Лесков очарованный странник чему учит

Очарованный странник анализ

История создания. Николай Лесков в 1872 году совершил путешествие на остров Валаам, где расположен один из самых известных русских монастырей. Это подвигло его на создание произведения о простом страннике.

Примерно через полгода повесть была написана. Как и другие произведения Лескова, она выдержана в «народном» духе. Первый издатель отказался печатать повесть по причине якобы её «сыроватости». Однако затем произведение напечатал журнал «Русский мир».

Смысл названия. Любовь к жизни, к окружающим, в тоже время не защищенность. Поиск себя, прошел немалый путь. Умение видеть красоту мира, вернее природы и очаровываться. Жизнь героя повести Флягина была тяжелой, но он умел восхищаться.

Герои. Иван Флягин, монах, цыган, хозяева, отец Илия, хан Джанкар, цыганка Груша, жена и дети.

Сюжет. Произведение состоит из двадцати глав, каждая из которых представляет собой вполне законченный рассказ. Герой повести – Иван Флягин по прозвищу Голован; к моменту повествования он уже давно принял монашеский постриг.

Действие начинается на судне, плывущем к Валааму. Пассажиры просят Флягина рассказать о своей жизни, что он с удовольствием и делает. Был он крепостным; родился он в семье кучера и с детства был приучен к вождению и уходу за лошадьми. Однажды, управляя упряжкой, он для развлечения стал стегать одного монаха, который от этого умер. Ночью монах приходит к нему во сне и открывает ему, что мать «обещала его Богу», поэтому он много раз будет находиться на волоске от смерти, но не сможет умереть, пока не примет постриг.

За свои боевые заслуги он становится офицером и с почётом отправляется в отставку, после чего пытается работать в Петербурге то чиновником, то артистом. Наконец, поняв, что он нигде не может пристроиться, Голован принимает окончательное решение уйти в монастырь.

Жанр произведения. Как и другие произведения Лескова, «Очарованный странник» представляет собой сказ. Автор имитирует устную речь героя, вводит в неё просторечные и диалектные слова, особую манеру разговора. В повести имитируется речь не только Флягина, но и других персонажей.

Проблематика. Иван Флягин, по замечанию одного из критиков, напоминает Илью Муромца. Это настоящий богатырь, сильный, физически крепкий, но он силён также и духовно. Голован сохраняет стойкость, оптимизм и бодрость духа, несмотря на выпадающие на его долю страдания. Герой живёт полноценной жизнью, наслаждается ею, какой бы тяжёлой она ни была, а под старость лет выполняет своё высшее предназначение, давая обет монашества.

Критики отмечали, что Лесков слишком уж идеализирует своих праведников, в том числе и Голована. На это писатель отвечал, что его персонажи создавались на основе реальных людей; например, о Флягине ему рассказывала бабушка. Создавая свои «легенды», писатель старался придать им вид максимально достоверных произведений. Примечательно, что Флягин, подобно героям других лесковских произведений, является человеком «простого звания».

Лесков возвеличивает своих праведников, происходящих из народа, и глубоко им сочувствует. Сам Лесков говорил, что таким образом он выполняет пожелание Гоголя, высказанное им в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Вместе с тем эти произведения были на одной волне с творчеством других русских писателей тех лет (таких как Тургенев или Некрасов), которые повернулись лицом к народу.

Простой человек в «Очарованном страннике» выглядел столь величественно, что повесть заслужила признание в официальных кругах и даже при дворе. И это при том, что в ней осуждается несправедливость властей и произвол дворян по отношению к крепостным, слугам и беднякам.

Чему учит автор? Повесть построена по житийному канону. Здесь и рассказ о детстве героя, и его жизнеописание, и борьба с искушениями. Однако рассказ ведётся не суровым каноничным церковным языком, а в непринуждённой сказовой манере; житие представляет собой занимательный и в определённой степени юмористический рассказ, полный захватывающих приключений. В таком вот удобоваримом виде Лесков преподносит свои главные идеи – высокое предназначение человека, стремление к нравственному совершенству и тяготение к простому русскому народу как носителю истинной праведности.

Источник

О чем заставил задуматься очарованный странник?

«В повести Н. С. Лескова раскрыта основная суть типичного представителя из народа, способного на многое, ведь он русский народ.

Полностью и категорически измененное мировоззрение Ивана, отбрасывает его прошлую бесшабашную и беспечную жизнь. Обновленная личность, вооружившись стремлением самопожертвования, подталкивает его к новым целям и уже обдуманно, совершенно определенно, став новобранцем, отправляется на Кавказ воевать и отмаливать свои грехи.

Вооружившись своей целью, новобранец совершает поразительные подвиги, получает награды от командования и со временем производится в офицеры. Достигнув высоких результатов, Иван мог бы и остановиться в своем стремлении, но измененная полностью его личность не дает ему покоя, а душевные переживания толкают его все к большим и большим высотам роста нравственности.

Полное переосмысление своей жизни меняют душевные и сердечные влияния на Ивана Северьяныча, толкают его на осознанные действия, применяя все заложенные природой силы и мужество истинного русского богатыря. Это именно тот момент, когда он может положить живот свой за народ свой.

Таким образом, писатель, в роли главного героя представляет собранный характер русского народа, который, невзирая на свое произрастание и окружение, способен категорически измениться и стать в действительности избавителем души от грехов и спасителем окружающего его народа.

Н. С. Лесков в своей повести, написанной в 1873 году, запечатлел для потомков то, что будет очевидно всегда во все времена, земля русская, как родила, так и будет рожать великих богатырей, способных не только на большие подвиги, но и на самоотречение. Эта тема, заложенная еще в сказках для детей, переносится на обычного человека, его жизнь становится примером и показывает истинную миссию русского человека, пришедшего в этот мир. «

Источник

Смысл произведения Лескова «Очарованный странник»

Эта 20-главная повесть Николая Лескова, увидевшая свет в 1873 году и написанная по всем канонам «Житий», сразу обратила внимание читающей публики необычностью как сюжета, так и характера главного героя. И в тогдашнем противостоянии «западников» и «славянофилов» больше всего ломались копья именно из-за названия. У первых оно вызывало отторжение, вторые же, наоборот, были в восторге. Именно «очарованный», это название перекликалось с русскими былинами с их чарами и колдовством, а проще говоря – мистикой. И определение «странник» тоже удивительным образом подходило к главному персонажу произведения, Ивану Флягину.

Человек в чём-то типичной для своего времени, а в чём-то уникальной судьбы, ищущий тихой гавани для себя, но не находящий – потому что душа сложная, глубокая, противоречивая. Пройти путь от крепостного одного из орловских помещиков до офицерского чина в императорской армии, притом полученного за боевые заслуги, дано в то время было не каждому. Нужно было обладать цельной натурой, не склониться перед обстоятельствами и быть готовым к жертвенности во имя своего духовного взросления. Ведь недаром с Флягиным автор и читатели расстаются в момент его паломничества к соловецким старцам. Считающий себя недостойным полноценного монашеского пострига, Иван после отпущения старцами грехов намерен идти на войну, за правое дело, чтобы сложить голову за землю русскую – что тоже является странствием с непредсказуемым концом.

Смысл произведения Очарованный странник

В самом широком толковании смысл «Очарованного странника» можно трактовать как борьбу с бесами внутри самого себя: с жадностью, пьянством, прелюбодеянием, жестокосердием. Каждая глава повести – свидетельство преодоления в себе тех качеств, которые в православной традиции мешают человеку быть человеком. Совершая необъяснимые для самого себя, часто иррациональные поступки (вроде спущенных на цыганку Грушеньку денег помещика, выставления себя поединщиком в дуэли на плетях или замена собою рекрута из крестьянской семьи), Иван Флягин избывает в самом себе те качества, которые ему самому кажутся отвратительными.

По структуре повесть Лескова является осовремененным вариантом русского сказа. Достаточно посмотреть на отсутствие чётко обозначенной хронологии в повествовании самого Очарованного странника, когда он перескакивает с одного эпизода на другой, не придерживаясь какой-то определённой последовательности. Иван не заботится о логической целостности своего повествования. Но в его изустном пересказе о событиях собственной жизни прослеживается, тем не менее, внутренняя логика, которая приводит главного героя повести к тому финалу, который описан у Лескова: внутреннее очищение и покаяние и готовность сложить голову на благо Отчизны и «за други своя».

Обращают на себя внимание и особенности речи главного персонажа, с его диалектизмами и речевыми характеристиками, которые присущи скорее людям других сословий. Сходство с фольклорным сказом проявляется и в прологе, и в экспозиции, когда все путешествующие знакомятся между собой, а сюжетным центром сам собою становится Флягин. Не в последнюю очередь из-за своей отрешённости от происходившего с ним на протяжение всей его жизни, которая сразу бросалась в глаза.

Интересна также и перекликающаяся со сказами композиция повести: первая и последняя главы написаны от лица автора. А все прочие – только от лица самого Ивана Флягина. И в каждом его изустном рассказе о своём жизненном пути персонаж благоговеет перед красотой окружающего мира (хотя прекрасно видит и его несовершенство), и максимально критичен, даже жесток по отношению к самому себе.

Смысл финала Очарованный странник

«Очарованный странник» — описание жизненного пути человека, которому была предначертана определённая судьба, но он, из-за человеческого эгоизма, всеми силами пытался противостоять этому предназначению.

Оценивать такую позицию можно с разных точек зрения. Если с современной нам, то человек должен был бросить вызов предопределению (или принять вызов от него) и идти наперекор всему. Но ведь Флягин всю первую половину жизни и делал это! Погибший от его действий ещё в годы его отрочества монах, бесконечные «выходы», или «запойную страсть», от которых он даже предпринял попытку лечения «магнетизмом», убийство обожаемой им же Грушеньки – всё это результат одоления Ивана теми самыми бесами, от которых он начал избавляться, только перевалив через вершину своей жизни.

Обещан Богу, пусть даже не самим собою, а волей умершей при родах матерью и умирающего на дороге монаха? Так следуй этому предначертанию. Тем более, что несмотря на все привходящие обстоятельства, Очарованный странник сохранил в душе детскую чистоту восприятия мира. Многозначительна в этом контексте авторская ремарка о душевном спокойствии повествовавшего про свою жизнь Флягина: «Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом».

Источник

Н. С. Лесков «Очарованный странник»: анализ

История создания произведения

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

Замысел «Очарованного странника» появился у Н.С. Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Начинает свое произведение писатель в 1872 году, а в 1873 году под названием «Черноземный Телемак» заканчивает и неуспешно пытается опубликоваться в «Русском вестнике». Позже Н.С. Лесков меняет название на «Очарованный странник» и публикуется в «Русском мире» в том же 1873 году.

Повесть «Очарованный странник» повествует о событиях 1820-1830-х годов. Она включает в себя одну сюжетную линию, связанную со странствиями Ивана Флягина. На протяжении всего повествования главный герой проходит жизненные испытания, а в финале произведения уходит в монастырь, где и обретает душевное спокойствие, очистившись от прошлых грехов.

Свою повесть автор посвящает знакомому генералу С.Е. Кушелеву, у которого и была впервые прочитана повесть.

Жанр произведения

Жанровая специфика «Очарованного странника» необычна. Принято считать, что произведение Н.С. Лескова – повесть, хотя при первых публикациях оно называлось рассказом.

Помимо этого, «Очарованный странник» включает в себя признаки приключенческого романа, который предполагает странствия персонажа, выделяющегося своими внешними и внутренними качествами, и динамичность сюжета.

Есть в произведении элементы жития, связанные со скитаниями и хождениями главного героя. Сюда также относятся мистические элементы, сновидения.

Наблюдается и связь «Очарованного странника» с притчевой формой повествования. Автор делает отсылку к притче о блудном сыне, тем самым поднимая вечные общечеловеческие вопросы.

Название произведения и его смысл

Слово «странник» говорит о тех странствиях, которые выпали на судьбу главного героя. Он путешествует и ищет правильный путь не только на земле, но и в собственном душевном мире.

Слово «очарованный» говорит о том, что герой обладает способностью восхищаться окружающим миром и очаровываться им. Второе значение этого слова заключается в том, что странник будто кем-то зачарован, поэтому все его путешествия связаны с предопределением судьбы.

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

От чьего лица ведётся повествование?

Н.С. Лесков использует сказовую форму повествования. Рассказ о жизни странника ведется от лица нескольких повествователей. Это рассказчик и сам главный герой произведения.

Такая форма является средством характеристики образа центрального персонажа, так как речь рассказчика и Ивана Флягина отличается друг от друга, позволяя увидеть особенности стиля главного героя.

В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.

Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.

Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.

Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.

Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.

Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.

Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.

Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Характеристики героев

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

Иван Флягин

Груша

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

Князь

Граф К.

Второстепенный персонаж, хозяин Ивана Флягина во младенчестве. Однажды Иван спас его с супругой от смерти, когда лошади внезапно понесли с обрыва. За это граф предложил выполнение любой просьбы, и Иван выбрал гармонь, которую украли на следующий день. После того, как Иван отрубил хвост любимой кошке графини, граф выгнал его из конюшни и заставил мостить дороги.

Композиция произведения

Повесть включает в себя 20 глав, которые объединены единым образом Ивана Флягина.

Композиционной особенностью является наличие «рассказа в рассказе». Это позволяет использовать различную лексику и разные стили повествования.

Источник

Анализ «Очарованный странник» Лесков

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

Всего получено оценок: 1589.

Всего получено оценок: 1589.

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для юного возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся более глубокие знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.

Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть фото Лесков очарованный странник чему учит. Смотреть картинку Лесков очарованный странник чему учит. Картинка про Лесков очарованный странник чему учит. Фото Лесков очарованный странник чему учит

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872–1873 гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

История создания

Анализ “Очарованого странника” не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820–30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален: судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.

Композиция

“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя-рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка впереди: герою предстоит ещё только сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передаче определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *