Летучий голландец что за корабль
«Летучий голландец»: действительно ли раскрыта загадка легендарного корабля
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В рассказе Эдгара Аллана По «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год) повествуется о человеке, который после кораблекрушения попадает на таинственное судно. Его первая встреча с грозным кораблем описана в трагичной сцене, типичной для По:
«Подняв свой взор кверху, я увидел зрелище, от которого кровь заледенела у меня в жилах. На огромной высоте прямо над нами, на самом краю крутого водяного обрыва вздыбился гигантский корабль водоизмещением не меньше четырех тысяч тонн. Хотя он висел на гребне волны, во сто раз превышавшей его собственную высоту, истинные размеры его все равно превосходили размеры любого существующего на свете линейного корабля или судна Ост-Индской компании. Его колоссальный тускло-черный корпус не оживляли обычные для всех кораблей резные украшения. [. ] Но особый ужас и изумление внушило нам то, что, презрев бушевавшее с неукротимой яростию море, корабль этот несся на всех парусах навстречу совершенно сверхъестественному ураганному ветру.»
Скорее всего американского писателя вдохновили рассказы о «Летучем голландце». Согласно легенде, это громадный корабль, который был проклят и обречен плавать в море целую вечность. В среде моряков говорили, что капитан корабля, возвращаясь из Ост-Индии, погубил влюбленную пару. Проходя мыс Доброй Надежды, судно попало в шторм. Капитан-богохульник поклялся, что никто из его экипажа не ступит на землю, чем накликал беду. И теперь мрачное судно с бессмертной командой бороздит просторы океана. Лишь раз в десять лет капитан может сойти на берег, чтобы найти себе жену и таким образом снять чары.
Обычно «Летучего голландца» видели издалека, когда он стремительно плыл под всеми парусами навстречу ветрe, что не могло не пугать бывалых моряков. Лишь иногда странный корабль приближался, и его матросы просили передать письма их родным. В любом случае встреча с «проклятым» судном считалась у суеверных моряков дурной приметой.
Морских легенд и небылиц о корабле придумано много, но нет никаких реальных подтверждений истории о «Летучем голландце». Есть лишь одна теория, объясняющая появление призрачного корабля, который может скользить по волнам против ветра и даже летать в воздухе. Все дело в оптической иллюзии.
Обман зрения или фата-моргана (название в честь феи Морганы, колдуньи из сказок про короля Артура) происходит из-за образования нескольких слоев воздуха с разными температурами. Они становятся своеобразными «зеркалами», с помощью которых «картинка» передается очень далеко. При этом изображение корабля отражается несколько раз. Таким образом, можно увидеть суда или острова, находящиеся далеко за горизонтом. Будет казаться, что они «плывут» прямо по воздуху.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На протяжении 250 лет люди периодически встречали Летучего Голландца — корабль-призрак, обреченный вечно плыть по Семи Морям. В
Вот, что считается главной причиной этих видений.
Скорее всего, вы уже кое-что знаете о Летучем голландце после того, как увидели его поднимающимся из морской пучины в «Пиратах Карибского моря: Сундук мертвеца». В голливудской франшизе о пиратстве Летучий голландец печально известен тем, что сеет ужас в морях, будучи в то же время способным плавать как по поверхности, так и под водой.
По мере того как моряки поддаются порочным силам Летучего голландца, они теряют свою человечность. Однако, идея Летучего голландца пришла в голову сценаристам «Пиратов Карибского моря» не на пустом месте. Их источником вдохновения, несомненно, был реально существовавший корабль.
Согласно легенде, «Летучий голландец» — это корабль-призрак, обреченный бесконечно плавать в открытых морях и океанах, не имея возможности вернуться домой. Этот миф восходит к морскому фольклору 17-го века, который сильно подпитывался всевозможными суеверными верованиями моряков.
Ранние письменные отчеты о Летучем голландце датируются 18 веком, и о предполагаемых наблюдениях за этим потусторонним кораблем также хорошо сообщалось на протяжении большей части 19 и 20 веков.
В большинстве отчетов также утверждалось, что корабль выглядел очень необычно, поскольку он всегда светился чем-то вроде призрачного света. В мореплавании вид этого корабля-призрака считался не чем иным, как худшим предзнаменованием из всех, и эта вера сохранялась довольно долгое время.
Первое печатное упоминание о печально известном корабле можно увидеть в книге «Путешествия по различным частям Европы, Азии и Африки в течение тридцати лет и более», опубликованной в 1790 году и приписываемой Джону Макдональду, где отрывок в одной из глав гласит: «Погода была настолько ненастной, что моряки увидели Летучего Голландца. Он пришел к мысу в плохую погоду и хотел попасть в гавань, но затонул, и с тех пор в очень плохую погоду это явление повторяется».
Еще одно упоминание в литературе можно найти в «Путешествии в залив Ботани» 1795 года, написанном Джорджем Баррингтоном. Он вспоминает ту же историю, что и Макдональд, добавляя, что чаще всего слышал об этом суеверии от моряков, которые были склонны верить в судьбу и видения. Пересказывая историю о потерянном голландском фрегате у мыса Доброй Надежды, Баррингтон приходит к выводу, что этот рассказ довольно быстро распространился и стал известен среди моряков.
Многие пытались найти логическое объяснение всей истории о Летучем голландце и тому, почему это судно вообще было обречено. Некоторые объяснили, что экипаж судна был проклят из-за серьезных преступлений на борту, включая убийства и пиратство. Люди также задавались вопросом, кто может быть капитаном такого корабля.
Исторические свидетельства предполагают человека из истории, фризского капитана 17-го века по имени Бернард Фокке, который плавал по морям для голландской Ост-Индской компании. Он был хорошо известен невероятной скоростью, с которой мог преодолевать расстояния до острова Ява, Индонезия. Так, в 1678 году он преодолел это расстояние не более чем за 3 месяца и 10 дней, чтобы доставить стопку писем голландскому губернатору. Такие быстрые поездки заставили некоторых людей заподозрить, что капитану помог Дьявол.
Было много предполагаемых наблюдений этого обреченного судна. Писатель Николас Монсаррат, известный своей книгой «Жестокое море» 1951 года, очевидно, был свидетелем этого явления в Тихом океане, когда служил офицером Королевского флота во время Второй мировой войны.
Пожалуй, одно из самых ярких открытий сделал принц Георг, будущий король Георг V, когда завершал трехлетнее путешествие в сопровождении своего старшего брата, принца Альберта Виктора. Журнал членов королевской семьи датирует событие встречи с Летучим голландцем 11 июля 1881 года. По сообщениям, это событие произошло у австралийского побережья, в проливе Басса между Мельбурном и Сиднеем.
Как описано в их журнале, призрачный корабль появился в необычном светящемся красном свете. Когда корабль принца Георгия приблизился к месту, где должно было находиться загадочное судно, от него не осталось никаких следов в любом направлении, хотя ночь была ясной, а море было спокойным.
Летучий голландец оставался необъяснимой загадкой для моряков на все времена — до того момента, пока люди не нашли способ объяснить эту тайну, используя знания оптики и некоторые науки.
Как следует из царского журнала, ночь была ясной, а море спокойным. Это два условия, при которых происходит так называемая Фата Моргана. Эта оптическая иллюзия, возникающая в узкой полосе света прямо над горизонтом. Именно она считается причиной, по которой некоторые «видели» Летучего голландца. Когда происходит Фата Моргана, при определенных условиях в атмосфере она способна создать искаженное изображение реального объекта, например корабля, скрытого за горизонтом.
Легенда о «Летучем Голландце» (Все слышали, но не все знают)
Выживших после встречи с «Летучим Голландцем» в шторм – единицы, и они утверждают, что ясно видели на борту корабля-призрака скелеты в старинной морской одежде, управляющие парусами, и самого капитана, стоящего у штурвала парусника. Но ничуть не лучше встретить призрачный корабль в тихую погоду. Если после этой встречи удается достичь порта, то команда немедленно списывается на берег, и набрать новый экипаж на «меченый» корабль становится практически невозможным – никто не хочет плыть к неминуемой смерти.
Лишь в единичных случаях встреча с кораблем-призраком заканчивается относительно благополучно – «Летучий Голландец» подходит борт в борт, и с него перекидывают бочонок с почтой. Почту нужно обязательно доставить на берег – это сохранит и само судно, и жизни его экипажа. Говорят, что почта с «Летучего Голландца» состоит из одних и тех же писем, на обветшавшей бумаге, написанных в первый год скитаний корабля-призрака. Но вскрывать эти письма нельзя – судно тотчас пойдет ко дну.
«Летучий голландец» бороздит моря и океаны сравнительно недавно. Называют и дату его появления – 1641 год.
Согласно легенде, капитана услышал дьявол, и с той поры корабль-призрак вместе с командой обречен скитаться. Правда, как и в любой легенде, для Ван дер Декена был оставлен выход: раз в десять лет капитан волен завести свой корабль в любой порт или бухту и ступить на землю. Если до рассвета он найдет женщину, которая даст согласие выйти за него замуж, странствия «Летучего Голландца» завершатся. Если же нет – корабль-призрак вновь уйдет в море.
По слухам, жертвами «Летучего Голландца» стали тысячи судов, наскочивших на скалы или бесследно исчезнувших. А порой корабль-призрак приносит встретившимся на его пути морякам страшные болезни – в частности, чуму и холеру.
Любопытно и то, что со времени парусных судов легенда не потеряла своей актуальности. Моряки и по сей день видят призрачное судно с прогнившими парусами во время штормов, а иногда и в солнечную, безветренную погоду. Списывают на «Летучий Голландец» и случаи нахождения в море судов без экипажа. Свидетели в один голос утверждают, что на таких кораблях действуют двигатели, на камбузе варится обед, а в кают-компании по чашкам разлит еще не остывший кофе. И никаких следов паники, и ни единой живой души – нет даже крыс.
Суеверные моряки утверждают, что таким образом капитан Ван дер Декен пополняет свой экипаж. Всходят на палубу «Летучего Голландца» и утопленники – из числа тех, кто при жизни не отличался добродетелями.
Казалось бы – страшная сказка, но множество моряков вот уж который век передают ее из уст в уста, и старой легенде постоянно находятся подтверждения.
Легенда о Летучем Голландце, призраке капитана Хендрика
«Летучий Голландец» работы Говарда Пайла
Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны.
Мыс Доброй Надежды
Роковой рейс и проклятие
Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие – что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Вертер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.
Портрет капитана Ван дер Деккена
«Летучий Голландец» кисти Альберта Пинкхема Райдера
С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.
Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.
Последняя сцена из оперы Вагнера «Летучий Голландец» (1843)
Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике:
«11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».
Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца – не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.
7 Фактов
Интересные факты обо всём на свете
Летучий голландец: легендарный корабль-призрак
Летучий голландец – предвестник смерти, вызывающий суеверный ужас у моряков. Это легендарный корабль-призрак, который обречён на вечное плавание за грехи капитана. Даже в штиль он летит с огромной скоростью, а встреча с ним означает неминуемую гибель. Это всего лишь легенда, но она имеет под собой реальное основание.
Легенда о корабле-призраке
Голландец Филипп Ван дер Деккен был хорошим моряком, но плохим человеком. Он пил, богохульствовал, убивал каждого, кто осмелится высказать другое мнение. Однажды Ван дер Деккен заключил пари с собутыльниками, что доплывёт до мыса Доброй Надежды во что бы то ни стало, и не сойдёт на берег, пока не достигнет своей цели.
Другие версии говорят, что он поспорил с дьяволом, продал душу сатане. При этом он не уточнил, что хочет невредимым добраться до берега только один раз. Дьявол обманул капитана, и теперь он вечно вынужден бороздить морские просторы.
Некоторые трактовки легенды говорят, что Ван дер Деккен погубил двух молодых людей, и Бог наказал его за это. Как бы то ни было, а корабль поплыл к югу Африки, чтобы Филипп смог выиграть пари. По дороге начался шторм, среди моряков свирепствовали болезни. Считается, что заболевшие моряки не умирали, но и живыми их назвать было нельзя.
После этого у моряков появилась легенда о «Летучем Голландце» – корабле Ван дер Деккена, который может спасти только свадьба его жестокого капитана. Первое упоминание о «Летучем Голландце» приписывают Джорджу Баррингтону, который написал об этом в одной из своих книг. Считается, что корабль-призрак видел и Георг Пятый, когда проходил на военном корабле по маршруту Сидней-Мельбурн. Об этом есть запись в судовом журнале. В качестве свидетелей приводятся 13 членов команды.
Объяснить эти встречи очень легко. Здесь на помощь приходит фата-моргана – очень редкая форма миража. Она возникает, когда образуются несколько слоёв воздуха с разной температурой. В таком случае можно увидеть предметы, находящиеся далеко за линией горизонта. Или вообще какие-то фантастические образы. Вот она – разгадка «Летучего Голландца». Но есть и другая сторона медали.
Летучий голландец: в каждой легенде есть доля правды
Моряки не верят в «Летучего Голландца». Они считают его всего лишь красивой легендой. При этом, храбрые мореплаватели до сих пор считают, что на море есть некая мистическая сила, которая периодически губит корабли. Она принимает разные формы – шторма, штиль, морские монстры. «Летучий Голландец» – всего лишь одно из проявлений этой страшной силы. Примеров тому масса.
В 1947 году в Малаккском проливе несколько кораблей получили сигнал бедствия. Американский корабль «Звезда Сильвера» отправился на выручку. Моряки увидели голландский сухогруз «Оранг Медан». Признаков экипажа не было. Несколько матросов во главе с капитаном поднялись на борт голландского сухогруза. Везде лежали трупы. Капитан, офицеры, матросы – все они лежали с выражением смертельного ужаса на лице. Что вёз «Оранг Медан» американцы не смотрели. Было решено отбуксировать сухогруз к берегу, чтобы установить причину гибели экипажа. Но голландский корабль взорвался и утонул. Тайна «Оранг Медана» так и не раскрыта.
Ещё более интересный случай произошёл в 1890 году. Корабль «Мальборо» вышел из новозеландского Литтлтона в Глазго. По пути его неоднократно видели с других кораблей. Но у мыса Горн «Мальборо» пропало. Тогда решили, что он просто затонул, столкнувшись с айсбергом. Но в 1913 году, когда о пропаже все забыли, «Мальборо» вновь объявился. Его обнаружили в том самом месте, где он пропал. 23 года не прошли для него бесследно: паруса превратились в жалкие обрывки, дерево прогнило. Старпом с парохода «Джонсон», обнаружившего «Мальборо», в сопровождении нескольких матросов поднялся на борт пропавшего корабля. Везде лежали скелеты в обрывках одежды. Лежали на тех местах, где должны были находиться при жизни. Скелет капитана в сидячем положении находился за столом, где лежал полусгнивший судовой журнал. Моряки сообщили о находке в ближайший город, но больше никто «Мальборо» не видел.
«Летучий голландец» – это всего лишь красивая легенда. Призрачный корабль олицетворяет собой судьбу, жертвами которой пали тысячи моряков. Однако суда без экипажа обнаруживаются с завидной регулярностью. Кто знает, может моряков или их души забрал на свой корабль Филипп Ван дер Деккен.