Литературное краеведение что изучает
Понятие литературного краеведения
Современное краеведение отличается многообразием форм организации и содержания. По организационным формам различают государственное, школьное и общественное краеведение. Каждая из этих форм имеет свои цели, задачи, субъекты и направления деятельности.
Государственное – в лице музеев, архивов, научно-исследовательских организаций и учреждений занимается изучением, сохранением и пропагандой исторического, культурного и природного наследия в крае.
Общественное – имеет те же задачи и направления деятельности, однако представлено иными субъектами: общественными организациями, объединениями, клубами, а также индивидуальными исследователями края. Последние, работая на энтузиазме, вносят подчас не меньший вклад в изучение края, чем государственные институты.
Школьное – представлено двумя направлениями: урочным и внеклассным. Первое направление имеет цели и задачи образовательного характера. Второе – преимущественно – воспитательного. Субъектами школьного краеведения являются педагоги, учащиеся, иногда родители школьников.[10]
В настоящее время к проблемам региональной культуры приковано пристальное внимание педагогов, краеведов, теоретиков и практиков, исследователей и методистов, журналистов, энтузиастов – ревнителей отечественной культуры. Вызывают оживлённую полемику сам предмет, объект исследования, история региональной культуры (методология, содержание, методика; опыт, традиции, перспективы; термины, дефиниции, понятия).
Само понятие имеет различные толкования, значения. Выделим три из них – наиболее приемлемых, практически значимых для просветительской работы:
· краеведение – освоение, осмысление, изучение какой-либо определённой территории, выделенной по административно-политическим или хозяйственным признакам;
· краеведение – всестороннее освоение, осмысление, научная фиксация, исследование сравнительно небольшой территории «малой родины»;
· краеведение – комплекс научных дисциплин, объектами которых являются: прошлое региона, природные условия, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, края, республики. [15]
Краеведческая работа педагогически очень многогранна, это комплексная наука. А.С.Барков отмечал: «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методикам». [14]
С.О.Шмидт считал: «Краеведение – как научная, так и научно-популяризаторская деятельность по изучению определенной территории».[14]
Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно – полезный и образовательно-воспитательный характер. Кроме этого краеведение имеет еще ряд специфических особенностей: приоритет воспитательных задач, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализация личностного, деятельностного подходов в процессе деятельности.
Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.). Практически эти цели в литературно- краеведческих исследованиях обычно переплетаются.
Проблемы литературного краеведения:
· изучение жизни и творчества местного писателя;
· изучение писателя-классика (крупного писателя) в плане регионально-краеведческого начала;
· исследование литературной жизни в области;
· область в художественной литературе. (П.В.Куприяновский)
Литературное краеведение способствует изучению биографии и творчества писателя. Известно изречение Гёте: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта».[16]
Благодаря тому, что в литературном краеведении используются преимущественно местные источники (архивные, мемуарные, эпистолярные и др.), оно нередко вводит в научный оборот новые факты и документы, т. е. содействует развитию литературоведения. [16]
Важность работы по литературному краеведению, наверное, трудно переоценить. Комплексная работа (уроки краеведения, архивная и музейная работа, встречи с писателями, участие в краеведческих конференциях) может способствовать решению задач повышения качества образования. Краеведение – это одна из возможностей возрождения общества.[5]
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 3252 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 03.04.2017 2017-04-03
Статья просмотрена: 3188 раз
Библиографическое описание:
Круцких, М. В. Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников / М. В. Круцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41466/ (дата обращения: 22.12.2021).
Изучение литературы Воронежского края интересно и плодотворно. Город Воронеж-родина А. В. Кольцова и И. С. Никитина, И. А. Бунина и А. Платонова. Наша земля богата своими литературными традициями. С ними связаны имена Г. Н. Троепольского, С. Я. Маршака, Осипа Мандельштама, А. А. Ахматовой, Анатолия Жигулина, Д. В. Веневитинова, В. А. Кораблинова
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей ‘’ малой родине, пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории, помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью. Краеведение создает условия для исследовательской работы, помогает развитию активной проектной деятельности.
Особенности развития России, её национальной культуры и традиции исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». К знанию литературных произведений учащиеся обращаются во время сдачи ЕГЭ по русскому языку, так как одним из критериев оценки выполнения задания с развернутым ответом (часть С–сочинение-рассуждение) является аргументация своего мнения с опорой на читательский опыт выпускника.
Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Изучение литературы родного края — это одно важных направлений преподавания литературы в школе.
‒ Изучить и возродить традиции литературного краеведения; вызвать у учащихся интерес к своей «малой родине»;
‒ Пробудить чувство любви к своему городу; литературе и культуре родного края;
‒ Развить творческие способности учащихся;
‒ Выявить и поддержать талантливых ребят.
‒ Познакомить учащихся с литературным процессом в Воронежской области, раскрыть своеобразие литературы малой Родины.
‒ Строить преподавание на активных формах работы: исследовательские задания, проектная деятельность, экскурсии, встречи с писателями и поэтами.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, любовь к литературе своей ”малой родине”.
Изучение литературы родного края дает возможность выпускникам использовать произведения писателей Воронежской земли в качестве аргументов при написании сочинения (ЧастьС). Тема взаимоотношений человека и природы, нравственная тема привлекает все больше писателей. Произведение нашего земляка Г. Н. Троепольского ”Белый Бим Черное ухо” известно всем. ” Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми», — так написал Гавриил Николаевич Троепольский. “Белый Бим Черное ухо” — трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других — благородство, способность сострадать и любить, отличать добро от зла, уметь прийти на помощь.
Эта повесть не только о доброте и черствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе. Главный герой преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Она щедро дарит людям свои богатства, удивляет гордым величием и неповторимой красотой, вдохновляет. Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому проявлению зла и жестокости.
При изучении темы природы в среднем звене знакомимся со стихами Анатолия Жигулина, который воспевает красоту природы нашей земли, в которых незаметно складывается образ “малой родины “: любовь к белым домикам Россоши, к Чернавскому мосту, улицам города. Использование литературного краеведения позволило заинтересовать школьников своим предметом. Доказательством этому служат победы обучающихся на конкурсах по литературному краеведению..
Проблемно-поисковый метод, используемый на уроках литературы, представляет собой самостоятельный поиск учащихся, анализ полученной информации, умение ответить на проблемные вопросы и задания учителя, активизирует важнейшие речевые умения, совершенствует умение работать с текстом. Достоинство этого метода и связанных с ним приемов состоит в том, то он позволяет соединить в рамках одного урока элементы программы федерального стандарта и регионального. Например, при изучении творчества А. Платонова был проведен урок» Железная дорога в творчестве А. Платонова». Были даны задания, способствующие развитию необходимых навыков работы с литературным материалом (кроме того, он же является одним из ключевых в ЕГЭ по литературе). Это тема заинтересовала ребят, так наша школа находится в поселке Отрожка, профессии многих родителей связаны с железной дорогой, названия улиц говорят о специфике железной дороги: Электровозная, Паровозная, Тепловозная, Машинистов. Много было собрано материла, подтверждающего связь Платонова с железной дорогой, о профессиях родителей. На первой городской краеведческой конференции «Имена писателей поэтов на карте Воронежской области» в секции «Край наш вами воспетый» Корнилов Артем за сочинение-эссе по теме «А. Платонов и железная дорога» занял первое место, Ахмад Диана заняла первое место в конкурсе исследовательских работ «Мой Платонов».
В старших классах наиболее развиты способности к самостоятельному поиску информации, ее отбору, систематизации, обобщению и выведению на основе накопленного материала новых знаний. При изучении творчества Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского обязательно вспоминаешь нашего земляка, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина. Ребятам предлагается самостоятельно изучить статьи И. А. Бунина о Чехове, о Л. Н. Толстом и подготовить виртуальную экскурсию «И. А. Бунин и наш город»
Перед изучением творчества И. А. Бунина были даны темы исследовательских работ «Дворянский род семьи Буниных», «Воронеж в воспоминаниях Бунина» и предлагалась экскурсия по Воронежу и музей Бунина. Затем был организован круглый стол, где учащиеся еще раз продемонстрировали свои знания, совершенствовали навыки речевого взаимодействия, коммуникации — умение слушать, вступать в дискуссии. Интересно было узнать, что наш земляк не забывал город, где родился. В 1907 году он приезжал в Воронеж для участия в вечере, который устраивался в пользу воронежского землячества. Это событие описано в новелле «Натали» в 1942 году, вошедшей в цикл рассказов «Темные аллеи».
При изучении творчества Анны Ахматовой обязательно вспоминаем о ее приезде в 1936 году в наш город. Прибыла она в Воронеж, чтобы поддержать опального поэта Осипа Мандельштама, который отбывал здесь ссылку. Ему посвящено стихотворение “Воронеж “. К уроку были предложены темы исследовательских работ “ Дружба двух поэтов “, “Ахматова и Мандельштам“, ”Воронеж в жизни Анны Ахматовой”
В Воронеже установлен памятник выдающемуся поэту Осипу Мандельштаму, который расположен в парке «Орленок», напротив дома № 13 по улице Фридриха Энгельса, где Мандельштам писал знаменитые «Воронежские тетради». Воронеж стал третьим городом России, увековечившим таким образом память опального поэта. Именно здесь, в Воронеже, Осип Эмильевич сказал Анне Андреевне знаменательные слова: «Поэзия — это власть, раз за неё убивают, ей воздают должный почет и уважение, значит, её боятся, значит, она власть…» У каждого ученика на уроках литературы закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее — в нашем настоящем. И задачей учителя является формирование осознанного отношения к ценностям родного края, истории, литературе. Дмитрий Лихачев писал: ’’ Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена”. Формирование истинного патриота своей Родины — дело благодатное, значимое.
Статья «Роль литературного краеведения «
Роль литературного краеведения
в формировании гражданско-патриотических качеств личности
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. В последние годы в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности и толерантности. Реализация этих идей происходит через создание воспитательного пространства в школе.
Одной из важнейших задач воспитания в настоящее время является развитие духовности личности. Высокие духовные качества личности представляют собой ценности жизни, объединяющие людей, воспитывающие добро. Одним из путей развития духовности и гражданственности является изучение традиций родного народа, исследование родного края (его истории, географии, культуры), так как это помогает укрепить связь поколений и определить новые горизонты развития.
Говоря о краеведении как об одном из способов познания деятельности предшествующих поколений, необходимо подчеркнуть его особую роль в воспитании учащихся.
История и культура родного края составляют единое целое с культурой и историей всего народа, страны. Знание истории и культуры родного края воспитывает стремление к высшей человечности, формирует у школьников патриотическое сознание и чувство патриотизма, воспитывает человека как гражданина.
Знание истории и культуры своей малой родины является одним из определяющих качеств образованного человека, гражданина как субъекта национального самосознания, нравственно-правовой воли и ответственности. Создание условий, в которых ребенок усваивает общечеловеческие ценности — любовь к родителям, родной земле, своему народу, честь и чувство собственного достоинства, уважение к человеку, толерантность, трудолюбие, ответственность — важная проблема общества, семьи и школы.
Рязанская земля имеет древнюю и славную историю. Веками Рязань служила форпостом Российского государства, надежно оберегая его от вторжения многочисленных недругов. Рязанцы всегда были гордыми, смелыми и влюбленными в свою землю людьми. Многие из них стали прототипами героев в произведениях древнерусской литературы.
Краеведение, в том числе и литературное, как система видов совместной деятельности взрослых и детей является эффективным средством решения задач воспитания подрастающего поколения, так как обладает богатым воспитательным потенциалом.
Среди источников знаний о родине большое место занимает изучение литературных памятников родного края, посещение музеев, экскурсии по Рязанской области, встречи с известными людьми, посещение библиотек.
Все эти формы работы успешно применяют в своей деятельности учителя школы № 64 города Рязани.
На базе школы с 2006 года действует экспериментальная программа «Я — гражданин». В рамках этой программы разработано целое направление, посвященное изучению родного края.
Факультативный курс «Литературное краеведение» призван соединить литературу как искусство слова с краеведение; познакомить учащихся с литературными памятниками рязанского края, с поэтами и писателями, прославлявшими и продолжающими прославлять нашу Родину; углубить представления детей о роли Рязанской земли в истории России, в формировании русской литературы и культуры; помочь ребятам найти своё место в современном мире и определить свою гражданскую позицию.
На занятиях преобладают нестандартные формы работы: заочные экскурсии, проведение конкурсов, викторин, оформление стенгазет. Здесь ребята узнают о Евпатии Коловрате и Авдотье Рязаночке, символике Рязани, правлении рязанских князей и многое другое.
Самые маленькие — учащиеся начальных классов — начинают знакомиться с краеведческим материалом на занятиях фольклорно-этнографического театра «Русич». Под руководством опытного педагога Никитиной А.В. ребята не только учатся пению, но и изучают рязанский фольклор, традиции, костюм.
Школа давно и плодотворно сотрудничает с журналом «Сотворение». Уже второй год ребята размещают в этом журнале свои статьи по краеведению. Были опубликованы материалы по таким темам, как: «Монастыри земли Рязанской», «М.Д.Скобелев», «С.Н. Худяков и Рязанский край».
Опыт работы показывает, что изучение краеведческого материала очень увлекает детей. Кроме того, подобная работа способствует развитию гражданской позиции учащихся. У них возникает желание изучать историю, литературу родного края, проявляется интерес к проблемам охраны природы малой Родины. Таким образом, в современных условиях очевидна необходимость изучения краеведения, так как это способствует реализации гражданского и духовно-нравственного воспитания, стержнем которого является формирование гражданской ответственности, патриотизма, высокой нравственности, уважительного отношения к традициям и культуре как своего, так и других народов.
Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
Дисциплина: Родная литература.
Тема 1.1. Общее понятие о предмете
Цель занятия:дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.
Планируемые результаты:
предметные:
— сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
— сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
— понимание темы высказывания,
— умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;
— умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации
— умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.
личностные:
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
метапредметные:
— умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Норма времени:2 часа
Вид занятия:лекция обзорная
План занятия:
1.Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
2.Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры.
Оснащение:доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник, презентации: «Литературный Крым», «Литературные места Крыма»
Литература:
1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.
2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО/под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.
4. В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html
5. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/
6. Мифы и легенды Крыма http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/
Содержание занятия.
Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
Родная (русская) литература– учебный предмет, освоение содержания которого направлено: на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы; на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений; на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления; на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста; на формирование потребности и способности выражения себя в слове. В цели предмета родная (русская) литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской культуры, что способствует формированию и воспитанию личности. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной (русской) культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения родной (русской) литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение родной (русской) литературы решает следующие образовательные задачи: осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений литературы своего народа; формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; формирование отношения к родной (русской) литературе как к особому способу познания жизни; воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; воспитание культуры понимания «иной» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование отношения к родной (русской) литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; обеспечение через чтение и изучение классических и современных литературных произведений культурной самоидентификации личности; осознание значимости чтения и изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития; формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение. В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно и последовательно. Примерная программа по родной (русской) литературе строится с учетом традиций отечественной методики преподавания литературы, традиций научного анализа художественного текста, а также художественной интерпретации средствами различных видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений). Содержание программы по родной (русской) литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов, входящих в круг актуального чтения обучающихся, что способствует повышению интереса школьников к предмету и их мотивацию к чтению
Краеведение как наука, научная дисциплина и как отрасль гуманитарной практики несёт в себе значительный научно-прикладной и воспитательный потенциал: оно выполняет функцию культурологической адаптации людей. Нам представляется, что обучение краеведению должны проходить переселенцы в ту или иную местность из других государств (после распада СССР их много в каждом регионе РФ), приезжие из дальних местностей России, например, на работу, учёбу, чтобы уверенно чувствовать себя в культурно-бытовом пространстве принявшего их региона. Для этого им необходимо познакомиться с историей, культурой края – места нового проживания-пребывания, другими словами, пройти культурологическую адаптацию. Без этого невозможна их аккультурация, и они так и останутся чужаками, причем по своей собственной вине. Ведь в России, по В. И. Далю, так: «что край, то обычай, что народ, то вера, что купец, то и мера». Есть и выражение: «Что двор, то говор». Именно так, с помощью элементарных краеведческих познаний, можно приблизить переселенцев к культуре края, мягко «погрузить» их в новый быт, сблизить с местными жителями, помочь войти в их общность.
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры). Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется в местной обстановке, чем география. В этом замечательная особенность и сила краеведения.
Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д., и т.л.).
Из литературных материалов необходимо использовать, прежде всего издания, связанные с историей и археологией района, как например издания местных архивных комиссий, местных обществ по изучению истории, археологии, этнографии, старые и новые издания музеев, краеведных обществ и краеведных бюро, а также отчеты и монографии, касающиеся истории материальной культуры данной местности, изданные в центре. Очень обильный материал может быть найден во всевозможных статистических и экономических описаниях губерний и прочих материалах, издававшихся земствами.
Краеведение исторично, поскольку это история развития человеческого общества и природы в данной местности, на данной территории. Определённый факт может стать историческим по прошествии некоторого времени. Информацию о фактах прошлого дают источники.
Источник – всё, что непосредственно отражает исторический процесс, дающее возможность изучать прошлое общества, то есть всё, ранее созданное человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной и духовной культуры.
Источники по своему характеру и содержанию разнообразны. Основные источники можно разделить на: вещественные (материальные), письменные, устные. Всего можно выделить шесть групп источников.
1. Археологические источники. Эта группа источников материальна и объективна. К ним относят поселения, погребения, клады, орудия труда, предметы быта, украшения и пр. На основе археологических источников воссоздают социально-экономическую историю эпох, которые не достаточно или совсем не освещены письменными источниками.
Этнография – это историческая наука, поэтому изучает этносы в их историческом развитии на всём временном протяжении истории человечества. Этнография, в отличие от истории, шире, так как изучает и историю дописьменных народов.
Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но её данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях. Историческая этнография (историческая примоэтнология) восстанавливала не только исчезнувшие первобытные социоисторические общества, но и минувшие этапы развития, продолжавших существовать этносов. В результате возникала возможность сравнить одни и те же первобытные и предклассовые общества на разных отрезках времени и проследить эволюцию их культуры и социальных отношений. Так этнография от исследования статики конкретных первобытных обществ перешла к изучению динамики их развития.
Заметную роль в развитии этнографии сыграл В.Н. Татищев. Именно он впервые попытался создать описание народов России и выяснить их происхождение. Он разработал программу сбора этнографических сведений, анкеты (вопросы истории народа, его происхождения, антропологического типа, рода занятий, прежнего образа правления, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т.п.).
Изучение этнографии русского народа началось позднее, чем изучение нерусского населения, что было вызвано потребностью управления и сбора налогов. Такая работа была начата только в конце XVIII в.
Этнографические источники разделяют на материальные и духовные. Материальные источники – объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные периоды. К ним относят: орудия труда; жилища и хозяйственные постройки; пищу (культурные растения и домашние животные); одежду; украшения; транспортные средства и пр. Духовные источники – выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передаётся как обязательная информация из поколения в поколение через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.
Этнографические материалы – ценнейший источник изучения края, в том числе и тамбовского.
3. Памятники. К этой группе источников относят: памятники архитектуры и градостроительства, памятники культуры и искусства, исторические памятники, памятники природы.
Памятники архитектуры и градостроительства – это произведения строительного искусства, которые отражают в своей конструкции и декоративном оформлении развитие материального производства, эстетические воззрения своей эпохи. Объектами краеведческих исследований являются: деревянная и каменная архитектура, оборонное зодчество, культовые здания и гражданские сооружения.