Ложкой снег помешал что значит импровизация
Ложкой снег помешал что значит импровизация
Антон Шастун || Official group запись закреплена
Шоу «Импровизация»: харизма, позитив, открытость и упорный труд
Актеры шоу «Импровизация» на ТНТ – одни из самых талантливых комиков, ведь все, что они делают на сцене не прописано в сценарии. В этом шоу вообще ничего не прописано заранее, все происходит здесь и сейчас. Второй месяц актеры находятся в большом турне по городам России. В каждом городе – аншлаг. Мы поговорили с великолепной четверкой импровизаторов перед концертом в Санкт-Петербурге.
— Привет, ребята. Вы очень крутые импровизаторы, многие поражаются вашему умению быстро подхватывать тему и очень здорово её раскручивать. Скажите, на ваш взгляд, какие главные черты и умения профессионального импровизатора?
— А как вы думаете, от самой аудитории, зрителей зависит успех импровизации?
Арсений Попов: Конечно! Играть без зрителей, в четырёх стенах, невозможно, потому что нет реакции, отдачи. Ты не понимаешь, в правильном ли направлении ты двигаешься. С одной стороны, идти на поводу у публики – это не всегда правильно, но с другой стороны, если мы видим, что зрители смеются, значит, им нравится, значит, мы всё делаем правильно.
Сергей Матвиенко: Но бывают ситуации, когда очень большой зрительский зал, и реакции публики просто не видно и не слышно. У нас так было на концерте в Пензе. Нам показалось тогда, что это провал – зрители не реагируют, им не нравится, нет никакой обратной связи. Начали уже копаться в себе, искать причины плохого выступления. А оказалось потом, что концерт зашел на «ура», зрители остались довольны. Такие моменты очень задевают нас и губят всё выступление в целом.
— Кого из мировых знаменитостей вы хотели бы видеть в качестве гостей «Импровизации»?
Антон Шастун: я всегда говорю, что было бы прикольно пригласить голливудскую звезду, которая знает русский язык. Я знаю только одну такую – это Мила Йовович.
Арсений Попов: а я всегда добавляю, что еще есть Ингеборга Дапкунайте. (смеется). А Серёжа, наверное, сейчас скажет, что и Хабенский, и Козловский, и Ходченкова уже тоже мировые звёзды, их тоже надо приглашать! (смеётся)
— А если позвать гостя, который не разговаривает на русском языке? Джонни Деппа, например?
Антон Шастун: У нас есть импровизации, которые он смог бы сыграть. Он бы ничего не понимал, но это было бы смешно (смеётся).
Арсений Попов: Вообще, конечно, хочется выучить английский язык на таком уровне, чтобы уметь на нём шутить. Но пока это только мечта, сейчас я всё ещё продолжаю только каламбурить на английском (смеётся).
— Есть темы, которые всегда максимально успешны для шуток?
Антон Шастун: Я не скажу, что есть определённые успешные темы. Скорее, я бы назвал это «Топ популярных тем для аудитории». Мы объехали уже множество городов, и самые актуальные темы, которые нам предлагают зрители для шуток – это в основном: патологоанатом, кладбище, баня.
Мы же с ребятами можем шутить на абсолютно разные темы, не выделяя из них удачные или неудачные. Может быть такое, что простую зарисовку, например, « в кабинете у директора», мы сыграем просто отлично, а вот сложную тему, с завёрнутым, но крутым сюжетом, показать не сможем. Это никак не зависит от темы, это зависит от нас. Если мы сыграли хорошо, значит всё хорошо, если сыграли плохо – мы не виноваты (смеётся).
— Почему в Импровизациях «Вечеринка» и «Новости» отгадываешь других участников всегда ты, Арсений?
Арсений Попов: наверное, потому что мне больше всех нравится слушать музыку в наушниках (смеётся).
Сейчас я скажу слишком откровенно, но мне кажется, что просто парни лучше меня играют образы, которые им предлагает ведущий.
Антон Шастун: на самом деле, я считаю, что это не так. Просто с самых первых выпусков Арс отгадывал нас в импровизации «Вечеринка», и у него это очень хорошо получалось. Потом, когда начали появляться похожие игры, мы решили не менять традицию, тем более Арс достиг в этом такого профессионализма, что шутки у него иногда смешнее, чем у нас. Поэтому зачем что-то менять? Это традиция, а традиции менять нельзя (смеётся).
— Как вам удаётся абстрагироваться от проблем и плохого настроения ради съёмок? Или у профессионалов не бывает хандры?
Арсений Попов: у всех, конечно, по-разному. Я вот до сих пор не могу назвать то, чем мы занимаемся, работой. Вот представьте, что у вас есть дело, которое вам нравится, и какое бы у вас ни было плохое настроение, этим делом вы всегда будете рады заниматься. Как в детстве, когда мне кричали «Арсений, мультики!», я сразу же бежал с радостью их смотреть, и неважно было, какое у меня настроение на тот момент (смеётся).
Сергей Матвиенко: мне в детстве тоже кричали: «Арсений, мультики», я тоже всегда реагировал с радостью (смеется).
Арсений Попов: а вообще мы с ребятами в каждом городе пытаемся сами себя порадовать: сходить в кино, например, или купить что-нибудь интересное. Ещё мы надеемся, что в каком-нибудь из городов нас пригласят в сауну погреться (смеётся).
Сергей Матвиенко: вот сегодня нас на квест пригласили, а мы не можем пойти, два концерта же.
Арсений Попов: А вообще, я питаюсь хорошим настроением людей, я вампир, так и запишите (смеётся).
— Почему у вас на концертах в городах нет импровизаций «шокеры» и «мышеловки»? В силу технических причин?
Антон Шастун: если говорить о «шокерах», то да, их тяжело везти. Точнее, сложнее везти сами декорации, ведь эта импровизация не может быть сыграна без оформления, дополнительных предметов.
Арсений Попов: мы же видим эти декорации впервые, пытаемся жить внутри них без подготовки. А если везти их заранее, репетировать с ними, то это уже не импровизация получается, а подготовленное выступление.
Сергей Матвиенко: да и билеты подражают в 6 раз (смеётся).
Антон Шастун: что касается «мышеловок», то раньше, когда мы еще не были шоу «импровизация», а были два отдельных театра, на своих концертах мы играли в подобные игры. Я думаю, что когда-нибудь в каком-нибудь городе мы обязательно добавим в наше выступление импровизацию «мышеловки». Сейчас пока нет такой необходимости, наши концерты полноценны и так.
Арсений Попов: ещё нет времени делать педикюр (смеется).
Сергей Матвиенко: да и человека, который бы их возил, тоже нет, их нужно 200 штук. Мы готовим новую игру – будем обходить битое стекло.
Арсений Попов: да, на пуантах (смеётся).
— Театр начинается с вешалки. С чего начинается шоу «Импровизация»?
Арсений Попов: с вечеринки! (смеётся)
Сергей Матвиенко: со зрителя.
Антон Шастун: я бы сказал так: импровизация начинается с поцелуя.
— Поцелуя? С чьего поцелуя?
Арсений Попов: просто мама Антона всегда говорит ему, ты у меня такой талантливый, потому что тебя однажды Бог поцеловал! (смеётся).
Сергей Матвиенко: с чьего поцелуя – это останется секретом для журнала Generation!
Новогодний выпуск шоу «Импровизация» смотрите 31 декабря в 20.00 на ТНТ»
Говорит «Импровизация» на ТНТ: Арсений Попов о своих страхах и загадочных девушках
Актеры «Импровизации» откровенничают и смеются вместе с нами.
Антон Шастун Первый Длинный и Сергей Матвиенко Злой и Несправедливый (кто не понял, почему именно так — нажимайте и смотрите интервью с ними) уже поделились с нами частичками своей жизни, а следующий на очереди — Арсений Попов.
Арсений, по собственным словам, в жизни хмурее, суровее, задумчивее, скучнее и с отвисшей челюстью, а что касается девушек — то всегда ведется на загадочных скромняг. Он рассказал нам еще много всего интересного — наслаждайтесь!
Интро: Арсений скрывает дату рождения и говорит о прозвище.
— А что еще надо сказать, год рождения? Серьезно? 99-й.
Сексуальный мачо. У меня не было никаких прозвищ, и сейчас наверное нет. Ну, меня зовут Арсений, и, видимо, людям сложно выговаривать целых 7 букв, и иногда они называют Арс. Тогда они со мной дружат, а если называют Сеня — тогда мы расстаемся на плохой ноте, и я их проклинаю. Кстати, не знаю ни одного выжившего.
Юмор родом из детства?
— Нет, наверное, не думаю. Ну, то есть, как: у меня просто в семье папа шутил все время. Я смотрел юмористические передачи, но я вообще про юмор задумался очень поздно, наверное почти «около» передачи это все произошло.
Ваши родственники любят пошутить?
— Мы в семье очень часто шутили над мамой, потому что она была для этого благодатной почвой. Например, она не различала цвета. Причем, она не дальтоник, но просто говорит: «Возьми эту коричневую штуку принеси». И мы могли в ступоре стоять до часу: какую коричневую штуку? Вот здесь ровно одна, желтая — ее? «Ну, ее». Вот такие были истории.
Причем, она не обижалась никогда, и как-то это все было естественно.
Что касается того юмора, которому я посвятил часть жизни — я однажды пошел участвовать в передаче «Битва за эфир». Мне сказали, что это битва ведущих, а мне казалось, что я на тот момент ведущий развлекательных программ, каких-то мероприятий. И в процессе этого шоу, пока отсеивались участники, я понял, что ценится юмор, а не умение вести, и начал где-то пытаться своеобразно пошутить. Получилось, но видимо недостаточно, потому что я в этой передаче не победил.
А потом появилась импровизация, и я понял, что я тоже так хочу.
Кто или что сейчас может рассмешить вас до слез?
— Мое воображение. Я могу смотреть на человека, представить себе какую-то там историю и сам себя рассмешить. Но на съемках недавно у нас была игра «Громкий разговор», Шаст с Серегой как раз играли — и прям потекли слезы.
Топ-3 в юморе
— Я такой, наверное, благодарный зритель, что меня и Павел Воля может рассмешить. Он же вряд ли смотрит это интервью? Паш, ну я тебя первым вспомнил, понимаешь?
Просто у юмора есть, как мне кажется, разные направления: есть юмор, например, актерский. Вот универсал в юморе, я, конечно, считаю, что Ургант. И подача, и актерская игра, и шутки, и быстрота реакции — это все круто.
Но бывает такой юмор, аж животный. Например, когда я смотрю миниатюры с Харламовым — вот у него есть с Мартиросяном, они поют короткие песенки — ну там просто. как это приходит им в голову? Ты даже если хочешь сдержаться, ты все равно засмеешься. Такой юмор тоже мне нравится.
Но я бы не назвал его лучшим, потому что есть Шастун, например. Я думаю, что вообще все трое парней смешнее, чем я: но Димка больше в текстовых шутках, Шаст — в органике, а Серега — знаете, такой юмор с перчинкой. Вот ему это удается: если бы я сказал те же самые слова, от меня это выглядело бы пошло. А он так говорит, что и девочки покраснели и захихикали, и парни такие: «Ну да, ваще-то смешно!». Я так не умею.
Как вы поняли, что ваш путь — это юмор?
— Слушайте, ну это проще же, чем разгружать вагоны. У меня все это произошло постепенно. Я не думаю, что это вообще направление моей жизни.
Я же актер, и актерство чуть-чуть у меня перетекло в импровизацию — там же не обязательно шутить, импровизация это умение выкручиваться, это может и в какую-то драматургию уйти. А оказалось, что драматургия может еще и с юмором сочетаться. И пока я в этой стадии.
Есть ли какая-то разница между мужчиной и женщиной в юморе?
— Мне кажется, что главное — это сам юмор. То есть, если он есть у парня и если он есть у девушки, это может быть одинаково смешно. Другой вопрос, что иногда от девушки он воспринимается, вроде «Ой, кого она из себя изображает?» — и вот это первое. Но такое и у парней бывает.
Может быть, такого животного юмора и смеха до слез от женского юмора не было, но они бывают очень острые. Особенно, когда они шутят про парней: ты понимаешь, что парень про парня так не может пошутить, потому что у нас есть точки, где мы не соприкасаемся.
Например, Зоя Яровицына, когда в «Stand Up» рассказывает о том, как она спит со своим мужем, и у нее, там, живот — ну как может парень про то же самое рассказать? Это смешно. Вот Юля Ахмедова. Я сейчас юмористов буду вспоминать, конечно, с нашего канала, в основном.
Нет, разницы никакой нет. Либо смешно, либо не смешно.
На что в первую очередь обращаете внимание, видя женщину?
— Ни на что не обращаю внимание, иду с ней знакомиться.
Ну а если серьезно, то на лицо. Я не так, что: «О, есть грудь — теперь я буду на тебя смотреть». В начале на лицо, а потом рассмотреть все остальное.
А женщина на что обращает внимание, когда видит вас?
— Я хожу обычно в обтягивающих штанах, и они такие «М-м-м».
Не знаю, тоже, думаю, на лицо. Я слышал, что кто-то на руки обращает внимание, кто-то на обувь — чистые / не чистые — «Москва слезам не верит».
Смешливые и озорные девушки или спокойные и рассудительные?
— Я все время ведусь на вот этих вот тихих и загадочных и всегда ошибаюсь, потому что ничего за этим не кроется. Мне все время, знаешь, кажется, что вот она такая грустная сидит, задумалась — и ты думаешь: «Да что же там? Надо подойти к ней, спросить, чего ты там переживаешь, может, задумалась. ». Не фига подобного. Мне кажется, что она сидит и просто не думает ни о чем, выключена голова. Не шевелясь, может просидеть так сутки.
Они спокойно сидят, и можно спокойно разглядеть лицо, все остальное. А вот эти, которые «Здорова. » (показывает экстремально веселых девушек) — там я просто пока сам сфокусируюсь, пока ее «найду».
Да всякие девушки нравятся, нет такого. Я лет в 15 говорил: «Блин, мне так нравятся короткостриженные темные!». Тогда был сериал «Элен и ребята», и мне так нравилась там Кати. А потом понимаю, что мне нравятся и длинноволосые блондинки и блондинки с каре (смотрит на съемочную группу), и девушки с непонятным цветом волос вот до сих пор (показывает длину). И в клетчатых рубашках — ну, всякие, всякие.
Часто ли за кадром вы смешнее, чем в кадре?
— Я, вообще, обычно не сильно-то юмористический человек в жизни. Мне кажется, я чуть посерьезнее, чем может показаться. Но вот мы переезжали из Саратова в Самару и что-то хихикали всем купе сидели.
В жизни я, наверное, хмурее, суровее, задумчивее. Скучнее. С отвисшей такой челюстью.
Какое бы вы придумали испытание для Павла Воли за свои страдания в «мышеловках» и «электрошоках»?
— Вот первое, что приходит в голову, — это испытание «Мокрый Вилли». Это смешно! Ну, оно неприятное, конечно, но чтобы отомстить, мне кажется, оно подходит.
Слюнявишь палец, засовываешь его в ухо. Фу, ну это ваще, да?
Чем еще вы болеете, кроме юмора? Какие у вас хобби?
— Вообще, я дизайнер одежды. Будет объективно, если я скажу «дизайнер одежды в кавычках», а еще про меня говорят «молодой дизайнер одежды».
Я делаю только футболки, и я даже горжусь: мне все, что я сделал, очень нравится. Они как-то связаны с нашей передачей. Бренд называется «Уберите рыбу» — и вот здесь я рекомендовал бы без объяснения причин зайти просто и посмотреть.
Это была какая-то шутка, я со своим приятелем разговаривал, он говорит: «Ну а что там у вас в «Импровизации»? Что дальше?». Я говорю: «Да так, ну, буду дизайнером одежды!». Вот сказал просто, чтобы отвязался, а он говорит: «А что именно?», и я ему: «Блин, да футболки я делаю. Слушай, давай я тебе покажу». Уже вечером была готова футболка, я ему прислал эскиз, он говорит: «О, круто, круто».
А потом я сфотографировался в этой футболке и выложил ее в Instagram, и сразу штук сто у меня появилось заказов. И я подумал, что надо делать.
Кто и как из вашей четверки («Импровизация») может рассмешить вас сильнее всех?
— Все, наверное. Вот, например, импровизация «Громкий разговор». Вот я там не понимаю, от чего я больше смеюсь: от того, что Серега подтупливает, когда в наушниках стоит и не понимает, о чем речь, или от того, что Шаст ему говорит, или от всей ситуации в целом.
Наверное, если брать как статистику, в процентном соотношении, то, конечно чаще всего с Шаста мы хихикаем все.
Вы сказочник, а прототип героя — Антон Шастун. Что бы это была за сказка?
— Посадил мужчина семя в землю, и что-то начало расти бесконечно. И из этого семечка вырос боб длинный. Это тоже такая сказка есть, да? Ну, не про человека же?!
Ну вот он какой-то яркий такой, знаете, он как будто бы палитра. Ты идешь, видишь — лужа серая, думаешь, как через нее перейти. А он чик — раскрасил белым цветом ее, и ты видишь, что это как будто лед, и прошел через него. Это сказка была бы про художника, который раскрасил серый мир.
Вы — король 18 века. Какое у вас прозвище?
— Великолепный. Арсений Великолепный.
Нет, на самом деле, я думаю, что меня бы назвали каким-нибудь «грозным» или «строгим». Я бы, конечно, постарался бы не убивать, особенно детей, но, мне кажется, я со всех бы снял по три шкуры.
— Удачная импровизация. Меня когда-то спросили, что самое сложное в импровизации — самое сложное, когда не смешно. Я говорил, что это легче, чем грузить вагоны — вот когда не получается, это самая сложная на свете работа.
Ургант или Мартиросян?
— Мартиросян. Это не потому что мы с одного канала, просто я думаю, что Мартиросян многих комиков, в том числе и Урганта, подтолкнул к этому всему. Я уверен, что, когда они были в КВН «Новые армяне», он в том числе, были самыми смешными людьми в России. Наверное, эту команду КВН знали абсолютно все, и то, что они потом сделали Comedy Club, и на этом выросло целое поколение юмористов — мне кажется, вот за это (за это выбирает Мартиросяна).
Гудков или Слепаков?
— Слепаков. Мне вообще Гудков не нравится прям.
На что все же присесть девушке в наше время: на иглу мужского одобрения или на мужское лицо?
— Мне не нравятся оба ответа, ни один не выбираю. Вот и прогоняйте меня.
Фильм, который вас реально рассмешил?
— Мне нравится, когда тебя смешат в неожиданных местах. Например, ты приходишь на фильмы Marvel: ты же приходишь смотреть на комиксы всякие, драки, экшн — и вдруг там возникает юмор. Например, самый смешной из них — это «Тор 2». Ну очень смешно. Потому что юмор неожиданный, ты его там не ждешь.
Из комедий вспоминается «Мы — Миллеры», «Ночные игры» еще был очень крутой.
Чего вы боитесь?
— Я стал очень часто бояться самолетов в последнее время, летать. Хотя я все равно выбираю этот вид транспорта, но начинает трясти — и я почему-то стал бояться. Может, мне кто-то вселил этот страх.
В последнее время, кстати, очень много думаю о каких-то катастрофах. Я прям сейчас ехал когда к вам, мне казалось, что на перекрестке кто-то в меня въедет. Я не знаю, это я боюсь этого или я сижу просто так визуализирую, но я даже пересаживался на другое место, на всякий случай. Я давно уже не садился на место пассажира, которое рядом с водителем.
Корпоратив, который вы бы не согласились вести и за миллион долларов?
— Трудно вести мероприятие у людей, которые сами не веселятся. То есть, они пришли для чего-то другого, не для празднования события: себя показать или повыпендриваться. Но это тоже все вывозится.
Я волнуюсь перед каждым. За минут 5 до начала любого мероприятия я готов от него отказаться, потому что очень сильно боюсь.
ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ
Мимические импровизации представляют воспроизведение ребёнком того или иного настроения при активной работе лицевых мышц. Условием включения детей в мимические импровизации является их умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, умение регулировать и управлять ими. Для этого у детей, прежде всего, необходимо формировать первоначальные представления о природе человеческой мимики с помощью психофизической активизации лицевых мышц. После этого детям можно давать задания на развитие творческого воображения средствами мышц лица. К играм, которые учат детей различать эмоциональные состояния и управлять ими, относятся следующие: «Наши настроения», «Эмоциональная угадайка», «Весело-грустно», «Дружные настроения», «Чудо-голова» и «Говорящее лицо».
Пластические импровизациями — это совокупность выразительных движений тела человека, охватывающая те изменения в походке, осанке и жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Большое значение в пластических импровизациях имеют жесты (особенно, движения рук), осанка, поза, походка. Активное включение воображения предполагают игры на закрепление представлений о выразительных возможностях пластики. Среди них «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».
Интонационно-речевые импровизации развивают умение сопереживать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, а также выразительную сторону речи. Они предполагают передачу голосом эмоциональных переживаний героя (грусть, радость, тревога и т.д.) и различного рода интонаций (требование, вопрос, жалоба и т.д.). Интонационно-речевые импровизации лежат в основе таких предлагаемых игр, как «Перепревращения», «Интересно об известном», «Театр слова».
Темброво-имитационные импровизации представляют собой озвучивание стихотворных и сценических образов на детских музыкальных инструментах. Импровизация заключается в разнообразных звуковых имитациях образов (ветер, ручей, гроза, снег и т.д.). При этом дети свободны в выборе инструментов (ориентируясь на их тембры) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, приёмы игры и т.д.). Темброво-имитационные импровизации получили название «Театр музыкального звука».
Педагог рассказывает детям о том, что всё, что человек чувствует, обязательно отражается на его лице. Наглядным материалом игры выступает карта с зарисовками выражений лица человека: «счастье», «уныние», «удивление», «покой», «злость» и т.д. С каждой зарисовкой дети знакомятся отдельно. Рассматривая, например, «удивление», дети с педагогом выясняют положение на этом рисунке бровей, глаз и губ. Можно задать такие вопросы: «Удивлялись ли сегодня твои брови и чему?», «Удивлял ли ты мамины глазки и чем?», «Может ли твой ротик удивиться отдельно от бровей и глаз и почему?» и т.д.
После знакомства с зарисовками выражений лица человека можно эти настроения перевести в схематическое изображение.
Педагог загадывает какое-либо настроение из тех, что представлены на карте с зарисовками выражения лица человека («счастье», «уныние», «удивление», «покой», «злость» и т.д.) Описывает ситуацию, связанную с этим настроением, не произнося его самого. Дети должны догадаться, о чём идёт речь, и указать на соответствующую карточку. Ситуации можно предлагать детям в форме стихотворений, например, A.JI. Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (ГРУСТЬ)
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме. (РАДОСТЬ)
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет спать. (ПОКОИ)
С настроениями можно играть и по-другому. Дети пробуют объединить все родственные настроения в одну цепочку. Например, «счастье-удовольствие-веселье», «уныние-грусть-обида» и т.д.
Мы покачали бабочку бровями, как сумели.
(работают мышцы лба)
Комар у носа вертится, сесть на нос хочет нам.,
А нос на это сердится: «Сесть на себя не дам!»
(работают мышцы вокруг носа)
По губам ползёт букашка, перепутав их с ромашкой.
Нужно губы нам сомкнуть и букашку с губ стряхнуть!
(работают мышцы губ с закрытым ртом)
Решила чудо-голова пропеть какие-то слова,
(работают нижняя челюсть и мышцы губ с открытым ртом)
Для артиста очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Лицо может быть выразительным в том случае, если, глядя на него, зрителю всё становится понятно и без слов. Помня о том, что любое настроение человека можно определить по его выражению лица, ребёнок пробует предлагаемые педагогом ситуации выразить с помощью своей мимики (положение бровей, губ, выражение глаз, наклон или поворот головы), с помощью эмоциональной реакции ребёнка. В игре можно использовать стихи:
Мы за солнышком следим,
На него всегда глядим:
Если солнце в небе светит,
Кто же это не заметит. (радость)
Если солнца в небе нет,
То грустит весь белый свет. (унынье)
Как-то утром — во дела! –
Солнца вышло сразу два! (удивление)
Солнце быть должно одно!
Только вот кроту обидно, (досада)
Солнышко ему не видно
Ни одно, ни два, ни три.
Так обидно, хоть реви!
Вдруг по небу к нам плывёт
Синей тучей кашалот.
Он свою разинул пасть, (тревога)
Хочет солнышко украсть.
Очень страшно солнцу стало, (испуг)
Нас помочь оно позвало.
Солнце выкрасть не дадим, (угроза)
Тьме дорогу преградим,
Туче очень громко скажем:
«Мы тебя сейчас накажем!»
Злобный синий кашалот
Станет вдруг наоборот
Доброй синей птицей счастья.
Птице дружно скажем: «Здрасьте!»
Птица счастья прилетела,
Покружилась, тихо села (руки имитируют широкий
размах крыльев большой,
красивой, доброй птицы).
Вот змея, как лента вьётся (руки имитируют ползущие движения змеи)
Птичка на свободу рвётся (руки имитируют мелкие и суетные
устремления маленькой птички)
Ветер весело резвится (руки имитируют весёлые порывы ветра, то
успокаивающиеся, то вновь полные озорства)
Самолёт по небу мчится (руки имитируют уверенное движение по небу
К берегу спешит волна,
Поднимая ил со дна (руки имитируют игривые, то набегающие, то
откатывающие морские волны)
И цветывдруг распустились (руки имитируют цветы: их пробуждение
или их качание на ветру и т.д.)
Почки вербы распушились (внимание детей с рук переключается на
пальцы, к фантазированию руками
добавляются более мелкие движения
Вот и бабочка-краса
Полетела в небеса (пальцы и руки имитируют лёгкое, воздушное
В норке ёжик спать прилёг (пальцы и руки имитируют движения
Звонко песенку запел (пальцы и руки имитируют звонкий колокольчик на
Даже рак не утерпел –
И клешнями замахал (пальцы и руки имитируют рака)
В тени задумался паук:
Восемь ног иль восемь рук? (пальцы и руки имитируют движения паука)
Педагог объясняет детям, что для того, чтобы «превратиться» в кого- то другого, нужно изменить не только выражение лица и движения рук, но и походку. По просьбе педагога дети представляют себя в различных образах (часы, лягушка и др.). Подключая специфические движения ног и особенности походки, нужно выразительно представить эти образы в различных ситуациях и обстоятельствах. Игра проходит в поэтизированной форме:
На болоте ходят цапли:
«Ключевой воды бы каплю!» (дети шагают так, как, по их
представлениям, может по болоту
Рядом прыгают лягушки,
Глазки есть, а где же ушки? (дети имитируют скачущие движения
лягушек, которые могут взаимодействовать
Нам часы «тик-так» поют.
В ногу с временем идут (подключая движения рук, головы, ног, дети
«превращаются» в часы)
Это прыгать без заботы (дети имитируют разнообразные движения мяча:
прыгающие, катающиеся и проч.)
Прибыл с полюса пингвин,
Много нас, а он один (дети имитируют движения пингвина)
Дети делятся на две равные по количеству участников команды. Участники первой команды, договорившись между собой, выбирают какое- либо растение, например, шиповник, одуванчик, ромашка (или животное (например, кенгуру, жираф, обезьянка), или предмет домашнего обихода (например, вилка, молоток, расчёска), или канцелярский предмет (например, ластик, точилка, карандаш). Затем они продумывают, как можно с помощью мимики, жестов и движений показать этот образ участникам противоположной команды, чтобы те без слов догадались. После этого один из участников первой команды (по выбору самих детей) без слов с помощью актёрских выразительных средств (мимика, пластика, жесты, движения) объясняет загаданный образ участникам противоположной команды:
Кто я есть — я не скажу,
кто я есть — я покажу.
Мой секрет скорей раскрой —
Если участники отгадывающей команды затрудняется с ответом, то они задают вопрос, на который участники загадывающей команды могут ответить лишь «да» или «нет». Далее команды меняются местами: «загадку» загадывает вторая команда первой. Выигрывает та команда, которая задала меньше вопросов команде противников.
Дети делятся на две равные по количеству участников команды. Участники первой команды, договорившись между собой, придумывают какое-либо действие, совершаемое дома (чистить зубы, наливать и пить чай, читать книжку, гладить котёнка, укладывать спать куклу), либо на улице летом (купаться, собирать цветы, ловить сачком бабочек/кузнечиков, играть с цветком одуванчика, гадать на ромашке), либо зимой (играть в снежки, кататься на коньках, смотреть через замороженное окно на улицу, ловить снежинки, согреваться движениями от холода) и т.д.
Затем они продумывают, как можно с помощью актёрских выразительных средств (мимика, пластика, жесты, движения) показать этот образ участникам противоположной команды, чтобы те без слов догадались. После этого выбирается столько человек, сколько нужно для выразительной демонстрации действия (один или несколько):
Что мы делаем — не скажем,
Лучше вам мы всё покажем!
Дайте нам скорей ответ:
Вам понятно или нет?
Как и в предыдущей игре, если участники отгадывающей команды затрудняется с ответом, то они задают вопрос, на который участники загадывающей команды могут ответить лишь «да» или «нет». Далее команды меняются местами: «загадку» загадывает вторая команда первой. Выигрывает та команда, которая задала меньше вопросов команде противников.
Дети слушают рассказ о том, что однажды на спящее в земле семечко попала дождевая капля. Семечко стало разбухать от влаги, из него пробился росток, который через некоторое время превратился в некое растение. Это может быть подсолнух, колокольчик или просто колосок. А может и колючий кактус:
Дождик землю поливает,
Влагой семечко питает.
Вот проклюнулся росток.
Что же это за цветок?
Для каждого растения (с помощью концертмейстера или используя фонограмму) дети выбирают музыкальную зарисовку (например, для колокольчика). С детьми обязательно обсуждается, почему та или иная музыкальная зарисовка подходит для этого образа. Например, «эта музыка подходит для колокольчика, потому что она звонкая», «потому что она такая же весёлая как колокольчик», «потому что она также дрожит от ветра» и т.д.
Затем педагог просит детей (по одному или сразу нескольких желающих) попробовать перевоплотиться («превратиться») в образ колокольчика, используя соответствующие, по их мнению, выражение лица, жесты, движения корпуса и ног. Педагог вместе с детьми выявляет удачные находки.
Дети слушают музыкальные пьесы и, выбирая для каждой какой-либо образ (лиса, медведь, кенгуру, лебедь и т.д.), объясняют свой выбор. Например, «музыка хитрая и мягкая, как лиса», или «музыка тяжёлая и неуклюжая как будто медведь идёт», или «музыка прыгает с места на место, как кенгуру», или «музыка плывёт будто лебедь» и т.д. Наиболее удачные находки детей отмечаются.
Кто сейчас появится:
Кто в яичке всё же?
Педагог предлагает детям прослушать музыкальные пьесы, представляющие портреты-зарисовки некоего характера. Это пьесы из сборника И.Смирновой «Забавные портреты»: «Плакса», «Засоня», «Забияка», «Озорник» и др. Дети сопоставляют изображаемый характер с выразительными особенностями музыки (темп, динамика, штрихи и др.), а затем эти выразительные музыкальные особенности с выразительными мимико-пластическими возможностями.
Далее кто-либо из детей (или несколько желающих детей) с помощью мимики и пластики пробует «поиграть» в один из характеров. Для комфортности молено создать детям некую обстановку для выполнения действий с помощью сценических атрибутов: кубов, стульев, стола или ширмы.
Дети очень любят киндер-сюрпризы. Ведь они скрывают от детей приятные тайны. Педагог предлагает поиграть в необычные киндер- сюрпризы. Необычность заключается в том, что сюрприз будет скрываться в музыке. Для игры как нельзя лучше подходит цикл пьес В.Калистратова «Картины русских сказок», где каждая пьеса «рисует» какого-либо сказочного персонажа: Царевна-Лебедь, Баба-Яга, Жар-птица, Иванушка. Выявляя изобразительные особенности конкретной пьесы, дети сопоставляют их с характерными движениями сказочных персонажей. По желанию дети (по одному или сразу несколько) под музыку конкретной пьесы из киндер-сюрприза пробуют «превратиться» в того или иного сказочного героя, используя выразительные движения лица и тела (мимика, пластика), соответствующие этому образу.
Игра имеет литературную основу. Это может быть любое стихотворение от какого-либо конкретного лица, например, от лица «зайчика»:
Я всё по лесу скакал,
Круглый год беды не знал.
Был зимой я белым гнетом,
Ну а серым буду летом.
Стихотворение разучивается с детьми, после чего педагог просит кого-либо из детей продекламировать стихотворение с интонациями, характерными для зайчика, а именно легко, беззаботно, весело. Но это только превращение.
Перепревращение заключается в том, что образу зайчика задаётся не характерное для него настроение и состояние. В случае перепревращения ребёнок пробует рассказать стихотворение от имени зайца то хвастливого, то трусливого, то рассерженного, то мечтательного и т.д. При этом поощряются не только интонационно-речевые импровизации, но и двигательномимические.
Можно предложить детям следующие варианты стихотворений:
Дую, дую на просторе: До зари я утром встал,
На полях, в лесу и в море. Встрепенулся и сказал:
Гну деревья до земли, «Эй, засони, хватит спать!
Подгоняю корабли. День пришёл, пора вставать!»
«Интересно об известном»
В основе игры лежит какое-либо хорошо знакомое детям стихотворение, написанное от лица автора. Это стихотворение нужно рассказать так, чтобы всем было интересно его слушать. Для этого придумываются различные воображаемые ситуации (т.н. «предлагаемые обстоятельства»), в рамках которых разворачиваются события стихотворения. Кто-либо из детей по желанию рассказывает это «старое» стихотворение на «новый» лад, используя выразительные возможности своего голоса (темп, динамика, высота, а также звукоподражание).
Можно, например, предложить детям стихотворение В.Степанова «Почему не спят котята?»
Игра основывается на любом известном детям стихотворении, где в диалог вступают несколько персонажей. Как и в предыдущей игре, дети вместе с педагогом придумывают различные воображаемые ситуации, в условиях которых для каждого персонажа выбираются характер, настроение, поведение. Дети распределяются по ролям. Далее разыгрывается этюд- сценка.
Можно предложить детям стихотворение В.Медведевой «У меня кругом друзья» или А.Усачёва «Жужжащие стихи».
«Театр музыкального звука»
Педагог предлагает детям послушать стихотворение. После вопроса педагога «Если бы стихотворение ожило, то какие бы звуки мы могли бы услышать?», дети перечисляют «звуки стихотворения». Затем из многочисленных детских музыкальных инструментов они выбирают те, тембры которых могут взять на себя «роль» того или иного звучащего образа. Дети вместе с педагогом обсуждают выразительные возможности выбранных инструментов для «музыкальной театрализации» этих образов. Распределив «роли», дети озвучивают стихотворение, которые вновь читает педагог.
Для музыкальной театрализации можно взять следующие стихотворения: А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Зимняя дорога», А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Вечер», «Ласточки пропали», С.А.Есенин «Ночь», Я.Л.Аким «Песенка в лесу», Ф.И.Тютчев «Как весел грохот», «В небе тают облака», Н.М.Языков «Буря».