Лицензионное пиво что это такое
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛИЦЕНЗИОННОМ ПИВЕ?
Начнем с цитаты: «Был я в *название города*, вот там это пиво — то, что надо! А у нас совсем не то под их маркой льют!». Формулировки и градус эмоционального накала могут меняться, но суть остается неизменной — существует устоявшееся мнение о том, что сваренное по лицензии пиво как минимум значительно отличается от своего оригинала, а чаще всего еще и безнадежно проигрывает ему. Мы не могли пройти мимо этой темы и спросили нашего директора по качеству Любовь Лобанову о том, как производится пиво по лицензии и действительно ли оно отличается от оригинальных импортных сортов.
Контроль
Любой лицензиар, предоставляя лицензию на производство своего пива другим заводом, настаивает на строгом соответствии с оригиналом по сырью, рецептуре, розливу. Другими словами, пиво должно производиться именно так, как это организовано на заводе лицензиара.
Обладатель лицензии не имеет права ничего самостоятельно менять в рецептуре, технологической цепочке, розливе. Для любых изменений требуется согласование с лицензиаром. Таким образом, продукт в стране происхождения и на другом производстве, по рецептурной закладке, сырью и качеству готового продукта — совершенно идентичен.
В нашей линейке сейчас представлено 8 лицензионных марок — Faxe, Oettinger Weiss, Harp, Bavaria, Hollandia, Lapin Kulta, Bear Beer, «Оболонь». Лицензионные сорта специально для российского рынка мы не меняли. Готовый продукт на нашем заводе производится так же, как и на заводе лицензиара.
Бывают ли отличия?
Несмотря на идентичную рецептуру, пиво в любом случае является продуктом, для которого важную роль играет срок доставки до конечного потребителя. Логистика в западных странах отличается в пользу покупателя — расстояния меньше, чем в России, поэтому лучше условия для доставки свежего пива. У нас продукт может идти до месяца, а это негативно сказывается на качествах пива. Отсюда и разница в аромате.
Почему лицензионное пиво так отличается по вкусу и по стоимости от оригинального?
«. Сложно транспортировать? Ведь теперь нет проблем с холодильным транспортом. Дешевле и прибыльнее сварить что-то на месте, под видом лицензии. Особенно хороши для этого рынки, подобные российским, где тот же Ловенброй или Хольстен будут хлыстать из горла в подъезде, наряду с какой-нибудь “Охотой” или “Тройкой”.
Так и играет в моей голове старая песня Линды на новый лад:
“Мало, мало, мало, мало, мало бабла-а,
я хочу еще намного большее-е”
Павел Егоров:
На мой взгляд, закон допускающий подобное, просто идиотский, он наделяет владельца бренда просто неограниченными полномочиями, вплоть до того, что дает право распоряжаться даже уже проданным товаром своего бренда. А потрепбитель лишается возможности сравнить подлиник и копию.
Абсолютно согласен со всем сказанным! В связи с невозможностью импорта уже достаточно многих брендов, наш потребитель очень страдает. По одному только «Гиннессу Драфту» звонков по десять в день. Приходится объяснять, что на таможнях на него вывешены стоп-листы, и в случае попытки его провоза он тут же конфискуется с формулировкой «контрафакт» и обязан быть утилизован за счёт импортёра. Удивительно, правда?
Парадокс в том, что в других странах “лицензионка” почему-то не получается такой, как российская. Например, я до сих пор не могу забыть бутылочный Пльзеньский Праздрой (Пилснер Урквелл) варшавского розлива, поданное в польском ресторане-отеле “Феникс”. Я бы никогда не смог отличить его от разливного чешского оригинала! И в чем же дело? Ведь отечественные гиганты бьют себя в грудь — “наше оборудование на уровне лучших стандартов!”) В кривых ли руках, в неподготовленной ли воде, в неправильных условиях доставки и хранения? Или, может быть, в жадности к росту прибылей?
А ведь это была отличная идея — наладить варку хорошего западного пива у нас в стране и получать свежее и «проверенное столетиями пиво»! Рекламщики отработали этот подход на совесть, а вот упомянутая совесть пивовара. того. Позволила нашим пивоварам сбиться с варки пива по «их» стандартам на нечто другое, опять своё.
И не прозвучало признания, что наш лицензиат не ровня своим прародителям. По инерции звучат заверения об идентичности и аудентичности.А потребитель отдает предпочтение оригинальным сортам. Причем и отечественным и импортным. Косвенно признавая это, пивопроизводители даже начинают кампанию по запрещению импорта тех сортов пива, которые они производят по эту стророну границы.
Ведь что-то добавляют в отечественное лицензионное пиво, после чего оно становится не таким. И это не выдумка псевдо-гурманов, оно действительно НЕ ТАКОЕ. Так и хочется сказать — ну создайте новую марку, что может быть проще?! И пусть рецептура будет похожа, а вкус, как всегда, отличим от некоторого образца, но только не вводите нас в заблуждение своими лживыми лозунгами об оригинальности! Зарабатывайте свои деньги, но не врите потребителям, из описываемой вами категории “Высокого или невысокого социального уровня”. Потребителя надо уважать.
Что есть «лицензионное пиво»?
Мы все радостно встречаем известие, что такой то завод начал варить по лицензии «Самоевкусноеивеликое пиво». А давайте разберёмся, что есть лицензионное пиво – добро или зло?
В не столь давние времена пиво как и любой алкогольный напиток было привязано к месту его изготовления и соответственно хорошее пиво славилось по всем округам, городам и весям и как правило называлось по месту его приготовления. Пльзеньское – в первые стали варить в Пльзене. Пили «Пилзнер Урквел» и знали нигде такого пива нет как в Пльзене. Лёвенбрёй – Бавария Мюнхен однозначно. Бельгийское белое – Хугарден, Лефф – в Чехии и Германии такого не бывает. Но вот пришла глобализация и доказала всем, что все эти великие марки пива запросто можно варить в радиусе 100 км. От Москвы. Казалось бы надо радоваться! За гораздо меньшую цену мы получаем отличное, всеми уважаемое пиво. Но вспоминается мне постоянно экскурсия в 98-м году на «Пльзеньский Праздрой». И седой пивовар экскурсовод который всю жизнь на Праздрое проработал и с гордостью говорил, что нельзя повторить вкус «Пльзеньского Праздроя». Пробовали мол, но любой нормальный дегустатор сразу распознавал подделку. Конечно можно представить, что технология здорово шагнула вперёд за 5-8 лет и теперь всё не так. Но смотрю я на другие алкогольные отрасли и не наблюдаю там такого. Единственное что вызывает ассоциации, это дешёвые вина типа «777», «Агдам» и т.п. которые разливаются где угодно и кем угодно. Представьте себе «лицензионный» «Камю» Дербентского завода, «Мом» или «Вдову Клико» Очаковского завода шампанских вин. Может перебор конечно, тогда граппу Тамбовского разлива. Нет, такое почему то никто представить не может, т.к. крепко вдолбили нам в голову, что ЭТИ напитки производятся только в одном месте. А что по «лицензии», то дешёвая подделка. Тогда почему такое отношение к пиву? Почему его сравняли с Кока-Колой!? А потому что мы как говорится «схавали». Потому что все «благородные» напитки защищают не только производители, но и государство. Попробуйте в Польше разливать коньяк или къяньти. Просто абстрактный «Коньяк» — вас правительство Франции живо за филейные места схватит, что бы не позорили достойную провинцию Коньяк. А вот «Настоящий» французский «Кроненбург» — да хоть в деревне Кукуево, хоть в Буркина-Фасо. И всё из за того, что вкуса настоящего къяньти можно достичь только в Италии и это вам любой сомелье скажет. А пиво оно и в Африке пиво. Кто сейчас сможет вспомнить вкус «Пльзеньского Праздроя» 10 лет назад? Да вроде такой же и если сравнить лицензионный и «родной» то разницы нет. Лицензионный даже получше будет, т.к. не везли его за тридевять земель и стало быть свежей он. Но как мне кажется приводят по тихонько пиво к единому знаменателю, что бы в случае надобности можно его запросто было сварить где угодно. Но это моё личное мнение. Как представишь, как девальвируется за частую замечательная марка пива, что новое поколение пиволюбов при виде «Гиннеса» будет презрительно кривится и не будет знать что это НЕ Гиннес! Это пивной напиток со вкусом «Гиннеса», а НАСТОЯЩИЙ «Гиннес» совсем другой был – плакать хочется. И вот покупаю я лицензионное пиво и плАчу, пью и плАчу…
Это я конечно немного утрировал, но интересно – какое ваше мнение о лицензионном пиве? О «Настоящем Чешском Пиве» сваренном в Калуге или Клину. Полностью одобряете или считаете, что это подделка как турецкий «Армани»? Или ни то и не другое – проголосуйте.
Азбука Гиннесса. Лицензия
Простыми словами и про пиво: компания – владелец бренда и рецептуры под своим контролем позволяет производить другим заводам своё пиво, соблюдая свои требования.
«Лицензионное» пиво – это особая категория. «Лицензия» в данном случае не то, что аще всего ассоциируется с алкоголем. Пиво по лицензии – это юридическое понятие, означающее «Лицензионный договор».
Немного юридического занудства…
«Гражданский кодекс РФ. Глава 69 Статья 1235 1. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах…»
Тут важно добавить, что современное оборудование и технологии позволяют достаточно точно соблюдать рецептуру. Даже, фактически, повторять нужные свойства воды, обогащая соответствующим набором солей и минералов предварительно отфильтрованную воду.
Существует и Гиннесс, который производится по лицензии. Судите сами об этих цифрах: Guinness производится в 49 странах мира и продается более чем в 150 странах.
Guinness владеет 5 пивоваренными заводами в 5 странах мира. Это Ирландия (Дублин), Малайзия и три пивоварни в Африке – Нигерия, Гана и Камерун (не считая специализирующейся на крафтовых сортах новой пивоварни в США).
В России по лицензии из пивного портфеля DIAGEO производится лишь специально созданный для этого Guinness Original и баночный лагер HARP. Все остальные сорта на Российском рынке импортируются из Ирландии.
Игорь Самсонович, автор блога PubsMoscow, бренд амбассадор Guinness в России (Instagram: @pubsmoscow)
Лицензионное пиво: почему оно другое
На три вещи можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как течет вода и как два любителя пива до хрипоты спорят о том, плох ли «Гиннесс» российского производства по сравнению с оригиналом. Ну или «Крушовице». Или «Гримберген». Или еще кто.
В отечественных магазинах давно продается целый ряд иностранных сортов пива, которые производятся по лицензии на нашей земле. При этом кто-то считает лицензионное пиво чуть ли не подделкой, другие уверены, что иностранщина местного разлива даже вкуснее оригинала. В любом случае, обе стороны сходятся в одном: разница между лицензионным и оригинальным продуктом есть. Мы не станем рассуждать о том, какой из вариантов вкуснее (все-таки это дело субъективное) и насколько допустимо эту разницу допускать, но расскажем, чем она обусловлена.
Во-первых, другая вода. Как и в случае, например, с виски, вода играет огромную роль в формировании вкуса пива: даже небольшое изменение в ее минеральном составе обеспечит напитку другие вкусовые качества. Та вода, на основе которой пивоварня «Пльзеньски Праздрой» делает свое знаменитое Pilsner Urquell, значительно отличается от калужской воды, которую использовал завод Efes для производства лицензионной версии этого сорта. Да, воду можно попробовать «скопировать»: привести ее химический состав близко к необходимому, но это накладно, а результат, скорее всего, все равно будет отличаться от искомого.
Во-вторых, другая рецептура. Что немцу хорошо, то русскому — невкусно: в разных странах могут быть разные предпочтения и требования к вкусу напитка, и это приходится учитывать при производстве лицензионного пива, никуда не денешься. Как итог — компромисс: этикетка та же, а содержимое «затачивается» под местные вкусовые пристрастия. Например, сорту могут придать чуть больше горечи или сделать его чуть менее крепким. Была история, когда один иностранный производитель решил выпускать у нас свое пиво и сделал все, чтобы местный завод выдавал максимально аутентичный продукт. Несмотря на все приложенные усилия, продажи разочаровывали. Тогда ребята плюнули, скорректировали рецептуру и сделали пиво менее сладким — напиток тут же стал разлетаться как горячие пирожки.
В-третьих, другой сорт. Да, бывает даже так, что под казалось бы одинаковыми этикетками по факту скрывается разное пиво. Смотришь на бутылки — вроде бы одинаковые, а присмотришься: плотность разная, крепость отличается — вот тебе и разница во вкусах. Понятно, что сравнивать лицензионный и оригинальный продукт в таком случае будет просто некорректно. Типичный пример — Guinness Original, который многие почему-то норовят сравнить с разливным Guinness Draught: это два совершенно разных сорта пива с разными характеристиками.
Лицензионное пиво — это типичный продукт эпохи глобализации и относиться к нему стоит соответствующе. Тем более, что у нас, как правило, есть выбор: мы можем купить оригинальное пиво, а можем попробовать местную его вариацию. И решить, что нам нравится больше. Кроме того, не стоит забывать, что пивоварение — это бизнес, а задача бизнеса — зарабатывать деньги. Компания, давшая добро на выпуск своего пива другому заводу, заинтересована прежде всего в хороших продажах и вряд ли будет жертвовать успешностью сорта в угоду его аутентичности.
Впрочем, иногда производитель не идет на компромиссы. Например, упомянутый выше Pilsner Urquell с прошлого года не производится в России: владельцы марки справедливо решили, что это пиво должно вариться исключительно на родине — в чешском городе Пльзень.