Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Ночевкина Алёна Игоревна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Детский психолог Горина Екатерина

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог Светлана Ткачева

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Глава 8. Нарушения речевых функций при органических повреждениях мозга

8.1. Общая характеристика речевых расстройств в детском возрасте

8.1.1. Нарушения речи

Нарушения речи могут возникать при поражении разных уровней ре­чевой системы. Они могут быть следствием как органических повреж­дений мозга, так и функциональных изменений в работе мозга.

Детский невропатолог Л. О. Бадалян (1984) выделяет следующие группы речевых расстройств у детей в зависимости от причин их воз­никновения.

1. Речевые нарушения, связанные 2 поражением нервной системы:

2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменени­ями центральной нервной системы:

3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артику­ляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

8.1.2. Дизартрии

Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, которое связано с нарушением артикуляции. Возникает как часть сложного комплекса

органических нарушений ЦНС, среди которых ведущее место занима­ет ДДП. Характеризуется параличами и парезами.

В отношении речи эти органические поражения приводят к паре­зу мышц артикуляционного аппарата, то есть органов человека, уча­ствующих в речевом акте (язык, губы, небо, голосовые связки, диаф­рагма).

Существуют разные формы дизартрий, в зависимости от того какая часть мозга повреждена.

Общий их признак — неразборчивая речь, нечеткое произнесение звуков, слов, фраз. Речь может быть гнусавой, монотонной, невырази­тельной, голос либо напряженный, хриплый, либо очень тихий, сла­бый.

Крайний вариант выраженности дизартрии — отсутствие разви­тия устной речи. Возникает при параличе артикуляционных мышц и носит название — анартрия. В этом случае возможны только от­дельные голосовые реакции, отдаленно напоминающие звуки речи, а также передача голосом приблизительной ритмической структу­ры фразы. Голос, как правило, носит гнусавый оттенок. При дизар­трии (и даже анартрии) возможно сохранение нормального интел­лекта.

8.1.3. Алалии

Алалии возникают в связи с органическим поражением мозга, часто после родовых травм и в раннем постнатальном периоде до начала формирования речи.

В этом случае нет параличей и парезов артикуляционного аппарата. Имеет место общее недоразвитие речевой функции. Ребенок не может породить слово, плохо понимает чужую речь. При этом у него сохра­нен слух. При разных формах алалии возможно преимущественное на­рушение экспрессивной (моторные алалии) или импрессивной речи (сенсорные алалии).

При сенсорной алалии дети не могут распознать звуков речи, при моторной — нарушается «знание» того, как оперировать органами артикуляции (куда поставить язык, как сложить губы и т. д.). Орга­ны артикуляции при возможности двигаться теряют управление дви­жением, то есть либо перестают двигаться, либо движутся в непра­вильном направлении, что делает невозможным произнесение звуков.

В результате ребенок не может овладеть речью, но может вырабо­тать невербальные навыки.

Отличие от афазии — не связано с нарушением работы уже сфор­мированной системы (Визель Т. Г., 1995).

8.1.4. Афазии

Результаты нейропсихологических исследований свидетельствуют о высокой специфичности речевых расстройств, возникающих при очаговых поражениях головного мозга в детском возрасте. Обследова­ние детей сразу же после операций на структурах левого полушария показывает, что симптомы нарушения речевых функций по-разному проявляются в зависимости от локализации зоны хирургического вме­шательства. Особенностью симптомов речевых нарушений, возника­ющих у детей непосредственно после операции, является то, что они полностью совпадают с расстройствам, которые наблюдаются у взрос­лых больных при той же локализации мозгового повреждения.

Однако, в отличие от взрослых, речевые расстройства у детей явля­ются нестойкими и быстро регрессируют. Быстрое спонтанное восста­новление речевых функций после операций на левом полушарии на­блюдается у детей и младшего и старшего (до 16 лет) возраста, то есть, как считается, после завершения функциональной специализации мозга.

На проявление речевых расстройств у детей оказывает влияние та­кой фактор, как характер патологического процесса.

Высокая пластичность мозга приводит к тому, что медленно расту­щие, доброкачественные опухоли также протекают без видимых рас­стройств. Описываются случаи, когда опухоли занимали практически все левое полушарие, и при этом даже сенсибилизированные нейро- психологические пробы выполнялись больными безошибочно. Напри­мер, у больного 15 лет с опухолью левой височной области размером 15 х 14 х 13 см отмечались лишь замедление темпов речи и единичные забывания названий предметов (Симерницкая Э. Г., 1985). Поэтому за­фиксировать отчетливые нарушения речи удается только при быАро развивающихся процессах или сразу после оперативного вмешатель­ства, то есть в «острый» период заболевания. Только в этом случае мож­но видеть симптомы, относящиеся к разным формам афазии (амнести- ческой, акустико-мнестической, афферентной моторной и др.).

В более отдаленном, «холодном» периоде нарушения речи у детей практически не наблюдаются, и их можно выявить только в специали­зированном нейропсихологическом обследовании.

Другим фактором, оказывающим влияние на особенности афатических нарушений у детей, является возраст, в котором ребенок забо­лел. Если заболевание начинается в возрасте 3-4 лет, когда речевые функции уже сформированы, но еще недостаточно закреплены, то речь может быть утеряна полностью (Трауготт Н. Н., Кайданова С. И., 1975; Храковская М. Г., 2001).

Источник

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Нарушения речи у детей лучше всего корректируются в детсаду или в процессе дошкольных занятий. Сегодня мы рассмотрим, откуда берутся проблемы с речью, какими бывают и как корректируются.

Бесплатные занятия с логопедом

Чем меньше возраст ребенка, тем восприимчивее маленький человек к новым знаниям и умениям. Нарушения речи у детей лучше всего корректируются в детсаду или в процессе дошкольных занятий. Сегодня мы рассмотрим, откуда берутся проблемы с речью, какими бывают и как корректируются.

Упражняться с детьми стоит при любых речевых проблемах!

О нарушениях речи говорят, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Многие недостатки сложно преодолеть самостоятельно. Справиться с ними помогает педагогическая наука – логопедия.

Стоит запомнить: какими бы ни были детские нарушения речи, ими обязательно нужно заниматься, а не пускать на самотек. Легкие речевые проблемы могут исчезнуть полностью. При разумных усилиях и занятиях это произойдет быстрее. Средние и тяжелые нарушения подлежат частичной коррекции.

Безнадежные случаи встречаются только при сложных дефектах артикуляционного аппарата, психики или структур мозга, но и тут есть варианты.

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Ребенку предстоит адаптироваться к жизни в обществе, и наша задача – помочь ему это сделать максимально безболезненно. Внятная, четкая речь и умение формулировать мысли влияют на социализацию. Хоть мы и стараемся с этим бороться, деток с речевыми нарушениями часто дразнят, надо этого постараться избежать. Важно, чтобы ребенка понимали сверстники и окружающие, это влияет на его самооценку и желание адаптироваться в общество.

Как заниматься с детками с нарушениями речи

Сначала пара слов об учебной литературе. Она не просто даст логопедические стишки, игры и скороговорки, а поможет понять сам принцип обучения, систематизирует понимание педагога или родителя. О том, сколько усилий придется приложить, как часто проводить занятия и какого ожидать результата.

Откуда берутся речевые расстройства

Нарушения речи – проблемы с вербальной коммуникацией, речевой моторикой и смежными областями. Они очень разнообразны: некоторые связаны с невозможностью высказаться, другие – с недержанием речи. Они возникают из-за физиологических, неврологических или психических проблем, из-за педагогической запущенности. Любое речевое расстройство – не повод ставить на ребенке клеймо и, тем более, стыдить его.

Сложности с речью могут быть органическими, то есть вызванными повреждением органов речи. Они бывают такими:

Также речевые расстройства бывают эндокринной природы (из-за особенностей психомоторного развития ребенка), функциональные (дефекты или особенности речевых органов), психосоматические или вызванные окружающей средой.

Что должно насторожить родителей в речи ребенка

Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект – заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

По мнению специалистов, выделить проблему можно очень рано. С малышом нужно общаться с первых моментов его жизни, даже когда осознанно реагировать он не в состоянии. Если ребенок не проявляет схожую коммуникативную активность, как другие детки его возраста, стоит обратить внимание. Но это само по себе – не диагноз, не надо сразу себя накручивать.

О проблемах с речью у малышей могут свидетельствовать особенности, приведенные в таблице.

Месяц жизни (к концу месяца)

Что у малыша не получается

1Не плачет, когда хочет есть или испытывает неудобства4Не улыбается в ответ, когда с ним разговаривают5Не выдает звуков и звукосочетаний. Не ищет взглядом вещи, на которые показывает взрослый7Не умеет обращать на себя внимание взрослых с помощью звуков9До сих пор нет слов, состоящих из двух повторяющихся слогов (ма-ма, ба-ба, на-на)10Ребенок не владеет 8-ю слогами. Не качает головой в знак отрицания, не делает ручкой «пока-пока»12Не говорит ни слова, нет реакции на простые просьбы («дай мячик»)15Не может сказать даже «мама», «папа»19Не говорит осмысленных слов. Не показывает пальчиком на части тела, о которых говорит родитель29Не понимает, в чем отличие между «большим» и «маленьким»

Последний показатель – конец 29-го месяца – приближен ко времени, когда ребенку пора идти в детсад. Нарушения, если они есть, к этому моменту уже заметны. Если указанные проблемы наблюдаются, стоит посетить консультацию:

Разновидности речевых нарушений (классификация с точки зрения медицины)

Классифицировать проблемы с речью у дошколят можно по клинико-педагогическим и психолого-педагогическим показателям. Две классификации следует рассматривать в комплексе: совместно они помогают разобраться с причиной нарушения и определить пути к его устранению.

Клинико-педагогическая классификация ближе к медицинской, о ней сейчас и поговорим. Она подразделяет речевые отклонения на устные и письменные. Первые могут быть фонационными или системными.

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

При фонационных источником проблемы может стать ненадлежащее голосообразование, звукопроизношение, темпоритм, интонации. То есть ребенок на 100% понимает направленную к нему речь, а воспроизвести не может. Разделяют такие фонационные нарушения (в алфавитном порядке):

Системные отклонения – более тяжелые. Они формируются из-за поражений коры головного мозга. Ребенок частично теряет возможность правильно повторять слова и фразы, понимать их смысл. Есть два вида нарушений:

Среди перечисленного можно выделить тяжелые нарушения речи – стойкие отклонения речевой системы при сохраняющихся слухе и интеллекте. К ним принадлежат сенсорная и моторная алалия, тяжелые варианты дизартрии, ринолалии, заикания, афазии и прочих отклонений. Подобные проблемы могут влить на формирование психики.

Нарушения письменной речи можно заметить в старшем детсадовском возрасте или в первых классах школы. Это дислексия (ребенок неправильно опознает буквы и формирует из них слова, возникают сложности с чтением), дисграфия (при письме буквенные знаки смешиваются, переставляются или пропускаются).

Речевые нарушения (психологическая классификация)

Чтобы определить, насколько можно повлиять на дефект и исправить его, придумали психолого-педагогическую классификацию. Исправление происходит во время логопедических занятий.

Отклонения с точки зрения психологии и педагогики бывают:

По этой классификации деток можно разделить на 3 условные группы:

Нарушения речи влияют на психические функции дошкольника. Внимание таких детей часто характеризуется неустойчивостью. Они с трудом обобщают, сравнивают и анализируют, воспринимают словесные инструкции. Для таких деток характерны нарушения координации, они замедлены и неловки, имеют недостаточно развитую мелкую моторику. Ребенок с тяжелыми нарушениями неуверен в себе, отличается обидчивостью, с трудом устанавливает контакты.

Профилактика речевых нарушений: что надо делать?

Речевые проблемы бывают разными и могут сформироваться на любой стадии развития ребенка. Во многих случаях их можно отвратить. Например, уже с первых дней жизни с новорожденным надо обязательно общаться. И, в меру сил, придавать общению разные эмоциональные оттенки (радоваться, удивляться, переживать и т.д.).

Речь – непростой психический процесс. Малыш начнет разговаривать, когда достигнут подходящего уровня развития мозг, слух и артикуляционный аппарат. Это зависит во многом от окружающей среды и состояния здоровья. Ребенок должен развиваться, общаться и получать яркие эмоции, иначе у него могут формироваться физические и психические задержки.

Иногда общение с близкими людьми для младших дошкольников ограничивается лишь бытовыми однообразными ситуациями. Ничего удивительного, если на фоне этого возникают речевые нарушения.

На кончики человеческих пальцев выведены нервные окончания, связанные с разными участками мозговой коры, в том числе речевыми. Очень важно проводить пальчиковую гимнастику, массажи подушечек пальцев в виде игры. Это развивает и речь, и память. В процессе развития ребенка надо также уделять внимание моторике пальцев: организовывать игры с конструктором, пластилином, давать шнуровки и бизиборды.

Как справиться с «непослушным» языком?

Часто ребенок не выговаривает все звуки из-за того, что его артикуляционный аппарат просто не созрел. Можно делать коррекционные игры и упражнения дома или с логопедом, гимнастику для языка и пальцев, дыхательную гимнастику. Кстати, свистульки и мыльные пузыри – не просто забава, они тоже помогают развивать артикуляцию.

Есть разные упражнения для произношения свистящих, шипящих звуков, буквы «р». Их нужно сначала попробовать самому и делать так, чтобы ребенок видел артикуляцию взрослого – как именно произносится та или иная фонема.

Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Смотреть картинку Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Картинка про Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что. Фото Локальная специфика симптомов нарушений речевой функции у детей связана с тем что

Если ребенок не в состоянии произнести какой-либо звук, часто он выдумывает более простой заменитель. И взрослые начинают сюсюкать вместе с ним. Этого делать никак нельзя. «Неправильные» слова и звуки запоминаются надолго, искоренить их потом очень тяжело.
Самый важный этап в развитии говорения – дошкольный, а именно 3-6 лет. Разговаривать с ребенком в это время надо:

Коррекционная работа с логопедом

К 6-7 годам ребенок должен правильно произносить звуки, оперировать богатым запасом слов (состоящим из разных частей речи), строить согласованные предложения (род, число, падежи), вести диалоги и монологи. Если есть какие-либо устойчивые нарушения в 4 года, лучше обратиться к логопеду.

Если у малыша нарушена произносительная речь (наблюдается моторная алалия, дизартрия или дислалия), нужно научить его управлять органами артикуляции. Для ребенка это действительно немалый труд, ведь задействуются ЦНС, мозг и периферическая нервная система. Звукопроизношение исправляется в 4 этапа:

В основных группах детских садов проводятся занятия с логопедами. Для деток работают логопедические садики, где развитию артикуляционного аппарата уделяется повышенное внимание. Тем более нужны логопедические занятия, если обнаружена серьезная патология. Есть специальная адаптированная программа ДОУ для малышей с тяжелыми нарушениями речи.

Источник

Часть II. Основы нейропсихологии.

Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы.

3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

Нейропсихология занимается изучением различных форм нарушения речи при локальных поражениях мозга, опираясь на теоретические положения, разработанные А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой. Речь рассматривается как речевая система, как совокупность речевых функций, объединенных в единое целое /41, 43/. В качестве двух самостоятельных видов речи в нейропсихологии выделяют импрессивную (понимающую) и экспрессивную (выражающую) речь, которые имеют разное психологическое строение. Импрессивная речь — процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных, начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимание его мотива. Экспрессивная речь — процесс высказывания с помощью языка — начинается с мотива высказывания, формирования программы высказывания, после чего общая мысль перекодируется с помощью внутренней речи в речевые схемы, а затем — в развернутую речь.

С точки зрения лингвистики в речи выделяют следующие единицы — фонемы, лексемы и семантические единицы. Под фонемами понимают смыслоразличительные звуки речи. В русском языке фонемами являются гласные и согласные звуки, а также такие их характеристики, как звонкость — глухость, твердость — мягкость, благодаря чему слова «был», «бил», «быль» и «биль» в русском языке имеют совершенно разные значения. В то же время длина гласного звука, играющая в английском и немецком языке смыслоразличительную функцию, в русском воспринимается как варианты одного и того же слова. Лексемы — это слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные предметы или явления. Семантические единицы представляют собой обобщения в виде системы слов, обозначающих понятия. Другими словами, речь имеет фонематическую, лексическую и семантическую структуру.

Выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, или подсистемы: устная и письменная речь (экспрессивная речь) и понимание устной и письменной речи (импрессивная речь). Каждая из выделенных подсистем выполняет разные функции, имеет свои особенности организации, а также различные сроки формирования. Эти различия в генезисе и психологической структуре находят свое отражение и в мозговой организации различных видов речевой деятельности.

Как сложная функциональная система речь включает большое число афферентных и эфферентных звеньев, в ней принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный. Каждый из них вносит свой вклад в организацию речевой деятельности в целом. Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи, но особенности нарушения зависят от того, какое именно звено пострадало.

По утверждению А. Р. Лурия, для организации импрессивной речи (декодирования воспринимаемой речи) необходимо соблюдение следующих условий:

— четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике). Поражение данного участка приводит к сенсорной афазии, заключающейся в невозможности выделения близких по звучанию фонем. Больной не слышит разницы между словами «кора» — «гора». При этом намерение больного разобраться в смысле высказывания остается сохранным;

— понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов). При нарушении этого взаимодействия звуковой образ слова перестает вызывать зрительный, поэтому узнавание его смысла грубо нарушается;

— понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания. Для выполнения данного условия в свою очередь необходимо несколько компонентов:

а) удержание в памяти всех элементов фразы, обеспечиваемое работой средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. При поражении этого участка мозга возникает акустико-мнестическая афазия (невозможно удержать в памяти даже несколько слов);

б) симультанный синтез речевого высказывания, который связан с работой височно-теменно-затылочных отделов левого полушария мозга (у правшей). Поражение этого участка приводит к семантической афазии (нарушается понимание сложных логико-грамматических конструкций);

в) активный анализ наиболее существенных элементов высказывания (проявляется в понимании общего смысла высказывания, его контекста). Это условие обеспечивается за счет участия лобных долей мозга.

Следовательно, импрессивная речь представляет собой сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции /22, 41/.

Основными звеньями экспрессивной речи, по мнению А. Р. Лурия, являются простейшая повторная речь (повторение звука, слога, слова) и называние. В повторной речи присутствует звуковой образец, в назывании его нет.

В основе повторной речи лежат такие элементы, как:

— четкое слуховое восприятие, обеспечиваемое верхними отделами вторичных зон височной области левого полушария. Их поражение приводит к распаду фонематического слуха, что сопровождается дефектами повторения (замена близких фонем, неправильное произношение);

— четкая система артикуляции, в основе которой лежит функционирование нижних отделов вторичных зон постцентральной (теменной) коры левого полушария (у правшей). Их поражение ведет к афферентной моторной афазии (распад артикулем, замена близких по произношению артикулем, появление литеральных парафазий);

— возможность переключения с одной артикулемы на другую или с одного слова на другое, обеспечивается аппаратами нижних отделов премоторной коры левого полушария. Их поражение приводит к эфферентной моторной афазии, проявляющейся в патологической инертности речедвигательной сферы и появлению речедвигательных персевераций (заикание);

— подчинение произнесения заданной программе и торможение побочных альтернатив, обеспечивается работой лобных отделов мозга. Их поражение приводит к тому, что нужная программа заменяется повторением хорошо усвоенного в прошлом опыте слова или фразы (использование речевых стереотипов).

Называние как элемент экспрессивной речи включает в себя:

— отчетливое зрительное восприятие, обеспечивается височно-затылочными отделами левого полушария (у правшей), при поражении которых возникает оптическая афазия (больной не может назвать слово, поскольку не узнает его);

— сохранность акустической структуры слова обеспечивается благодаря функциям слухоречевых систем левой височной области. Их поражение при попытке назвать предмет приводит к обильным литеральным парафазиям;

— нахождение нужного обозначения и торможение всех побочных альтернатив связано с особенностями третичных (височно-теменно-затылочных) отделов левого полушария. Патологическое состояние последних приводит к амнестической афазии. Она проявляется в бесконтрольно возникающих вербальных парафазиях (замена нужного слова близкими по значению или по структуре словами);

— подвижность нервных процессов, обеспечивающая легкость переключения на другое название.

Можно сказать, что и экспрессивная речь имеет сложную структуру, которая обеспечивается совместной работой разных отделов мозга /22, 41/.

В результате локальных поражений задних, гностических областей левого полушария головного мозга (височные, теменные и теменно-затылочные отделы) нарушается звуковая структура слова, акустический анализ слова и зрительно-пространственные схемы, лежащие в основе логико-грамматических конструкций. Но все эти поражения ограничиваются нарушениями операционной структуры речи, не затрагивая речевую деятельность в целом. Поэтому у таких больных сохраняется намерение понять речь окружающих или сказать что-либо, а следовательно, сохраняется возможность компенсации дефекта.

Совсем иначе обстоит дело с организацией речевой деятельности. Ее структура, как известно, включает цель, мотив высказывания, выработку программы, выбор средств реализации деятельности и контроль за ее выполнением. Формирование намерения высказаться связано с работой лобных структур мозга. При поражении передних отделов коры головного мозга нарушается актуализация предложений или целого высказывания. У так называемых «лобных больных» отмечается речевая аспонтанность (отсутствие самостоятельно возникающих высказываний). Помимо этого, поражение лобных отделов приводит к нарушению внутренней речевой схемы. Больные повторяют слова, называют предметы, но сформулировать элементарное словесное высказывание не могут. Этот дефект речи получил название динамическая афазия. Он проявляется в нарушении активной развернутой речи. У больного сохранны повторная речь, называние, рядовая и автоматизированная речь, понимание речи, но отсутствует речевая схема предложения. Остается лишь диалогическая речь, сопровождающаяся эхолалиями, персеверациями и автоматизмами /22, 41/. Под эхолалиями понимают повторение больным последних слов из фраз, которые он слышит. Персеверации означают многократное повторение одного и того же слова или фразы. Автоматизмы проявляются в использовании речевых оборотов на уровне речевых навыков.

Исследование речевых нарушений в нейропсихологии идет по пути изучения афазий. Под афазиями понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде распада фонематической, морфологической или синтаксической структуры собственной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение. Эта речевая патология отличается от дизартрий (нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух), аномий (трудности называния из-за расстройства межполушарного взаимодействия), алалий (расстройство речи в детском возрасте из-за недоразвития всех форм речевой деятельности).

В зависимости от нарушения одного из факторов, на которых основана речевая система при локальных поражениях мозга, А. Р. Лурия разработал классификацию афазий /7, 22, 28, 41/. При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы (слуховых, зрительных, кинестетических, комплексных афферентаций) выделяют пять видов афазий — сенсорную, акустико-мнестическую, оптико-мнестическую, афферентную моторную и семантическую. При нарушении эфферентных звеньев речевой системы — динамическую и эфферентную моторную афазии.

Сенсорная афазия возникает при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария (зона Вернике). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слова. Больной путает близкие по звучанию фонемы (б — п, г — к). В тяжелых случаях он воспринимает родную речь как иностранную или вместо речи слышит неречевой шум. Но продолжает активно использовать в речи интонации. Нарушение фонематического слуха приводит к дезорганизации всей речевой системы, дефектам понимания устной речи, непониманию речи в усложненных условиях. Наблюдается замена одних звуков другими (литеральные парафазии), замена одного слова другим (вербальные парафазии), нарушение письма (под диктовку), частичное нарушение чтения.

Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Больной правильно понимает обращенную к нему речь, но не способен запомнить даже самую короткую фразу. Объем слухоречевой памяти снижается до 3 или 2 единиц, что приводит к вторичному непониманию устной речи, а также к трудностям в активной устной речи (скудная речь, частый пропуск слов, обычно существительных). Но интонации при данном дефекте остаются сохранными. При акустико-мнестической афазии сохраняется фонематический слух, но наблюдаются трудности в поиске нужного слова, возникают вербальные парафазии, налицо снижение скорости переработки словесной информации.

Оптико-мнестическая афазия имеет место при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов, в силу чего больной не может правильно назвать предмет. А. Р. Лурия и его сотрудники доказали, что в этом случае распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом и его наименованием. У больных нарушается способность изображения объекта, в их описаниях отсутствуют зрительные образы.

Афферентная моторная афазия появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, больной путает близкие по артикуляции звуки («д» — «л» — «н»), например: «халат» — «хадат» и т. д. Часто наблюдается нарушение орального (неречевого) праксиса. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.

Семантическая афазия связана с областью стыка височных, теменных и затылочных зон левого полушария (третичные зоны коры). А. Р. Лурия установил, что у таких больных нарушается понимание определенных логико-грамматических конструкций: тех, которые отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений, когда для понимания выражения требуется одновременное представление нескольких явлений. Больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов («круг под крестом» или «круг над крестом»), слова с суффиксами, сравнительные отношения (длиннее, светлее и т. п.), конструкции родительного падежа (отец брата, брат отца), временные конструкции («прежде чем позавтракать, я прочитал газету»), пространственные конструкции (не понимает, что правильно — «Земля освещает солнце» или «Солнце освящает землю»). Как правило, эта форма афазии сопровождается дефектами счетных операций (акалькулия).

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зона Брока). Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одной артикулемы на другую, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, которые проявляются и в письме. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.

Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е. имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.

Афазии возникают при поражении разных уровней организации речи, связаны с состоянием других психических процессов (восприятия, памяти, представлений), а также с эмоционально-волевой сферой личности. Поэтому возникновение афазий приводит к дезинтеграции всей психической сферы. Специальные исследования изменения личности при афазиях выявили их специфику при разных ее формах /3/. Таким образом, афазии следует рассматривать как многофакторное явление, связанное со всей психической сферой личности.

1. Охарактеризуйте особенности импрессивной речи.

2. Охарактеризуйте особенности экспрессивной речи.

3. Перечислите элементы лингвистической структуры речи.

4. Что такое афазия?

5. В чем отличие афферентной моторной афазии от эфферентной?

6. Отражается ли на речевой функции поражение правого полушария мозга?

7. Каковы основания классификации афазий по А. Р. Лурия?

8. Роль лобных отделов в организации речи.

9. В чем разница между функциональной организацией повторной речи и называнием?

10. Какую роль играет в организации речи правое полушарие мозга?

Читайте еще:

Неожиданно для меня книга нашла живой отклик среди читательской аудитории, причем не только среди детей. Прежде всего, она оказалась в центре внимания бизнес-сегмента, став в Японии бестселлером №1 в области деловой литературы за 2007 г. Потом интерес к ней распространился на систему.

Когда был создан Центр содействия предпринимательству, в постановлении был указан адрес — новое здание пристроя к Дому политпросвещения. Оказалось, что на указанных площадях располагалась товарно-сырьевая биржа, которая не собиралась уходить с насиженного места, хотя и находилась там незаконно.

Приведем пример: сложившаяся система разделения труда и обуславливающая социальное неравенство система неравного распределения ресурсов предполагает наличие функциональных отношений таких статусов, как начальник — подчиненный; богатый — бедный; работник.

Данная книга адресована тем, кто стремится к эффективному использованию возможностей своей памяти, её скрытых ресурсов. Книга открывает перед читателем мир его памяти, её особенностей и путей «сотрудничества» с ней. На это же направлены и методы тренировки памяти, представленные в последнем.

Если при сражении на колесницах захватят десять и более колесниц, раздай их в награду тем, кто первый их захватил, и перемени на них знамена. Перемешай эти колесницы со своими и поезжай на них. С солдатами же обращайся хорошо и заботься о них. Это и называется: победить противника н увеличить.

Вокруг Липы неугомонные пчелы гудят, поют песню за песней. И про кувшин с медом, и про спорую работу, и про

— Должен сказать, что да! — уверенно отвечает профессор. Так же как многие обладают другими способностями, о которых они не знают и которые обнаруживаются случайно. Эти способности надо развивать, кристаллизировать. Так же как человек, обладающий хорошим голосом, должен окончить.

Этот рассказ можно расширить и построить иначе, в зависимости от потребностей вашего ребенка и его особенностей. Можно, например, рассказать, что думала Принцесса, когда узнала, что Королева была тоже заколдована волшебником и поэтому ничем не могла ей помочь. Или можно сосредоточиться на том.

Шаг 7. Мать и ребенок общаются друг с другом, испытывая при этом смесь привязанности с раздражением, до тех пор, пока их общение не зайдет в тупик.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот.

Температура и влажность воздуха имеют важное значение и во многом зависят от наличия вентиляторов и обогревателей. Как холод, так и жара негативно влияют на человека и существенно снижают его работоспособность, желание работать и повышают утомляемость, что чревато нарушениями правил безопасности.

мое начинание. Во всяком случае, общество вправе — если такое вообще возможно — знать, что происходит в кабинетах врачей — психоаналитиков. Ведь результаты их деятельности затрагивают всех нас, а не только частную жизнь душевнобольных или просто запутавшихся в жизни людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *