Литол циатим солидол в чем разница
В чем разница между солидолом и литолом?
Многие автомобилисты, механики, техники, впервые столкнувшись с необходимостью смазывания узлов, слышат, что нужно купить литол или солидол. Именно этим смазки применяются в нашей стране уже более 30 лет, недорогие и легко доступные. В то же время дать ответ на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, способны далеко не все специалисты. Обе марки используются для смазывания узлов качения, скольжения, а также трущихся поверхностей машин и механизмов. Свойства этих смазок во многом схожи, но только в том случае, если речь не идет о повышенном нагреве или высоких скоростях движения. Так чем же солидол отличается от литола? В этой статье мы ответим на вопрос, а также проясним, когда какой состав лучше использовать.
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?
Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.
Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?
Солидол
Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как:
— высокая пластичность;
— консистентность;
— устойчивость к вымыванию водой;
— длительно сохраняющийся смазывающий эффект;
— относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.
Однако у этого смазочного материала были и недостатки:
Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?
Литол
К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства:
Широкое распространение получили следующие серии литолов:
ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C. В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.
Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.
Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ КОМПАНИИ «МСК»
Ответить на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, а также проконсультировать относительно использования смазок, смогут специалисты нашей компании. Мы уже более пяти лет занимаемся производством высокотемпературных консистентных смазок, в том числе солидола и литола.
Обе марки подходят для подшипников качения и скольжения, а также обработки любых трущихся поверхностей, нуждающихся в защите от задиров. Наши смазочные материалы обеспечивают защиту от коррозии, предотвращают заедания, отводят излишек тепла, уменьшают износ деталей.
Мы рекомендуем выбрать солидол, если необходимо закладывать смазку в открытые узлы или детали, подверженные контакту с водой. Эта смазка практически не вымывается, что обеспечивает надежную защиту поверхностей. Литол лучше всего подходит для высоконагруженных узлов, которые работают при высоких температурах. Благодаря эксклюзивной рецептуре нам удалось повысить температуру каплепадения смазки до 250 °C. Наш Литол-24 широко используется предприятиями из Актау, Атырау, Актобе, Астаны и других городов Казахстана и получил несколько наград за уникальные свойства и высокое качество.
«МСК» обеспечивает доставку смазочных материалов во все города Казахстана. Напишите нам, чтобы получить оптовый прайс и узнать, какие условия поставки мы можем вам предложить!
Характеристики солидола и литола — разница между смазками и советы по выбору
Во время проведения техобслуживания автомобиля может потребоваться специальный смазывающий состав. В распоряжении механика всегда есть солидол или литол, да и опытный специалист вполне может объяснить, что лучше из этих веществ. А вот как быть начинающему автолюбителю, и какой состав порекомендовать для приобретения.
Раньше я вообще не понимал, чем отличается литол от солидола. Более того, думал, что солидол – это просто старое, вышедшее из моды название, и теперь маслянистая смазка называется литолом. Сейчас я со смехом вспоминаю свои тогдашние мысли и вот, решил написать статью-совет. Здесь я расскажу о том, в чем разница между литолом и солидолом, для каких целей лучше подходит каждый из составов и отличаются ли продукты по стоимости.
Что представляет собой литол — разновидности смазки и особенности использования
Я не ошибся, считая литол современным продуктом. Оно и на самом деле так. Продукт был разработан и выпущен в продажу еще в 80-ые годы прошлого века. Формально, состав должен был заменить солидол полностью, но со временем, однако нужного результата достичь не получилось.
В основу смазки легли масла, содержащиеся в нефтепродуктах. Масляная основа в ходе изготовления состава сгущается. В дальнейшем, такой подход позволяет достичь готовому продукту высокий термический порог при эксплуатации. С учетом того, о какой марке литола идет речь, цвет продукта может быть от очень темного до светлого. Сегодня встречаются такие наименования в РФ:
Последние два вида смазки разработаны были специально для того, чтобы смазывать узлы агрегатов, постоянно испытывающие серьезные нагрузки. В основном, продукция используется в сферах технической направленности и самым важным параметром таких составов является значительная температура эксплуатации (от – 50 до +100 градусов С).
Особенности изготовления и эксплуатации солидола, его разновидности
Этот тип смазки гораздо «старше» литола, поскольку начал использоваться еще в 20-е годы прошлого века. Процесс производства солидола намного проще, чем изготовление литола. В основе смазки лежит, так называемое «нефтяное масло», которое сохраняется после перегонки нефти и потом смешивается с кальциевым мылом. В итоге, смазка густеет, приобретает пластичность и вполне подходит для смазывания отдельных деталей.
Несмотря на то, что солидол уступает литолу по характеристикам, автовладельцы продолжают его эксплуатировать. Особенно успешно применяется солидол при смазывании механических узлов, не испытывающих высоких нагрузок во время работы. Смазка отлично чувствует себя в условиях повышенной влажности и практически не вымывается из мест размещения за счет повышенной жирности. Сведения о смазках представлены в видеозаписи:
Отличия литола от солидола
Недостаточно просто описать составы, чтобы окончательно понять, какую смазку следует выбрать. Есть немало отличий между литолом и солидолом, которые говорят в пользу одного и другого вещества:
Характеристики | Литол | Солидол |
Температурный диапазон эксплуатации, в градусах Цельсия | -50 — +130 | -30 — +75 |
Степень вязкости | 280 | 250 |
Вымываемость | ниже | выше |
Хим.активность | выше | ниже |
Противодействие коррозии | выше | ниже |
При сравнении можно сделать выводы, что литол технически более эффективное средство, за исключением степени вымываемости, но при этом, у солидола есть очень важных «козырь» — стоимость. Если солидол можно найти по цене от 100 рублей за килограмм, то литол дешевле 295 рублей за килограмм, купить не удастся.
Что лучше выбрать: литол или солидол?
Без сомнений, литол является более надежным и современным материалом для смазывания отдельных деталей и имеет немало преимуществ перед солидолом.
Именно по этой причине многие механики отдают предпочтение этому продукту. Более того, иногда узлы агрегата бывают значительно перегружены и могут серьезно нагреваться. В такой ситуации применять солидол категорически нельзя. С другой стороны, солидол подойдет для использования в узлах, где высок риск вымывания.
Заключение
Закончить сравнение можно следующими выводами:
Солидол – одна из первых пластичных смазок, разработанных в 20-х годах XX века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Солидол (от лат. solidus — плотный и oleum — масло), устаревшие обозначения «тавот», «мадия», «маслёночная мазь», это пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот.
покупка отработанного масла
покупка отработанного керосина
Рабочая температура до 65…70 °C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой.
Солидол используется в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.), но не испытывающих нагрева, а также в качестве консервационной смазки.
Состав солидола представляет из себя однородный состав от светло-желтого до темно-коричневого цвета, который получают путем загущения индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур составляет около +70 °C.
Солидолы используют не только для смазки машин и механизмов, но и в лечебных целях. В садоводстве известна положительная практика использования солидола «в чистом виде» вместо садового вара при проведении прививок и обрезке деревьев.
Существуют две основных разновидности солидолов:
Жировые солидолы, где в качестве загустителя применяются жирные кислоты растительного происхождения,
Синтетические солидолы, где загуститель получают путем химического синтеза.
Солидолы делят на две основные группы:
Солидол синтетический вырабатывался на базе масел кислотно-контактной и селективной очистки, причём доля последних в смеси по нормативам не превышала 30 %. В качестве сырья для приготовления загустителя используются кубовые остатки от перегонки синтетических жирных кислот (9-12 %), которые омылялись известью.
Солидол жировой загущается кальциевыми мылами жирных кислот, содержащихся в естественных жирах (как правило, хлопкового масла).
Для приготовления синтетического солидола в варочном котле готовится суспензия известкового молока в небольшом количестве готового солидола при температуре около 100 °С. Затем температура снижается до 65 °С и производится отстаивание смеси, выделившаяся при этом вода спускается, а взамен неё в котёл загружается небольшое (около 15 % от нормы) количество минерального масла и всё положенное по норме количество жирных кислот.
Следующим этапом приготовления синтетического солидола является омыление кислот и частичное обезвоживание полученного мыла путём нагрева смеси до 105 °С в течение 2…6 часов. В смесь добавляется остальное масло, что снижает её температуру до 70…75 °С. После перемешивания и охлаждения готовый солидол разливается в тару. На современно оборудованных предприятиях варка солидолов осуществлялась под давлением в герметически закрытых автоклавах с механическими смесительными устройствами, что ускоряло процесс приготовления смазки и увеличивало производительность, а для его охлаждения применялись холодильные барабаны.
Оба сорта солидола готовятся из минерального (нефтяного) масла, названия отражают способ получения использованного при этом мыльного загустителя.
Жировые солидолы считались более качественными, в частности — были менее склонны к упрочнению при хранении и к тиксотропному упрочнению при «отдыхе» после нагнетания в узел под давлением. Внешне жировые солидолы неотличимы и смешиваются без негативных последствий.
По консистенции различают также обычные и пресс-солидолы.
Пресс-солидолы применяются для смазки механизмов через пресс-маслёнки (шприцевания), они мягче по консистенции, но имеют более низкий верхний температурный порог и разлагаются уже при 80 °C (течь,терять свои смазочные свойства начинают еще при 45…50 °C).
К солидолам относят графитную смазку УСсА, имеющую серебристый оттенок. В её состав входит до 10 % молотого графита-П (грубого помола), это придаёт графитной смазке УСсА повышенные противозадирные и токопроводящие свойства и.
Солидолы использовались повсеместно долгие годы. Благодаря низкой стоимости, универсальности, хорошей влагостойкости, даже в наши дни они все еще находят себе применение.
Пластичная смазка оказалась настолько популярной, что не только механики, но и рядовые автолюбители стали называть солидолом любую пластичную смазку для автомобильных и промышленных применений.
Главный недостаток солидола – очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при +80 °C смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.
покупка отработанного масла
покупка отработанного керосина
Пластичная смазка литол была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах XX в как материал, который со временем призван полностью заменить солидол.
В качестве основы литола используется минеральное масло, загущенное литиевыми мылами стеариновых кислот. Такой загуститель позволил расширить диапазон эксплуатационных температур – смазка отлично работает до +120. +130 °C.
Наиболее известным и универсальным материалом из серии является Литол-24. Присадки, которые содержит этот состав, предотвращают процесс ускоренного окисления смазки. Консистенция, несущая способность, водоотталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов.
В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.
Сравнение солидола и литола.
Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам их компоненты.
Основные особенности и различия материалов объясняются разным типом используемого загустителя.
Повышение термостойкости состава – заслуга именно литиевого мыла, применяемого вместо кальциевого в солидоле. Литол обладает также более высокими антикоррозионными свойствами.
Зато, если сравнивать оба состава, кальциевый солидол лучше противостоит вымыванию водой. Он также характеризуется меньшей химической активностью и может использоваться с теми конструкционными материалами (например с алюминием и другими цветными металлами), для которых литиевые смазки губительны.
Нельзя не отметить такой параметр как пластичность. Если сжать в одной руке литол, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.
В отличие от солидолов, в составе литолов отсутствуют компоненты, агрессивные по отношению к большинству резин. Именно поэтому эти материалы часто применяют в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.
Таким образом, несмотря на явные преимущества литола по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов по-прежнему используется, за каждым остались свои области применения.
Заметим, что чисто кальциевые смазки сейчас используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.
В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные границы на ее применения в отдельных областях.
Так, например, литол не рекомендуется использовать на алюминиевых поверхностях, поэтому если есть альтернатива – использовать там солидол или литиевую смазку – лучше выбрать первый вариант.
Солидол незаменим там, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Именно поэтому его применяют в качестве консервационной смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.
В современной автомобильной технике применение солидола нежелательно и нецелесообразно, а иногда недопустимо.Применение солидола подходит для использования на устаревшей технике с большими смазочными зазорами и меньшими нагрузками на узлы и детали. Солидол отлично подходит в качестве смазок для консервации, где солидол оказывается незаменимым.
Отличия литола от солидола
Быстро двигающиеся детали нуждаются в качественной смазке. Особенно это касается механизмов авто, которые при трении достаточно быстро выходят из строя. Большинство автовладельцев используют для этих целей самые популярные средства – литол и солидол. Оба эти состава производятся из нефтяных масел, но имеют некоторые отличительные свойства, которые и предопределяют разные сферы применения. Об этом речь и пойдет ниже.
Солидол
Синтетический солидол – аналог жирового вида вещества, имеющий лишь небольшое отличие – температура каплепадения составляет 75 градусов. Применяется состав в тех же целях, а также в закрытых тихоходных редукторах.
Повышенная жирность и густота солидола предопределяет его сферы использования – механизмы, где нельзя допускать стекание смазки. В современных агрегатах этот состав практически не применяется. При превышении температурой отметки в 80 градусов его свойства изменяются на фоне сжижения.
Литол
Состав производится из нефтяных масле плотностью от 60 до 80 г/м.куб. Вещество было разработано в 80-е годы 20 века, но в последние годы его состав пополнился литиевым мылом. Отличия литола от солидола заключаются в повышенной влагостойкости и более высоком температурном пределе. На современном рынке литол представлен в следующих вариантах:
Применение
Для смазки деталей наиболее эффективным решением выглядит литол, густота которого дает возможность снизить вибрацию и негативное воздействие высоких температур. Важно лишь не забывать, что литол – смазка, которая используется преимущественно для крупных машин. Дверной замок и цепь от велосипеда смазывать им не рекомендуется, поскольку он лишь снизит их функционал за счет связки элементов.
Солидол больше подходит для легкоразъедаемой среды. Жидкий по состоянию солидол легко вытекает, а значит – разрушает сальники из резины, элементы из ПВХ. В качестве заменителя солидола могут выступать некоторые виды литола, не оказывающие на материалы негативное воздействие, но их стоимость будет несколько выше. При средней цене литола около 200 рублей стоимость солидола составляет примерно 50-100 рублей за килограмм. Речи об экономии в этом случае не идет, поскольку задача обеспечения сохранности агрегатов и узлов намного важнее. Кроме того, ремонт вышедшего из строя узла будет стоить значительно дороже, чем разница в стоимости смазывающих составов.
Литол применяется для смазки следующих компонентов:
Перед приобретением любого смазывающего вещества важно ознакомиться с его составом. Определенного внимания заслуживают его консистенция и цвет, поскольку на современном рынке легко можно столкнуться с подделкой. Использовать непроверенные вещества – это огромный риск нанести вред агрегатам.
Постепенно литол вытесняет с рынка солидол благодаря более высоким эксплуатационным характеристикам. Его главным недостатком можно считать агрессивное воздействие на алюминиевые детали. Для смазки таких элементов лучше отдать предпочтение другим составам. Солидол же можно считать пережитком прошлого, который постепенно утрачивает свои былые позиции на рынке.
Читайте также
Увеличиваем клиренс автомобиля своими руками
Как увеличить клиренс автомобиля
Продукция российских автомобилестроителей проигрывает зарубежным изделиям по стабильности, удобству и прочим параметрам. Это вынуждает многих граждан отдавать предпочтение иностранным моделям. Импортные автомобили предназначены для езды по предельно ровным поверхностям, поэтому для них предусматривается клиренс, который варьируется в пределах 13-16 см. Для дорог, проложенных на территории РФ и других членов СНГ, этого значения недостаточно. А посему собственники транспортных средств с низкой посадкой наверняка заинтересуются увеличением дорожного просвета без привлечения сторонней помощи.
Опасные ситуации за рулем и как их избежать
Как избежать опасных ситуаций за рулем
Вождение автомобиля – непростой процесс, подвергающий человека постоянным стрессовым ситуациям. Каким образом принять верный выбор, при этом сохраняя спокойствие? Данный раздел подробно расскажет, как действовать в чрезвычайных ситуациях на дороге, сохранив свой автомобиль и здоровье.
Лазерный противотуманный стоп-сигнал. Что и зачем
Лазерный противотуманный стоп-сигнал: где купить и как установить
Как нужно эксплуатировать тормозные диски. Основные секреты безопасного вождения и экономии.
Грамотно ухаживая и эксплуатируя технику, можно добиться стабильной работы без всяких сбоев и замен частей. Будут рассмотрены основные принципы управления автомобилем, при котором возможна максимальная забота о его частях, а также возможна максимальная безопасность для его пассажиров.
Принцип действия бензонасоса и причины его неисправности
Как работает бензонасос и почему он выходит из строя
Современные легковушки оснащаются на стадии производства электрическими насосами вибрационного действия, которые по сравнению с моделями, предназначенными для механических авто, погружаются прямо в бак. Эти агрегаты не имеют прямого доступа. Нередко автомобилисты сталкиваются с проблемой подачи топлива и пытаются своими силами устранить неполадки системы. Далее более подробно остановимся, на какие моменты в первую очередь следует обратить внимание при подаче горючего.
Особенности продажи кредитного автомобиля
Кризис на сегодняшний день задел все слои населения. И не удивительно что у людей все больше возникают проблемы с оплатой оформленного на них кредита. Больше всего это затрагивает автокредиты.
Гидроудар двигателя. Причины и последствия
Причины и последствия гидроудара ДВС
Зачастую многие автомобилисты попадают в неприятную ситуацию, когда транспортное средство глохнет, застревая колесами в глубоких лужах, которые образовались после продолжительного и мощного ливня. Эта неисправность может произойти по различным причинам, однако в большинстве случаев проблема заключается в гидроударе двигателя.
Как быстро и дорого продать авто
Многие автолюбители, когда планируют покупку нового авто, сталкиваются с вопросом: как побыстрее продать свою машину, при этом, чтобы не продешевить.
Автобаны Германии – дороги для любителей быстрой езды
Немецкие автобаны – это одна из визитных карточек Германии. О них много написано, но в представлении большинства автомобилистов эти автомагистрали ассоциируются прежде всего с отсутствием скоростных ограничений. Вместе с тем, о немецких автомагистралях можно найти множество интересных фактов и сведений, заслуживающих внимания.
Атмосферный или турбированный двигатель?
При выборе автомобиля многие водители руководствуются своими предпочтениями относительно типа двигателя – турбированный или атмосферный. Оба эти вида имеют как свои достоинства, так и недостатки. О них и пойдет речь ниже.
Двигатель автомобиля – механизм, цель которого заключается в преобразовании различной энергии в механическую, которая позволит привести машину в движение. Работа любого ДВС основана на сгорании топливовоздушной смеси в специальной камере. При большем объеме воздуха в цилиндрах увеличивается расход топлива и растет объем образуемой энергии. Это объясняет зависимость мощности мотора и его крутящего момента от его объема.