Лингвистический практикум что это такое
Лингвистический практикум
«Продвинутый» уровень» предполагает доступ к сложным, узкопрофильным знаниям и навыкам в рамках программы.
Содержание данного уровня программы направлено на:
– обеспечение условий для доступа каждого обучающегося к глобальным знаниям и технологиям [Концепция развития дополнительного образования детей 2014];
— повышение конкурентоспособности выпускников объединения «Лингвистический практикум» на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций (там же);
— включение обучающихся объединения в число участников, победителей и призеров общегородских, региональных, всероссийских конкурсов, олимпиад, научных мероприятий.
Педагоги
Содержание программы
1. Лингвистический практикум как учебная дисциплина – это практика комплексного анализа художественного текста, включающего основы языкознания, литературоведения и риторики.
2. На каждом уровне освоения программы (от стартового до продвинутого) изучаются все разделы дисциплины «Современный русский язык», от лексикологии до синтаксиса сложного предложения, в соответствии с ведущими принципами дидактики (целенаправленности; научности; систематичности; последовательности; доступности).
3. Изучение русского языка в историко-культурном контексте художественного произведения: программа «Лингвистический практикум» построена на художественных текстах мировой классической литературы.
Цели программы
Главная цель программы «Лингвистический практикум» – углубление теоpетической основы знаний о русском языке как системе, формирование орфографического и пунктуационного навыка и умения использовать лингвистические единицы в практической коммуникации (устной и письменной).
Результат программы
А) Предметные результаты
По окончании трехлетнего курса обучения выпускники должны получить знания по основным темам, содержание которых отражено в дополнительной образовательной программе, и умения использовать эти знания в устной и письменной речи.
Б) Личностные результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы «Лингвистический практикум»:
-формирование позитивного отношения подростка к базовым ценностям общества (человек, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-формирование речевой грамотности; коммуникативной, этической, социальной компетентности обучающихся.
«Лингвистический практикум»
Программа «Лингвистический практикум позволяет расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых языковых знаний, совершенствовать их практические (коммуникативные орфографические, пунктуационные и т.д.) навыки и умения, а с другой стороны – выявить и поддержать лингвистически одаренных учащихся. Содержание программы базируется на основных положениях современной лингвистики и направлено на интеллектуальное развитие ребенка. Программа включает в себя четыре самостоятельных модуля – «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Практикум по стилистике речи» «Практикум по культуре речи», «Деловой русский», что обеспечивает
вариативность образования и дает возможность учащимся выбирать порядок освоения
программы с учетом собственных интересов и потребностей.
Педагоги
Ефимова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы
Содержание программы
Программа включает в себя четыре модульных учебных курса:
1. Русское правописание: орфография и пунктуация.
2. Практикум по культуре речи.
3. Практикум по стилистике речи.
4. Деловой русский.
Цели программы
Повышение уровня практического владения старшеклассниками современным русским литературным языком.
Результат программы
У обучающихся, занимающихся по программе «Лингвистический практикум», по окончании обучения будут сформированы основные лингвистические знания и умения, функциональная грамотность, устойчивый интерес к практическому освоению языковых явлений, а также эмоционально-ценностное отношение к слову, русскому языку, русскому народу, русской культуре.
Особые условия проведения
Прием в Учреждение лиц, достигших 14 лет, осуществляется по их заявлению. Прием лиц, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется по заявлению их родителей (законных представителей) установленной Учреждением формы. В заявлении указываются сведения об обучающемся (родителях, законных представителях), оформляется согласие на обработку персональных данных обучающихся, договор. Запись в кружок только для учащихся МБОУ Лицей №12.
Материально-техническая база
Кабинет, мультимедийное оборудование, Интернет
Урок-практикум «Лингвистический анализ текстов публицистического текста». 11-й класс
Класс: 11
I. Повторение теоретических сведений по проблеме.
II. Повторение алгоритма выполнения лингвистического анализа текста (Приложение. Слайд 4)
III. Целеполагание по структурно-логической схеме анализа текста.
IV. Практикум с использованием справочников, учебных пособий.
Задача: приготовить защиту лингвистического анализа текста в соответствии с критериями оценки публичного выступления.
Памятка «Критерии оценки публичного выступления» (на столах каждого ученика). [4]
Область оценивания | Критерии | Индикаторы | Возможные баллы | Баллы |
Оценка постановки цели и задач, их решения. | Соответствие целей и задач основным идеям работы. | 1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы. 2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно. 3) Цель и задачи работы не сформулированы. | 1) 2-3 2) 1 3) 0 | |
Содержание речи. | Достоверность информации. | 1) Информация достоверна. 2) Есть неточности в изложении материала. 3) Информация содержит много фактических ошибок. | 1-3 | |
Подбор информации. | 1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде. 2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала. | 1) 0-2 2) 3-5 | ||
Презентация речи. | Речь оратора. | 1) Аудитории было понятно изложение информации. 2) Изложение информации было ярким, запоминающимся. 3) Оратор говорил с энтузиазмом. 4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи. 5) Изложение информации было спонтанным. 6) Изложение информации было беглым. 7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции. | 1) 1 2) 1 3) 1 4) 1 5) 0 6) 0 7) 1-2 | |
Движения оратора. | 1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении. 2) Движения оратора были адекватными. | 1) 1 2) 1 | ||
Итого. |
1) Работа проводится в группах.
Предложены 2 варианта упражнений для лингвистического анализа текста: упражнение 113, С. 85; упражнение 185, С. 138 (Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011).
В группах распределяются задания в соответствии с памяткой «Лингвистический анализ текста». Каждый член группы работает с определённым вопросом (-ами). Ответы обсуждаются. Готовится защита выступления.
2) Проверка работ групп. Защита лингвистического анализа текста. Овладение культурой публичной речи.
Группа 1. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 113.
Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).
Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.
Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в её глухих недрах.
Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве. (Н. Рерих.)
Примерный лингвистический анализ текста упражнения 113.
Какова идея текста (основная мысль)? (Россия – это сверхгосударство, которое ещё находится в поисках своего пути, в определении своих возможностей.)
Оценивание публичного выступления.
Группа 2. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 185.
Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).
Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.
Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.
(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)
Примерный лингвистический анализ текста упр. 185.
Оценивание публичного выступления.
V. Рефлексия. Контролирующее задание для всего класса.
Мини-тест (на основе выполненных упражнений). Выполняется с самоконтролем.
Вариант 1 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.
Вариант 2 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии, стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (Д. Лихачёв.)
Ключи (Приложение. Слайд 5).
Вариант 1: 1 – а; 2 – а; 3 – а, б.
Вариант 2: 1 – а; 2 – а; 3 – а, в.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение по прочитанному тексту (упражнение 188) в соответствии с экзаменационным заданием С1.
VII. Подведение итогов.
— Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Поможет ли лингвистический анализ текста написать сочинение?
Лингвистический практикум
Волшебный мешочек
Для этой игры понадобится обыкновенный тканевый мешочек, который вверху затягивается шнурком. В мешочек складывают парами предметы, разные на ощупь: два резиновых мячика и две чайные ложки, два деревянных кубика и две одинаковые пластмассовых чашечки, другие мелкие предметы (куколки, машинки, колокольчики, гайки и болтики, желуди, орехи, камешки, ракушки:).
Гол – мимо
Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд. Правая рука, поднятая вверх, – первая команда кричит «Гол». Левая рука, поднятая вверх, – вторая команда кричит «Мимо», обе руки – две команды кричат «Ура».
Графомания
«Мы совершенно уверены, что раз вы знаете, кто такие лингвисты, то должны знать, и кто такие графоманы. Ну, а если кто-то забыл, мы напоминаем: графоманы – это люди, которые имеют страсть к сочинительству книжек. Мы с вами книжек писать не будем, а вот посочинять попробуем. Постарайтесь придумать смешное предложение со следующими группами слов:
• Палка, селёдка, галка, тарелка;
• Ёлка, копалка, сено, кричалка;
• Вешалка, речка, учитель, колечко;
• Задача, лимонка, удача, болонка.
Помните, ваше предложение должно быть действительно смешным или, по крайней мере, оригинальным»
За окном
Вожатый называет любую букву алфавита. Дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят за окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то право ответа получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.
Загранички
Эти кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсолютно ничего не значат и тем самым нравятся детям.
Всё очень просто: дети повторяют за вожатым, который поёт:
После каждой строчки, пропетой вожатым, дети кричат: «Хей!».
Запуск космической ракеты
Все присутствующие в зале – космонавты, готовящиеся к полёту. Слушая команды ведущего, игроки отвечают, выполняя их.
К запуску космической ракеты приготовиться!
Есть приготовиться! (отдают честь)
Включить контакты! (вжик, вжик)
Есть включить контакты! (хлопают в ладоши)
Есть завести моторы! Р-Р-Р-Р-Р (крутят руками)
5-4-3-2-1-0 Хлопок над головой
Знакомство
-Кто помнит, как зовут вожатых?
-Сейчас мы пустим по рядам рулон туалетной бумаги. Пусть каждый отмотает себе столько, сколько захочет. Отмотали? Молодцы! Теперь складываем бумагу гармошкой. Ну а теперь, разгибая нашу гармошку, мы будем рассказывать о себе по предложению на каждый загиб. Интересно, чей рассказ получится длиннее? Начиная свой рассказ не забудьте представиться.
Игры-минутки
Dj you speak English
Плыву в подводной лодке-
Shrechen sie Deutsch
Все слова комментируем соответствующими движениями(показываем рога у коровы, еду- крутим руль и т.д.)
Летит, летит по небу шар,
Но знаю я, что этот шар
Хором здесь повторяются лишь «по», «но», «до». Можно предложить ускорить темп игры.
Ипподром
Кони выходят на старт!
имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям копытами.
постепенно убыстряют бег – с большеё частотой ударяя по коленям.
Барьер! Двойной барьер!
делают хлопок ( два).
ударяют себя кулаками по ключицам.
трут ладонь о ладонь.
подносят указательные пальцы к уголкам рта и попеременно двигают их вверх-вниз, всасывая ртом воздух.
ускоряют удары по коленям.
Коллективное письмо
(Названия лагеря и текст письма взяты за образец и могут меняться как угодно)
Сейчас мы с вами все вместе будем писать письмо про нашу дорогу в лагерь «Звёздочка». Точнее, оно уже написано, да вот только все прилагательные и наречия из него куда-то пропали, и письмо стало скучным и не интересным. Какими прилагательными можно его заполнить? Вы будете выкрикивать нужные, по- вашему, слова, мы будем заполнять пропуски, а затем посмотрим, что же у нас получится.
« Наша……….дорога в …………лагерь «Звёздочка»
Колокола
Ведущий делит играющих на 5 частей и каждой раздаёт слова:
4. «Нет блинов одна сметана»,
Каждое слово произносится в определённой тональности и музыкальном размере (всё зависит от мастерства ведущего). Если последовательно произносить эти слова, создается ощущение колокольного звона.
Контакт
Лингвистический практикум
«Вы знаете, что лингвисты – это люди, которые изучают языки различных народов мира. Один из великих языков – русский язык. Хорошо ли вы его знаете? Кто из вас придумает больше слов со слогом «кол» («вар», «дар», «рак», «сок» и т.д.)? Победит и заслужит высокое звание «Почётного лингвиста всех времён и народов», тот кто назовёт больше слов».
Морячок
Салон автобуса разбивается на две команды. «Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях». Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….»
«Что стоишь, качаясь. »
«…Качает, качает волна морская».
Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.
Салон автобуса разбивается на две команды. «Объявляется конкурс на лучший музыкальную команду. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях».
Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о городах, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….»
«Что стоишь, качаясь. «
«…Качает, качает волна морская».
Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.
Передай фрукт
Разделите два ряда на две команды. Пустите по одному ряду апельсин, а по второму яблоко, какая команда быстрее вернёт фрукт, та и получает одно очко.
Дальше можно пустить более крупный предмет, можно пустить из одного ряда в другой, через последнее сидение, только защитать очко тем кто первый передаст чужой предмет. Интересно передавать маленькую спичку или горошинку, или передавать только левой рукой.
Так же можно передовать от одного человека, ко второму, по такому принципу: первый передаёт соседу, тот во второй ряд, далее во втором ряду ребёнок передаёт соседу и так далее.
Ещё вариант, вожатый идёт по салону от начала до конца, смысл в том что предмет должен быть уже в конце, когда вожатый туда придёт. Вы можете идти медленно или наоборот бежать и за счёт этого ставить свои условия.
Перепевки
Суть игры крайне проста: кто кого перепоёт. Но темы должен предложить педагог. Итак, какая команда знает больше песен: о солнце (лете, море, лесе), с женскими, мужскими именами, цифрами и т.д. В песнях должны обязательно присутствовать ключевые слова. Исполнить надо не меньше двух строчек песни.
Песенная перепевка
Соревнование между командами ребят, сидящих в одной половине автобуса и во второй. Вожатый называет любую букву алфавита, а команды по очереди исполняют песни, начинающиеся с этой буквы. Если в течение 10 секунд команда не сможет спеть песню, то очко получает противоположная команда. Вариант игры: дается тема, на которую команды по очереди вспоминают песни и их поют (темы: любовь, природа, песни, имена и т. д.).
Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды: одна – «Петьки», другая – «Васьки». Далее все вместе на мотив «Смуглянки»:
На солнечной поляночке
А на крылечке домика
Сидит весёлый гном.
Далее вожатый кричит: «Как тебя зовут, гном?» и показывает рукой на одну из команд, которая как можно громче отвечает скороговоркой.
Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-е-тку!
Я пришёл к вам, де-е-тки,
Чтобы съесть конфе-е-тку!
Ва-а-ська! У меня штаны в горо-о-шку!
Я пришёл из ска-а-зки,
Потому что я хоро-о-ший!
Всё это проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры – на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую.
И наконец по случаю такого радостного момента, что наше путешествие успешно завершается. Предлагаю испечь праздничный пирог:
Я захотел устроить бал.
Купил муку, купил творог
Пирог, ножи и вилки тут
Я ждал, пока хватало сил
Потом подвинул стул и сел
Когда же гости подошли,
Погружение
Последний герой
«Герои бывают разные. Есть герои – путешественники, герои – спортсмены, воины – герои. А есть герои интеллектуальных сражений. Давайте представим, что находимся на интеллектуальном поединке» предлагаются темы: Цветы, животные, деревья, рыбы, реки, озёра, горы, моря и т.п. Кто последний назовёт понятие, соответствующее теме, тот и станет победителем.
Регулировщик
Среди играющих выбирается «регулировщик».Все запевают песню, а он совершает движение по часовой стрелке вверх или вниз. Три правила:
1. рука вверх – поют песню громко;
2. рука в горизонтальном положении – песня стихает;
3. рука внизу – поют песню про себя.
С одной буквой
Предлагается выяснить: кто, с кем, куда, на чем и зачем двигается. Для этого вожатый задает эти вопросы, а ребята с ходу на них отвечают. Все ответы должны начинаться на одну букву, о которой договариваются заранее. Вопросы задаются быстро и неожиданно. Не забывайте комментировать полученные ответы.
Слово в песне
Лингвистический практикум что это такое
Лингвистический практикум подготовила Чернухина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №4» г. Железногорска Курской области.
«Речевая компетенция как средство формирования личностных результатов школьников»
Цель: актуализировать внимание слушателей на важной роли личностных результатов при формировании речевой компетенции учащихся.
Задача: в рамках лингвистического практикума познакомить с интерактивными приёмами и подходами к формированию навыков устной речи.
Ход работы
Вступительное слово.
Тема нашего сегодняшнего разговора весьма актуальна и многогранна. В этой части я приглашаю вас более подробно остановиться на вопросе «Речевая компетенция как средство формирования личностных результатов школьников».
Слайд № 1
Итак, обратимся к определению понятия. Личностными результатами освоения выпускниками программы по русскому (родному) языку являются следующие показатели:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Слайд № 2
Все эти важные показатели должны занять достойное место в багаже выпускника средней общеобразовательной школы, а на учителей-словесников возлагается большая ответственность за освоение школьниками личностных результатов. Ведь современный мир, постоянно расширяя поле для коммуникации людей, бросает им вызов: сейчас важно уметь грамотно общаться, договариваться, доносить мысли другим, доказывать свою точку зрения.
Отсюда вывод: у выпускника школы должно сложиться твёрдое убеждение, что наряду со знанием современных технологий, профессиональной компетентностью, усвоением морально-этических норм, освоением иностранных языков, каждый современный специалист должен иметь развитую речь. Ушло в далёкое прошлое то время, когда в обществе царило мнение, что правильное владение речью – это обязанность узкого круга специалистов, связанных с языком. Сегодня молодые люди, заявляя о любых своих профессиональных намерениях, должны позаботиться об умении доступно, продуктивно, грамотно пользоваться родным языком.
Вы мечтаете стать адвокатом, политиком, учителем, инженером, руководителем организации, корпорации, компании? Тогда вам необходимо развивать коммуникативные способности, осваивая все средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения – это утверждение красной нитью должно проходить через всё школьное образование.
Научить грамотно говорить – нелёгкое дело, это гораздо тяжелее, чем научить орфографии и пунктуации или решать примеры и задачи. Здесь должно сложиться многое: и природные задатки школьника, и наше умение развить у него вкус и интерес к языку, и правильно выстроенная мотивация.
Опираясь на личную практику, хочу отметить, что, кроме уроков, самое благодатное поле для развития речевой компетенции – это разнообразная внеурочная, проектно-исследовательская, конкурсная деятельность, являющаяся привлекательной для современных школьников, предполагающая широкий выход в социум. В материалах, опубликованных в отдельных брошюрах, сборниках, журналах делюсь опытом работы с учащимися, в том числе и по формированию речевой компетенции. Хочу обратить ваше внимание на федеральный журнал центра «Педагогический поиск» – «Современный урок», в котором имеется много интересных современных материалов. Кроме того, рубрика «Слово» в газете «Эхо недели», в которой помещаю материалы, даёт возможность донести правила речевой культуры и до родителей.
Занимаясь углублённо вопросами речевой деятельности, с большим сожалением приходится констатировать, что самым слабым звеном является устная речь не только школьников, но и многих взрослых людей.
Слайд № 3
Не случайно было принято решение, которое возложило на учителей-словесников дополнительную нагрузку: это введение устного экзамена по русскому языку у выпускников основной школы. Устная часть основного государственного экзамена по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Слайд № 4
В ходе подготовки к устному экзамену предстоит сконцентрировать свои усилия на обучении учащихся выразительному чтению вслух текста научно-публицистического стиля, пересказу текста с привлечением дополнительной информации, формировании умения составить тематическое монологическое высказывание, участвовать в диалоге. При этом экзаменуемый должен продемонстрировать соблюдение норм современного русского литературного языка. Если эти задачи будут решены, то и личностные результаты учащихся будут высокими.
Речевой имидж – это одна из составляющих особенностей человека. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые: тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемые слова, кроме того, владение актерским мастерством, мимикой и жестами. Поэтому речь человека часто сравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима. Сегодняшняя ситуация такова, что люди, занимающие высокие посты в государстве, в организациях и на предприятиях, имеют возможность формировать свой внешний имидж: дорого и со вкусом одеваются, позволяют изысканные аксессуары и стильные причёски, пользуются услугами стилистов. Но как только многие из них открывают рот, из которого с таким трудом не льётся, а буквально выталкивается, выползает невразумительная речь, этот имидж рассыпается, и рейтинг человека быстро летит вниз. Продемонстрирую доказательство.
Слайд № 5
Просмотр видеоролика с выступлениями В. Кличко.
Далее предлагаю ознакомиться с результатами исследований по вопросу речевой культуры в России.
Слайд № 6
Справка Государственный институт русского языка им. Пушкина проанализировал выступления чиновников. Самыми грамотными оказались федеральные министры, а самыми косноязычными и неграмотными — губернаторы. Среди типичных ошибок — неправильные ударения, использование профессиональных терминов в публичных выступлениях, злоупотребления словами-паразитами». Примеры из лексикона мэров и губернаторов: «каленым железом жестко наказывать», «праздновать праздник», «значит, соответственно, мы должны соответствовать», «бросать тень в честных людей», «мы очень много сил уделяем на это», «более бОльший рост», «я сейчас и пенсию стараюсь давать, и материальная помощь, и награждать, и название улиц». Можно составить целое пособие по этим перлам.
Эксперты русского языка советуют политикам чаще смотреть словари, чтобы уточнять значения слов, больше концентрироваться на предмете речи, чтобы избежать грубых нарушений норм языка, а также заниматься самоанализом выступлений, выявляя сильные и слабые стороны. Я думаю, все эти советы экспертов мы можем адресовать и своим учащимся.
Лингвистическая пауза.
Слайд № 7
Предлагаю для интереса посмотреть, каким способом некоторые чиновники выходят из положения во время устного выступления или интервью.
Попробуйте оставить фразу. Будет ли она понятна слушателям? Вот так и в жизни.
Почему я остановилась на этой детали? Ведь чиновники всех рангов наши бывшие и будущие выпускники. Кроме того, наблюдая за речью выступающих публично, нынешние учащиеся старших классов могут упражняться в определении и исправлении грамматических ошибок (задание №6, №20 ЕГЭ)
Конечно, своим учащимся мы должны сами лично и на достойных примерах показывать образцы речевой культуры, к которым мы сейчас тоже обратимся. Предлагаю небольшой блиц-опрос
Слайд № 8
– Назовите деятелей творческой среды, кто, по-вашему, блестяще владеет речью? (Николай Цискаридзе)
– Кто из журналистов являет собой образец культуры речевого общения? (Владимир Познер)
– Какие политики прошлого и настоящего, на ваш взгляд, считаются непревзойдёнными ораторами? (Сергей Аксёнов)
Думаю, вам будет интересно узнать, кто же из чиновников стоит в положительном рейтинге по культуре речи. Это Сергей Собянин (Москва), глава Крыма Сергей Аксенов, Андрей Воробьев (Московская область).
Выполнение практических заданий
Предлагаю перейти непосредственно к выполнению упражнений, которые вы можете использовать в своей практике. Давайте попробуем сами на несколько минут стать старшеклассниками и окунуться в атмосферу продуктивной речевой деятельности. Именно с этой целью я приглашаю вас всех принять участие в следующей части практикума «Развиваем речевые компетенции школьников». Хочу оговориться, что все эти упражнения не для вашего развлечения, они будут полезны для подготовки к устной части ОГЭ. Сейчас мы выполним несколько упражнений, а остальные я поместила в памятку, и вы можете ими воспользоваться на занятиях с учениками.
Чтобы нам было удобно работать, мы разбились на 3 группы под номерами (рассадить можно по цвету карточек или каких-то других знаков). Обращаю внимание на то, что все задания должны выполняться очень быстро, как это предполагается по демоверсии устного экзамена (1-2 минуты). Просьба «подождите, ещё не успели» – не принимается.
Тренинговые и творческие задания по развитию связной речи:
Слайд № 9
Предлагаю начать с разминки.
Задача: придумать по одному короткому комплименту от группы всем участникам сегодняшнего семинара. Комплименты не должны повторяться. Получившим комплимент нужно обязательно ответить, какие чувства он вызвал. Мой комплимент вам: я считаю учителей русского языка самыми развитыми, ответственными и эмоциональными людьми. Ответьте, пожалуйста, мне на мой комплимент!
Это задание учит учащихся расположить к себе собеседника, что немаловажно при устном общении во всех сферах деятельности.
Приступим к выполнению письменных заданий по группам.
Слайд № 10
Опишите сугроб, выразив чувства (по вариантам):
1) дворника, вышедшего после ночного снегопада убирать двор;
2) детей, выбежавших во двор погулять,
3) сельского почтальона, которому нужно разнести пенсию по деревне.
Объём – 3 предложения, время 1-2 минуты
Слайд № 11
Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.
Для задания выдаётся один и тот же небольшой текст – по вариантам. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы, существительные, прилагательные заменяются другими глаголами, существительными, прилагательными, подходящими по смыслу.
Слайд № 12
Задание на моделирование голоса и тона. Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– Я читаю, вы угадываете.
– Прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злорадным, дружеским, начальственным.
Слайд № 13
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете?
Слайд № 14
Как известно, диалогическая речь предполагает участие не менее двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.
Разбейтесь по парам – найдите себе собеседника и предложите ему интересную тему для разговора. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы по 3-4 реплики.
Слайд № 15
Для упражнения произвольно берутся пять слов из любого текста. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов. Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.
Слайд № 16
Выводы.
Практическое выполнение заданий закончено. Предлагаю от каждой группы сделать небольшой вывод.
Примерные выводы:
Заключительное слово.
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Нужно уходить от старых шаблонов, при которых мы стремимся на уроках как можно больше написать в ущерб развитию устной речи.
Вручение памяток и буклетов.