Легенда о ларре и данко о чем

Старуха Изергиль

Микропересказ : Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть фото Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть картинку Легенда о ларре и данко о чем. Картинка про Легенда о ларре и данко о чем. Фото Легенда о ларре и данко о чем

Названия глав — условные.

Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.

Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит.

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.

С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».

Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть.

Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.

Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.

Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть фото Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть картинку Легенда о ларре и данко о чем. Картинка про Легенда о ларре и данко о чем. Фото Легенда о ларре и данко о чем

Название произведенияСтаруха Изергиль
АвторМаксим Горький
ЖанрРассказ
Год написания1894

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1

Действие происходит под Аккерманом, в Бессарабии, на берегу моря.

Старуха Изергиль указывает на одну из теней от облаков, которая по-особенному движется в свете луны. Смотри, вон идет Ларра. Он живет тысячу лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость! Рассказчик просит старуху поведать ему легенду о Ларре. И она рассказывает сказку.

В одной щедрой стране жило могучее племя людей, они занимались охотой, земледелием, скотоводством. И вот однажды из их племени орел унес черноволосую девушку. Никто с тех пор ее не видел. Но через 20 лет она сама вернулась на свою Родину с юношей, очень похожим на нее. Она рассказала, что это их совместный с орлом сын. Орла уже нет в живых, он, чувствуя, что силы покидают его,

«поднялся в последний раз в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них»

Все с интересом и удивлением смотрели на юношу, но вскоре поняли, что он ничем от них не отличается

«только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»

Когда же с ним начали разговаривать старейшины племени, то он не выказал им должного уважения, объяснив это тем, что ему все равно, кто перед ним стоит и он будет вести себя так, как сочтет нужным. Старейшины разозлись и сказали, что ему нет места среди людей их племени. Тогда юноша подошел к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял ее, но она оттолкнула его, в ответ на это юноша ударил красавицу и, когда она упала, наступил ей на грудь, так что брызнула кровь. И девушка умерла. Всех людей оковал страх, «впервые при них так убивали женщину». Юношу же схватили и долго придумывали ему меру наказания. Но для начала люди решили узнать, зачем он это сделал. Юноша отвечал, что ему нужна она была. На слова, что она не принадлежит ему, гордый молодой человек отвечал:

«Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги…а владеет он животными, женщинами, землей…и многим еще»

Ответ жителей племени был таков:

«…за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»

А юноша же хотел сохранить себя целым.

И тогда люди поняли, что

«наказание ему — в нем самом. пусть он будет свободен»

Закончив рассказ, Изергиль, казалось, задремала, а ее слушатель стал различать едва доносившиеся с берега моря звуки прекрасной песни. Даже шума волн постепенно не стало слышно из-за голосов.

Глава 2

Жила она с матерью под Фальчи, на берегу Бырлада, было ей 15 лет, когда к их хутору приплыл на лодке рыбак и попросил еды. Красавица Изергиль покорила сердце рыбака, она сбегает с ним, но вскоре он ей наскучил. И Изергиль знакомится со жгучим гуцулом, страстная была у них любовь, но и рыбака и гуцула скоро повесили.

Через некоторое время Изергиль попала в гарем к одному старому турку, но и там ей наскучило, и она сбегает с его молодым сыном в Болгарию, где попадает в монастырь, в котором знакомится с одним польским монахом. Молодой турок к этому времени умирает. С монахом же они отправляются в Польшу. Однажды этот поляк обидел словом Изергиль, и она скинула его в реку.

Глава 3

Жили в старину веселые и смелые люди, но однажды пришло воинственное племя и прогнало людей с их земли, в лес. А в том лесу было смрадное болото, от его испарений погибали люди. Два пути у них было: назад – сдаться в плен, а эти люди дорожили своей свободой; вперед – но там дремучие заросли леса, неизвестно, что там скрывается. И вот люди отчаялись и уже собирались идти к врагу в повиновение, но тут явился Данко и спас всех один.

Данко предложил пройти сквозь лес, ведь все же на свете имеет конец, и лес этот где-то кончается. Повел Данко свое племя. Путь этот стоил много пота и крови этим людям. И вот возроптали они на своего предводителя и решили его убить: Ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его»

Все, зачарованные, пошли вновь за Данко, и вдруг лес закончился, вышли люди в степь, к реке, на свободу, где ярко сияло солнце. Кинул свой взор Данко на простор и «засмеялся гордо». А потом упал и умер.

«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Вот откуда голубые искры в степи во время грозы.

Источник

Сравнительная характеристика Ларры и Данко — героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Сравнительная характеристика Ларры и Данко показывает романтический идеал, выражающий любовь к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим (Ларра).

Внешность

Ларра и Данко — красивые и сильные молодые люди. Глаза Ларры «были холодны и горды, как у царя птиц». В очах Данко «светилось много силы и живого огня».

Происхождение

Ларра — сын гордого и смелого орла и красивой черноволосой женщины из могучего племени. Когда-то орёл унёс из этого племени девушку. В горах у них родился сын. Когда орёл стал слабеть от старости, то поднялся в небо, сложил крылья, упал на острые уступы гор и разбился насмерть. Его жена привела сына в своё племя через 20 лет после того, как её утащил орёл.

Данко был родом из племени смелых и сильных людей, которые жили в прекрасном месте: их таборы с трёх сторон окружали леса, а с четвёртой — расстилалась степь.

Характер

Герои обеих легенд, рассказанных старухой Изергиль, гордые юноши, но в характере Ларры гордость сочетается с себялюбием, презрением к людям. Гордость Данко помогает ему преодолевать трудности и помогать соплеменникам.

И у Ларры, и у Данко есть черта характера, которая проявляется максимально. Ларра воплощает исключительный индивидуализм, а Данко — максимальную степень самопожертвования во имя любви к людям.

Крайний индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал воли и силы. Данко склонен к самопожертвованию просто потому, что такова его натура.

Жизненная позиция

Ларра видит смысл своей жизни в том, чтобы делать то, что хочет, и брать то, что желает. Юноша никого не признаёт выше себя, уверен, «что таких, как он, нет больше». Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего».

Смысл жизни для Данко состоит в том, чтобы спасти своих соплеменников, вытеснив из их сознания тьму трусости, страха.

Совершённые поступки

Ларра вёл себя по отношению к людям эгоистично. Когда они спрашивали его о чём-нибудь, он «отвечал, если хотел, или молчал». Со старейшинами племени он разговаривал без почтения и заявил, что не чтит их, как другие. Старейшины сказали: «Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет». Ларра рассмеялся и пошёл, куда хотел — к красивой дочери одного из старейшин. Он обнял её, а девушка оттолкнула его и пошла прочь. Тогда Ларра ударил её и наступил на грудь упавшей девушки. Кровь брызнула из её уст, и девушка умерла, а Ларра стоял с гордым видом, не опустив головы. Старейшины, поговорив с ним, поняли, что он не считается ни с кем, уверен в своей исключительности и праве делать только то, что хочет, брать то, что ему нужно, не давая ничего взамен и никому не помогая. Люди, по совету самого мудрого из них, изгнали сына орла. Тогда-то и дали ему имя Ларра, которое означало: отверженный, изгнанный.

И стал Ларра ходить повсюду, ожидая смерти, но ему в наказание была дана высшими силами вечность. Ларра весь высох, стал как тень, перестал понимать слова и поступки людей. Он ходит повсюду, но нет ему места среди людей. Так был наказан этот человек за непомерную гордость.

Если поступки Ларры были продиктованы его крайним эгоизмом, то поступки Данко были направлены на пользу людям. Когда его племя было изгнано из родных мест более сильным племенем и стало погибать в непроходимом лесу, юноша призвал их идти вперёд, пройти этот гиблый болотистый лес и выйти на простор. Когда в пути его соплеменники обессилели, чтобы воодушевить их и осветить путь в тёмном лесу, Данко разорвал себе грудь, вырвал из неё своё пылающее сердце, высоко его поднял и пошёл вперёд, освещая людям дорогу. Когда племя добралось до конца леса, Данко увидел свободную землю, широкую степь, реку, радостно и гордо засмеялся, упал на землю и умер.

Отношение соплеменников к героям

Когда Данко, разорвав себе грудь, вырвал пылающее сердце и стал освещать им путь, люди бросились за своим юным предводителем и быстро дошли до просторного места, освещённого солнцем.

Радостные люди не заметили, как Данко упал и умер, и не видели его всё ещё пылающего сердца, лежащего рядом с умершим юношей. Заметил сердце только один человек. Он был очень осторожен, боязлив и, на всякий случай, решил уничтожить гордое сердце. Наступил этот человек на сердце ногой, оно рассыпалось в искры и угасло. С тех пор и видят люди в степи голубые искры, которые появляются перед грозой.

Смысл образов Ларры и Данко

В образе Ларры автор осуждает абсолютный эгоизм, доведённый до крайности индивидуализм и презрение к людям.

В образе Данко воплощён духовный порыв помочь людям стать свободными, вырваться из тьмы. Образ этого романтического героя вдохновляет людей спасать других от никчемности, слабости, покорности тёмным силам. В память о Данко мать-природа украшает мир голубыми искрами, появляющимися в степи перед грозой. Величавый образ «огненного сердца» призывает людей не отчаиваться в трудных ситуациях, помогать другим жить полной жизнью, а не прозябать.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко (таблица)

Вывод

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» включённые в него две легенды о Ларре и Данко представляют читателям романтический идеал и антиидеал. В образе Данко доведена до максимальной степени любовь к людям и готовность самопожертвования во имя этой любви, а в образе Ларры — крайний индивидуализм.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко даёт понимание разнообразия человеческих характеров и жизненных ценностей.

Действия легенд, рассказанных старухой Изергиль, происходит в древности, но и сейчас людям напоминают о подвиге Данко голубые искры, оставшиеся от его сердца, которые появляются перед грозой, а об эгоизме Ларры, ставшим за тысячелетия тенью, напоминает тёмная тень от клочка облака.

Источник

Краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам, краткий пересказ легенд о Ларре и Данко

Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть фото Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть картинку Легенда о ларре и данко о чем. Картинка про Легенда о ларре и данко о чем. Фото Легенда о ларре и данко о чем
Данко.
Художник Б. Дехтерев

Рассказ «Старуха Изергиль» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.

Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» по главам: краткий пересказ легенд о Ларре и Данко

Глава I

Действие рассказа происходит в конце XIX века под г. Аккерман (сейчас г. Белгород-Днестровский, Украина) на побережье Черного моря. Здесь автор знакомится с местной жительницей, старухой Изергиль, которая знает множество легенд. Однажды она рассказывает автору легенду о Ларре.

Вот уже тысячи лет Ларра не живет среди людей и не умирает. Тень Ларры ходит по свету в ожидании смерти.

Глава II (История жизни Изергиль)

В тот же вечер старуха Изергиль рассказывает автору историю своей жизни.

Глава III (Легенда о Данко)

Когда-то в старину племя людей оказалось в глубине дремучего леса. Один из них, молодой красавец Данко, призвал всех набраться смелости и пройти через страшный лес. Люди поверили храброму Данко и пошли за ним.

Таково краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» по главам: краткий пересказ легенд о Ларре и Данко и т.д.

Источник

Данко и Ларра

сочинение по литературе 11 класса

В легендах, рассказанных старухой Изергиль, противопоставляются два героя. Они оба принадлежат к сильным и красивым представителям человеческого рода, но один из них живёт только в своё удовольствие, а другой – жертвует собственной жизнью ради счастья других людей.

Данко и Ларра

Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть фото Легенда о ларре и данко о чем. Смотреть картинку Легенда о ларре и данко о чем. Картинка про Легенда о ларре и данко о чем. Фото Легенда о ларре и данко о чем

Данко и Ларра. Иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль».

Данко и Ларра – особенные люди, обладающие небывалой душевной силой, широтой взглядов, несгибаемой волей и уверенностью в себе. Но одно их разделят кардинальным образом: Ларра использует свою уникальность только на благо себе, а Данко пользуется этим ради счастья других людей.

Ларра, ослеплённый своей гордыней, презирает и ненавидит весь мир, считает свои желания неподвластными закону, он думает, что вправе самостоятельно решать, имеет ли он право лишить другого человека жизни.

Именно благодаря использованному в рассказе автором приёму противопоставления, образ Данко на фоне жестокого Ларры вызывает только один восторг. Несмотря на обвинения и нападки своего племени, он продолжает вести их сквозь непроглядные заросли леса навстречу солнцу и свободе. Ради спасения других людей Данко жертвует собственной жизнью, он умирает для того, чтобы остальные смогли жить. Образ пылающего сердца, вырванного из груди Данко, наилучшим образом характеризует его любовь к своему народу.

М. Горький надеялся, что в скором времени появится такой же самоотверженный человек, который выведет всю Россию из поглотившей её тьмы.

Общее и противоположное

Схожесть между Ларрой и Данко состоит в том, что они оба молодые, красивые, смелые и решительные юноши. Каждый из них, так или иначе, противопоставляет себя всему обществу, и решает стать лидером. Вот только Ларра делает всё это для себя одного, и его высокомерие не знает границ. Он почему-то стал считать, что все окружающие ему чем-то обязаны. Он думал, что люди, покоренные его величием, должны угождать сыну орла, и исполнять его малейшие прихоти. Именно эта глупая уверенность привела к гибели молодой девушки, посмевшей отказать ему. После совершенного преступления Ларре был вынесен безжалостный приговор – ему подарили долгожданную свободу, но в комплекте с ней шло беспросветное одиночество. Лишь через долгие годы сын орла осознал бессмысленность своего существования. Тогда он отправился к людям искать своей смерти, но избежать наказания ему не позволили, поэтому по сей день в небе скитается одинокая тень Ларры, напоминая о его гордыни.

Смелый и отважный Данко является полной противоположностью герою первой легенды. Вся его жизнь посвящена служению на благо народа. Не испугавшись трудного пути, Данко повёл всё своё племя навстречу свободе. Он продолжал любить их и жалеть даже тогда, когда люди готовы были растерзать своего вожака, обвиняя его во всех своих бедах. Именно поэтому Данко с готовностью вырывал сердце из собственной груди, чтобы помочь своему племени. Пылающее ярче солнца сердце разогнало тьму и указало верный путь сквозь непроглядные лесные заросли.

И вот, спустя некоторое время, когда всё тёмное и безрадостное осталось позади, Данко умер, но он был счастлив, пожертвовав собственной жизнью ради светлого будущего других людей.

Таким образом, выходит, что Ларра – это олицетворение самовлюблённого и эгоистичного человека, который живёт только себе во благо, не считаясь ни с чьими интересами. В то время как Данко – это настоящий герой своего времени, готовый на всё, лишь бы спасти свой народ от неминуемой гибели.

Исследователи считают, что легенды о Данко и Ларре не случайно упоминаются в одном произведении. Эти герои дополняют друг друга, как чёрное и белое. Они не могут существовать друг без друга, как без зла не бывает добра, и наоборот. На фоне Ларры, считающего всех, кроме себя самого, недостойными, Данко выглядит истинным примером милосердия и самоотверженности. Причём все его качества при помощи созданного контраста только усиливаются. А история с Ларрой – весьма поучительна, в ней говорится о том, что нет худшего наказания для любого человека, чем одиночество.

Смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы понять, что наличие каких-либо особенностей у человека не гарантируют того, что он хороший. Без достойных целей, любви и нравственности эти качества не приведут ни к чему хорошему. Поэтому каждому человеку с раннего детства должны прививаться правильные приоритеты в жизни, которые научат людей быть добрыми, отзывчивыми и благородными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *