Лигатура что это такое простыми словами
Значение слова «лигатура»
1. Спец. Вспомогательные сплавы, служащие для введения в расплавленный металл (или сплав) необходимых элементов с целью придания определенных свойств жидкому или затвердевшему металлу.
2. Спец. Металлы, которые вводятся в благородные металлы для придания им нужных свойств (например, твердости) или для удешевления изделий из них.
3. Изображение одним письменным знаком двух и более букв.
4. Мед. Нить (шелковая, капроновая и др.) для перевязывания кровеносных сосудов при операции. Наложить лигатуру. Снять лигатуру.
[От лат. ligatura — связь]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Лигатура — знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем.
Лигатура — в хирургии — нить, используемая при перевязке кровеносных сосудов, а также сам процесс перевязки этими нитями.
Лигатура — в металлургии — вспомогательные сплавы, применяющиеся для введения в жидкий металл легирующих компонентов.
Лигатура — в нотной записи графема, указывающая на слитность исполнения нескольких знаков.
Лигатура — приспособление для крепления трости к мундштуку у саксофонов, кларнетов и других деревянных духовых музыкальных инструментов.
ЛИГАТУ’РА, ы, ж. [латин. ligatura — связь]. 1. Примесь меди или олова к золоту и серебру для придания им большей твердости (хим.). В серебре 84-й пробы 12 долей лигатуры. 2. Соединенное написание двух или большего числа букв одним письменным знаком, вязь (филол.). 3. Повязка, к-рой перевязывают кровеносные сосуды при операции (мед.). Наложить лигатуру.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
лигату́ра
1. лингв. типогр. знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем ◆ К типам письма с многочисленными лигатурами относятся индийское письмо деванагари и угловатая (хорватская) глаголица. (цитата из Википедии)
2. мед. нить, используемая при перевязке кровеносных сосудов, а также сам процесс перевязки этими нитями ◆ Это был выстрел прямо в сердце пленнику; лигатура на главной артерии лопнула от прилива, и кровь хлынула сквозь перевязки. А. А. Бестужев-Марлинский, «Аммалат-бек», 1831 г. (цитата из НКРЯ)
3. металл. вспомогательный сплав, применяющийся для введения в жидкий металл легирующих компонентов ◆ Из технического оксида скандия (98-99%) методом цементации, также разработанным в ИХТТ УрО РАН, получена алюмоскандиевая лигатура, а из концентрата иттрия — высокочистый оксид иттрия для производства люминофоров. «Техногенная реальность — беда или надежда?», 3 ноября 2003 г. // «Металлы Евразии» (цитата из НКРЯ)
4. муз. символ, объединящий соседние ноты
5. ювел. добавка неблагородного металла в ювелирных изделиях из драгоценных металлов или монете
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова чекистка (существительное):
Значение слова лигатура
Словарь Ушакова
1. Примесь меди или олова к золоту и серебру для придания им большей твердости (хим.). В серебре 84-й пробы 12 долей лигатуры.
2. Соединенное написание двух или большего числа букв одним письменным знаком, вязь (филол.).
3. Повязка, которой перевязывают кровеносные сосуды при операции (мед.). Наложить лигатуру.
Словарь лингвистических терминов
(средневековолат. ligatura от лат. ligare — связывать). Буква, образованная из соединения элементов двух букв.
Словарь золотого промысла Российской Империи
ж. Металлы, которые содержатся в расплавленном золоте, а также вводятся в него для придания золоту нужных свойств; сплав благородных металлов. — И сколько по сплавке получено лигатурного и в нем по пробам заключается чистых: золота, серебра и лигатуры. Ф. 1267, о. 4, д. 222, л. 7 об. (1827 г.)
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
примесь меди или других неблагородных металлов к серебру или золоту для придания им достаточной твердости.
Словарь музыкальных терминов
(лат. ligatura — связь)
1. В нотации — знак, соединяющий две одинаковые по высоте ноты (см. Лига (2).
2. В мензуральной нотации — связанная группа нот, в которой ритмическое значение каждой ноты определялось ее положением в группе.
Грамматологический словарь
(вязь, вензель, монограмма; от позднелат. ligatura «связь») – соединение двух графем или их характерных элементов в одну графему. Применялось в латинском, кириллическом, армянском и арабском письменах.
В индийских письменностях (особенно в деванагари и бенгали) лигатурами передавалось скопление согласных (двух, трех и даже четырех). Таких лигатур насчитывалось свыше ста, которые в свою очередь подразделялись на 3 вида: образованные наложением двух графем горизонтально, вертикально и особым способом.
В монгольской и мандейской письменностях некоторые знаки для согласных могли образовывать лигатуры со знаками для гласных (точнее с матрес-лекционес). Это давало повод некоторым исследователям рассматривать эти алфавиты как слоговые. Т.о. лигатуры могут быть:
а. Гомогенными типа гласный+гласный (распространены в латинском письме: æ, œ или типа согласный +согласный (распространены в индийских письменностях, хотя не чужды кириллице, готическому, авестийскому письму, венгерским рунам и хорватской угловатой глаголице).
б. Гетерогенными, типа согласныи+гласный (в монгольском, некоторых семитских и индийских алфавитах). Например, в арабском ﻻ la, ﭏ al (א+ל), а также в яковитском. В китайской скорописи цао-шу лигатуры образовывают некоторые иероглифы. Вообще, лигатуры широко применяются в скорописи и каллиграфии. Лигатуры могут передавать целое слово: &. – et, NB – nota bene.
Стоматологический словарь
тонкая металлическая проволока или эластическое кольцо, посредством которых дуга фиксируется на брекетах.
Лигатура. Свойства, состав и применение лигатуры
Лигатура – латинское слово, переводится как «связь». Понятие заимствовали литераторы. Они стали называть лигатурой письменный знак из нескольких графем. Графема – это единица письма, буква или иероглиф. Какие именно части слились, за давностью лет помнят, иногда, лишь филологи.
Так, знак @ — лигатура английского предлога «at». Что именно вошло в состав, не всегда понятно и при взгляде на сплавы металлов. Добавки, слияние с которыми улучшает свойства золота, серебра и не только, так же именуют лигатурой. О значении этого понятия в металлургии, сегодня и пойдет речь.
Что такое лигатура?
Понятие лигатура металлургия рассматривает, как добавку, улучшающую качественные параметры сплава. На слуху, к примеру, словосочетание «легированная сталь». От простой (углеродистой), она отличается повышенной прочность.
Ее обеспечивают связи, которые образуют с железом никель, хром, вольфрам, молибден, титан, марганец или кремний. Все эти элементы (чаще по отдельности) используют в качестве лигатуры.
Из списка видно, что ей могут быть только металлы. Для разных сплавов и целей, они разные. Лигатурой считается один или несколько металлов в строго определенных пропорциях.
Зачастую, эти пропорции прописаны в стандартах производства. Так, для модифицирования литейных сталей используют состав из 6-11% хрома, 10% никеля, 7% марганца, 6-10% кремния, 2% титана, 3-7% церия.
Если добавляют ванадий, то в размере 8-12%. При вливании бора, берут 7-12% элемента. Существуют ГОСТы для каждого из металлургических сплавов. Согласно им, многие предприятия изготавливают готовые добавки на продажу.
Купить лигатуру предлагает, к примеру, компания «НКМ Норд». Фирма торгует составами на основе меди, никеля, реализует и алюминиевые лигатуры.
Виды лигатуры
Лигатуры делятся по сплавам. Бывают добавки для сталей и прочих сплавов на основе железа. Бывают лигатуры для титановых, бронзовых, латунных, медных сплавов. Отдельная категория – «присадки» для драгоценных металлов.
Для них существуют пробы, указывающие на обязательное содержание в сплаве ценного элемента. Производство лигатуры рассчитывается на остаточную процентовку. Добавки влияют на цвет исходной продукции, ее прочность.
На фото лигатура алюминия
В общем, существуют десятки лигатур. Иногда, их делят на «присадки» для драгоценных и неблагородных сплавов. Иногда, добавки подразделяют по ведущему в них элементу. Для получения чугуна используют 1,5% иттрия, 0,2% кобальта, 3% хрома, 3-7% кремния и 11-27% меди, значит, она и ведущая.
То есть, для чугуна идет медная добавка. Лигатура для золота 750-ой пробы, обычно, серебряная. Белого металла в ней 15%, а меди всего 10%. Лигатуры бывают готовыми.
Обычно, их выпускают в брикетах или концентрированных таблетках. Бывают составные «присадки», когда каждый элемент лигатуры добавляют в сплав по отдельности, в чистом виде.
Применение лигатуры
Сплавы и лигатуры связываются на этапе производства. «Присадки» добавляют в расплавленный металл-основу. Цель – не только улучшить структуру и качественные характеристики конечного продукта. Лигатуры помогают и в процессе варки сплавов, к примеру, делают их более или менее тугоплавкими.
При добавлении лигатур учитывается понятие «угар». Это потеря (испарение) драгоценного металла при термической обработке (переплавке). То есть, расчеты, сколько потребуется «присадок» ведут исходя из объема благородного элемента после угара.
Если применяются лигатуры в чистом виде, их коэффициент усвоения равен 93-95%. Готовые добавки в виде брикетов усваиваются на 98%, поэтому, зачастую и выбираются серьезными предприятиями.
Лигатура в ювелирном искусстве
Лигатура ювелирная позволяет сплавам соответствовать государственным стандартам. К примеру, существует несколько проб золота, самая низшая из которых 350-я. Это означает, что в составе изделия всего 35% желтого металла.
Такой сплав почти не попадает на рынок украшений, считаясь техническим. Однако, 375-я маркировка уже встречается. Самая ходовая 585-я проба. Ее называют красным золотом. В нем 58,5 желтого элемента и около 20% меди. Она придает сплаву алый отлив.
Да, по цветам для ювелирных сплавов тоже существуют ограничения. Белое золото должно быть белым. Но, как этого добиться? Помогают никель, платина, палладий.
Последние два металла – драгоценная лигатура. Такая «присадка» делает золото еще дороже. Неблагородная добавка никель удешевляет сплав, разбавляя благородность золота.
Лигатура в ювелирном деле – это, зачастую, возможность этим самым делом заниматься. Дело в том, что создавать украшения из чистого золота (самого ходового элемента) проблематично.
Без лигатуры металл излишне пластичный и мягкий. Изделия из золота 999-ой пробы гнутся, быстро ломаются. Клиенты не готовы переплачивать за вещь, которую не передашь по наследству. Платить готовы за украшения на века, то есть, требуется лигатура. Цена меньше (в случае неблагородной «присадки»), а срок службы дольше.
Добавка увеличивает длительность службы, существования. Понятие длительность есть и в музыке и лигатура, кстати, там тоже имеется. Ее письменное обозначение – дуга между нотами. Она значит увеличения, растягивание длительности ноты за счет добавления к ней длительности соседних знаков стана.
Существует лигатура для саксофона и других духовых инструментов, не относящаяся к нотным записям. Здесь лигатура – фото детали, крепящейся на мундштук. Аксессуар уменьшает потери воздуха, придавая звукам особую окраску и протяжность.
С понятием знакомы и те, кто корректировал прикус. Лигатура для брекетов – связующий металлический или пластиковый элемент между пластинами, крепящимися к зубам.
Как видно, в медицине «присадка» может быть не только металлической. Кстати, хирурги называют лигатурой нити для перевязки поврежденных кровеносных сосудов. Вот такая она многоликая, эта лигатура.
Свойства, состав и применение лигатуры
Всем привет Уважаемые подписчики, соучастники и гости канала. Спасибо что Вы с нами.
Все мы знаем что ювелирные украшения содержат в себе не 100% драгоценного металла (серебро, золото, платина), в противном случае изделия бы деформировались, ломались. Поэтому при литье добавляют дополнительные металлы, которые и называются лигатурой.
Лигатура – латинское слово, переводится как «связь». Понятие заимствовали литераторы. Они стали называть лигатурой письменный знак из нескольких графем. Графема – это единица письма, буква или иероглиф. Какие именно части слились, за давностью лет помнят, иногда, лишь филологи.
Так, знак @ — лигатура английского предлога «at». Что именно вошло в состав, не всегда понятно и при взгляде на сплавы металлов. Добавки, слияние с которыми улучшает свойства золота, серебра и не только, так же именуют лигатурой. О значении этого понятия в металлургии, сегодня и пойдет речь.
Что такое лигатура?
Понятие лигатура металлургия рассматривает, как добавку, улучшающую качественные параметры сплава. На слуху, к примеру, словосочетание «легированная сталь». От простой (углеродистой), она отличается повышенной прочность.
Ее обеспечивают связи, которые образуют с железом никель, хром, вольфрам, молибден, титан, марганец или кремний. Все эти элементы (чаще по отдельности) используют в качестве лигатуры.
Из списка видно, что ей могут быть только металлы. Для разных сплавов и целей, они разные. Лигатурой считается один или несколько металлов в строго определенных пропорциях.
Зачастую, эти пропорции прописаны в стандартах производства. Так, для модифицирования литейных сталей используют состав из 6-11% хрома, 10% никеля, 7% марганца, 6-10% кремния, 2% титана, 3-7% церия.
Если добавляют ванадий, то в размере 8-12%. При вливании бора, берут 7-12% элемента. Существуют ГОСТы для каждого из металлургических сплавов. Согласно им, многие предприятия изготавливают готовые добавки на продажу.
Лигатуры делятся по сплавам. Бывают добавки для сталей и прочих сплавов на основе железа. Бывают лигатуры для титановых, бронзовых, латунных, медных сплавов. Отдельная категория – «присадки» для драгоценных металлов.
Для них существуют пробы, указывающие на обязательное содержание в сплаве ценного элемента. Производство лигатуры рассчитывается на остаточную процентовку. Добавки влияют на цвет исходной продукции, ее прочность.
В общем, существуют десятки лигатур. Иногда, их делят на «присадки» для драгоценных и неблагородных сплавов. Иногда, добавки подразделяют по ведущему в них элементу. Для получения чугуна используют 1,5% иттрия, 0,2% кобальта, 3% хрома, 3-7% кремния и 11-27% меди, значит, она и ведущая.
То есть, для чугуна идет медная добавка. Лигатура для золота 750-ой пробы, обычно, серебряная. Белого металла в ней 15%, а меди всего 10%. Лигатуры бывают готовыми.
Обычно, их выпускают в брикетах или концентрированных таблетках. Бывают составные «присадки», когда каждый элемент лигатуры добавляют в сплав по отдельности, в чистом виде.
Сплавы и лигатуры связываются на этапе производства. «Присадки» добавляют в расплавленный металл-основу. Цель – не только улучшить структуру и качественные характеристики конечного продукта. Лигатуры помогают и в процессе варки сплавов, к примеру, делают их более или менее тугоплавкими.
При добавлении лигатур учитывается понятие «угар». Это потеря (испарение) драгоценного металла при термической обработке (переплавке). То есть, расчеты, сколько потребуется «присадок» ведут исходя из объема благородного элемента после угара.
Если применяются лигатуры в чистом виде, их коэффициент усвоения равен 93-95%. Готовые добавки в виде брикетов усваиваются на 98%, поэтому, зачастую и выбираются серьезными предприятиями.
Лигатура в ювелирном искусстве
Лигатура ювелирная позволяет сплавам соответствовать государственным стандартам. К примеру, существует несколько проб золота, самая низшая из которых 350-я. Это означает, что в составе изделия всего 35% желтого металла.
Такой сплав почти не попадает на рынок украшений, считаясь техническим. Однако, 375-я маркировка уже встречается. Самая ходовая 585-я проба. Ее называют красным золотом. В нем 58,5 желтого элемента и около 20% меди. Она придает сплаву алый отлив.
Да, по цветам для ювелирных сплавов тоже существуют ограничения. Белое золото должно быть белым. Но, как этого добиться? Помогают никель, платина, палладий.
Последние два металла – драгоценная лигатура. Такая «присадка» делает золото еще дороже. Неблагородная добавка никель удешевляет сплав, разбавляя благородность золота.
Лигатура в ювелирном деле – это, зачастую, возможность этим самым делом заниматься. Дело в том, что создавать украшения из чистого золота (самого ходового элемента) проблематично.
Без лигатуры металл излишне пластичный и мягкий. Изделия из золота 999-ой пробы гнутся, быстро ломаются. Клиенты не готовы переплачивать за вещь, которую не передашь по наследству. Платить готовы за украшения на века, то есть, требуется лигатура. Цена меньше (в случае неблагородной «присадки»), а срок службы дольше.
Добавка увеличивает длительность службы, существования. Понятие длительность есть и в музыке и лигатура, кстати, там тоже имеется. Ее письменное обозначение – дуга между нотами. Она значит увеличения, растягивание длительности ноты за счет добавления к ней длительности соседних знаков стана.
Существует лигатура для саксофона и других духовых инструментов, не относящаяся к нотным записям. Здесь лигатура – фото детали, крепящейся на мундштук. Аксессуар уменьшает потери воздуха, придавая звукам особую окраску и протяжность.
С понятием знакомы и те, кто корректировал прикус. Лигатура для брекетов – связующий металлический или пластиковый элемент между пластинами, крепящимися к зубам.
Как видно, в медицине «присадка» может быть не только металлической. Кстати, хирурги называют лигатурой нити для перевязки поврежденных кровеносных сосудов. Вот такая она многоликая, эта лигатура.
Спасибо за внимание.
«Из списка видно, что ей могут быть только металлы. «
Так-то, углерод тоже можно рассматривать как лигатуру, с помощью которой из железа получаются сталь и чугун.
Лазурит, прекрасный ультрамариновый камень
Всем доброго времени суток и отличного настроения. Большинство драгоценных камней имеют большое значение в культуре. Будь то их красота, достоинства или свойства, все они обладают интересными характеристиками. Лазурит — это камень, отличающийся удивительным синим цветом, который используется человеком уже почти 6000 лет.
Характеристики и месторождения лазурита
Лазурит относится к группе силикатов, а точнее к фельдшпатоидам, как и канкринит. Эти породы отличаются своим составом, в котором преобладает диоксид кремния. Камень возникает в результате преобразования минералов, когда они становятся твердыми. В основном он образуется в известняковых породах.
Желтые чешуйки, встречающиеся на камне, обусловлены пиритом. Содержание пирита часто определяет ценность лазурита. Если содержание пирита слишком велико, камень теряет блеск и плотность. В результате его стоимость также снижается.
Твердость камня составляет около 5 баллов по шкале твердости минералов Мооса, что делает его камнем средней твердости.
В мире существует множество месторождений лазурита: в США, Канаде, России, Пакистане, но особенно в Чили и Афганистане. Самый чистый и красивый лазурит можно найти в афганской провинции Бадахшан. И именно в этом регионе можно найти первые следы использования камня в истории.
Лазурит: звездчатый сапфир Ближнего Востока
Лазурита был обнаружен около 6000 лет назад. В то время в Месопотамии его уже использовали для изготовления предметов и украшений. Легко поддающийся полировке, камень также ценится за красивый темно-синий цвет.
Позже, лазурит был найден в горах Анд на территории современного Чили, он также имел большое значение в культуре Древнего Египта. Камень считался священным и использовался для отпугивания неудач и изготовления амулетов.
Долгое время лазурит путали с сапфиром, с которым он имеет сходство. Но в отличие от драгоценного камня, пирит придает ему мерцающие желтые искорки, создающие впечатление блеска на его поверхности. В результате его прозвали «звездчатым сапфиром».
Его название происходит от двух слов из латинского и арабского языков: lapis и azul, которые вместе означают «синий камень».
Лазурит: ценные цветовые пигменты
Камень наиболее известен благодаря своему вкладу в искусство. Действительно, в измельченном виде его пигменты очень ценны и используются для получения интенсивного синего цвета, который сегодня называется ультрамариновой синью.
Таким образом, многие художники смогли улучшить свои работы, и она стала неотъемлемой частью палитры великих живописцев, таких как Микеланджело, который использовал ее для создания великолепной Сикстинской капеллы, или фламандский художник Йоханнес Вермеер, известный своей картиной «Девушка с жемчужиной».
После изобретения синтетического ультрамаринового пигмента настоящий ультрамариновый синий использовался все реже.
Однако камень по-прежнему очень популярен в ювелирном деле и литотерапии. В зависимости от его чистоты, редкости и размера, он может быть доступным или очень дорогим.
Спасибо за внимание.
Кольцо с календарем. Западная Европа, XVIII в. (?)Золото, эмаль
Всем привет! И снова вещаю из ювелирной мастерской, и в этот раз видео с производством золотых наручных часов. Надеюсь будет интересно )) Приятного просмотра
Ничего не понятно, но очень интересно
Кто бы что не думал сообщество еще живо. И дабы так и оставалось сегодня будет небольшой ремонт обручального кольца.
Собственно виновник торжества:
Обычная крутилочка, без наворотов.
Очень тонкое кольцо, очень неровные места, где сломалась основная часть.
Глаза боятся, а руки делают.
Первым делом выравниваем края по возможности не сильно увлекаясь, чтобы не снять лишнего.
Далее спаиваем части вместе не жалея припоя, потому что спилено было немного и центральная часть осталась неровной и там остались отверстия, которых быть не должно. В процессе туда пришлось добавить еще вставочек из простого золота. Ну это лирика. Получилось красиво и брутально.
Потом выравниваем всё это дело на специнструменте с итальянским названием «буратино». И снимаем напильниками лишку.
Так как размер получился немного меньше, то сразу на буратине и выводим размер и надеваем белую вставку.
Промежуточное фото с выравнивания.
В процессе оно еще лопнуло в паре мест на сгибах, так что пришлось еще запаивать. В общем очень тонкое кольцо (вес был чуть больше 2-х грамм). Потом всё было приведено в божеский вид, отполировано и получилось очень даже ничего. Все остались довольны.
Вставка крутится. Всё блестит. Хоть сейчас под венец, как говорится.
На этом спасибо за внимание. Всего доброго.
Золото лесных дорог)
Поделюсь опытом
Сегодня будем мастерить кулон для богатой дамы,из этого куска 750 золота белого цвета. Хотя он выглядит не совсем белым.
Начнем распределение усов по кругу. Шаблон отлично нам в этом поможет.
Тихо тихо доводим этот процесс до конца.
Накидываем маленьких кастов под камни и отдаём специалисту с бешеной рукой. Он нам закрепит немного бриллиантов.
Чокнутая рука отлично справился с закрепкой и после нескольких часов полировки я рад вам представить красавца в центре.
Изумрудный сосуд
Сосуд из изумруда, созданный в 1641 году в Праге богемским ювелиром Дионисио Мизерони по заказу императора Фердинанда II. Относится к регалиям и клейнодам (символы власти) Австрии и хранится в Императорской сокровищнице (филиале Музея истории искусств) в Вене.
Золотая цепь ручной работы
Всем привет! Отснял такое вот производство золотой цепочки по индивидуальному заказу. Из характеристики: золото 585 пробы, вес 100г, длина 60см (как говорил Стетхем в Карты Деньги Два ствола: жаль,не все у меня такое длинное). Надеюсь вам тоже будет интересно понаблюдать за работой ювелира
10 вещей, которые нужно знать про сапфир падпараджа
Сапфиры падпараджа названы в честь цвета цветка лотоса, а их розовато-оранжевые отблески просто гипнотизируют.
Все драгоценные камни уникальны и имеют свою индивидуальную окраску: некоторые более розовые или оранжевые, чем другие, некоторые светлее или темнее по тону. Для большинства сапфиров чем насыщеннее цвет, тем ценнее камень. Для падпараджа часто ценится средняя насыщенность, так как ожидается, что эти камни будут пастельного цвета и тона. Но на самом деле при выборе цвета важно то, что нравится вам.
Чтобы наилучшим образом подчеркнуть достоинства выбранного вами сапфира, необходимо правильно подобрать оправу и металла из которого она будет сделана. Сапфиры обычно имеют очень теплый цвет, и могут невероятно выглядеть, если окружить их бриллиантовым ореолом или паве.
Более розовые камни часто подходят к желтому золоту, в то время как более оранжевые камни прекрасно смотрятся с розовым золотом. При равномерном сочетании оранжевого и розового цвета лучше всего подходит платина или белое золото. Если вы создаете свой собственный дизайн, то мы рекомендуем сначала выбрать камень, а затем «примерять» его к металлам разного цвета.
Происхождение сапфиров падпараджа
Сапфиры падпараджа в основном встречаются на Шри-Ланке, а также на Мадагаскаре и в Танзании. Некоторые эксперты настаивают на том, что настоящие падпараджи могут быть добыты только на Шри-Ланке, которая на протяжении веков была единственным источником этого желанного камня.
Но в настоящее время на Мадагаскаре производится большая часть камней, доступных на рынке. Камни с Мадагаскара обычно более розовые, чем оранжевые, и хотя они классифицируются как падпараджа, обычно продаются по цене примерно на 20 процентов ниже, чем падпараджа со Шри-Ланки.
Из-за высоких цен на эти редкие сапфиры, было разработано множество методов облагораживания для получения цвета, похожего на цвет сапфира падпараджа. В конце 1990-х годов на мировом рынке драгоценных камней произошел внезапный наплыв сапфиров падпараджа.
Энтузиазм потребителей перерос в возмущение, когда выяснилось, что эти камни были окрашены с помощью радикально нового метода обработки. При нагревании до экстремальных температур в присутствии бериллия плохо окрашенные розовые сапфиры приобретают изысканный розовато-оранжевый или оранжево-розовый цвет «падпараджа». Бериллий проникает глубоко в сапфир, что делает его чрезвычайно трудным для обнаружения.
Цены на прекрасные необработанные сапфиры падпараджи довольно высоки, и лишь немногие имеют возможность приобрести их. Даже облагороженные, методом нагревания, камни стоят довольно дорого, если они хорошего качества. А цена камней высокого качества легко может приближаться к цене синих сапфиров. Цены в несколько тысяч долларов за карат не являются чем-то необычным. Как и со всеми драгоценными камнями, стоимость зависит от размера и качества.
Как и при покупке любого драгоценного камня, настаивайте на сертификатах, в которых подробно описаны все характеристики камня (масса, размеры, чистота и цвет, а также наличие признаков облагораживания).
Спасибо за внимание.
Текучка
Пока лето, +17 по цельсию, солнце шпарит немилосердно и народ уехал в отпуска. Затишье. Поэтому сегодня, ставший уже классическим, ремонт сережек.
Для начала народная мудрость: всё, что трётся, рано или поздно перетирается. Исключений нет.
Так и случилось с данными сережками-висюльками
Перетерлись колечки. Первыми со значительным отрывом от остальных перетираются всегда верхние. Нижние там в порядке.
Берем верхние части, флюсуем их и напаиваем на колечко кусочечек золотого припоя
Выглядит неприглядно, но так надо.
Колечки получаются лучше новых. Загляденье.
Затем соединяем верхние и нижние части и фиксируем их в относительно удобной для пайки позиции. Третью часть защищаем мощным колдунством, как я и говорил. По-научному это называется мокрый асбест.
После пайки отбеливаем в кислоте.
Полируем изнутри при помощи бормашины, ставим на место снятые камни, полируем уже целиком. И получаем красоту.
Стало гораздо лучше, вся грязь из-под камней ушла, всё наполировано и блестит как.
Всем всего наилучшего.
Покупка сапфира: цвет имеет ключевое значение
Но на протяжении всей истории именно синие сапфиры занимали особое место в королевских и церковных украшениях и талисманах. Короли и правители часто носили сапфиры, чтобы защитить себя от зависти и неверности. Многие люди ценили их за небесный цвет, считая, что они связаны с небесами и отражают цвет неба.
Возможно, именно в связи с их царственным происхождением самые ценные сапфиры описываются как «королевские синие». Эти камни имеют насыщенный и яркий средне-синий или фиолетово-синий цвет, без участков серьезного потускнения. В подавляющем большинстве случаев этот цвет является самым желанным для сапфиров.
Кашмирские сапфиры невероятно редки; на самом деле, они практически не встречаются на рынке, поскольку месторождение было открыто более 120 лет назад и быстро истощилось. Цейлонские (шри-ланкийские) и бирманские сапфиры могут приблизиться к ним по качеству и являются основным источником лучших камней сегодня. Синие сапфиры также встречаются в ряде других мест по всему миру, таких как Мадагаскар, Таиланд, Австралия и штат Монтана в США.
При покупке сапфира цвет имеет ключевое значение. При условии минимального количества включений и точной огранки камни цвета «королевский синий» будут стоить дороже всего, а их цвет будет насыщенным и ярким. Цвет не должен подавлять яркость. Менее дорогие сапфиры обычно темнее или светлее, или с возможным сероватым оттенком. Из всех «фантазийных» сапфиров падпараджа имеет самую высокую стоимость за карат. Специфический цветовой диапазон, позволяющий отнести его к падпараджам, очень узок, поэтому падпараджи очень редки и ценны.
Разнообразие сапфиров вдохновляет и объясняет, почему этот камень на протяжении веков покоряет сердца любителей драгоценных камней.
Спасибо за внимание.
ИСКУССТВО ЦВЕТА: зелено-голубой оранжевый хамелеон – о меняющих цвет гранатах
Невозможно все знать.
Квинт Гораций Флакк
Гранаты – один из немногих минералов-хамелеонов. Некоторым разновидностям этого самоцвета присуща редкая особенность – реверс: смена цвета при изменении характера освещения. Оказывается, среди спессартинов также встречаются двуликие камни.
Первые недели нового 2009 года принесли в кенийский округ Taita-Taveta, расположенный в 200 км к северу от Mombasa, одной из юго-восточных провинций страны, ценные подарки.
Местный фермер, выкапывая яму для отхожего места, наткнулся на необычный камень. В этом регионе добывается большинство цаворитов Восточной Африки, кроме того, ведутся разработки месторождений и других драгоценных минералов: рубинов, золотистых и хромсодержащих турмалинов, красных гранатов, апатитов и других. Фермер не был хорошо знаком с минералогией, поэтому решил показать находку своему приятелю – торговцу драгоценными камнями из соседнего городка. Последовавшие дальше события вписываются в классический сценарий шахтерских историй. Торговец принял камни за александриты и слух о новом месторождении тут же разнесся по округе. В округе обосновались сотни шахтерских групп, и началась стихийная добыча редкого самоцвета. Любой человек, знакомый с геологией Восточной Африки, знает, что если какой-либо минерал нашли в определенном месте, то велика вероятность обнаружить подобные камни по соседству, хотя многое зависит от удачливости искателя (такова особенность аллювиальных месторождений*). Поэтому копали везде: сначала на фермерском участке, а когда хозяин заявил о своих правах и предпринял меры по охране собственности, то неутомимые рабочие развернули активную деятельность на соседних территориях.
*Аллювиальное месторождение – как правило, вторичное месторождение: залежи драгоценного сырья из подвергшегося эрозии первичного месторождения образуются под воздействием постоянных или временных водных потоков.
Были найдены различные по цвету минералы: от светло-коричневых с небольшой сменой цвета до прекрасных кристаллов с сильным цветовым реверсом. К сожалению, большинство камней содержало множество включений и не подходило для ювелирных целей. Но лучшие образцы могли конкурировать с недавно найденным на Мадагаскаре материалом и меняющими цвет гранатами Chavia, обнаруженными по соседству, или же с сырьем долины танзанийской реки Umba:минералы демонстрировали смену цвета от зелено-голубого (в холодном цвете) к розово-фиолетовому и клубнично-красному (при теплом освещении). Но таковых было лишь 5% от общей массы. Размеры камней, которые можно огранить из отборных кристаллов, обычно не превышали одного карата, двухкаратные экземпляры были редки, а трехкаратные – почти не встречались.
Добыча драгоценных минералов – тяжелый и изнурительный труд, а уж при выраженном недостатке воды (хуже, чем во время восточно-африканских засух), задача стала почти непосильной: самоцветы залегали на глубине нескольких футов от поверхности, удаленность места и бедность добытчиков не позволяли прибегнуть к использования техники, кроме того, шахтеры не могли даже промывать несущий минералы гравий и сортировать сырье.
Новые «александриты» успели приобрести несколько самых настойчивых покупателей, прежде чем выяснилось, что камни относятся к меняющим цвет гранатам**. Для многих шахтеров новость стала разочарованием – александрит является своего рода синонимом благосостояния (их стоимость может достигать нескольких тысяч долларов за карат), но торговцы и ювелиры восприняли известие с необыкновенным воодушевлением – гранатов с таким уровнем цветового реверса прежде не встречали.
**Полевой тест, позволяющий выявить разницу между александритом и меняющим цвет гранатом несложен: гранат и александрит иначе преломляют цвет, что легко установить с помощью простейшего дихроскопа.
Пример цветового реверса у александритов разных месторождений
Вскоре со всего мира (США, Азия и Европа) прибыли покупатели, движимые приятными ценами на перспективный и качественный товар.
К сожалению, в течение года новая разработка практически полностью истощилась, что не является типичным для аллювиальных месторождений. Качественные камни перестали находить, кристаллы массой в один карат стали редкостью. Шахтеры какое-то время продолжили искать «месторождения-сестры», а геологи провели несколько разведок на местности, чтобы понять, где было расположено первичное месторождение, но до сих пор новых открытий не случилось.
Меняющие цвет гранаты от Yavorskyy
Месторождение в Кении не стало единственным источником гранатов-хамелеонов. Явственную смену цвета от желто-зеленого при дневном освещении до оранжевого в теплом искусственном свете демонстрировали несколько гранатов пироп-спессартинов из Шри-Ланки, представленных Jeff Aylorво время геммологической выставки Tucson 2017 года. Исследование камней в лаборатории GIAвыявило минералогический состав образцов: спессартин (39-52%), пироп (21-32%), алмандин (3-7%), гроссулар (16-22%), голдманит (0,3-0,7%) и уваровит (0,11-0,19%).
IVY New York, серьги со спессартинами в огранке «овал» (общим весом 9,69 карат суммарно), меняющими цвет гранатами (9,20 карат суммарно) и бриллиантами в розовом золоте с черным гальваническим покрытием, на оборотной стороне сережек закреплена светло-розовая шпинель (3 карата)
Летом 2019 года лаборатория GIA Carlsbad также имела возможность встретиться с еще одним редким, обладающим цветовым реверсом, гранатом: темно-зеленый камень (при дневном, холодном освещении) становился насыщенно-красным при теплом искусственном свете. Кристалл на 80% из состоял из спессартина с незначительным добавлением других разновидностей минералов из семейства гранатов.
При упоминании названия «спессартин» воображение услужливо рисует яркий оранжевый минерал – тлеющий уголек подземного мира. Даже меняющие цвет камни гранатовой группы всегда имеют теплую ипостась (желтую, оранжевую или красновато-розовую, как правило). Оба этих факта незыблемо лежали в основе представлений большинства людей о спессартинах до 1999 года, пока в одной из новых шахт Мадагаскара, соседствующей со знаменитой Bekily, не нашли особые самоцветы. Пироп-спессартины с небольшой альмандиновой компонентой меняли цвет от зелено-голубого к фиолетовому – ни одного характерного теплого проблеска при любом освещении. Лабораторные исследования установили, что необычный цвет минералов обусловлен высоким содержанием ванадия. Эти камни особенно интересны еще и потому, что являются первой, коммерчески доступной версией «голубого» граната.
В след за Мадагаскаром, зелено-голубые пироп-спессартины представила компания New Era Gems (Grass Valley, Калифорния). Добыча минералов ведется в небольшом месторождении на границе Танзании и Кении.
В отличие от обычных, меняющих цвет гранатов, эти кристаллы оставались голубыми в трех источниках света, которые использовали сотрудники GIA (CIAстандартное освещение D65, А, F10, F9и LEDсвет, температуры 7500K). Камни демонстрировали слабое изменение цвета от фиолетового или голубого при теплом искусственном свете к зеленому или зелено-голубому при дневном, холодном освещении.
Двадцать необработанных кристаллов и два ограненных голубых пироп-спессартина
Слева: при освещении 6000K (холодный свет); справа: 3100K (теплый свет)
Было установлено, что кристаллы поровну состоят из пиропа и спессартина. Главным отличием от других разновидностей граната стало, как и в случае с упомянутыми ранее мадагаскарскими голубыми камнями, наличие соединений ванадия (V2O3) в высоких концентрациях. Действительно, ванадий и марганец известны тем, что вызывают изменения цвета в пиропах-спессартинах. В исследованных GIA образцах концентрация ванадия достигла значений, никогда ранее не встречавшихся у обладающих цветовым реверсом гранатов.
Таким образом, благодаря ванадию гранаты сохраняли намного более яркий голубой оттенок, чем обычные меняющие цвет минералы этой группы, даже при теплом искусственном свете. А присутствие в составе пироп-спессартинов других хромофоров* (марганца Mn2+,железа Fe2+и хрома Cr3+) позволило этой разновидности граната оставаться голубой при других световых условиях.
Фразу о том, что «среди гранатов встречаются камни всех расцветок, кроме голубых» можно встретить во многих посвященных этим минералам монографиях и научно-популярных материалах. И до недавнего времени утверждение полностью соответствовало действительности. Но природа подчас преподносит невероятные сюрпризы и то, что казалось незыблемой аксиомой, оборачивается, благодаря неожиданной находке, досадной ошибкой.
Assael, серьги из розового золота с культивированным жемчугом Tahitian, танзанитами в огранках «кушон» и «груша» и меняющими цвет гранатами (общим весом 1,26 карат)