Лобридный антифриз что это такое
Типы антифризов
Текст не мой, но пусть висит тут. Часто надо кинуть ссылку на пободный ликбез, а под рукой ничего нет. Курсивом добавил пару слов от себя.
Общепринятой классификации антифризов нет, отсюда и постоянная путаница с делением антифризов по цвету. На практике часто используются спецификации группы VAG (Volkswagen Audi Group), для обозначения антифризов, карбоксилатных G-12, 12+, гибридных G-11, для обозначения лобридных «Lobrid coolants» G-12++, G-13.
Традиционные антифризы
Традиционные антифризы (старый, добрый Тосол относится сюда) в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants», «Conventional coolants», IAT (Inorganic Acid Technology).
Гибридные антифризы G-11
Гибридные антифризы содержат, кроме органических (карбоксилатных) ингибиторов, также и неорганические ингибиторы — силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технология). Обозначаются термином «hybrid coolants», HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
Лобрид антифризы G-12++, G-13
Начиная с 2008 г. появился новый вид антифризов, в которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятого обозначения. Разработчики называют их «Lobrid coolants» или «SOAT coolants».
Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, их не применяют на первой заправке автомобилей, они в основном вышли из употребления. (К отчественному автопрому это не относится ;)) Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 105 °C) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. Тосол и его многочисленные модификации относятся к традиционному типу антифризов.
Смешивать можно антифризы одного типа. Смешение антифризов разных типов не рекомендуется, так как это разбалансирует пакеты присадок.
Какой должен быть антифриз: виды и различия
Содержание
Вопрос эффективного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, казалось бы, давно решен инженерами и производителями автомобилей. На практике же с каждым годом он становится только актуальнее. Многие современные моторы отличаются не только более высокой рабочей температурой, но и большей хрупкостью. Все это является обратной стороной погони за эффективностью, экономией топлива и экологическими стандартами. Перегреть такой агрегат гораздо легче, а последствия перегрева могут быть существенно масштабнее, чем на старых чугунных ДВС.
Именно поэтому качественный антифриз в системе охлаждения автомобильного двигателя – это залог долгой и надежной работы целого комплекса узлов и агрегатов. Многие автовладельцы недооценивают требования к нему и выбирают эту жидкость практически «вслепую», руководствуясь принципом: какой должен быть антифриз, не важно, главное, чтобы не замерзал при отрицательных температурах. Но на самом деле, чтобы не терять время в сервисах и не тратить деньги на ремонт потекшего радиатора или на замену помпы, к выбору охлаждающей жидкости нужно подходить очень внимательно.
История создания охлаждающих жидкостей
Еще совсем недавно по историческим меркам в автомобильные радиаторы заливали обычную воду. Чтобы избежать ее замерзания в мороз, добавляли различные виды спирта. В частности, лучше всего себя показал в решении этой задачи этиленгликоль. Такая смесь не замерзала даже в серьезные морозы и в разы меньше была подвержена расширению, т. е. не было опасности, что она повредит радиатор и блок цилиндров.
Однако вскоре и у этиленгликоля выявили ряд недостатков. Главный из них был связан с сильной коррозионной активностью спирта, смешанного с водой. Нагретая охлаждающая жидкость буквально «поедала» металл ускоренными темпами. Проблему решили добавлением различных присадок, которые создавали на металлических поверхностях особый защитный слой.
Что такое «Тосол»
Данную разработку в СССР представил московский Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии. «Тосол» – торговое название охлаждающей жидкости, которое в дальнейшем стало нарицательным на всем постсоветском пространстве. Составлено оно было из первых трех букв в названии разработавшего технологию отдела (ТОС) и приставки «ол», используемой в обозначении спиртов (например, метанол, этанол).
Именно этот вид охлаждающей жидкости заливали в появившиеся в те годы «Жигули». Так появилось и мнение, что «Тосол» — это охлаждающая жидкость для отечественных автомобилей, а антифризы предназначены для иномарок. Конечно, это не более чем стереотип. «Тосол» – всего лишь один из видов антифризов.
Виды охлаждающих жидкостей в зависимости от состава
Разобраться в изобилии и различиях охлаждающих жидкостей на прилавке и их характеристиках достаточно сложно без понимания, чем отличается одна канистра от другой. Во-первых, большинство фирменных охлаждающих жидкостей состоит из двух базовых компонентов: спирта (обычно этиленгликоля) и воды. К ним бывают добавлены специальные полезные для автомобиля присадки, набор которых и отличает одну жидкость от другой. По составу присадок этиленгликолевые антифризы делятся на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, лобридные и гибридные (английские обозначения: traditional, OAT, lobrid, hybrid соответственно). Также в продаже представлены составы на основе пропиленгликоля. Разберем каждый из них отдельно.
Традиционные этиленгликолевые антифризы
В качестве ингибиторов коррозии в этих составах выступают неорганические вещества (фосфаты, нитриты, амины, силикаты и т. п). На этикетке встречаются обозначения traditional coolants, IAT (inorganic acid technology), conventional coolants. Их считают морально устаревшими из-за существования более удачных разработок.
Традиционные антифризы создают на всей внутренней поверхности системы охлаждения автомобиля тонкий слой, который защищает ее от негативных факторов. К сожалению, он отрицательно влияет на процесс теплоотдачи и относительно быстро разрушается (срок службы около двух лет). Осыпавшиеся частицы защитного слоя могут выступать в качестве абразива и приносить вред вместо пользы.
Однако составы данного типа вполне можно применять, несмотря на перечисленные недостатки. Достаточно не забывать менять жидкость каждые два года. Учитывайте также, что именно в этой нише существует наибольшее количество поддельной и низкокачественной продукции.
Карбоксилатные этиленгликолевые антифризы
Карбоксилатные охлаждающие жидкости отличаются присутствием органических карбоновых кислот в составе. Обозначаются в литературе и на этикетках как OAT (organic acid technology), сarboxylate coolants. В отличие от традиционных, присадки здесь не создают защитный слой на всей поверхности системы. Они концентрируются лишь там, где появляются очаги коррозии.
Все минусы описанной выше технологии были учтены разработчиками:
Данный класс назвать идеальным тоже нельзя, поскольку и он имеет недостатки. Карбоксилатные присадки начинают работать только когда процессы коррозии уже начались, то есть борются с проблемой, но не защищают от ее возникновения.
Гибридные этиленгликолевые антифризы
Стремясь устранить столь досадный недостаток карбоксилатных антифризов, производители постарались объединить их преимущества со свойствами традиционных составов. Так появилась гибридная технология. Можно встретить также другие обозначения: HOAT (hybrid organic acid technology) и hybrid coolants. Помимо органических присадок, в гибридные антифризы добавляются также неорганические. Японские производители чаще всего отдают предпочтение фосфатам, а европейские – силикатам. Эту разновидность применяют такие марки, как Volvo, Mercedes-Benz и BMW. Срок службы – от 3 до 5 лет.
Лобридные этиленгликолевые антифризы
Лобридные жидкости – последнее поколение этиленгликолевых антифризов, которое по своей сути является тоже гибридным. Они содержат в своем составе органические присадки с соединениями кремния, что обеспечивает дополнительную защиту алюминиевых деталей от коррозии. Температура кипения до 135 градусов Цельсия позволяет использовать их в самых теплонагруженных моторах современных авто. Заявленный срок службы достигает 200 тысяч километров и 10 лет, то есть такой антифриз заправляется в систему охлаждения на весь срок службы ДВС. Однако если Вы собираетесь проехать на своей машине больше 200 тысяч км, рекомендуется все же менять охлаждающую жидкость раз в 5 лет. Лобридные составы обозначаются как SOAT (Silicon enhanced Organic Acid Technology) или Lobrid.
Этот вид стоит отметить отдельно. Вместо привычной этиленгликолевой основы они содержат пропиленгликоль – более экологичное и менее ядовитое вещество. К нему тоже добавляются разнообразные защитные присадки. По своим свойствам такие антифризы аналогичны последнему поколению этиленгликолевых. Как правило, составы окрашиваются производителем в оранжевый или желтый цвет.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Большинство людей уделяют огромное внимание выбору моторного масла для двигателя, но при этом совершенно забывают про антифриз. Хотя правильная работа двигателя очень сильно зависит от этой охлаждающей жидкости.
Как выбрать правильный антифриз, гибридный, карбоксилатный и лобридный антифризы, обозначение и свойства, кавитация или кавитационная эрозия.
В настоящее время главный тренд современного автомобилестроения: увеличение мощности двигателя при уменьшении его объема и массы. Применение турбонаддува только увеличивает важность системы охлаждения. Уже не редки случаи, когда сама турбина расположена в развале блока цилиндров двигателя, нагревая все подкапотное пространство.
Автопроизводители всеми силами стараются убрать лишний вес под капотом автомобиля для лучшей развесовки и управляемости. Давно ушли в прошлое чугунные блоки двигателей, уступив место легкому алюминию. Внедряются магниевые сплавы. Например, на шестицилиндровых двигателях BMW серий N52 и N53 из магниевого сплава выполнена внешняя часть блока, «рубашка» системы охлаждения. Это позволило уменьшить вес на 10 кг по сравнению с цельноалюминиевой конструкцией.
Также магниевые сплавы используют для блок-картеров двигателей у мотоциклов. Известно, что данные двигатели были склоны к перегреву. Да еще и магний плохо воспринимал высокую температуру. Поэтому владельцы на своем опыте быстро убедились, как важно соблюдать сроки по замене антифриза.
С помощью системы охлаждения от двигателя отводится до 30% тепла, и применение дешевого и некачественного антифриза сильно уменьшает эту долю. Это может стать причиной коррозии на внешней стороне гильзы двигателя. А как известно, коррозия сильно уменьшает теплопроводность, примерно в 55 раз, что может вызвать локальный перегрев. Помимо загрязнения охлаждающих каналов ржавчиной, некачественный антифриз сам может выпасть в осадок.
Локальный перегрев может привести к повышенному расходу масла. От высокой температуры маслосъемные кольца достаточно быстро закоксовываются, и в худшем случае это может привести к задирам на зеркале цилиндра.
Особенности выбора правильного антифриза для вашего автомобиля.
Для того, чтобы избежать таких ситуаций, важно правильно выбрать тип антифриза. В советское время был доступен только один тип охлаждающей жидкости под маркой Тосол. В наше время выбор охлаждающей жидкости довольно обширен. Из-за того, что разными национальными регулирующими органами утверждено множество различных спецификаций, выбрать правильный антифриз довольно сложно.
Не облегчают задачу и сами автопроизводители. Большинство из них в технической литературе указывают только артикул фирменного OEM антифриза, без указания типа. Как известно, автопроизводители самостоятельно не занимаются производством антифриза, предпочитая заказывать продукцию у известных брендов. На примере продукции одного из лидеров рынка, немецкой компании Liqui Moly, мы разберем, в чем отличие у различных типов антифриза.
Для начала необходимо полностью забыть, что разные типы антифриза можно легко отличить по цвету. Поскольку ни вода, ни гликоль, ни пакет присадок не имеют цвета. Производители добавляют краситель на свое усмотрение для обозначения технической жидкости.
Гибридный антифриз, обозначение и свойства.
В технической литературе гибридный антифриз обозначают:
— HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
— Hybrid Technology.
— NF (Nitrite Free).
— G11 (по спецификации VW TL 774-C).
К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11. Он является антифризом первого поколения, где функции антикоррозионной защиты возложены на органические кислоты.
В европейских гибридных антифризах вместе с карбоксилатами используют силикаты. Такой тип антифризов наиболее распространенный и применяется на первых заправках автомобилей BMW, Mercedes (до 2014 года), Chrysler, Toyota, Лада. Срок их эксплуатации в каждом случае устанавливает производитель автомобиля. У антифриза Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11 срок службы увеличен до 3 лет, по сравнению с неорганическими антифризами.
Карбоксилатный (органический) антифриз, обозначение и свойства.
В иностранной литературе обозначается как:
— Carboxylate coolants.
— OAT (organic acid technology).
— SNF (silicate nitrite free).
— G12+ (спецификации Фольксвагена).
Его ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы. Они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии. К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12+ с комплексным пакетом ингибиторов ОАТ. Он содержит добавки аминов, нитритов, фосфатов, боратов, а также силикатов. Применяется для систем охлаждения двигателей марок: Chevrolet, Ford, Renault, Nissan, Suzuki.
Данный стандарт появился в 2006 году, и он совместим с антифризами предыдущего поколения. Срок службы увеличен до 5 лет, но если смешивать с антифризом стандарта G11 и аналогами, то срок службы сократится до 3 лет. Нередко об этом забывают сказать механики на СТО, доливая антифриз в систему при замене помпы двигателя. Как результат, через 2-3 года антифриз теряет свои свойства, и в системе может образоваться коррозия. А на стенках гильз и на крыльчатке помпы кавитационная эрозия.
Лобридный антифриз, обозначение и свойства.
В данных антифризах органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Общепринятое обозначение еще не установлено, поэтому европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные). Американские — N ОАТ (нитритно-карбоксилатные). Японские и корейские разработчики — Р ОАТ (фосфатно-карбоксилатные).
К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++, гибридный антифриз нового поколения с содержанием силикатов. Одним из преимуществ является повышенная температура кипения. Все присадки сохраняют свои свойства при высокой температуре, что позволяет применять его на современных теплонагруженных двигателях.
Например, Volkswagen использует данный тип для заливки на конвейере с 2008 года, a Mercedes с 2014 года. Допускается использование в азиатских автомобилях при обязательном условии полной замены с промывкой системы, иначе может образоваться осадок. Срок службы антифриза составляет 5 лет.
Лобридный антифриз с добавлением 20 % глицерина.
Самое современное поколение антифриза G13 появилось на свет в 2012 году и обязано в первую очередь заботе об экологии. При химически схожем с G12++ пакете присадок, часть ядовитого этиленгликоля заменили безопасным глицерином. Это позволило снизить вред от случайных утечек и упростить переработку. Используемые ингибиторы пока не имеют общепринятого наименования и называются «SOAT coolants» либо «Lobrid coolants».
К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 13. Этот продукт создан для новейших поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes. Благодаря силикатам, содержащимся в составе этого антифриза, на поверхности металлических деталей системы охлаждения образуется сверхтонкая антикоррозионная защитная пленка. Отличительной чертой антифризов G13 является неограниченный срок эксплуатации, если он заливается в новый автомобиль.
Другие типы антифризов.
Особое внимание на правильный антифриз стоит уделить владельцам автомобилей производства концерна PSA Groupe (Peugeot Citroen), где требуется своя спецификация PSA B71 5110. Для таких автомобилей подойдет антифриз Kuhlerfrostschutz KFS 33. Лобридный антифриз, содержащий в себе комбинацию из органического карбоксилатного пакета присадок и небольшой доли неорганических минеральных ингибиторов.
Содержание молибдатов — 1 000 мг/кг. Они применяются для гашения кавитации помпы, в соответствии с требованиями PSA. Данный антифриз можно смешивать только с антифризами G33 и его аналогами. Автопроизводитель рекомендует менять антифриз раз в 6 лет (или 120 000 км).
Состав антифризов разных типов.
Все представленные антифризы состоят из смеси гликоля, специального пакета антикоррозионных присадок и воды. В антифризе Kuhlerfrostschutz KFS 13 часть этиленгликоля заменена на глицерин, с целью снижения экологической опасности в случае утечки и при утилизации. Все это является стандартом для качественной работы двигателя. Опасен не только старый антифриз, но и некачественный. Он может привести к неправильной работе, локальному перегреву и повышенному износу двигателя.
Некоторые производители пытаются сэкономить на основе и вместо дорогого гликоля применяют дешевый метиловый спирт. Естественно это сказывается на износе двигателя и повышенной нагрузке на моторное масло, и в итоге поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией.
Кавитация или кавитационная эрозия.
Кавитационная эрозия — это физическое явление кавитации, образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды. Когда пузырьки длительное время схлопываются вблизи металлической поверхности, то из нее высекаются микрочастицы металла, и поверхность покрывается язвами (ямками).
Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок. Затем эти ямки разрастаются, углубляются, а при длительной кавитации стенка цилиндра пробивается насквозь. Кавитация гильз является одной из главных проблем, влияющих на срок службы двигателя. При поперечных колебаниях гильзы, вызванных движением поршня, в окружающей жидкости возникают волны разрежения и сжатия.
Нагретая жидкость постоянно вскипает и прекращает кипеть при понижении и повышении давления. Это провоцирует кавитационную эрозию гильзы, и приводит к ее разрушению. Для двигателя разрушение гильз означает капитальный ремонт.
От кавитации также страдает крыльчатка помпы. Здесь кавитация (образование и схлопывание пузырьков) возникает на концах лопастей крыльчатки за счет уменьшения давления при повышении скорости. Эти пузырьки «съедают» края лопастей, а в предельном случае крыльчатку целиком. Приходится заменять помпу.
Лучшие современные антифризы имеют в своем составе компоненты (пакеты присадок), способные уменьшить разрушительное влияние кавитации в десятки раз и продлить срок службы двигателя и помпы, но важно не забывать про сроки замены антифриза. Иначе пакет присадок перестанет выполнять свою функцию.
Классы антифризов
Все современные автомобильные охлаждающие жидкости состоят из этиленгликоля, воды и присадок. Иногда вместо этиленгликоля применяют менее токсичный полипропиленгликоль, но такие антифризы распространены меньше из-за дороговизны полипропиленгликоля и худших теплоотводящих свойств. Базовые компоненты, вода и этиленгликоль, составляют 93 — 97% объема жидкости, остальное — присадки. Именно присадки определяют антикоррозионные и антикавитационные свойства антифриза, срок эксплуатации, стоимость. Именно по присадкам отличаются друг от друга антифризы разных компаний-производителей. У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок.
Вопрос классификации антифризов, наиболее запутанный, так как существующая масса комбинаций присадок и цветов может легко ввести в заблуждение. Антифризы могут классифицироваться по пакетам присадок, входящих в них, по применению моноэтиленгликоля или полипропиленгликоля в составе. Существует региональная классификация европейских, североамериканских производителей; в азиатском регионе, как правило, антифризы разрабатываются и классифицируются каждым крупным автопроизводителем в отдельности.
Наиболее обобщающую классификацию антифризов в зависимости от пакета присадок можно разделить на несколько групп и подгрупп.
Неорганические (силикатные): содержат силикаты, являются одними из первых антифризов, прошедших процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:
североамериканского типа — присутствуют фосфаты, содержат амины и нитриты.
• европейского типа – применение фосфатов запрещено, не содержат аминов, в некоторых отсутствуют нитриты.
В североамериканских также существует небольшая подгруппа так называемых Low Silicate Formula, т.е. антифризов с пониженным содержанием силикатов. Стоит отметить, что у большинства современных антифризов произведенных в Европе содержание силикатов снизилось, и они могут рассматриваться как аналог американских Low Silicate Formula.
Органические (карбоксилатные): содержат сложные карбоксилатные кислоты в качестве ингибитора коррозии. Они тоже бывают разными, и по составу и по цвету:
• антифризы 1 типа (североамериканские и европейские производители). По составу практически идентичны между собой. Главной особенностью является то, что все они содержат в основном два или больше типа карбоксилатных кислот, но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов.
• антифризы 2 типа (азиатские производители). Содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые части двигателя.
Гибридные: в нем используется один тип карбоксилатных кислот (тот же что и карбоксилатных 2 типа) и небольшое количество силикатов. Несмотря на то, что данный тип антифриза не должен содержать фосфатов, на самом деле они присутствуют, только в совсем незначительном количестве.
Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.
Присадки оказывают следующее действие на систему охлаждения автомобиля:
Силикаты: действуют очень быстро и в случае коррозии металлической поверхности быстро заделывают поврежденные места. Основным недостатком является низкая стабильность и быстрый расход. При выпадении в осадок представляют собой абразив, который может сокращать срок службу уплотнений водяного насоса. На очагах коррозии образуют толстую пленку силикатов, ухудшающую теплоотвод.
Фосфаты: также как и силикаты, эффективно защищают алюминиевые части и, в частности, водяной насос от коррозии, вызываемой кавитацией.
Большинство японских автомобилей имеют меньший объем системы охлаждения, чем европейские или американские автомобили и для эффективного охлаждения скорость циркуляции в системе выше. Большинство японских производителей рекомендуют использовать антифризы безсиликатного, но фосфатного типа только по этой причине. В Европе фосфаты не используются, главным образом, по причине часто повышенной жесткости воды, из-за которой фосфаты выпадают в осадок (проблема решается использованием деминерализованной воды). Несмотря на то, что для борьбы с коррозией европейцы используют другие эффективные композиции ингибиторов коррозии, все-таки, было бы более целесообразно использовать то, что рекомендуют японские производители для своих двигателей.
Карбоксилаты: действую намного медленнее, но более продолжительное время. Эффективно защищают алюминий и другие металлы, за счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод более эффективный. Наилучшим образом подходят для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. Некоторые типы карбоксилатных антифризов не являются лучшим выбором для систем, в которых используется медно-латунный радиатор.
В качестве основных отрицательных моментов можно было бы отметить следующие:
• В двигателях использующих чугун иногда возникает коррозия из-за низкого уровня антифриза. При этом частички ржавчины могут забивать соты радиатора.
• Один из ингибиторов коррозии (2-EHA — тот, который не используется в карбоксилатных антифризах 2 типа) может вызывать размягчение прокладок и являться причиной течи.
• Низкая эффективность некоторых антифризов в защите припоя с высоким содержанием свинца.
К положительным моментам можно отнести более эффективный теплоотвод при использовании этого антифриза, за счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности и длительный срок эксплуатации.
Самые распространенные антифризы на российском рынке, производятся по классификации, принятой в 70-х годах европейскими производителями, которая включает следующие классы:
G11 – антифризы, созданные по традиционной (силикатной) технологии. В качестве присадок защищающих двигатель от коррозии используют неорганические вещества силикаты совместно с различными комбинациями солей неорганических кислот — боратов (буры), нитратов, нитритов, бензоатов. Они покрывают металлические поверхности защитным слоем до 0,5 мм. и предотвращают систему охлаждения от разрушения. Как правило, это самые дешевые антифризы, с небольшим пакетом присадок. Минус такого антифриза в том, что он значительно снижает процесс теплоотдачи. К тому же этот защитный слой со временем начинает разрушаться и осыпаться. Силикаты имеют склонность к образованию гелей и абразивных частиц, состоящих из окиси кремния (из нее состоит кварцевый песок), засоряющих систему охлаждения, разрушающих помпу. Нитриты очень быстро окисляются и требуют регулярного пополнения. Именно по этой причине, такой антифриз необходимо менять не реже чем раз в 2 года. В стандарте имеет зеленый или синий цвет. Для обозначения технологии в названиях антифризов применяют термин IAT (Inorganic Acid Technology).
G12 — следующий этап развития антифризов. Недостатки силикатной технологии решили устранить путем замены силикатов на органические кислоты. В них отсутствуют неорганические соединения, характерные для силикатных антифризов. Основу пакета присадок составляют два или более типа солей алифатических карбоновых кислот (карбоксилатов), которые являются непревзойденными ингибиторами коррозии, стабильными при высоких температурах, выдерживающими длительный срок эксплуатации. Такие присадки не образуют защитного слоя, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, образуя защитный слой толщиной не более 0,1микрона. Кроме того, G12 имеет отличную теплоотдачу и успешно предотвращает коррозию черных и цветных металлов, а также высокотемпературную коррозию алюминиевых сплавов. Минимальный срок эксплуатации антифриза увеличился до 5 лет. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета антифризы этого класса более дорогие. В стандарте имеет красный цвет. Для обозначения технологии в названиях антифризов применяют термины (Organic Acid Technology), LLC (Long Life Coolant), ELC или XLC (Extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free).
G12+ — гибридная технология, сочетающая в себе силикаты и органические кислоты. Имеют повышенный срок эксплуатации. В стандарте имеет красный или розовый цвет. Для обозначения технологии в названиях антифризов применяют термины HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology, NF (Nitrite Free).
G12++ — занимают промежуточное положение между гибридными и карбоксилатными. Пакеты присадок состоят в основном из карбоксилатов с добавлением небольшого количества (не более 10% от присадок) неорганических компонентов, как правило, силикатов (около 250 мг / л). На мощных двигателях, силикат обеспечивает быстрое формирование так называемого ингибированного слоя на поверхности, что предотвращает коррозию. Имеют большой срок эксплуатации и повышенную точку кипения (до 135 °C). В стандарте имеет красный, оранжевый или малиновый цвет. Для обозначения технологии в названиях антифризов применяют термины Lobrid и SOAT.
G13 – последний этап развития современных антифризов. Вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеет безвредную и «экологически чистую» глицериновую или пропиленгликолевую основу. Пакеты присадок состоят из карбоксилатов с добавлением неорганических компонентов. Такой антифриз полностью соответствует антифризу G12++. К минусам можно отнести снижение теплоотдачи двигателя, по сравнению с G12++. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Самые дорогие антифризы. В стандарте имеет желтый или оранжевый цвет. Для обозначения технологии в названиях антифризов также применяют термины Lobrid и SOAT.
Менее распространены на российском рынке антифризы, произведенные по американской классификации, схожей с европейской, но с некоторыми различиями:
G48 — антифриз силикатного типа, аналогичен европейскому G11. Содержит силикаты, бораты, нитраты, нитриты, бензоаты. В отличие от G11 в состав входят дополнительно фосфаты и амины, содержание нитритов, выше, чем в G11. Цвет может быть зеленым, сине-зеленым или желтым.
G30, G34 и G33 — антифризы карбоксилатного типа, полный аналог европейского G12. Цвет розовый, оранжевый или красный.
G05– гибридный карбоксилатный антифриз, аналог европейского G12+. Содержит очень небольшое количество фосфатов и нитритов. Цвет розовый, оранжевый или малиновый.
G40 – гибридный карбоксилатный антифриз, аналог европейского G12++. В отличие от европейского G12++ содержит нитриты вместе с силикатами, иногда содержит молибдаты. Цвет желтый, зеленый или оранжевый.
Японские производители выпускают антифризы собственной классификации. Вместо силикатов, в гибридных антифризах типа G12+, G12++, используются фосфаты. В карбоксилатных антифризах используется только один тип — «ELC» карбоксилатную кислоту.
В России ГОСТ 28084-89 нормирует у охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля основные показатели: внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это остается на усмотрение производителя, при этом техническая сертификация антифриза необязательна. ГОСТов, которые регламентируют срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Для примера самый распространенный антифриз ТОСОЛ обычно не содержит специальных ингибиторов, предотвращающих высокотемпературную коррозию алюминия, поэтому применять его в двигателях с алюминиевыми блоками цилиндров, алюминиевыми радиаторами, а также в дизельных двигателях с термонагруженной алюминиевой головкой блока не рекомендуется.
Зарубежные антифризы в основном соответствуют нормам ASTM и SAE. Они регламентируют свойства концентратов и антифризов, исходя из их основы (этиленгликоля или пропиленгликоля) и условий эксплуатации.
Следует знать, что многие производители не придерживаются цветовой классификации для классов и иногда выпускают все классы одного или двух цветов. Например, у Esso все антифризы темно-синие, у Neste — всегда ядовито-зеленые, Honda выпускает зеленые, Unocal 76 – малиновые, а TCL – зеленые и красные.
Многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации, с дополнительными требованиями. Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимые концентрации.
Для европейских производителей антифриза характерно то, что более 90% европейского рынка пакетов присадок занято компанией BASF. Она уже ни один десяток лет изготавливают так называемый суперконцентрат для классов G11 и G12 (просто пакет присадок). Этот продукт имеет свою торговую марку Glysantin.
Такие производители как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil, AWM и т.д. приобретают данный суперконцентрат, добавляют воду и этиленгликоль, фасуют в канистры и продают. Так что по составу антифризы этих компаний оказываются идентичными.