Литературное развитие процесс учебный потому что

Литературное развитие и литературное образование младших школьников

Содержание понятия «литературное развитие»

Проблемы литературного образования (ЛО) и литературного развития (ЛР) неотделимы друг от друга. Цель любого образования – развитие личности, поэтому нетрудно понять, что цель ЛО – ЛР ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях.

Литературное развитие (ЛР) сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:

1) формирование читателя (обучение восприятию, осмыслению и интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержания, оценке его с эстетических позиций и выражению свои оценки как в словесной, так и невербальной форме);

2) развитие литературного творчества школьников, способности адекватно выразить себя в слове;

3) расширение культурного поля ребенка, развитие школьника как носителя и созидателя культуры.

ЛР – процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе ЛР., причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука и ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников.

Результат процесса ЛР точно определила Н.Д.Молдавская, одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами».

ЛР школьников как процесс рассматривал В.Г.Маранцман. Он утверждает, что ЛР с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребёнка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций при переходе на следующую ступень литературного развития (СНОСКА: Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. – СПб., 1992. – С. 68.). На этапе начальной школы, по мнению В.Г.Маранцмана, формируются механизмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображение и эмоциональная отзывчивость на произведения слова.

Любая деятельность требует от человека определенных задатков и способностей к ее выполнению. Примитивным видам деятельности обучается каждый здоровый человек. Но есть такие виды деятельности, которые требуют развития не только общих, но и специальных способностей. Процесс ЛР, как мы определили, и направлен на развитие именно таких специальных, литературных, способностей ребенка. Именно поэтому вопрос о ЛР тесно связан с проблемой литературных способностей.

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 1416 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Литературное развитие учащихся: понятие, критерии, возрастные особенности и этапы.

В.Г. Маранцман выделяет следующие критерии литературного развития учащихся: 1. Начитанность школьника, направленность его читательских интересов. Любовь к чтению, потребность в книге. 2. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного. 3. Объем историко и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста. 4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость; активность и объективность читательского воображения, воспроизводящего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказы), аналитическом (размышление над прочитанным), синтезирующем (концепция, произведения в целом), осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции. 5. Связанные с анализом художественного произведения умения. 6. Способность и умения, связанные с литературно-творческой деятельность учащихся. Три уровня читательского восприятия: низкий (констатирующий – характеризуется фрагментарным восприятием произведения, крайне низкой взаимосвязью отдельных его компонентов. Этот уровень определяется также как наивнореалистический, когда изображенный мир воспринимается как реальный.), средний (анализирующий, при котором выявляются причинно-следственные связи между событиями, образами, в некоторой степени понимается художественная условность изображенного, но образное обобщение не вырастает из конкретных образов, а привносится читателями извне, конкретный образ может не соотноситься с целым и как бы выпадать из контекста) и высокий (идейно-художественный, или целостный, при котором соединяются непосредственность переживаний, представлений и осмысление произведения в единстве формы и содержания. Произведение оценивается как художественная целостность).

По наблюдениям психологов, ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый (13-14 лет) и период ранней юности (16-17 лет).

Возрастные этапы развития ребенка примерно совпадают с обучением его в определенных классах: младший подростковый возраст – 4-6 классы, старший подростковый – 7-8 и пора ранней юности – 9 и 10 классы. Деление учащихся на возрастные группы в известной мере условно, так как развитие человека протекает неравномерно.

Периоды литературного развития школьника 3 периода:5-6 классы,7-8 классы,9-11 классы

5 класс Пересказывают (вместо анализа), забирая слова из текста, заимствуют речевые штампы. Нет ощущения чужоготекста – цитаты пишут без кавычек. Литература для них – копия жизни, фиксация действительности.

Связь с жизнью, оценка произведения не с точки зрения того, как написано, а насколько совпадает с реальным жизненным опытом.Заимствуют мысли из других произведений при анализе.

Репродуктивное воображение очень развито.

6 класс Отдельный прорыв к анализу формы. Пересказ с элементами анализа, но тоже используют штампы. Не могут выделить суть – перечисляют по мелочи все события. Замена обобщения частным пересказом эпизода, трудно выйти на обобщение.

5-6 классы – период наивного реализма. Слияние искусства с действительностью при чтении. Книга воспринимается как фиксация жизни. Не запоминают имена авторов. Нет внимания к форме, главное – сюжет. Эмоциональная реакция. Увидеть позицию автора не может.

7 класс Большая способность к обобщению – выделяют суть. Больше логики. Ищут в книге поучение. Штампы используют более ограниченно. Творческое воображение развито, отождествляют себя с героем. Очень важно личное отношение – желание вмешаться в сюжет и изменить его. Попытка понять намерения автора, авторскую эмоцию, но могут подменить авторскую эмоцию своей. Могут уже мотивировать свои эмоции. Внимание к слову (детали).

9-11 классы Нет ссылок на эпизоду. Нет доказательства текстом. Перестают видеть отдельное слово. Говорят о творчестве автора в целом, о связях с другими произведениями. Осознание мира как целого.

Источник

Литературное развитие школьников и его этапы. Критерии литературного развития.

Литературное развитие школьников и его этапы. Критерии литературного развития.

Начитанность ученика, его читательский опыт.

Художественный вкус, эстетическая идеология, как показатель художественного развития ученика.

Умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ.

Наличие психических процессов – процессов восприятия текста (наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональная и образная память, чувство поэтического слова, эстетическое отношение к произведению).

В настоящее время, благодаря трудам психологов и методистов (Л. Г. Жабицкой, Н. Д. Молдавской, В. Г. Маранцмана, О. И. Никифоровой, З. Я. Рез, Л. Н. Рожиной, Н. Я. Мещеряковой и др.), многое известно о школьнике как о читателе, о закономерностях его литературного развития, о зависимости уровня читательской культуры от характера обучения, о качественных изменениях его отношения к искусству в связи с возрастными сдвигами, об индивидуальных читательских особенностях и т. д. По наблюдениям психологов, ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый (13-14 лет) и период ранней юности (16-17 лет).

Возрастные этапы развития ребенка примерно совпадают с обучением его в определенных классах: младший подростковый возраст – 4-6 классы, старший подростковый – 7-8 и пора ранней юности – 9 и 10 классы. Деление учащихся на возрастные группы в известной мере условно, так как развитие человека протекает неравномерно.

Интенсивность его внутреннего роста зависит от разных факторов – не только от возраста, но и от социального, бытового, психологического микроклимата, в котором он воспитывается, и, конечно, от индивидуальных особенностей его личности. Еще более сложно обстоит дело, когда речь идет о литературном развитии человека.

Известно, что в одной и той же возрастной группе можно встретить учеников с очень разными уровнями литературного развития: некоторые ребята опережают своих сверстников на один-два года, другие, наоборот, отстают от товарищей. Но при всех индивидуальных различиях у школьников одного возраста и одного класса есть и много общего.

Эти общие тенденции в литературном развитии учащихся сказываются в наступающих с возрастом изменениях их отношения к литературе и искусству в целом, в трансформации литературных предпочтений и оценок литературных героев, в существенных сдвигах в литературном развитии. Сходными оказываются и сложности, которые сопутствуют этим сдвигам на каждом возрастном этапе.

Периоды литературного развития школьника 3 периода: 5-6 классы,7-8 классы,9-11 классы

5-6 классы – период наивного реализма. Слияние искусства с действительностью при чтении. Книга воспринимается как фиксация жизни. Не запоминают имена авторов. Нет внимания к форме, главное – сюжет. Эмоциональная реакция. Увидеть позицию автора не может .

7 класс Большая способность к обобщению – выделяют суть. Больше логики. Ищут в книге поучение. Штампы используют более ограниченно. Творческое воображение развито, отождествляют себя с героем. Очень важно личное отношение – желание вмешаться в сюжет и изменить его. Попытка понять намерения автора, авторскую эмоцию, но могут подменить авторскую эмоцию своей. Могут уже мотивировать свои эмоции. Внимание к слову (детали).

9-11 классы Нет ссылок на эпизоды. Нет доказательства текстом. Перестают видеть отдельное слово. Говорят о творчестве автора в целом, о связях с другими произведениями. Осознание мира как целого.

Источник

Литературное развитие младших школьников

Изучение понятия литературного развития младших школьников. Этапы развития читателя-школьника. Основные критерии литературного развития младших школьников. Организация анализа лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления08.11.2011
Размер файла37,6 K

Литературное развитие процесс учебный потому что. Смотреть фото Литературное развитие процесс учебный потому что. Смотреть картинку Литературное развитие процесс учебный потому что. Картинка про Литературное развитие процесс учебный потому что. Фото Литературное развитие процесс учебный потому что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1 Литературное развитие младших школьников: определение, критерии, этапы развития читателя школьника

1.1 Понятие литературного развития младших школьников

1.2 Этапы развития читателя школьника

1.3 Критерии литературного развития

Глава 2 Уровни литературного развития младших школьников

2.1 Способы выявления уровня литературного развития школьников

2.2 Организация анализа лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе

В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.

Особо важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Я не случайно выбрала именно эту тему для своего реферата. Дети сейчас очень мало читают. Мне их жалко, потому что они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Я будущий педагог, пусть не литературно профиля, но, мне кажется, независимо от специализации каждый преподаватель обязан следить за общим развитием ребёнка, которое не будет полноценным, если не привить ему любовь к литературе. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность данной работы. литературный развитие младший школьник

Глава 1 Литературное развитие младших школьников: определение, критерии, этапы развития читателя школьника

1.1 Понятие литературного развития младших школьников

Литературное развитие (ЛР) сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:

1) формирование читателя (обучение восприятию, осмыслению и интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержания, оценке его с эстетических позиций и выражению свои оценки как в словесной, так и невербальной форме);

2) развитие литературного творчества школьников, способности адекватно выразить себя в слове

3) расширение культурного поля ребенка, развитие школьника как носителя и созидателя культуры.

Результат процесса ЛР точно определила Н.Д.Молдавская, одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами».

Любая деятельность требует от человека определенных задатков и способностей к ее выполнению. Примитивным видам деятельности обучается каждый здоровый человек. Но есть такие виды деятельности, которые требуют развития не только общих, но и специальных способностей. Процесс ЛР, как мы определили, и направлен на развитие именно таких специальных, литературных, способностей ребенка. Именно поэтому вопрос о ЛР тесно связан с проблемой литературных способностей.

Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.

Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности.

1.2 Этапы развития читателя школьника

ЛС (все три компонента) можно и нужно формировать и развивать и начинать систематическую работу необходимо уже в начальной школе, потому что:

прививая ребенку интерес к книге, потребность в чтении, мы стимулируем его творческую активность;

развивая наблюдательность школьников, умение сравнивать предметы и явления, выстраивать ассоциативные связи между близкими и отдаленными друг от друга предметами и явлениями, мы стимулируем природные литературные склонности;

активизируя эмоциональные реакции детей, мы усиливаем их впечатлительность, отзывчивость, чуткость и к миру, и к слову, в котором этот мир изображается в литературе;

показывая возможности слова как строительного материала художественного мира, мы вызываем интерес к словотворчеству и самовыражению в слове.

Процесс формирования ЛС, как считает А.Г.Ковалев, состоит из 3 этапов:

1. Процесс превращения острой сенсорной чувствительности в синтетическое свойство личности, которое мы называем художественной наблюдательностью. Этот процесс можно начинать еще в дошкольный период, предлагая ребенку разнообразные задания-игры: «Что на что похоже?», «Ассоциативные цепочки слов (соедини разные предметы с помощью ассоциативных связей)», «Отгадай (называются признаки предмета или явления; или те предметы, на которые загаданный чем-то похож)», «Опиши по памяти как можно подробнее», «Что можно увидеть по дороге в …?», «Что можно услышать в тишине?» и т.п.

2. С развитием и качественным изменением сенсорной чувствительности перестраивается и воображение: оно становится более направленным и мощным (увеличивается запас строительного материала). Воображение, опираясь на высокую чувствительность, на восприятие, начнет выполнять регулирующую роль и подчинять восприятие возникающим художественным замыслам.

Этот этап непосредственно связан с годами обучения в школе (начальная и основная школа, иногда и все школьные годы, захватывая и студенческие).

Становление зрелости человека (у каждого по-разному, в свое время), когда у него образуются устойчивые взгляды, убеждения, отношения. Эта зрелость формируется в практической работе, во взаимоотношениях с людьми. Она необходимый фон и условие не только формирования способности, но и ее актуализации.

В процессе систематического литературного труда формируется своеобразная литературная техника и язык писателя, которые отвечают его методу и стилю.

Закономерности процесса литературного развития (ЛР)

Первый этап в ЛР принято называть этапом наивного реализма(см. раздел 1). Завершается этот этап тем, что при самостоятельном чтении ребенок способен воспринять произведение, предназначенное для детского чтения, на аналитическом уровне, а иногда и осмыслить его идею, интерпретировать произведение как целое, сохранив при этом яркое эмоциональное восприятие и оценки. В собственном литературном творчестве ребенок может адекватно выразить в слове свои эмоции и мысли, сформировать замысел своего речевого произведения, композиционно выстроить высказывание, соблюдая логику, подобрать выразительные и изобразительные языковые средства для создания художественного образа. Эти способности обеспечиваются сформированной системой читательских и речевых умений.

Процесс ЛР протекает неравномерно, умения формируются постепенно, в читательской и писательской деятельности учеников, поддерживается расширением читательского опыта, кругозора и культурного поля ребенка и нуждается в стимулировании.

1.3 Критерии литературного развития

Если вернуться к определению ЛР, то очевидно, что судить о нем можно по качеству восприятия ребенком литературных произведений и степени сформированности читательских и эстетически-оценочных умений. Сформированные умения повышаю качество восприятия, а их отсутствие неизбежно приводит к неглубокому толкованию произведения. Исходя из пониманию процесса ЛР, предложенного В.Г.Маранцманом, необходимо при оценке его результата, учитывать и литературно-творческие умения учеников.

Однако в методике существует несколько позиций по этому вопросу. Выделим две:

Позиция 1. Н.Д. Молдавская, Л.Г. Жабицкая, М.П. Воюшина и др. Считают, что основным критерием ЛР является непосредственное читательское восприятие. Критерием качества восприятия является степень образной конкретизации и образного обобщения (см. раздел 2.; 1.2). Этот подход называют узким.

Позиция 2. В.Г. Маранцман (и представители его научной школы), Г.И. Кудина и З.Н. Новлянская выдвигают не один, а целый ряд критериев (поэтому их подход называют широким):

начитанность, круг чтения ребенка, мотивы чтения;

качество чтения (уровень восприятия литературного произведения и степень сформированности читательских аналитических умений);

объем теоретико-литературных знаний и умение пользоваться этими знаниями на практике;

Глава 2 Уровни литературного развития младших школьников

2.1 Способы выявления уровня литературного развития школьников

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:

В части 1 выявляется круг чтения ребенка и его потребность в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне ЛРученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

В методике пока еще нет четкой картины уровней ЛР, т.е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР: низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).

Если учитель предпочитает использовать узкий подход, то показателем уровня ЛР младшего школьника будет уровень его восприятия литературных произведений разных жанров.

Рассмотрим пример работы, выявляющей уровень литературного развития учеников 2 класса (программа 1-3) и проанализируем результаты этой работы.

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

— А.Пушкин, А.Жуковский, Астрид Линдгрен, Шарль Перро.

2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2-3 раза в неделю, раз в неделю, 3-4 раза в месяц, еще реже)?

4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?

— Мне нравится, когда мне читают, когда сама читаешь, не очень понимаешь, а когда тебе читают, то все понятно.

5. Тебе больше нравится читать стихи или прозу? Почему?

— Стихи, они веселые и смешные.

6. Назови книги и их авторов, которые ты прочитал за эту четверть.

— А.Линдгрен. «Эмиль из Леннеберги», Шарль Перро. «Золушка».

Анализ ответов Сони К.

ПО ответам Сони сразу же можно сказать, что девочка невнимательно прочитывает вопрос: так, она не приводит названий книг своих любимых писателей, вместо тематики называет настроение. Каждодневное обращение к книгам говорит о сформированной потребности в чтении, однако, вероятно, Соня до сих пор испытывает технические трудности, т.е. лучше воспринимает произведения на слух. Кроме того, чтение взрослого помогает ребенку осмыслить произведение глубже. Вероятно, девочка предпочитает детскую игровую поэзию, хотя не назвали детских авторов в числе своих любимых, т.к. стихи Пушкина и Жуковского вряд ли соответствуют определению «смешные, веселые». Также можно предположить, что Линдгрен и Перро попали в список любимых авторов, потому что их произведения были прочитаны Соней совсем недавно, и она находится под их впечатлением. Таким образом, можно утверждать, что к концу обучения в начальной школе у Сони сформирована потребность в чтении, читательские интересы подвижны, но не отличаются разнообразием. (

2.2 Организация анализа лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе

На мой взгляд, наиболее грамотно и научно к проблемам организации школьного анализа подходит автор программы по литературе М. П. Воюшина. На каждом уроке дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимать искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст. Наравне с задачей формирования высокого уровня восприятия художественного произведения, развития творческих способностей эта программа успешно решает и другие задачи: формирование представлений о целостной картине мира, овладение необходимыми способами действий. Учащиеся приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Вот уже пять лет я работаю по этой программе и могу сказать, что мои ученики овладевают приемами анализа художественного текста, у них формируется система читательских умений, школьники без страха и с удовольствием выполняют творческие письменные работы, а главное, у них формируется система общечеловеческих ценностей и самостоятельность мышления. Работать по программе М. П. Воюшиной очень интересно как школьникам, так и учителю. В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом работы над лирическим произведением в рамках программы по литературе М. П. Воюшиной.

В процессе работы над произведением учитель может использовать разнообразные приемы: стилистический анализ текста, подготовка к выразительному чтению, создание видеоклипа, создание палитры настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему. Выбор приема анализа определяется особенностями стихотворения, возрастом учащихся, степенью овладения ими читательскими умениями. В процессе анализа лирических произведений учащиеся овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. В эту систему входят следующие частные умения:

— умение воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;

— умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;

— умение проследить динамику эмоций в лирике;

— умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;

— умение осваивать идею лирического произведения

Так как полноценное восприятие стихотворения возможно лишь в результате взаимодействия всех частных умений, поэтому формирование отдельно взятых читательских умений невозможно. На каждом уроке должна быть предусмотрена работа по формированию всей системы читательских умений в целом, а также установлению связей между ее частными умениями.

В качестве примера, иллюстрирующего методику работы над лирическим произведением, хочу представить конспект урока, проведенного мною в 4 классе по программе М.П. Воюшиной.

На уроке четвероклассники знакомились с творчеством М.Ю. Лермонтова, в частности, со стихотворением « На севере диком стоит одиноко…». В процессе работы учитель стремился формировать у школьников систему читательских умений и способствовать целостному восприятию художественного произведения. В ходе урока решались следующие задачи:

формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, сравнивать их с изобразительно-выразительными средствами живописи;

формирование умения воссоздавать в воображении картины жизни, созданные автором;

формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;

обучать выразительному чтению

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, картина И. Шишкина «На севере диком» в черно-белом и цветном варианте, «палитры» с набором красок

В ходе урока учитель должен представлять себе тот вывод, к которому должны прийти дети и дополнительными вопросами подводит их к этой формулировке. В своем конспекте я предлагаю вариант такого вывода (он записан курсивом), а дополнительные наводящие вопросы формулирует сам учитель в ходе беседы, ориентируясь на предыдущие ответы детей и уровень их литературного развития

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами изучали стихотворение М.Ю Лермонтова «Утес». Вам было задано на дом научиться выразительно читать это произведение. При чтении вы должны соблюдать «ноты» выразительности, постараться передать голосом и интонацией характеры героев. Вспомним, какие характеры создал автор в произведении. (Учащиеся дают характеристику каждому из героев и говорят как следует читать тот или иной отрывок. После этого слушают чтение 2-3 учеников, при этом отмечаются плюсы и минусы чтения, что удалось, что не получилось, кто из учеников наиболее точно смог передать характеры героев).

Знакомство с новой темой

Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Ю. Лермонтова. Стихотворение,с которым я хотела бы вас познакомить не имеет заглавия и называется по первой строчке «На севере диком стоит одиноко…»

Первичное восприятие произведения

Проверка первичного восприятия

Понравилось? Какое настроение создало стихотворение?

Постановка учебной задачи

Сколько строф в стихотворении? О чем каждая из них? (первая строфа о сосне, вторая о пальме) С каких слов начинается 2-я строфа? Только ли это сон? Может это что-то большее, чем сон? (Это видение, мечта) Она близка, осуществима? Почему?

В своих черновиках Лермонтов сначала не делил стихотворение на строфы, но в окончательном варианте они появились. Как вы думаете, зачем автор это сделал? Что он хотел этим показать? (Поэт хотел показать, как далеко друг от друга расположены деревья, между ними огромное расстояние)

Прочитайте 2 строфу. С какого слова она начинается? О чем рассказывает автор во 2 строфе? (Речь идет о сне сосны) Чем похоже положение пальмы? Найдите в тексте те слова и выражения, которые описывают положение пальмы? Есть ли кто-нибудь рядом? 2 строфа-это сон сосны, а этот сон ей снится впервые? Какое слово нам подсказывает, что сон повторяется?

Сосну и пальму автор описывает почти одинаково. Какую цель он этим преследует? Что их объединяет? ( Сосна и пальма близки и похожи, как две сестры, они обе одиноки)

Есть средства выразительности, которые использует М. Ю Лермонтов в своем произведении- это ритм и темп. Послушайте стихотворение еще раз и ответьте, меняется ли ритм и темп на протяжении всего произведения? Какой темп? (неторопливый) А ритм? (плавный и монотонный) Почему именно такой? (Сосна дремлет, ей снится сон)

Художник может передать настроение еще и цветом. У меня картина черно-белая, а у Шишкина, конечно, есть цвета. Давайте поиграем и проверим себя. У вас на парте есть палитры. На них нарисуйте круги тех цветов, которые можно использовать в картине, чтобы передать настроение грусти, тишины и одиночества. Какие цвета выбрали? А теперь проверим (показываем цветную репродукцию)

Итак, в чем же главная идея стихотворения? (Одиночество двух людей. Невозможность преодоления этого одиночества.)

Работа над выразительностью

Какие «ноты» выразительности вы знаете? (Паузы, ритм, темп, интонация, логическое ударение) Какой должен быть темп? Почему? Где делаем паузы? Почему? Когда повышаем голос, понижаем? При чтении нужно помнить о ритме: он размеренный и монотонный. Расставьте «ноты» выразительности. Попробуем прочитать.

Чему учились на уроке? Что нового узнали?

В заключение следует сказать, что подобная работа по организации школьного анализа произведения должна вестись с первого класса, на каждом уроке и при изучении любого произведения. Только при этом условии учитель сможет сформировать у младших школьников систему читательских умений и тем самым обеспечить литературное развитие учащихся.

Общепризнанна огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше, когда в метро, на скамейках в парке, дома и даже в специально созданных для этого клубах люди зачитывались Достоевским, Чеховым, Ремарком и переписанным от руки Булгаковым.

1.Аникин В.П. Русский фольклор: Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки,

игры, задания, сценки, причитания, пословицы и присловья. Москва. 1985.

2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Москва. 1994.

3.Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Москва. 1996.

4.Герд К.П. К изучению удмуртских сказок//Труды научного общества по изучению Вотского края.1928.

5.Журинский А.Н. Семантическая структура загадки. Москва. 1989.

6. Квятковский А.П. Поэтический словарь. Москва. Советская энциклопедия.

7.Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников. Москва.1996.

8.Ладонщиков Г.А. Солнце землю радует. Москва. 1985.

9.Ладонщиков Г.А. Зимние картинки. Москва. 1988.

10.Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. Москва. Просвещение. 1987.

11.Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978.

12.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. Москва. Педагогика. 1975.

13.Морохин В.Н. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Москва. Высшая школа. 1979.

14.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. Москва.

15.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Москва. Учпедгиз.1963.

16.Садовников Д.А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996.

17.Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений. Москва. 1949, т. 6.

18.Чичеров.И. Вопросы теории и истории народного творчества. Москва. Советский писатель. 1959.Учебные пособия.

19.Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Москва. Просвещение. 1975.

20.Аникин В.П. Русский фольклор. Учебное пособие. Москва. Высшая школа. 1987.

21.Андреева Т.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы. Тверь. 1995.

22.Богатырёв П.Г. Русское народное творчество. Москва. Высшая школа. 1966.

23.Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. Москва. 1995.

24.Бунеев, Бунеева. Комплект учебников.

25.Вербицкая М.В., Воюшина О.И. Чтение: Справочник для начальной школы. Москва. Дрофа. 1997.

26.Вербицкая М.В., Воюшина О.И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1-3 кл., 1-4 кл. Москва. Дрофа. 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Психолого-педагогическая сущность понятий «творческие способности», «творческая деятельность» младших школьников. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Методика использования театрализации на уроках.

дипломная работа [93,1 K], добавлен 14.02.2015

Формирование нравственности младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе. Изучение особенностей восприятия сказок младшими школьниками. Знакомство со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников.

дипломная работа [207,5 K], добавлен 25.12.2015

Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников. Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей. Методические рекомендации по организации уроков литературного чтения для развития нравственных качеств у младших школьников.

дипломная работа [2,1 M], добавлен 03.12.2013

Понятие «творческой деятельности», практические примеры ее организации для развития творческих способностей младших школьников. Критерии и средства диагностики их уровня. Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей.

дипломная работа [919,8 K], добавлен 29.06.2010

Сказка как вид литературного жанра и ее влияние на развитие воображения у учащихся начальной школы. Психолого-педагогическая характеристика процесса развития воображения у младших школьников. Разработка методики развития творческого воображения у детей.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 01.11.2014

Ценностные отношения младших школьников, их типология и характерные признаки, становление и развитие на основе сказок. Актуальный уровень и развитие ценностных отношений младших школьников на уроках литературного чтения, анализ и оценка их динамики.

дипломная работа [248,2 K], добавлен 19.11.2015

Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Особенности понимания малых фольклорных форм первоклассниками. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения.

дипломная работа [546,9 K], добавлен 25.06.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *