Лекция что такое история лекция
Лекция
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Термин «лекция» имеет несколько значений:
1. мн.ч. Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания.
2. Устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.
3. Разновидность учебного занятия, состоящее в устном изложении предмета преподавателем.
В третьем значении термин «лекция» употребляется в следующем контексте:
Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например в классно-урочной системе обучения в старших классах средней школы.
В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала.
Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.
Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.
Содержание
Дидактические и воспитательные цели лекции
Преимущества
Недостатки
Структура лекции в ВУЗе
Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.
Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Работа после лекции
Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.
Эссе про нра. Учебное пособие Лекция 1 Вводная Что такое История Взгляды
История есть процесс взаимодействия человека (общества) с окружающей средой (природной и социальной).
История – наука, изучающая исторический процесс. Таким образом, наука история изучает только те события, которые тем или иным образом влияют на человека (общество).
Учебная дисциплина «история» изучает один из аспектов исторического процесса, опираясь на научные достижения. Есть дисциплины, рассматривающие историю стран или регионов (История Казахстана, История Америки, История Европы, История России и т.п.). Есть дисциплины, изучающие отдельные аспекты истории (Экономическая история Казахстана, История Второй Мировой войны, История купечества города Тулы и т.п.).
История – это то, что отличает человека от остального окружающего мира. Ведь именно в этой дисциплине сосредоточены все знания человечества. Начиная заниматься каким-то делом, например, строительством дома, мы не проводим тысячи опытов. За нас эти опыты сделали люди в прошлом. Мы же только используем этот опыт. Таким образом, чем бы человек ни занимался, он находится в историческом процессе.
Второе, что отличает людей от животных – это то, что человек преобразует окружающую природу, приспосабливая еѐ для себя. Причѐм, делает это он с помощью орудий труда.
Орудие труда – это не просто подобранные палка или камень. Орудиями труда они станут только после того, как к ним самим
применят труд – внесут в них изменения, приспособят для каких- либо потребностей.
С помощью орудий труда человек создаѐт для себя условия, пригодные для жизни. Он изменяет природу, приспосабливая еѐ для своих нужд.
Сам человек – продукт труда. Наша рука не приспособлена копать землю, плавать, расчленять животное на части. Но с помощью этой руки человек может изготовить лопату, плот или лодку. А сколько придумано и сделано приспособлений для расчленения тел, можно и не перечислять.
В наше время сосуществуют три наиболее распространенных гипотезы о происхождении человека.
Первая гипотеза – самая древняя, содержится в древнееврейском Талмуде, который у христиан называется Библией, утверждает, что человек создан Богом на шестой день сотворения мира. Произошло это за 3760 лет до рождения Христа. Согласно этой гипотезе, первый мужчина – Адам создан из глины, а первая женщина – Ева – из ребра Адама. Затем, за непослушание, они были изгнаны из Рая и все люди на Земле произошли от них. Данная гипотеза больше основывается на вере, чем на научных доказательствах.
Вторая теория – уфологическая. Уфологи занимаются изучением неопознанных летающих объектов (НЛО) и среди них есть группа, которая утверждает, правда без достаточных доказательств, что все НЛО – это инопланетные космические корабли. Здесь нет единого мнения о роли инопланетян в появлении человека на Земле. Одни утверждают, что человека инопланетяне привезли на Землю и теперь проводят над ним всякие эксперименты; другие утверждают, что человек – это результат экспериментов инопланетян над человекообразными обезьянами;
третьи, что человек – это остатки какой-то внеземной цивилизации. Данная теория практически не имеет научных доказательств.
Третья гипотеза – эволюционная. С научной точки зрения, она наиболее обоснована. Поэтому на неѐ мы и будем опираться.
В основе эволюционной теории лежит теория Чарльза Дарвина об изменении видов, которую он опубликовал в своей книге «Происхождение видов» в 1859 г. Хотя, про эволюцию говорили и до Дарвина. В частности, Жан Батист Ламарк (1744- 1829), французский естествоиспытатель, гораздо раньше Ч. Дарвина создал учение об эволюции. Однако он совершил несколько ошибок, на которые позднее указал Ч. Дарвин. Согласно этой теории, все живые существа приспосабливаются к окружающей природной среде. Попадая в другие условия, живой организм (растение или животное) будет приспосабливаться к изменившейся обстановке или вымрет. Этот процесс называется изменчивостью и наследственностью. Таким образом, выживают только самые сильные и приспособленные. Это называется естественным отбором.
История первобытного общества. Охватывает период от выделения человека из живой природы (примерно 7 млн. лет назад)
до появления первых государственных объединений (IV-III тыс. до н.э.). Как видим, это самый длительный период в истории человечества. Его мы рассмотрим в отдельной лекции.
История Древнего мира (от IV-III тыс. до н.э. до 476 н.э.).
Этот период связан с господством рабовладельческих отношений.
История средних веков (от 476 г. н.э. до 1640 года). Хотя, в настоящее время в исторической науке складывается тенденция заканчивать средние века началом Великих географических открытий (1492 г. – год открытия Америки). Это период господства феодальных отношений.
История Нового времени (от 1640 до 1914 (иногда 1918) года). Это период формирования и развития капиталистических отношений.
История Новейшего времени (от 1914 (1918) до современности).
Исторический процесс развивается неравномерно. В первую очередь, это связано с природно-климатическими условиями. Особенно сильно природно-климатические условия влияли на социум на ранних этапах развития.
Так же не совпадают и некоторые понятия. Так, феодальные отношения имеют в Азии свою специфику и поэтому чаще пользуются терминами: «азиатская форма рабства», «азиатский феодализм».
Кочевники постоянно вели войны. В результате этих войн они захватывали пленных. Чаще всего пленных либо приносили в жертву, либо продавали в рабство соседним осѐдлым народам. Только некоторых оставляли. Чаще всего оставляли женщин в качестве наложниц или умелых ремесленников для изготовления и ремонта вооружения или домашней утвари. Очень редко рабы являлись домашней прислугой.
Ещѐ Геродот, описывая быт саков, указывал, что своих рабов они ослепляют. Много ли толку от слепого раба? Таким образом, хотя рабы и имели место в социальной структуре кочевого общества, но они не играли никакой существенной роли в хозяйственной жизни. В то же время следует отметить, что рабы, как социальное явление, очень долго существовали в кочевом обществе. Положение рабов оговаривается, например, в Уставе о сибирских киргизах 1822 года.
Ещѐ одной особенностью являются земельные отношения. Очень сложно разделить в номадном обществе личную и общественную собственность на землю. Связано это с тем, что кочевник практически не может существовать в одиночку. Он постоянно нуждается в поддержке общины или рода. Так же невозможно чѐтко определить границы земельных наделов при постоянной перекочѐвке.
Как видим, в социальной и хозяйственной сферах у кочевых народов, и, в частности, у народов, населявших территорию Казахстана в различные исторические периоды, имеются серьѐзные отличия от народов, ведущих осѐдлый образ жизни.
Всѐ это, естественно, отразилось и на исторических этапах. Так же как и во всемирной истории существует несколько вариантов разделения историю на этапы, так и в истории Казахстана нет окончательно сложившейся периодизации исторического процесса. Мы будем придерживаться политико- культурного метода при периодизации истории Казахстана.
Таким образом, мы будем подразделять историю Казахстана на следующие этапы:
История первобытного общества (1 млн. лет назад – начало I тыс. до н.э.)
Вхождение в состав Российской империи (XVIII в. – нач. XX в.) Советский период (1917 год – 1991 год)
Независимый Казахстан (1991 год – 2010 год)
Лекция на тему: «История как наука»
Лекция на тему: «История как наука».
1. Предмет исторической науки. Задачи и цель курса.
2. Исторические источники и методы исторического исследования.
3. Основные исторические концепции и подходы к изучению истории.
4. Российские исторические школы.
Главная задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Из нее вытекают другие задачи:
— воспитание народа, развитие всего его потенциала;
— самоидентификация общества, ориентация людей в социальном пространстве;
— сохранение социальной памяти;
— полное развитие способностей человека – логики, памяти, анализа, сравнения;
— прогнозирование будущего, ограничение возможных альтернатив развития.
Общество оставляет многочисленные следы своей жизнедеятельности, многообразные свидетельства, которые являются историческими памятниками. Именно благодаря им, историк получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Все исторические источники можно разделить на следующие группы:
1. Письменные (надписи на камнях, металле, керамике, берестяные грамоты, рукописи на папирусе, бумаге, печатные материалы).
3. Этнографические и фольклорные (предметы быта различных народов, устное народное творчество, предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты).
4. Лингвистические (географические названия, личные имена).
Но любое количество источников само по себе не может передать живой картины прошлого. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Основу моделирования составляют факты. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса. В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: как явление, имевшее место в истории и как его отражение в исторической науке. Между ними существует тесная связь. Историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов, общественных потребностей. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование и разное значение. Т. о., между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки.
Методы исторического исследования:
3. Хронологический – во времени.
4. Хронологически-проблемный – изучение истории по периодам, а внутри периодов по проблемам.
5. Проблемно-хронологический, изучающий одну сторону жизни в ее последовательном развитии.
6. Синхронистический, позволяющий установить взаимосвязь между процессами и явлениями, протекающими в одно время в разных регионах.
Христианская концепция истории господствовала в общественном сознании с V до середины XVIII вв. Основные проблемы и идеи связаны со смыслом и содержанием человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ее потребностей и страстей. Начав отсчет человеческой истории от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из Рая, христианская историософия, подчеркивала различие между исторической жизнью человека и его первобытным существованием, фиксировала внимание на истории как на линейно направленном процессе. Конец истории человечеству неизвестен. Христианская историософия оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов.
Рационалистическая или всемирно-историческая концепция появилась в XIX в. Основная проблема этой концепции – взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. Ее создатели – Гегель и Маркс, считали, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. Развитие человечества проходит следующие этапы: по Гегелю – восточный, греко-римский, германский, по Марксу – докапиталистический, капиталистический и посткапиталистический. Важнейшим институтом общества является государство. Присущий этой концепции европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывал особенности иных цивилизаций.
В основу культурно-исторической концепции, появившейся в конце XIX в. легла идея локальных цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Ее суть заключается в том, что история рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организациями. Каждая из них проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Эта теория способствовала преодолению европоцентризма и создала предпосылки для непредвзятого, объективного изучения неевропейских цивилизаций.
Подходы к изучению истории: формационный, цивилизационный, демографический, этногенетический, географический детерминизм.
Крупнейшие представители российских исторических школ: В. Татищев, Н Карамзин, В. Ключевский,, С. Соловьев,, М. Покровский, А. Сахаров, Б Рыбаков, И. Фроянов, Л. Гумилев, Р. Скрынников, В. Буганов, Н. Павленко.
История России. Конспект лекций
Раскрываются основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до настоящих дней, на конкретных примерах из различных эпох показана взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировано общее и особенное в истории России, определяется место российской цивилизации во всемирном процессе. Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов вузов неисторического профиля.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 1. История как наука
Становление и развитие исторической науки, источники ее изучения
Историки прошли длительный путь в изучении прошлого, последовательно руководствуясь при этом принципами прагматизма, провиденциализма (божественного характера истории), рационализма, панлогизма, позитивизма.
В начале XX в. в исторической науке начали развиваться отдельные ее отрасли, произошло «дробление» тем исследований, появилась узкая специализация историков.
Эти процессы во многом определялись развитием методологических основ исторической науки и историографии.
Историография (общая и частная) — это специальная отрасль исторической науки, которая отражает процесс формирования и развития исторических знаний. Историографы отвечают на ряд вопросов: кто, когда, как и какую проблему исследовал, к каким выводам пришел? Историограф может поставить под сомнение результаты исследований, обозначить проблемы, требующие исследования.
Историография свидетельствует о наличии многих исторических школ, которые предполагали и предполагают многовариантность в изучении как мировой, так и отечественной истории. В России XVIII в. на смену летописанию, хронографам, описаниям жизни великих князей и царей пришли труды А.И. Манкиева («Ядро Российской истории»: в 7 т.), В.Н. Татищева («История Российская с самых древних времен»: в 7 т.), М.В. Ломоносова («Древняя Российская история»; «Краткий Российский летописец»), князя М.М. Щербатова («История Российская от древнейших времен»). Главное в содержании истории страны авторы связывали с ролью царской самодержавной власти, которая, по их мнению, придавала развитию российского общества поступательный характер. Авторы отмечали отличие российского общества от западного.
В XIX веке завершилось формирование теории европоцентричного цивилизационного развития истории. Историки сделали следующий шаг в освоении прошлого благодаря бурному развитию демографии, археологии, лингвистики.
XIX столетие характерно появлением формационно-стадиальной теории исторического процесса (К. Маркс, Ф. Энгельс). Как экономист Маркс выделял архаическую (первобытную), экономическую (частновладельческие отношения, товарное производство) и коммунистическую (постэкономическую) формации. Характеризуя способы производства и их смену, основоположники марксизма акцентировали внимание на борьбе классов как движущей силе истории. Они анализировали явления европейских и практически не исследовали природу восточных обществ, оставаясь при этом европейцами и по отношению к России.
Российская историческая наука XIX в. обогатилась трудами Н.М. Карамзина («История государства Российского»), первого российского медиевиста (историка Средних веков) Т.Н. Грановского, исследованиями М.П. Погодина. Господствующее положение в среде историков заняла во второй половине XIX в. государственная (юридическая) школа. В ее становление и развитие внесли огромный вклад К.Д. Кавелин, В.И. Сергеевич, С.М. Соловьев, Б.М. Чичерин, П.Н. Милюков. Представители этой школы полагали и соответственно исследовали отечественную историю исходя из надсоциального характера государства в России, рассматривая борьбу родового и государственного начал в сознании русского народа, отдавая приоритет государственным структурам власти в определении направленности развития в экономической, социальной, духовной и других сферах жизни российского общества.
Представители радикального демократического направления в общественно-политическом движении страны — А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский — в 1840–1850-х гг. выдвинули идею активной роли народных масс в истории. Тема роли личности и народа в истории была продолжена идеологами либерального народничества в 1870–1880-х гг. (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.М. Степняк-Кравчинский). В унисон с «государственниками» они говорили об особой роли личностей в истории России.
Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и другие российские ученые разработали теорию культурно-исторических типов развития народов в мире. Особенно отчетливо она была представлена в работе Данилевского «Россия и Европа» (1869).
На рубеже XIX–XX вв. все большее количество российских ученых ориентировалось на исследование природных, политических, экономических, социальных, этнических, духовных и иных факторов в истории страны. В.О. Ключевский (1841–1911) разработал теорию факторов, определявших характер истории России, ее народа. В «Курсе русской истории» Ключевский изложил свои взгляды на методологию исторического анализа, источниковедение и терминологию исторической науки. Он отмечал, что «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
В первые десятилетия XX в. продолжалась разработка проблем цивилизационного подхода к истории. О. Шпенглер рассматривал историю человечества в виде многих — рождающихся и умирающих — культур. А. Тойнби, исследуя в 1930–1950-х гг. культуры народов мира, выдвинул концепцию круговорота локальных цивилизаций в их совокупности.
В советский период отечественной истории на историческую науку значительное влияние оказывала официальная государственная идеология (особенно в 1920–1940-х гг.). Главным подходом к изучению истории стал формационный подход, так называемая пятичленка: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Весь исторический процесс рассматривался как восхождение человеческого общества к самой прогрессивной формации — коммунистической. Классовый подход также был непременным атрибутом исторических исследований.
Вместе с тем историческая наука продолжала совершенствоваться через создание научных учреждений, формирование новых направлений исследований, подготовку кадров. Развивались историография, источниковедение. Совершенствовались методы исследования, в том числе и диалектико-материалистический (марксистский). Получил право на применение к изучению истории структурно-системный подход. Несмотря на все перипетии борьбы на идеологическом фронте, значительный вклад в развитие отечественной истории внесли М.Н. Покровский, Е.В. Тарле, Н.Л. Рубинштейн, Б.Д. Греков, И.И. Минц, М.В. Нечкина, Б.А. Рыбаков, Л.В. Черепнин, А.А. Зимин, В.Л. Янин, К.Н. Тарновский, П.В. Волобуев. Для науки остаются ценными изданные в 1940–1950-х гг. «Очерки истории СССР», в 1960–1970-х гг. — многотомные «История СССР», «Историческая энциклопедия», «Всемирная история» и многие другие труды.
В 1990-х годах в отечественной исторической науке стало больше внимания уделяться социокультурному, цивилизационному подходу к изучению истории (А.Я. Гуревич, Л.С. Васильев, Л.И. Семенникова, К.В. Хвостова), который позволяет показать собственно жизнь людей в различных сферах их общественных отношений, что отнюдь не сводит на нет значение формационного подхода к историческому прошлому. Так, известный российский ученый А.Я. Гуревич (1924–2006) с конца 1980-х гг. отстаивал позицию, согласно которой на современном этапе историческая наука — это антропологическая ориентированная история, в центре внимания ее находится человек во всех его проявлениях.
Источники изучения отечественной истории весьма обширны и сложны.
Важнейшими источниками отечественной истории являются летописи. Самые ранние летописи появились еще в XI–XII вв. Наиболее значимая из них «Повесть временных лет», написанная в XII в. Среди других важных источников средневековой отечественной истории необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты.
Что же касается отечественной истории с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и движений, появившиеся в процессе их деятельности и ныне хранящиеся в центральных и местных государственных архивах страны; законодательные акты, произведения и мемуары выдающихся деятелей Отечества, периодическая печать, документы и материалы музеев, кинофотодокументы. Значительная группа различных документальных материалов, отражающих внешнеполитическую деятельность государства, хранится за рубежом. Там же находятся источники по истории эмиграции во все времена отечественной истории. К источникам изучения российской истории относятся и памятники материальной культуры, языка, письменности, а также обычаи, обряды и т. д.
Сущность и закономерности исторической науки
Понятие «история» принадлежит к числу древнейших научных понятий. В переводе с древнегреческого языка (istoria) оно означает «рассказ о прошедшем», «исследование», «расспрашивание», «узнавание». В древности это понятие относилось к любым видам познания окружающего мира.
В современном языке термин «история» является достаточно многозначным. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова выделено семь значений слова «история»:
1) действительность в ее развитии, движении;
2) наука о развитии человеческого общества;
3) ход, развитие, движение чего-нибудь (история дружбы);
4) наука о развитии какой-то области природы, знаний (история театра);
5) прошлое, сохраняющееся в памяти человека;
6) рассказ, повествование;
7) происшествие, преимущественно скандал «влип в историю».
Однако предметом исторической науки являются не все значения слова «история», а два основополагающих:
1) прошлое и все, что с ним происходит;
2) рассказ о былом, описание, сказание о нем.
Предмет истории сам историчен. Подход к нему, цели и задачи, стоящие перед предметом, менялись в разные эпохи, оценивались по-разному в зависимости от обстоятельств и «социального заказа».
На наш взгляд, следует выделить несколько аспектов понимания предмета истории учеными-обществоведами:
а) это убеждение в том, что главным объектом исторического изучения является человек;
б) неправомерное расширение предмета истории как науки.
С одной стороны, попытки расширить исторические знания способствуют более полному представлению о рассматриваемом времени, с другой — второстепенные данные затушевывают основные события и факты.
Из всего сказанного вытекает определение предмета истории. История как наука исследует конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности.
Как одна из общественных наук история руководствуется законами общественных наук и собственными принципами и закономерностями.
Если общесоциологические законы раскрывают внутренние, существенные связи явлений общественной жизни в целом (закон соответствия производительных сил производственным отношениям), то исторические закономерности в большей степени носят вероятностный характер. Условность исторических закономерностей связана с деятельностью человека, вызывается сознанием и волей людей. Выделим некоторые закономерности.
1. Закономерность социально-политических перемен. Закономерность революции. Известно, что революция и замена одного правительства другим — это понятия не одного порядка. Однако в одном они схожи — проявляются не сами по себе, а в результате определенных условий. Наличие революционной ситуации свидетельствует лишь об объективных предпосылках революции, т. е. возможности революции. Если не будет силы, способной учесть объективные условия, то революция не произойдет. Следовательно, нужен и субъективный фактор (деятельность масс, общественных организаций, партий, личностей). В нашей истории есть подтверждение тому, что не всякая революционная ситуация приводит к революции: революционные ситуации 1859–1861 гг., 1879–1880 гг.
2. Закономерность человеческой необходимости и исторической случайности. В исторической литературе существует несколько подходов к данной проблеме:
• отрицание фактора случайности — «всё в руце Божией»;
• утверждение, что вся жизнь человека, начиная с его рождения, вся его деятельность — это случайность (этой точки зрения придерживался, например, Вольтер);
• стремление большинства ученых примирить эти крайние подходы.
Необходимость и случайность — категории, отражающие два вида объективных связей окружающего мира. Они равноправны в историческом процессе и должны учитываться наукой.
3. Закономерность альтернативности. Суть в том, что признание случайности в историческом процессе обусловливает его многовариантность, альтернативность. Ведь в каждый конкретный момент исторической действительности существуют различные варианты принятия решений. Результатом реализации того или иного решения могут быть события, которые дополняют, соприкасаются, действуют независимо или исключают друг друга.
Только в сочетании определенных обстоятельств начинает реализовываться та или иная возможность.
История — наука, а не плод чьего-либо воображения. Ее особенностью является то, что исторический процесс одновременно альтернативен и инвариантен, т. е. он не меняется, необратим и однозначен. Примером альтернативности может служить перепутье, на котором оказалась Россия в начале XX в.
История бледна без личностей, как и личность в большинстве своем не свободна от тех условий жизни, в которых живет общество.
5. Единство теоретической и историко-исследовательской деятельности. По объекту исследования история сближается с социологией. Социология, изучая общие законы развития общества, вынуждена опираться на историю как практику проявления этих законов. В то же время историк не может уйти от теоретических обобщений, выводов, представлений о характере исторического процесса, его движущих силах и т. п.
6. Разумное использование исторического опыта в современной жизни. Н.М. Карамзин, следуя традициям, заложенным Геродотом и Фукидом, в предисловии к «Истории государства Российского» отмечал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Историческая наука не может ограждаться забором прошлого. Ведь то, что нас окружает сегодня, — завтрашняя история.
7. Неприятие схематизма, упрощенчества, поверхностности.
Если перечисленные категории присутствуют в исследовании или их содержание служило подходом к исследованию, то можно смело утверждать, что данная работа неисторична. Для историка недостаточно утверждения типа «Петр I был хорошим государственным деятелем, ибо заботился о процветании страны». Данный тезис будет верным, если он подкреплен примерами, фактами, документами.
8. Связь общего, частного и особенного в историческом процессе. История изучает не столько общее развитие человеческой цивилизации, сколько события и факты, заслуживающие внимания, имеющие последствия.
9. Изучение деятельности человека и ее результатов в развитии как последовательной цепи совершающихся во времени событий, образующих в своей совокупности известные причинно-следственные ряды. Если бы общество или жизнь человека были статичными и однообразными, то не существовало бы и истории как науки. Однако исторические события не хаотичны, как молекулы и мельчайшие частицы жидкости или газа по теории Р. Броуна. Закономерность в развитии исторических событий является необходимым условием анализа исторической науки.
Из ранее сказанного следует выделить важнейшие принципы исторической науки.
Во-первых, принцип объективности исторического познания.
Во-вторых, принцип историзма. Этот принцип окончательно введен в научный оборот только в XIX в. Понятие «историзм» употребляют в широком и узком смысле. Если в широком смысле это понятие используют для обозначения способа мышления как взаимосвязи прошлого и настоящего, то в узком смысле имеется в виду изучение события без отрыва от тех условий, в которых оно происходило, т. е. конкретно-исторический подход.
В-третьих, принцип творческого подхода к анализу событий. Реализация исследователем этого принципа зависит от осуществления следующих обязательных правил: а) добросовестно и всесторонне анализировать историческое явление; б) не отвергать то, что не вкладывается в устоявшуюся схему; в) стремиться использовать новейшие методы исследования и изучения истории: сравнительно-исторический, статистический, ретроспективный (обращенный в прошлое). Методы исследований дополняются методами на основе математики, электроники, лазерной техники и т. п. Появилась новая наука — клиометрия (исследование прошлого математическими методами), а в археологии широко используются радиоуглеродные и дендрохронологические (изучение годичных колец деревьев) методы.
Таким образом, историческая наука, опираясь на общие методологические законы и принципы общественных наук, владеет и собственной методологией. Понятие «методология» обозначает, во-первых, совокупность приемов исследования, применяемых в конкретной науке, во-вторых, учение о методах научного познания и преобразования мира.
Большинство историков приходят к убеждению, что методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания. Общенаучные, методологические элементы, такие как закон, закономерности, принципы (т. е. исходные понятия, основные правила поведения), категории, методы и т. п., сами историчны и служат научным аппаратом исторической науки. Развитый исторический аппарат характеризуется научной строгостью, определенностью, универсальностью, дифференцированностью, логической точностью, внутренней непротиворечивостью и т. п.
Было ошибкой недавнее искусственное деление методологии истории на два периода — домарксистский и марксистский. Эти понятия превращали историю в ненаучную дисциплину.