Лейтмотив лирики лермонтова в чем выразилось влияние романтизма на творчество поэта
Своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова
Вы будете перенаправлены на Автор24
Романтизм – это литературное направление, в котором выдвигается новая система ценностей: следование природе, превосходство воображения на рассудком, культ творчества, стремление к свободе.
Романтизм в поэмах М. Ю. Лермонтова
Романтизм как направление в литературе сформировался в конце 18 – начале 19 века в Западной Европе. Романтики в своих произведениях изображают внутренний мир человека. его страстей и чувств. Герой романтических произведений – глубоко чувствующая личность, находящийся в мире, который не соответствует его представлениям о жизни, его идеалу. Основными темами романтических произведений являются:
Различают два типа романтизма:
В России романтизм как литературное направление сформировался к 1820-м годам. У истоков русского романтизма стояли последователи немецкой традиции романтизма – Батюшков, Жуковский. Развивалось направление романтизма в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Идеалом для них стал Байрон и его романтический герой.
В творчестве М. Ю. Лермонтова отражается общая закономерность развития отечественной литературы 20-30-х годов – от романтизма к реализму. Но Лермонтов, владея методом реализма, не отказался от романтизма. В творчестве поэта оба метода выступают в сложном синтезе. Ярким примером этому являются поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Мцыри».
«Мцыри» является последней чисто романтической поэмой М. Ю. Лермонтова.
В ней можно выделить все характерные для лермонтовского романтизма мотивы:
Готовые работы на аналогичную тему
«Мцыри» продолжают традицию кавказских поэм А. С. Пушкина, но основу сюжета поэмы Лермонтова составляет ситуация бегства на родину, к людям (у Пушкина – ситуация бегства от цивилизации). Тема бегства из монастыря часто звучит в произведениях М. Ю. Лермонтова. Однако монастырь у него не связан с религией, верой. Для главного героя поэмы бегство из монастыря не означает безверие. Монастырь в духе романтизма означает темницу земного бытия, и именно из нее стремится вырваться Мцыри. В герое поэмы воплощен порыв к свободной, подлинно человеческой, полноценной жизни. основная черта Мцыри, определяющая весь его образ – духовная связь с родиной, стремление хоть ненадолго оказаться на родной земле. Кавказ – романтический идеал Мцыри, к которому он стремится и ради которого жертвует жизнью.
У Лермонтова вольная южная природа является символом романтической свободы. Герой его поэмы превыше всего ценит свободу, а время, которое он провел в монастыре, для него лишь существование. Истинной жизнью для Мцыри стали три дня, проведенные на свободе.
Романтические черты проявляются и в композиции поэмы. Поэт не рассказывает подробно о жизни героя в монастыре. Лермонтов описывает лишь самые напряженные, самые важные моменты в судьбе Мцыри.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» написана в народном духе. В ней Лермонтов воссоздает стиль народной русской поэзии и наделяет купца Калашникова чертами героя народного эпоса.
Эта поэма – не полностью романтическое произведение, однако в ней много романтических черт. Для творчества романтиков характерно само обращение к средневековому прошлому Родины. Калашников – мятежный герой. Но смысл произведения не исчерпывается бунтом, протестом Калашникова, ее смысл заложен в народности.
Романтические черты в стихотворениях Лермонтова
В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии, продолжал дело Пушкина и Байрона, чья поэзия была созвучна политическим и художественным идеалам декабристов.
Лермонтову Байрон был интересен своим творчеством, и в течение всей поэтической деятельности он сохранял для русского поэта свое значение. Байрон является и темой лирики М. Ю. Лермонтова.
Принципы романтизма в ранней поэзии Лермонтова прежде всего воплотились в характере лирического героя – он одинок, мятежен, не принимает реальность и ищет единения с вольной природной стихией, отдается сильным чувствам.
В 1830-1831 годы творчество Лермонтова формировалось под впечатлениями от французской революции и крестьянских восстаний, постоянно вспыхивавших в России. Поэзия Лермонтова в этот период была проникнута ожиданием народной революции.
В стихотворении «Парус» Лермонтов описывает подлинно романтический пейзаж. Состояния природы призваны донести до читателя самые важные оттенки поэтической мысли. Произведение аллегорично, со значимым подтекстом. Лермонтов восстает против бездумной, бесцельной жизни, на которую обречено современное ему поколение. Автор отказывается от счастья, предлагаемого ему жизнью, и готов бороться с бурей за будущее своего народа и страны.
А сознание собственной исключительности в мире, в котором царствует посредственность, вызывает у лирического героя ощущение горестного одиночества.
Этот характерный для романтической лирики Лермонтова мотив звучит и в стихотворениях, посвященных природе. В них природа совершенно особенная – все в ней подчиняется тем же законам, что и в мире людей. В ней разыгрываются те же драмы, что и в человеческом мире.
В лирике часто встречается прием одушевления природных явлений. Но Лермонтов первым из русских поэтов стал применять сравнения из мира природы к человеку. Например, Демона он сравнивает с «вечером ясным». Природа в поздней лирике Лермонтова предстает умиротворенной, спокойной, воплощает гармонию и совершенство. Однако гармония природы часто противопоставляется дисгармонии в душе человека.
М. Ю. Лермонтов является последним представителем революционно-дворянского романтизма и создателем социально-психологического течения критического реализма.
Воплощение принципов романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Романтизм в творчестве М.Ю. Лермонтова
1.1 Влияние Байрона на раннее творчество М.Ю. Лермонтова
1.2 Воплощение принципов романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова
2. Реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова
Список использованных источников
Романтизм в творчестве М.Ю. Лермонтова
Влияние Байрона на раннее творчество М.Ю. Лермонтова
Я молод, не кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел!…
Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уже душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь зеленых, бурь небесных вой.
Как он, ищу спокойствия напрасно…
Спустя два года он вернется к этой же теме, но уже для того, чтобы признать свое отличие от британского поэта:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Воплощение принципов романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова
Пугает сердце этот звук,
И возвещает он для нас
Конец земных недолгих мук,
Но чаще новых первый час…
В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходит к скорбным суждениям о ее скоротечности.
В полном соответствии с романтическим пафосом Лермонтов рисует идеализированный образ Наполеона, «дивного героя», стоящего выше и похвал, и славы, и людей, павшего «жертвой вероломства и рока прихоти слепой»:
Где бьет волна о брег высокий,
Где дикий памятник небрежно положен,
Русский поэт воспел подвиг своих соотечественников в борьбе с французами. Тем не менее в таинственном и властном Наполеоне видел он могучую силу духа:
Хоть побежденный, но герой!
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
В 1830-1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
лермонотов байрон романтизм реализм
В стихотворении «Парус» мы видим подлинно романтический пейзаж: вольная морская стихия. Он передан необыкновенно экономно, всего несколькими строчками, оставляет очень сильное впечатление простора, голубизны разных оттенков, солнечности движения, даже звуков. Состояния природы, волнующие сами по себе, призваны донести важные оттенки авторской мысли:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Стихотворение глубоко аллегорично, в нем чувствуется значимый подтекст. Поэт восстает против бесцельной, бездумной жизни, на которую обречено его поколение. Он отказывается от того счастья, которое предлагает ему жизнь, он готов бороться с бурей за будущее своей страны и народа.
Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества.
Этот устойчивый в романтической лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе, Но это совершенно особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы видим в человеческом мире. Разыгрываются те же драмы, что и среди людей. «Тихонько плачет» покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок романтическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся от «ветки родимой», никому не нужный, «не знающий сна и покоя».
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно.
Природа можем таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме «Мцыри»: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота», героя “палит огонь безжалостного дня”.
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил, рукою молнии ловил».
Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие, недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира; он любит и «росой обрызганный душистой» ландыш, и «малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка, и «холодный ключ», играющий в овраге. Мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и вселенная едины.
«Особенности лирики Лермонтова» очень нужно.
помогите с литрой
Особенности лирики Лермонтова заключаются в том, что поэт вместил в своем творчестве практические все «вечные вопросы» человеческого бытия. Он пишет о любви, о глубине и значении этого чувства, пишет о смерти и жизни, вере в высшие силы, о свободе человеческой личности, праве человека избирать свою судьбу, о неприятии личности в обществе, о судьбе поэта в мире людей.
Лермонтов как поэт романтизма
В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.
Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.
Все это есть в поэзии Лермонтова. Проанализируем одно из его любовных стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Стихотворение короткое, вмещающее в себя всего три четверостишья:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
В этом стихотворении лирический герой признается, что влюблен не в ту земную женщину, которую видит перед собой, а в далекий и призрачный идеал женщины, которую создало его воображение. При этом идеал гораздо дороже оригинала.
Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.
Этот мотив ясно проглядывается в стихотворении «Для чего я не родился?»:
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок…
Здесь лирический герой стремится слиться с природой, чтобы оставить свою человеческую сущность и обрести покой и забвение.
Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.
Лермонтов как поэт реализма
Однако гений Лермонтова заключил в себя не только популярный в его годы романтический стиль, но и стиль реализма. Поэтому в некоторых своих произведениях поэт предстает как состоявшийся реалист, верный наследник А.С. Пушкина.
Образцом реалистического стиля в поэзии Лермонтова является «Казачья колыбельная песня». Начинается она доброй картиной: мать склонилась у колыбели своего сына и убаюкивает его:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Мать рассказывает сыну о его будущей непростой судьбе – судьбе воина, она говорит, что будет молиться за него и ждать его домой с войны:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
В этом бесхитростном, на первый взгляд, стихотворении выражена и любовь к своей Родине, и восхищение перед подвигом материнства, и вся суть человеческой жизни.
То же самое обращение к судьбе простого человека на фоне грандиозных исторических событий мы видим в стихотворении «Бородино». В этом стихотворении от лица простого русского солдата рассказывается о победе над французскими захватчиками во главе с императором Наполеоном.
Героизм солдат и офицеров исходит из их глубочайшей любви к Родине, все это сугубо просто и реалистично, как будто сами читатели являются живыми свидетелями этого сражения:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Недаром В.Г. Белинский называл М.Ю. Лермонтова «поэтом беспощадной мысли истины», поэтом-реалистом, в конце своего творческого пути ставшем гениальным художником слова.
Необычность лирики Лермонтова как раз и заключается в сочетании романтических и реалистических мотивов: каждый читатель найдет в произведениях поэта то, что ему по душе: и тоску мятущейся одинокой молодости, и живое описание жизни своего народа.
Романтизм М.Ю.Лермонтова («Демон», «Мцыри»). (Часть 1-я)
«Я жить хочу! хочу печали,
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело;
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без странствий ураган?
………Лети со мной, как равный,
Над бездною пространства, – я открою
Тебе живую летопись миров
Прошедших, настоящих и грядущих. (1)
Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвёздные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя..
………………………………
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное –
Люби меня. (10)
О, как бы я рыдал, когда бы мог!
О, как бы к небу я хотел подняться!
Но нет, внизу я должен пресмыкаться,
Где свист и шип, где вьётся змей клубок. (7)
…И всё зачем? Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор. (10)
И я задумался. Мой дух на той вершине
Обрел крыла, каких не обретал доныне.
Ещё подобный свет не озарял мой путь.
И долго думал я, пытаясь заглянуть
В ту бездну, что внизу, под зыбью волн таилась,
И в бездну, что во тьме души моей раскрылась.
Я вопрошал себя о смысле бытия,
О цели и пути всего, что вижу я,
О будущем души, о благе жизни бренной
И я хотел постичь, зачем творец вселенной
Так нераздельно слил, отняв у нас покой,
Природы вечный гимн и вопль души людской. (8)
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь… (10)
И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл,
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горний, навеки без сил… (10)
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет. (10)
Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица. (10)
Теперь один старик седой
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… (10)
Скала угрюмого Казбека
Добычу жадно сторожит,
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит. (10)
Вода бушуют всё свирепей
И как безумец, рвущий цепи,
Рыдает зло.
Но глухи груды скал могучих
Они надменно прячут в тучах
Своё чело. (8)
Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня… (10)
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою… (10)
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей. (10)
………О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил… (10)
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру. (10)
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог. (10)
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал. (10)
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы… (10)
Оставь же прежние желанья
И жалкий свет его судьбе:
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе. (10)
…………………………Добро! –
Познать его так справедливо! Зло! –
Коль есть оно, зачем же не познать,
Дабы избегнуть легче?… (15)
……………Один лишь добрый дар
Дало вам древо знания – ваш разум:
Так пусть он не трепещет грозных слов
Тирана, принуждающего верить
Наперекор и чувству и рассудку. (1)
Дух вечно-мыслящий, будь милостив ко мне.
Прими под сень свою, прими под Древо Знанья,
В тот час, когда, как храм, пан жертвенное зданье
Лучи своих ветвей оно распространит,
И вновь твою главу сияньем осенит.
Владыка мятежа, свободы и сознанья. (4)
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел. (18)
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего. (10)
И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел. (10)
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый… (10)
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
Я с вечностью пребуду наравне. (9)
……клятву молвил он,
Когда блистающий Сион
Оставил с гордым сатаною. (10)
Он искусить хотел – не мог,
Не находил в себе искусства;
Забыть – забвенья не дал бог,
Любить – недоставало чувства. (10)
Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;
Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни. (10)
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои.
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!… (10)
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…
Надежда есть – ждёт правый суд:
Простить он может, хоть осудит!
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!
Она то ластится, как змей,
То жжёт и плещет, будто пламень,
То давит мысль мою, как камень –
Надежд погибших и страстей
Несокрушимый мавзолей. (10)
И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им. (9)
Романтизм поэзии Михаила Лермонтова
В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии и прежде всего Пушкина, дело которого он продолжал, а также – Байрона, создавшего близкий, созвучный поэту мир идей и образов, который он, однако, не взял “в готовом виде”, а продолжил, развил, преобразил. К тому времени, когда Лермонтов начал писать, Байрон в России был известен не только для старшего поколения русской интеллигенции конца 1820-х годов, но и был еще в прямом и полном смысле слова современником поэта и его ровесников. Поэзия Байрона созвучна декабристским идеалам
Для литераторов-декабристов Байрон был одним из самых активных творцов современной поэзии. Его ценили чрезвычайно высоко. К 1839 году Лермонтов начинает знакомиться с ним в оригинале и переводить его.
Интерес к Байрону, которого он в это время открывал для себя, совпал с его собственными исканиями.
Я молод, не кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел!…
Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уже душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь зеленых, бурь небесных вой.
Как он, ищу спокойствия напрасно…
Спустя два года он вернется к этой же теме, но уже для того, чтобы признать свое отличие от британского поэта:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Пугает сердце этот звук,
И возвещает он для нас
Конец земных недолгих мук,
Но чаще новых первый час…
В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходит к скорбным суждениям о ее скоротечности.
В полном соответствии с романтическим пафосом Лермонтов рисует идеализированный образ Наполеона, “дивного героя”, стоящего выше и похвал, и славы, и людей, павшего “жертвой вероломства и рока прихоти слепой”:
Где бьет волна о брег высокий,
Где дикий памятник небрежно положен,
В сырой земле и в яме неглубокой –
Там спит герой, друзья! – Наполеон.
Русский поэт воспел подвиг своих соотечественников в борьбе с французами. Тем не менее в таинственном и властном Наполеоне видел он могучую силу духа:
Хоть побежденный, но герой!
В ранней поэзии Лермонтова принципы романтизма воплотились прежде всего в характере лирического героя – одинокого, мятежного, не принимающего действительности, ищущего единения с вольной природной стихией, отдающегося предельно сильным чувствам:
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
В 1830-1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
В стихотворении “Парус” мы видим подлинно романтический пейзаж: вольная морская стихия. Он передан необыкновенно экономно, всего несколькими строчками, оставляет очень сильное впечатление простора, голубизны разных оттенков, солнечности движения, даже звуков. Состояния природы, волнующие сами по себе, призваны донести важные оттенки авторской мысли:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Стихотворение глубоко аллегорично, в нем чувствуется значимый подтекст. Поэт восстает против бесцельной, бездумной жизни, на которую обречено его поколение. Он отказывается от того счастья, которое предлагает ему жизнь, он готов бороться с бурей за будущее своей страны и народа.
Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества.
Этот устойчивый в романтической лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе, Но это совершенно особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы видим в человеческом мире. Разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок романтическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся от “ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”.
Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод стихотворения Гейне “На севере диком…” звучит совершенно оригинально: в силу того что слова “сосна” и “пальма” в немецком языке относятся к разным грамматическим родам, а в русском языке – к одному, мотив любовного томления, определяющий тему у Гейне, у Лермонтова расширяется до мысли о вечной человеческой разобщенности.
Прием одушевления природных явлений часто встречается в лирике, и не только романтической. Но Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, – пишет поэт о Демоне. В поздней лирике Лермонтова природа в основном является спокойной, умиротворенной. Она воплощает совершенство, гармонию.
Особенно часто это небо и звезды. Гармония природы может быть противопоставлена дисгармонии в душе человека:
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно.
Природа можем таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “палит огонь безжалостного дня”.
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я как брат, обняться с бурей был бы рад”, “глазами тучи я следил, рукою молнии ловил”.
Мы видим, что природа для поэта – это прекрасный “божий сад”. Лишь она может убаюкать душу, помогает забыться, примириться с жизнью.
Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие, недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистой” ландыш, и “малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка,, и “холодный ключ”, играющий в овраге. Мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и вселенная едины.
Лермонтов – последний представитель революционно-дворянского романтизма и создатель социально-психологического течения критического реализма. А. В. Луначарский, характеризуя сущность творчества Лермонтова, сказал: “Лермонтов являлся последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений*. Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина.