Литературная гостиная что это

Литературная гостиная как форма внеклассной работы

В гимназии № 18 большое внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.

Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:
информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми; ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”. Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.

Мы попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса классической литературы 18-19 веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется “невероятно устаревшим” весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Кроме того, литературная гостиная гимназии № 18 успешно реализует этнокультурный компонент образования, знакомя учащихся с творчеством уральских поэтов-современников: Евгения Туренко, Любови Новак, Екатерины Ермаковой, Елены Баянгуловой, Евгении Извариной, Яна Разливинского, Николая Жеребцова, Елены Михеевой, Екатерины Симоновой, Елены Хомяковой, Натальи Стародубцевой, Галины Коркиной, Андрея Санникова. Встречи с этими поэтами, писателями состоялись в стенах гимназии 18 в течение 2005-2006 учебного года.

Литературная гостиная способствует преемственности поколений выпускников.Постоянными участниками встреч стали поэты, окончившие нашу школу: Ольга Мехоношина (2001 год выпуска) и Виталия Корнева (2004 год выпуска).

В октябре 2007 года гостиная была посвящена областному литературному журналу “Урал”. На эту встречу был приглашен поэтический клуб журнала “Лебядкинъ”. Ноябрьская гостиная 2007года по традиции прошла в форме Литературно-художественного бала (фото №1-3).

Встреча в Литературной гостиной с поэтом и журналистом из Екатеринбурга Евгенией Извариной

По содержанию: свободная (творчество поэта не ограничено одной темой).

По форме: диалоговая (преобладает свободное общение гостя с аудиторией над монологической речью поэта).

На прошлой литературной гостиной поэт Евгений Владимирович Туренко заинтересовал ребят творчеством екатеринбургского поэта Евгении Извариной. Было принято решение пригласить на следующую встречу Евгению Викторовну.

Этап проведения мероприятия

Музыкальная заставка. Звучит музыка поэта и музыканта Александра Суханова, песня “Зеленая карета”. В это время на экране “проплывают” кадры прошлых литературных гостиных. Ребята здороваются с гостьей, просматривают книги, представленные на выставке, занимают свои места, разливают чай.

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, постоянные (и новые) участники литературных встреч! Здравствуйте, дорогие наши гости! Вот и снова на “зеленой карете творчества” мы прибыли в мир поэзии.

2 ведущий: Но прежде чем мы начнем “новое знакомство”, разрешите представить Вам фильм о прошлой встрече, снятый и смонтированный школьной телестудией, чтобы вспомнить наше последнее путешествие в мир поэзии с тагильским поэтом Е.В. Туренко.

Демонстрация 5-минутного фильма. Представление поэта.

1 ведущий: (читает стихи Ольги Мехоношиной, тагильского поэта, выпускницы гимназии № 18).

1 ведущий: Мы достаточно хорошо знакомы заочно, а очная встреча — впервые. Поэтому слово предоставляется нашей гостье. Слово-презентация поэта.

2 ведущий: Мы видим, что уже появляются первые поднятые руки в зале, а значит — пришла пора нашего традиционного конкурса. Итак, “Конкурс на самый интересный вопрос”

— Скажите, пожалуйста, легко ли писать стихи?

— Знакомы ли Вы с творчеством тагильских поэтов? Как Вы оцениваете их опыты?

— Есть ли, с Вашей точки зрения, параллели между тагильской поэтической школой и екатеринбургской? Чего больше: сходств или различий?

— Есть ли время у стиха?

— Как к Вам приходит вдохновение?

— Вот Вы сказали, что “от удивления рождается стихотворение”, а чему чаще приходится удивляться?

— Мне кажется, что современного человека уже трудно чем-то удивить. Не отражается ли это на состоянии российской поэзии, не “стало ли ее от этого меньше”?

— В Ваших стихотворениях я заметил много слов-неологизмов “авторского производства”. Почему они появляются? Вам “узко” в рамках языка?

— Понравился ли Вам, Евгения Викторовна, наш город? Чем?

— Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камушки, смотри на круги, ими оставляемые”. Вы думали над тем, как ваше “слово отзовется”? И т.д.

Конкурс длится от пяти до десяти минут. Вопросов много, но автор, подводя итоги,

выбирает самый, с его точки зрения, интересный. Победитель объявляется и награждается в конце встречи.

Конкурс творческих интерпретаций

1 ведущий: (читает наизусть отрывок стихотворения Е.В.Извариной)

Ребята читают наизусть понравившиеся стихотворения приглашенного поэта. Автор выбирает лучшую, с его точки зрения, интерпретацию. Встречаются и необычные формы осмысления творчества поэта. Например, Екатерина Пылева и Ксения Омельченко, десятиклассницы гимназии, на слова Е.Извариной написали и исполнили романс:

Я там, где обоюдно стыдно
Свече и жгущему свечу,
Хочу увидеть, что не видно,
А вижу то, что не хочу.

Свою песню на стихи поэта исполнил и девятиклассник Богдан Нестеров.

А Ольга Ведерникова представила иллюстрации к стихотворениям поэта, которые со слезами на глазах Евгения Изварина приняла и обещала использовать в следующем сборнике.

Конкурс начинающих поэтов

1 ведущий: А теперь самый волнующий конкурс – “Конкурс начинающих поэтов”. Как оценит первые шаги в поэзии известный автор? Но “бояться не надо — к творчеству нет преграды”! Свои стихотворения читают юные авторы: Бякова Елизавета, Панина Евгения, Панькова Таня, Суворов Иван и др. Среди “начинающих поэтов” и пишущие учителя:

Заводи — в заводи, растопи наледи,
Пей с горсти горести
Не своей повести.
Я не гладью вышита.
Что — не знаю — выше там?
Ноликом-крестиком.
Быть — не быть вместе нам.
Ахметова О.В.

Зимняя широкая дорога,
По краям — леса и пустота,
Сани едут медленно и ровно,
На глазах извозчика слеза.
Он, наверно, думает о доме,
Где с ребенком ждет его жена.
Жаль: дорога длинная. Но вскоре
Воплотится в жизнь его мечта.
Панина Е.С.

9. Этап подведения итогов и вручения призов. дети-победители из рук поэта получают книги с автографами.

2 ведущий: (читает стихотворение Извариной):

Погасить свечу, но не тотчас
Лампочку включить.
Благодать-
Без наития сосредоточась,
Без зазрения наблюдать,
Как,
В живую непредставимы,
На помине огня легки,
Разлетаются серафимы
(доктору сказать — мотыльки).

1 ведущий: Мне кажется, я вижу, как разлетаются “серафимы творчества”. Встреча наша подошла к завершению. Но она продолжится через месяц, ведь тот, кто однажды “встретился” с поэзией, уже не расстанется с ней никогда. А следующая “Литературная гостиная” будет особенная — посвященная юбилею гимназии № 18. Это будет “Костюмированный бал” в стиле 19 века, ведь именно в это время в России появились первые гимназии.

Приглашаем всех на этот бал! Будет ждать вас светлый школьный зал!

Проводится обычно на классном часе на следующий день или в течение недели после встречи в форме анкет с примерными вопросами:

Понравилась ли тебе встреча?

Чему “учит” “Литературная гостиная”? И т.д. По результатам анкетирования составляются диаграммы и ведется мониторинг формирования творческой активности старшеклассников.

Источник

Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что это Виктория Каюмова
Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей

Всё это мотивировало меня организовать «литературную гостиную», которая помогает открыть детям чудо, таящееся в книге. Помогает им полюбить книгу, уметь выбрать ту, которая станет верным спутником ребёнка на его жизненном пути.

Цель: повышение интереса детей к книге, становление будущих читателей.

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

Работа литературной гостиной сочеталась с тематикой рабочей программы, именно на неё в большей степени ориентировалась подборка художественных произведений, но также продолжали основываться на интересы детей, которые часто приносят свои книги из дома.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников менялось оснащение книжного уголка. В младшей группе, в основном, стояли полюбившиеся детям книжки, также предпочтение было отдано книжкам-игрушкам с музыкальными возможностями и книжкам-картинкам, самодельным альбомам с картинками сказочных персонажей и фигурки настольного, пальчикового театров. В средней группе изменилось оформление библиотечной зоны, помимо литературных произведений присоединился уголок художественно-творческой деятельности детей, который постоянно пополнялся атрибутами. В старшей группе регулярно вносятся дидактические игры, домино, пазлы, игры с фишками на сказочные темы (например, кубики по мотивам сказок А. С. Пушкина, пошаговые игры «Мама для мамонтёнка» и пр.). Каждый может найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине выставлено одновременно 10-12 разных книг по жанру и содержанию. Также были разработаны схемы-правила бережного отношения к книге для детей: брать книги можно только чистыми руками; перелистывать осторожно, не рвать, не использовать в игре; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место, тем самым дошкольники постепенно приучались к бережному отношению к книге.

В каждой группе в соответствии с возрастом детей менялись и использовались различные приемы работы «литературной гостиной». Например, в младшей группе ребята проявили наибольший интерес к такой форме «литературной гостиной», когда в гости к ним приходила девица-красавица (воспитатель, облачённая в старинное платье и кокошник, приносившая им разнообразные предметы старины, дети взаимодействовали с «ожившими» предметами, одновременно слушая и проигрывая про них потешки, прибаутки. В средней же группе привилегия детей досталась такому методу, как моделирование, в котором необходимо после прочтения пересказать отрывок произведения по схемам. Такие модели рисовались мной «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении, либо модели перемешивались, и дети самостоятельно восстанавливали определённый порядок. На начало учебного года старшей группы выявлен интерес к чтению с продолжением. Например, такие длинные по своему содержанию сказки-повести, как «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, что несомненно развивает устойчивый интерес к книге, вызывает радость детей от встречи с полюбившимися героями, мотивирует на запоминание прослушанного содержания и предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше. Также привлекает детей выставки книг, цель которых углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Первая выставка была посвящена творчеству С. Я. Маршака, дети с удовольствием приносили книги из дома и учили наизусть стихи.

Особое место в «литературной гостиной» занимает работа по включению семьи в процесс развития интереса и желания у детей знакомиться с произведениями художественной литературы и фольклора.Для этого используются рекомендации: «Как привить у ребёнка любовь к чтению», экскурсия в районную детскую библиотеку, организация конкурса рекламы, оформлениевыставки детских рисунков и поделок на сюжеты знакомых произведений: «Моя любимая книга» и проведение флешмобов, в которых все воспитанники, в выходные дни, совместно с родителями читают одно из произведений, например, Г. Х. Андерсена, после чего делятся впечатлениями от прочитанного с детьми в группе

Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание того или иного произведения, проживать его. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих отношений, чувств, страданий и радостей. Приобщение к художественной литературе развивает мечту, воображение ребёнка, творческую фантазию, образное мышление и, конечно же, речь.

Анализируя опыт работы литературной гостиной, я могу утверждать о её результативности. Значительно возрос интерес дошкольников к произведениям художественной литературы. Налажено взаимодействие с семьёй ребёнка, которое предполагает обмен мыслями, чувствами по ознакомлению дошкольников с лучшими образцами детской художественной литературы и направлено на повышение педагогической и читательской культуры родителей. Изготовлены брошюры с консультированием о приобщении и развитии интереса ребёнка к литературным произведениям. Были организованы выставки любимых книг детей А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, проведены групповые конкурсы чтецов с приглашёнными гостьями-родителями, что в последующем привело к заинтересованности и участию воспитанников в городском конкурсе чтецов «СтихИя» города Сосновый Бор. Очень значимым было то, что самый застенчивый мальчик и девочка из группы по собственной инициативе записались в театральную студию в районном доме культуры. Так же ребята активно и успешно участвовали в конкурсах, которые проводила районная библиотека, где у них появился уже свой читательский билет.

Список литературы:

1. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.

2. Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

3. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5.

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что этоИгра как важнейшая форма организации деятельности детей раннего дошкольного возраста гра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый.

Консультация для педагогов «Цвет — как средство выразительности в художественно-творческой деятельности детей» «Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас каждый цвет, ибо цвета говорят с нами на наречии, более утончённом, нежели слова…» (В. Вакенродер).

Лэпбук — современная форма организации деятельности детей В стремительно меняющейся действительности для того, чтобы соответствовать современным требованиям ФГОС ДО, педагогам дошкольного образования.

Методика организации коллективной формы художественно-творческой деятельности старших дошкольников. Коллективная форма организации художественно-творческой деятельности дошкольников имеет большую ценность, т. к. ребёнок, в силу своих возрастных.

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что этоПознавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По природе своей дети – исследователи, открыть, изучить, исследовать.

Программа дополнительного образования детей художественно-творческой деятельности технической направленности «Фантазёры» Автор-составитель программы: старший воспитатель Сорокина Н. А. возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Пояснительная.

Развитие памяти детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности Изучением проблемы развития художественно-творческой деятельности дошкольников занимались многие ученые (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л.

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что этоВикторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес к интеллектуальным играм. Одной из форм умственного воспитания является проведение.

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что этоВикторина как форма организации умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес к интеллектуальным играм. Одной из форм умственного воспитания является проведение.

Источник

Литературная гостиная – одна из форм внеурочной деятельности процесса постоянного самопознания, самовыражения и саморазвития участников образовательных отношений

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что это

Петрова Марина Анатольевна,

к.п.н., доцент, заместитель директора по УВР,

учитель математики первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что это

Банникова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска

Литературная гостиная что это. Смотреть фото Литературная гостиная что это. Смотреть картинку Литературная гостиная что это. Картинка про Литературная гостиная что это. Фото Литературная гостиная что это

Шеина Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирска

Литературная гостиная – одна из форм внеурочной деятельности процесса постоянного самопознания, самовыражения и саморазвития участников образовательных отношений

Бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате. Сегодня в процессе организации образовательной деятельности чаще всего можно наблюдать сценарий, некий алгоритм, однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются без четкой целевой установки и видения перспективы. Подчас это лишь набор предлагаемых обучающимся заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом.

В свою очередь дидактическая модель образовательного процесса МБОУ СОШ № 50 ориентирована на реализацию компетентностного подхода, в котором важное место занимает компетенция личностного самосовершенствования обучающегося, направленная на освоение способов саморазвития, эмоциональную саморегуляцию. При этом обучающийся овладевает универсальными учебными действиями (УУД) в собственных интересах и возможностях. Процесс постоянного самопознания, самовыражения и саморазвития невозможен вне творчества. Тому свидетельством являются литературные гостиные, проводимые учителями русского языка и литературы совместно с заведующей библиотекой и родителями. Это способствует формированию коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных УУД, предусмотренных ФГОС.

Мотивация творчества нам видется в стремлении человека к актуализации и самореализации. В связи с этим, компетенция личностного самосовершенствования может формироваться только в атмосфере творчества, ведь самосовершенствование – это и есть творческий процесс, направленный на творение себя, «сотворение». На наш взгляд, именно литература наряду с музыкой занимают важное место не только в учебно-воспитательном процессе, но и в повседневной жизни человека, так как особенно сильно и эмоционально воздействуют на внутренний мир человека. К сожалению, во время урочной деятельности не всегда есть возможность уделить достойное внимание тем или иным литературным произведениям, посопереживать вместе с литературными героями, пережить наиболее тревожные, а то и полюбившиеся моменты повествования.

Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства – литературу как вид искусства и литературоведение как науку. Непременно в творческой обстановке это соотношение может обеспечить развитие обучающегося, как средствами уроков, так и средствами внеурочной деятельности, например, литературной гостиной.

Считаем, что литературная гостиная удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, так как цели литературной гостиной: расширение литературного образования, предусмотренного программой (информационно-предметная цель); формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми (деятельностно-коммуникативная цель); усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения (ценностно-ориентационная цель).

Также мы считаем, что интегрированная образовательная деятельность соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Нами предпринята попытка вернуть исконное понимание термина «литературная гостиная», оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка, и не только, в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

Потребность в интеграции объясняется целым рядом причин: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве; интегрированные занятия развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированных занятий посредством литературной гостиной – нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение детей за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов.

Поскольку при изучении курса классической литературы отчасти возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, порой школьникам кажется невероятно устаревшим весь спектр проблем, поставленных этой литературой, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их и отчасти их родителей в современный творческий процесс.

В таком процессе нами выделены наиболее эффективные методы и приемы интегрирования: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. Требования к структуре интегрированных занятий, таких как четкость, компетентность, сжатость учебного материала, продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы; взаимообусловленность, взаимосвязанность материла интегрируемого на занятии; необходимость соблюдения временных рамок.

В свою очередь чтение литературных текстов в рамках литературной гостиной, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению школьником окружающего мира, учит его понимать любить прекрасное. Как развивать интерес к чтению? Как постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование, театрализация литературных произведений. Все эти задачи помогает нам решить – литературная гостиная.

Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. Это собственный взгляд на художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию. Задачи литературной гостиной по приобщению детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и современной прозе и поэзии:

1. Формирование представлений о художественной литературе как искусстве слова.

2. Расширение кругозора.

3. Вхождение в мир социальных отношений людей, нравственных основ жизни.

4. Погружение в мир литературной речи, ее силы, красоты, образности, связности, знакомство с разными жанрами литературных произведений.

5. Развитие творческих способностей школьников, их естественное стремление к фантазиям, сочинительству, рифмовке слов.

6. Развитие чувственно-эмоциональной сферы, его способности сопереживать героям.

Опыт работы по проведению литературных гостиных позволил нам определить их виды:

По охвату аудитории: масштабные (большая аудитория); камерные (задействованы учащиеся одного класса или творческая группа заинтересованных учеников). По содержанию: свободные; тематические. По принципу общения: диалоговые (живое общение, включающее и элементы дискуссии); монологовые (преобладает рассказ поэта о себе с ответами на вопросы аудитории).

Литературная гостиная есть специфическая форма досуговой и познавательной деятельности. Основной принцип – осуществление деятельностного подхода к осмыслению литературы, реализация творческих устремлений школьников, их гуманитарного потенциала.

Проведение литературных гостиных включает в себя несколько этапов. Предварительная работа по подготовке «гостиной»:

1. Подбор литературного материала.

2. Создание сценария.

3. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения. Индивидуальная работа над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, упражнения по технике речи).

4. Знакомство детей с их ролью в будущей «гостиной». Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т.д.).

5. Работа с музыкальным и художественным материалами.

6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера. Создание выставок.

Структура встречи в «гостиной»:

2. Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.

3. Зажжение «свечи» (если это предусмотрено сценарием) – символа «гостиной», поэтическое вступление в тему.

4. Сценическая реализация. Комплексное воздействие искусств обостряет восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция: монтаж отдельных выступлений – художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст – комментарий ведущего – являются методами и приемами проведения литературной гостиной.

5. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т.е. обратная связь с гостями).

В наших гостиных часто после окончания знакомства с поэтом проводятся конкурсы на самую удачную интерпретацию художественного текста, конкурс на самый интересный вопрос и т.п. На заключительном этапе – рефлексия, где проводятся социологические опросы, как участников, так и приглашенных с целью ведения мониторинга развития учащихся.

Считаем, что все этапы важны, как и само мероприятие, ведь именно при подготовке к встрече происходит формирование навыков компетенции личностного самосовершенствования: школьник среди разнообразия поэтического багажа выбирает созвучное собственному душевному состоянию произведение; осмысливая его, формирует свое понимание идейной и образной структуры; познает свои возможности, представляя собственные поэтические опыты, презентуя свое «я», открывая свой мир перед аудиторией.

Наши наблюдения, мониторинги показывают, что по окончании проведения ряда литературных гостиных школьники знают:

– жанры литературных произведений,

– виды театральной деятельности,

– некоторые виды кукольного театра,

– основные этапы работы над созданием образов,

– правила выхода из различных ситуаций.

– выразительно исполнить стихотворение,

– изображать образ в разном эмоциональном состоянии,

– работать с воображаемым предметом,

– инсценировать литературные произведения,

– правильно организовать и провести игру.

Наши литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать, развить свой талант и способности. Участие школьников в наших литературных гостиных помогает также решать и еще одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся. Без грамотной речи невозможно воспитать гармонично развитого и образованного человека.

На уроках русского языка и литературы по известным объективным причинам (большая наполняемость классов, недостаточное количество учебных часов на литературу особенно в старшем звене, невысокая мотивация учащихся, несовершенство учебных программ и пособий по литературе) далеко не всегда есть возможность работать со словом и текстом, обратить внимание учеников на красоту и изящество мысли автора, метко выраженную словом. И именно внеурочная деятельность дает такую возможность.

Таким образом, организуя внеурочную деятельность, наши литературные гостиные в школе, мы создаем условия учащимся для их успешного самосовершенствования и мотивируем их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Кроме этого формируется и совершенствуется не менее важный для современного школьника навык чтения художественной литературы, что также способствует формированию общего гуманитарного знания и гуманитарной образованности.

В наших литературных гостиных есть свои правила и традиции:

– участие в каждой встрече носит добровольный характер;

– выступить со своими произведениями может любой желающий;

– тематика встреч планируется вместе с учащимися;

– мы всегда рады новым участникам и гостям мероприятия;

– мы продумываем особое оформление к каждому занятию;

– обязательно подбираем музыкальное сопровождение или видеоряд.

В нашей школе МБОУ СОШ № 50 уже стало традицией выбирать и планировать темы литературных гостиных на каждый учебный год заранее. Мы стараемся подобрать материал интересный всем участникам.

О результатах проводимой нами работы с учащимися говорит целый ряд факторов: улучшились учебные достижения ребят, возросла речевая культура школьников, литература и мировая художественная культура стали более привлекательными для подростков, наши учащиеся стали больше читать книг, и не только по «программе», а ради удовольствия и самопознания. Таким образом, такая форма внеурочной деятельности как литературная гостиная, на наш взгляд, в полной мере соответствует вызовам современного общества и способствует формированию всесторонне развитого гуманитарно-образованного человека.

Комментарии

mbousosch50@gma. опубликовано 21:48 23.04.2019

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *