Ленгородок ростов на дону что за район
★ Ленгородок
1. История. (History)
Как и в любом растущем городе, вокруг Ростова начали появляться на окраине поселка, крупнейший на Ближнем XIX века был Setamerican поселении, расположенном на крутом берегу реки Темерник, в просторечии называемой бессовестной Слободке. здание было примитивно хаотичной, дома были построены на склоне холма, как на кого их хозяева хотят. ни водопровода, ни канализации не было.
Ситуация начала меняться в 1870-е года, когда была построена станция Ростов-Главный, хотя кардинальных изменений не произошло и до настоящего времени. многие улицы практически не поменяло свой облик за полвека. Г. П. Данилевский в своей книге «Беглые в Новороссии» дал картину бессовестной пригороде:
«. холма здесь был разбросаны деревни, в Национальном прозвище бессовестного Слободка. домов и коттеджей из деревни, просто груда камней, выбросить из горсти, как я застрял здесь без всякого порядка, Лепас на контратаках, сползая к реке или взбираясь на маковку холма. эта колония обосновалась сама под городом, когда еще мало обращали внимания на то, кто приехал и устроился. он поселился без каких-либо сертификатов и разрешений».
2. Lendvorets
3. Транспортной инфраструктуры. (Transport infrastructure)
Центр города связан парламентским мост с трамвайной линией моста в створе ул. Текучева, и Темерницкий путепровод в створе проспекта Стачки. самых важных улиц в городе Юнион-стрит, улица Ставский, Гусева улица и Республиканской улицы.
Ленгородок ростов на дону что за район
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[ | Guide | | | Путеводитель по сообществу | ] |
[ | userinfo | | | livejournal userinfo | ] |
[ | archive | | | journal archive | ] |
Как и любой большой город в полном смысле этого слова, Ростов-на-Дону сложен и многослоен. Центр окружают районы постройки первых десятилетий советской власти.
Но, опять-таки, здесь много вкраплений более поздних и более непритязательных построек:
А уютных дворов, пожалуй, больше чем в центре:
Кроме Сельмаша, я немного зацепил район РИИЖТа (севернее центра, за железной дорогой):
Там здание самого Ростовского университета путей сообщения удачно смотрится с церковью Иоанна Кронштадтского постройки начала прошлого века:
Добро пожаловать в реальный мир:
И довольно неплохой памятник на месте массовых убийств евреев в Змиевской балке на правом берегу реки Темерник северо-западнее исторического центра:
Это было самым массовым убийством евреев за время Холокоста на территории России.
Несмотря на всю урбанизированность и сложность Ростова-на-Дону, это всё же южный город, и значительную его часть занимает частный сектор.
Он начинается практически в историческом центре (район Ленгородок на высоком правом берегу реки Темерник):
За пределами центра малоэтажная застройка занимает максимальную площадь, лишь ближе к окраинам кое-где прерываясь крупными островами и даже материками многоэтажных спальных районов.
Также довольно зелён Сельмаш, который от центра частично отделяет парк им. Островского, до которого я так и не добрался.
Между центром и окраинами, кроме парков, жилых комплексов раннесоветского времени и частного сектора, большое развитие получили промзоны. Их я не осматривал, могу лишь сказать, что кроме индустриального гиганта Ростсельмаша, крупная промзона северо-восточнее центра включает в себя Ростовский вертолётный завод («Роствертол»). Также в городе есть Западная и Юго-Западная промзоны, а также промзона на левом берегу Дона; они в основном состоят из предприятий пищевой промышленности, судоремонтных и строительных комбинатов.
Ростовские промзоны не миновала джентрификация:
Так или иначе, между центром, полупериферией и окраинами идут крупные городские магистрали, шириной до шести-восьми полос, наличие которых в том числе делает Ростов-на-Дону настоящим городом, дают ощущение большого города:
Хотя встречаются не такая монотонная высотная застройка:
И даже что-то вроде градостроительных ансамблей и площадей:
Кроме того, северо-восточнее за полосой частного сектора находится Ботанический сад Южного федерального университета, но я там не был и ничего про него сказать не могу.
Однако, как ни странно, в Западном жилом районе довольно много музеев.
Это музей космонавтики (где я тоже не был); кроме того, на юге района, на железнодорожной станции Гниловская, находится Ростовский музей железнодорожной техники:
Паровозы прекрасно сочетаются с церковью Преполовения Пятидесятницы:
Кроме армянского храма, в Северном жилом районе и поблизости немало парков (парк Дружбы вдоль реки Темерник) и даже лесов (Сосновый Бор).
Это противоположный застроенному правому берегу рекреационный район с пляжами, ресторанами, воспетой в одноимённой песне, больше всего известной по исполнению её Шуфутинским.
Как-то так, спасибо за внимание.
И заранее извиняюсь за неизбежные неточности.
Исторические названия районов Ростова
Наравне с такими известными районами, как Нахаловка и Богатяновка, в Ростове существовали и другие, которые уже практически забылись.
Городище — 1. Местность по левому берегу Темерника при впадении в Дон. 2. Долина Темерника в нижнем течении (район Железнодорожного вокзала).
На территории нынешнего Железнодорожного района располагались: поселок Зимовники (южнее Змиевской балки), хутор Семерники (район Нижней Гниловской), поселок Камышевахинский (в районе бывшего вертолетного поля), Ленгородок (район Лензавода между р. Темерник и ул. Трудящихся).
Купеческая слобода (между Богатяновским спуском и Театральным проспектом) возникает в 50-е годы XVIII в. В 30-е годы XVIII века на правом берегу Дона, напротив Зеленого острова (между нынешними 1-й и 11-й линиями города) появляется рыболовецкий и чумацкий Полуденный (то есть южный) стан, ставший селением Полуденка. С ним и слилась Купеческая слобода.
Прослышав о возможности заработать, на Дон двинулись жители городов центральной части России. Селились, где придется, делали землянки, ставили хатки без спроса у властей. Так выросла Богатяновка у Богатого источника.
Специфические «традиции» жителей Нового поселения сохраняются до сих пор.
Интересно Новое поселение и тем, что здесь практически не было разрушений в войну, а после нее почти не строили новых зданий. Прогулявшись по улицам этой части города, можно получить полное представление о том, каким был Ростов в конце XIX века.
В 3О-х годах построены «Дома-гиганты» на Ворошиловском проспекте и улице Профсоюзной. Все они воплощали идею домов-коммун, где рабочие и трудовая интеллигенция должны были жить со всеми удобствами, характерными для того времени. Вокруг них строились предприятия бытового обслуживания, школы и магазины. Моделью такой застройки являлись комплексы зданий под названием «Новый Быт». Один был построен на углу Красноармейской и Соколова, а другой на улице Суворова.
На Нольной улице также существуют подобные здания, образуя квартал Водников. они особенно эффектно смотрятся со стороны сохранившихся еще с дореволюционных времен трущоб, расположенных ниже Театральной площади.
Черным городом называлась вся центральная часть поселка Сельмаш, где сейчас находится кинотеатр «Юбилейный», машиностроительный техникум. Называлась потому что здесь стояли длиннющие бараки, и они были крыты черным рубероидом.
(Бибикова Е.Ю., Бибиков Ю.А. Забытые названия улиц Ростова; В. Сидоров. Энциклопедия)
Ленгородок ростов на дону что за район
Наше новое путешествие по Ростову мы совершим по одним из самых люмпенизированным районам города. Ленгородок и Олимпиадовка расположились на крутых слонах правобережья р. Темерник. Когда-то они возникли около железнодорожных мастерских (ныне РЭРЗ) и ГПЗ-34 и процветали, а теперь в силу своего маловыгодного географического положения превратились в самые депрессивные районы Ростова. Новостроек здесь почти нет, а много разваливающегося устаревшего жилого фонда. Единственным часто посещаемым местом городского масштаба является радиорынок, где продают собранные из найденных на свалке плат пентиумы-1, черно-белые мониторы, запчасти для ламповых телевизоров и другую малонужную кустарную продукцию для озабоченной прогрессом части ростовского люмпенства.
Начинаем наше путешествие по этим районам возле пригородного железнодорожного вокзала. Этот ростовский вокзал привлекает наибольшее количество бомжей и алкотов. Здесь сразу погружаешься в запойную атмосферу люмпенского бытия. Но не стоит пугаться пропойцев без штанов, лежащих на асфальте, или пьяных большепузых дядек в милицейских штанах, сущих под фонарями, которые так однозначно приветствуют приезжающих в Ростов гостей города. А вот толстая тетка цыганского вида не прочь опустошить ваши карманы, прикинувшись спасительницей вашей испорченной врагами кармы. Зато можно мирно полюбоваться на толпу люля («таджикских цыган»), которые в пестрых одеяниях расположились на местном перроне. Они обычно штурмом берут электричку, чтобы доехать до своих стойбищ, часто меняющих местопребывание.
Идем дальше по направлению к главному железнодорожному вокзалу. Под путепроводом можно увидеть старую бомжиху, постоянно сидящую здесь на своих баулах и что-то всегда пишущую в тонкую тетрадь. Затем, пройдя через толпу таксистов, предлагающих вам дорогостоящие поездки по городам области, и охранников у входа, а также пассажирский хаос на вокзале, попадаем, наконец, на перрон. Дальше к югу находим небольшой переходной мост, который выведет нас в Ленгородок. С этого моста открывается вид на корпуса РЭРЗа, прямого преемника одного из самых первых крупных предприятий города, железнодорожных мастерских. По мосту попадаем на переулок Вагонный. Сразу оказываемся в окружении маленьких деревянных домишек большой обветшалости. Не лучше выглядят сохранившиеся в неизменном виде с конца 19 века двухэтажные кирпичные строения. Это уже Ленгородок, который был классическим рабочим поселком в начале 20 века, а сейчас стал эталонным люмпенским районом. Забыто это историческое место и в планах развития Ростова на ближайшее время. Еще более законсервированный вид имеет т.н. Лягушевка, расположенная напротив Ленгородка, на левом берегу Темерника. Здесь когда-то жили рабочие кафельного завода.
Поднимаемся по переулку к улице Вагулевской. По этой улице жители Ленгородка ходят пешком в центр города, например, на центральный рынок, поэтому она, как правило, многолюдна. Вообще, на Ленгородке мало личных автомашин, и улицы по этой причине имеют вид исключительно пешеходных зон. Сейчас этот райончик имеет народное название Погореловка, данное в честь сгоревшего Спортклуба для рабочих РЭРЗа.
От улицы Вагулевской стоит прогуляться вверх по переулку Моторному к улице Трудящихся. Поднимаясь по переулку, можно увидеть остатки старой мощеной булыжником дороги. Не нужно издеваться над видом здешних халуп, так как среди местных жителей распространены теории о найденных в старых голубятнях древнерусских иконах и спрятанных в подоконниках золотых многопудовых крестах.
Неспешно пройдя один квартал по улице Трудящихся, спускаемся к улице Чебанова по переулку Солдатскому, одному из самых крутых на Ленгородке. Здесь даже устроена лестница между улицами Нагорной и Трудящихся. На северной стороне улицы Чебанова на зеленых железных воротах железнодорожного ПТУ можно заметить два рельефных герба СССР. Когда-то этот район славился своими революционными заслугами. В декабре 1905 года на улицах тогдашнего Затемерницкого поселения шли баррикадные бои пролетариата с царскими войсками. Теперь все забыто, и только вот такие детали, как советские гербы на воротах, напоминают еще о боевом пролетарском прошлом.
Отсюда попадаем на улицу Республиканскую. Она самая многолюдная в северной части Ленгородка. По ней олимпиадовцы и ленгородцы ходят в центр города. Но за 150 лет существования на ней так и не появилась канализация, поэтому помои выливаются прямо под ноги многочисленным пешеходам. У значительной части здешних люмпенов к тому же отключен свет, что способствует дефициту свечек в ленгородских магазинах. Для еще более полного ознакомления с жизнью местных жителей осматриваем один из дворов. Для начала мы попытаемся обойти лужу из помоев, непроизвольно задержав дыхание из-за концентрированной вони. Впрочем, обходить лужу не имеет смысла, так как она занимает все пространство двора. Правда, через лужу жителями хаотично навалены хлипкие материалы вроде картона, служащие для переправы. Не рекомендуем по ним передвигаться, тем более, что и с улицы видно, как живут хозяева старого двухэтажного дома. Окна, как правило, выбиты и задраены тряпьем или забиты досками.
Но, как оказывается, мы хотели зайти во двор к открытым люмпенам, не заботящимся об элементарных удобствах. Другие жилища более обустроены, и там живут слышавшие о цивилизационных благах люди. Как и положено для многих ленгородских улиц, улица Республиканская имеет верхнюю и нижнюю стороны, находящиеся на разных высотных уровнях. По верхней стороне идет асфальтированная дорога, по которой редко ездят здешние автолюбители. Но вскоре высотные уровни почти нивелируются и две стороны улицы сближаются. На этом участке много старинных домов, люмпенизированных жителей, и даже есть торгующие семечками бабушки. Примерно похожая застройка продолжается до квартала 5-этажных кирпичных зданий советского периода, сразу за которыми мы выходим на переулок Олимпийский.
Здешний район, расположенный между парком им. Собино с Ленгородком на юго-востоке и балкой Климова на северо-западе, рекой Темерник на северо-востоке и улицей Профсоюзной на юго-западе, сохранил название существовавшего в этих местах казачьего хутора Олимпиадовки, принадлежавшего когда-то станице Гниловской. Современная Олимпиадовка начала застраиваться еще до революции. Здесь селились рабочие писце-бумажной фабрики. В 20-30 гг. 20 века рядом с ней был построен еще и ГПЗ-34. Олимпиадовка известна в городе частыми акциями протеста местных жителей. Вот и жители переулка Олимпийского, по которому мы поднимаемся, устраивают периодически сходки и требуют у властей благоустроить их улицу. А благоустраивать есть что. Переулок кривой, малопроходимый даже для пешехода. Самопальная канализация вырыта прямо по середине проезжей части. Зимой на крутой улице образовывается ледяная горка, а летом после дождей любое движение тормозит непроходимая грязь.
Но мы медленно все же доходим до более обустроенной улицы Некрасовской. По ней доходим до переулка Бурного, по которому снова спускаемся на улицу Республиканскую. Вскоре эта улица упирается в центральный вход на ГПЗ-34. Возле ворот установлен памятник Ленину, выглядящему по-деловому, а над ним громадный гипсовый подшипник. Обходим завод с южной стороны, где оказываемся на улице. Скачкова. На этой улице расположен знаменитый на весь город дом-конюшня, чьи жители также много раз протестовали против отвратных жилищных условий. Здесь стоит пройтись внутри дома по узкому проходу и даже попытаться заглянуть в комнаты, бывшие когда-то стойлами для лошадей.
Если подняться вверх по балке, то можно выйти на улицу Мадояна, но мы спускаемся вниз по узкой тропе между гаражными кооперативами с севера и забором промзоны с юга. Наконец, мы выходим на улицу Лесопарковую в том месте, где она пересекает балку. Отсюда идем на улицу Майкопскую, которая выводит нас на Текучевский мост. Здесь в окружении типично говнярской одноэтажной застройки по склонам балки выделяются два двухэтажных кирпичных здания, как единственные до недавнего времени атрибуты цивилизации. Совсем недавно здешний район был одним из самых глухих в городе, но с введением в строй текучевского моста местные узкие улицы стали сильно оживленными. Здесь заканчивается Олимпиадовка. Для завершения нашего путешествия выйдем на южную сторону Текучевского моста, откуда открывается широкая панорама одноэтажных Олимпиадовки и Ленгородка.
Исторические названия районов Ростова
Наравне с такими известными районами, как Нахаловка и Богатяновка, в Ростове существовали и другие, которые уже практически забылись.
Городище — 1. Местность по левому берегу Темерника при впадении в Дон. 2. Долина Темерника в нижнем течении (район Железнодорожного вокзала).
На территории нынешнего Железнодорожного района располагались: поселок Зимовники (южнее Змиевской балки), хутор Семерники (район Нижней Гниловской), поселок Камышевахинский (в районе бывшего вертолетного поля), Ленгородок (район Лензавода между р. Темерник и ул. Трудящихся).
Купеческая слобода (между Богатяновским спуском и Театральным проспектом) возникает в 50-е годы XVIII в. В 30-е годы XVIII века на правом берегу Дона, напротив Зеленого острова (между нынешними 1-й и 11-й линиями города) появляется рыболовецкий и чумацкий Полуденный (то есть южный) стан, ставший селением Полуденка. С ним и слилась Купеческая слобода.
Прослышав о возможности заработать, на Дон двинулись жители городов центральной части России. Селились, где придется, делали землянки, ставили хатки без спроса у властей. Так выросла Богатяновка у Богатого источника.
Специфические «традиции» жителей Нового поселения сохраняются до сих пор.
Интересно Новое поселение и тем, что здесь практически не было разрушений в войну, а после нее почти не строили новых зданий. Прогулявшись по улицам этой части города, можно получить полное представление о том, каким был Ростов в конце XIX века.
В 3О-х годах построены «Дома-гиганты» на Ворошиловском проспекте и улице Профсоюзной. Все они воплощали идею домов-коммун, где рабочие и трудовая интеллигенция должны были жить со всеми удобствами, характерными для того времени. Вокруг них строились предприятия бытового обслуживания, школы и магазины. Моделью такой застройки являлись комплексы зданий под названием «Новый Быт». Один был построен на углу Красноармейской и Соколова, а другой на улице Суворова.
На Нольной улице также существуют подобные здания, образуя квартал Водников. они особенно эффектно смотрятся со стороны сохранившихся еще с дореволюционных времен трущоб, расположенных ниже Театральной площади.
Черным городом называлась вся центральная часть поселка Сельмаш, где сейчас находится кинотеатр «Юбилейный», машиностроительный техникум. Называлась потому что здесь стояли длиннющие бараки, и они были крыты черным рубероидом.
(Бибикова Е.Ю., Бибиков Ю.А. Забытые названия улиц Ростова; В. Сидоров. Энциклопедия)