Литературные направления что это

Литературные направления в таблицах

Содержание:

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

Литературные направления что это. Смотреть фото Литературные направления что это. Смотреть картинку Литературные направления что это. Картинка про Литературные направления что это. Фото Литературные направления что это

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Литературные направления что это. Смотреть фото Литературные направления что это. Смотреть картинку Литературные направления что это. Картинка про Литературные направления что это. Фото Литературные направления что это

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Критический Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Источник

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

Определения

В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).

Объяснение и примеры

Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.

Направление

Период

Смысловое наполнение

Представители

Акцент на разуме (просвещение, государственность)

Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

Конец XVIII — начало XIX в.

Акцент на чувствах (любовь, природа)

Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского

Первая половина XIX в.

Страдания и одиночество главного героя

Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев

Вторая половина XIX — настоящее время

Правдивое отображение типичных явлений действительности

Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын

Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий

А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский

Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам

Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин

Основные черты классицизма

Пример

«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.

Основные черты сентиментализма

Пример

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.

Основные черты реализма

Пример

В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.

Основные черты модернизма

Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Литературные направления что это. Смотреть фото Литературные направления что это. Смотреть картинку Литературные направления что это. Картинка про Литературные направления что это. Фото Литературные направления что это

Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.

Пример

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.

Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.

Пример

Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.

Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.

Пример

В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.

Основные черты постмодернизма

Пример

Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?

Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.

Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.

Источник

Литературные направления (определения, основные черты литературных направлений)

Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

Общие или близкие принципы творчества.

Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

Классицизм ( от латинского classicus — образцовый ) — литературное направление XVII в. (в русской литературе — начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:

Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.

Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал — человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.

Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.

Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.

Обращение к общественно-гражданской проблематике.

Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.

Строгая иерархия жанров:

высокие (ода, трагедия, эпопея) — изображают общественную жизнь, герои этих произведений — монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами

средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);

низкие (басня, комедия, сатира) — изображают жизнь простых людей.

Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).

Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).

В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм ( от французского sentiment — чувство ) — это литературное направление второй половины XVIII — начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:

Предмет изображения — частная жизнь, движения души, переживания человека.

Главные темы — страдания, дружба, любовь.

Утверждение ценности отдельной личности.

Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека — как природного дара.

Нацеленность на нравственное воспитание читателя.

Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.

Положительный герой — простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.

Ведущие жанры — путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.

В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) — литературное направление конца XVIII — начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:

Восприятие свободы личности как высшей ценности.

Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны.

Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное — таким образом, существует мир идеальный — духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный — физический, несовершенный, низменный.Как следствие:

Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.

Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.

Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.

К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.

Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.

Реализм ( от лат. Realis — вещественный ) — литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление — умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ — изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности — он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.

Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon — знак, опознавательная примета ) — направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:

Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.

Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.

Жизнь — бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).

Творческий акт — религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ — связующее звено между мирами, художник — избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:

Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий — всего того, для чего «слова не найдены».

Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.

Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).

Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.

Акмеизм ( от греч. аcme — высшая степень чего-либо, расцвет ) — литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:

Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.

Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

Поэтизация мира первозданных эмоций.

Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:

«Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.

Простота и ясность поэтического языка.

Строгость, чёткость композиции произведений.

Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).

Футуризм ( от лат. futurum — будущее ) — литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:

Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:

Эпатаж публики, литературное хулиганство.

Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.

Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)

1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).

Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).

Источник

Хронология литературных направлений в русской литературе

Литературные направления в русской литературе — описание

Литературное направление — это общие черты в художественных произведениях одного исторического периода, которые обусловлены общностью духовных, философских и эстетических взглядов их авторов.

Каждое литературное направление характеризуется:

Специалисты в истории и теории литературы выделяют следующие значительные литературные направления:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Хронология возникновения направлений

Разберемся с хронологией литературных направлений:

Классицизм

Классицизм — это мощнейшее литературное направление, которое в общей сложности просуществовало более двух веков.

В европейской истории подразделяется на два периода:

В русской литературе периоду классицизма соответствует европейский неоклассицизм.

Литературное направление возникло во Франции. Французский классицизм поставил личность человека выше религиозного влияния, провозгласил ее высшей ценностью бытия. Классицисты опирались на произведения античности, считая их примерами.

Для классицизма верны следующие характеристики:

Яркими представителями классицизма в русской литературе были:

На классицизм в России серьезное влияние оказали идеи Просвещения и реформы Петра I. Особой любовью у авторов-классицистов пользовались те жанры, которые предполагали наличие авторской точки зрения на историческое событие.

Сентиментализм

Сентиментализм возник в противовес классицизму, оторванному от жизни, в 20-е гг. XVIII в. в Европе и просуществовало до 80-х гг. XVIII в. В России направление появилось в конце XVIII в. и угасло в начале XIX в. Сентиментализм характеризуется идеализацией персонажей, повышенной чувствительностью в изображении их душевных переживаний, жизненных обстоятельств и природы.

Родиной направления стала Англия. Ему положил начало Дж. Томсон в конце 20-х годов XVIII в., написав поэмы «Зима», «Лето», «Весна», «Осень», изобразив в них простую сельскую жизнь и природные ландшафты. Т. Грей пробудил в английских читателях интерес к кладбищенской поэзии, написав в 40-х гг XVIII в. элегию «Сельское кладбище».

Сентименталистской английской прозой считаются романы Ричардсона — «Памела», «Кларисса Гарло», «Сэр Чарльз Грандисон», в которых психологический анализ впервые в истории английской литературы вышел на первый план.

Самым известным последователем сентиментализма в Англии является Л. Стерн («Тристрам Шенди», «Сентиментальное путешествие»). Благодаря последнему произведению и само направление стало называться «сентиментальным».

В произведениях сентименталистов четко прослеживаются следующие признаки:

В России направление появилось в 1780-х – начале 1790-х благодаря переводной литературе (И. В. Гёте «Вертер», С. Ричардсон «Памела», «Кларисса» и Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза»).

Самым известным русским писателем-сентименталистом считается Н.М. Карамзин, который дал начало сентиментализму в России «Письмами русского путешественника». В лучших традициях направления написана и его повесть «Бедная Лиза».

Также близкое сентиментализму считается раннее творчество В.А. Жуковского — его перевод «Сельского кладбища» Т. Грея, повесть «Марьина роща».

В России сентиментализм угас к 1820 году, открыв путь романтизму.

Романтизм

Романтизм зародился в конце XVIII в. – первой половине XIX в., для литературного направления характерно утверждение самоценности духовной и творческой составляющих жизни. В произведениях писателей романтизма изображены сильные личности, бунтарские страсти и волевые характеры, а также красивая природа, обладающая целительной силой.

В эпоху романтизма появились новые художественные формы (фантастика, сатирический гротеск) и жанры (исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма). Лирика в период романтизма достигла своего расцвета за счет метафоричности, музыкального начала в стихотворениях, открытости ко всему новому.

Романтизм появился в Германии среди философов и писателей Йенской школы (Л. Тик, В.Г. Ваккенродер, Новалис, Ф. и А. Шлегели). Теория и философия романтизма отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. С течением времени немецкий романтизм тяготеет к мифологическим и сказочным мотивам, что ярко проявилось в сказках братьев Гримм и Э. Гофмана.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и другим континентам и проявился в творчестве многих авторов данного исторического периода. Писателями романтизма считают Ф. Шатобриана, Ж. Сталя, А. де Виньи, П. Мериме, А. Ламартина, В. Гюго, А. де Виньи, П. Мериме, Ж. Санд, А. Дюма (все — Франция), Н. Фосколо, Дж. Леопарди, А. Мандзони (все — Италия), А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красинского, Ц. Норвида (все — Польша), В. Ирвинга, Ф. Купера, У.К. Брайанта, Э. По, Н. Готорна, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилла (все — CША).

Для романтизма считаются типичными следующие характеристики:

Романтизм в России исследователи подразделяют на несколько этапов:

С приходом романтизма в русскую литературу:

Реализм

Реализм — литературное направление, которое первым, появившись во второй половине XVIII в., поставило своей целью правдивое изображение действительности и типичных героев. Авторы реалисты выступали против идеальных героев, мистики и какого-либо украшения реальной жизни в художественных текстах.

О времени и месте зарождения реализма идут постоянные споры между исследователями. Большинство из них склоняется к тому, что реализм зародился в период античности. Ученые, разделяющие такую точку зрения, выделяют несколько этапов становления реализма в искусстве и литературе:

Основными характеристиками реализма являются:

Под влияние этого литературного направления в той или иной мере попали многие русские писатели. Мы назовем те их произведения, в которых ярче других проявляются черты реализма:

Типы реализма

В рамках реализма выделяют два вида, у которых есть как общие черты с направлением, так и существенные различия:

Критический реализм — это литературное направление, которое сложилось в капиталистическом обществе XIX в. и предшествовало социальному реализму.

Критический реализм раскрывал обусловленность жизненных обстоятельств и психологии личности его социальной средой. Написанными в духе этого течения исследователи считают романы О. де Бальзака, Дж. Элиота. В России представителями критического реализма считали В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Максим Горький считал, что направление ярко проявилось в творчестве А.П. Чехова.

Социалистический реализм — это литературное направление, возникшее в социалистических странах, ставило своими целями как правдивое историческое изображение действительности, так и идейное воспитание читателей в духе социализма.

Принципами социалистического реализма являются:

Наиболее известные представители социалистического реализма — это:

Модернизм

Модернизм — это радикальное литературное направление конца XIX – начала XX вв., которое характеризуется отрицанием традиций прошлого, поиском нового стиля и литературных форм.

В рамках модернизма выделяют несколько отдельных течений, которых объединяют следующие признаки:

Так как первыми течениями в рамках модернизма стали импрессионизм и последовавший за ним символизм, стоит полагать, что модернизм зародился во Франции в 70-е гг. XIX в., где и появились эти литературные течения, затем быстро проникнув во все европейские страны.

Основные литературные направления, возникшие в русле модернизма, — это:

Импрессионизм — литературное течение, сформировавшееся в последней трети XIX — начале ХХ в. и давшее начало развитию символизма.

Для течения характерны:

В русской литературе импрессионистами были К. Бальмонт и И. Анненский.

Символизм — литературное течение, для произведений которого характерны образы-символы и передача тонких душевных чувств.

Представителями символизма в России были — В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, Ф. Сологуб, А. Белый, К. Бальмонт, В. Иванов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Волошин, А. Ремизов, М. Кузмин, А. Кондратьев и др.

Акмеизм — литературное течение, которое сформировалось в России в 1910-е годы как ответ на несовершенства символизма и провозгласило «искусство взвешенных слов» и «вещественность» художественных образов.

Становление акмеизма связано с деятельностью и творчеством Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Городецкого, М. Зенкевича, О. Мандельштама.

Имажинизм — литературное течение, возникшее в России в 1918-1920-е гг. и характеризующееся следующими признаками:

Представителями имажинизма стали А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин, Р. Ивнев, И. Грузинов, М. Ройзман, А. Кусиков, Н. Эрдман, Л. Моносзон.

Футуризм — течение в литературе, которое возникло в Италии в 1909 году. Официальным основоположником футуризма считается итальянский поэт и теоретик искусства Ф. Маринетти, предложивший революционную теорию в искусстве.

Характеристиками футуризма являются:

Представителями русского футуризма являются И. Северянин, В. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц и др.

Экспрессионизм как литературное течение появился в Германии в 1910-1920-е годы. Главными чертами этого течения стали:

В русской литературе признаки экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева, И. Соколова, Б. Лапина, М. Кузьмина, Б. Земенкова, Г. Сидорова, С. Спасского, Е. Габриловича, Е. Замятина.

Сюрреализм — это литературное течение, возникшее в 1920-е гг. во Франции.

Сюрреализм ставил перед собой цель освободить искусство от каких-либо условностей. Фрейдизм оказал серьезное влияние на теорию этого течения. Особое внимание в произведениях сюрреалисты уделяли случайно возникшим образам, которые затем тщательно прорисовывались и прорабатывались.

Отдельным течением в русской литературе сюрреализм не стал, но его черты прослеживаются в творчестве многих авторов и их отдельных произведений:

Экзистенциализм — философское течение, родившееся во Франции в середине ХХ в., в период Второй мировой войны. Основоположником течения стал философ Серен Кьеркегор. Для авторов-экзистенциалистов главную ценность представляет психологическая сторона жизни человека и все иррациональное в ней.

Для экзистенциализма свойственно:

Признаки экзистенциализма встречаются в отдельных произведениях некоторых авторов. Это, например, «Записки из подполья» Ф. Достоевского, «О безумии», «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого, «Ювенильное море» А. Платонова.

Постмодернизм

Постмодернизм пришел на смену модернизму в конце XX в. С одной стороны, это литературное направление противопоставляет себя модернизму, с другой — является его преемником. Это литературное направление современности, которое сочетает в себе разные жанры, стили, эпохи и открыто всему новому.

Постмодернизм возник в 1980-е гг. XX в. На его формирование сильно воздействовали такие события текущего века, как:

Для постмодернизма как литературного направления характерны:

В русской литературе выделяют отдельные произведения многих авторов, которые написаны в духе постмодернизма:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *