Легастения что это у детей
Легастения что это у детей
Легастения (расстройство чтения и письма), так же как и расстройство счета, как ни какие другие «нарушения развития» тесно связаны со школой. Конфликты, возникающие у ребенка в связи с этими расстройствами, оказывают прямое влияние на него во время занятий и вне их и нередко приводят к психогенно обусловленным нарушениям («вторичная невротизация») с полиморфной симптоматикой. По данным нейропсихологических исследований, разнообразные психопатологические симптомы и расстройства поведения обусловлены несоответствием между желаниями и способностями ребенка, между его стремлением хорошо учиться и невозможностью добиться этого.
Завышенные требования, которые ребенок ощущает постоянно, приводят к снижению самооценки, что далеко не всегда удается в достаточной степени скомпенсировать. При отсутствии лечения конфликты в отношениях между школой и родителями, а также со сверстниками усиливаются по механизму «порочного круга».
Конфликтные сферы I—IV на рисунке затрагивают пациентов непосредственно, в меньшей степени влияет на них конфликтная область V, поскольку товарищи по учебе могут встать на их сторону в конфликтах с учителями. У школьников с легастенией и с расстройством счета вторичная симптоматика существенно не различается. Лечебные мероприятия должны включать индивидуальную психотерапию, а также мероприятия, направленные на интеграцию семьи и нормализацию обстановки в школе.
После соответствующей диагностики обязательно проведение функционального тренинга. При этом лечение пациентов с одной только легастенией безусловно отличается от терапии при одном только расстройстве счета; здесь будут описаны общие принципы лечения обоих расстройств с раздельным описанием тренинговых методик.
Термин «легастения» означает нарушение способности к чтению и письму.
Расстройство чтения проявляется в замедленном либо ускоренном чтении с ошибками и запинками. При чтении вслух пропускаются, меняются местами или заменяются буквы и слова. Ребенок не может проанализировать буквенный состав слов и не способен соединить буквы в слова (Weinschenk). Расстройство письма проявляется большим числом ошибок, отчасти — искажением слов. Это может наблюдаться и в тех случаях, когда речь ребенка хорошо артикулирована и он сам диктует слова вслух.
Как первичные сопутствующие симптомы сравнительно часто встречаются экспрессивные и/или рецептивные нарушения развития речи, специфические расстройства счета, а также нарушения моторного развития. Относительно редки у детей с легастенией расстройства визуального восприятия (примерно 10%).
Как вторичные сопутствующие нарушения могут развиться психопатологические симптомы («вторичная невротизация»). При этом чаще всего отмечаются:
• расстройства поведения, касающиеся обучения и достижения успехов (чаще недостаточное, реже чрезмерное стремление к успехам);
• эмоциональные расстройства (страх и депрессивные расстройства настроения, выраженный страх школьных неудач или уклонение от посещения школы);
• гиперактивная симптоматика (двигательное беспокойство и нарушение концентрации внимания);
• психосоматические симптомы (головные боли, боли в животе, тошнота в функциональной связи со школьными неудачами);
• нарушения социального поведения (нарушения дисциплины в школе, нарушения контактов, агрессивность, конфликты из-за домашних заданий, делинквентность). В отдельных случаях очень сильно расстраиваются отношения с матерью (обзоры: Weinschenk, Warnke, Remschmidt, Niebergall).
При консультировании психиатром каждого ребенка школьного возраста по поводу любого из перечисленных выше симптомов следует думать о легастении и расстройстве счета.
По МКБ-10 (Dilling et al.) или многоосевой классификационной схеме психических нарушений детского и подросткового возраста (Remschmidt, Schmidt) расстройства чтения и письма, так же как и счета, относятся к «специфическим нарушениям развития». Специфические расстройства развития школьных навыков являются продолжением нарушения ранних стадий развития. Они «не рассматриваются как результат отсутствия благоприятных условий для обучения или как следствие органического поражения ЦНС». Успехи в обучении у ребенка должны быть однозначно ниже чем у здоровых детей того же возраста.
Школьная успеваемость соответствует уровню, который ожидается менее чем у 3% школьников». Далее отмечается различие между комбинированным расстройством чтения и письма (F 81.0) и изолированным расстройством одного лишь письма (F 81.1). Поясняется: «Может нарушаться понимание прочитанного, способность вспомнить прочитанные слова, читать вслух; дети плохо успевают по предметам, требующим умения читать. При специфических расстройствах чтения часто наблюдаются и стойко сохраняются вплоть до подросткового возраста нарушения письма, в том числе и тогда, когда имеется некоторый прогресс в чтении. При изолированном расстройстве письма основным признаком бывает специфический и значительный дефицит в развитии навыков правописания без предшествующего нарушения чтения.
Такое расстройство не может быть объяснено лишь низким уровнем развития интеллекта или неадекватным обучением. Нарушены обе способности — к устному произношению слов по слогам и к правильному написанию слов».
Формулировки современных действующих в Германии инструкций от этих определений сильно отличаются. Например, в инструкции, действующей на территории Гессенского округа сказано: «Трудности в чтении и/или письме следует понимать как собирательное понятие, означающее выраженные и длительно сохраняющиеся нарушения при обучении чтению, письму и правописанию». Понятие «легастения», так же, как и в МКБ-10, отсутствует; только в скобках упоминается выражение «легастеническое расстройство».
Распространенность легастении у детей школьного возраста составляет от 2 до 8%, причем наиболее тяжелые формы встречаются у 1% населения.
Согласно современным представлениям, причины данного расстройства можно разделить на ряд подгрупп. Не вызывает больших сомнений то, что для детей с легастенией характерна недостаточная способность связывать визуальную информацию с речевым кодированием и, напротив, переводить слуховую вербальную информацию в визуально контролируемую графомоторную деятельность (письмо). При этом речь идет предположительно о врожденной предрасположенности, обусловленной отчасти наследственностью, а отчасти отклонениями в пре- и перинатальном развитии мозга.
Как и при любой биологической предрасположенности, при легастении нужно исходить из того, что манифестация и выраженность расстройства в весьма значительной мере связаны с внешними воздействиями, особенно с характером обучения, с педагогической средой в школе, а также с семейными условиями. Данные исследований и практический опыт работы с этой клинической популяцией показывают абсурдность мнения некоторых авторов, вообще ставящих под вопрос существование указанного синдрома как отдельной нозологической формы.
Диагностика легастении
Клиническая диагностика первичных симптомов легастении включает этапы, представленные в таблице: проверка знания алфавита, спонтанное письмо и диктант, а также чтение многозначных чисел, букв, слов и предложений. При подозрении на данное расстройство необходимо использовать тест на правописание. Такие тесты разработаны для всех школьников всех классов и для взрослых.
Требуется точная диагностика органической патологии (сенсорные нарушения) и неврологическая диагностика (раннее органическое поражение головного мозга), а также полная диагностика интеллектуального развития. При этом для установления диагноза изолированного расстройства чтения и письма должно быть выявлено определенное различие между уровнем развития интеллекта и результатом теста на правописание. Результаты этого теста должны быть трансформированы в процентные категории. Традиционно легастения диагностируется, когда результат оказывается ниже, чем у 85 или 90% общей популяции, в то время как уровень интеллектуального развития лежит в пределах среднестатистической нормы.
Против такой диагностики, осуществляемой с помощью указанных методик, и исключительного значения критерия различий имеется много возражений (Warnke), на которых мы не можем здесь останавливаться.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»
Дислексия у детей: виды, симптомы, диагностика и лечение
Что такое дислексия
Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.
Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.
Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).
Основные виды дислексии
По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.
В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:
Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.
Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.
Легастения что это у детей
Лечение легастении и расстройства счета имеет несколько аспектов:
• консультирование пациентов, родителей и учителей;
• психотерапия эмоциональных и поведенческих нарушений;
• родительский тренинг;
• выяснение финансовых возможностей, например в рамках закона о социальной помощи и помощи детям и подросткам.
Мероприятия, ориентированные на конкретного ребенка, включают:
1) психотерапию, в частности фазу выработки мотивации на целенаправленный тренинг,
2) функциональный тренинг чтения, письма или счета и ассоциативных функций (способность к концентрации, способность к визиомоторной координации, специфическое понимание речи),
3) содействие соответствующей психологической переработке парциальных дефектов обучения и
4) лечение вторичных психических симптомов.
При этом имеет смысл начинать тренинг в условиях индивидуальной терапии и при достижении успеха переносить результаты в школьную ситуацию, причем при резко выраженном расстройстве наряду с амбулаторными терапевтическими мероприятиями может встать вопрос и о стационарном или полустационарном лечении. Наряду с лечением пациента необходимо включать в терапевтический процесс сферу семьи и школы, где первичные и вторичные симптомы проявляются особенно резко.
В начале лечения необходимо объяснить ребенку и его родителям диагноз «легастении» или «расстройство счета». Так как к моменту консультирования уже сформированы предубеждения, обвинительные тенденции, чувство вины и проблемы самооценки у ребенка, после установления диагноза обращаются к психическим травмам, которые пережили ребенок и семья. Желания и целевые установки, касающиеся школьного и профессионального развития, связаны с конфликтами, суть которых должна разъясняться только лицам, привлеченным к участию в лечении.
Анализ повседневных ситуаций, особенно требующих неотложной помощи пациенту и родителям, дает возможность выяснить первые точки приложения терапии. Важно информировать о том, что парциальные расстройства развития школьных навыков — не следствие лени и глупости ребенка и не результат дефектов родительского воспитания или дидактических усилий педагогов. Почти всегда дети воспринимают с облегчением, когда им говорят примерно следующее: «У тебя нарушены чтение и письмо (или счет). Почему это произошло именно у тебя, никто не знает.
Одни дети очень музыкальны, другие немузыкальны, некоторые люди видят лучше, другие видят хуже и носят очки, а тебе труднее, чем другим детям, читать и писать (считать). Ты не виноват в этом. Ты достаточно умен, чтобы достигнуть хороших результатов. Но тебе потребуется для этого больше времени, чем другим ученикам, много терпения, старания, поддержка со стороны родителей, учителей и врачей».
Поддержка семьи ведется в трех направлениях:
1. Терапия семейных конфликтов, возникающих в повседневной жизни из-за проблем с обучением ребенка. В наиболее тяжелых случаях возникают очень напряженные отношения между родителями и ребенком; могут развиться тяжелые реактивные депрессии у ребенка и родителей (матерей). Это содержание терапии является частью терапии интрапсихических и внутрисемейных проблем.
2. Ориентация родителей на помощь в выполнении домашних заданий. Для детей с легастенией или расстройством счета выполнение домашних заданий — тяжелая повседневная обязанность. Домашние задания слишком часто связаны с обоюдным принуждением, упреками, слезами, иногда многочасовыми «спорами». Несмотря на все затраченные усилия, дети могут принести из школы дневник с записью учителя «пожалуйста, больше тренируйся при выполнении домашних заданий».
Эти конфликты возникают почти систематически (Warnke, Wamke, Niebergall, Remschmidt). Все же многие родители после надлежащего консультирования по поводу отношения к этим парциальным расстройствам обучения оказываются в состоянии поддерживать своих детей и брать на себя их эмоциональные проблемы. Чтобы это делалось успешно, необходим ряд предпосылок: способность родителей понимать своеобразные и специфические трудности обучения своего ребенка, терпение, достаточное время для помощи в выполнении домашних заданий, педагогическая целесообразность помощи для снятия напряженности у детей, способность вести продуктивные дискуссии со школой и координировать мероприятия между педагогами и семьей (см. Firnhaber).
3. Поддержка сотрудничества между родительским домом и школой для специфической помощи ребенку с отклонениями. Основанием для помощи в обучении пациенту с легастенией служат рекомендации Министерства образования и культуры. Положения, разработанные на их основе для отдельных Земель, в существенных моментах сходны. Например, при выполнении письменных работ по истории, географии, биологии ошибки в правописании не учитываются (так же, как в иностранном языке); особые трудности при чтении и письме не могут быть единственным основанием для отказа в переводе в следующий класс; по отношению к этим детям в школе должны проводиться целенаправленные мероприятия по оказанию им помощи, когда имеются «особые трудности в обучении чтению, письму и счету» (Рекомендация министерства образования; для детей с расстройством счета еще не сформулировано аналогичных столь же настоятельно необходимых рекомендаций министерства).
При тяжелых формах легастении (а также при нарушении счета) школьные мероприятия и дополнительные занятия в группах, показали себя неэффективными. При тяжелых формах легастении может оказатся целесообразным помещение пациентов в специальный интернат для детей с парциальными расстройствами обучения.
В любом случае необходимы индивидуальные психотерапевтические мероприятия, а также лечение методом тренинга.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Легастения что это у детей
Почему возникает легастения и как она влияет на обучение ребёнка в школе. Ее симптомы, методы диагностирования и способы лечения.
Бесплатные занятия с логопедом
Умение грамотно писать и правильно произносить слова является не только признаком образованности человека, но и своеобразной нормой хорошего тона. Но не все дети и даже взрослые способны освоить эту науку — правописание. Оказывается, что при легастении у человека просто нет возможности писать грамотно. Как жить таким людям в обществе и возможно ли избавиться от этого недуга?
Причины легастении
Родители часто думают, что их ребенок ленится и не хочет учиться писать правильно. Но все не так. Легастения — это психическое расстройство у ребенка с нормальным уровнем интеллектуального развития. Дети-легастеники путают буквы и звуки, они их не могут иногда различить между собой. Особенно те, что похожи по звучанию. При этом у них часто присутствует дислексия и дисграфия.
Причина появления нарушения — проблемы в работе некоторых отделов головного мозга. К нарушению восприятия и обработки информации мозгом приводит его недостаточное кровоснабжение, снижение или увеличение активности отдельных его участков, увеличение плотности мозгового вещества в разных отделах и некоторые другие причины.
Из факторов риска появления недуга психиатры отмечают следующие:
Слишком высокие требования от родителей или учителей в школе могут спровоцировать или усугубить развитие этой патологии. У ребенка часто на фоне неправильного отношения взрослых появляются вторичные психопатологии, стрессы и эмоциональное перенапряжение.
Если ребенок физически не может соответствовать тем требованиям в учебе, которые к нему предъявляются, он перестает стремиться к достижению результатов в обучении и начинает привлекать к себе внимание взрослых иными способами и поступками. Как результат — изменение поведения в сторону неадекватности.
Гиперактивность на фоне систематических эмоциональных расстройств является характерной для легастеников. Постоянные неврозы, страх и депрессивное состояние является следствием неправильного отношения взрослых к детям, у которых развита эта патология.
Перед уроками, особенно перед оценочными занятиями, у легастеников могут проявиться психосоматические расстройства — тошнота, рвота и сильная головная боль.
Симптомы нарушения
Как уже отмечалось, легастения является нарушением в работе головного мозга при восприятии и обработке информации при обучении. При этом у ребенка уровень интеллекта может быть даже выше среднего, но стандартные методы обучения для него не подходят.
Симптомы легастении могут значительно отличаться в зависимости и от возраста ребенка, и от уровня его умственного развития. Наиболее часто встречаются следующие признаки:
В дошкольном возрасте у детей легастеников нарушены социальные навыки и координация движений, замедленное усвоение новых навыков и новой информации, возникают трудности в произношении некоторых сложных слов. У детей школьного возраста отмечается замена слов другими, похожими по звучанию и смыслу, путаница в написании слогов, непонимание смысла арифметических знаков и неправильное их использование.
Легастения является сложным заболеванием, симптоматика которого сильно зависит от индивидуальных особенностей каждого отдельного пациента. Она может быть как отдельным недугом, так и сопутствующим расстройством психики при таких заболеваниях, как ДЦП, ЗРП, умственная отсталость и некоторых других.
Диагностика и лечение
При появлении нескольких отмеченных выше симптомов необходимо посетить педиатра, который после осмотра при необходимости направляет на консультацию к узким специалистам: психиатру, невропатологу, логопеду, сурдологу. Диагностика проводится по результатам прохождения тестов на списывание текста, письма под диктовку и зачитывания вслух специально составленного текста.
Специалисты разработали тест, который можно применить для диагностики недуга у детей с трех лет. Его первая часть посвящена проверке внимательности, вторая уделяется способностям, которые необходимы для чтения, письма и арифметики.
Лечение легастении имеет два направления: устранение причины появления недуга и устранение его последствий. Часто назначают прием лекарственных препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, реже рекомендуют антидепрессанты. В любом случае медикаментозное лечение назначается после осмотра узкими специалистами и результатов обследований (ЭЭГ, ЭхоЭг и другие).
В зависимости от степени тяжести выбираются подходящие логопедические корректирующие программы занятий. Они помогут ребенку правильно воспроизводить текстовую информацию. От родителей требуется понимание сути проблемы и уменьшение требований к ребенку.
Обычная или специализированная школа?
Родители легастеника рано или поздно должны выбрать один из вариантов — обучать ребенка в специализированной школе или в обычной. Если есть желание, то стоит выбирать спецшколу. Там учителя имеют высокий уровень подготовки для обучения детей с этим расстройством, они не будут своими действиями наносить психологические травмы ребенку.
Если школьник вынужден ходить в обычную школу, то необходимо предупредить педагогов о наличии и ребенка легастении. Нарушение в написании и чтении слов у такого ученика не является признаком недостаточного умственного развития. Легастеники с успехом способны освоить школьную программу по всем остальным предметам.
Дислексия у младших школьников: что это простыми словами
Дети, которые болеют дислексией слов, до возраста семи лет не особо отличаются от своих ровесников: развлекаются, мечтают посетить школу и получать только хорошие отметки. Дети могут быть более активными и немного неосторожными. Тем не менее, в первых классах взрослые отмечают трудности в чтении: дети постоянно ошибаются и не могут передать смысл текста. Это может стать одним из главных признаков дислексии у младших школьников. Что представляет собой дислексия и как понять, что ребенок страдает ею — вы сможете узнать об этом в нашей статье.
дислексия
Дислексия представляет собой ограничения возможностей чтения, когда ребенок допускает одни и те же ошибки. Однако это может абсолютно не мешать ребенку развиваться по своему возрасту и осваивать всю программу обучения.
Не все люди могут полностью понимать суть данного заболевания. По мнению дислексика Рональда Дейвиса, отличие между людьми, страдающими дислексией и обычными людьми состоит в том, что у обычных людей мысли отражаются на словах, а у вторых — на визуальных образах. По этой причине дети могут испытывать определенные трудности, когда им попадаются именно словесные описания окружающего мира. Наиболее сложными для таких детей являются слова, которые трудно представить визуально. Как правило, сюда относят различные предлоги.
При чтении таким детям на постоянной основе встречаются трудности: даже одно непонятое им слово может сбить его с мысли и не дать возможность понять суть прочитанного. К сожалению, люди с дислексией часто лишаются возможности правильно писать, что носит название дисграфии.
Каким образом дислексия находит свое отражение?
Нарушение читабельной способности взаимосвязано с трудностями составления словесных единиц из слогов, прочтения полных слов и скорочтения. Дети читают не быстро, стараются заранее угадать возможные слова, перемещают буквы и слоги на разные позиции. Следствием этих действий становится непонимание целого текста. Некоторые дети, даже в случае совершенного чтения, зачастую могут не улавливать смысл и содержание текста, поэтому развитие этой способности имеет свои нюансы.
Причины
К довольно проверенным способам исследования дислексии у детей и взрослых относят способы нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и т.д.). Благодаря данным исследованиям удалось подтвердить, что нарушения возникают в результате нейробиологических причин. У людей с дислексией можно отметить некоторые отклонения от нормы в части мозговой ткани.
Наряду с данными факторами, вызывающими распространение дислексии школьников, специалисты различают и иные:
Особое место занимают также социальные факторы (запущенность с точки зрения педагогики, неблагополучное окружение, нехватка общения, которые находят свое отражение в полноценной утрате речи и параличе).
дислексия у школьников
Предлагаем теперь подробнее остановиться на симптоматике заболевания.
Симптомы
Дислексия симптомы могут выражаться по-разному и напрямую связаны с возрастной категорией заболевшего человека. Для того, чтобы было легче понять, в чем суть симптоматики, она классифицирована на несколько подвидов.
Первые симптомы рассматриваемого заболевания:
Симптоматика дислексии у детей дошкольного возраста:
Симптоматика дислексии у детей школьного возраста:
Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в средней школе:
Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в старшей школе:
Симптоматика дислексии у взрослых:
Для того, чтобы моментально распознать наличие дислексии у вашего ребенка, рекомендуем вам посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». Если вам удалось отметить у своего ребенка признаки развития недуга, тогда нужно моментально записаться на приём к врачу, который располагает необходимым оборудованием для проведения качественного осмотра.
симптомы дислексии
Диагностика
Установить диагноз дислексии у взрослых и детей — это комплексная задача, так как трудности в процессе чтения могут возникать по самым различным причинам: осталось в развитии, педагогическая запущенность, нарушение слуха и зрения (например, близорукость) и так далее. Дислексия характеризуется тем, что ребенок допускает одни и те же ошибки, несмотря на работу с педагогами и родителями, поэтому речь идёт о необходимости коррекции дислексии.
Стоит отметить, что дислексия не относится к психическим болезням и диагностируется некоторым количеством врачей посредством проведения самых разнообразных тестов.
Типы дислексии
Последствия дислексии
Ребенок с таким заболеванием сталкивается с существенными проблемами, которые связаны с комплексностью улавливания смысла текста. На процесс почтения затрачивается больший временной промежуток, следствием чего является низкая успеваемость в учреждениях образования. Из-за того, что дислексики уделяют мало времени чтению, они могут иметь небольшой словарный запас. Кроме этого, для таких людей характерны плохая ориентация в пространстве, невозможность самоорганизации, нарушение равновесия и низкая самооценка.
последствия дислексии
Какие меры предпринимать в случае наличия у ребенка заболевания?
Исправлением дислексии у младших школьников занимается логопед. В соответствии с типом нарушения используются определенные методы терапии дислексии.
Однако, в конце стоит отметить, что несмотря на все негативные последствия, упомянутые последствия не мешают людям находить свое призвание в других сферах жизнедеятельности. Как правило, такие пациенты впоследствии становятся творческими личностями. Многим родителям кажется, что данный недуг может свести на «нет» дальнейшее развитие ребенка, но в качестве примера хотим привести вам знаменитых людей, которые страдают дисграфией и дислексией: Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Монро, Том Круз, Кира Найтли и другие.
Самое важное — это принять заболевание и предоставить ребенку качественную помощь для дальнейшего становления его специалистом в определенной области.