Леонтьев считал что личность рождается

Леонтьев считал что личность рождается

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность “рождается” дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием “эффекта горькой конфеты” [57, с. 187—188].

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него “горькой”.

О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив — взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой—выполнить условие взрослого (“социальный” мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что “узлы” личности завязываются в интерперсональных отношениях [57, с. 187] и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне можно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия “завязывания” таких узлов.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также Проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.

Источник

Личность рождается дважды

В деятельностном подходе (автор А.Н. Леонтьев) считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение.

Первое рождение: подчинение социальным нормам

Первое рождение личности невозможно в одиночку, оно происходит только при наличии социума, хотя бы минимального. Тут обязательно есть хотя бы двое людей: жрец и его прихожанин, учитель и его ученик, взрослый и ребенок. В этом смысле говорят, что первое рождение личности происходит внутри социального индивида. О самостоятельности и взрослости тут речь не идет.

Ребенок социален, но не вполне: он может подчинять свою биологическую природу, но только когда за ним следят взрослые. Он становится послушен, он все понимает, но и только. Сам за собой он еще не следит.

Дети ходят в школу, иногда даже с удовольствием, если там интересно, но до подросткового возраста дети не говорят: «Мне нужно учиться». Если в кино интереснее, чем в школе, они (при отсутствии контроля взрослых) выбирают кино.

Второе рождение личности: осознанная самостоятельность

Второе рождение происходит тогда, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. Второе рождение обычно совпадает с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование.

Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался (Леонтьев Д.А., 2002).

Источник

Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву

Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория личности активно разрабатывалась А. Н. Леонтьевым.

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Основные положения данной теории сводятся к следующему.

По мнению исследователя, личность – это не только индивид, обладающий определенным жизненным опытом, это человек, чье развитие связано с формированием мотивационной сферы. Человека можно признать личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями социума. Качество и масштаб тех ценностей, которые усваиваются человеком и частью которых он становится, предопределяют качество и масштаб его личностных особенностей.

А. Н. Леонтьевым были определены и этапы развития личности, в общем смысле отраженные в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

«Первое рождение» личности

«Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте, знаменуя формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение неосознанных побуждений и влечений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

Возможно определение временных рамок «первого рождения»: оно начинается ориентировочно в возрасте 3 лет и продолжается вплоть до младшего школьного возраста. Следовательно, это не единовременный, а достаточно длительный процесс.

Основным критерием прохождения данного этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социального устройства общества в качестве основополагающих мотивов поведения. Внешним проявлением данного принятия выступает, например, способность ребенка «не брать» желаемый предмет лишь потому, что это запретил делать воспитывающий взрослый. Причем необходимо, чтобы эта способность проявлялась даже тогда, когда ребенок находится наедине с данным предметом: ребенок должен понимать, что предмет нельзя брать ни при каких условиях. Когда ребенок способен на такое подчинение желаний указаниям взрослого, можно говорить, что социальная норма, которая выступала внешним регулятором деятельности ребенка (то есть родителю приходилось повторять свое требование) преобразовалась во внутреннюю форму регуляции.

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельно необходимо описать выявленный в процессе одного из экспериментов А. Н. Леонтьевым «эффект горькой конфеты». В данном исследовании принимал участие ребенок-дошкольник. Суть эксперимента была сведена к следующему. Перед ребенком было поставлено задание: достать со стола предмет, не вставая с места, при том, что стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз за успешное выполнение задания ребенок получал конфету. В течение того времени, пока взрослый контролировал процесс, ребенок справлялся с заданием, как и необходимо – не вставая с места. На середине эксперимента взрослого якобы просили ненадолго выйти из кабинета, взрослый выходил (на самом деле он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок оставался один, чтобы достать предмет, он просто вставал с места, подходил его и брал. Взрослый, вернувшись в комнату и обнаружив предмет в руках ребенка, предложил ему конфету за правильно выполненное задание. Но ребенок сначала отказался от награды, а потом, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

А. Н. Леонтьев предлагал следующее объяснение данному феномену. Любое действие ребенка является объективно вписанным в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок – взрослый», другим – «ребенок – предмет». А в связи с тем, что любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано лишь в формате деятельности этого субъекта, движимого конкретным мотивом, А. Н. Леонтьев указывает, что действие ребенка по-разному соотносилось с двумя значимыми для него мотивами: желание взять предмет (так как за него предполагается награда), но социально одобряемым образом его получить достаточно сложно (а ребенок в таком возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил награду за «правильно» выполненное задание, ребенок переживал конфликт мотивов, в связи с чем конфета для него была «горькой» относительно личностного смысла.

Данный эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс соподчинения мотивов, при этом наиболее важными представляются именно социально значимые мотивы, отражающие следование социальной норме.

«Второе рождение» личности

Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.

Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».

В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания.

Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.

Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок.

Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.

Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта.

Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.

Источник

Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, и их критерии

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Возвратимся к проблеме определения понятия «личность» в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность — это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, например, телосложение и его связь с особенностями темперамента, мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная не-

1 Эта проблема часто формулируется в психологии как проблема соотношения «интеллекта» (под которым в данном случае подразумеваются все познавательные процессы) и «аффекта» (под которым в данном случае имеются в виду все мотивационно-смысловые стороны деятельности человека). Как мы видим, в деятельностном подходе эта проблема диалектически решена: аффект и интеллект находятся друг с другом в конкретном единстве.

повторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз, особенности внешности и т.п.). «Правда» этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности — в этом можно сомневаться.

А. Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, например с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь «органической предпосылкой» формирования личности, а на базе этих предпосылок могут быть сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, если взрослый определенным образом не «означит» этот дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.

Обратимся в этой связи к литературному примеру (может быть, он покажется кому-то немного искусственным, но зато он хорошо иллюстрирует процесс означивания дефекта другим человеком и тем самым осознания данного индивидного свойства как «дефекта» его обладателем). В опере П.И.Чайковского «Иоланта» главная героиня слепа от рождения, но не знает об этом, поскольку окружающие тщательно выстроили способы общения с ней и избегают упоминаний в речи соответствующих слов. Случайная встреча «открывает ей глаза»: она не такая, как все, она не знает о мире, который знаком любому зрячему человеку. И девушка переживает, можно сказать, душевный кризис и чувствует себя неполноценной. Так что какой именно будет личность мальчика с врожденным вывихом тазобедренного сустава (станет ли он завистником или будет, напротив, чрезвычайно доброжелателен к людям) — зависит от очень многих факторов, которые нельзя искать в самом дефекте и в самом индивиде.

Поэтому в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической 1 эволюции. Индивид — продукт онтогенетическо-

1 Выше говорилось, что в чистом виде биологического развития человека в условиях человеческого общества не бывает. Поэтому надо помнить об условности термина «биологическое» по отношению к развитию человека даже на самых ранних этапах его приобщения к культуре.

го развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой — социальной — стороны. Поэтому А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериори-зации социальных норм является «феномен горькой конфеты» (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали — и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение — отношение «ребенок — взрослый», второе — «ребенок — предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что

одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.

Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.

Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо

решать самому) — и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась — «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

Впрочем, всю диалектику становления человека личностью можно понять, лишь изучив соответствующую систему курсов по психологии личности. В следующем параграфе мы представим ориентировочную основу дальнейшего движения в проблематику психологии личности, предложив возможную схему строения личности (в данном случае мы используем понятие «личность» в самом широком смысле — как синоним понятия «человек»). В создании данной схемы (имеющей исключительно учебный характер) были использованы материалы исследований А. Г.Асмолова и Д.А.Леонтьева, работы которых можно рекомендовать читателю для дальнейшего знакомства с проблемами психологии личности [5; 68].

Источник

Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву — Личность

Если в западной психологии возникновение психологии личности можно датировать концом 1930-х годов, когда появились первые обобщающие книги о личности К. Левина, Г. Олпорта и Г. Мюррей появился, эта проблема на самом деле долгое время была закрыта для реальных исследований в нашей стране из-за возрастающей идеологической остроты, наряду с такими дисциплинами как психодиагностика, психотерапия, социальная психология, социология — ее «оттепель» началась только с конца 1960-х годов, Эта «оттепель» началась только в конце 1960-х годов, когда вновь стало возможным серьезное обсуждение личности в гуманитарных науках. До этого разделы о личности в учебниках для колледжей ограничивались очень общими терминами и в основном сводились к характеру, в то время как характер сводился к темпераменту и другим индивидуально-типологическим признакам.

Практически первой отечественной книгой, раскрывшей проблемы личности профессионально, а не через идеологический словарь, стала книга И.С. Кон «Социология личности», и только в 1980-е годы проблемы психологии личности стали выходить на первый план.

Одним из немногих оригинальных аборигенных подходов, который по праву можно рассматривать как относительно последовательную независимую психологическую теорию личности, является теория А.Н. Леонтьева. Все его публикации, посвященные психологии личности, содержатся в очень сжатые сроки — фактически, за пять лет. Первой публикацией на эту тему стала короткая статья «Некоторые психологические вопросы личного воздействия»; вскоре после этого была написана знаменитая глава «Деятельность и личность», которая сначала была опубликована в журнальном варианте, а затем включена в книгу «Деятельность. Осознание. Личность. Это то, что сейчас известно как теория личности Леонтьева. Однако недавно опубликованные «Методические тетради» из архива Леонтьева, датируемые примерно 1940 годом, но опубликованные лишь через 15 лет после смерти Леонтьева, содержат в своих тезисах почти все идеи, которые легли в основу публикаций 1970-х годов. Публиковать их в течение многих лет не представлялось возможным, но само их существование опровергает первоначальное впечатление о том, что отечественная психология личности значительно отстает от западной психологии.

В своих сравнительно небольших текстах А.Н. Леонтьев, конечно же, не смог разработать теорию личности во всех ее деталях и подробностях. Ему, однако, удалось построить достаточно тонкую и логически последовательную основу теории личности, которая послужила основой для работы ряда его учеников, чьи имена сегодня ассоциируются, прежде всего, с отечественной психологией личности. А.Г. Асмолов, Б.С. Братус, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Суббоцкий внесли наиболее весомый вклад в развитие этого направления деятельности за последние три десятилетия.

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Личность

С самого начала Леонтьев привносит в эти работы фундаментальный отход от взглядов большинства своих современных психологов.

«В обычном, мирском понимании, — пишет А.Н. Леонтьев в своих Методических тетрадях, — это то, что управляет индивидуальными процессами деятельности, поведения. Это «мастер» процессов. Леонтьев считает, что это обычный способ мышления. Вообще-то, нет: Личность не является особым качеством или взаимосвязью психических процессов, она имеет иную природу: «Проблема личности — это проблема единства, взаимосвязь индивидуальной деятельности».

Разница между этими формулировками очень существенна. Взаимосвязь психических процессов — это то, что относится к психической реальности. Таким образом, мы относим личность к общей категории психики; личность оказывается одной из структур психики. А.Н. Леонтьев, с другой стороны, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики на уровень отношений с миром; как он впоследствии выразился, «проблема личности формирует новое психологическое измерение: новое, отличное от измерения, в котором происходит изучение того или иного ментального процесса». Эта позиция, идущая от Выготского, принципиально отличает подход А.Н. Леонтьева от взглядов А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно идеям А.Н. Леонтьева, личность — это особая реальность, заслуживающая особого внимания: «Личность — это не простое биологическое существо, это высшая сущность, историческая (социальная) природа». Это единство, идентичность, изначально не дано. Человек рождается не как личность. Личность человека возникает в процессе развития его жизни».

Таким образом, Леонтьев определяет личность как контекст, иерархию деятельности, а не психические процессы. «Человек становится личностью …. в ходе его биографии. В этом смысле личность — это «тромб» биографии». Иными словами, личность не является ни биологической, ни социальной, ни условиями, ни факторами, а является биографией, жизненным опытом! Личность — результат «кристаллизации» биографии. Это первая диссертация А.Н. Леонтьева.

Второй тезис: личность развивается, то есть существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют никакого отношения к развитию психических процессов. Третий тезис: личность имеет структуру. В самом начале вводится разграничение между человеком и личностью. Если человек является разновидностью биологического образования, единицей естественных органов и их функций, то личность является небиологической сущностью. Она возникает постепенно и обретает форму в течение жизни, так что возникает структура личности и в то же время личность, независимая от личности.

Действительно, та же самая общая идея, хотя и в несколько иных выражениях, перекликается в Деятельности более чем на три десятилетия позже. Сознание. Личность». Леонтьев начинает свой анализ личности с важного тезиса о том, что личность — это не все в человеке. Есть что-то, что не имеет ничего общего с личностью, и есть что-то, что делает, но это не известно заранее. «Одни и те же характеристики человека могут иметь разные отношения с его личностью». Наша задача, — пишет А.Н. Леонтьев, — требует от нас понимания личности как психологической реформации, которая формируется в жизненных отношениях индивида». Все остальное — как природное, так и социальное — является необходимым условием развития личности, из которого невозможно вывести само развитие.

Личность впервые возникает, когда человек входит в историю, и он становится человеком только как субъект социальных отношений. «Личность человека ни в коей мере не существует по отношению к его деятельности, поскольку его сознание, оно порождено им».

Позиция А.Н. Леонтьева в отношении личности как «внутреннего момента» деятельности вызвала много критики, в которой его обвиняли в том, что он якобы сводил личность к деятельности, тем самым лишая ее специфичности. Однако Леонтьев никогда не говорил, что личность — это просто момент деятельности. Смысл этого тезиса состоит в том, что деятельность имеет «объектно-субъектную» структуру, она не может происходить без субъекта, который является личностью. Деятельность складывается из мотивов, а мотивы связаны с личностью, но не с личностью.

Развитие личности. Личность и биография

Человек — это сочетание естественных органов и их функций, возникающее в результате дифференциации и в то же время интеграции живых контуров. Именно связь естественных потребностей определяет естественную иерархию деятельности. Личность, с другой стороны, является «связующим звеном и иерархии деятельности, не биологической, а исторической». Она определяется процессом дифференциации деятельности и ее переподчинения, возникает новая иерархия, новые, вторичные, высшие связи.

В этом тезисе четко прослеживается преемственность с линией Выготского. По его мнению, помимо естественных функций, существуют и более высокие функции человека. Они появляются в жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства во внутриличностное (в этом суть процесса интернационализации). Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с другими людьми.

Ниже приведен раздел «Филогенез личности. «Первоначальная личность…», — пишет Леонтьев, «еще не является индивидуальной личностью». Люди первобытного кланового общества… еще не… «отделенный от пуповины первобытного общества». Они образуют некое единое целое. Исторически сложилось так, что личность развивается как отделение и автономизация индивидуумов от первичной тотальной личности. Первоначально сообщество, социальная группа — это единая личность, затем из нее постепенно выкристаллизуется автономная личность.

Следующий основной тезис характеризует направление развития личности: от «действия для удовлетворения своих естественных потребностей и призывает» к «удовлетворению своих потребностей, чтобы действовать, чтобы выполнить свою жизненную задачу, чтобы выполнить свои жизненно важные человеческие цели». Причинно-следственная структура перевернута: сначала действия ради нужд, затем нужды ради действий.

Теория личности активно развивалась А. Н. Леонтьевым.

Основные положения этой теории можно резюмировать следующим образом.

По мнению исследователя, личность — это не просто человек с определенным жизненным опытом, а человек, развитие которого связано с формированием мотивационной сферы. Человек может быть признан личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями общества. Качество и масштаб ценностей, которые человек усваивает и принимает, определяют качество и масштаб его личностных характеристик.

А. Леонтьев определил этапы развития личности, которые, как правило, отражены в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

«Первое рождение» личности

«Первое рождение» происходит в дошкольном возрасте и знаменует собой формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение бессознательных мотивов и побуждений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

Можно определить временные рамки «рождения первого ребенка»: Она начинается примерно в 3 года и продолжается до младшего школьного возраста. Таким образом, это не одновременный, а длительный процесс.

Основным критерием существования этого этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социальной структуры в качестве основных мотивов поведения. Внешним проявлением такого принятия является, например, способность ребенка «не брать» желанный предмет просто потому, что взрослый, который его воспитывает, запретил это. Важно, чтобы эта способность вступала в игру даже тогда, когда ребенок находится наедине с объектом, о котором идет речь, — ребенок должен понимать, что объект не должен быть взят ни при каких обстоятельствах. Когда ребенок способен таким образом подчинить желания распоряжениям взрослого, можно сказать, что социальная норма, действовавшая как внешний регулятор деятельности ребенка (т.е. родителю приходилось повторять его требования), превратилась во внутреннюю форму регулирования.

Отдельно необходимо описать «эффект горьких конфет», выявленный в ходе одного из экспериментов Леонтьева. В этом расследовании участвовал ребенок дошкольного возраста. Суть эксперимента была суммирована следующим образом. Ребенку было дано задание забрать предмет со стола, не выходя из комнаты, при этом стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз ребенок получал конфетку за успешное выполнение задания. За это время, в то время как взрослый контролировал процесс, ребенок выполнял задание по мере необходимости — не вставая. В середине эксперимента взрослого якобы попросили ненадолго покинуть комнату, и он вышел (на самом деле, он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок остался один, чтобы забрать предмет, он просто встал со своего места, подошел к предмету и взял его. Взрослый, который вернулся в комнату и нашел предмет в руках ребенка, предложил ему кусочек конфеты для правильного выполнения задания. Но ребенок сначала отказался от награды, а когда взрослый настаивал, то плакал тихо.

А. Н. Леонтьев предложил следующее объяснение явления. Каждое действие ребенка объективно вписывается в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок — взрослый», другим — «ребенок — субъект». А поскольку любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано только в форме деятельности этого субъекта, движимого определенным мотивом, А.Н. Леонтьев отмечает, что действие ребенка по-разному коррелировало с двумя значимыми мотивами: желанием забрать объект (поскольку за него ожидается награда), но получить его социально-утвержденным способом сложно (а ребенок в этом возрасте старается оправдать ожидания взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил вознаграждение за «правильное» решение задания, ребенок испытал мотивный конфликт, сделав конфету «горькой» для него в личном смысле.

Этот эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс со-подчинения мотивов, и социально значимые мотивы, отражающие соблюдение социальной нормы, представляются наиболее важными.

«Второе рождение» личности

В подростковом возрасте происходит процесс «повторного рождения», который проявляется в формировании способности выявлять мотивы своей деятельности, контролировать их, подчинять друг другу.

Непосредственно перед «вторым рождением» личность имеет достаточно устойчивую иерархию мотивов, которая уже сложилась благодаря предыдущей деятельности, но считает необходимым ее пересмотреть. Это происходит потому, что спектр социальных отношений, в которые вступает ребенок, и количество видов деятельности, которые реализуют эти отношения, становятся все более широкими, а противоречия возникают в диапазоне их соответствующих социальных мотивов. Это становится особенно очевидным в первый раз, когда социально санкционированное действие ребенка (например, не пропустить ни одного урока) неожиданно резко отрицательно оценивается другими учениками класса, которые стали для подростка «близкими людьми».

В этом возрасте ребенок начинает задавать глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего следует избегать, каковы должны быть идеалы жизни и т.д. Это, конечно, требует большой работы по самосознанию.

Важным показателем прохождения этапа «второе рождение» личности является первое самостоятельное и ответственное действие человека.

С учетом этого показателя, выделенного А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще более сузить рамки понятия «личность», утверждая, что только личность, способная на такое действие, может быть названа личностью.

Таким образом, после «первого рождения» пока нельзя говорить о личности, а только о социальном индивидууме, способном воспринимать социальную норму как значимый внутренний регулятор поведения, не заботясь о других возможных социальных нормах.

Однако социальная личность не всегда становится личностью, поскольку фаза «второго рождения» подразумевает повышение степени ответственности и самостоятельности личности, что может привести к выявлению новых проблем субъекта.

Например, одной из таких проблем могло бы стать обладание большей свободой действия, к которой субъект не привык — и поэтому убегает от нее (одна из книг Э. Фромма, изучавшего эту проблему, называлась «Полет от свободы»). Более того, человек, решивший что-то сделать, всегда рискует совершить ошибку, не выбрав наиболее удачную стратегию поведения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть фото Леонтьев считал что личность рождается. Смотреть картинку Леонтьев считал что личность рождается. Картинка про Леонтьев считал что личность рождается. Фото Леонтьев считал что личность рождается

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *