Лица типа больше действуют под влиянием чувства чем доказательств разума

Средний тип

Общительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, требовательность, настойчивость, жизнерадостность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность.

1) В отечественной психологии характер определяется как совокупность устойчивыхсвойств индивида,в которых выражаются способы егореагированияи способы егоповедения.

2) От темперамента зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

3) Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он формируется под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного взаимодействия с окружающим миром.

4) На формирование характера особенно влияет его окружение.

5) Черты характераотражают то, какдействует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

6) Характер имеет различную степень выраженности: нормальные характеры, выраженные ( акцентуированные) и патологические характеры.

8) И.П.Павлов назвал характер фенотип, а темперамент генотип.

1) Утверждение неверное. Характер не наследуется, он формируется в течение жизни человека.

2) Утверждение верное. Черты характера социально типичны и индивидуальны своеобразны.

3) Утверждение верное. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при которых эти отношения осуществляются.

4) Утверждение верное. Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

5) Утверждение верное. Единство мотивов и воли то, что образует характер человека.

6) Утверждение верное. Характер – это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.

7) Утверждение неверное. При изменениях характера поведение не может не меняться.

8) Утверждение неверное.

10) Утверждение верное. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

11) Утверждение верное. В типах характеров проявляется типичность, закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, так что можно говорить о личностно-характерологических типах.

12) Утверждение верное. С развитием личности человек начинает действовать все более нормативно: личность в своем развитии «снимает» характер

1) Э.Кречмер объяснял характер соматическим состоянием.

2) З.Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются сексуальные тенденции.

3) Детерминанты свойств характеры надо искать в суммировании генотипических и средовых влияний.

4) Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к своей особе.

5) Характер считается патологическим, если он имеет тотальное проявление, социально дезадаптирован.

6) В характере психоастеников проявляютсянерешительность.

7) Признаки эпилептоидного характера: раздражительность, приступы ярости и гнева, моральные дефекты.

8) Шизоидная личность адаптивна.

9) Для психастеников характерны следующие соматические расстройства: усиленное сердцебиение.

10) Э.Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах установления отношений с другими людьми.

Пары понятий находятся в следующих соотношениях:

1) Характер – Темперамент – 4

2) Личность – Характер – 3

6) Эпилептоидная акцентуация человека – Эпилепсия – 5

1) Характер – Темперамент

2) Характер – Поступок-

3) Акцентуация характера – Психастения

1) Способности – это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают успешность ее выполнения.

2) Способности формируются и проявляются только в деятельности, причем только в такой, которая не может без них осуществляться.

4) О способностях говорят как об индивидуально-психологических особенностях, т.е. выделяют такие способности, которые имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.

5) Устанавливая связь способностей с успешным выполнением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально варьирующихособенностями теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.

7) По мнению С.Л.Рубинштейна, способности приобретаются и используются в процессе деятельности; в неразвитой форме они существуют как задатки и служат для успешного ее освоения.

8) Известно мнение Б.М.Теплова, что способности не существуют до деятельности.

Пары понятий находятся в следующих отношениях:

2) Задатки-Способности – 3

4) Талант-Деятельность – 2

1) Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности, особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам.

2) Задатки, как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей направлены на содержание конкретной деятельности.

Лица типа больше действуют под влиянием чувства чем доказательств разума. Смотреть фото Лица типа больше действуют под влиянием чувства чем доказательств разума. Смотреть картинку Лица типа больше действуют под влиянием чувства чем доказательств разума. Картинка про Лица типа больше действуют под влиянием чувства чем доказательств разума. Фото Лица типа больше действуют под влиянием чувства чем доказательств разума

3) По А.Ф Лазурскому, критерием выделения основной способности является связь с другими наклонностями.

4) Практическая реализация утверждения «способности не существуют до деятельности» привела к отрыву способностей от родовых человеческих качеств.

5) Функциональные и операциональные механизмы отдельных способностей интегрируются в режиме взаимодействия.

1) Можно отнести к способностям: способность к точному восприятию цветовых оттенков.

1) Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией того, что он станет талантливым.

2) Чтобы способности реализовались, их необходиморазвивать.

3) Нельзя говорить о способностях к рисунку,если человека не учили рисовать.

4) «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек не обеспечивает эффективный результат деятельности.

5) При выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаютсяблагоприятные условия развития способностей у детей.

6) Способность – это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности;задатки же сами по себезависят от условий развития и факторов среды.

7) Задатки многозначны: один и тот же задаток может развивать различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Художественный тип:

1) Лица художественного типа воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу.

2) Эмоционально люди художественного типа чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ.

3) О людях художественного типа принято говорить, что они больше «живут сердцем, а не умом».

4) Яркость возникающих образов, живость воображения, богатство эмо­ций облегчают представителям художественного типа освоение творческих видов дея­тельности (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра и т.п.).

5) При выборе профессии у лиц художественного типа преобладает склонность к вы­разительной деятельности, и именно в этих областях, они добиваются наибольших успехов.

6) Для художественного типа характерно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой.

7) Люди художественного типа больше действуют под влиянием чувства, чем доказательств разума.

Мыслительный тип:

1) При выборе деятельности лица мыслительного типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше «умом, чем сердцем».

2) Для представителей мыслительного типа характерны: бедность эмоционального реагирования, сдержанность, суховатость в общении.

3) Склонность людей мыслительного типа к абстракциям, легкость логических по­строений, тяготение к обобщениям, теоретизированию, детальному, скру­пулезному анализу изучаемых явлений создают благоприятные условия для деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом (цифрами, схемами).

4) Представители мыслительного типа действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления.

5) Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельностью над подкорковой.

1) Лица среднего типа общительны, деятельны, энергичны, достигают больших успехов как в работе, требующей «выразительных качеств», так и в умственной деятельности.

. 2) В мышлении лиц среднего типа в равной мере выступают аналитическая и синтетическая деятельность.

3) Лицам среднего типа присущи равномерное развитие сигнальных систем, примерно одинаковое соотношение деятельности коры и подкорки.

Источник

Практическое занятие по теме: Психология способностей

Практическое занятие 6 По теме Психология способностей

Задание – устно ответить на вопросы:

Практические задания:

Задание 1. Способности часто становятся основанием для построения «типологии личностей». И.П. Павлов предлагал выделять лиц художественного, мыслительного и среднего типов. Вставьте названия этих типов в перечисленные описания, сгруппируйте их так, чтобы получить целостную характеристику павловских типов.

Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: способности определяются как:

Задание 3. Прокомментируйте данные суждения. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?

Задание 4. Обобщите приведенные высказывания, сформулируйте основные принципы отечественной психологии в подходе к исследованию способностей.

Задание 5. Ниже приведены расхожие мнения об одаренных детях. Прокомментируйте каждое из них с точки зрения истинности или ошибочности. Попробуйте определить источник возникновения подобных установок в отношении талантов.

Задание 6. Найдите ответы на перечисленные ниже вопросы.

Задание 7: подготовьте компьютерные презентации по темам:

Контрольные вопросы для семинарского занятия:

Источник

Лица типа больше действуют под влиянием чувства чем доказательств разума

Для художественного типа свойственно преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой. Эти лица воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу. Эмоционально «художники» весьма чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ. Они больше поступают под влиянием чувства, чем доказательств разума. О людях подобного склада принято говорить, что — они «больше живут сердцем, чем умом». При выборе профессии преобладает склонность к выразительной деятельности: любят музыку, художественное слово, игру на сцене, живопись; именно в этих областях достигают наибольших успехов.

Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельности над подкорковой. Для представителей этого типа характерны бедность эмоционального реагирования, внешняя сдержанность, суховатость в обращении. Ключевым качеством «мыслителей» является склонность к отвлеченным, абстрактным построениям, детальный, скрупулезный анализ изучаемых явлений, «живущие больше умом, чем сердцем»: действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления. При выборе рода деятельности отмечаются тяга к точным наукам, философии, склонность к научной деятельности.

Лицам со средним типом нервной системы присущи равномерное развитие сигнальных систем, одинаковое соотношение коры и подкорки. Со стороны мыслительной деятельности в равной мере выступает аналитическая и синтетическая деятельность. Такая же гармоничность выступает и в характере этих натур: они общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных» качеств, так и в умственной деятельности.

Завершая главу о неповторимом мире человеческой личности, следует обратить внимание на три ее специфические особенности — труд, долг, мораль. Человек, наполненный интересом к труду, любовью к ближнему, имеющий цель в жизни, лишен пессимизма, способен к духовному обогащению, раскрытию таящихся в глубине его разума невиданных и непознанных сил.

Таким путем мы подошли к истине, отмеченной известным советским психологом С. Л. Рубинштейном: «Человеческая личность в целом формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек»[5]. Именно эта сторона становления личности — предмет нашего последующего разговора.

Человек среди людей

Человек ощущает смысл и цель собственной жизни лишь когда сознает, что нужен другим.

С 50-х годов для социальной психологии, плодотворно занимающейся разработкой проблемы «личность и коллектив», характерно переключение внимания о больших социальных объединений на малые социальные группы. Когда знакомишься с литературой по этим вопросам, поражаешься обилию и многообразию высказываемых взглядов: процесс разработки отдельных аспектов «пограничной зоны» приобретает лавинообразный, трудноуправляемый характер. Накоплено множество фактов и доводов, однако пока можно определенно сказать, что вспышка знаний не принесла о собой достаточной ясности.

Возможны различные подходы к изучению человеческого поведения. Психологи исследуют устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении: все, что люди думают, чувствуют, делают, может быть объяснено в переживании отдельной личности. Существует даже представление, что группы людей «не более как скопление индивидов». Микросоциологи же интересуются не всем, что делает человек, а лишь теми закономерностями поведения, которые обусловлены участием людей в общественных группах.

Заслуга внедрения микросоциологических исследований в нашей стране принадлежит академику О. В. Кербикову, который еще в 1965 г. призвал к плодотворному изучению малых социальных групп.

Им же был проведен критический анализ спорных методологических подходов в области социометрии, развиваемых западными социологами, среди которых наиболее видными фигурами являются Дж. Морено и Т. Шибутани. Первый из них приступил к конструированию «новой теории общества» не только в поисках научной истины, но и «для того, чтобы сохранить собственное душевное равновесие». В своей социальной утопии Морено пишет о создании по всей планете «психиатрической империи», в которой политики и дипломаты будут оттеснены психиатрами и «социометрически ориентированными социалистами». С присущим ему пафосом и трагической иронией он вопрошает: «Не начинает ли весь космос все больше и больше походить на огромный сумасшедший дом с богом в качестве главного врача?»[6] Среди работ Т. Шибутани заслуживают внимания «Эталонные группы как картина мира», «Социологическое исследование слухов» и «Социальная психология»; на его трудах лежит отпечаток прагматизма и психоанализа, но конкретно-социологические данные оказываются интересными и яркими.

Рубинштейн С. Л. Общая психология. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1976. — С. 392.

Источник

Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности (9 стр.)

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду.

Приведенное описание меланхолического темперамента можно дополнить такими чертами, как мягкость, чуткость, преобладание пониженного фона настроения (Атос). Многие из них робки, застенчивы, нерешительны, мнительны.

Позднее эта двучленная классификация типов личности была дополнена еще двумя разновидностями. Эпилептотимический характер формируется у лиц с атлетоидным типом телосложения: это угрюмые, черствые, эгоистичные, склонные к ханжеству натуры, мелочно-хвастливые, самоуверенные спорщики, с замедленным типом мышления. Истерический характер складывается у лиц с инфантильным телосложением: они легкомысленны, легко возбудимы, по-детски непосредственны, эгоцентричны, их эмоциональная жизнь неустойчива, симпатии переменчивы, интересы поверхностны, без зрелой волевой мужественности.

Представленные типологические классификации, при всей их подкупающей красочности, в значительной мере условны. На подлинно научную основу поставлена систематика типов, предложенная И. П. Павловым. С учетом соотношения возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий, их силы и подвижности им выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, недвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный неуравновешенный; слабый.

Второму типу в большей степени присущи тормозные процессы, малая подвижность в смене основные: нервных процессов при их значительной выраженности. Это уравновешенные, спокойные, ровные в обращении, трудолюбивые, несколько медлительные натуры: они постепенно входят в начатое дело, но планомерно доводят его до конца (соответствует флегматическому темпераменту).

Для четвертого типа свойственна слабая выраженность процессов возбуждения и торможения, их малая подвижность и сила. Эти люди легко теряются в сложных ситуациях, не всегда могут найти выход из трудного положения, чрезвычайно неохотно принимают ответственные решения, проявляют боязливость и нерешительность, быстро устают от физической и умственной нагрузки, медленно приспосабливаются к новым условиям (вполне понятно, что это аналог меланхолического темперамента).

Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельности над подкорковой. Для представителей этого типа характерны бедность эмоционального реагирования, внешняя сдержанность, суховатость в обращении. Ключевым качеством «мыслителей» является склонность к отвлеченным, абстрактным построениям, детальный, скрупулезный анализ изучаемых явлений, «живущие больше умом, чем сердцем»: действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления. При выборе рода деятельности отмечаются тяга к точным наукам, философии, склонность к научной деятельности.

Лицам со средним типом нервной системы присущи равномерное развитие сигнальных систем, одинаковое соотношение коры и подкорки. Со стороны мыслительной деятельности в равной мере выступает аналитическая и синтетическая деятельность. Такая же гармоничность выступает и в характере этих натур: они общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных» качеств, так и в умственной деятельности.

Источник

Практические задания по общей психологии, ММУ

Практические задания:
Задание 1. Способности часто становятся основанием для построения «типологии личностей». И.П. Павлов предлагал выделять лиц художественного, мыслительного и
среднего типов. Вставьте названия этих типов в перечисленные описания, сгруппируйте их так, чтобы получить целостную характеристику павловских типов.
1. Лица……………….. типа общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных качеств», так и в умственной деятельности.
2. Лица ……………….типа воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу.
3. Эмоционально люди…………………… типа чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ.
4. При выборе деятельности лица ………………. типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше «умом, чем
сердцем».
5. О людях ………………….. типа принято говорить, что они больше живут «сердцем, чем умом».
6. Яркость возникающих образов, живость воображения, богатство эмоций облегчают представителям ……………………….. типа освоение творческих видов
деятельности (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра).
7. При выборе профессии у лиц …………………… типа преобладает склонность к выразительной деятельности, и именно в этих областях они добиваются наибольших успехов.
8. ……………………… тип отличается преобладанием второй сигнальной системы (преобладание сигнала сигналов – речи) над первой, корковой деятельности над подкорковой.
9. В мышлении лиц……………………… типа в равной мере выступают аналитическая и синтетическая деятельность.
10. Для представителей ……………………. типа характерны бедность эмоционального реагирования, сдержанность в общении.
11. Склонность людей……. типа к абстракциям, легкость логических построений, тяготение к теоретизированию, детальному анализу изучаемых явлений создают благоприятные условия для деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом (цифрами, схемами).
12. Для ………… типа характерно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой.
13. Лицам ……… типа присущи равномерное развитие сигнальных систем, примерно одинаковое соотношение деятельности коры и подкорки.
14. Представители ………. типа действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления.
15. Лица ……. типа больше действуют под влиянием чувства, чем доказательств разума.
Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: способности определяются как:
1. индивидуально-психологические особенности человека;
2. индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности;
3. особенности, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам;
4. функциональные органы человека;
5. все ответы верны;
6. все ответы неверны.
Задание 3. Прокомментируйте данные суждения. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?
1. Рафаэлем может стать только тот, «в ком сидит Рафаэль», но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – это целиком зависит от спроса, который
в свою очередь зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.
2. Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных способностей.
Развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности, совершенно независимо от
внешней среды.
3. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.
4. Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.
5. Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
Задание 4. Обобщите приведенные высказывания, сформулируйте основные принципы отечественной психологии в подходе к исследованию способностей.
1. Присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов. (К. Маркс, Ф.
Энгельс)
2. Развитие индивидуальных способностей включает своим непременным условием присвоение продуктов культуры, выработанных обществом. (Т.И. Артемьева)
3. Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии. Развитие человека – это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека –
это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений. (С.Л. Рубинштейн)
4. Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их формирование и развитие возможно только в деятельности. (Т.И. Артемьева)
Задание 5. Ниже приведены расхожие мнения об одаренных детях. Прокомментируйте каждое из них с точки зрения истинности или ошибочности.
Попробуйте определить источник возникновения подобных установок в отношении талантов.
1. Талант всегда пробьет себе дорогу.
2. Все талантливые дети страдают от ощущения собственной неадекватности и низкой самооценки.
3. В малоимущих семьях таланты рождаются реже, чем в материально обеспеченных.
4. На детях знаменитостей природа отдыхает.
5. Способный ребенок одарен, как правило, не в одной, а в нескольких областях знаний и умений.
6. Школа предпочитает иметь дело с отстающими, а не с одаренными детьми.
7. В «средней» среде способности ребенка быстро затухают.
8. Плохое преподавание, формально реализуемые учебные программы и неквалифицированные учителя уничтожают способности ребенка.
9. Талантливые дети всегда невротики.
10. Одаренные дети предпочитают иметь дело с людьми старшего возраста, а не со сверстниками.
11. Одаренные дети часто сталкиваются с враждебностью окружающих.
Задание 6. Найдите ответы на перечисленные ниже вопросы.
1. Талант ли владеет человеком или человек – талантом? (Ф.М. Достоевский).
2. В семье растут два ребенка. У одного есть способности к музыке, а у другого – нет. Почему?
3. У кого лучше учиться – у талантливого педагога, умеющего «научить», или у блестящего профессионала, знающего специальность до тонкостей?
4. Можно ли «из грязи» подняться «в князи»?
5. Чем лучше обладать – общими или специальными способностями?
6. Бывают ли ни к чему не способные люди?
7. Совместимы ли гений и злодейство?
Задание 7: подготовьте компьютерные презентации по темам:
— Психологические аспекты одаренности.
— Психологические особенности системы работы с одаренными детьми в специализированной и в массовой школе.
— Психологические аспекты таланта.
— Психологические аспекты гениальности.
— История жизни гениальных людей (на любом примере биографии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *