Логопед в школе с чего начать
Из опыта работы школьного логопеда «Организация логопедической службы на школьном логопункте»
Из опыта работы школьного логопеда
Тема: «Организация логопедической службы на школьном логопункте«.
Необходимость постановки этой проблемы упирается в вопрос: «Как избежать школьной неуспеваемости младших школьников, имеющих речевую патологию?»
Вопрос очень наболевший, так как без эффективной и своевременной логопедической помощи, именно эти дети дают основной % школьной неуспеваемости. Как избежать этого и добиться стойкого конечного результата в логопедической работе?
Хочу поделиться своим практическим опытом и выделить следующие направления в логопедической работедля достижения этой цели:
1. своевременное выявление детей с речевыми нарушениями (в сентябре для учащихся 1 классов);
2. точная диагностика речевой патологии;
3. совместная работа логопеда с учителями и родителями.
Более подробное обследование логопед проводит в сентябре (с 1 по 15) в присутствии родителей (обязательно с амбулаторными картами из поликлиники).Наличие амбулаторных карт и присутствие родителей преследует следующие цели:
1. выявление подробного анамнеза, что необходимо для более четкой диагностики;
2. демонстрация родителям речевых возможностей детей;
3. необходимость логопедической помощи данному ребенку;
4. убеждение в необходимости, если есть показания, лечения у детского психиатра, ортодонта, невропатолога, окулиста.
В начале учебного года провожу беседы на классных родительских собраниях с целью пропаганды логопедических знаний и профилактике речевых расстройств.Например по темам: «Виды речевых нарушений и их причины», «Профилактика нарушения письма и чтения», «Причины заикания, первая помощь при заикании» и т. д.
Параллельно, на совещании учителей освещаются результаты обследования детей, анализируется каждый ребенок, его диагноз и речевые возможности. Учителю предлагаются варианты психологической помощи данному ребенку, с целью адаптации к учебному процессу и пути реализации его речевого потенциала. Убеждаю педагогов в необходимости осуществления контроля за посещением логопедических занятий детьми (каждому педагогу объявляется график посещения логопедических занятий детьми данного класса).
С 16 сентября родители имеют возможность посещать логопедические занятия, хорошо наблюдая своих детей в процессе работы, знакомятся с содержанием логопедической работы и убеждаются в ее необходимости. В конце октября в логопунктепроводится родительское собрание по итогам речевого обследования: знакомлю родителей с речевыми диагнозами, объясняю причины речевых нарушений и необходимость активного участия родителей в логопедических занятиях, освещаю цели и задачи логопедической работы.С октября месяца родителям предлагаются индивидуальные и фронтальные консультации по следующим темам: 1.»Нарушения письма и чтения у младших школьников, их причины и предупреждение», «Практические рекомендации. «», «Психологический климат в семье». и т. д.
Подробно объясняю родителям из каких моментов складывается процесс письма и чтения, какие анализаторы участвуют в этих процессах (слуховой, зрительный, рече-двигательный) и как важно развивать эти анализаторы для нормализации письма и чтения. На этих консультациях большое внимание уделяю режиму сна и питания, с целью активизации памяти, логического мышления, внимания, нормализации поведения, что составляет основу любого обучения. Предлагаю детям вести дневники учета режима сна, контролирую эти наблюдения. Так постепенно родители вовлекаются в процесс комплексного воздействия, принимают в нем самое активное участие и все больше убеждаются в необходимости логопедической помощи для своих детей.
Работас учителями продолжается в течение всего учебного года: выступления на педсоветах и совещаниях, индивидуальные консультации о выяснении дисграфических ошибок и их отличия от грамматических; беседы о профилактике нарушений письма и чтения; анализ ошибок в индивидуальных творческих работах учеников, конкретные, целевые,фронтальные консультации на следующие темы: «Развитие фонематического восприятия у младших школьников«. Практические рекомендации.
«Развитие зрительного восприятия у младших школьников«
«Заикающийся ребенок в школе«
Практические рекомендации для индивидуального подхода к заикающимся ученикам.
Консультации подкрепляются показом логопедических занятий, где педагоги, имеют возможность увидеть своих детей в процессе логопедического воздействия, я также посещаю их уроки, где наблюдаю, как мои логопаты реализуют на уроках полученные логопедические знания (использование навыков звуко-буквенного анализа, закрепление правильного звукопроизношения, умение владеть свободной от заикания речью, навыками развития связной речи и т. д.). Совместно с учителями провожу анализ диктантов за каждую четверть, с целью выявления дисграфических ошибок и их отличия от грамматических. В логопункте также провожу контрольные диктанты после каждой темы и вкладываю их в речевую карту, все это дает возможность отслеживать наличие положительной динамики. Ведется анализ техники чтения каждого ученика в конце четверти, результаты представляются на стенде наблюдений и информации для учителей и родителей.
В конце учебного года проводится родительское собрание на тему: «Результаты логопедической работы с детьми» Подробно объясняю родителям, с кем логопедическая работа закончена, а кто из учеников нуждается в продолжении логопедической работы и почему. Предлагаю практические рекомендации на летний период для закрепления достигнутых результатов. При необходимости приглашаю на итоговое родительское собрание детского психиатра, который проводит анализ медикоментозного лечения, его достаточности или необходимости продолжения.
По результатам логопедической работы проводится совместный анализ с учителями каждого ребенка, особое внимание обращается на итоги школьной успеваемости по русскому языку и чтению на конец учебного года. По этим данным составляю анализ логопедической работы с учащимися по итогам школьной успеваемости на конец учебного года, где освещается оценка за годовой контрольный диктант, прилагаются результаты техники чтения на начало и конец учебного года, выясняется итоговая успеваемость.
Также в этом анализе учитываются учащиеся, которые по разным причинам отказались от логопедической помощи.
Все учащиеся с положительными результатами логопедической работы находятся под контролем в течение шести месяцев с целью профилактики рецидивов. Этот контроль провожу путем отслеживания письменных работ (диктантов, технике чтения и бесед с учителями, которые высказывают свои наблюдения.
Все вышеперечисленное помогает мне правильно организовывать логопедическую службу в школьном логопункте и добиться положительных результатов в работе с детьми.
Организация разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке (из опыта работы) «Организация разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке» Двигательная активность – это естественная потребность в движении.
Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ» Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается.
Из опыта работы учителя-логопеда Моей знакомой девочке Алисе исполнилось два года. Это сообразительный, умный ребенок, только говорить «не хочет», но очень любит клеить,.
Из опыта работы учителя-логопеда по применению метода биоэнергопластики в ДОУ С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой.
Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.
Опыт коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребёнком с ТНР в логопедической группе ДОУ комбинированного вида Существует множество руководств и практических пособий, посвященных проблеме коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Организация логопедической работы для учащихся с ОВЗ В последнее время наблюдается рост различных отклонений развития, в частности задержка психического развития (ЗПР, которая проявляется,.
Первое родительское собрание на логопункте ДОУ «Речевые нарушения и организация коррекционной работы» БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСНЯНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТРОСНЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК».
Организация проектной деятельности в детском саду. Из опыта работы Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.
Как стать логопедом: с чего начать и что нужно?
Логопед — это специалист, который занимается людьми с речевыми нарушениями. Он работает не только с детьми, но и со взрослыми. Детей с проблемами в речи становится больше, поэтому эти специалисты становятся все более востребованными. С чего начать и как стать хорошим логопедом?
Обязанности специалиста
Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:
Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.
Особенности характера
Как стать хорошим логопедом? Прежде всего, нужно обладать определенными чертами характера. Ведь специалисту нужно общаться не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Поэтому логопед должен быть коммуникабельным, уметь находить подход к каждому клиенту. Специалист должен суметь объяснить всю важность занятий.
И также логопед должен быть дипломатичным, обсуждая с родителями и клиентами результаты диагностики. Ему необходимо показать, что все проблемы с речью можно исправить или скорректировать, если они будут следовать его рекомендациям.
Кроме того, логопед должен ответственно подходить к своей работе. Ведь от того, насколько правильно он составит коррекционный план, зависит, получится ли исправить речевое нарушение. И, конечно, логопед должен не только любить детей, но и уметь общаться с ними и находить к ним подход.
Приветствуется творческий подход к работе: ведь нужно придумывать интересные задания, чтобы детям не было скучно. И также при работе с ними нужно использовать наглядный материал и, чтобы постоянно не тратить деньги на его покупку, вы можете делать его самостоятельно. Кроме того, логопед должен стремиться к постоянному саморазвитию — посещать различные семинары, тренинги и проходить курсы повышения квалификации. Если вы обладаете такими качествами характера, то вам подходит эта сфера деятельности.
Образование
Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.
Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.
Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.
Работа в образовательных учреждениях
Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.
После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.
Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться. А в профессии педагога это важное качество.
Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.
Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.
Регистрация ИП
Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.
Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.
Помещение
Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.
Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.
Оборудование
Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:
Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.
Реклама
Сделайте красочные буклеты, которые можно оставить в образовательных учреждениях, больницах и торговых центрах. Создайте группу в социальных сетях, где будете общаться с родителями, делиться полезной информацией по речевому развитию. И самая лучшая реклама — это отзывы благодарных клиентов, которым помогли ваши занятия.
Как стать логопедом и с чего начать? Пообщайтесь с теми, кто работает по этой специальности, поинтересуйтесь, что они считают самым важным в работе. Но главное — это стремление к саморазвитию и желание помогать людям красиво и правильно говорить, а для этого нужно совершенствовать навыки и умения.
Как работает логопед в школе
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.
Организация работы логопеда в обычной школе
В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.
Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.
Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.
С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.
Как распределяется рабочее время школьного логопеда
К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:
группа первоклассников — 35 минут;
группа детей 2-4 классов — 45 минут;
подгруппа — 20-25 минут;
индивидуальное занятие 15-20 минут.
Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).
Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.
Речевая карта школьника
Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:
класс, фамилия, имя и возраст ученика;
домашний адрес и телефон родителей;
дата, когда зачислен на занятия в логопункт;
успеваемость по русскому (родному) языку;
жалобы родителей, учителей;
заключение сурдолога и психиатра;
данные о развитии речи и общем развитии;
характеристика артикуляционного аппарата и речи;
сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;
характеристика на ребёнка учителя и психолога;
результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.
Основные задачи деятельности логопеда
проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;
корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;
проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;
логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.
Информация для родителей
Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.
Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.
Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
Наталья Игнаткина
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
1. Правовые аспекты организации логопедической работы в
общеобразовательных школах
1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда
1.2. Права учителя-логопеда
1.3. Ответственность учителя-логопеда
2. Основные задачи учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной
школе
3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда
3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся
3.2. Коррекционно-образовательная работа
3.3. Работа учителя-логопеда во время школьных каникул.
3.4. Работа учителя-логопеда в июне
В настоящее время отмечается большое увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Особенно это хорошо наблюдается у детей дошкольного возраста, но в последнее время речевые нарушения часто стали встречаться у детей на школьном этапе обучения. В связи с этим у детей возникают трудности в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по другим учебным предметам. Также возникают проблемы в общении со сверстниками, даже могут появиться комплексы и снизиться самооценка, которые, в свою очередь, могут привести к замкнутости личности ребенка и вызвать явление дезадаптации к школьному обучению и социальной среде.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.
В общеобразовательных школах открываются логопедические кабинеты. В связи с этим весьма актуален вопрос организации логопедической работы в общеобразовательной школе.
1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах.
Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов,имеющих различные речевые нарушения:
«Общее недоразвитие речи» (ОНР);
«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);
«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);
«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);
«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи.
Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ и составляет 56 календарных дней (основание: Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска, сроком до одного года (основание: Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570). Логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (основание: Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических и работников культуры»).
Логопедический пункт создается в образовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов I ступени начального общего образования и трех — восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского образовательного учреждения — не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения — не более 20 человек (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (основание: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета, технических средств обучения, освещения и т. п., [1]
1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.
Учитель-логопед логопедическогопункта обязан выполнять следующие должностные обязанности:
1. В своей профессиональной деятельности учитель-логопед стремится к выполнению задач, стоящих перед образовательным учреждением (далее — ОУ, и руководствуется Уставом образовательного учреждения и его локальными нормативными актами;
2. Учитель-логопед должен быть в курсе современных достижений логопедии, обязан применять современные, научно обоснованные методы;
3. Учитель-логопед должен знать и учитывать границы собственной компетенции. Он не должен браться за решение задач, невыполнимых при современном состоянии логопедической науки и практики и уровне его профессиональной подготовки, а также задач, находящихся в компетенции специалистов иных профессий;
4. Учитель-логопед обязан оказывать необходимую и возможную логопедическую помощь ребенку в решении логопедических проблем, учитывая его индивидуальность и конкретные обстоятельства и руководствуясь принципом «не навреди», т. е. в форме, исключающей нанесение вреда здоровью, благосостоянию, чести и достоинству как самого ребенка, так и третьих лиц;
5. Учитель-логопед обязан хранить в тайне сведения об обратившихся к нему за помощью, а также служебную и профессиональную тайны.
При работе на логопедическом пункте при ОУ учитель-логопед обязан:
— организовывать диагностические обследования и своевременно выявлять обучающихся с речевой патологией; выявление учащихся для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по графику, согласованному с руководителями ОУ; — проводить зачисление обучающихся на логопедический пункт, комплектовать группы;
— проводить занятия с учащимися по устранению различных нарушений речи и содействовать преодолению обусловленной ими неуспеваемости по русскому языку; занятия с обучающимися проводятся по расписанию в часы, свободные от уроков;
— осуществлять систематическую связь с заместителями директоров по учебной работе курируемых школ, классными руководителями и родителями учащихся, посещающих логопедический пункт;
— посещать уроки в целях выработки единой направленности в работе логопеда и учителя с учащимися, имеющими нарушения речи;
— осуществлять взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);
— информировать педагогический совет школы о задачах, содержании и результатах работы логопедического пункта;
— по завершении занятий проводить выпуск (выпускное занятие, на котором оцениваются успехи детей, получивших логопедическую помощь;
— проводить среди учителей и родителей учащихся пропаганду логопедических знаний по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи;
— участвовать (выступать с сообщениями и докладами) в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов;
— посещать и активно участвовать в методических объединениях учителей-логопедов ОУ;
— знать содержание программы по русскому языку, владеть методами и приемами обучения русскому языку, учитывать их в своей работе, использовать дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;
— регулярно проводить родительские собрания и консультации;
— заниматься оборудованием кабинета и систематически оснащать кабинет необходимым дидактическим материалом;
— поддерживать связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогической комиссии;
— систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
— выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
— немедленно сообщать администрации ОУ о несчастном случае, произошедшем с ребенком в помещениях логопедического пункта;
— вести документацию по установленной форме;
1. Список учащихся с недостатками речи.
2. Журнал обследования устной и письменной речи.
3. Журнал учета посещаемости (групповых и индивидуальных) занятий.
5. Годовой методический план работы учителя-логопеда.
6. Перспективный план работы.
7. Поурочные планы работы на каждую группу.
8. Конспекты или развернутые планы логопедических занятий.
9. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.
12. Годовой отчет о работе учителя-логопеда;
— в конце учебного года составлять отчет о работе логопедического пункта и предоставлять его администрации ОУ;
— составлять расписание работы логопедического пункта к началу учебного года, согласовывать его у директора школы (где расположен логопедический пункт) и утверждать у администрации ОУ. [1]
1.2. Права учителя-логопеда
Учитель-логопед имеет право:
— на определение приоритетных направлений в работе с детьми;
— на инициативу, свободу выбора методик работы по утвержденным в ОУ программам;
— на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;
— на участие в управлении ОУ путем обсуждения важнейших вопросов деятельности ОУ;
— на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы;
— на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;
— на защиту своей профессиональной чести и достоинства; — на моральное и материальное стимулирование труда;
— на повышение своей профессиональной квалификации. [1]
1.3. Ответственность учителя-логопеда Учитель-логопедОУ несет ответственность:
— за выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;
— за исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;
— за обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий;
— за сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;
— за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;
— за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
— за грамотное применение научно обоснованных методик;
— за соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса. [1]
2. Основные задачи учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе.
Основными задачами учителя-логопеда,являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
• предупреждение и профилактика речевых нарушений;
• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пятидесяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. [4]
3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда.
3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся.
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. [2] Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2—4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2—4-х классов. [1]
Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.
Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения») (табл. 1).[1]
В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете или же в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы в течение второй половины дня, т. е. после уроков.
Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая. [2]
Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1—3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год. Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости. [1]
3.2. Коррекционно-образовательная работа.
К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. работы логопед. пункта ОУ»).
Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10—15 минут, между подгрупповыми занятиями — 5—10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работыпо своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.
Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (одно- или двухсменный, от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики) (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. работы логоп. пункта ОУ»).
Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели этих групп направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня.
Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине; учитель начальных классов также не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятых мер — инспектору отдела образования.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
• не менее трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;
• не менее двух-трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи;
• не менее одного-двух раз в неделю — с обучающимися, имеющими фонетический дефект;
• не менее трех раз в неделю — с заикающимися обучающимися. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной — дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) (основ: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. раб. лог. пункта ОУ»). Предельная наполняемость групп регламентируется. [1]
3.3. Работа учителя-логопеда во время школьных каникул.
Время школьных каникул всегда бывает заполнено различными мероприятиями, которые организуют и проводят учителя. Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии, поэтому логопедические занятия в этот период не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2—4-х классов по письменным работам.
Это позволяет выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками. В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х классов по прописям и тетрадям.
Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.
Учитель-логопед проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу, выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в медицинских картах.
Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике, то в дни весенних каникул целесообразно провести методическое объединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе логопедов школьных и дошкольных медицинских учреждений.
В дни школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). При этом следует учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопед должен иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).
Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района. [1]
3.4. Работа учителя-логопеда в июне.
Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать семинары, организованные и в других районах.
В случае, если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с теми детьми, которые будут поступать в школы, но имеют нарушения звукопроизношения и прикреплены к данному логопедическому пункту. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, либо в помещении логопедического пункта. [3]
Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.
Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Школьный логопед обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу).[1]
Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школерегламентируется правовыми актами: постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства образования РФ, Постановлениями Минтруда РФ, Инструктивными письмами Министерства образования РФ, Федеральными законами.
Учителю-логопеду необходимо исполнять свои должностные обязанности. Так же он имеет права и несёт ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей.
Логопедические занятия в период школьных каникул не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2—4-х классов по письменным работам. В период зимних каникул исследует прописи первоклассников. Пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте. Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов
1. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда. Рекомендовано главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Гособразования СССР МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991
4. http://iemcko.ru/700.html Из книги Аманатовой М. М. «Справочник школьного логопеда«— Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.
Организация работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе с использованием технологии эффективной cоциализации Ключевые слова: подготовка к школе, эффективная социализация, технологии эффективной социализации. Подготовка детей к школе является одной.
Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.
Организация логопедической работы с детьми раннего возраста Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и.
Организация развивающих занятий по подготовке детей к школе в практике работы педагога-психолога в ДОУ Организация развивающих занятий по подготовке детей к школе в практике работы педагога-психолога в ДОУ. Психологическое спроворждение согласно.
Опыт работы «Организация работы старшего воспитателя по профессиональной компетентности педагогов» Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической.
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно.
Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.