Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

skippy reads

блог о литературе

Вопрос-ответ: С чего начать, если хочется разбираться в литературе?

Вопрос: Если в школе, семье и университете, да и окружение как-то не повлияли на появление интереса к литературе, а появлилось оно недавно из-за внезапного стремления к самообразованию, то с чего следует начать? Как разобраться во всем этом культурном пласте мировой и российской литературы? Имеет ли смысл читать в хронологическом порядке, искать какие-то подборки «базовой» литературы? Сложно отталкиваться от «читай, что нравится», потому что хочется читать не только для удовольствия, но и в контексте со временем, культурой, когда эти книги написаны? Как ориентироваться новичку во всем этом объёме? Заранее большое спасибо за ответ.

Ответ: Ужасно радостно, что есть люди, которые сознательно хотят полюбить читать, и, одновременно, ужасно грустно, что школа каждому второму отбивает к этому желание. Но, как ни странно, отвечая на ваш вопрос, я первым делом отошлю вас как раз к школьной программе. Не нужно заново читать то, что уже в ней есть и что вряд ли вам, судя по всему, понравилось (тут, конечно, больше вопросов к учителям и министерству образования, чем к детям). Зато можно составить список входящих в нее авторов и прочитать по паре их произведений, которых в программе нет. Ну, например, у Достоевского не «Преступление и наказание», а «Братьев Карамазовых», у Толстого – не «Войну и мир», а «Анну Каренину» и «Смерть Ивана Ильича».

Начинать, на мой взгляд, нужно с того, что попроще (проще – не значит хуже, разумеется): с Тургенева (у него взять, например, «Дым» или «Рудина»), с Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне»), Гончарова («Обрыв»). Что касается зарубежной литературы, то тут можно зайти на сайт какого-нибудь гуманитарного факультета и просто скачать программу. Лучше, впрочем, ориентироваться на журфаки, потому что у филологов все менее очевидно и более сложно.

Строго соблюдать хронологию, на мой взгляд, необязательно: от «Слова о полку Игореве» и «Хожения за три моря» вкус к чтению явно не проснется. «Илиаду» или «Метаморфозы» новичок тоже едва ли с удовольствием осилит. Ваш литературный период на первое время – XIX-XX века. Причем в XX лучше не залезать совсем уж в постмодерн. Спискам вроде «100 лучших книг всех времен» я бы на вашем месте не доверяла, потому что туда попадает обычно очень разношерстная литература: от философских трактатов до фантастики. Они скорее запутывают, чем дают представление о развитии литературного процесса. С другой стороны, Republic сделали отличные проект «Главные книги XXI века»: оттуда можно брать буквально любой роман, но лучше, на мой взгляд, после того, как будет освоена базовая классика. Одним словом: да – рекомендациям профессиональных критиков, нет – рейтингам Эдми.

Ну и последнее: я бы на вашем месте не отказывалась от концепции «читай, что нравится». Лучше с удовольствием читать рассказы Брэдбери, чем плеваться, продираясь через «Улисса». Опять же не сравниваю их в разрезе «лучше-хуже», но Джойс объективно намного труднее, и не за чем с ним биться до поры до времени. Я вот, например, Гофмана вообще не могу читать: ну не лезет он в меня, и все тут. Может, когда-нибудь дорасту).

Источник

Пять шагов к пониманию классической литературы

Чтобы понимать и анализировать классику, нужно любить читать, развивать художественный вкус и поближе познакомиться с авторами и эпохой.

Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть картинку Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Картинка про Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть картинку Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Картинка про Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

Начните с беллетристики

Корней Чуковский считал, что путь к «Евгению Онегину» начинается с детской литературы. Воспринимать сложные и многозначные тексты классических произведений, не имея читательского опыта, и в самом деле довольно сложно. Поэтому первый шаг к пониманию классики — это чтение беллетристики, то есть развлекательной литературы.

Известные, любимые многими поколениями юных читателей проверенные временем произведения в жанре приключений, детектива или фантастики, авторства Марка Твена или Жюля Верна, а также Джоан Роулинг и её цикл о Гарри Поттере — эти и подобные книги помогут полюбить сам процесс чтения, познакомится с разными сторонами жизни, увидеть героев в неожиданных обстоятельствах. У каждого человека есть та книга, что станет его проводником в мир литературы. Самое главное — отыскать её.

Читайте о современности

Понять и полюбить классическую литературу помогут произведения, описывающие наши современные реалии. Чем ближе действие к нашему времени, тем проще воспринимается книга: от читателя не требуется знание исторического и культурного контекста, он может ассоциировать героев с собой и своим окружением. На примере подобной книги неопытный читатель может потренироваться в анализе произведения: определить её идею, проблематику, авторскую позицию и языковые средства, которыми она выражена, и тем самым улучшить свои читательские навыки.

Подборку таких произведений можно составить самостоятельно. Я могу посоветовать следующий список:

Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»

Нина Дашевская «Я не тормоз»

Алексей Варламов «Лох»

Евгений Водолазкин «Лавр»

Дмитрий Быков «Июнь»

Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»

Исигуро Кадзуо «Погребённый великан»

Полюбите стихи

Один из путей к пониманию классики — чтение стихов. Стихотворения, как правило, короче, чем рассказы, повести и тем более романы, но при этом эмоционально насыщены. Прочитав всего несколько строк, можно почувствовать авторское настроение и уловить образы, которые он стремился передать. Чтение стихов развивает литературный вкус, учит получать удовольствие не только от содержания, но и от формы произведения, неожиданной рифмы. Благодаря стихам читатель начинает видеть в тексте не только информацию, но и скрытые смыслы, а это умение — важная ступенька к пониманию классики.

📚 Планируете переход на домашнее обучение?

Пример гармоничного сочетания формы и содержания — фигурные стихи. Их писали многие поэты: Г. Державин, В. Брюсов, И. Рукавишников, А. Вознесенский и другие.

Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть картинку Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Картинка про Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть картинку Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Картинка про Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть картинку Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Картинка про Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

Кроме того, стихотворения дают представление и о культурном контексте, в них часто упоминаются разные подробности быта и образа жизни людей. Впоследствии это поможет в понимании более объёмных классических произведений. Например, прочитав стихотворение Пётра Вейнберга «На Невском проспекте», можно уловить особое настроение этой улицы, почувствовать характер проспекта. Это очень пригодится для понимания повести Н. Гоголя «Невский проспект», в которой Невский выведен в качестве самостоятельного персонажа.

Изучайте историю

Современным школьникам трудно понимать классику, потому что за сто или двести лет с момента написания произведения повседневная жизнь людей кардинально изменилась: другими стали обычаи, привычки, нормы, этикет. Из-за этого и персонажи, и события классических произведений кажутся далёкими и непонятными.

Здесь поможет изучение истории и культуры того периода, которому посвящено произведение, расширение кругозора в этом направлении.

Необязательно читать скучный учебник по истории — составить представление об эпохе помогут фильмы, ролики в интернете или другие книги писателей той эпохи. В любом произведении обязательно отражаются культурные реалии своего времени: быт, одежда, образ жизни разных сословий, любимые блюда и напитки. Помните, что авторы могут описывать не только свое время, но и прошлое, которому они не были свидетелями и которое изучали по историческим документам, воспоминаниям и мемуарам. Именно так, например, Пушкин написал «Капитанскую дочку».

Познакомьтесь с писателем

Необязательно подробно изучать всю его биографию или заучивать наизусть события и даты — это вряд ли продвинет вас в понимании классики. Однако некоторые детали биографии — те, которые имеют отношение к созданию конкретного произведения — могут дать ключ к пониманию его смысла или настроения. Например, стихотворения Пушкина, написанные в 1830 году в болдинской ссылке, обретают совершенно новое звучание, если знать, в каком эмоциональном состоянии в тот момент находился автор. Высланный в Болдино, Пушкин всей душой стремился обратно в Москву, где его ждала невеста Наталья Гончарова, и на этой волне эмоций и переживаний как раз и рождались его болдинские тексты. Среди них «Элегия»: «Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать…», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».

Иногда, читая биографию автора, можно узнать какую-нибудь деталь, которая сразу сделает его ближе, понятнее, интереснее. Например, Гоголь очень любил макароны-спагетти с сыром, Грибоедов был дипломатом и погиб во время исполнения посольской миссии в Персии, а Анна Ахматова сочинила свое первое стихотворение в 11 лет. Порой одна такая деталь способна перевернуть представление о писателе и начать иначе воспринимать его произведения.

Что нужно запомнить:

1. Чтобы понять и полюбить классику, нужно много читать, двигаясь от простой, развлекательной литературы к сложным произведениям.

2. Чтение стихотворений поможет развить художественный вкус и умение видеть скрытые смыслы.

3. Знание истории и культуры позволит лучше ориентироваться в событиях произведения, поступках и мотивах героев.

4. Знакомство с писателем и деталями его биографии сделает его книги ближе и понятнее.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источник

С чего начать читать классику

Классические произведения изучаются в школе, но нередко учащиеся не понимают или попросту не хотят читать огромные книжки. Но с возрастом приходит осознание того, что классика играет большую роль в нашей жизни. В классической литературе раскрываются проблемы, которые будут актуальными во все времена — любовь, расставания, война, семейные отношения. Помимо всего прочего, литература тесно связана с историей и открывает новые взгляды на исторические события.

Читать классическую литературу непросто. В основном проблемы связаны с тем, что в произведениях используется уже устаревшая лексика. Чтобы классическая литература была понятна, а ее чтение приносило удовольствие, упражняться нужно регулярно. Здесь как в спорте: чтобы поднять большой вес, нужна практика и тренировки. Необходимо постепенно и логически продвигаться от более легкой литературы до сложной и многотомной.

Как начать читать классику?

Во-первых, определитесь с жанром, который вам близок, познакомьтесь с существующими направлениями в литературе — классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом, модернизмом, постмодерном. Каждое направление имеет свои особенности и специфику. Подумайте, что вам интересно: отправиться в историю Отечественной войны Толстого или погрузиться в мир мистики Гоголя?

Во-вторых, определитесь с хронологией. Вы можете отправиться как в мир князя Игоря, так и порассуждать об актуальных проблемах вместе с современными авторами. Помните, что школьная программа — это лишь верхушка классической литературы, причем верхушка только русской классики. К слову, школьные программы не меняются уже десятки лет, и хотя туда включены многие хорошие классические произведения, многие из них остаются непонятыми учениками из года в год. Отойти от школьной программы — значит найти для себя что-то новое, поэтому не бойтесь начинать с менее известных произведений.

В-третьих, определите для себя, сколько времени вы готовы посвятить чтению. Советуем на чтение выделять хотя бы час в день. Помните, что книгу нужно читать регулярно. Если вы прочтете сегодня одну главу, а вторую только через 3 месяца, то вы просто-напросто забудете обо всем прочитанном и потеряете интерес к произведению, и еще у вас не сложится целостная картина.

И последний совет: читайте книги, читайте обязательно! Не бросайте читать книги, не останавливайтесь после первого не понарвившегося вам произведения. Уверены, вы найдете себе что-то по душе. Но если вы не знаете, с чего начать читать классику, предлагаем вам десятку лучших произведений русской литературы.

Десятка лучших классических произведений русской литературы

Необходимо начинать с более простых рассказов. При этом вы можете читать классику не только отечественного происхождения, это могут быть и произведения зарубежных писателей. Попробуйте начать с этих 10 классических произведений, которые легко читаются, их можно найти в любой библиотеке, они подойдут для любой возрастной группы, точно не оставят вас равнодушными, а некоторые из них даже не отнимут много вашего времени (что в целом классике не свойственно, к сожалению).

Источник

Как читать художественную литературу: объясняет профессор

В издательстве «Азбука-Аттикус» вышла книга профессора Мичиганского университета Томаса Фостера «Как читать художественную литературу как профессор». Мы прочитали это руководство и делимся советами по профессиональной расшифровке любой художественной литературы.

1. Во всей литературе существует только одна история

Существуют миллиарды книг, фильмов, песен, произведений искусства — и все они рассказывают одну-единственную историю. Это история о том, что значит быть человеком. Разные писатели пропускают ее через свою призму и через нее же исследуют наше место в мире.

Как это поможет при разборе произведений? Просто подумайте о том, что роман, который вы читаете, вписан в огромную систему других произведений. Вся литература взаимосвязана (профессиональные литераторы называют это интертекстуальностью): одна книга выросла на основе другой, та, в свою очередь, на основе третьей — и так далее. И все это в конце концов базируется на том, как мы живем — и в том числе как живете именно вы.

2. Цель героя не важна

Если вы читаете книгу про путешествия и приключения, помните, что обозначенная цель вообще не главная. Любое путешествие, любой вызов, любое приключение нужны автору для того, чтобы изменить героя (или героев). Любой внешний путь — на самом деле метафорический путь самопознания. Например, Бильбо отправился в поход, чтобы вернуть власть над Эребором. Но главным, что вынес хоббит из своего пути, стало понимание себя. Именно поэтому, возвращаясь после похода к полностью разоренному дому, герой не переживает из-за потери всего нажитого имущества, которым так дорожил в начале произведения. Он изменился, и приоритеты сменились: для нового Бильбо важнее то, что невозможно поставить на полку или положить в коробку. Поэтому если вы беретесь читать приключенческую историю, то постарайтесь сразу вычленить не физический, а духовный маршрут, по которому поведет героев автор.

3. Прочитайте Библию

Вы удивитесь, какое колоссальное количество отсылок к Библии существует в литературе. Священное Писание — чуть ли не родоначальник всех историй. И многие писатели решили, что, в общем-то, нет особой нужды заново придумывать символы и расписывать их смысл, раз все это уже существует в Библии. Можно просто связать свое произведение с историей Христа — и, скорее всего, большинство читателей расшифрует отсылку.

Для авторов это очень выигрышно: сделал отсылку к Библии — дополнил свое произведение новыми идеями, акцентами, мотивами. Для читателей же это чаще всего не несет дополнительных трудозатрат: смыслы и метафоры из Библии уже давно разобраны на составляющие и общеизвестны. Но если вы хотите понимать произведения и считывать малейшие подтексты, то хорошо бы все же прочесть первоисточник.

4. …И детские сказки

Суть схожая: все так или иначе читали и знают сюжеты сказок еще с детства, а значит, это общедоступный материал, на который можно ссылаться с чистой совестью и который будет понятен читателям. Одна из самых популярных сказок, к которой чаще всего обращаются литераторы, — это «Гензель и Гретель» братьев Гримм. История о заблудившихся детях не теряет своей актуальности: при любом потрясении общества мотив потерянности становится все более понятным и отзывающимся.

5. Обращайте внимание на воду

С самых первых появлений в книгах вода была очень мощным символом — вспомнить хотя бы историю Ноя и потоп, пытавшийся стереть наш вид с лица земли. Все началось еще в те далекие времена, когда наши предки выбрались из моря на сушу и началась новая глава эволюции. Так же и образ воды — чаще всего он означает очищение, обнуление, пробуждение. Дождь может смыть грехи или сомнения, а если герой, например, тонул и выжил — он, безусловно, возродился. Любой утопленнический опыт, назовем его так, делит жизнь на до и после. Во многом, возможно, из-за того, что погружение в воду с головой похоже на крещение.

6. Всегда смотрите на географию

Где происходит основное действие произведения? В горах? Возле реки? В степи? На острове? Сам ландшафт местности, конечно, может быть чисто декоративным элементом повествования. Но окружающая среда формирует героев: в суровых горах вряд ли вырастет мямля, а человек, живущий на пустынном острове, будет самостоятельным и готовым справиться с любым вызовом, кроме разве что социализации. География в художественной литературе указывает на характеристики героев произведения, и именно поэтому важно проследить, где все происходит.

7. Найдите упоминание сезона

Сезонная символика в произведениях универсальна. Весна — это детство, юность и становление. Лето — энергия, любовь, страсть. Осень — зрелость, меланхолия, усталость. Зима — борьба, отчаяние, старость. Конечно, не во всех произведениях так. Но такие образы и символику писатели не выдумали на пустом месте: просто зимой чаще всего действительно тяжело, осенью — грустно, а летом, когда пригревает солнце, легче любить мир. Помните, что в произведениях время года не появляется случайно — это тоже выбор автора. И если выбрана, например, зима, значит, это зачем-то нужно.

8. У важных персонажей есть знаки отличия

В реальной жизни особенности человека — шрам, хромота, увечье — не обозначают ничего особенного. В книгах же все иначе: если автор наделяет героя какой-то приметой, значит, это нужно для сюжета. Хромота, например, в какой-то момент станет решающим фактором: когда за героем будет погоня, быстро бежать он не сможет. В художественной литературе практически без исключений работает правило: если у героя есть отличительная черта, значит, он особенный, не такой, как все остальные.

9. Главное, чем одно произведение отличается от тысячи других, — это то, как именно вы прочитаете и поймете его

Нет единого правильного ответа на вопрос «Что автор заложил в это произведение?», и, более того, это не самый важный вопрос. Важнее всего то, что именно вы вынесли из этого произведения и как вы его поняли. Вы не должны доподлинно расшифровать все заложенные смыслы и метафоры. Но прочитайте текст вдумчиво, послушайте себя, доверьтесь чутью. Вы проживаете свою жизнь, идете своим путем, получаете опыт. Так примените же его, чтобы разобраться в том, как конкретный автор в конкретном произведении попытался рассказать, «что значит быть человеком».

Дайте волю воображению, подумайте об ассоциациях и чувствах, которые пришли в процессе чтения, сгруппируйте их, задайте тексту вопросы. Зачем здесь это действие? Для чего нужен этот диалог? Почему герой поступил именно так? И не считайте, что то, что о произведении говорят критики и как его разбирают литературоведы, важнее того, как понимаете его вы.

Источник

Как научиться получать максимум от художественной литературы: 9 лайфхаков

В школе нас научили читать буквы, но не книги. Нам выдавали огромные списки литературы, которые самые смелые проглатывали, не понимая и не запоминая прочитанное. Значит ли это, что художественная литература не нужна? Нет! Мы уже рассказали, что такое библиотерапия и зачем читать фикшн. А теперь объясняем как: с чего начать, как не бросить, как лучше запоминать прочитанное и как преодолеть психологические проблемы, которые мешают нам взяться за чтение.

Как выбрать подходящую книгу

Самый ответственный этап — выбор произведения. Правильно выбранное произведение с большей вероятностью срезонирует с вашим мироощущением и доставит вам удовольствие.

Если вы — начинающий читатель, избегайте книг, в которых:

Ресурсы, которые помогут с выбором

С чего начать чтение

Чтение книги нужно начинать с разогрева. Он помогает создать реалистичные ожидания от выбранного произведения, усилить любопытство и получить в дальнейшем больше удовольствия.

Перед тем, как читать, выясните, что за книга попала к вам в руки.

Ответы на эти вопросы позволят более осознанно воспринимать текст.

Какое занудство!

Если всё это вам кажется нудным, используйте альтернативный вариант и отдайтесь на волю случая. Зайдите в книжный магазин, выберите издание с самой симпатичной обложкой или то, которое приятнее держать в руках. Также можно прочесть страницу из середины книги, и если было интересно — брать.

Как не бросить книгу

Мы все знаем, что в любом деле важна дисциплина, но мало кому удается соблюдать ее даже в занятиях, которые мы выбираем сами. Есть пара способов быть более надежным читателем.

Во-первых, создайте ритуал чтения книги. Ритуал — это наделенное смыслом действие, для которого создаются определенные условия. Нужно выделить на чтение специальное время в ежедневной рутине. Например, привязать чтение к кофепитию: каждое утро после завтрака садиться в удобное кресло и читать, пока напиток не закончится. Дочитывать главу, закрывать книжку, мыть чашку… Пусть смысл этого действия будет в том, чтобы настроиться на спокойный и приятный день. Если же по утрам вы торопитесь, отлично работает чтение перед сном. Привязка к распорядку дня позволяет ввести новую привычку безболезненно. А само чтение станет ценно для вас как процесс.

Во-вторых, используйте лайфхаки для усиления мотивации. Для нашего организма стыд и гордость более убедительны, чем рациональные доводы. Эти эмоции появились в ходе эволюции человека как социального примата, чтобы поддерживать и регулировать просоциальное поведение в сообществе. Так же, как страх возник для того, чтобы уберечься от опасности, или гнев — чтобы защищаться. Предвкушение чувства гордости или боязнь стыда мотивируют. Зная это, можно применить следующие способы:

Бросать книгу недочитанной — плохо?

Если причина желания бросить начатую книгу в том, что не получается найти к себе подход, нужно работать с мотивацией. На закрепление новой привычки нужно не меньше полутора месяцев, а то и больше. Но бывает, что книжка действительно не подошла: оказалась скучной, непонятной или вызвала отторжение. В таком случае бросить ее недочитанной — лучшее, что можно с ней сделать. Только вам судить, что вам нужно.

Что делать с сопротивлением чтению

Иногда родители и учителя заставляют нас читать слишком агрессивно. Из-за заявлений в духе «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» чтение начинает ассоциироваться с пыткой.

Хорошо, что теперь мы выросли, никто больше не заставит писать сочинение по скучному Чернышевскому или уныло заполнять летний читательский дневник, и можно больше не читать никогда — с такой установкой многие отказываются от книг, вступая во взрослую жизнь.

Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть картинку Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Картинка про Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

Но на самом деле свобода выбора подразумевает не только возможность самому решать делать что-то или не делать — но и возможность решать, что именно и каким образом делать. То, что мы выросли, означает, что наконец можно читать так, как хочется и только то, что нравится. Читайте под одеялом ночью, вырывайте страницы для украшения рабочего места и рисуйте в книгах: никто больше не станет ругать за нарушение правил, которых в действительности не существует.

Анастасия Башлыкова, психолог, психодраматерапевт сервиса Zigmund.Online:

Первое: стрессовое состояние, в котором теряется способность воспринимать новую информацию. То есть человек не может воспринимать книжку, которую его заставляют читать, и не может получить от чтения удовольствие.

Но есть ложные установки: „надо читать“ и „все культурные люди читают книги“. В первом случае непонятно, кому это надо. Во втором — установка оценочная, то есть не очень здоровая. Ими руководствоваться не стоит».

Читайте также

Почему детей заставляют читать насильно?

Как правило, насильно заставляют читать своих детей только те родители, которые сами не увлекаются чтением и не понимают, в чём удовольствие от него. Это еще одна причина, по которой дети не хотят читать («Почему я должен делать то, что другие не делают, почему я должен, а они нет?!»). Читающие родители обычно показывают своим примером, что читать — классно, и дети начинают читать, подражая им. Такие родители могут обсудить книги с детьми — и этим их заинтересовать.

Как использовать книгу для погружения в поток

Американский психолог Михай Чиксентмихайи исследовал ощущение счастья и выяснил, что люди чувствуют максимальное удовлетворение, находясь в состоянии потока — в полной сосредоточенности на деятельности, которой они занимаются.

Умение входить в поток определяет не только уровень удовольствия, которое вы получите от чтения, но и качество усвоения информации. В состоянии потока информация приходит в мозг более упорядоченной и лучше закрепляется в памяти. Чтобы входить в это состояние, нужно научиться концентрировать внимание на чем-то одном.

Чтобы войти в поток, необходимо:

Как извлечь пользу из прочитанного

«Осмысление — это разнообразная умственная деятельность, способствующая лучшему научению. Вы восстанавливаете в памяти свой прошлый опыт, соотносите его с новым и мысленно отрабатываете те действия, которые должны будете совершить в следующий раз».

Из книги об эффективном обучении Питера Брауна и Генри Рёдигера «Запомнить всё»

Этот совет применим и для чтения художественной литературы: припоминание и переосмысление приобретенной информации полезны для ее лучшего усвоения.

Вот два способа переосмыслить прочитанное:

Как понимать художественную литературу

Важно понимать, что художественная литература глубоко субъективна и не дает единственно верных ответов на вечные вопросы. Не нужно пытаться искать в книге истину. К ней стоит относиться как к мнению конкретного человека, написавшего ее, которое можно сопоставить со своим опытом и подумать: согласны вы или нет? Поэтому и говорят, что литература расширяет кругозор, заставляя нас воспринимать непривычные точки зрения на жизнь.

Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Смотреть картинку Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Картинка про Литература с чего начать изучение чтобы разбираться. Фото Литература с чего начать изучение чтобы разбираться

Чтобы простимулировать размышления, задавайте себе вопросы во время и после чтения:

Поиск ответов на эти вопросы развивает мышление. На самом деле изначально идея школьных сочинений была именно в том, чтобы научить детей думать и спровоцировать дискуссии и споры. Но об этом как-то забыли. Вдумчивое чтение дает возможность пережить гораздо больше инсайтов, чем простое поглощение текста.

Разбор для продвинутых

Понимание символов и других художественных приемов приходит с опытом, но можно ускорить этот процесс. Книга Томаса Фостера «Искусство чтения» настраивает мозг на анализ разных литературных фишек и учит смотреть вглубь текста, а не читать поверхностно, ограничиваясь уровнем сюжета. В конце автор дает список литературы для отработки навыков.

Полезно ли скорочтение

Скорочтение — способность быстро воспринимать текст. Обычно оно подразумевает не последовательное чтение слова за словом, а беглый просмотр всего текста, который позволяет уловить только общую суть. Такой способ чтения фикшна обесценивает его, так как не дает насладиться художественными достоинствами произведения: ритмом и темпом текста, подбором слов и т. д.

Как увеличить скорость без потери качества

Под скорочтением можно понимать и такие навыки, как подавление внутреннего проговаривания слов или умение контролировать движения глаз и не возвращаться к уже прочитанному. Эти приемы ускоряют восприятие текста, но не в ущерб смыслу.

Выбрать бумажную или электронную книгу

В каком формате читать — личный выбор каждого. Назову только преимущества бумажных и электронных книг (приложения-читалки в телефоне не считаются).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *