Лизинг самолетов что это
Лизинг самолетов: виды, особенности и стоимость
Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.
Что такое лизинг в авиации
Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.
Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.
Операционный лизинг и его виды
Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.
Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.
Мокрый лизинг
Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.
Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.
Сухой лизинг
Финансовый лизинг
Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.
Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов
Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:
Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?
На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.
Лизинговая компания | Самолёты | Клиенты |
---|---|---|
Сбербанк Лизинг | Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. | Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара. |
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) | 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». | Российские авиаперевозчики. |
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) | 55 самолетов Airbus и Boeing | Авиакомпании Юго-Восточной Азии |
Air Lease Corporation | 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. | 91 авиакомпаний |
Ильюшин Финанс Ко. | Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 | Признана банкротом в 2012 году. |
Видео интервью
Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.
Финансовые условия
Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.
Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.
Предмет: | новый и б/у воздушные суда |
Сумма финансирования: | от 500 тыс. до 500 млн руб. |
Аванс: | от 30% |
Срок: | до 10 лет |
Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.
Специфика лизинга воздушных судов
Покупка самолетов и вертолетов большинству компаний не по карману — это дорогостоящая авиационная техника, стоимость которой может достигать миллионов долларов. Оптимальным решением для большинства компаний, желающих приобрести данный вид транспорта, является лизинг.
Определение
По своей сути это долгосрочная аренда, которая дает возможность выкупить лизинговый предмет в собственность в будущем. Авиализинг часто подразумевает получение в распоряжение не только техники, но и дополнительной инфраструктуры, комплектации и оборудования.
Компания-лизингополучатель имеет возможность приобрести новый или бывший в употреблении самолет/вертолет, а также выбрать марку и модель авиационной техники.
Изначально услугами компаний-лизингодателей пользовались только авиаперевозчики, которые нуждались в расширении или обновлении парка авиатехники. Теперь авиализинг популярен также среди компаний, желающих приобрести самолет для личных потребностей.
Однако частные лица не имеют право приобретать авиатехнику посредством лизинга.
Лизингом авиатехники занимаются не все современные компании-лизингодатели. Те, которые специализируются на данном виде аренды, предлагают различные условия, и изучать их нужно до подписания договора. Обратите внимание на:
Особенности основных компаний-лизингодателей
У данного лизингодателя имеется собственный парк авиатехники. Компания предлагает приобрести новые самолеты. Специализация — магистральные воздушные судна.
Компания предлагает авиационную технику в финансовую аренду на срок до 120 месяцев, с первоначальным платежом 30% от стоимости предмета лизинга. Предельная сумма финансирования 500 млн рублей. Специализация — малогабаритные воздушные судна.
Лидер в авиасегменте лизингового рынка России. Поставляет технику для крупнейших компаний-лизингополучателей.
Минимальный размер аванса составляет 10%, максимальный срок договора до 120 месяцев. Удорожание предмета лизинга составит от 5,4%. Компания предлагает широкий выбор самолетов для деловой авиации, воздушную технику для сельского хозяйства и других нужд.
Виды лизинга воздушных судов
Авиализинг развивается намного динамичнее, чем остальные направления, ведь стоимость данной техники высока, и купить ее за счет собственных финансовых средств способно небольшое количество компаний. Однако авиатехника имеет свои особенности оформления, регистрации, регулярного техобслуживания, поэтому авиализинг разделяют на три вида:
Практика показывает, что после лизинга подержанные самолеты часто продаются на условиях рассрочки.
Отличается от оперативного усложненной схемой оформления и длительным сроком лизингового договора. Финансовый авиа-лизинг обходится дешевле, но при этом компания, получившая в аренду самолет/вертолет, несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна.
Это форма долгосрочной финансовой аренды, поэтому лизингополучателя более тщательно проверяют на платежеспособность. Финансовый лизинг часто доступен только крупнейшим авиакомпаниям с высоким кредитным рейтингом. При расторжении договора раньше срока компанию ждут серьезные штрафные санкции.
Данный вид авиализинга не столь популярен как предыдущие. Это сравнительно новый формат, который пока не прижился в России. Суть в том, что компания-лизингополучатель должна самостоятельно договариваться с авиапроизводителем о выгодных условиях поставки воздушных судов.
После подписания договора, компания передает права на заказанную у производителя авиатехнику лизинговой фирме для получения финансирования. При этом компания-лизингополучатель дает обязательство взять в долгосрочную аренду заказанные самолеты на ранее оговоренных условиях.
Преимущество возвратного авиализинга — скидки от компании-производителя на воздушные суда и заказ техники с необходимыми параметрами. Данный формат подходит для крупнейших авиаперевозчиков, которых устраивает длительный срок аренды.
Часто на практике лизингополучатели выбирают лизинговые компании на конкурсной основе, чтобы получить максимально выгодные условия возвратного лизинга.
Плюсы приобретения авиатехники в лизинг
Лизинг дает возможность оперативно и на выгодных условиях получить в долгосрочную аренду необходимую авиатехнику. При этом нужно собрать сравнительно небольшой пакет документов и нет необходимости беспокоиться об остаточной стоимости воздушного судна (самолета/вертолета).
Достоинства лизинга особенно оценят авиакомпании-новички, которые еще не успели приобрести достаточную известность. С помощью арендованной техники они могут расширить географию присутствия на рынке авиаперевозок. Оперативный авиализинг позволяет авиаперевозчикам обновлять парк раз в 6-7 лет, а вот финансовый дает серьезные налоговые преференции.
Требования к компании-лизингополучателю
Чтобы оформить в лизинг магистральный самолет, компания-лизингополучатель должна обладать сертификатом эксплуатанта и быть финансово стабильной.
Коммерческую авиатехнику могут приобрести компании среднего размера. Но здесь есть обязательные условия — не менее одного года деятельности и наличие финансовой прибыли.
Требования к авиатехнике
Самыми жесткими будут требования при оформлении операционного лизинга, а при финансовом лизинге они практически отсутствуют.
Особенности
Лизингополучателю придется смириться с тем, что страхование авиатехники по КАСКО будет дорогим. Также придется выполнять ремонт самолета при его возврате.
Особенности лизинга в авиаотрасли
С учетом большой капиталоемкости и длительного срока службы самолетов именно лизинг является наиболее оптимальным финансовым инструментом пополнения и обновления парка для авиакомпаний. О том, какие особенности существуют в этом виде деятельности, расскажем в этой статье.
В авиаотрасли экономически обоснованным сроком службы одного самолета в среднем считается 25 лет – после него расходы на обслуживание вырастают так, что эксплуатация судна становится для авиакомпании нерентабельной. При этом, как правило, первая сделка по новому самолету заключается на 12 лет – спустя это время большинство моделей воздушных судов проходят тяжелую форму обслуживания (D-check), когда резонно заняться его перекраской и сменой конфигурации салона под требования новой авиакомпании без дополнительных затрат. Следующая сделка лизинга зачастую заключается уже на более кроткие сроки.
Следить за техническим состоянием парка – важная составляющая в деятельности авиакомпании. Затраты на восстановление ресурса (летной годности) в определенные периоды могут составлять до 40-50% стоимости судна. Предположим, новый самолет стоит 40 млн долларов (стоимость, как правило, фиксируется в долларах США). Через пять лет его рыночная цена будет 35 миллионов, но лишь с учетом полного ресурса, который авиакомпания использует при эксплуатации воздушных судов.
Чтобы восстановить его, перевозчику придется осуществить плановое обслуживание, стоимость которого в нашем примере составит 15 млн долларов. Если реализовывать самолет, не проводя обслуживание, за него заплатят не более 40% от его рыночной цены. Именно для этого при лизинге самолетов, кроме лизинговых платежей, запрашиваются технические резервы. Обычно они предоставляются в виде денежных средств, отчисляемых лизингополучателем вместе с лизинговым платежом, или в форме аккредитивов с определенным лимитом на стоимость обслуживания для каждого периода лизинга. Такая мера является рыночной практикой и обеспечивает привлеченное финансирование.
Только операционный лизинг
Классическим видом лизинга в авиации считается международный операционный лизинг, потому что речь идет об аренде техники, востребованной по всему миру и достаточно легко перемещаемой из одной страны в другую. Это заметно расширяет рынок для лизинговых компаний, финансирующих сделки авиализинга. Причем востребован именно операционный лизинг, поскольку при финансовом лизинге или кредитовании авиакомпаниям пришлось бы выплачивать полную стоимость воздушного судна за сравнительно короткий срок (до 10-15 лет). В отличие от финансового, при операционном лизинге авиакомпания будет выплачивать только часть стоимости самолета за период, в котором будет его эксплуатировать, что более выгодно для лизингополучателя с точки зрения ежемесячной нагрузки. При этом в операционном авиализинге самолет не переходит в собственность авиакомпании, а остается у лизингодателя.
Финансовый лизинг в авиационной отрасли в основном представлен в России в отношении самолетов местного производства. Авиакомпании в этом случае регистрируют воздушное судно в местном реестре, понимая, что оно весь свой жизненный цикл проведет в нашей стране. Лизингодатель при этом, осознавая связанные риски (невозможность реализовать самолет впоследствии за пределами РФ), ищет гарантии полной выплаты стоимости судна авиакомпанией.
Три подхода к сделкам
Еще одна особенность лизинга для авиакомпаний – возможность оперативно пополнять флот при сезонных скачках спроса на перевозки. Авиакомпания может взять судно в аренду на законтрактованный период, после чего отказаться от него без каких-либо последствий. А поскольку потребность в самолетах у авиакомпании может возникнуть внезапно при росте спроса на перевозки, она может взять в лизинг самолет, законтрактованный лизингодателем. Ниже более детально описаны основные варианты оформления лизинговых сделок:
1. Прямое размещение авиакомпанией заказа на партию самолетов у производителя с последующей переуступкой контракта лизингодателю. Например, авиаперевозчик размещает заказ на производство 50 самолетов в течение ближайших десяти лет, вносит предоплату и получает определенные выгодные условия за объем. А ближе к сдаче воздушного судна в эксплуатацию и сопутствующей этому оплате основной части его стоимости переуступает контракт лизинговой компании по рыночной цене. То есть в этом случае авиакомпании удается еще и заработать на разнице в цене. Этот тип сделок является аналогом возвратного лизинга (sale-leaseback) с той лишь разницей, что имущество переходит сразу и напрямую лизингодателю от продавца.
2. Спекулятивные заказы. Лизингодатель в этом случае сам размещает заказ на крупную партию самолетов, не сообщая, кто впоследствии будет их эксплуатантом. А спекулятивность заключается в том, что, беря на себя обязательства по последующему выкупу борта у производителя, лизингодатель де-факто не имеет возможности его эксплуатировать. Очевидно, что для лизингодателя этот вариант сделок является рискованным: на момент подписания контракта с продавцом эксплуатант еще не определен, однако этот риск впоследствии может принести лизингодателю повышенный доход, так как данный вариант лизинга популярен среди перевозчиков, желающих оперативно пополнить свой парк.
3. Переуступка действующего договора лизинга. Размещенное в операционный лизинг воздушное судно не имеет ограничений по его дальнейшей продаже в любой момент (при сохранении условий лизинга). Такое условие, как правило, содержится в договоре. То есть один лизингодатель может реализовать действующий договор лизинга другому.
Более 90% лизингодателей, занимающихся авиацией, зарегистрировано в Ирландии. Здесь же базируется более половины всех авиакомпаний, в парке которых находятся коммерческие самолеты. Причин тому несколько. В этой северной стране с выгодным с точки зрения полетной активности расположением комфортное законодательство в области авиации и всяческие преференции от государства. Так, принадлежащие ирландским лизингодателям воздушные судна можно напрямую регистрировать в странах Евросоюза и на Бермудах – эти страны оптимальны для сохранения ликвидности имущества (ведение записей о полетах и обслуживании в соответствии с международными стандартами).
Отдельный блок привлекательных аспектов касается налогообложения. Ирландия заключила соглашения об отказе от двойного налогообложения с 72 странами, а налоговая амортизация активов здесь происходит за 8 лет. При покупке самолетов нерезиденты не облагаются НДС, а налог на прибыль предприятий равен 12,5%.
Лизинг самолетов что это
Авиационный лизинг – аренда воздушного судна с последующей возможностью его приобретения или без нее. Высокая стоимость самолетов и вертолетов создает условия для развития этого направления. В 2015 году рынок авиационного лизинга оценивался в 179 миллиардов долларов. По прогнозам Research and Markets, в 2021 году он достигнет 245 миллиардов долларов. Данной тенденции способствуют низкие процентные и арендные ставки, а также увеличивающийся спрос на новые самолеты.
Лизингополучатель может приобрести новое или б/у воздушное судно необходимой марки. Авиационный лизинг первоначально был востребован перевозчиками для увеличения или обновления парка самолетов. Сейчас этой услугой могут воспользоваться фирмы, которым требуется воздушное судно для собственных нужд.
Типы авиационного лизинга
Авиационный лизинг имеет особенности, отличающие его от других видов этой услуги. Они связаны с регистрацией, оформлением, а также регулярным обслуживанием.
Выделяют два вида лизинга: «сухой» и «мокрый». Основные различия между ними состоят в сроках договора и наличии дополнительных опций.
«Сухой» лизинг
«Сухой» лизинг – предоставление владельцем/арендодателем только самолета. Экипаж, страховка, регистрация, техническое обслуживание не включены в аренду. Срок действия договора составляет от двух лет.
«Мокрый» лизинг: преимущества и недостатки
«Мокрый» лизинг в авиации подразумевает эксплуатацию воздушного судна с дополнительными опциями. Лизингодатель оплачивает страховку, регистрацию, обслуживание ремонт, топливо, запасные части, обучение персонала. Договор заключается на срок от одного месяца до двух лет. Лизингополучатель оплачивает администрирование по часам. Данная схема авиационного лизинга подразумевает, что оплата налогов, сборов аэропортов и других пошлин ложится на арендатора.
Преимуществами «мокрого» лизинга для арендатора являются:
Взять самолет в лизинг могут молодые компании, у которых не хватает средств на приобретение авиационной техники. Для оформления услуги не требуется большое количество документов. Благодаря ей недавно появившиеся авиаперевозчики могут усилить позиции на рынке и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.
Основные недостатки сделок:
Данная услуга имеет преимущества для владельца воздушного судна:
Негативными сторонами «мокрого» лизинга самолетов являются:
Особенности оформления в России
Авиационный лизинг в России имеет свои особенности. Предметом двух третьих лизинговых договоров являются новые и бывшие в эксплуатации иностранные воздушные судна. Тенденция обусловлена тем, что они являются более безопасными и привлекательными для пассажиров.
«Мокрый» лизинг не применяется в РФ. Однако возможно заключение договоров на международном уровне. Условия в каждом случае определяются индивидуально.
Авиационный лизинг – востребованная услуга, которая дает возможность проверить на практике дорогостоящее воздушное судно перед тем, как приобретать один или несколько самолетов.
Как авиакомпании пополняют свой флот: лизинг самолетов для чайников
Финансовый лизинг
Это по сути кредит на 10 лет и больше. Авиакомпания получает самолет, использует его и параллельно выплачивает тело кредита и проценты. После завершения выплат воздушное судно переходит в собственность авиаперевозчика.
Недостатком такого лизинга является привязанность на многие годы к определенному самолету и невозможность более гибко менять флот в зависимости от ситуации на рынке.
Сухой лизинг
Лизинговая компания предоставляет самолет в аренду на несколько лет, по завершении которой самолет возвращается обратно собственнику. Это наиболее популярный в мире вид аренды воздушных судов.
При таком виде лизинга авиакомпания самостоятельно обеспечивает страховку самолета, техническое обслуживание, обучает экипажи, вносит авиалайнер в свой сертификат.
Когда срок лизинга заканчивается, авиакомпания может его продлить или же вернуть воздушное судно обратно.
Например, лайнеры-гиганты Airbus A380 из-за изменения ситуации на рынке стали проигрывать по эффективности самолетам меньшего размера. В результате авиакомпании после завершения срок лизинга начали их выводить их флота, а забота о том, что делать с остаточной стоимостью самолета и убытками, легла на плечи лизинговых компаний.
Мокрый лизинг
Мокрый лизинг предусматривает краткосрочную передачу самолета в аренду вместе со страховкой, экипажем, техническим обслуживанием. Заказчик при этом заправляет самолет, платит аэропортовые сборы и несет все коммерческие риски по заполнению салона пассажирами.
Обычно к такому виду аренды авиакомпании прибегают во время резкого роста авиаперевозок, например, в летний сезон, когда не могут оперативно увеличить свой флот или его рост не является целесообразным.
Также такой вид лизинга является спасением, когда у авиакомпании поломался самолет. В результате пассажиров можно оперативно отправить к месту назначения, а не заставлять ожидать много часов или даже дней, пока починят авиалайнер.
Благодаря такому лизингу на рынке даже появились авиакомпании, которые специализируются только на передаче своих самолетов и экипажей в аренду другим авиаперевозчикам.
Возвратный лизинг
Авиакомпания может купить по хорошей цене сразу целую партию самолетов. Однако чтобы освободить финансовые ресурсы, она перепродает воздушные суда лизинговой компании, возвращает деньги и берет самолеты уже на условиях сухого лизинга во временную аренду на несколько лет.