Лепет ребенка что это

Лепет ребенка что это

Часто речь маленьких детей может понять только тот, кто с ними живет. В таком возрасте речь ребенка носит ситуативный характер. Иногда дети в определенных ситуациях начинают использовать слова из своего «детского словаря».

Есть дети, которые уже в полтора года хорошо говорят, используют десятки слов. Их молчаливые ровесники обычно понимают много слов, а вот в речи используют значительно меньше. Очень часто в это виноваты сами родители. Он стараются сами договорить за ребенка, задают наводящие вопросы, и ребенку ничего не остается, как просто кивнуть в ответ. Поэтому ребенку нет необходимости объяснять, выражать свои желания, его итак понимают. Такой метод диалога подходит для детей до года, но ни в коем случае для двух- или трехлетних детей. Как же поступать, чтобы ваш ребенок заговорил?

В первую очередь, делайте вид, что не понимаете того, о чем говорит ребенок. Переспросите его или сделайте совсем не то, что он имел ввиду. Ребенку будет приятно чувствовать себя более сообразительным, чем мама, и его речь с этого моменты может начать развиваться.

Лепет ребенка что это. Смотреть фото Лепет ребенка что это. Смотреть картинку Лепет ребенка что это. Картинка про Лепет ребенка что это. Фото Лепет ребенка что это

Ребенок, который не говорит нормально, придумывает язык для себя сам. Сначала он начинает говорить на нем в процессе игры, обращаясь к игрушкам, потом может начать планировать свои будущие действия. В такой ситуации важно помочь своему ребенку, задавать ему конкретные наводящие вопросы. Например, «Куда ты хочешь положить эту игрушку?», «Что ты собираешься собрать из кубиков?». Ответы на вопросы не должны быть односложными. Развернутые диалоги между родителем и ребенком помогут последнему научится вести беседы как внутренние, так и внешние на понятном всем языке.

Расширяйте словарный запас ребенка, не делайте скидку на его возраст. При разговоре с ребенком используйте развернутые предложения, говорите с ним нормальным тоном, комментируйте свои действия. Конечно, это не означает, что надо начать читать ему заумные доклады, но и доводить свою речь до «сюсюкания» не следует.

Чем больше слов слышит ребенок, тем больше его словарный запас, пусть даже пока и пассивный. То есть расширяется состав слов и фраз, которые он понимает, хотя пока и не употребляет в своей речи.

Не читайте маленькому ребенку нотаций. Даже если он хорошо говорит, он еще не понимает всего того, что слышит. Маленькие детки с трудом понимают абстрактные рассуждения о том, что нельзя совать пальцы в розетку, или что капризничать нехорошо. Он просто еще не дорос до сложных объяснений, не злитесь на него, если у него не хватает терпения выслушивать до конца ваши наставления.

Лепет ребенка что это. Смотреть фото Лепет ребенка что это. Смотреть картинку Лепет ребенка что это. Картинка про Лепет ребенка что это. Фото Лепет ребенка что это

Маленькие дети начинают говорить с простых слов, сначала с существительных и местоимений, потом начинают проговаривать прилагательные и глаголы. В тот момент, когда устанавливается речь ребенка, очень важно, чтобы родители сами использовали грамотную речь. Нельзя повторять за ребенком его неправильный детский лепет, это, конечно, и забавно, но пользы для ребенка от этого мало.

В год детки уже могут осознанно произносить около десятка слов. К двум годам в словарном запасе ребенка примерно триста слов. А в трехлетнем возрасте количество используемых слов должно быть около полутора тысяч. Ребенок может говорить уже на одном уровне с взрослыми.
Соблюдая вышеизложенные рекомендации, вы поможете своему ребенку правильно и раньше заговорить.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Развитие речи у детей

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Лепет ребенка что это. Смотреть фото Лепет ребенка что это. Смотреть картинку Лепет ребенка что это. Картинка про Лепет ребенка что это. Фото Лепет ребенка что это

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детейраннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Лепет ребенка что это. Смотреть фото Лепет ребенка что это. Смотреть картинку Лепет ребенка что это. Картинка про Лепет ребенка что это. Фото Лепет ребенка что это

Как правильно формировать речь

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Лепет ребенка что это. Смотреть фото Лепет ребенка что это. Смотреть картинку Лепет ребенка что это. Картинка про Лепет ребенка что это. Фото Лепет ребенка что это

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Источник

Лепет ребенка что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Лепет ребенка что это. Смотреть фото Лепет ребенка что это. Смотреть картинку Лепет ребенка что это. Картинка про Лепет ребенка что это. Фото Лепет ребенка что это

Как подготовить ребенка к освоению речи?

Бесплатные занятия с логопедом

Как подготовить ребенка к освоению речи?

Конечно, лучшее средство подготовить ребенка к освоению речи — это разговаривать с ним с самого рождения, и все родители обычно так и делают, тем не менее разные дети начинают говорить в разное время. Ребенок получает доступ к языку, речи не только потому, что разговаривают непосредственно с ним, но и потому, что речь постоянно звучит вокруг него: младенец словно бы купается в речи.

Франсуаза Дольто настаивает на том, что с ребенком надо говорить, не пытаясь разобраться, что ему понятно, что непонятно, — в этом нет никакой необходимости.

Сюсюкайте с ним… пока он в колыбели! 1

Собственными средствами общения ребенок владеет с первого дня жизни. Когда младенцу, даже новорожденному, больно, неудобно, когда он хочет есть или пить — он кричит или плачет, выражая тем самым свои специфические потребности.

Двух-трехмесячный ребенок, отвечая на обращение к нему или инициируя контакт с окружающими, использует предречевые вокализации2, он уже начинает гулить, агукать, и это обычно свидетельствует о том, что все хорошо, он всем доволен. Количество и разнообразие звуков растет, младенцу приятно издавать эти звуки, ему так же приятно их слышать, он чрезвычайно внимателен к реакции родителей на его «высказывания». Общение родителей с детьми на этом этапе строится в основном именно на таком обмене звуками. Ребенок очень рано начинает узнавать маму, отличать голос матери от голосов других взрослых.

Мы склоняемся к малышу, и наш разговор с ним сводится всего лишь к поочередному произнесению «агу», «гули-гули» или чего-то подобного, при этом и мы, и малыш одинаково довольны. Но это не просто «гули-гули»: очевидно, что взрослый меняет голос, приспосабливая его к детскому, что, общаясь с ребенком, он начинает играть интонациями и ритмом речи, «коверкает» слова…

– Не бойтесь показаться смешными — без всяких сомнений сюсюкайте и лепечите, общаясь с младенцем.

– Научные исследования показывают, что именно сюсюканье, к которому взрослые прибегают интуитивно, обладает теми ритмическими и звуковыми характеристиками, которые делают речь взрослого привлекательной для совсем маленького ребенка.

– Слова превращаются в музыку, а сопровождающие их телодвижения — в танец, поэтому ребенок так реагирует. Если пользоваться средствами нормальной речи, подобного эффекта не будет.

– Не забывайте делать паузы, чтобы малыш мог вам «ответить»!

– Старайтесь говорить с ребенком в такой позе, при которой ваше лицо максимально к нему приближено: младенец не только слушает, но и смотрит на вас, особенно — на ваш рот, и учится приспосабливать слова к движениям губ и, наоборот, учится артикуляции. Живая речь предполагает участие в ней и тела.

Младенцы, развитие речи которых стимулируется не общением со взрослыми, а телевидением, обычно начинают говорить гораздо позже.

Когда ребенку исполняется пять-шесть месяцев, его словесный репертуар, к великой радости мамы и папы, становится шире. Младенец постепенно переходит от гуления к лепету, он подражает услышанным звукам, прекрасно имитируя движения рта, особенно — губ взрослого. Он чрезвычайно восприимчив к эмоциям, которые читает на лицах родителей, следовательно — и к их улыбкам!

Начиная со второго полугодия жизни речевые возможности малыша расширяются с помощью игр типа пряток, например: «а где у нас мальчик?» — «а вот он, мальчик, ку-ку!», — естественно, в игру могут и должны включаться предметы и игрушки, те, что рассматривались в этой книге ранее как объекты обоюдного интереса. Американский психолог Дж. Брунер3 считает период обоюдного интереса взрослого и ребенка к тем или иным предметам предшествующим, причем задолго предшествующим появлению у ребенка речевых навыков.

Ваш малыш показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Именно в этот момент он призывает вас разделить его интерес к этому предмету, и это аутентичный акт общения.

Из непрерывной цепи игровых и бытовых моментов повседневной жизни ребенка складывается его будущая коммуникативная стратегия, выстраиваются способы общения с миром, а это, в свою очередь, благоприятствует формированию речевых навыков, возникновению речи.

Основные этапы речевого развития

Язык, который слышит вокруг себя ребенок, усваивается им постепенно, так же — от этапа к этапу — происходит и развитие речи: отдельные гласные звуки, гуленье, агуканье, лепет, «особые» слова, первые настоящие слова, словосочетания — все это еще до того, когда ребенок начнет конструировать фразы и правильно пользоваться местоимением «я».

Лепет.

Ребенок произносит удвоенные или утроенные слоги: «та-та», «да-да», «ма-ма-ма» — к восьми-девяти месяцам.

Первые слова.

Они приходят не раньше чем к десяти месяцам — году: ребенок наконец выговаривает долгожданное «мама» или «папа».

«Особые» слова.

Специфически детские. Впервые их можно услышать от ребенка, которому примерно год и три месяца. Каждое такое слово — это последовательность звуков, имитирующая реально существующие слова, но совершенно непонятная, хотя по интонации внимательные родители иногда и могут догадаться, что это значит, потому что к этому времени малыш уже располагает лексиконом из шести-десяти слов.

Словосочетания.

К двум годам словарь малыша обогащается словосочетаниями вроде «тутите мутити» («включите музыку») или «дати ляпака» («дайте яблоко»). Ребенок начинает сопровождать слова жестами: протягивает руку и говорит «дай!».

– Не просите ребенка правильно строить фразы, если он еще на стадии словосочетаний.

– Не пытайтесь ускорить развитие речи, заставляя малыша повторять за собой слова, — при таком методе он почти наверняка будет заучивать их бессмысленно, как попугай.

– Не цепляйтесь к тому, что дитя неправильно произносит слова, что фразы у него «неуклюжие». Не исправляйте его, лучше повторите его просьбу правильно и выполните ее. Услышав, к примеру, от ребенка «атю мако», скажите: «Хочешь молока? Сейчас дам».

Нормальное развитие речи предполагает хорошее понимание, и именно это хорошее понимание предшествует обычно способности правильно выражать свои мысли.

К трем годам фразы, которые произносит ребенок, становятся более четкими, малыш уже может спрашивать, отказываться, но главное для него на этом этапе, новом для него этапе осознания себя, — самоутверждение, и он начинает говорить о себе «я».

Язык теперь уже не просто средство коммуникации — язык становится отражением развития личности.

В три года совершается настоящая речевая революция, происходящее с ребенком подобно взрыву: до сих пор ваш малыш расширял свой словарь постепенно, а сейчас вы внезапно замечаете, что он знает сотни слов и умеет ими пользоваться.

Ребенок мгновенно запоминает все новые и новые слова — стоит только их услышать, он усваивает правила языка, и это позволяет ему составлять все новые и новые фразы.

– Развитие речи теперь происходит по экспоненте, быстро и неуклонно, потому в это время особенно необходимо читать ему книжки, отвечать на его вопросы, играть с ним.

Поскольку речевое развитие — отражение развития психологического, отставание в речи всегда вызывает тревогу.

Первые трудности

Имеются в виду проблемы с артикуляцией или с произношением.

Проблем таких, когда ребенок начинает говорить, много, но они редко отличаются оригинальностью. Обычно родители жалуются на то, что малыш, просовывая язычок между передними зубами, произносит «з» вместо «ж», или на то, что он шепелявит, пришепетывает, плохо ворочает языком, заикается

Речь его пока не льется свободно, он запинается на словах и слогах. Нельзя назвать уверенной речь малыша, если он еще лепечет, говорит «авака» вместо «собака» или «ту-ту» вместо «машинка».

Когда ребенок осваивает речевые навыки, заикание, шепелявость и лепет — обычное дело.

– Не старайтесь постоянно его исправлять, особенно если он запинается, — это нормально. То, что он говорит, гораздо важнее того, как он говорит.

– Если он плохо выговаривает слова, повторите это слово, сказав правильно, но не заставляйте его всякий раз повторять за вами.

– Но если эти проблемы не исчезают к четырем-пяти годам, лучше обратиться к логопеду.

Если в пять лет ребенок все еще сюсюкает и лепечет

Речевые расстройства часто возникают в результате психоэмоциональной незрелости.

Даже если вы сами не сюсюкаете с ребенком и дома не умиляются каждому его неправильному словечку, у него может наблюдаться некий возврат в прошлое, в одних случаях — временный, преходящий (чаще всего такое бывает после рождения в семье еще одного малыша), в других — связанный с трудностями роста, взросления.

Ребенку может понадобиться помощь психолога и логопеда — особенно если психоэмоциональное отставание сопровождается у него речевым: бедностью словаря, не характерными уже для этого возраста трудностями в построении словосочетаний и фраз…

Как выявить речевые проблемы, если ребенок ходит в детский сад

Детский сад — место, где трудности такого рода обнаруживаются сами собой.
В младшей группе, группе трехлеток, воспитатель может понаблюдать за тем, как происходит общение вашего ребенка с другими детьми: хорошо ли его понимают, старается ли он быть понятым. Воспитатель непременно заметит и еще одно — воспринимает ли малыш советы и запреты.

Профилактический осмотр четырехлетнего ребенка даст возможность выявить проблемы со слухом.

– Первым делом, прежде чем вести ребенка в центр распознавания специфических расстройств речи, поговорите с логопедом, работающим в вашем детском саду.

– Качество речи ребенка от четырех до шести лет можно также проверить, попросив его описать какое-нибудь событие или придумать какую-нибудь историю. Если описание будет логичным и последовательным, все в порядке.

Если родители — билингвы

Ребенок, которого с двух сторон «осаждают» два разных языка, находится в более трудном положении, чем ребенок в семье, где все говорят на одном языке, и ему требуется немножко больше времени на то, чтобы освоить устную речь. Зато в будущем, когда ребенок начнет учиться, билингвизм станет скорее козырем, так что ни в коем случае не следует отказываться от этого богатства.

Обычно родителям дают такой совет: пусть каждый из них говорит с малышом на своем родном языке.

Такие расстройства распознаются родителями легче, если ребенок говорит с мамой на ее родном языке, а с папой — на его.

1 Некоторые специалисты, наоборот, советуют не сюсюкать с ребенком вообще.
2 Вокализация в обычной литературе, в музыке — это, как известно, пение на одних гласных звуках, по-научному же (лингвистика, историческая лингвистика) это «переход согласного звука в гласный».
3 Брунер Джером Сеймур (р. 1915) — выдающийся американский психолог и педагог, один из крупнейших исследователей восприятия, мышления и речи.

Источник

Лепет ребенка что это

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *