Лексическое средство все обман все мечта все не то чем кажется

Лексическое средство все обман все мечта все не то чем кажется

Входная контрольная работа по литературе в 10 классе

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания А1-А4;В1-В3;С1

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) роман; 2) повесть; 3) рассказ; 4) поэма.

А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование; 2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

1) обычаи и нравы петербургского общества;

2) описание Невского проспекта;

3) развернутая характеристика героев через описание;

4)выражение авторского отношения к Петербургу.

1) показать город вечного праздника, торжества и белых ночей;

2) показать воплощение лжи, фальши и несправедливостей;

3) показать величие столицы нашей родины, существующей в полной гармонии с окружающим миром;

4) показать разные слои общества.

В1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

В2. Выпишите строчку, в которой дана авторская оценка Невского проспекта.

В3. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

С1. Дайте развёрнутый ответ в объёме 8-10 предложений на вопрос:

Какую роль играет Невский проспект в жизни города, и как к нему относится автор? Докажите свою точку зрения.

Входная контрольная работа по литературе в 10 классе

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! – О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург…

Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской, или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая на нем резкую царапину, – всё вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) роман; 2) повесть; 3) рассказ; 4) поэма.

А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование; 2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

1) интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения ;

2) жизнь большого города, полного контрастов и неурядиц;

3) духовные искания человека;

4) столкновение мечты и действительности.

1) показать город вечного праздника, торжества и белых ночей;

2) показать воплощение лжи, фальши и несправедливостей;

3) показать величие столицы нашей родины, существующей в полной гармонии с окружающим миром;

4) показать разные слои общества.

В1. Выпишите строчку, в которой показан основной вид занятий на Невском проспекте.

В2. Какой троп использован в предложении Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга ?

В3. Какое средство художественной выразительности использует автор, описывая Невский проспект» легкий как дым », « как подсолнечник к солнцу » )?

С1. Дайте развёрнутый ответ в объёме 8-10 предложений на вопрос:

Согласны ли вы с утверждением, что Петербург является главным героем произведения

Н. В. Гоголя? Докажите свою точку зрения.

Источник

Все обман все мечта все не то что кажется лексическое средство

Все обман все мечта все не то что кажется лексическое средство

Входная контрольная работа по литературе в 10 классе

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания А1-А4;В1-В3;С1

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) роман; 2) повесть; 3) рассказ; 4) поэма.

А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование; 2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

1) обычаи и нравы петербургского общества;

2) описание Невского проспекта;

3) развернутая характеристика героев через описание;

4)выражение авторского отношения к Петербургу.

1) показать город вечного праздника, торжества и белых ночей;

2) показать воплощение лжи, фальши и несправедливостей;

3) показать величие столицы нашей родины, существующей в полной гармонии с окружающим миром;

4) показать разные слои общества.

В1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

В2. Выпишите строчку, в которой дана авторская оценка Невского проспекта.

В3. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

С1. Дайте развёрнутый ответ в объёме 8-10 предложений на вопрос:

Какую роль играет Невский проспект в жизни города, и как к нему относится автор? Докажите свою точку зрения.

Входная контрольная работа по литературе в 10 классе

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания А1 — А4; В1 — В3; С1

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! – О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург…

Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской, или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая на нем резкую царапину, – всё вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) роман; 2) повесть; 3) рассказ; 4) поэма.

А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование; 2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

1) интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения ;

2) жизнь большого города, полного контрастов и неурядиц;

3) духовные искания человека;

4) столкновение мечты и действительности.

1) показать город вечного праздника, торжества и белых ночей;

2) показать воплощение лжи, фальши и несправедливостей;

3) показать величие столицы нашей родины, существующей в полной гармонии с окружающим миром;

4) показать разные слои общества.

В1. Выпишите строчку, в которой показан основной вид занятий на Невском проспекте.

В2. Какой троп использован в предложении Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга ?

В3. Какое средство художественной выразительности использует автор, описывая Невский проспект» легкий как дым », « как подсолнечник к солнцу » )?

С1. Дайте развёрнутый ответ в объёме 8-10 предложений на вопрос:

Согласны ли вы с утверждением, что Петербург является главным героем произведения

Н. В. Гоголя? Докажите свою точку зрения.

Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

На предыдущих уроках мы говорили о Петербурге Гоголя, анализируя содержание, идею и композицию повести «Невский проспект».

Сегодня нам предстоит, надеюсь, интересная работа с языковыми средствами изображения “города-обмана” в повести.

Вспомним, к каким выводам мы пришли, анализируя композицию «Невского проспекта».

Произведение состоит из трех частей: первая часть — реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая — пространство вымышленной действительности, в котором разворачиваются истории двух молодых людей, выхваченных автором из толпы, гуляющей по проспекту; третья часть — метафизическое пространство высшего порядка, мифологический уровень восприятия Невского проспекта, а значит, и Петербурга.

Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная.

Мы уже не раз сталкивались с рамочной композицией в художественных произведениях.

— Что в них было более важным: то, что внутри рамки, или сама рамка?

— Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что в повести «Невский проспект» всё именно так?

— А как тогда можно интерпретировать внутреннюю часть произведения? (Иллюстрация, пример того, что может произойти на Невском проспекте.)

Ну а поскольку рамка в этом произведении играет очень важную роль, сегодняшний урок и будет посвящён анализу описания Невского проспекта, которое содержится в первой и третьей частях повести.

— Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести?

1-я часть: “Да”2-я часть: “Нет”
Нет ничего лучше Невского проспекта!

Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!

Да и кому же он не приятен?

Всемогущий Невский проспект!

О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Ничуть не бывало… Совсем нет… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.
Утверждение через отрицаниеОбилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением.

— В чём еще особенность изображения Невского проспекта в третьей части? (Олицетворение.)

В третьей части автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане.

Итак, Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.

Сейчас я предлагаю вам вернуться к описанию того самого дышащего обманом Невского проспекта в начале повести и посмотреть на него более пристальным взглядом.

— В чём заключён обман?

— Кем или чем хочет казаться Невский проспект и является ли он таковым на самом деле?

Обращаемся к тексту.

Невский проспект: красавица нашей столицы; всеобщая коммуникация Петербурга; главная выставка всех лучших произведений человека.

— Что стоит за этими “вывесками” Невского проспекта?

Так или иначе все эти вывески связаны с изображением человека.

Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня: “Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного только дня!”

— Что такое фантасмагория?

— В каком значении употреблено это слово в тексте?

· Причудливые, удивительные изменения, превращения.

Но у этого слова есть и другие значения:

· Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени.

· Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

Безусловно, что все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале повести Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.

— Итак, каков же он, человек, в изображении Гоголя?

Давайте найдём группу слов с лексическим значением “человек”, “люди”.

“Начнём с самого раннего утра” — как предлагает автор.

— Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? (Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол.)

— Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты?

Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте.

…Все, окончившие довольно важные домашние задания

…Поговорившие со своим доктором

…Узнавшие о здоровье лошадей

…Те, которые служат в иностранных коллегиях

…Встретите разговаривающих о концерте или о погоде

Для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, субстантивированные причастия, сложноподчинённые предложения. Какова их роль?

Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.

Тысячи сортов шляпок, платьев, платков

Для обозначения человека Гоголь начинает использовать неодушевлённые существительные с лексическим значением “часть тела” или “предмет гардероба”.

Такой приём, когда вместо названия целого предмета используется название его части, называется метонимией. С таким приёмом мы уже встречались в повести Гоголя «Нос».

Целое море мотыльков

…блестящая туча над чёрными жуками мужеского пола

Автор использует для обозначения человека одушевлённые существительные со значением “насекомое”.

— С таким приёмом мы тоже уже сталкивались, изучая повесть «Шинель» и комедию «Ревизор». Какова роль этого приёма?

Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.

Далее появляются сравнения человека с неодушевлёнными предметами.

Даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским.

Для обозначения человека автор также использует абстрактные существительные, например улыбка, характеры и явления.

…Титулярные, надворные и прочие советники

…Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари.

Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!

Какая-нибудь жалкая добыча

Какой-нибудь заезжий чудак

Какая-нибудь длинная высокая англичанка

Повтор неопределённых местоимений — пренебрежение, неважность означенных персон.

“Больше никого не встретите вы на Невском проспекте”

Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек = вещь, абстрактное понятие.

Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь?

Невский проспект оживает и начинает шевелиться.

Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.

В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное… (приём градации)

Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю.

А люди превращаются в длинные тени.

Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…

Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.

Давайте подведём итог нашим наблюдениям.

Автор разоблачает Невский проспект ещё в первой части.

— Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести?

Это тоже не настоящее восхищение. Оно лишь подчёркивает авторскую иронию. Именно ирония свергает изображаемый предмет с его мнимой высоты.

· Красота? Что, связанное с понятием красоты, увидели мы на Невском проспекте?

· Коммуникация? Явились ли мы свидетелями общения людей друг с другом, взаимообогащения личностей?

· Выставка? А что показано как лучшее произведение человека?

Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!

Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: “Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни…”

— Можно ли соотнести эту характеристику Петербурга с анализом, который мы сделали сегодня на уроке?

Оценочный материал по литературе (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Приложение к рабочей программе

Учитель: Шабаева Л.Н.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.

Итоговая контрольная работа

Директор МАОУ «СОШ № 51»

_______________ Волков Г.А.

Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.

Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу « Русская литература первой половины Х I Х века»; уровень усвоения литературоведческих понятий.

А 1. Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.

1) вторая половина Х VIII века 2) первая половина Х I Х века

3) вторая половина Х I Х века 4) конец Х I Х – начало ХХ века

А 2. Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

Лицейский 2) южная ссылка 3)ссылка в Михайловское 4)Болдино

А 3. В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар» Б) «Мадонна» В) « Вновь я посетил…» Г) «Выхожу один я на дорогу…»

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г

А 4 В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион» 2) «Вольность» 3) «Элегия» 4) «Погасло дневное светило»

1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный»

4) «Бахчисарайский фонтан»

А 6. Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 — В6; С1.

1 Безумных лет угасшее веселье

2 Мне тяжело, как смутное похмелье.

3 Но, как вино – печаль минувших дней

4 В моей душе чем старе, тем сильней.

5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6 Грядущего волнуемое море.

7 Но не хочу, о други, умирать;

8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9 И ведаю, мне будут наслажденья

10 Меж горестей, забот и треволненья:

11 Порой опять гармонией упьюсь,

12 Над вымыслом слезами обольюсь,

13 И может быть – на мой закат печальный

14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

В 1. Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?

В 2. Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный » (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?

В 4. Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя (« веселье » – « печал ь», «умирать» – «жить»).

В 5. Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?

С 1. Дайте связный ответ на один вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

А 7. Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862

А 8. Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель —

1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист

А 9. Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа»

А 10. Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством»

А 11 . Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»

1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства

А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего»

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

В 7. Как называется повесть, из которой взят отрывок?

В 8. Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть .

В 9. Сколько произведений входит в названный цикл?

В 10. Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

В 11. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» ( «он весь состоит из своего сюртучка» )?

В 12. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

С 2 Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

В каких произведениях русской литературы Х I Х века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?

Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

А 1. Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина Х VIII века 2) первая половина Х I Х века

3) вторая половина Х I Х века 4) конец Х I Х – начало ХХ века

А 2. Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм

А 3. В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества ?

1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…»

А 4. Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн 2) Е.Денисьева 3) Е.Сушкова 4) А.Панаева

А 5. Определите лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества

А 6. Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

В 1. Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?

В 2 Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.

В 3 Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения ( «всю ночь, весь день, вечно»)?

В 4. Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

В 5. Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».

С 1. Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений ) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

Какие нравственные убеждения поэтов Х I Х века сохранили ценность до нашего времени?

А 7. Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли

А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г

А 8. А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный»

А 9. Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма 2) философская поэма

3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах

А 10. Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий

А 11. Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно

А 12. Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

свадьбой героя 2)отъездом Евгения 3)смертью героя

4)гибелью памятника в результате наводнения

Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

И, не пуская тьму ночную

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин

В 6. Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.

В 7. К какому литературному роду относится жанр поэмы?

В 8. Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании « Петра творенье »?

В 9. Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.

В 10. Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?

В 11. Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях ( «прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса» )?

В 12. Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?

С 2. Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?

Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *