Ливрея что это автомобиля
Боевая раскраска. Топ-5 гоночных ливрей, не получивших распространения
Здравствуйте, уважаемые читатели!
На что мы, автолюбители, прежде всего обращаем внимание в новом спорткаре или гоночном болиде? Правильно, на объем двигателя и количество лошадей. Некоторые еще смотрят на показатель массы машины. Ну и на другие технические характеристики. Как ни крути, а все эти скучные (для кого-то, не для нас конечно) цифры составляют суть автоспорта. Взглянув на одни только показатели максималки и разгона до сотни, многие автомобильные фанаты составят себе вполне ясный (не всегда правдивый, конечно) «портрет» машины, оценят ее потенциал и предполагаемый характер поведения на трассе. Да что там говорить, если по конфигурации двигателя (шестицилиндровый оппозитник, V-образная восьмерка и т.д.) профессионал может приблизительно определить то, каким будет его звук. Волшебные цифры всегда были и будут главной целью, которую преследовали и будут преследовать автомобильные конструкторы: там уменьшить, здесь сократить, а тут увеличить. Месяцы и годы подчас изнурительной работы скрываются за пресловутыми тремя секундами до сотни или рекордным временем на Нюрбургринге. В этом и заключается философия автоспорта: бесконечное совершенствование, улучшение того, что, казалось, уже некуда улучшать; поиск революционных решений, которые двигают технику вперёд.
Но есть ещё кое-что, благодаря чему создается образ легендарных победителей. То, что запоминается порой лучше крутых цифр. То, без чего мы не можем представить культуру автоспорта и автомобильного мира в целом. То, без чего вся история автомобилей стала бы блеклой… Это, конечно же, внешность. Дизайн. Красота линий, форм, агрессивная передняя часть или узнаваемый профиль, классический облик переднемоторного GT или экзотическая внешность среднемоторного суперкара. Что такое Ferrari без фирменного алого кузова Rosso Corsa или Lamborghini без рубленых линий и «авиационного» салона? Разве не за всю эту красоту мы любим машины?
А в автоспорте дизайн — это, в первую очередь, гоночная раскраска болида, или, как правильно говорить, гоночная ливрея. Именно это во многом создаёт атмосферу гонок. Гоночная раскраска является неотъемлемым атрибутом автоспорта наравне с клетчатым флагом или линией пит-стопа. Все мы знаем такие культовые ливреи, как Gulf, Castrol, Martini Racing, Marlboro. За долгие годы они успели «примерить» на себе не один болид, не одну марку и даже засветились в разных гоночных дисциплинах. Однако я предлагаю вам ознакомиться с узнаваемыми ливреями, которые, тем не менее, не получили широкого распространения и остались практически в «штучном» экземпляре.
5. Разноцветный Benetton на B187
Возможно, Benetton B187 1987 года и не принес команде многочисленных побед в своем сезоне (по факту, ни одной), но одно достижение у этого болида определенно есть: он был первым в Формуле-1 (по-настоящему запоминающимся), на котором зрители наконец-то увидели рекламу не алкогольной и табачной продукции, а чего-то более «правильного» с точки зрения морали. Веселенький разноцветный B187 спонсировала собственно сама компания Benetton (известный бренд одежды), которой и принадлежала команда Формулы-1. В гоночной ливрее дизайнеры буквально воплотили в жизнь известный слоган компании «Объединенные цвета Benetton». Сочетание сочных и ярких, но таких разных цветов весьма спорно с точки зрения дизайна, но очень оригинально. Это подтверждает и то, что болиды Benetton конца 80-х помнят и сейчас, несмотря на явное отсутствие каких-либо спортивных достижений. В 1988 году из раскраски ушел розовый цвет, который оказался неудачным дизайнерским ходом, а в 1989 году немного поменялось расположение зеленого, желтого, красного и синего. В любом случае, такая «позитивная» раскраска оказалась некрасивой в любой вариации, а отсутствие успехов у команды не добавляло ей популярности. В 1991 году мода взяла свое и главным спонсором Benetton стал производитель сигарет Camel (однако болиды от этого быстрее не стали). В некотором роде, ливрея Benetton была слишком «революционной» и опережала свое время, потому что официальный запрет на рекламу табачной продукции в автоспорте был наложен только в 2007 году. Зато сейчас Формулу-1 нельзя упрекнуть в негативном влиянии на подростков.
4. Фиолетовый Silk Cut на Jaguar
«Дебют» этой ливреи состоялся на модели XJR-8, которая готовилась как болид для гонок на выносливость. Тогда основным спонсором команды был производитель сигарет Silk Cut (в американских гонках IMSA, где участвовали Ягуары, существовал запрет на рекламу сигарет, поэтому там можно встретить XJR-9 только в ливрее Castrol). Создателем XJR-8 выступил Tony Southgate, на ней же состоялся дебют могучего семилитрового двигателя V12, который принес Jaguar не одну победу. В частности, в 1987 XJR-8 выиграл гонки в Спа, Нюрбургринге, Сильверстоуне в рамках World Sportscar Championship. Однако знаменитая ливрея больше известна по болиду XJR-9, который продолжил успехи XJR-8 уже в 1988 году. XJR-9 является победителем 8 гонок на выносливость (среди которых Ле-Ман 1988 года), также этому болиду принадлежат одни из рекордных результатов по общей дистанции на Ле-Мане (5333 км) и максимальной скорости (395 км.ч на прямой Мульсанн). Необычное сочетание фиолетового, золотистого и белого в дизайне кузова является, пожалуй, одним из самых узнаваемых в истории легендарной гонки на выносливость, его сложно спутать с чем-либо. Добавляют машине оригинальности и закрытые задние колеса. Ливрея Silk Cut «эволюционировала» на модели XJR-14, где кузов был полностью окрашен в фиолетовый цвет с немногочисленными белыми надписями. Кстати, тоже очень самобытный болид, внешность которого сразу запоминается. С XJR-14 закончилось (будем надеяться, временно) участие Jaguar в гонках на выносливость и вместе с тем история тех самых фиолетово-золотистых атмосферных монстров, которым в свое время не было равных.
3. Желтые цифры 555 на раллийных Subaru
Кто из фанатов ралли не знает культовую желто-синюю расцветку болидов Subaru? А началось все в 1993 году, когда торговая марка сигарет «State Express 555» стала спонсировать Subaru World Rally Team. А череда блестящих побед Subaru в WRC сделала ливрею 555 знаменитой на весь мир и чуть ли не символом ралли 90-х. С годами жирные цифры стали постепенно заменяться на логотип Subaru, а в 2005 сотрудничество с спонсором прекратилось вовсе. Но так как цветовая гамма ливреи была такой же, как и фирменные цвета раллийной команды Subaru, то легендарная Impreza ничего не потеряла в дизайне. Стильные желтые буквы на глубоком синем цвете кузова, фирменные золотистые колесные диски (тоже «изобретение» Subaru) и «двойное» антикрыло с перегородками — сегодня это сочетание знакомо даже тем людям, которые далеки от автоспорта. Однако данная раскраска является уникальной для раллийных Subaru, так как в такой вариации не использовалась на других болидах и в других соревнованиях. Она остается неотъемлемым элементом образа Impreza и раллийной истории Subaru в целом.
2. Оранжево-зеленый Renown на Mazda 787B
Что такое пестрое, зелено-оранжевое, быстро едет и громко звенит? Ну конечно, не знать ответ на этот вопрос порядочный автолюбитель просто не может. Это же та самая невероятная Mazda 787B. Почему невероятная? Потому что это была первая и единственная машина с роторным двигателем, которая принесла победу в гонке. Да еще в какой гонке! Почему та самая? Потому что оранжево-зеленая ливрея Renown — одна из самых узнаваемых в мире автогонок и вместе с тем она существует на одном-единственном болиде, победителе Ле-Мана 1991 года. Внешность Mazda 787B действительно одна из самых оригинальных среди гоночных болидов, а сочетание зеленого с оранжевым (и немного с серым) одно из самых смелых и ярких. Но такая «известность» досталась японцам нелегко: проблемы начались еще на этапе «отборочного тура». Дело в том, что болиды с объемом двигателя за 3.5 литра должны были весить больше тонны. У Mazda фактический объем составлял 2.6 литра, но он был эквивалентен 4.7 литрам «обычного» ДВС, а весила машина всего 830 кг. Однако этот вопрос удалось решить в пользу японцев. Стартовав с 19 позиции, пилоты болида #55 смогли достигнуть 3 места. А тут уже Mazda сыграла на руку немецкая надежность лидировавших Sauber C11, у которых один за другим начались проблемы, и за два часа до финиша путь к победе для 787B #55 оказался расчищен. Такова краткая история легендарного болида с не менее легендарной ливреей.
1. Розовый Porsche 917
В 1971 году Porsche готовили очередную модификацию болида 917, одного из самых успешных автомобилей в истории гонок. 917/20 (так называлась эта версия) была предназначена для 24 часов Ле-Мана 1971 года. Используя богатый опыт гонок на выносливость, Porsche постарались создать 917-ый, который совмещал бы в себе потрясающую для тех лет прижимную силу «длиннохвостных» long-tail болидов и хорошую маневренность short-tail машин. В итоге получился несуразный, большой и надутый 917/20, который пресса из-за размеров сразу же окрестила «The Pig», что переводится как «свинья». Решив подыграть, художники Porsche Design Studio раскрасили болид в розовый и нарисовали на нем схему частей тела свиньи, которую можно встретить в мясном магазине. Получилась, пожалуй, самая безумная и самая узнаваемая ливрея за всю историю автогонок. Разве что не назовешь ее красивой, но не в этом была задача. Из-за такой противоречивой внешности даже спонсор Martini побоялся оставить свой логотип на кузове болида. «Розовая свинья» оказалась, на зависть конкурентам, самой быстрой в квалификации, но во время гонки сошла с дистанции из-за технических неполадок. Несмотря на не самый лучший результат в истории 917-ого, этот болид навсегда остался в сердцах фанатов Porsche.
Надеюсь, что эта статья оказалась для вас интересной и информативной!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации 😉
Реклама, которую мы запомнили навсегда: легендарные гоночные ливреи и цвета
Из гоночных болидов получаются столь выразительные рекламные щиты, что заложенный в них потенциал продолжает работать спустя десятилетия после разрыва контрактов. К чему это приводит – разбираем сегодня в продолжении разговора о фирменных цветах автомобильных брендов.
Бьёт по глазам
В прошлый раз мы поговорили о национальных гоночных цветах и узнали, откуда взялись красные Феррари, серебристые Мерседесы и зелёные Ягуары, а также вспомнили легенду о жёлтом Ламбо и историю возникновения двух полосок через весь кузов. Но если говорить о ярких цветах, то стоило бы упомянуть ещё один, относящийся к автоспорту, и при этом уже никоим образом не связанный с исторической привязкой к стране-участнице. Всё дело тут было в маркетинге, о котором сегодня и разговор.
Новозеландец Брюс Макларен основал марку имени себя в 1963 году. Изначальная ориентация бренда была только на гонки, дорожных моделей McLaren тогда не выпускал. По сути, это была гоночная команда, задействованная в нескольких дисциплинах – Макларен создавал болиды для Формулы-1 и для американской гонки Инди-500, а также строил «прототипы» с закрытыми колёсами. Первым был McLaren M1A.
Тогда как раз начинался массовый отход от национальных гоночных цветов – итальянской машине не обязательно было быть красной (впрочем, к Феррари это не относилось и не относится), а английской – зелёной, и так далее. Команды получили возможность наносить на болиды логотипы спонсоров и красить кузова в соответствующие цвета. В автоспорте начиналась новая эпоха – со спонсорскими деньгами и… цветным телевидением. И проблему с первым обстоятельством Макларену помогло решить второе: чтобы привлечь побольше внимания и получить финансовую поддержку, команда решила перекрасить свои автомобили в ярко-оранжевый цвет.
Оранжевое настроение
На фото: McLaren M6A, 1967
До этого все машины McLaren были окрашены в сочетания серебристого с чёрным, синим или красным, белого с чёрным или были полностью красными или синими. Но чтобы хорошо смотреться на экране телевизора, а также с трибун и в зеркалах заднего вида, машины должен быть максимально яркими – как вы понимаете, Макларен собственноручно вывел одно из золотых правил современного автомобильного маркетинга.
Первой машиной, получившей оранжевый цвет, стала M6A, задействованная в североамериканском кубке Can-Am. Приём сработал, и даже когда команда получила спонсорскую поддержку, машины McLaren из различных серий продолжали оставаться оранжевыми – понятие «racing livery» («гоночной ливреи») тогда только зарождалось, и можно было лепить логотипы спонсоров рядком, прямо поверх собственной оранжевой краски.
Но этот период подошёл к закату в 1973 году, когда формульная «конюшня» Макларена получила поддержку Marlboro – красно-белая раскраска стала одной из первых полноценных гоночных ливрей, и вместе с тем одной из самых легендарных. Уже ставший традиционным «оранж» ушел из McLaren не сразу – например, болид для заокеанских гонок M16C Indy 500 Race Car в 1973-1974 годах всё ещё красился в оранжевый, но именно успехи в Ф-1 со временем сделали McLaren легендарной командой – и таковой же ныне воспринимается красно-белая гоночная ливрея.
Однако традиционный оранжевый цвет вернулся в McLaren в 1993-м, когда компания представила первый в своей истории дорожный автомобиль – суперкар McLaren F1. А в 1997-м формульная команда сменила спонсора, и на смену красному и белому пришли другие цвета. С тех пор окраска формульных машин McLaren поменялась несколько раз (было даже слияние с другой легендой, когда болиды McLaren-Mercedes были в полном смысле слова «серебряными стрелами»), а вот оранжевый неизменно присутствует в цветовой гамме дорожных машин – F1, пришедшего ему на смену MP4-12C и нынешнего P1.
Драйв ей к лицу
Помимо красно-белых цветов Marlboro поклонники гонок могут вспомнить ещё несколько гоночных ливрей, навсегда отпечатавшихся в памяти. Колин Чепмен, основатель формульной конюшни Lotus, в 1974 году был первым, кто решился разместить рекламу сигарет на бортах своего болида. Из сигаретных брендов, также засветившихся в Формуле-1 и других топовых гоночных сериях, достаточно упомянуть ещё Rothmans, BAT и Camel – и ведь знаменитый верблюд «наследил» не только в «Формуле», но и в трофи-рейдах, ралли-рейдах и классическом ралли.
Тесно связана с гоночным миром нефтеперерабатывающая промышленность – c конца 1960-х Gulf Oil гордо нёс свои цвета в Ле Мане, бренд STP до сих пор активно рекламируется через NASCAR, масло Castrol прочно ассоциируется с ралли, а Repsol – с мотогонками. Не уступают и алкогольные бренды: фирменный цвет ликёра Jagermeister окрашивает кузова кольцевых машин, спортпрототипов и дрэгстеров, а вермут Martini делит с гоночными командами победы в самых различных категориях, от Формулы-1 и Ле Мана до ралли и лодочных гонок F1 Powerboat. Из гоночных болидов получились столь выразительные рекламные щиты, что они врезаются в память на долгие годы даже после разрыва контрактов!
Но даже среди этих примеров есть фигурант, стоящий особняком. Как известно, большинство вышеописанных коллабораций приводило к появлению различных ограниченных серий дорожных автомобилей, окраска кузовов которых повторяла знаменитые гоночные ливреи. В среде тюнинга это также популярный приём – выкрасить свой автомобиль в цвет, в котором «почти такая же машина» блистала на мировых автодромах. Но однажды контракт гоночной команды со спонсором привел к появлению фирменного цвета у целой автомобильной марки. Речь, конечно же, о Subaru и цвете «World Rally Blue».
Заводская раллийная команда Subaru заключила контракт с британской сигаретной маркой «State Express 555» в 1993 году. С того же момента их машины получили синий цвет кузова и начертанные через боковины три жёлтые пятёрки.
Дела в мировом раллийном чемпионате шли хорошо, и через несколько лет образ синей Импрезы работал на аудиторию даже без пятёрок – из-за запрета на табачную рекламу название сигарет «спрятали» в названии самой машины, а на бортах остались лишь жёлтые скобочки – кстати, подобным образом McLaren и Ferrari маскировали надписи «Marlboro» на своих формульных болидах… В конце сезона 2008 года Subaru ушла из чемпионата, но все эти годы эти цвета были фирменными для раллийной команды – жёлтым был начертан логотип, а синий использовался как основной. И как невозможно представить Ferrari без красного, точно так же невообразимы сегодня автомобили Subaru без цвета «World Rally Blue». Вот так синий гоночный цвет, почти утерянный в своё время французами, вернулся и в мир автоспорта, и в мир гражданского автопрома – стараниями японского автомобильного бренда, раллийной команды и британского табачного спонсора…
Как известно, ввиду запретов на рекламу сигарет в 2000-х табачные деньги практически ушли из автоспорта, но на их место пришли новые. Самый свежий и яркий пример – это, конечно Red Bull, имеющий две фирменные команды Ф-1, собственный гоночный трек высшей категории, серию аэрогонок и программы поддержки во множестве гоночных серий по всему миру. Не так давно это был просто энергетический напиток, а сегодня уже приходится размышлять на тему: а не отнимут ли они у Subaru «гоночный синий», если захотят выпускать автомобили?
Бывает и по-другому
А может быть, следующим крутым гоночным цветом будет розовый? Ведь в начале сезона Формулы-1 2017 года все смеялись над «розовыми пантерами» Force India в цветах спонсора BWT (технологии водоснабжения), но машины поехали неплохо, поэтому – кто знает? Ведь едва ли кто-то считал хорошей идеей красить машины в оранжевый, пока до этого не додумался Макларен. А сегодня этот цвет – один из «канонических» гоночных, наравне с красным и желтым. И характер машины ныне во многом определяется именно тем, насколько «гоночный» у неё цвет. В этой связи вспоминается Melkus RS 1000, который в жёлтом отчаянно хотел быть похож на Lamborghini Miura, а в красном – на Ferrari Dino 206 GT.
Заигрывания с гоночными цветами не прекращаются по сей день – например, марки Ford и Mazda продвигают свои собственные оттенки красного и синего. Впрочем, история автопрома, особенно советского, знавала немало случаев, когда цвет автомобиля никак не опирался на традиции спорта или суперкаров – достаточной вспомнить красный Запорожец или зелёный УАЗ… Обо всём этом – в следующий раз.
Рейтинг ливрей болидов «Ф-1» от дизайнеров: «Феррари» – середняк, машины Квята и Райкконена – лучшие, «Мерседес» – как свитер старшего брата
Мнения профи в автоискусстве и фоторедактора Sports.ru.
Питер Стивенс – один из самых востребованных автомобильных дизайнеров в мире, но лучше всего его знают по дорожному «Макларену» F1. Но он также автор десятка других гоночных и дорожных автомобилей – а еще за карьеру разрабатывал и графику с ливреями для болидов «Формулы-1».
Первое «облачение» для топовой гоночной машины он нарисовал еще в 1978-м: «Я услышал, что «Брэбэм» заполучил нового спонсора – «Пармалат». Позвонил Берни Экклстоуну, представился и спросил, не нужны ли ему новые идеи. Он отвез меня в мастерскую, там был Лауда. Ники ходил вокруг болида, который был одновременно темно-зеленым, светло-зеленым, желтым, красным, синим, белым, золотым. Ники сказал: «Берни, черт возьми, что это? Я никогда не был за рулем машины, которая выглядит как дерьмо. А это выглядит как дерьмо».
Берни указал на меня: «Это Питер Стивенс, он придумает несколько новых цветовых схем для нас завтра к полудню». Впоследствии я нарисовал все ливери для «Пармалат-Брэбэм».
Создавая дизайны для гоночных машин, Стивенс всегда начинает с вопроса: зачем людям это? Как спонсор хочет получить выгоду?
«Одно из моих замечаний, когда я впервые взглянул на «Бенеттоны» в 1997 году: почему болид выглядит как ярмарочный аттракцион? Зачем им это? Многие идут на финансирование команд из-за высокого статуса связей с «Формулой-1», но это работает только в том случае, если автомобиль излучает качество и стиль».
После знакомства с работами Стивенса и его философии можно представить основания для его рейтинга ливрей болидов «Ф-1» 2020-го: к примеру, болид «Феррари» недостаточно просто разрисовать красным для восхищения.
1-2. «Альфа Ромео» и «Альфа Таури» – 9/10
«Альфа Ромео» не участвовала в гонках с конца 80-х, так что это должно быть очень четкое и прямое сообщение. Этот прием хорошо работает на телевидении, потому что вам нужно мгновенно воспринять то, что вы видите». Маэстро отмечает: в раскраске болида выделяется то, что и должно выделяться – белая змея с логотипа марки автомобиля.
Другая интересная деталь – оттенок красного: «Красный металлик хорошо смотрится при солнечном свете, хотя это и не совсем итальянский гоночный красный. Они придали ему металлический отблеск, чтобы сделать окраску заметной. Раньше «Альфы» были темного, «задумчивого» [Питер называет этот оттенок «brooding»] красного цвета».
Стивенс благодарит «Мальборо» – титульного спонсора «Альфа Ромео» в начале восьмидесятых – за переход от алого 1950-х к более резкому красному, который использовался в 1980-83-х.
Сравниться с болидом Кими Райкконена смогла только другая «Альфа» – «Таури».
Здесь включается немного субъективщины: «Когда тебе нравится сама команда, тебе немного больше нравится и ее графическое оформление». А «Таури» дизайнер симпатизирует: «Победа в Монце была просто нокаутом».
«Ливрея ясная и четкая, ужасно простая. Линии не пытаются нарушить форму автомобиля. Захотелось узнать, что такое «Альфа Таури», я загуглил и увидел, что это бренд одежды, принадлежащий «Ред Булл». Это привлекло мое внимание и сработало – так и нужно делать в век интернета.
Люди сразу определяют связь с «Ред Булл». Произойдет ли это с одеждой – отдельный маркетинговый вопрос, но с визуальной точки зрения это нас не волнует. Главное, что это хорошо смотрится на стартовой решетке».
Стивенс проводит параллели с перевернутыми сине-белыми ливреями «Брэбэма»: «У нас были темно-синий и белый. На белом мы изображали синее, на синем – белое. Вот и все».
У «Альфа Ромео» действительно необычный красный, который врезается в память, у «Альфа Таури» – простая, но стильная ливрея.
Лидеры рейтинга Стивенса похожи – болиды раскрашены в два цвета, один из которых – белый. У «Альфа Ромео» больше мелких деталей – логотипов спонсоров в нижней части болида, которые выглядят шумновато и не несут новой информации. На ее фоне «Альфа Таури» и выглядит уверенно и аккуратно.
3. «Ред Булл» – 8/10
«Одна из самых сильных ливрей. По работе «Ред Булл» с графикой понятно: дизайнер знает свое дело. На снимке болида сверху на элементах переднего крыла видны только буквы «ED» и «BU» – но все равно всем понятно, что это «Ред Булл». Настоящий знак успеха. И сам бык в желтом цвете тоже очень силен.
Для номера гонщика используется тот же красный цвет, что и для брендинга компании – замечательно. Концепция очень целостная и довольно хитрая, потому что удачно маскирует детали, придуманные Эдрианом Ньюи.
Но надпись «Астон Мартин» выглядит слабо на заднем крыле. Эта машина заявляет: «Ред Булл» – и внезапно заднее крыло поднимает руку и писклявым голосом говорит: «Привет, я «Астон Мартин».
Отличная метафора от Стивенса. Эти резные крылышки с мелкими деталями не вписываются в лаконичную ливрею с обтекаемыми и минималистичными формами – как будто в вашу новую квартиру в стиле лофт бабушка подарила классический бежевый стол с патиной и закругленными ножками.
Прошлогодний «Ред Булл» выглядит целостно и узнаваемо. Темная полуматовая краска – классное решение, потому что, с одной стороны, сейчас тренд на подобные текстуры, с другой – она все-таки немного отражает свет и красиво подчеркивает форму болида.
4. «Мерседес» – 6/10
«Мерседес» поменял окрас прямо по ходу сезона: на предсезонных тестах это были привычные «серебряные стрелы», но к первой гонке команда переключилась на черную цветовую схему, показывая «приверженность к продвижению разнообразия». короче, поддержке борьбы с расизмом.
«Это стало большим сюрпризом, – говорит Стивенс. – Без сомнения, «Мерседес» силен на треке, но вы замечаете черную машину – и разум сразу говорит: «Это «Мерседес». Что мне не нравится в ливрее, так это волнистая голубая линия, которая блуждает по краю – зачем это нужно, почему она такая извилистая?
А красная наклейка Ineos на воздухозаборнике выглядит еще хуже – как что-то сделанное в последний момент. Запоздалая мысль никогда не приобретет той ценности, которая нужна «Формуле-1». Раньше я иногда работал с Гаем Эдвардсом, известным спонсорскими сделками последней минуты, так что эта наклейка сигнализирует: «О, кто-то примчался с деньгами в последний момент, ну окей, прилепим этот рекламный стикер сюда…»
Серебряные трехконечные звездочки – здорово. Но такая деталь подходит только для фото, вы не сможете разглядеть ее на трассе. Особенно на скорости».
Пес Хэмилтона попал на особую ливрею «Мерседеса» в честь седьмого титула «Ф-1». Наравне с механиками, инженерами и гонщиками
Черные «Мерседесы» поразили эффектностью – на их фоне старая серебристая ливрея кажется невзрачной. Но самое уродливое в этой машине – даже не сама красная наклейка, а ее сочетание с бирюзовой волной: как цветастый свитер, который вы ненавидите, потому что его надо донашивать за старшим братом. несчастному стикеру просто не хватило «поддержки» – как только на болид ставят покрышки с красными ободками, их дизайн тут же дополняют красный воздухозаборник.
5. «Феррари» – 5/10
«Феррари»: кажется, покрась ее в красный – и дело сделано. Но это не так, ведь «Феррари» – это дорогая вещь на продажу. И простая покраска болида в традиционный цвет не дает тех же мощных образов, какие есть у дорожных авто из Маранелло. У них сразу видны роскошь, статус и качество.
Ливрея опирается на наклейки Shell и UPS. Логотип Ray-Ban выглядит круто, он как будто сделан вручную. А UPS выглядит именно как стикер, подрывая всю ценность композиции. Вероятно, в компании хотели, чтобы их сообщение звучало как «мы быстры и современны», а не «мы даем вам немного денег за наклейку».
Матово-красный – когда покрытие становится матовым, оно «умирает»: вы не можете прочитать форму. Это неплохо для скрытия ужасной формы болида или чего-то такого. Но в контурах есть чувственность, ощущение, что машина мощная и эффективная», – уверен Стивенс.
Правда, главная проблема ливреи – в обилии цветов. Загибайте пальцы: красный, белый, черный, желтый трех оттенков (на логотипе самой «Феррари» и спонсорских), еще и умудрились цвета итальянского флага использовать. Мельтешение перед глазами – если хотя бы все белое сделать черным, получится уже гармоничнее.
6. «Макларен»: 4/10 + 1 балл от Алисы Ефремовой
«Разочарование в том, что развертки ливреи разрабатываются агентством. Кто-то один занимается видом сбоку, другой – видом сверху, и каждый раскрашивает свою часть.
Раньше я клеил малярный скотч прямо на болид, следуя его форме. Я любил так делать, потому что потом смотрел вдоль ленты и правил ее так, чтобы она «плавно текла» по поверхности. Когда я сейчас смотрю на «Макларен», линия между синим и оранжевым и на воздухозаборнике и виде сбоку просто блуждает.
Ваша оценка этой ливреи зависит и от вашего внутреннего принятия сочетаемости синего и оранжевого. Да, это действительно хороший цветовой выбор. Но номер на плавнике сводит меня с ума! Они просто налепили его как на машину гонщика-любителя», – объяснил низкую оценку маэстро.
Я как раз из тех людей, которым очень нравится сочетание этих оттенков синего и оранжевого. С линиями есть проблемы, но их заметит только профи в автомобильном дизайне. От себя добавлю балл этой ливрее.
7. «Уильямс» – 4/10 и 0/10 от Алисы Ефремовой
«Это просто цвета на машине. Фрэнк никогда не паниковал, а ливрея символизирует панику внутри команды: «Надо сделать как-нибудь, чтобы это было какое-нибудь, добавим сюда что-нибудь».
Незадолго до старта сезона команда неожиданно потеряла титульного спонсора ROKiT. Их логотипы преобладали в оригинальной ливрее, а освободившееся пространство в основном заполнили логотипами партнеров, приведенных пилотами (в основном Николасом Латифи).
Вот только ливрея не настолько привлекательна, чтобы я пошел узнавать что-то про спонсоров. Автомобиль должен выглядеть уверенно».
Болид выглядит бедно. Окей, вы потеряли спонсора, у вас есть пространство для творчества. Вместо этого машина выглядит, как банка с дезодорантом от Rexona.
Истоки сходства очевидны – еще совсем недавно (в 2017-2019 годах) косметический бренд являлся одним из ключевых спонсоров. «Уильямс» не сильно раздумывал о внешнем виде: партнеры ушли, а цвета остались.
8. «Рено» – 3/10
«Я разочарован, потому что у «Рено» были более удачные цветовые схемы с желтым и черным. Например, когда они показали концепт болида «Формулы-1» будущего – в 2050-м – там использовали желтый просто потрясающе. А здесь выбрали самое слабое решение.
В любом случае, в новом сезоне команда переродится в «Альпин» в прекрасном голубом. Все дело в маркетинге. Правда, я не могу понять, в чем маркетинговое преимущество, если переименовать команду из «Рено» в «Альпин».
Дизайн новой машины Фернандо Алонсо в «Ф-1»: много черного, французский флаг на полкорпуса, отсылка к первому болиду компании из 70-х
В «Ф-1» возвращается легендарная марка – «Альпин». Дизайнеры уже создали десяток концептов ливрей – угадывают новый раскрас болидов
Ливрея проходная и не вызывает эмоций – в первую очередь потому, что не выглядит, как расцветка машины «Формулы-1». У «Рено» нет раскраски: есть только желтый нос, остальное – скучное черное тело. Из-за этого вид сбоку и вид спереди отличаются, как будто это два разных болида. В команде словно используют шаблон от игрушечной машинки: поменяй желтый цвет на другой – и ливрею можно будет предлагать другой команде.
9. «Хаас» – 2/10
«Забавно: передняя часть машины – черная, а задняя – белая. Она выглядит неподвижной, потому что если вы просто разделите ее на эти две части перед радиаторами, все станет черным, потому что при виде сбоку вы не видите белую полосу на носу.
Что мне нравится, так это как они скрыли странную форму носа, просто сделав его белым и темно-серым. Но со стороны виден резкий вертикальный разрыв.
Когда машина уродлива, я хочу проанализировать причину. Но другие люди просто скажут: «Она уродлива», – и не станут разбираться».
Крупные буквы, половина машины покрашена в другой цвет – все это напоминает ливреи NASCAR, откуда «Хаас» и пришел в «Формулу-1». Вместе с характерным американским визуальным стилем – лучше бы машину снова раскрасили под бэтмобиль, хоть и без скандального спонсора.
10. «Рейсинг Поинт» – 2/10
«Раздражающий розовый и непонятно зачем наклоненные буквы BWT напомнили те самые «Бенеттоны», на которые слишком много всего налепили.
Наверное, люди недостаточно серьезно думают о том, чего они пытаются достичь. Либо в BWT по довольно неясным причинам сказали «да, нам это нравится», либо кто-то из «Рейсинг Поинт» решил: «Вот на что это будет похоже». Ни то, ни другое не является веской причиной делать что-то настолько неопрятное».
С этого года команда сменила вывеску на «Астон Мартин» и, возможно, переоденется в «британский гоночный зеленый». Стивенса это беспокоит: «Зеленый плохо работает на телевидении. А еще редко (если вообще бывает) выпускаются дорожные машины в зеленой расцветке. Даже «Астон Мартин» и «Ягуар» так не делали. Это не тот цвет, который выделяется», – отмечает Питер.
То ли дело розовый. Но, возможно, яркая, веселая и необычная глава в визуальной истории «Ф-1» и правда подошла к концу.