Лесков левша чему учит для читательского дневника
«Левша» — читательский дневник по повести Н. Лескова
Повесть Николая Лескова «Левша» в жанре сказа написана и опубликована в 1881 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Лесков Николай Семенович
Название произведения: Левша
Число страниц: 48.
Издательство: «Азбука».
Год издания: 2016 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1881 год
Время и место сюжета
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.
В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Главные герои и их краткая характеристика
Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.
Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.
Николай I – император, который не собирался ни в чем уступать иностранцам.
Краткое содержание и сюжет
Как-то раз император Александр I решил отправиться в поездку по Европе, чтобы посмотреть на разные заморские чудеса. Его сопровождал верный слуга Платов – отважный донской казак, на которого иностранные диковины не производили никакого впечатления.
В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищенный столь тонкой необычной работой, приобрел ее и привез на родину. Вскоре после возвращения он скончался, и престол занял Николай I.
Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезенная из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских, и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.
В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники еще трех умельцев, Левша закрылся в своем домишке, и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.
В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди, и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награжден орденом и отправлен в Англию представлять свое изобретение. Англичане были поражены его мастерством, и предложили остаться. Однако Левша отказался, и вернулся на родину.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Англичане подарили императору Александру Павловичу металлическую блоху. Платов отвозит блоху тульским мастерам и приказывает сделать что-нибудь лучше. Левшу везут к Николая Павловичу и он показывает подкованную блоху. Левшу с почетом принимают в Лондоне, но он отказывается поменять страну и веру. Левша плывет обратно и заболевает, его бросают в больнице для бедных. Умирая Левша рассказывает о ружьях, которые нельзя чистить кирпичом.
План пересказа
Вывод и свое мнение
Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными, и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне, и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.
Основная мысль
Любовь к родной земле и желание ее прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.
Чему учит
Сказ учит любить Родину, быть патриотом своей страны, не поддаваться на щедрые посулы иностранцев. Учит быть честным, работящим, ответственным. Учит гордится своей работой, учит не преклоняться перед иностранным, а ценить свое, родное, русское.
Что понравилось
Мне очень понравился этот сказ. Левша в нем действительно показан легендарной личностью, с твердым характером и сильной волей. Он был верен своей Родине до смертного часа и даже умирая, думал не о себе, а о том, чтобы принести пользу своей стране. Левша был настоящим патриотом, каким должен быть каждый человек.
Левша Лесков Н.С. — читательский дневник
Сказ Лескова о тульском оружейном мастере «Левша» воспевает талант народа, но также обращает внимание на трагическую сторону жизни русского общества – угнетение народных масс.
Читательский дневник по повести дает как личную оценку произведения, так и мнение критиков.
Время создания произведения – 1881 г.
Время событий в книге – повествование предположительно описывает период с 1815 по 1830 год.
Место сюжета – Тула, Санкт-Петербург, Лондон (Англия).
Левша — человек беднейшего рабочего сословия. Оружейный мастер из Тулы, сделавший такую диковинную вещь, что его мастерством восхищались иностранцы. Жил в Англии, перенимал опыт, вез важные данные об оружии на родину. Погиб от халатности и грубого обращения в России.
Александр I — поклонник всего иностранного. Царь, который обесценивал талант и мастерство собственного народа. Купил у англичан за миллион рублей блоху, которую уже после его смерти смогли «подковать» русские мастера.
Николай I — царь, которому важно было доказать первенство русского народа в разных сферах. Добивался этого первенства любой ценой, не щадя людей.
Платов Матвей — атаман казачьего войска, приближенный Александра I. Повлиял на судьбу левши: дал задание улучшить блоху, затем увез к императору, далее левша оказался в Англии. После возвращения Платов пытается помочь левше, но не может этого сделать, так как лишился влияния. Тульские оружейники — талантливые мастера (в их числе левша), которые смогли без инструментов, микроскопа и ресурсов подковать металлическую блоху. Символ мастерства и находчивости.
Во время визита в Англию русский царь купил образец величайшего мастерства иностранцев – крошечную металлическую блоху, которая делала танцевальные движения.
Николай I захотел доказать, что русские мастера не хуже. Он дал задание тульским оружейным мастерам сделать что-то более выдающееся. Туляки подковали блоху, а левшу как главного мастера отправили в Англию.
Оставшись в Англии, левша мог бы стать уважаемым человеком, жить в достатке и почете. Но левша возвращается в Россию и сталкивается с жестоким и грубым обращением, которое терпел всегда. Левша умирает в больнице для бедняков, и даже военный секрет, который он вез из Англии, оказывается никому не нужным.
Несправедливость и жестокость по отношению к народу – препятствие в развитии социальной и экономической сфер жизни общества.
Рабочие и крестьяне талантливы, имеют золотые руки, но с ними все равно обращаются, как со скотом. Власть считает, что с народом «по-хорошему нельзя», а потому людьми управляют с помощью грубой силы лишений.
Мастера-оружейники могли бы сделать гораздо больше, будь у них условия, время и инструменты. Но автору и читателю остается лишь сожалеть об этом.
Автор хотел обратить внимание на бесправное, угнетенное положение беднейших слоев общества, на которые при этом возлагают большие надежды и ждут процветания страны. Но благополучие государства возможно только тогда, когда рабочие и крестьяне смогут получить достойные условия жизни и труда. Автор с горечью описывает несправедливость положения народа, вызывая живой отклик в сердцах читателей.
Все образы в повести символичны.
1. Народ – это левша, тульские мастера в целом, простые люди. У них нет имен, они словно безликая масса. Но именно в них сосредоточены таланты и мастерство русского народа.
2. Власть – русские цари Александр и Николай, генералы Платов и Скобелев, граф Чернышев. Личности государственного масштаба, олицетворяющие жестокую и безразличную машину власти, для которой всегда важнее глобальные цели, а не благополучие народа.
Взаимодействие между сословиями происходит лишь в форме эксплуатации властью народа.
Мурин — чернокожий человек.
Кунсткамера — музей, кабинет редкостей антропологического характера.
Молво — вид сахара, выпускавшийся на заводе Я. Н. Мольво.
Складень — икона, выполненная на двух-трех створках. Она удобно складывалась и могла перевозиться с собой.
Тальма — длинная женская накидка, не имевшая рукавов.
Мелкоскоп (микроскоп);
Клеветон (клевета + фельетон);
Верояция (вместо вариация);
Долбица умножения (таблица + долбить);
Ажидация (ажитация + ожидание).
«Нам… удивляться с одним восторгом чувств не следует».
«Против [аглицкой нацыи] надо взяться подумавши и с Божьим благословением».
«Горите себе, а нам некогда!»
«Чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
«Мы… по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
«Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
Чему учит произведение “Левша”? (сочинение на тему)
Жизненные уроки в произведении Лескова
В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:
«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».
Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.
Любовь к родине
Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.
Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.
Трудолюбие и преданность своему делу
«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.
Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.
Доброта и скромность
Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».
Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.
Социальное неравенство
Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:
Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».
Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.
Доброжелательное отношение к людям
Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.
Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».
Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».
Чему учит повесть
Чему учит повесть
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» — невероятно доброе и поучительное произведение, наполненное чувством справедливости, искренней любви и веры в человека. Писатель любил использовать элементы мистики и волшебства, а также он умело сочетал смешное и страшное. Жизнь своих героев он изображал в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой и хитростью.
Для того чтобы понять, чему учит повесть «Ночь перед Рождеством», нужно для начала выделить основные положительные качества главных героев. К примеру, Вакула был трудолюбивым, добропорядочным, честным и верным человеком. Этот персонаж нас учит не сдаваться перед лицом жизненных сложностей и смело идти к своей цели. Он также учит нас доброму отношению к ближнему и вечной борьбе со злом.
Главные качества Оксаны избалованность, гордость, красота, самолюбие и способность осознавать свои ошибки. Именно это последнее качество помогло ей обрести и не потерять надежного спутника жизни. Несмотря на то, что в начале повести она ведет себя как капризный и избалованный ребенок, позавидовавший черевичкам подруги, в конце произведения Оксана осознает свои ошибки и исправляется.
Качества, которых точно нужно избегать — это зависть, хитрость, глупость и мстительности. Ими автор наделил черта, которого смог обуздать только благочестивый Вакула. Помимо всего вышесказанного, повесть «Ночь перед Рождеством» учит духовному возрождению. Этот путь мы наблюдали в изменении характера Оксаны. Со временем она стала понимать, что самое главное в человеке не внешняя красота, а доброе сердце. Как говорят в народе: «Добра на худо не меняют».
На мой взгляд, Гоголь написал эту историю именно про Рождественскую ночь, потому что в это время на всей земле происходят чудеса. Так и в его произведении люди преображаются, зло отступает. Почти каждое произведение этого писателя сопровождается мыслью о победе высоких нравственных качеств и благородных стремлений.
см. также: Краткое содержание Ночь перед Рождеством, Гоголь Краткая биография Николая Гоголя
Роль в русской литературе
«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.
Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.
Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».
Доброта
Для Н. С. Лескова было важным показать социальную несправедливость в сказе «Левша». Методом от противного писатель учит милосердному и доброму отношению к другим людям. Читателям становится неприятно отношение других персонажей к Левше, поэтому они понимают, как нужно правильно себя поступать с людьми: относиться к ним бережно, заботливо и дружелюбно.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Чему учит произведение «Левша»?», рассмотрит основные уроки, которые преподает Н. С. Лесков в своем сказе: доброта, трудолюбие и патриотизм.
Развитие литературы
На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.
Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.
На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.
В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе литературы ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.
Сочинение про Книги
В современном мире, таком быстром и вечно меняющемся, каждому человеку приходится подстраиваться под этот бешеный ритм, задаваемый постоянным развитием. Время не стоит на месте и движется только вперёд. Как не стоят на месте и технологии, упрощающие жизнь человеку и дающие возможность сделать, найти, приобрести что-то в кратчайшие сроки. Но иногда хочется остановиться и отдохнуть от всей этой суеты. Отвлечься и побыть наедине со своими мыслями. Есть множество способов для духовного отдыха и одним и самых прекрасных считается книга.
Книга – самый главный источник знаний во все времена. Ещё в древности люди олицетворяли её с чем-то священно-важным и незаменимым для мыслящего человека. С первым появлением различных табличек, деревяшек, исписанных какими-либо датами и событиями, люди начинали развивать свой мозг. Любой уважающий себя человек обязан был прочитать хотя бы одну книгу за всю свою жизнь.
Каждая книга по-своему уникальна и важна и выполняет свою определённую миссию. Художественная литература открывает своим читателям двери в мир повестей, романов, рассказов. Она помогает сформировать вкусы и взгляды, помогает лучше разбираться в себе и своих чувствах. Книги этого жанра олицетворяют целую вселенную судеб и жизней как вымышленных, так и существовавших героев, помогают провести параллель между плохими и хорошими поступками персонажей, оценить их поведение.
Научная литература в свою очередь является основой учебного и образовательного процесса. Она обеспечивает своих читателей знаниями в таких сферах науки, как экономика, история, обществознание и многое другое. Учебники и пособия дают возможность «прокачать» свой мозг и усовершенствовать свои знания в какой-либо области.
Подводя итог, можно сказать, что роль книги в жизни человека просто огромная и вряд ли когда-то может быть переоценена. К сожалению, с развитием Интернета, печатные издания постепенно вытесняются, на смену романтичному шелесту бумажных страниц приходит холодный свет от экрана смартфона или монитора компьютера. Но как бы то ни было, такие перемены приносят за собой удобства носить любимое произведение с собой, даже не покупая его.
Книга всегда была, есть и будет незаменимым источником знаний. Чтение книг это как будто личный разговор с их авторами, способный буквально с первых страниц унести своего читателя в мир прекрасного и неповторимого.
Другие темы: ← Какие качества раскрывает в человеке любовь↑ 11 классЧтение →
На уроках в начальной школе учителя часто именно так спрашивают, когда заканчивают чтение и анализ текста и хотят подвести итог. И родители по старой памяти тоже этот вопрос малышам задают. Почему я про это вспомнила? Потому что получила вопрос: чему учит книга «Котёнок по имени Гав»? И задумалась над ответом.
На мой взгляд, не стоит маленьких детей приучать к этой формулировке «чему книга учит», книга всё же не учебник и не сборник нравоучений. Книга рассказывает увлекательные истории, помогает эмоционально прожить ситуации, вызывает эмоции и размышлениям, даёт возможность узнать новое и мысленно перенестись туда, где ты не бывал, развивает фантазию и воображение. Автор делится с читателями своими наблюдениями, открытиями, чувствами, размышлениями, помогает ребёнку задуматься о себе самом (а я какой? А я как бы сделал. )
Книга Г. Остера «Котёнок по имени Гав» – одна из любимых у моей внучки. Мы её перечитали сто раз и столько же раз посмотрели мультфильм. Эта небольшая книжка рассказывает, как малыш открывает мир вокруг, какие неприятности и радости могут с ним случаться, как непросто быть не таким, как все. Котёнок Гав узнаёт, что значит быть внимательным и вежливым и как дружить и помогать другу. И ребёнок вместе с котёнком и щенком дрожит от страха в грозу и смеётся, когда узнаёт, как именно котёнок спрятал котлету. А вот спрашивать, чему учит эта книга, как-то совсем не хочется.
Автор Екатерина Бунеева
На платформе Vikids вы можете:
Почитать похожие статьи или написать свою.
Перейти на Форум.
Найти/Купить книги.
Основная мысль
Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.
Жизненные уроки в произведении Лескова
В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:
«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».
Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.
Любовь к родине
Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.
Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.
Трудолюбие и преданность своему делу
«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.
Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.
Доброта и скромность
Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».
Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.
Социальное неравенство
Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:
Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».
Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.
Доброжелательное отношение к людям
Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.
Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».
Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».
Роль в русской литературе
«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.
Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.
Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».