Легенда солнечная пиала о чем
Солнечная пиала
В далекие времена это было… Раскалило Солнце землю, дождевые тучи к себе забрало. Выгорела степь, пересохли реки и озера. Собрались старики-аксакалы на совет. – Без воды гибнет степь, без степи гибнут отары овец и табуны коней. А Солнце высоко, на облачке сидит, наших слов не слышит, нашего горя не видит.
Вышел вперед егет-молодец:
– Простите за смелость, почтенные, но позвольте и мне, молодому, слово сказать. Много раз я в степи арканом ловил необъезженных кобылиц. Пусть сплетут мне из хвостов жеребят длинный аркан, поймаю я ту тучку, на которой Солнце сидит, все наши обиды выскажу.
Заарканил молодой егет тучку, что есть сил к себе тянет. Низко уже спустилась тучка, и видно: словно на пуховой перине спит-храпит на облачке Солнце. Видно, хороший сон видит – улыбается. Большой золотой самовар рядом стоит, остыл совсем. На подносе расписном золотая чашка-пиала стоит, полным-полнехонька. Кричал, кричал егет – не слышит Солнце, похрапывает во сне. Дернул егет аркан – закачалось облачко, упала с подноса золотая чаша. Дернул егет еще раз – упал на бок самовар, полилась вода на землю. Зазеленела степь. Ковыль седые волосы распустил, трава типчак в рост пошла. Даже перекати-поле ожило. Тонконогие жеребята наперегонки с ветерком пустились. Тощие овцы на еду накинулись – жир нагуливают. Весело стало в степи! В третий раз дернул арканом молодой егет – утянул тучку со спящим Солнцем за вершину большой Зуртау-горы, привязал веревкой крепко-накрепко. С тех пор, говорят, Солнце всегда за вершину Зуртау-горы на ночь прячется, на пуховом облачке до утра отдыхает. С тех пор, говорят, солнечную чашу-пиалу, что на землю упала, озером Касарги называют, круглое-де, как чаша.
Прочитайте онлайн Легенды Южного Урала | СОЛНЕЧНАЯ ПИАЛА
В далекие времена это было… Раскалило Солнце землю, дождевые тучи к себе забрало. Выгорела степь, пересохли реки и озера. Собрались старики-аксакалы на совет. — Без воды гибнет степь, без степи гибнут отары овец и табуны коней. А Солнце высоко, на облачке сидит, наших слов не слышит, нашего горя не видит.
Вышел вперед егет-молодец:
— Простите за смелость, почтенные, но позвольте и мне, молодому, слово сказать. Много раз я в степи арканом ловил необъезженных кобылиц. Пусть сплетут мне из хвостов жеребят длинный аркан, поймаю я ту тучку, на которой Солнце сидит, все наши обиды выскажу.
Заарканил молодой егет тучку, что есть сил к себе тянет. Низко уже спустилась тучка, и видно: словно на пуховой перине спит-храпит на облачке Солнце. Видно, хороший сон видит — улыбается. Большой золотой самовар рядом стоит, остыл совсем. На подносе расписном золотая чашка-пиала стоит, полным-полнехонька. Кричал, кричал егет — не слышит Солнце, похрапывает во сне. Дернул егет аркан — закачалось облачко, упала с подноса золотая чаша. Дернул егет еще раз — упал на бок самовар, полилась вода на землю. Зазеленела степь. Ковыль седые волосы распустил, трава типчак в рост пошла. Даже перекати-поле ожило. Тонконогие жеребята наперегонки с ветерком пустились. Тощие овцы на еду накинулись — жир нагуливают. Весело стало в степи! В третий раз дернул арканом молодой егет — утянул тучку со спящим Солнцем за вершину большой Зуртау-горы, привязал веревкой крепко-накрепко. С тех пор, говорят, Солнце всегда за вершину Зуртау-горы на ночь прячется, на пуховом облачке до утра отдыхает. С тех пор, говорят, солнечную чашу-пиалу, что на землю упала, озером Касарги называют, круглое-де, как чаша.
Внимание! Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.
Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.
Все права на исходные материалы принадлежат соответствующим организациям и частным лицам.
Легенда солнечная пиала о чем
«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь — на целый занорыш наткнешься, — и такой, что цены ему не будет».
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие. Прочитайте в этой книге, скажем, сказы «Герцогиня Акуля», «Алмазная спичка», и вы поймете, о чем речь.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: такие, как Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости. — Ред.), потеряет шашка силу, а если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь по-видимости выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, упокаивала тела, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.
Народ прежде знал, что у каждой горы, у каждого озерца, как у человека, — свой характер. Что каждое место на Уральской земле связано с другими, что все пространство вокруг — живое, оно дышит, меняется, оно только кажется неизменным. Не помолишься, не попросишь у ветра помощи, не принесешь жертву — и не будет тебе удачи. Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи — и еще неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если отпустит, то будет ли милостив завтра. Поэтому немудрено, что и названия мест (топонимы, как сегодня говорят ученые) не просто так возникали, не из головы изобретали их наши предки — у природы подслушивали, в сердце вынашивали. Гору назвать — не улицу, в сердце выносить надо имя, родить его, как мать ребенка рождает. Как самые древние названия возникали — не ведаем, а отголоском тому — топонимические предания не столь уж далекого времени, последних лет эдак трехсот-пятисот. Немало их в нашей книге представлено, и во всех видна жажда народных сказителей прикоснуться к седой старине, когда человек был с природой одно, нераздельное целое.
Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.
Якобы жил на Урале народ с темной кожей, статный, красивый и мудрый, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Но вот стала расти в горах белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда посланцев белого царя, который установит свой порядок. И что же? Чудь выкопала ямы, перенесла туда все свои сокровища, поставила стойки, навалила сверху камни, зашла в укрытия, вырвала стойки и камнями засыпалась. По некоторым легендам — так чудь похоронила себя заживо. Но, естественно, это уже поздние легенды, поздние интерпретации, возникшие от непонимания и, быть может, под впечатлением от массовых самоубийств, которые осуществляли в XVII веке и позже старообрядцы-раскольники. На самом деле на этом предание не заканчивается: «…не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами», — читаем мы окончание этой легенды в книге Н. К. Рериха «Сердце Азии». Впрочем, легенду эту Рерих слышал на Алтае, но она ничем не отличается от уральских инвариантов.
«Можно заметить, — пишет исследователь вопроса В. В. Соболев, — что легенды, связанные с чудскими местами — курганами и городищами, подземными пещерами и ходами, — возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом, через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области». И продолжает: «Взаимодействие «посланцев» чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А. Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. «Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы». И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов…»
Легенда солнечная пиала о чем
«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь — на целый занорыш наткнешься, — и такой, что цены ему не будет».
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие. Прочитайте в этой книге, скажем, сказы «Герцогиня Акуля», «Алмазная спичка», и вы поймете, о чем речь.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: такие, как Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости. — Ред.), потеряет шашка силу, а если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь по-видимости выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
Войдите в ОК
Тайна озера Зюраткуль.
Старинное башкирское предание
Однажды охотники отправились подальше в горы. Ушел и Акбулат. Амина затосковала о нем и ночью пошла к озеру. Озерная гладь была неподвижна, как зеркало, светила луна и девушка впервые в жизни увидела свое отражение. И вот тут-то у Амины сильно съехала крыша от созерцания своей красоты. Она стала приходить к озеру каждую ночь полюбоваться на себя и все реже и реже вспоминала Акбулата.
Она стала ждать Таганая, чтобы взобраться на его плечи и осветить ночь своей красотой. «Пожалуй, я прекраснее Луны, и только я достойна быть женой Повелителя Гор!»
Но тут ее сердце самопроизвольно затрепетало, выскочило и растворилось в озере. А Амина превратилась в каменного истукана. Так и стоит с тех пор. И смотрит на Таганай. Гордыня ведь никого до добра не доводит.
Вернулись домой охотники. С горя молодой Акбулат поднялся на гору, поседел от горя и умер с тоски. Охотники похоронили Акбулата и насыпали на могиле большой курган. С тех пор эту гору называют Уван, т.е. «гора с курганом». А озеро стало называться Юрак-куль т.е. озеро потерянного сердца или просто сердце-озеро, на дне которого покоится сердце красавицы Амины. Позднее название переиначилось в Зюраккцль, а затем и в Зюраткуль. Такая вот тайна озера Зюраткуль.
— Без воды все погибнет и кони и овцы. Горе пришло на нашу землю.
Вышел молодой пастух и попросил слова.
— Надо сплести аркан из хвостов жеребят. Тогда я поймаю то облако, на котором сидит Солнце и расскажу ему о наших бедах.
P.S. Справедливости ради надо сказать что в Челябинской области озер немеряно в том числе и круглых, но вот Касарги отнюдь к таковым не относится. Ну, что же ведь это легенда, у башкир тогда не было спутника.
Тайна озера Инышко.
Шла пугачевская война. В войско к Пугачеву сбегался бедный люд: рабочие, крестьяне, казаки, русские и башкиры. Пугачев брал одну крепость за другой. Хозяева заводов заволновались, боясь разорения. И решили они откупиться. Собрали две бочки золота и послали навстречу со своим человеком.
А Пугачев стоял тогда лагерем возле озера Инышко, которое было как и все озера. Повелел он катить на берег озера те две бочки. И сказал Пугачев:
— Не золото это, братцы, а слезы народные. Валите бочки в озеро.
Есть еще одна легенда, связанная с попытками достать пугачевское золото. В начале XIX века один предприимчивый башкирский бай решил пробить тоннель и спустить воду из Инышко в Тургояк, чтобы бочки оголились. Начали копать, но не закончили, что-то помешало. Скорее всего наткнулись на скальные породы и поняли, что затея неосуществима. Местные говорят, что сейчас еще можно найти остатки этого неудавшегося тоннеля. Но вообще-то на самом деле не найти, ведь уже 200 лет прошло и все там заросло.
С тех пор озеро и потеряло свое чудесное качество. Но говорят, что если подойдет к Зюраткулю новый странник, то все, что у него на сердце становится известно. А каменные медведи озера Зюраткуль так и стоят, отражаясь в водной глади.
Легенда об озере Тургояк
Тур, побывав в Европе, уже знал, что в его родном озере Байкал вода самая чистая в мире. И поспешил домой. Зачерпнул воды из Байкала и скорее назад, не останавливаясь ни на минуту. Вода Байкала должна была вернуть Гояк здоровье и счастье.
В стародавние времена в одном рыбном озере жил страшный и сильный Хозяин воды, который не любил, когда люди ловили у него в закромах рыбу. Часто выплывал наверх, хватал всех, кто был на берегу, и уносил к себе в глубокий омут. Люди боялись его, пытались задобрить, бросая в воду дорогие подарки. Но водный дух был неумолим. И тогда пригласили могучего богатыря Иту, чтобы защитил он их от нападок Хозяина воды. Богатырь приехал на озеро и стал спускать большую сеть. Услышав шум, водный дух рассердился и решил наказать смелого богатыря — и рыбы не дать, и в омут затащить. Да не тут то было! Смелым и сильным оказался богатырь, не дался в руки Хозяину воды. Сцепились они в схватке, подставил ногу Ита, упал водный дух, но не счел себя проигравшим. Договорились они трижды провести богатырскую схватку, но Ита решил схитрить и заслал «своего младшего брата» — медведя. Встал зверь на задние лапы и стал бороться с духом. Долго они друг у друга силу пытали, и в том месте, где топтались — болото сделалось. Но и эту схватку проиграл Хозяин воды. Ита предложил ему попытать силу со «старшим братом» — тигром. Сам сходил к тигру, рыбу принес и обо всем рассказал. Согласился зверь, только просил, чтобы смог он за эту службу в озере рыбу вволю ловить. И вот снова водный дух выплыл на битву, а тут на него тигр как прыгнет! Кинулся в озеро, спрятаться захотел. Да куда там! Прекрасно плавает и ныряет тигр, и в воде не выпустил Хозяина воды. Света белого невзвидел водный дух, выбежал на берег и признался в своем поражении. С тех пор люди смогли в озере безнаказанно рыбу ловить, а водный дух спрятался в самом глубоком омуте. Заполз под тяжелый камень и решил подольше на свет не вылезать, теперь боится худое делать. А люди в честь богатыря прозвали озеро его именем — Ита-куль — озеро Ита. Вот только дружбы с тигром у витязя не получилось. Не смог зверь, как было договорено, безнаказанно рыбой лакомиться. Обиделся и ушел.
Чебаркуль
Жил да был на Южном Урале русский богатырь Семигор и был он хозяин гор Ильменских. Было у Семигора хрустальное зеркало, да не простое. Если посмотреть в то зеркало, то все, что делается на земле, на воде, в воздухе, видно в нем. И жила одна злая и завистливая старушка. Юрмой звали. Так уж ей хотелось то зеркало заиметь. Оно и понятно, в глухомани таежной скукотища, одни лешие водятся. Ну и решила Юрма то зеркало украсть у Семигора. А зеркало было, надо сказать, тяжелое (диагональ 150 дюймов или больше). Не удержала Юрма его, да и грохнула со скалы. Разбилось зеркало на мелкие осколки, и каждый осколок в озеро превратился. А Юрма разозлилась и давай горстями комья земли бросать. То тут то там островки на озерах появились. А кончилось дело то так. Превратил Семигор Старуху Юрму в гору каменную.
. Давно-давно поднялся поднялся на одну высокую гору человек, увидел внизу озеро с бесчисленными островками.