loudness на магнитоле что это такое

Loudness на магнитоле что это такое

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

А знаете ли вы, как функция Loudness в головных устройствах делает звучание одинаково комфортным на любой громкости?

Проведите такой эксперимент. Найдите в настройках функцию Loudness, выключите ее и включите вашу любимую музыку. Обратите внимание, что при обычной громкости вы хорошо слышите весь диапазон – бас, средние частоты, верхние частоты.
А теперь уменьшайте громкость. Заметили, что низкие и высокие частоты «пропадают» быстрее, а вот средние частоты слышны даже на самом минимуме? Как будто вы слушаете музыку по телефону. Этот простой опыт показывает, что мы слышим разные частотные диапазоны на разной громкости неодинаково.

Функция Loudness в головных устройствах компенсирует эту особенность нашего слуха. Включите ее снова. Обратите внимание, теперь при уменьшении громкости нижние и верхние частоты «убывают» медленнее, чем средние, поэтому тональный баланс одинаков на любой громкости. Даже когда музыка будет играть едва слышно, вы все равно будете хорошо слышать весь частотный диапазон – от нижнего баса до самых верхних частот.

Это описание настоящего функционала Loudness (или Loud). К сожалению, многие производители, зачастую китайских «балалаек», понимают слово Loud буквально и вместо тонкомпенсации, мы получаем обычный подъем баса и высоких частот (эквайлизацию). В итоге, мы ощущаем ровную АЧХ на слух только на низких уровнях громкости, а слушая музыку на уровне выше среднего, мы отчетливо слышим преувеличение низких и высоких частот, что мешает музыкальной сцене и восприятию композиции в целом.

Источник

Аудиофилия. Тонкомпенсация.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

В сфере аудио много мифов, легенд и заблуждений. А самое главное, почти все уверены, что разбираются в вопросе настолько, что имеют право считать свои предпочтения истиной. Добиваются нравящегося звука любым путем, даже если он не таков на носителе. Покупают не звучание, а бренд. А потом дошаманивают его до своего представления настройками эквалайзера.

Конечно, в политике, психологии и автозвуке разбираются все. Тогда вопрос к знатокам, что за функция loudness, зачем она нужна и что она регулирует?

Думаю самый частый ответ будет таков, loudness (ниже тонкомпенсация), необходима для того. что бы сделать звучание более ярким или как любит говорить один из моих преданных читателей, v-образный. То есть с задранными крайними высокими и низкими частотами.

Нет, дорогие мои. Это не так. И раз уж вы дочитали до этого места, значит вы действительно хотите познать все тайны hi-fi.

Для вас подробная расшифровка значения этой загадочной функции.

Но для того, что бы более детально разобраться в этом вопросе нам, необходимо углубиться в нюансы восприятия звука человеком. Наука, которая это изучает, носит название психоакустика. Не буду вас утомлять подробным описанием всех процессов, происходящих в нашей голове под воздействием звуковых волн, коснусь лишь общих моментов.

Думаю, ни для кого не секрет, что наш мозг не спектроанализатор. И изначальное предназначение слуха это не воспринимать музыку. Слух нам был дан природой для лучшего выживания и коммуникации между собой и окружающим миром.

Поэтому наш слух имеет различные свойства, такие как лучшее восприятие среднечастотного диапазона, изменение ощущения высоты звука от его интенсивности, появление так называемой фантомной частоты, образующейся в нашей голове при определенных условиях.

Эффект восприятия звука нашими органами, который мы сегодня будем рассматривать, касается различного восприятия громкости звука разных частот.

Лучшей демонстрацией этого эффекта является график кривых равной громкости.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

На графике изображены кривые, которые характеризуют соответствие восприятия нашим слухом одинаковой громкости звуков разных частот. То есть при таких значениях интенсивности звука на различных частотах наш слух воспринимает их, как звуки равной громкости. Причем чем ниже общая интенсивность, читай громкость, тем эта кривизна сильнее.

Вот для исправления этой кривизны и существует тонкомпенсация. Она призвана подогнать значения громкости звука под те значения, которые наш слух воспринимает как равномерное звучание.
Она наиболее эффективна при прослушивании музыки на малой громкости, где эта неравномерность наиболее критична для нашего слуха.

Но чем выше громкость сигнала, тем более линейно наш слух воспринимает звуки различных частот и смысл этой коррекции теряется.

К сожалению, грамотную реализацию этой функции встречал только в усилителях Yamaha.

Но понимание того, что потребитель не готов адекватно воспринимать эту коррекцию пришла ко мне после прочтения отзывов владельцев этих усилителей об этой функции. И все потому, что никто не знает ее истинного предназначения.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Но потребитель то привык слушать «кривой» звук всегда, поэтому ему подавай кнопку с постоянной коррекцией.

И производители идут на поводу у безграмотных потребителей. В результате получаем аппаратуру вообще не звучащую «в нуле».

Я уже затрагивал вопрос «улучшайзинга» звука и являюсь его противником. Я убежден, что аппаратура должна хорошо звучать без регулировок — «в нуле».

Но ведь наш слух воспринимает звук не так, каков он на самом деле, значит прибегать к такой коррекции справедливо?

Да, но только на малой громкости. На большой, даже если принять во внимание, что наш слух воспринимает звучание неравномерно, коррекция не нужна. Ведь и звучание натуральных инструментов мы тоже воспринимаем с искажением. А сравнивать звучание аудио систем необходимо только с ними.

Поэтому не перестану повторять, что только наш слух может оценить верность звучания аппаратуры, но только слух тренированный, знающий истинное звучание натуральных инструментов.

Источник

Правильная настройка «Pioneer»

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Всем привет, есть такой пункт настройки меню Pioneer как «Loudness». В данный момент у меня стоит High, но ребята с форумов говорят, что ее лучше отключить для правильной работы системы. Но тут возникает вопрос, с этим пунктом вроде как поприятнее играет. Почему его надо отключать? Когда настраивал магнитофон, между выключенным Loudness и Loudness, установленный в High разница колоссальная

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Потому что эти «улучшайзеры» задирают весь спектр частот и на высокой громкости магнитола начинает клипповать и срать. Если слушаешь не громко, то можно оставить, если любишь навалить, то вырубай.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Последнее время люблю погромче) а лучше наверно комбинировать, если ехать например по трасее, ну или просто, чтобы музыка на фоне играла, то можно и включить его. А если хочу целенаправленно погромче, то вырубать. Примерно так?)

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Примерно да, но лучше отвыкать от этого. Я раньше тоже не представлял как слушать музыку без этого, теперь никогда их не включаю и всё отлично играет, просто усилки ещё нужно нормально отстроить для полноты картины)

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Спасибо за совет, так и сделаю)

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Потому что эти «улучшайзеры» задирают весь спектр частот и на высокой громкости магнитола начинает клипповать и срать. Если слушаешь не громко, то можно оставить, если любишь навалить, то вырубай.

как бы не совсем весь…а скажем 100 Герц и 10кГерц… задирает сильно до +10 Дцб и Loud это не улучшайзер))) это контур громкости в НЧ и ВЧ диапазонах.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Для хорошего, качественного звука, с минимальными искажениями, LOUD лучше выключить совсем! Если тебе тихо с выключенным лоудом то поставь усилитель или настрой уже установленный. если у тебя LOUD LOW\MID\HI то это скорее всего дешевый пионер на таких подавно лоуд лучше не включать.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

У меня Pioneer DEH 9500SD.
Не процессорный, конечно, но вроде хватает(на самом деле не потянул процессорный))
усилители есть, на фронт и тыл 4-х канальник Audio System CO 65.4, и моноблок на саб Art Sound XE 1K. Фронт Morel Tempo 6, тыл Morel Maximo, саб MTX RT12-44. В общем отключу тогда) Спасибо за совет.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

молодец! отключи)) и тыл выкинь нахер))))) а оставь фронт и саб, как у меня и у всех НОРМАЛЬНЫХ)))))

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

У меня Pioneer DEH 9500SD.
Не процессорный, конечно, но вроде хватает(на самом деле не потянул процессорный))
усилители есть, на фронт и тыл 4-х канальник Audio System CO 65.4, и моноблок на саб Art Sound XE 1K. Фронт Morel Tempo 6, тыл Morel Maximo, саб MTX RT12-44. В общем отключу тогда) Спасибо за совет.

у тебя выходы магнитолы- фронт\тыл\саб так вот, максимо подари дедушке в деревню, а от 4х канальника 2 канала через кроссы на пищалки темпо и 2 канала напрямую на мидбасы темпо. гейном пищалочки убавь относительно мидбаса и вот тебе примитивная но поканалка! которая всяко сочнее зазвучит и ГРОМЧЕ! чем разные линейки динамиков впереди и сзади))))) я первую музыку себе так собирал у меня тогда кострат алпаша 117ый был))

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

будут вопросы по поканалкам настройке спрашивай че знаю подскажу))) а вообще КОПИ НА 99ый))))) в списке голов класса хай-энд СОВРЕМЕННЫХ он конкурентов не имеет.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

ок) спасибо)
80 хотя бы взять.)

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

с 80ым получится неплохая 2шка!))) но рано или поздно ты услышишь 3шку от 99… и разобьешь 80 об стену))))) о 99 толком инфы мало… я сам пользуюсь два года (после алпайнов их было 3шт) и сам подумываю написать слюнообразующий отзыв)))) это реально вещь! ведь по сути, 99 б\у стоит 35, это 5 хороших пьянок))))) от которых просто надо отказаться)))))

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

просто даже знакомых нет с 99) максимум, что я слышал это 80.(

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

у тебя выходы магнитолы- фронт\тыл\саб так вот, максимо подари дедушке в деревню, а от 4х канальника 2 канала через кроссы на пищалки темпо и 2 канала напрямую на мидбасы темпо. гейном пищалочки убавь относительно мидбаса и вот тебе примитивная но поканалка! которая всяко сочнее зазвучит и ГРОМЧЕ! чем разные линейки динамиков впереди и сзади))))) я первую музыку себе так собирал у меня тогда кострат алпаша 117ый был))

Но попробовать такой вариант тоже можно)

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

поверь это разные миры! извини конечно, но 80 это кострат который по звуку еще хуже 88… костраты- это магнитолы с неполноценно развитым кроссовером и урезанные вообще во всём с абы-какими более-менее цапами внутри. уж лучше разрули тогда 2шку 9500 как я написал выше… если ты хочешь реальную музыку, то 99 это единственное на сегодняшний день устройство способное полноценно рулить любую 3шку! любую! после 99 го идут выносные процы но там ценик 50 и выше(( я все понимаю щас кризис и тд но когда то же полегчает я же простой электромонтажник кабельщик заработал на 99, тяжело но заработал! зато сейчас равных в округе 1000км 2 человека))))) и те с уважением))))) а играет… это пиздос! все от бутырки металлики до радио реккорд и пугачёвой)) фоты потом сделаю загружу, я просто первый день сегодня тут

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

ок) давай, очень интересно будет посмотреть)

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Loudness на низких громкостях работает только, вроде как

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Лауд или тонкомпенсация. Пользоваться ей можно, но должны понимать что с ней больше шансов поймать клипп. Включать ее можно, например, когда слушаешь музыку на небольшой громкости.Низкие и высокие частоты на малой громкости плохо слышны, а тонкомпенсация искусственно завышает их.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Она сама постепенно отключается с повышением громкости.

Источник

Loudness на магнитоле что это

Запись звуковых сигналов в музыке производится по принятому стандартом уровню — от 90 до 92 децибел, и если при прослушивании звуковое давление отличается, нужно запустить процесс изменения характеристик частоты, чтобы урегулировала это звучание тонкомпенсация. Что это такое, будет рассказано в данной статье.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Частота и давление

Человеческое ухо настроено на звуки разных частот, имеющих одинаковое звуковое давление, которые воспринимаются (конечно же, субъективно) звуками разной громкости. Лучше всего слух воспринимает частоту примерно в три килогерца, и чувствительность эта падает, если частоты становятся более трёх или менее трёх килогерц, когда падает звуковое давление. Этот эффект можно возместить, и любой знаток звукоусилительной аппаратуры знает, что это — тонкомпенсация.

На уровне давления звука в 90-92 децибела при записи музыки выставляется нужный тональный баланс. Далее, уже при прослушивании в любых других условиях, при меньшем давлении слух ощутит недостаток частот — высоких и низких, а потому понадобится тонкомпенсация. Что это, конечно же, субъективное ощущение, все знают, однако этот недостаток организм всё-таки требует устранить. А компенсируется данный эффект изменением частотных характеристик, как правило, соответственно кривым равной громкости (Флетчер-Менсон). И именно так должна быть осуществлена тонкомпенсация, что это умиротворило бы слуховые ощущения, а прослушивание прошло с комфортом.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Исполнение

Звукоусилительная аппаратура высоких классов имеет регулятор с тонкомпенсацией, то есть её можно осуществить довольно просто. Регулятор изменяет уровень громкости и одновременно влияет на амплитудную и частотную характеристики тракта усилителя по кривым Флетчера-Менсона. По желанию пользователя можно как включить тонкомпенсацию, так и выключить, для чего предусмотрена специальная кнопочка. Самые простые звукоусилительные устройства позволяют регулировать тонкомпенсацию эквалайзером, темброблоком или даже вручную, изменяя амплитудно-частотную характеристику звукового тракта.

Можно использовать регулятор громкости с тонкомпенсацией. Многие любители аудио именно так и поступают, прислушиваясь к разнообразным мифам, легендам и заблуждениям. Главная цель — выставить на максимум высокие и низкие частоты, чтобы добиться нравящегося звука, даже если он совсем не такой на носителе, даже если это бренд. Эти люди знают, как включить тонкомпенсацию и для чего она нужна. Хорошо, что эквалайзер поддаётся настройкам, и можно довести звучание до того состояния, которое принесёт комфорт звуковым ощущениям.

Loudness

Так обозначается функция тонкомпенсации громкости на звукоусилительной аппаратуре. Что же это за функция и для чего она предназначена, многие любители музыки отвечают одинаково: для яркости звучания (некоторые даже откровенно определяют эту яркость как звук, похожий на букву V, то есть с завышенными крайними частотами — высокими и низкими). Но это вовсе не так. Высокая точность звучания — High Fidelity, или просто Hi-Fi — это как раз звук, близкий к оригиналу, соответствующий одному из определённых стандартов.

Есть даже специальная наука под названием психоакустика, которая изучает восприятие звука человеческим слухом. Процессы, которые происходят в мозге от воздействия на него звуковых волн, очень сложны. Но настройка тонкомпенсации ему вовсе не нужна. Изначально человеческий слух был предназначен не для того, чтобы слушать музыку, он был необходим для выживания, для общения с себе подобными и вовсе не снабжён функциями спектроанализатора для измерения параметров тонкомпенсации. Лучше всего человек воспринимает среднечастотный диапазон, и все ощущения изменений высоты звука вследствии его интенсивности (громкости) существуют только в его голове. И даже называются такие изменения фантомными частотами, и образуются они только в определённых условиях.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

График кривых

Этот эффект лучше всего демонстрируется с помощью графика кривых при равной громкости, который присутствует среди иллюстраций к данной статье, а как это работает, будет рассказано прямо сейчас. Изображённые на графике кривые характеризуют, как мы воспринимаем одинаковую громкость звучания на разных частотах. Чем ниже громкость (интенсивность звучания), тем больше «кривеют» линии.

Именно для исправления их кривизны и придумана тонкомпенсация, то есть для того, чтобы подгонять громкость под те значения, которые воспринимаются нами как ровное звучание. Если слушать музыку на небольшой громкости, неравномерность становится наиболее критичной для восприятия. А если громкость сигнала становится выше, слух начинает воспринимать различные частоты линейно, и в этом случае теряется всякий смысл такой коррекции.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Yamaha

Одна из самых грамотных реализаций встречается в усилителях Yamaha. Однако владельцы этой аппаратуры не только не всегда знают, зачем включить тонкомпенсацию. Как включить её, они порой не знают тоже. О предназначении уже было немного сказано. Теперь о том, где находится тонкомпенсация в усилителе Yamaha. Она выполнена не как отдельная кнопочка, а как ручка регулировки, с поворотом которой меняется и глубина коррекции вместе с громкостью, которая относительна к выбраной ранее основной ручке. Такая коррекция точно соответствует кривым на графике.

Звук становится тише ранее выбранного и «кривеет» на графике, однако на слух воспринимается гораздо ровнее. Получается, что на больших громкостях всякая коррекция отсутствует, а на малых она максимальная. Только вот среднему потребителю с невоспитанным слухом нужно совсем иное. Он привык слушать только «кривой» звук, а потому кнопка постоянной коррекции ему необходима. Самое печальное, что клиент всегда бывает прав, и многие производители потакают своим потребителям. Итог плачевный — большая часть аппаратуры «в нуле» не звучит.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

«Натуральный» звук

Среди профессиональных музыкантов, обладающих абсолютным слухом, много противников такого «улучшения» звука. Аппаратура хороша только тогда, когда чисто звучит «в нуле», то есть без регулировок. Обязательно возникнет вопрос относительно восприятия звука обычным слухом, который слышит его не таким, каков он есть. Таких людей большинство, и разве не справедливо всё-таки прибегать к коррекции? Справедливо, но только если громкость малая. На большой не нужна никакая коррекция.

Звучание натуральных инструментов человек тоже вынужден воспринимать с искажением, и сравнивать звук аудиосистем можно единственно с ними. Верность звучания может оценивать только хорошо натренированный слух. И необходимо уточнить, что студийная аппаратура тонкомпенсации не имеет. Это по большому счёту обманка. Чувствительность слуха различна к разным частотам, и зависимость эта меняется от изменения звукового давления.

Регулятор громкости

Если уровень громкости небольшой, а звукоусилительная аппаратура не обладает высоким классом, качественного воспроизведения звука можно не ждать. Высококачественные усилители имеют самые разные схемы для компенсации АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), когда при небольшой громкости усиливаются нижние и верхние частоты, выравнивая качество звучания. Здесь очень помогает регулятор громкости с тонкомпенсацией. Схемы для выполнения такого регулятора довольно просты, дефицитных деталей не требуют, даже настройка какая-либо не нужна.

Здесь проблемы могут возникать другого плана. Даже идеально спроектированный регулятор с тонкомпенсацией будет давать совпадение кривых компенсации и кривых равной интенсивности звучания при точно определённом коэффициенте передачи тракта сигнала — от источника его до окончательного выхода. Уровень громкости тембровой балансировки достигается при том же самом положении регулятора с тонкомпенсацией для любого источника. Тональный баланс нарушается вместе с отклонением этого коэффициента от расчётного.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Резистор тонкомпенсации

Большая часть таких схем резисторов построена на основе переменных сопротивлений (сопротивление и есть резистор), для которых предусматривались дополнительные отводы. Недостатком их является то, что применяются только специальные переменные резисторы с тонкомпенсацией небольшой глубины.

Также они обладают определённой нелинейностью и ступенчатостью при воспроизведении верхних и ещё более — низких частот. Однако эти схемы применяются довольно часто как при изготовлении новой аппаратуры, так и для доработки готовых усилителей, приёмников и магнитол.

Для уверенной работы

Если в устройстве применён обычный регулятор громкости, то есть обычный переменный резистор, с тонкомпенсацией нужно работать отдельно. Специальная схема включается вместо него, если это сопротивление не было включено в цепь усилительных узлов обратной связи.

Однако при этом обязательно учитывается выходное сопротивление до регулятора громкости в предшествующем каскаде, оно должно быть намного меньше сопротивления резистора. Также учитывается входное сопротивление следующего каскада, которое обязательно должно быть больше сопротивления резистора. И чем больше разница сопротивлений, тем обеспеченнее согласование нагрузок, отчего в целом аппаратура работает увереннее.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Для гитаристов

Многие гитаристы замечают при убавлении громкости своего инструмента пропорциональное пропадание в звучании верхних частот. Особенно сильно заметен этот эффект, когда на гитаре стоят синглы. Вообще-то это, как говорят специалисты, проблемой вовсе не является. Просто таким образом получается менее перегруженный и более тёмный звук, вполне пригодный для ритм-партии. Для соло громкость увеличивается, звук лучше прорезается в миксе и вообще становится ярче. Стоит просто прислушаться к своему инструменту и оставить схему как есть, без каких-либо изменений.

Причинами потерь верхних частот могут являться очень многие. Кабели и вся электроника работают в сумме как фильтр, как резистор тонкомпенсации. Особенно это видно на низких частотах, поскольку фильтр низких частот работает только до порога, переступив который, он все частоты вообще отрезает. Поэтому максимальная громкость уводит блокируемые частоты за пределы слышимого диапазона, и если вращать потенциометр (то есть понижать громкость), сопротивление цепи повышается, смещая частоту среза фильтра низких частот в тот диапазон, который мы слышим.

Устранение проблемы

Кабели должны быть высококачественными, низкой ёмкости, которые гораздо меньше влияют на исчезновение верхних частот. Конечно, здесь есть и некоторые неудобства. Во-первых, такой кабель дорог, во-вторых, он жёсток и тяжёл. Длинный кабель имеет большую ёмкость, чем короткий. Здесь неудобство в том, что передвижения по сцене будут ограниченными.

Можно компенсировать потери в верхних частотах, если к незаземлённым ножкам резистора припаять конденсатор на вход и выход, тогда в схеме будет фильтр, добавляющий выходному сигналу больше верхних частот. Ёмкостью конденсатора устанавливается частота, пропускающая сигнал выше порога. И чем больше будет ёмкость, тем ниже порог частоты.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Тонкомпенсация в компьютере

У персональных компьютеров, мобильных устройств, медиа-плееров и другой подобной техники, причём одинаково под Linux или Windows, линейно работают регуляторы громкости. Можно закрутить ползунок почти до самого низа и не изменить громкости, зато дальше каждый пиксель заметно её изменяет. А ведь регулироваться это должно в децибелах. Тонкомпенсации настоящей практически нет нигде. Всё делается только регулировкой звука. АЧХ корректируется всегда в зависимости от звуковой карты.

Интерфейс взаимодействия API предоставляет, но вот конкретные функции могут и не быть доступными. Где-то присутствует хороший графический эквалайзер, где-то хотя бы ползунки — подтянуть тембры низких и высоких частот, а где-то и вообще ничего в доступе нет. И даже там, где есть, конретного совета ни получить, ни подарить нельзя: каждая операционная система диктует своё. У «семёрки» — так, у «десятки» — эдак, а Linux вообще особая статья.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Задолбали мифами про тонкомпенсацию и советами её отключать. Я объясню.

В мире живых звуков нет ручки «Громкость». Конечно, можно сесть поближе к оркестру, можно закрыть уши руками перед бездарным певцом или попросить кого-то кричать погромче/потише. Всё это влияет на то, что мы в быту называем громкостью. Но одноимённая ручка на магнитоле не делает шёпот криком, не превращает «пиано» в «форте», не отсаживает вас в соседнюю комнату и т.д. Она в простейшей своей реализации просто снижает звуковое давление во всём спектре. Причём вне зависимости от класса аппаратуры (об этом потом).

Между тем, нам — людям — повезло (или не повезло?) при низком звуковом давлении воспринимать середину слышимого спектра интенсивнее, чем низ и верх. То есть волна 1000 Гц давлением N паскалей для нас «громче», чем волна 50 Гц тех же N паскалей. А если паскалей ощутимо поднабросить, то разница будет уже не так очевидна на слух. Чтобы с паскалями и уж тем более с децибелами из-за этого не мучаться, даже была придумана единица «фон».

Видите там по ссылке красивый график?

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

На этом графике заметьте, как нижние кривые гораздо сильнее прогибаются, чем верхние. И вот если вы идеальным микрофоном запишете живой оркестр, а потом дома или в машине воспроизведёте без обработки на идеальной технике, но с меньшим звуковым давлением, то на слух получите недостаточно «прогнутую линию». Спектральный баланс перекосится, и низы с верхами пропадут.

Я не просто так сказал про идеальную аппаратуру записи и воспроизведения. Можно ещё и про идеальный слух сказать: этому феномену подвержены все люди. Мы тут со своими ушами за миллионы лет оказались не готовы к простой возможности менять давление одинаково по всему спектру. Не важно, на динамике смартфона или на супер-пупер-хай-энд-конфигурации с золотыми проводами.

Закономерный выход из ситуации — регулировать громкость с компенсацией этих вот перекосов. Такая компенсация и называется тонкомпенсацией. На инглише это «loudness» — просто сокращение от equal loudness contour.

Теперь про реализацию этой штуки в различной аппаратуре…

Правильно и абсолютно точно реализовать тонкомпенсацию в технике довольно сложно. Это опять связано не только со стоимостью аппаратуры, но и с переменными, которые не так просто учесть. Даже если вы откалибруете свою систему специальными инструментами по всем стандартам, вам рано или поздно попадётся запись, громкость которой запортачена ещё на студии (зачастую специально).

Поэтому надеяться остаётся на приближенную реализацию с возможностью немного её подкрутить. В современной технике тонкомпенсация, когда она правильно сделана, автоматическая. Это значит, что с увеличением единиц громкости её влияние постепенно убавляется. Но в ширпотребе и в старой технике на моём опыте чего только не было:
* простой темброблок НЧ/ВЧ в самой дешёвой советской аппаратуре (да-да, это оно — компенсируйте вручную);
* НЧ/ВЧ одной ручкой под именем loudness (опять же подстраивайте сами, только одной ручкой);
* нормальная кнопка Loudness с неадекватной реализацией (прибавляется только низ или только верх, например) — невозможно пользоваться;
* кнопка «тонкомпенсация», которая делает что-нибудь вообще другое (общая компрессия уровня) — этим тоже невозможно пользоваться;
* перекошенная или слишком сильная тонкомпенсация — когда несмотря на все прочие калибровки звук превращается в бубнёж.

Удачная тонкомпенсация это когда и на высокой, и на низкой громкости сохраняется одинаковый тембральный баланс. То есть когда ручка «Громкость» меняет громкость в фонах, а не в децибелах. Устройства и программы с хорошей реализацией ТК надо холить и лелеять, а не игнорировать как «улучшайзер». Исключение для себя могут сделать люди, слушающие музыку примерно на одном уровне громкости — как звукоинженеры в студии или на концерте, например.

Напоследок процитирую Википедию: «Тонкомпенсация — процесс изменения частотных характеристик звукового сигнала в том случае, когда при прослушивании уровень его звукового давления отличается от стандартного уровня 90‒92 дБ, принятого при записи музыкальных звуковых сигналов.» Отсюда и вывод: отличается — компенсируйте.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

В сфере аудио много мифов, легенд и заблуждений. А самое главное, почти все уверены, что разбираются в вопросе настолько, что имеют право считать свои предпочтения истиной. Добиваются нравящегося звука любым путем, даже если он не таков на носителе. Покупают не звучание, а бренд. А потом дошаманивают его до своего представления настройками эквалайзера.

Конечно, в политике, психологии и автозвуке разбираются все. Тогда вопрос к знатокам, что за функция loudness, зачем она нужна и что она регулирует?

Думаю самый частый ответ будет таков, loudness (ниже тонкомпенсация), необходима для того. что бы сделать звучание более ярким или как любит говорить один из моих преданных читателей, v-образный. То есть с задранными крайними высокими и низкими частотами.

Нет, дорогие мои. Это не так. И раз уж вы дочитали до этого места, значит вы действительно хотите познать все тайны hi-fi.

Для вас подробная расшифровка значения этой загадочной функции.

Но для того, что бы более детально разобраться в этом вопросе нам, необходимо углубиться в нюансы восприятия звука человеком. Наука, которая это изучает, носит название психоакустика. Не буду вас утомлять подробным описанием всех процессов, происходящих в нашей голове под воздействием звуковых волн, коснусь лишь общих моментов.

Думаю, ни для кого не секрет, что наш мозг не спектроанализатор. И изначальное предназначение слуха это не воспринимать музыку. Слух нам был дан природой для лучшего выживания и коммуникации между собой и окружающим миром.

Поэтому наш слух имеет различные свойства, такие как лучшее восприятие среднечастотного диапазона, изменение ощущения высоты звука от его интенсивности, появление так называемой фантомной частоты, образующейся в нашей голове при определенных условиях.

Эффект восприятия звука нашими органами, который мы сегодня будем рассматривать, касается различного восприятия громкости звука разных частот.

Лучшей демонстрацией этого эффекта является график кривых равной громкости.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

На графике изображены кривые, которые характеризуют соответствие восприятия нашим слухом одинаковой громкости звуков разных частот. То есть при таких значениях интенсивности звука на различных частотах наш слух воспринимает их, как звуки равной громкости. Причем чем ниже общая интенсивность, читай громкость, тем эта кривизна сильнее.

Вот для исправления этой кривизны и существует тонкомпенсация. Она призвана подогнать значения громкости звука под те значения, которые наш слух воспринимает как равномерное звучание.
Она наиболее эффективна при прослушивании музыки на малой громкости, где эта неравномерность наиболее критична для нашего слуха.

Но чем выше громкость сигнала, тем более линейно наш слух воспринимает звуки различных частот и смысл этой коррекции теряется.

К сожалению, грамотную реализацию этой функции встречал только в усилителях Yamaha.

Но понимание того, что потребитель не готов адекватно воспринимать эту коррекцию пришла ко мне после прочтения отзывов владельцев этих усилителей об этой функции. И все потому, что никто не знает ее истинного предназначения.

loudness на магнитоле что это такое. Смотреть фото loudness на магнитоле что это такое. Смотреть картинку loudness на магнитоле что это такое. Картинка про loudness на магнитоле что это такое. Фото loudness на магнитоле что это такое

Но потребитель то привык слушать «кривой» звук всегда, поэтому ему подавай кнопку с постоянной коррекцией.

И производители идут на поводу у безграмотных потребителей. В результате получаем аппаратуру вообще не звучащую «в нуле».

Я уже затрагивал вопрос «улучшайзинга» звука и являюсь его противником. Я убежден, что аппаратура должна хорошо звучать без регулировок — «в нуле».

Но ведь наш слух воспринимает звук не так, каков он на самом деле, значит прибегать к такой коррекции справедливо?

Да, но только на малой громкости. На большой, даже если принять во внимание, что наш слух воспринимает звучание неравномерно, коррекция не нужна. Ведь и звучание натуральных инструментов мы тоже воспринимаем с искажением. А сравнивать звучание аудио систем необходимо только с ними.

Поэтому не перестану повторять, что только наш слух может оценить верность звучания аппаратуры, но только слух тренированный, знающий истинное звучание натуральных инструментов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *