Лигалы в рекламе что такое
Требования к оформлению рекламных материалов
1. Общие требования к графическим и текстовым рекламным материалам
Информация в рекламном материале должна быть актуальной.
2ГИС не размещает медийную рекламу проектов неконечных поставщиков услуг, которые аналогичны или схожи с сервисами 2gis.ru, flamp.ru. Это ограничение не распространяется на текстовую рекламу.
Этика рекламного материала
Запрещено использование оскорбительной и ненормативной лексики, жаргона, а также лексики, связанной с трагическими событиями.
В рекламных материалах не рекомендуется размещать какую-либо контактную информацию (телефоны, адреса, сайт, номера ICQ, контактные данные для Skype). Всю контактную информацию потребитель может посмотреть в карточке организации.
Не рекомендуется включение в рекламный материал какой-либо контактной информации при размещении в версии для ПК. Исключения: позиции «Баннер на стартовой заставке», «Баннер на финальной заставке», «Реклама в печати».
На позициях «Баннер на стартовом экране», «Баннер на стартовом экране (с видео)», «Smart-баннер», «Баннер в поисковой выдаче (онлайн-версия)» может быть указана контактная информация рекламодателя (один телефон, один адрес, один сайт, один номер ICQ, один логин для Skype и пр.).
Содержание графических рекламных материалов
На одной рекламной позиции для графических рекламных материалов может быть размещен только один рекламный материал одной организации.
Информация, обязательная для размещения в рекламном материале согласно действующему законодательству, должна располагаться строго горизонтально.
Содержание текстовых рекламных материалов
Заглавные буквы, разрядка в текстовых рекламных материалах
В текстовых рекламных материалах необходимо грамматически правильно использовать заглавные буквы в написании имен собственных и названий, начинать заголовок рекламного материала с заглавной буквы. Не допускается начинать с заглавной буквы каждое слово в предложении.
Запрещено использовать слова, написанные ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock). Текст, набранный заглавными буквами, замедляет скорость чтения. Исключением являются случаи, когда слово является аббревиатурой либо обозначает название организации/товара/товарного знака и право его написания полностью/частично заглавными буквами может быть подтверждено документально. Все буквенные аббревиатуры набирают без точек и без разбивки между буквами (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ).
Запрещено использование слов, написанных р а з р я д к о й.
Тавтология, повторения в текстовых рекламных материалах
Не допускаются намеренные повторы слов и фраз в тексте (например, распродажа, распродажа, распродажа).
В тексте рекламного материала недопустимо использование сокращений, кроме общепринятых (например, ул., р-н, руб., б/у, ТЦ).
Во всех словах, где должна быть ё, ставим ё (не е).
Знаки препинания, другие знаки и спецсимволы в текстовых рекламных материалах
Не допускается использование необоснованного многоточия или дублирования знаков препинания в тексте (Скидки. Скидки. ), зачеркивания, смайлов, использование знаков и других спецсимволов. Специальные символы могут использоваться в случае, если они являются частью названия организации/товара/товарного знака (например, гостиница «***», учебный центр «5+»). Разрешено использование спецсимволов действующих отраслевых стандартов (например, работаем 24/7, гостиница 5*). Допустим знак рубля — ₽,кроме объявления к логотипу на карте.
В рекламном тексте восклицательный знак можно использовать 3 раза только в позиции «Комментарий к фирме», в остальных позициях — 1 раз.
Необходимо заключать в кавычки наименования организаций (за исключением названий, написанных латиницей).
Шрифты, выделение слов в текстовых рекламных материалах
Шрифт основного текста рекламного материала не должен иметь начертаний (прямой нежирный шрифт). Это наиболее читабельный формат для потребителей. Запрещено использовать в качестве шрифта основного текста полужирное начертание.
В рекламном материале возможно выделение слов. Выделять слова нужно так, чтобы не отвлекать потребителя. Существует несколько форм выделения: курсивное начертание, полужирное начертание.
Полужирное начертание разрешено использовать только для выделения заголовков и ключевых слов/фраз, на которых заказчик хочет сделать акцент.
Курсивное начертание допускается в тексте сноски после фрагмента основного текста. В остальных случаях курсивное начертание текста запрещено.
При наличии вводного предложения каждый элемент перечня начинается со строчной буквы, в конце пункта ставится:
Вводное предложение: Вводное предложение:
В случае если пункты в перечне содержат одно, два и более предложений, оформляем пунктуацию согласно следующей схеме:
В случае если перечень не содержит вводного предложения
Если пункт перечня представляет собой одно слово/короткое словосочетание, то никаких знаков препинания в конце не ставится.
В алиасе может быть только текст, который должен соответствовать рекламной ссылке. Не рекомендуется делать ссылку на главную страницу сайта.
2. Технические требования к оформлению материалов для размещения в 2ГИС
Legal Design – просто модные слова или супероружие юристов?
Выпускник Moscow Digital School Ефим Казанцев рассказывает о юридическом дизайне и его практической ценности для юристов.
Последние несколько лет в России много говорят о Legal Tech, но не так давно на юридических форумах появилось еще одно модное словосочетание – Legal Design. Давайте попробуем разобраться с тем, что это такое и зачем оно нужно.
Если мы спросим любой онлайн-переводчик, он нам с радостью сообщит, что Legal Design– это юридический дизайн. Однако, что означает это словосочетание, никто вам точно не скажет. Практически каждый специалист по Legal Design вкладывает в это понятие какое-то свое собственное представление. При этом кто-то сводит юридический дизайн к инфографике и комиксам, а кто-то рассматривает это явление намного шире, например, как искусство мыслить творчески при решении юридических задач.
Не вдаваясь в дискуссию о том, какое определение самое правильное, рассмотрим LegalDesign с точки зрения его практической применимости.
Итак, как Legal Design может помочь простым гражданам и предпринимателям?
1. С его помощью можно сделать юридические документы понятнее или наоборот максимально их усложнить.
В зависимости от цели, которую преследует создатель документа, с помощью оформления документ можно сделать понятнее, а можно переусложнить, чтобы максимально замаскировать какие-то его положения среди лабиринтов сложных скучных формулировок.
Для этого можно воспользоваться несколькими приемами Legal Design.
Во-первых, одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Например, если есть желание угостить кого-нибудь апельсином, можно просто сказать ему «Пожалуйста, угощайтесь!», а можно сформулировать эту мысль несколько сложнее: «Настоящим я передаю вам все принадлежащие мне права, требования, преимущества и другие интересы на собственность, именуемую апельсином, совместно со всей его кожурой, мякотью, соком и семечками, с правом выжимать, разрезать, замораживать и иначе употреблять, используя для этого любого рода приспособления, как существующие в настоящее время, так и изобретенные позднее, или без использования упомянутых приспособлений, а также передавать ранее именованную собственность третьим лицам с кожурой, мякотью, соком и семечками или без оных».
Мысль при этом будет в целом одна и та же, но форма ее выражения, ее дизайн сильно отличаются. И если в первом случае выбранная форма призвана выразить мысль максимально просто, то во втором наоборот – присутствует множество дополнительных уточнений и оговорок.
Так и при подготовке юридических документов с помощью правильно подобранных формулировок можно сделать документ простым и понятным, а можно максимально его усложить для понимания.
При этом далеко не всегда автор хочет сделать текст документа простым и понятным. В жизни сплошь и рядом встречаются ситуации, когда документ целенаправленно стараются сделать максимально сложным. Например, если юристу заказали текст договора, он скорее всего будет использовать сложные формулировки, внушающие уважение заказчику. Ведь если юрист сформулирует заказанный договор максимально просто, заказчик может быть недоволен, мотивируя это тем, что так и он сам мог бы написать. Вот и приходится юристу выжимать из себя сложные обороты, доводя формулировки до уровня, недоступного лицам без юридического образования.
Иногда причина повышенной сложности текста может заключаться в необходимости замаскировать какое-то неудобное положение документа. Повысив сложность документа и обернув нужное положение в множество юридических терминов, можно повысить шансы того, что неудобное положение будет пропущено контрагентом незамеченным просто потому, что он не сможет его распознать в этом юридико-терминологическом лесу.
Во-вторых, можно соответствующим образом текст документа отформатировать.
Часть текста в договоре, напечатанная мелким шрифтом и содержащая какие-то не очень хорошие для одной из сторон условия, давно стала мемом. Это как раз пример Legal Design, примененного в деструктивных целях.
Что-то похожее можно увидеть и в шаблонных договорах, заключаемых, например, операторами сотовых услуг. Стараясь максимизировать свою прибыль, некоторые из таких операторов включают в договор множество условий, предполагающих дополнительные траты со стороны потребителя. Если напечатать все эти условия большими буквами на первой же странице договора, процент потребителей, приобретающих этот продукт, резко упадет. Поэтому недобросовестные операторы печатают условия договора малюсеньким текстом, щедро разбавляя текст графическими излишествами и формами для вписывания различных данных.
Они применяют дизайн для усложнения процесса чтения и осознания условий договора, в расчете на то, что большая часть потребителей при заключении договора не будет внимательно читать его текст. Зато в случае возникновения конфликтных ситуаций всегда можно сослаться на условия такого договора, указав на соответствующую строчку, напечатанную четвертым шрифтом и раскрашенную цветом, сливающимся с цветным фоном документа.
Можно еще вспомнить банки и микрокредитные компании, которые тоже любят применять юридический дизайн с целью спрятать непопулярные условия кредитных договоров и договоров займа от потенциальных заемщиков. Или письма с обещаниями «бесплатных» туристических путевок или ценных призов, в которых действительные условия акции напечатаны светло-серым мелким шрифтом на внутренней стороне конверта, с целью запутать получателей, но при этом избежать уголовной ответственности за мошенничество. Ведь в случае чего можно ссылаться на то, что полные условия акции были предоставлены получателю, а то, что он их не увидел – это его проблемы. Все это примеры Legal Design, используемого в деструктивных целях.
2. С помощью Legal Design можно превратить юридические положения в визуальные образы.
Обычно те, кто пишут о визуализации в юридическом дизайне, приводят в пример договоры в виде комиксов или юридические брошюры с картинками. Но на самом деле, так далеко ходить не нужно. Визуализация давно применяется в праве там, где она действительно необходима. Ярким примером визуализации юридических норм являются правила дорожного движения, включающие в себя графические образы в виде дорожных знаков и дорожной разметки.
Мы каждый день можем наблюдать визуализацию правовых норм на дорогах общего пользования. Запрещающие, обязывающие и рекомендующие знаки – это продукт юридического дизайна правил дорожного движения. Теоретически, можно было обойтись и без визуализации, и просто писать на каждом знаке словами «Поворот направо запрещен!» или «Уступи дорогу!», но знаки удобнее, т.к. они интернациональны (не зависят от какого-либо конкретного языка), лаконичны и хорошо различимы. В области дорожного движения, где цена ошибки слишком велика, юридический дизайн помогает определить правила поведения участников дорожного движения.
Российское законодательство содержит и другие примеры юридически значимой визуализации. Например, обязательная маркировка. Отдельные виды товаров подлежат обязательной маркировке специальными знаками. Форма и вид таких знаков закреплены нормативно, а их отсутствие на соответствующих товарах может повлечь за собой наступление юридической ответственности.
3. Legal Design можно использовать для того, чтобы выделить главное, обратить внимание читателя документа на важные моменты.
Прием выделения текста жирным начертанием, подчеркиванием или другими чисто графическими способами широко применяется большинством юристов.
Практически в каждом исковом заявлении или отзыве на иск можно увидеть многочисленные выделения, призванные убедить судью в правильности изложенных в документе мыслей.
Нередко юристы злоупотребляют этой техникой юридического дизайна, превращая подготовленный документ в месиво из выделенных разными стилями кусков текста. В этом случае вместо облегчения восприятия смысла документа он теряется в многочисленных выделениях.
Используя этот прием Legal Design, необходимо соблюдать разумный баланс в применении графических средств выделения текста.
4. Вызвать доверие к тексту документа
Далеко не всегда перед юридическим дизайном стоит задача как-то по особенному оформить документ. Наоборот, зачастую документ должен быть оформлен максимально стандартно.
Во-первых, законодательством предусмотрены многочисленные случаи, когда определенные документы должны заполняться строго по установленной форме. В этом случае применение каких-то дополнительных графических средств может повлечь за собой неблагоприятные последствия.
Во-вторых, привычные по своей форме документы могут вызывать у адресата больше положительных эмоций, чем документы незнакомого вида, да еще и с каким-нибудь оригинальным оформлением.
Например, на одном из юридических форумов действующая судья арбитражного суда, отвечая на вопрос о том, как лучше форматировать процессуальные документы, рассказала, что ей удобно читать стандартно оформленные документы (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). И это вполне объяснимо. Судье приходится изучать огромный объем документов, большая часть которых оформлена в соответствии с правилами делопроизводства суда. Мозг судьи уже привык к определенному начертанию и интервалам в тексте. Такие стандартные документы он воспринимает легко и без каких-либо дополнительных усилий, в отличие от документов, выполненных нестандартным мелким текстом через одинарный интервал. Очевидно, что отношение судьи к «правильно оформленным» документам будет изначально более положительным, чем к «неправильно оформленным». Само по себе это, конечно, не сможет предопределить исход спора, но в случае каких-то пограничных ситуаций даже самый незначительный фактор может стать последней каплей и склонить весы правосудия в нужную сторону.
Использование средств Legal Design позволяет добиться того, чтобы юридические документы было приятно читать. Но и про содержательную сторону документов забывать не стоит.
В юридическом документе все должно быть прекрасно – и форма, и содержание!
Договоры-комиксы. Развлекают, но не решают задач
Лигал-дизайн вошёл в моду! Юристы полюбили о нём писать, и это хороший знак. Значит, скоро начнут разбираться.
Одна из популярных тем — неизменно договоры-комиксы. Выглядят в меру провокационно и эффектно. Ещё сегодня плодим договоры с разделом-свалкой “права и обязанности”, а уже завтра перескочим на право в картинках — и так повернёмся к пользователю лицом.
Сегодня предлагаю посмотреть на несколько популярных примеров договоров-комиксов и порассуждать, насколько эффективно они решают конкретные задачи пользователя документа и это ли лигал-дизайн.
Кейс № 1: Договор об апельсинах
По интернету активно ходит пример договора с работником, собирающим апельсины. Авторы декларируют задачу сделать понятным договор даже людям, не владеющим языком. Конечно, можно было продублировать английский текст испанским и сделать его реально простым — и тогда проблема была бы решена. Но дизайнеры сделали комикс.
Давайте посмотрим на результат. Перед нами ребусы. Тут ты идёшь к забору, дальше если у тебя зелёная голова + рука с гантелей, то крестик, и ты идёшь мимо апельсинов грустный и сгорбленный. Стало проще?
Ребусы даже авторам даются нелегко. Ниже попытка разобраться с выходным днём. Когда ты собираешь апельсины, зонт с морем не очень вяжутся, поэтому пришлось всё-таки написать на английском про Public holiday. Это, по сути, первый пример капитуляции дизайнеров — становится понятно, что картинками не обойтись.
Ещё немного примеров упрощения.
Здесь предлагается оставить за скобками нюансы: например, какую конкретно дополнительную работу должен выполнять работник или в обязанности входит всё, что делается граблями и лопатой, если человек с планшетом прикажет; оплачивается ли эта работа дополнительно.
Вот задачка со звездочкой:
Кстати, если приглядеться, можно заметить: на одной из пачек денег изображена пунктирная линия. Чтобы понять ее значение, пользователь должен был не только внимательно читать договор, но и обязательно заметить, что ранее такой же линией обозначались собранные апельсины и отсутствующий работник.
Этот договор — всего лишь пародия на хороший документ, который не имеет ничего общего с лигал-дизайном. Разработка загадочных сюжетов, вырисовывание купюр, апельсинов и грустных людей — пустая трата денег и времени: на создание загадок и их разгадывание.
Кейс № 2 (более сложный): Инвестиционный договор
Здесь значительно усложняются правоотношения. Стороны должны сделать что-то большее, чем просто собрать урожай и получить зарплату. Одна из сторон договора — физическое лицо и, судя по всему, мало что смыслящее в инвестировании и финансах.
Предполагаем, что стояла задача сделать договор понятным для неквалифицированного пользователя. Но вместо качественной инфографики, авторы предлагают посмотреть на абсолютно бессодержательные картинки.
“Мы не возьмем деньги, если вы придете к нам в маске и с мешком”, — примерно так воспринимается смысл этого сюжета. Текст возле картинки подсказывает, что инвестируемые средства должны быть получены только из легальных источников и с учетом уплаты всех налогов. Но это никаким образом не следует из картинки. Итог: еще одно неясное условие.
На всякий случай напоминаем: инфографика — не текст, сопровождаемый случайными изображениями. Это способ переработки сложной или объемной текстовой информации при помощи графических инструментов для того, чтобы облегчить ее понимание.
Это тоже не инфографика:
О примерах настоящей инфографики обязательно ещё расскажем отдельно.
При этом лучшее создатели комикса оставили на десерт. Через 18 страниц картинок и ребусов, читатель узнает правду: настоящие условия содержатся в другом документе — нормальном Terms and Conditions. Он полноценный и юридический, вот его и придётся теперь читать. Это похоже на капитуляцию авторов.
Кроме того, что такой подход обнуляет идею, он ещё создаёт новую проблему: когда люди видят чудовищный кредитный договор, они его, по крайней мере, опасаются. Иногда даже пытаются прочитать. А после наслаждения картинками желания читать всё ещё тяжёлый Terms and Conditions уже гарантированно не останется.
Рабочие варианты для договоров-комиксов
Однако зачастую для описания юридических концепций естественный язык просто более выразителен и понятен, чем графика. А кейсы, где она применима, исключительно редки.
Бонус: 5 задач лигал-дизайна
Команда Симплоера провела масштабное исследование документооборота в России. В опросах приняли участие юридические команды крупнейших компаний, которые рассказали о проблемах оптимизации внутреннего документооборота и об опыте их решения.
В результате сформулировали 5 задач лигал-дизайна в бизнесе.
1. Скорость
Это один из главных эффектов внедрения лигал-дизайна. Ускоряется время от подготовки документа, его внутренней проверки и согласования до включения в документооборот.
Пользователь намного быстрее прочтет несколько коротких, но емких предложений или проанализирует качественную инфографику, чем целую страницу текста в сочетании со сложными картинками и ребусами. В договоре-комиксе читателю нужно одновременно улавливать смысл текстов и заглядывать в картинки, а параллельно с этим тратить время на уяснение неоднозначных сцен.
2. Точность
Лигал-дизайн снижает шанс допустить ошибку. Выбор неправильного шаблона или ненужной опции, заполнение не тех полей, самостоятельное придумывание пользователем противоречивых формулировок, неоднозначное толкование.
Договор-комикс сохраняет необходимость заполнять многочисленные пустые поля. Эту ситуацию усугубляют картинки, которые вызывают неодинаковое понимание условий контрагентами.
3. Экономия
Внедрение лигал-дизайна влечет снижение издержек на договорный процесс и минимизирует убытки от затянутого согласования документа. Бизнес ожидает, что затраты на лигал-дизайн окупятся в краткосрочной перспективе.
С договором-комиксом не уменьшается количество шаблонов, договоры будут продолжать согласовываться месяцами, а проекты запускаться с опозданием. Окупятся ли деньги и усилия компании, вложенные в такой лигал-дизайн? Вряд ли.
4. Удобство
Документ должен быть user-friendly и не вызывать раздражения от использования. Качественный лигал-дизайн позволяет быстрее искать в документе нужную информацию и не тратить лишнее время на настройку форматирования.
В договоре-комиксе сложнее найти нужный пункт из-за множества отвлекающих элементов, крупные смысловые части блекнут на фоне ярких картинок. Пространство документа используется неэффективно из-за акцента на декоративность, а не функциональность.
5. Масштабируемость
Настоящий лигал-дизайн позволяет использовать одни и те же документы в долгосрочной перспективе. Такие документы проще поддерживать в актуальном состоянии, они оперативнее реагируют на изменения и всегда готовы к автоматизации.
Договор-комикс сложно подстраивать под изменяющееся регулирование. Чтобы добавить новые положения, нужно нарисовать целую картинку или перерисовывать по несколько страниц, в то время как можно просто дописать два-три предложения. Договор-комикс рассчитан только на простейшие B2C-договоры, которые не требуют согласования воли сторон. Но это — микроскопическая часть всех правоотношений, в которые вступает бизнес.
Лигал-дизайн — это не случайные иконки из интернета, ребусы или эксперименты со шрифтами. Лигал-дизайн — это то, как документ работает, а не только выглядит.
Для тех, кто интересуется настоящим лигал-дизайном, оставляем ссылку на исследование. А если вы захотите дать обратную связь по исследованию, то сделайте это тут.
Legal Design — что такое дизайнерский подход к праву?
Учеба в Queen Mary — лучший отпуск! Пока что самое классное и вдохновляющее из моих занятий в университете — это практический курс по юридическому дизайну. Модная тема, но, кажется, не все правильно понимают ее смысл. Объясняю, что это такое и зачем юристам учиться дизайнерскому мышлению.
Terms and Conditions apply
Необходимость разбираться с юридическими вопросами вызывает дискомфорт. От чтения законов можно сойти с ума. Договоры написаны непонятным языком. Terms and conditions и политики конфиденциальности на сайтах никто даже не открывает. Возможно, это делает юристов более востребованными — самостоятельно же не разберешься.
Но это ложный повод для гордости! Филолог Максим Кронгауз называет юридические консультации “переводом с русского на русский”. Это ли не приговор профессии? Признание если не бесполезности юридического труда, то его избыточности по причине несовершенства документов и правил, которые сами юристы и порождают.
Как мы до этого докатились? Давайте разбираться.
Древний Рим, IV-III века до нашей эры. Римское право уже существует и во всю используется, но находится в исключительном ведении понтификов, верховных жрецов, которые не только толкуют волю божью, но и объясняют значение закона. Содержание законов, которым подчинялись граждане, хранилось в тайне. Узнать свои права и обязанности без участия понтификов было невозможно.
Наконец, партии плебеев удалось добиться публикации законов, вынести их тексты за пределы храмов. Первым великим понтификом из плебеев был Тиберий Конкурарий, который сделал многое для повышения юридической грамотности народа и снятия с законов вуали мистицизма. Это была настоящая революция!
Теперь публикация законов — обязательное условие их вступления в силу. Но, похоже, со времен древнего Рима, это до сих пор самый большой шаг, который юриспруденция сделала навстречу людям, тем, для кого законы написаны.
Спроси случайного человека в любой стране мира, хочется ли ему иметь дело с юристами — ответ заранее известен. Конечно, нет. Зачем вообще такое спрашивать? К нашим услугам обращаются не потому что видят в них ценность, по необходимости. Отсюда вывод.
Может быть причина в заговоре юристов, которые хотят сохранить свой статус понтификов-оракулов? Коллеги, если вы получали приглашение в тайное сообщество, дайте знак — мое где-то затерялось. Вероятно, из-за бюрократии.
Дизайн победит зло
Ко многим юристам приходит осознание, что опыт клиентов от работы с ними должен быть более позитивным. Может быть дизайн в этом поможет?
Брейншторм — что такое Legal Design?
Картинки! Комиксы! Диаграмы! Фотошоп! PowerPoint! А давайте напишем весь договор с помощью эмоджи?
Первые ассоциации обычно связаны с визуализацией. Однако дизайн и юридический дизайн, в частности — это не только про красивое оформление документов. Главное — процесс, в результате которого будет выбран инструмент, уместный и полезный для решения конкретной задачи. Да, не исключено, что это будет именно договор, состоящий из одних эмоджи.
Например, студия IDEO предлагает следующий подход к дизайнерскому мышлению. Это цикличный, итеративный процесс, который состоит их трех основных видов деятельности:
Эти упражнения могут повторяться бесконечно, если потребуется, ведь с решением одной задачи, будут открываться новые горизонты, проблемы и возможности. В процессе работы команда будет неоднократно проходить этапы наращивания и отсеивания идей. Вполне возможно, что идея, которая сперва казалась наименее интересной или самой безумной, в итоге будет признана наиболее удачной.
Очень важно как можно раньше создать прототип, который можно обсуждать. Это может быть кусок бумаги с черновыми заметками и наклейками поверх, это может быть набросок документа, слайд презентации или картинка. Прежде чем инвестировать в создание проработанной версии имеет смысл проверить, в правильном ли направлении мы двигаемся.
Для этого и команда, и клиент должны принять возможность перемен и того, что первая версия не будет идеальной. Это может вызвать дискомфорт со стороны клиента со стороны клиента, который привык, что обычно получает сразу финальную версию и если что-то не нравится, приходится бодаться с исполнителем.
Думай как дизайнер, выставляй счет как юрист!
Перечисленное не стоит воспринимать как набор механических действий. Образ мышления важнее распорядка дня. К решению задачи нужно подходить в состоянии новичка — задавать вопросы, быть открытыми новой информации и диким идеям. Все может быть переосмысленно, в том числе формулировка задачи и определение проблемы. В командной работе следует воздерживаться от осуждения и критики на стадии сбора идей — вполне возможно, что не самая лучшая идея дасть толчок для возникновения той, которая
Прелесть дизайнерского мышления в том, что можно замахнуться на решение любой задачи. Хотя бы гипотетически. Так в 50-е годы прошлого века Институт оценки и исследования личности Университета Беркли исследовал креативности — для этого они пригласили целую группу знаменитых архитекторов и просили их решать всяческие абсурные задачи. Например, если бы у человека выросла третья рука, где было бы оптимальнее всего ее разместить?
Дизайн для людей или люди для дизайна?
В современном дизайне котируется человеко-ориентированный подход. Даже результатами юридической работы пользуются люди, поэтому придется найти в себе немного эмпатии. Самый простой способ — поставить себя на место другого человека:
Даже если с эмпатией не очень, понять задачи и предпочтения пользователей продукта помогут инструменты, которые обычно используют дизайнеры:
Не забывайте задавать себе вопрос “зачем?”, “зачем я это спрашиваю, что я хочу узнать?”. Задавайте другим вопрос “почему?”. Почему пользователю что-то нравится или нет, почему у пользователя такие желания? Понимание этих вещей позволяет правильно интерпретировать собранную информацию.
Самое важное “зачем” — это “зачем пользователю нужно то, что я для него делаю?”. Какую цель мы стремимся достичь? Клиенту не нужны договоры, патенты, юридические лица просто для красоты. Понимание задачи позволит предложить альтернативное и более уместное решение. Например, вместо регистрации патента, может быть эффективнее ввести режим коммерческой тайны. Выбор решения не всегда очевиден, поэтому на помощь приходит дизайнерское мышление.
Юридический дизайн на практике
Примеры юридического дизайна совсем не редки. Многие действительно связаны с визуализацией, но я постараюсь объяснить почему они являются отражением дизайнерского мышления, а не просто красивого оформления.
Amicus brief в форме комикса
Американский юрист подготовил свое критическое заключение (см. amicus curiae) относительно разрешения антимонопольного спора между Департаментом юстиции и издательствами электронных книг в форме комикса.
Суд установил ограничения: 5 страниц, 12-й шрифт, отступы на страницах. Юрист посчитал, что комикс — оптимальный способ уместить все его идеи с учетом всех требований. В результате бриф вместил не только позицию, но и историю его создания. Думаю, автор таким образом преследовал еще и цель привлечения внимания и однозначно ее достиг!
Договоры с сотовыми операторами
Когда вы выбираете тариф на сайте телеком-оператора, скорее всего, оферта (предложение) оформлена в виде нескольких картинок. Они описывают существенные условия, которых достаточно для выбора услуги. Конечно, все равно, где-то есть еще большой и скучный договор, который и будет применяться в случае спора. Но такая подача информации отражает понимание целей и задач пользователей. На изучение условий тарифа, написанных юридическим языком, потребители бы тратили слишком много времени.
Лицензии Creative commons
Creative commons — организация, которая разработала и сформулировала несколько видов открытых лицензий, разрешающих свободное использование фотографий или других произведений. Такие лицензии — альтернатива копирайту, который почти все запрещает. Автор при публикации своего произведения может разместить текст или символьное обозначение той лицензии, которая ему кажется наиболее подходящей. Например, разрешить свободное копирование в некоммерческих целях при условии упоминания автора.
Лицензии описаны простым языком и дополняются символным обозначением, которое можно разместить на самом произведении. У каждой лицензии есть своя аббревиатура, предусмотренная для машинного чтения.
Авторы лицензий учли разные случаи использования и сформулировали краткие формы, которые будут интуитивно понятны и смогут поместиться на сайте или картинке, не портя их внешний вид. А также разместили на сайте интерактивный конструктор лицензии. Прекрасный пример лигал дизайна!
Дизайнерский подход возможен и в законотворчестве. В Финляндии обсуждается возможность введения безусловного дохода для всех жителей страны. Чтобы разобраться в том, хорошая ли эта идея, финны подошли к задаче по всем правилам дизайнерского мышления: был начат эксперимент, в котором такой доход начали выплачивать нескольким случайно выбранным людям. За влиянием платежей на жизнь этих счастливчиков наблюдает экспертная группа, собирает фидбек, дорабатывает идею.
Это пример так называемого “экспериментального регулирования”, которое призвано избежать возможных законотворческих ошибок.
Финляндия и другие северные страны считаются пионерами в юридическом дизайне. Возможно, по этой причине мастер-класс для нас приехала вести Мира, соосновательница финского юрдизайнерского стартапа Observ. Мира поделилась своим опытом и рассказала об основных дизайнерских приемах, которые могут применить юристы для решения задач своих клиентов.
Дизайнерское мышление мы отрабатываем на практике — переделываем пользовательского соглашение для юртех стартапа F-LEX. Наша команда находится на стадии тестирования прототипа. Мы будем благодарны, если ты выделишь немного времени и пройдешь вот этот короткий опрос. Это займет 5–10 минут и очень сильно нам поможет.
Подписывайтесь на Dear Jurisprudence здесь или других соцсетях:
medium | вконтакте | facebook| telegram