Лепта вдовицы книжн что значит

Лепта – от греческого слова «лептон», что означает «без кожуры». Они были тонкие, как лепестки, и потому имели неправильную форму. Это были монеты минимального достоинства, имевшие хождение в Иерусалиме при жизни Христа. Предположительно именно эти монеты упоминались в библейской истории о бедной вдове. В английском переводе короля Якоба (1611 г.) для этой известной монеты используется слово “mite” (скромная доля, лепта).

Монетки всегда были неровными и низкого качества– их отливали и отламывали небрежно. От того, что такую мелочь не берегли и она, бренча в кошельках, терлась о другие монетки, лепты сильно стирались.

Есть две разные, хотя и похожие монеты, которые упоминаются в качестве «лепты вдовы».

► Поменьше – лепта
► Побольше – прута.

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит

Между собой эти монеты полностью идентичны, прута лишь чуть крупнее и тяжелее. Эти монеты часто смешивались и при разборе многочисленных кладов с этими монетами обычно встречаются и пруты, и лепты. И, хотя в Библии упоминается только лепта, благодаря общности этих монет, обе они сегодня обычно считаются теми самыми «лептами».

На две лепты в первом веке можно было купить небольшой кусок хлеба, ветку винограда или несколько смокв. По сути лепта была дневным пропитаем одного бедного человека. Сильный мужчина мог заработать такую сумму за час.

Согласно иудейским источникам в Храме построенном Иродом Великим вдоль стен стояли 13 сосудов для пожертвований. Сделаны они были в виде труб (шофаров) для того, чтобы под видом пожертвований человек не мог украсть деньги из ящика.

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит

Однако, Иисус Христос оценил эту жертву выше всех богатых вкладов, сделанных от избытка имения.

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит

Ящики для пожертвований были установлены в так называемом «дворе женщин», т.е. в той часте храма, где женщинам было разрещено поклоняться Богу.

Но вот среди прихожан показалась бедная вдова. В смирении подошедши к сокровищнице, она положила в неё две лепты.

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит

Увидев это, Господь сказал: «Подозвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им:

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значитМы можем представить себе изумлённые лица учеников. Ведь они знали, что крупные суммы на Храм шли от людей состоятельных. Как правило, эти «новые израильтяне» громко трубили о своих дарах: «Смотрите, мне для Бога ничего не жалко! С таким богатством, как у меня, даже крупное пожертвование – это раз плюнуть».

В этом свете дополнительный смысл приобретают слова Спасителя:

Вот почему, когда Господь указал на самого большого жертвователя, ученики, скорее всего, ожидали увидеть кого-то из богачей, сорящего деньгами направо и налево.

► Но нет! Их взору предстала скромно одетая женщина, вдова.

Указывая на неё, Иисус сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё»

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит

Как известно, вдовы, наряду с сиротами, являлись самой беззащитной, экономически бесправной частью израильского общества. Не удивительно, что у женщины, пришедшей в храм, не было лишних денег.

Источник

Лепта вдовицы

Смотреть что такое «Лепта вдовицы» в других словарях:

Лепта вдовицы — Лепта вдовицы. Ср. Пришедши же, одна бѣдная вдова положила (въ сокровищницу) двѣ лепты. Подозвавъ учениковъ своихъ, Іисусъ сказалъ имъ: истинно говорю вамъ, что эта вдова положила больше всѣхъ, ибо всѣ клали отъ избытка своего, а она отъ скудости … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Лепта вдовицы — на Викискладе? Лепта вдовицы выражение, означающее: ж … Википедия

лепта вдовицы — Ср. Пришедши же, одна бедная вдова положила (в сокровищницу) две лепты. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта вдова положила больше всех, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ЛЕПТА — вдовицы. Книжн. Устар. Скромное пожертвование, сделанное от всего сердца. ЗС, 292. /em> Выражение из евангельской притчи; лепта мелкая медная монета в Древней Греции. БМС 1998, 335. Вносить/ внести свою лепту во что. Книжн. Делать свой посильный… … Большой словарь русских поговорок

Лепта — У этого термина существуют и другие значения, см. Лепта (значения). Лепта, 1869 … Википедия

ЛЕПТА — (греч. lepon, от leptos мелкий). 1) древнегреческая и современная у греков = 1/100 драхмы, медная монета = 1/4 коп. сер. 2) посильное пожертвование. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕПТА греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛЕПТА — ЛЕПТА, лепты, жен. (от греч. lepton). 1. Мелкая монета в Греции. 2. перен. Посильное подаяние, вклад (из евангельского рассказа о лепте вдовицы) (книжн., устар.). Трудовая лепта. Внести свою лепту. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЛЕПТА — ЛЕПТА, ы, жен. 1. Денежная единица в Греции. 2. перен. Посильный, малый вклад. • Внести свою лепту во что принять посильное участие [по евангельскому сказанию о скромном приношении вдовицы, отдавшей своё последнее и признанном Иисусом Христом… … Толковый словарь Ожегова

Библейские денежные единицы — «Изгнание торгующих из храма». Николай Хабершрак, середина XV века Библейские денежные единицы ближневосточные, древнегреческие, древнеримские и другие … Википедия

Список исторических валют — Содержание 1 Денежные и весовые единицы Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилония и проч.) … Википедия

Источник

Лепта вдовицы

Ле́пта вдови́цы — выражение, означающее: жертва количественно малая, но большая по своей духовной (внутренней) ценности. Возникло из Библии: в рассказе о пожертвованиях в сокровищницу Иерусалимского храма щедрые взносы богатых, жертвоваших от избытка, противопоставлены скромному приношению бедной вдовы, пожертвовавшей всё, что она имела — две лепты. На выходе, у огромных ворот, стоял ящик для пожертвований. Иисус увидел, как богатые кладут в этот ящик крупные суммы денег. Однако Бога не очень радовали эти крупные пожертвования богачей, потому что они жертвовали от избытка денег и, вероятно, надеясь благодаря этому получить особое место на небе или же успокоить свою совесть, мучившуюся от нечестных и неверных поступков. Их приношения напоминали взятку для Бога! Никто из них не жертвовал из своего капитала, и они своими дарами не выражали полного посвящения Богу! Все наши ритуалы, проповеди и пожертвования – это сплошное лицемерие, если мы не жертвуем Богу всей своей жизни! Иисус также увидел бедную, брошенную вдову, прислугу, которая чистила дворцы этих богачей. Она, стоя на коленях, зарабатывала себе несколько копеек, чтобы как-то прожить да прокормить своих детей. Господу стало жалко ее, и Он очень обрадовался, когда увидел, что эта простая вдова любит Господа больше своих денег. Смиренно положив свои последние две лепты, она тем самым отдала все свое сердце Господу! Эти две лепты из рук вдовы выглядели на небе, как две огромных горы из золота, потому что она отдала Господу все, что имела, возложила всю надежду на Него, возлюбила Его и признала Его своим Опекуном! Эта вдова была прообразом всех остальных верующих в ветхозаветном народе, которые после излияния Святого Духа сполна предали свои души Богу и, полагая у ног апостолов все свое проживание как жертву Богу, жили вместе в общении любви. Две лепты вдовы являются финансовой основой Церкви в деле благовестия, потому что рост Царства Божьего происходит не за счет крупных пожертвований, а за счет регулярно жертвуемых малых сумм денег, которые Господь по Своей власти благословляет! А ты когда начнешь регулярно жертвовать часть своих денег на расширение Божьего Царства и без задержек быстро и радостно отдавать Богу свои приношения? (Мк.12:41—44, Лк.21:1—4).

Примеры цитирования

Вдовицы бедный лепт и дань сибирских руд
Равно священны пред тобою.

Пожертвования неисчислимы. тут и миллион богача и копейка нищего, и лепта вдовицы.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мк. 12:41

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы (храма) и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, — опять классический образ. Он прост и ясен. В нем похваляется качество дела веры и любви сравнительно с количеством, т.е. с наружным выражением этого дела. Но дело вдовы значительнее, чем оно обычно представляется, и слова Христа глубже только похваления качества доброго дела. Вдова была бедной, и она положила в сокровищницу ничтожную сумму. Однако Господь выделяет вдову из всех жертвователей. Выделяя вдову, Господь обозначает великость ее дара не тем, что она дала один кодрант из двух, скажем к примеру, которые она имела, т.е. не тем, что она отдала Богу половину того, что имела, и не тем обозначается великость дара вдовы, что она положила две лепты от всего сердца, а похваляется вдова и ее дар за то, что она «положила все, что имела, все пропитание свое». Пойми это: «Положила всё, что имела, всё пропитание свое». Вот какой дар похваляется! Вот каково должно быть качество дара! Вот каково должно быть участие сердца! Похваляется такая обращенность к Богу, такая вера в Господа и такой дар веры, при которых человек совсем о себе забывает. Пошел к Богу и все Ему понес, а о себе даже не знает, что он сегодня есть будет, да и будет ли, потому что ничего нет у человека! Пошел человек к Богу, и ничего для него уже не существует, себя самого не существует. Вот евангельский пример безраздельной отдачи себя Богу, когда между душою и Богом нет даже тени земли. Вот пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения. Понятно, что при такой обращенности и при такой вере и любви всякий дар человеческой души, как бы он ни был ничтожен внешним исчислением, перевесит все другие, потому что тут в жертву веры и любви принесена вся человеческая жизнь. Вот о какой вере, любви и даре идет речь в рассказе о двух лептах вдовицы! И ты, если захочешь измерять малость или великость своих даров Богу и ради Бога, измеряй их степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему и степенью отказа от себя, степенью самозабвения в служении Богу. Вот почему в другой раз Господь и заповедует принесшему дар к алтарю и вспомнившему, что его брат имеет что-либо против него, оставить дар у алтаря и прежде пойти и примириться с братом, а потом уж принести Господу свой дар. Заповедуется так потому, чтобы освободить принесшего дар от всякой тяготы земли, от всяких его «долгов» на земле, связывающих его с землею, чтобы, таким образом, ему свободнее было оторваться со своим даром от земли и даже от себя самого. Сила дара — в оторванности души от земли и в устремленности ко Христу, когда она не только дар, а себя самое готова каждый миг отдать Христу. Вот как понимай рассказ о вдовице.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Максим Исповедник

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

Мистагогия.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

Лопухин А.П.

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое

У евангелиста Матфея нет рассказа о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты (этот рассказ есть у Луки – Лк. 21:1–4). Христос сидел «против сокровищницы», т. е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον2), еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила «две лепты», т. е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния.

Источник

Живое Предание

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит

Что такое «лепта вдовы»

Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть фото Лепта вдовицы книжн что значит. Смотреть картинку Лепта вдовицы книжн что значит. Картинка про Лепта вдовицы книжн что значит. Фото Лепта вдовицы книжн что значит

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:

Сегодня мы поговорим о выражении «лепта вдовы», или просто «внести лепту». Это выражение заимствованно из Евангелия. Лепта — самая мелкая монета, которая была в употреблении во времена Иисуса Христа. До недавнего времени так называли центы или копейки в Греции, пока там не стали использовать евро.

В Евангелии возникает образ вдовы, которая приносит всё, что у неё есть: две оставшиеся лепты. Эти свои «сокровища» она оставляет в сокровищнице Храма.

Дело в том, что Господь нередко говорит о вдовах и о тех, кто осиротел, кто остался обездоленным, для того, чтобы о них никто не забывал. Уже в Ветхом Завете говорится о том, что именно вдовы нуждаются в особом покровительстве и заботе, потому что они остались совершенно обездоленными. До тех пор пока у тебя есть муж либо сын, в патриархальном, мужском обществе есть какие-то социальные гарантии, но если ты овдовела, ты остаешься совершенно обездоленной. Поэтому уже в Ветхом Завете Господь предстает как отец вдов и тех, кто осиротел, их покровитель и защитник.

Поэтому самая большая мерзость, которую обличает Христос в Новом Завете, это лицемерие сильных мира сего, которые буквально пожирают дома вдов, а затем для вида долго молятся. Религиозное лицемерие сильных мира сего, это лицедейство нередко служит фиговым листом, которым прикрывают социальную несправедливость, а самое болезненное место этой несправедливости — положение вдов и осиротевших людей.

Вместе с тем в Евангелии возникает образ вдовы, который служит примером того, как нужно быть настойчивым в молитве, как важно быть упорным и терпеливым. Вдова смогла осилить коррумпированного судью и добиться правосудия. Господь сострадает наинской вдове, которая лишилась своего единственного сына. И наконец, есть пророчица Анна, вдова, которая в преклонных годах посвятила свою жизнь молитве. Она служит образом человека, который в действительности проявляет какую-то невероятную щедрость.

Парадокс истории с лептой вдовы показывает нам, что есть люди бедные, но при этом являющие невероятную щедрость, и Господь узнает в них Себя. И есть люди богатые, у которых психология нищих, которым, наоборот, всегда всего мало.

Итак, в Евангелии есть эпизод, когда во время великого праздника Господь вместе с учениками находится в Храме. Во «дворе женщин» установлены огромные сосуды, закопанные в землю, в которые паломники, приходящие в Храм, оставляют свои пожертвования. Очень много людей стоят около этих сосудов, наблюдая, кто что принесет. Мы можем себе легко представить, как подходят люди богатые, знатные, благочестивые и жертвуют Храму драгоценности, другие ценные вещи, как будто соревнуясь друг с другом. Зрители, видящие все это, охвачены, может быть, восхищением.

Насколько необычным на этом фоне выглядит поведение Христа! Он не участвует в этой ярмарке тщеславия. Его внимание приковала к себе женщина, которую никто не может заметить, — вдова, которая опускает последнюю лепту. Господь в ее адрес произносит невероятные слова хвалы: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила, ибо все от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Мк 12:43-44).

Образ этой вдовы заставляет нас задуматься. «Лепта вдовы» очень часто в нашем языке служит синонимом «вставить свои пять копеек». Я не думаю, что это тот самый случай, потому что евангельская история показывает нам всю неоднозначность происходящего. Конечно, образ женщины, которая может спокойно, свободно расстаться со всем, — это образ Бога, Который отдает Свое самое драгоценное сокровище — Своего Сына Единородного, опускает Его в сокровищницу этого мира, для того, чтобы Он исполнил то, что Ему надлежит исполнить. Поэтому Господь, конечно, в этой женщине узнает Себя, узнает Бога Отца.

Эта женщина становится идеальным образом тех, кто следует за Христом. Если ты хочешь следовать за Христом, то нужно быть готовым совершать щедрые поступки. Поэтому пусть эта вдова, приносящая все, что у нее есть, с радостью и простотой, послужит для всех нас уроком того, как быть учеником Христа, щедрым, радостным и светлым.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *