/2.8 МС– лучший советский «Тессар» по оптическим характеристикам. Был рассчитан Г. Слюсаревым и В. Соколовой в 1971 г., положительные линзы этого объектива выполнены из лантанового стекла (сверхтяжелый крон СТК-6, как у «Гелиоса-81», именно «Индустар-61 Л» был первым советским «лантановым» объективом). Это обеспечило выдающиеся показатели резкости – по ТУ центр-42, край – 30 линий на мм. Передняя линза объектива глубоко утоплена в оправу, что в сочетании с мультипросветлением обеспечивает приличную бликоустойчивость. Объектив не закручивает боке, но из-за своеобразной формы шести лепестков диафрагмы, на средних значениях, «бокешки» напоминают какие-то звездочки. «Индустар-61» выпускали разные заводы (КМЗ, Лыткаринский, Харьковский ФЭД) под разные системы, что на этот раз нашло отражение в маркировке:
3.«Мы в космосе!»
Советская оптика – это космос. Она запечатлела белозубую улыбку Гагарина, видела обратную сторону Луны, напряженно всматривалась в звезды. Не случайно популярное семейство советских телевиков получило «космические» имена: «Юпитер» и «Таир». Эти объективы были рассчитаны по относительно «свежей» цейссовской схеме «Зоннар», разработанной Людвигом Бертеле в 1931 г. (4-8 линз в 3-х группах). За счет малых воздушных промежутков между линзами и малого количества групп эта схема позволяет создавать светосильные длиннофокусные объективы (или суперсветосильные полтинники) с отличными показателями контраста и резкости. Перерасчет на советское оптическое стекло был произведен на КМЗ М.Д. Мальцевым в 1948 г. на основе «Carl Zeiss Jena Sonnar 50/1.5 (схема была легально куплена СССР еще в 30-е гг., после войны развивалось «сотрудничество» с восточногерманскими товарищами).
Первый советский «Зоннар», «Юпитер-3 50/1.5 П» для дальномерных камер оказался не хуже именитого предка. Эффектный белый корпус с аккуратными шкалами, напоминающими «точное приборостроение», однослойное просветление (тогда у нас и это редкость), светосила 1.5, а 13-ти лепестковая диафрагма (с плавным закрытием без фиксированных положений) вместе с мизерной ГРИП наделила объектив чудесным «кремовым» рисунком размытия, вызывающим сегодня восхищение знатоков. Правда, объектив выдает средние показатели резкости: по ТУ центр-30, край-14 линий на мм. У «Юпитера» есть свой стиль, не похожий на «Гелиос». Правда, находил в Сети жалобы на не всегда корректную цветопередачу «Юпитера-3», все же он был рассчитан на черно-белую пленку.
Более распространен его «младший брат», «Юпитер-8 50/2» для дальномерных камер. Несмотря на некоторый «даунсайзинг» (вместо 7 – 6 линз в 3-х группах, меньше светосила, 9-ти лепестковая диафрагма) более дешевый и популярный «Юпитер-8» сохранил оригинальный рисунок размытия. Благодаря безупречно прочному корпусу и качественным линзам часто служит заготовкой для моноклей и другой оригинальной оптики. «Юпитер-3» и «Юпитер-8» выпускались КМЗ и Валдайским заводом «Юпитер» только в дальномерном варианте с байонетом (резьбовым соединением) М39. «Юпитер-8» встречается и с байонетом Contax-Киев. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив с красивым рисунком – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции. У объективов редкий диаметр светофильтра – 40,5 мм.
В 1978 г. на Казанском оптико-механическом заводе началось производство его достойного преемника, рассчитанного по той же схеме (4 линзы в 3-х группах) – легендарного народного объектива «Юпитер-37 135/3.5». Выпуск был прекращен только в 2009 году, объектив активно экспортировался. Наверное, по соотношению цена/качество – это лучший советский объектив портретного и умеренного теле диапазона. Он относительно компактен и не тяжел (чуть более 400 грамм), по сравнению с предшественником выдает чуть лучшие оптические показатели: резкость по ТУ центр-45, край – 30 линий на мм, 12-ти лепестковая диафрагма с плавной регулировкой (удобно для видео) обеспечивает узнаваемое боке. Выпускались версии МС – с мультипросветлением. «Юпитер-37» комплектовался жестким футляром и металлической блендой, которую можно было одеть задом наперед. В 1979-80 гг. была выпущена специальная «Олимпийская» серия – с красивым футляром с символикой «Олимпиада-80», ценимая коллекционерами. Интересно, что первый оригинальный «Зоннар» в 1936 г. тоже вышел в «олимпийской версии», но не для широкой продажи. Остается сожалеть, что единственный сегодня отечественный производитель оптики КМЗ не порадовал нас к «Сочи-2014» объективом специальной серии. Последняя версия – МС «Юпитер-37АМ» имеет лишь косметические отличия. В целом, «Юпитер-37» борется с «Гелиосом-40-2» за звание лучшего советского портретника.
«Юпитер-11» и «Юпитер-37» выпускались под разные байонеты, что отмечалось в маркировке:
КМЗ с 1953 года выпускал еще один популярный «люксовый» вариант советского «Зоннара» со звездным именем – «Таир-11 135/2.8». Он был рассчитан Д.С. Волосовым и за очень хорошее сочетание конструкционных и оптических характеристик получил Гран-при на выставке в Брюсселе в 1958 г. К традиционно качественному корпусу и богатой комплектации (жесткий футляр, бленда и светофильтры), большому ходу кольца фокусировки (аж 360 градусов), достойной резкости (по ТУ центр-39, край-26 линий на мм), добавили роскошную 20-ти (да, да «двадцати») лепестковую диафрагму, что в сочетании со светосилой 2.8 обеспечило «суперкремовое» пластичное боке. Это и сегодня дорогой объектив, редко бывает в продаже. Его выпускали на КМЗ в двух версиях – под М42 и «Таир-11А» со сменным хвостовиком (адаптером) на разные системы. Диаметр светофильтра – 55 мм.
4.«Неформалы».
Как и в обществе строителей коммунизма, на полках фотомагазинов рядом с добропорядочными полтинниками находились настоящие нонконформисты, способные закрутить узлом каноны золотого сечения, часто отличающиеся необычным внешним видом. Рассмотрим несколько примеров специфических объективов, которые популярны сегодня для решения творческих задач.
Зеркально-менисковые объективы «МС ЗМ-5 СА 500/8» и его старший брат (судя по внешней мощи – братан) «МС МТО-11 1000/10». Поражает сочетание огромного фокусного расстояния (на кропе 1.6 в последнем случае – 1600 мм, если с телеконвентером, то можно и из дома никуда не выходить) и диафрагмы. Причем оба объектива имеют постоянную диафрагму (ее нельзя менять). Вес и размеры под стать фокусным: «МС МТО-11 1000/10» весит 2,5 кг (держать систему придется за объектив, а не за висящую на нем камеру) и напоминает гранатомет. Естественно, снимать возможно только на высоких ИСО или с очень прочного штатива, конечно, если Вы не занимаетесь в «качалке» как неформалы 80-х. Оригинальная конструкция (зеркала и линзы) привлекает окружающих –в центре передней линзы зеркало, полностью убирает хроматические аберрации и создает эпатажный рисунок размытия – бублики. Можно использовать для астрофотографии и творческих экспериментов. Диаметр светофильтров огромен – 130 мм. Из-за соответствия диаметра «трубы» с размерами кропнутой камеры, объектив может упереться в вспышку. Объективы выпускались либо со сменным хвостовиком под разные системв, либо под байонет (резьбовое соединение) М42.
Рыбий глаз. Благодаря выпуклой передней линзе и специально непогашенной дисторсии обеспечивает неформальный взгляд на привычные объекты: от любимой тещи до архитектурных ансамблей и интерьеров. В 80-е гг. в СССР наладили выпуск и циркулярного (изображение вписано в круг) «МС Пеленг 8/3.5 А» на Минском заводе и диагонального фишай-объективов (изображение по всему полю кадра) «Зенитар-16/2.8 МС» на КМЗ. Объективы очень компактные и недорогие, хотя отсутствие специальных элементов на сверхширокоугольнике не является достоинством, да и советское мультипросветление уступает современным покрытиям. Объективы пользуются популярностью и на полном кадре и на кропе. Хотя в последнем случае на «Пеленг» наступает «Самьянг» (меньше бликов и «Пеленг» на кропе чуть обрезает кадр). Светофильтры на переднюю линзу не устанавливаются (только на заднюю, входят в комплект). Оба объектива выпускаются и сегодня. «Пеленг» идет со сменным хвостовиком, «Зенитар» под резьбу М42, байонет С (Canon EOS), Н (Nikon mount F) и K (Pentax).
«Пердимонокль». Triplet Триплет 78/2.8 производства Минского завода пример того, как недостатки оптической схемы едва заметные на пленке только усугубились на цифре. Схема «Триплет» (всего 3 линзы) не может эффективно подавить различные аберрации, объектив дает странную картинку, напоминающую неудачный монокль. Объектив от фильмоскопа (шутка). Иногда культовыми становятся персонажи, превратившие свою непривлекательность и занудство в вид искусства, по примеру героини фильма «Служебный роман». Если скотчем примотать этот девайс к кольцу М42 и установить на зеркалку, качество картинки будет не сильно отличаться от дверного глазка, но вся харизма скрыта в по-советски поэтичном названии! В ответ на снисходительный вопрос «пафосного» фотографа «А ты на что снимаешь?», можно будет лениво бросить (на одном выдохе): «А я снимаю на «МП РСФСР ГЛАВУЧТЕХПРОМ Завод №6 77мм»! Красные (а равно золотые и зеленые) кольца сами отпадут с досады!
5.«Инерция»
Сегодня на территории России только КМЗ продолжает выпуск сменной оптики для зеркальных камер. Есть ли перспективы у отечественного мануала? На март 2014 года завод, кроме пленочных зеркалок «Зенит» и панорамных фотоаппаратов «Горизонт» производит 6 моделей мануальных объективов: «АПО Телезенитар 135/2.8» (единственный апохромат), легендарный «Гелиос-40-2 85/1.5», бюджетный «МС Зенитар-М 50/2» (штатник к пленочным «Зенитам»), «МС Зенитар 28/2.8», «МС Мир 20М 20/3.5» и культовый «МС Зенитар 16/2.8. Рыбий глаз». Все объективы выпускаются с резьбовым соединением М42, а популярные «Гелиос», «Телезенитар», «Рыбий глаз» и «МС Зенитар 28/2.8» и с байонетами C (Canon EOS) и Н (Nikon mount F), а «Зенитар 16» еще и с байонетом К (Pentax). За исключением «исторического» «Гелиоса», все остальные объективы были разработаны в 80-90-е гг., даже недавно запущенный в серию «МС Зенитар 28/2.8».
Каковы их рыночные перспективы? Прежде всего, отметим, что рыночная ниша у мануальной оптики сегодня есть, и не малая, о чем говорит успех «Самьянга», да и «Лейка» с «Цейссом» чувствуют себя уверенно. Однако, чтобы конкурировать с автофокусными «родными» объективами эта оптика должна занять совершенно особое место: либо «премиум» продукт с особо выдающимися оптическими свойствами, как «Лейка» и «Цейсс», либо совершенно оригинальные объективы («Ленсбэби»), либо объективы «не на каждый день» с очень привлекательным соотношением цены и качества («Самьянг»). Этот тезис опирается на структуру спроса: наибольшей популярностью из объективов КМЗ пользуются необычные объективы «с душой»: бестселлер «МС Зенитар 16/2.8. Рыбий глаз» с уникальным соотношением цена/качество (6300р против 45000р у Canon 8-16 2/8 L), на втором месте «Гелиос 40-2» с его неповторимым и узнаваемым рисунком (сравнить можно с Canon 85/1/2 L – 12700р против 72000р; Samyang 85/1.4 стоит 12 000р, но не обладает оригинальным рисунком размытия).
Попытка удешевления наоборот провалилась – пластмассовый «МС Зенитар-М 50/2» несмотря на цену в 1500 р особым спросом не пользуется, так как ни конструкционно, ни оптически не превосходит автофокусный Canon 50/1.8II. «МС Мир 20М» за 8600 р не может конкурировать с автофокусными «китами», рыночные перспективы «МС Зенитар 28/2.8», претендующего на роль широкоугольника или штатника на кроп выглядят туманно: широкоугольник без специальных элементов не может предложить современное качество картинки, а необычный рисунок размытия здесь цениться меньше. Canon 28/1.8 и Sigma 30/1.4 Art пока могут спать спокойно, хотя первому пора бы и обновиться.
Все же советская оптика, опираясь на цейссовские схемы, была не премиум, а добротным массовым продуктом, постоянно отставая в технологиях от передовых фирм примерно на 20 лет: мультипросветление, лантановые стекла, апохроматические элементы, расчет оптических схем с помощью ЭВМ. Уже Samyang, который когда-то попался на подделке фирменной продукции КМЗ (есть фотографии на заводском сайте, в Латинской Америке «неизвестный производитель» и сегодня продает мыльницы «Zenit») анонсировал «нанокристаллическое» просветляющее покрытие, а КМЗ так и остался с МС-технологией 70-х (ау, «Роснано»). Для выхода в массовый сегмент, необходимо преодолеть технологическое отставание, а не выжимать соки из советского наследия. Пока по сайту завода этого не видно. КМЗ пытается заниматься производством «нишевого» продукта для все более узкой аудитории.
На сайте «Lens club» анонсирован выпуск ограниченной серии «исторического» объектива – «линзы Петцваля» в аутентичном латунном корпусе, с набором сменных диафрагм (конструкция 40-х гг.XIX в.), известного своей необычной картинкой, следствие виньетирования и жуткой кривизны поля изображения, что позволяет снимать портреты «как в старом альбоме». Это хороший «имиджевый» проект. Но, даже организовав мастерскую по производству моноклей, КМЗ не сможет потеснить «Ленсбэби». На повестке дня, увы, «индустриализация».
6.«Брать или не брать?»
Брать. Но желательно соблюдение некоторых правил:
1. Следует четко сформулировать мотив – для каких целей Вы хотите приобрести советский объектив? Советская оптика обладает выраженным характером и покупать ее «на всякий случай» наверное, не стоит:
2. Соотношение цены и качества. Хотя времена, когда «Индустары» продавали чуть ли не вразвес давно прошли, экземпляры в отличном состоянии редко продают меньше 100 долларов, прямых конкурентов практически нет. Бюджетная оптика универсальна, но не радует оригинальными оптическими характеристиками, премиальная оптика «с душой» стоит принципиально других денег.
Вместо послесловия: Samyang имени С.А. Зверева или «ненастоящие» Зениты.
Политическое и производственное крушение Советского Союза сделало «вакантными» целый ряд брендов со сложившийся репутацией, особо привлекательной для небогатых «развивающихся» стран. Желание застолбить освободившуюся нишу со стороны молодых «восточных» производителей, продукция которых еще не обладала ни особым качеством ни узнаваемостью на рынке способствовала традиционная политика министерства внешней торговли СССР по унификации заводских марок для иностранного покупателя. Независимо от завода изготовителя и «внутренней» маркировки, большинство зеркальных фотокамер шли на экспорт под наименованием «Zenit», а объективы – «Helios» или «Jupiter». Обозначение заводов не расшифровывались, а фирменные обозначения были понятны лишь спецслужбам и особо посвященным. Больше всего экспортировались объективы производства КМЗ. Первая «китайщина» была замечена еще в 80-е гг. Китайская камера «Seagull DF-2», выпущенная в начале 1980-х, производителем подложно маркировалась и как «ZENIT» (маркировку модели, видимо, подсмотрели у Nikon).
Китайская подделка под «ЗЕНИТ» — Zenit DF-2
В отличие от развалившийся советской промышленности, неизвестные «кустари с мотором» наладили массовое производство как пленочных мыльниц «Zenit»:
Плёночный компактный фотоаппарат Zenit Top-10 неизвестного производства
Плёночный компактный автофокусный фотоаппарат Zenit Top-35 неизвестного производства
Плёночный компактный фотоаппарат TopFun-DLX неизвестного производства, маркированный как Zenit
Цифровой компактный фотоаппарат Zenit Digitop-30 неизвестного производителя, продававшийся в Чили и Аргентине в 2004–2005 годах
Цифровой компактный фотоаппарат Zenit Digitop-500 неизвестного производства, продававшийся в Латинской Америке в 2007 году
Особенно много подобных компакт-камер продавалось в 2000-х годах в странах Латинской Америки, где марка «ZENIT» была известной и популярной. Начинающие производители мануальной оптики использовали фирменную эмблему КМЗ для поддельной маркировки своих изделий:
Поддельный Helios Auto Zoom с эмблемой КМЗ (фото Павла Ермолаева)
Поддельный Helios Automatic (135 мм, 1:2,8) с эмблемой КМЗ
Основным, но не единственным, производителем подобной подложной продукции предположительно была южнокорейская фирма Samyang, которая «в начале большого пути» к мировой известности продавала свою продукцию под самыми разнообразными брендами. Английский дистрибьютер советской оптики «TOE», лишившись поставщика, первое время продавала доверчивым джентельменам изделия «неизвестного производителя» под маркой «Helios», но без фальшивого знака КМЗ:
«Не наш» объектив Helios 2,8/35 «Lens made in Japan»
Любопытно, что наименование «Zenith» на рубеже XX в использовала фирма «Kodak» для двух модификаций яшичных камер, а в честь «солнечного» бога был назван экспонометр «Zeiss» для камер «Contax» 30-х гг. «Гелиос» и «Зенит» до сих пор любимы и узнаваемы, но без технической революции на КМЗ его фирменную эмблему перестанут изображать не только возмужавший «Samyang», но и безвестные «восточные» ремесленники.
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.