Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому

На 19 баллов знает учитель, на 20 – только Бог: как во Франции оценивают знания учеников

Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть картинку Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Картинка про Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому

5 баллов, чтобы оценить знания ученика, французам недостаточно – в стране используют 20-балльную систему. Причем не стоит думать, что наши оценки можно умножить на 4 и получить французский эквивалент. Простых путей там не ищут. Все, что выше 10 баллов, считается положительной отметкой. Если получил 9,5 – повторно изучаешь курс. Вот такая высокая цена половинки балла.

Отличниками здесь называют тех, кто получает за предметы от 15 до 18 баллов. На 19 знает учитель, на 20 – только Бог. Так принято говорить во Франции о системе оценки знаний.

Но и 20 баллов оказалось мало. Чтобы поставить максимально точную оценку, преподаватели активно пользуются дробные: 12 ровно – еще удовлетворительно, 12,5 – уже хорошо. Когда полбалла так важны, учителя напоминают, скорее, ювелиров, высчитывая каждую мелочь.

Любовь к красоте и искусству французы перенесли и в систему образования. “Обертка” работы важна не меньше, чем содержание. Баллы добавляют за соблюдение абзацев, полей, грамотное расположение текста на странице. Важен и заголовок: при написании эссе за неправильное оглавление можно потерять целый балл.

К доске во французских школах выходить не принято. Поэтому фразу вроде “садись, 17,5” ученики не услышат. Оценивают в основном итоговый тест, сочинения и эссе, презентации, а также совместные проекты.

Окончательная оценка складывается, как и в России, по итогам всего семестра, но за низкую посещаемость преподаватель пару баллов может и вычесть. Поэтому прогуливают французские школьники осторожно.

Популярное

Из студентов в офицеры: в российских вузах появятся 8 новых военных учебных центров

В российских вузах появятся 8 новых военных учебных центров. Такое решение было принято на коллегии Минобороны. Что такое военные центры и чем они отличаются от прежних военных кафедр?

Учеников автошкол хотят поделить на «любителей» и «профессионалов»

В России предлагают разделить водителей на любителей и профессионалов. По мнению экспертов, их программы подготовки должны серьезно отличаться.

Учеников автошкол хотят поделить на «любителей» и «профессионалов»

В России предлагают разделить водителей на любителей и профессионалов. По мнению экспертов, их программы подготовки должны серьезно отличаться.

Из студентов в офицеры: в российских вузах появятся 8 новых военных учебных центров

В российских вузах появятся 8 новых военных учебных центров. Такое решение было принято на коллегии Минобороны. Что такое военные центры и чем они отличаются от прежних военных кафедр?

Предел – 8 МРОТ: в Госдуме хотят ограничить стоимость обучения в вузах

Цены за учебу в вузах не могут расти бесконечно. 500-600 тысяч рублей за год, как в некоторых столичных вузах, – это слишком неадекватная цена, посчитали в Госдуме. Это делает высшее образование в России недоступным для многих семей. Депутаты предлагают установить потолок цен, которые вуз не сможет превышать.

«Потребность в педагогах постоянно растёт»

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Мы прекрасно понимаем, что в наши дни должны меняться и содержание, и технологии, и управление, и инфраструктура педагогического образования, и, наверное, требуется модернизация.

Надо менять содержание профессии учителя и отношение к ней в обществе

«В образовании катастрофически не хватает доверия»

ЕЛЕНА БРЫЗГАЛИНА: «В образовании катастрофически не хватает доверия. Доверие – это такая коммуникация, когда вступающие в диалог стороны уверены в прозрачности мотивов – по крайней мере, они артикулированы и озвучены; подходят к диалогу как к попытке найти какой-то общий знаменатель».

Источник

Представьте приведенные ниже высказывания в логике предикатов первого порядка, используя совместимый словарь (который вы должны определить).

а) Некоторые студенты участвовали в экзамене по французскому языку весной 2001 года.

б) Каждый студент, который участвует в экзамене по французскому языку, сдает его.

в) Только один студент участвовал в экзаменах по греческому языку весной 2001 года.

г) Лучшая оценка по греческому всегда выше, чем лучшая оценка по французскому.

д) Любой человек, рожденный в Великобритании, каждым из родителей которого является британский гражданин или британский резидент, является британским гражданином по рождению.

е) Политические деятели могут постоянно вводить некоторых людей в заблуждение, они также могут вводить в заблуждение всех людей некоторое время, но они не могут постоянно вводить в заблуждение всех людей.

Представьте формально-логической моделью описание правил получения кредита по следующим условиям его предоставления.

Некий банк «Инвест-банк» предоставляет кредиты для физических лиц на следующих условиях. Возраст заемщика не моложе 20 лет и не старше 50 лет. Сумма кредита от 100 тыс. руб. до 500 млн. руб. Кредит предоставляется, если ежемесячный доход заемщика составляет не менее 10% от суммы кредита. Другое условие предоставления: залог под актив, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита. При этом не допускается, чтобы этот актив уже был заложен какому-либо банку. Кредит также предоставляется при условии поручительства. При этом требования к поручителю сводятся к следующим. Возраст поручителя от 20 до 50 – ти лет, обладание активом, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита и, кроме того, этот актив не заложен ни в одном из банков.

Некая рекрутинговая компания занимается подбором кадров для иностранных компаний на должности разработчиков баз данных в среде Oracle. Претенденты принимаются на две должностные категории разработчиков: младший программист и старший программист. К претендентам предъявляются следующие требования. Прохождение теста по английскому языку – прошедшим тест считается набравший не менее 7 баллов из 10. Опыт работы с Oracle не менее 3 лет и сдача теста по предмету на не менее чем 6 баллов из 10. Также допускается наличие опыта работы с системой Oracle менее 3 лет, но не меньше 1 года при условии сдачи теста по предмету на не менее чем 9 баллов из 10. Для получения должности младший программист необходимо иметь возраст от 23 до 29 лет. Для получения должности старший программист необходимо быть в возрасте от 27 лет, иметь опыт работы с системой Oracle не менее 4 лет и сдать тест по предмету не менее чем на 8 баллов из 10. Разработайте набор продукционных правил для экспертной системы, позволяющей по результатам испытаний отбирать претендентов на должности младшего и старшего программистов.

Перед руководителем предприятия стоит проблема принятия решения о вложении средств в акции другого предприятия. Наиболее перспективными являются акции предприятий с низким долгом и высоким или средним ростом за прошедший год. Также можно покупать акции предприятия со средним долгом и высоким ростом.

Низкий рост – с приростом меньше 10%; средний рост – с приростом не меньше 10% и не больше 30%; высокий рост – с приростом выше 30%.

Разработайте продукционные правила для экспертной системы, вырабатывающей рекомендации по покупке акций.

Постройте семантическую сеть для заемщика кредита в банке на ведение бизнеса. В качестве вершин используйте понятия: Заемщик, Сидоров, Банк, ОАО Инвест-банк, Кредит, Процентная ставка, 18%, Фермерское хозяйство, с. Лосиный. Выделите все отношения между перечисленными понятиями.

Источник

Интеллектуальные системы (стр. 3 )

Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть картинку Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Картинка про Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскомуИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть картинку Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Картинка про Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому

Стадия 1. (Переименование переменных.) Изменяем обозначение переменных так, чтобы переменные при каждом кванторе имели уникальные имена.

Стадия 2. (Удаление символа ®.) Повсюду часть формулы вида B®C заменяем на ØBÚC. Таким образом, удаляем все символы ®.

Например, («x)($y)(«z)(«u)($v)p(x, y, z, u, v) принимает вид («x) («z)(«u)p(x, f(x), z, u, g(x, z, u)), где f и g – сколемовские функции.

Аналогично, ($x)(«y)($z)(p(x, y)Úq(y, z)) принимает вид («y)(p(a, y)Úq(y, f(y))), где a – сколемовская константа, f – сколемовская функция.

Стадия 5. (Перемещение символа » вперед.) Все кванторы всеобщности » перемещаются в префиксную часть формулы. Законность операции следует из свойств кванторов, приведенных выше. На этой стадии логическая формула преобразована к предваренной форме.

Стадия 6. (Перемещение символа Ú относительно символа Ù.) Следующая перестановка повторяется по мере возможности: (AÙBC®(AÚB)Ù(BÚC), AÚ(BÙC)®(AÚB)Ù(AÚC).

Стадия 7. (Минимизация.) Осуществляется минимизация с сохранением свойства выполнимости. Например, удаляются литералы, неоднократно появляющиеся в предложении: P(xQ(x,yP(x) принимает вид P(xQ(x,y), также удаляются литералы которые взаимно отрицают друг друга: P(x,yQ(z)ÚØP(x,y) принимает вид Q(z).

Далее в полученной форме опускаются кванторы всеобщности.

От полученной логической формулы, представляющей собой нормальную дизъюнктивную форму, делается переход к множеству входящих в нее дизъюнктов (проще говоря, знак Ù заменяется на знак «,»).

Осуществляется поиск подстановочных экземпляров для переменных так, чтобы добиться совпадения максимального числа параметров в дизъюнктах (операция унификации).

Последовательно применяется правило резолюции, как и в случае исчисления высказываний.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Представьте приведенные ниже высказывания в логике предикатов первого порядка, используя совместимый словарь (который вы должны определить).

а) Некоторые студенты участвовали в экзамене по французскому языку весной 2001 года.

б) Каждый студент, который участвует в экзамене по французскому языку, сдает его.

в) Только один студент участвовал в экзаменах по греческому языку весной 2001 года.

г) Лучшая оценка по греческому всегда выше, чем лучшая оценка по французскому.

д) Любой человек, рожденный в Великобритании, каждым из родителей которого является британский гражданин или британский резидент, является британским гражданином по рождению.

е) Политические деятели могут постоянно вводить некоторых людей в заблуждение, они также могут вводить в заблуждение всех людей некоторое время, но они не могут постоянно вводить в заблуждение всех людей.

Представьте формально-логической моделью следующие рекомендации трейдеру по покупке и продаже финансовых инструментов, предварительно определив элементарные предикаты и функции.

Обнаружив на недельном графике восходящую тенденцию по 13-периодной экспоненциальной скользящей средней цен закрытия, подождите, когда дневные стохастические линии (стохастического осциллятора с параметрами 7-4-3) опустятся за нижнюю пограничную линию (20%). Затем, не дожидаясь их пересечения или поворота вверх, дайте приказ о покупке над максимумом последнего дня. Открыв длинную позицию, разместите защитный стоп приказ под минимумом данного или предыдущего дня, ориентируясь на более низкую величину.

Обнаружив на недельном графике нисходящую тенденцию по 13-периодной экспоненциальной скользящей средней цен закрытия, подождите, пока дневные стохастические линии (стохастического осциллятора с параметрами 7-4-3) не поднимутся над своей верхней пограничной линии (80%). Затем, не дожидаясь их пересечения или поворота вниз, разместите приказ о короткой продаже под минимумом последнего дня. Начав игру на понижение, разместите защитный стоп приказ над максимумом данного или предыдущего дня, ориентируясь на более высокую величину.

Что в описанной предметной области невозможно и не следует формализовать?

Представьте формально-логической моделью описание правил получения кредита по следующим условиям его предоставления.

Некий банк «Инвест-банк» предоставляет кредиты для физических лиц на следующих условиях. Возраст заемщика не моложе 20 лет и не старше 50 лет. Сумма кредита от 100 тыс. руб. до 500 млн. руб. Кредит предоставляется, если ежемесячный доход заемщика составляет не менее 10% от суммы кредита. Другое условие предоставления: залог под актив, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита. При этом не допускается, чтобы этот актив уже был заложен какому-либо банку. Кредит также предоставляется при условии поручительства. При этом требования к поручителю сводятся к следующим. Возраст поручителя от 20 до 50 – ти лет, обладание активом, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита и, кроме того, этот актив не заложен ни в одном из банков.

В приводимых ниже упражнениях выделите атомарные высказывания и опишите ситуации логическими формулами. Приведите логические формулы к конъюнктивной или дизъюнктивной нормальной форме, после чего дайте ответы на поставленные в упражнениях вопросы.

Б) Кто-то из трех менеджеров компании передал ценный заказ конкурирующей компании. В ходе служебного разбирательства каждый из них сделал по два заявления.

Егорочкин. Я не делал этого. Елькин сделал это.

Птичкин. Елькин не виноват. Это сделал Егорочкин.

Елькин. Я не делал этого. Птичкин не делал этого.

Докажите правильность следующих умозаключений, используя опровержение по методу резолюций.

б) (A®BÚC)Ù(ØBÙØD®A)Ù(ØC®ØB)Ù(C®D) |- D;

в) (B®E)Ù(EÙS®F)Ù(FÙG®R)Ù(RÙT®C) |- BÙSÙGÙT®C

Приведите по одному примеру рассуждений по каждой из схем а)-в).

Сформулируйте посылки и заключения в следующих доказательствах на языке логики предикатов первого порядка. Докажите заключения с использованием опровержения по методу резолюции. Покажите все восемь этапов преобразования формулы в скулемовскую форму.

а) Фермерское хозяйство – это частная фирма. Следовательно, правовые нормы, регулирующие деятельность фермерского хозяйства – это правовые нормы, регулирующие деятельность частных фирм.

б) Некоторые менеджеры ненавидят все нарушения в исполнении договоров. Ни один менеджер не ненавидит любой успех. Следовательно, ни одно нарушение в исполнении какого-либо договора не является успехом.

в) Всякий парикмахер в Джонсвилле бреет всех тех и только тех, кто не бреется сам. Следовательно, в Джонсвилле нет ни одного парикмахера.

Источник

Интеллектуальные системы (стр. 3 )

Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть картинку Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Картинка про Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскомуИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Смотреть картинку Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Картинка про Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому. Фото Лучшая оценка по греческому всегда выше чем лучшая оценка по французскому

Стадия 1. (Переименование переменных.) Изменяем обозначение переменных так, чтобы переменные при каждом кванторе имели уникальные имена.

Стадия 2. (Удаление символа ®.) Повсюду часть формулы вида B®C заменяем на ØBÚC. Таким образом, удаляем все символы ®.

Например, («x)($y)(«z)(«u)($v)p(x, y, z, u, v) принимает вид («x) («z)(«u)p(x, f(x), z, u, g(x, z, u)), где f и g – сколемовские функции.

Аналогично, ($x)(«y)($z)(p(x, y)Úq(y, z)) принимает вид («y)(p(a, y)Úq(y, f(y))), где a – сколемовская константа, f – сколемовская функция.

Стадия 5. (Перемещение символа » вперед.) Все кванторы всеобщности » перемещаются в префиксную часть формулы. Законность операции следует из свойств кванторов, приведенных выше. На этой стадии логическая формула преобразована к предваренной форме.

Стадия 6. (Перемещение символа Ú относительно символа Ù.) Следующая перестановка повторяется по мере возможности: (AÙBC®(AÚB)Ù(BÚC), AÚ(BÙC)®(AÚB)Ù(AÚC).

Стадия 7. (Минимизация.) Осуществляется минимизация с сохранением свойства выполнимости. Например, удаляются литералы, неоднократно появляющиеся в предложении: P(xQ(x,yP(x) принимает вид P(xQ(x,y), также удаляются литералы которые взаимно отрицают друг друга: P(x,yQ(z)ÚØP(x,y) принимает вид Q(z).

Далее в полученной форме опускаются кванторы всеобщности.

От полученной логической формулы, представляющей собой нормальную дизъюнктивную форму, делается переход к множеству входящих в нее дизъюнктов (проще говоря, знак Ù заменяется на знак «,»).

Осуществляется поиск подстановочных экземпляров для переменных так, чтобы добиться совпадения максимального числа параметров в дизъюнктах (операция унификации).

Последовательно применяется правило резолюции, как и в случае исчисления высказываний.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Представьте приведенные ниже высказывания в логике предикатов первого порядка, используя совместимый словарь (который вы должны определить).

а) Некоторые студенты участвовали в экзамене по французскому языку весной 2001 года.

б) Каждый студент, который участвует в экзамене по французскому языку, сдает его.

в) Только один студент участвовал в экзаменах по греческому языку весной 2001 года.

г) Лучшая оценка по греческому всегда выше, чем лучшая оценка по французскому.

д) Любой человек, рожденный в Великобритании, каждым из родителей которого является британский гражданин или британский резидент, является британским гражданином по рождению.

е) Политические деятели могут постоянно вводить некоторых людей в заблуждение, они также могут вводить в заблуждение всех людей некоторое время, но они не могут постоянно вводить в заблуждение всех людей.

Представьте формально-логической моделью следующие рекомендации трейдеру по покупке и продаже финансовых инструментов, предварительно определив элементарные предикаты и функции.

Обнаружив на недельном графике восходящую тенденцию по 13-периодной экспоненциальной скользящей средней цен закрытия, подождите, когда дневные стохастические линии (стохастического осциллятора с параметрами 7-4-3) опустятся за нижнюю пограничную линию (20%). Затем, не дожидаясь их пересечения или поворота вверх, дайте приказ о покупке над максимумом последнего дня. Открыв длинную позицию, разместите защитный стоп приказ под минимумом данного или предыдущего дня, ориентируясь на более низкую величину.

Обнаружив на недельном графике нисходящую тенденцию по 13-периодной экспоненциальной скользящей средней цен закрытия, подождите, пока дневные стохастические линии (стохастического осциллятора с параметрами 7-4-3) не поднимутся над своей верхней пограничной линии (80%). Затем, не дожидаясь их пересечения или поворота вниз, разместите приказ о короткой продаже под минимумом последнего дня. Начав игру на понижение, разместите защитный стоп приказ над максимумом данного или предыдущего дня, ориентируясь на более высокую величину.

Что в описанной предметной области невозможно и не следует формализовать?

Представьте формально-логической моделью описание правил получения кредита по следующим условиям его предоставления.

Некий банк «Инвест-банк» предоставляет кредиты для физических лиц на следующих условиях. Возраст заемщика не моложе 20 лет и не старше 50 лет. Сумма кредита от 100 тыс. руб. до 500 млн. руб. Кредит предоставляется, если ежемесячный доход заемщика составляет не менее 10% от суммы кредита. Другое условие предоставления: залог под актив, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита. При этом не допускается, чтобы этот актив уже был заложен какому-либо банку. Кредит также предоставляется при условии поручительства. При этом требования к поручителю сводятся к следующим. Возраст поручителя от 20 до 50 – ти лет, обладание активом, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита и, кроме того, этот актив не заложен ни в одном из банков.

В приводимых ниже упражнениях выделите атомарные высказывания и опишите ситуации логическими формулами. Приведите логические формулы к конъюнктивной или дизъюнктивной нормальной форме, после чего дайте ответы на поставленные в упражнениях вопросы.

Б) Кто-то из трех менеджеров компании передал ценный заказ конкурирующей компании. В ходе служебного разбирательства каждый из них сделал по два заявления.

Егорочкин. Я не делал этого. Елькин сделал это.

Птичкин. Елькин не виноват. Это сделал Егорочкин.

Елькин. Я не делал этого. Птичкин не делал этого.

Докажите правильность следующих умозаключений, используя опровержение по методу резолюций.

б) (A®BÚC)Ù(ØBÙØD®A)Ù(ØC®ØB)Ù(C®D) |- D;

в) (B®E)Ù(EÙS®F)Ù(FÙG®R)Ù(RÙT®C) |- BÙSÙGÙT®C

Приведите по одному примеру рассуждений по каждой из схем а)-в).

Сформулируйте посылки и заключения в следующих доказательствах на языке логики предикатов первого порядка. Докажите заключения с использованием опровержения по методу резолюции. Покажите все восемь этапов преобразования формулы в скулемовскую форму.

а) Фермерское хозяйство – это частная фирма. Следовательно, правовые нормы, регулирующие деятельность фермерского хозяйства – это правовые нормы, регулирующие деятельность частных фирм.

б) Некоторые менеджеры ненавидят все нарушения в исполнении договоров. Ни один менеджер не ненавидит любой успех. Следовательно, ни одно нарушение в исполнении какого-либо договора не является успехом.

в) Всякий парикмахер в Джонсвилле бреет всех тех и только тех, кто не бреется сам. Следовательно, в Джонсвилле нет ни одного парикмахера.

Источник

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Лабораторная работа № 1, 2.

Представление знаний в продукционной, фреймовой, семантической моделях и в формальных логических системах

Цель работы

1. Овладение навыкам представления предметных областей формально-логическими моделями.

2. Овладение навыкам представления предметных областей в продукционных моделях баз знаний.

3. Овладение навыкам представления предметных областей во фреймовых моделях.

4. Овладение навыкам представления предметных областей в семантических моделях.

Краткие теоретические сведения

Типичные модели представления знаний: логические модели; модели, основанные на использовании правил (продукционные модели); семантические сети; фреймовые модели.

1. Логические модели

В качестве «фундамента» в логических моделях используется классический аппарат математической логики. В базах знаний можно хранить лишь множество аксиом, а все остальные знания получаются из них по правилам вывода.

Высказыванием называется предложение, смысл которого можно выразить значениями: истина (T) или ложь (F). Из простых высказываний можно получить сложные высказывания. В свою очередь, сложные высказывания можно разделить на частичные. Элементарным (атомарным) называется высказывание, которое нельзя разделить на части. Элементарные высказывания рассматриваются как переменные логического типа, над которыми разрешены следующие логические операции:

Смысл операций очевиден из следующей таблицы истинности:

Таблица 1.1.

AØABAÙBAÚBA®BA«B
TFTTTTT
TFFFTFF
FTTFTTF
FTFFFTT

Приоритет операций убывает в следующем порядке: Ø, Ù, Ú, ®, «. Для изменения порядка операций при составлении логического выражения (логической формулы) используются скобки. Результат импликации A®B совпадает с результатом выражения ØAÚB. Имеет место также тождество: A«B = (A®B)Ù(AB).

Произвольное высказывание представляется в виде логической формулы, построенной из атомарных высказывании, логических связок и скобок.

Логические формулы, составленные из одних и тех же литер называются эквивалентными (обозначается = ), если при любом наборе значений истинности входящих в них литер их значения истинности совпадают.

Убедиться в эквивалентности высказываний, составленных из одних и тех же литерал можно путем составления их таблиц истинности. Альтернативным способом является преобразование одного логического выражения в другое посредством использования свойств логических операций, составляющих алгебру логики. Алгебра логики (в исчислении высказываний) включает в себя следующие основные правила:

1. AÚB=BÚA, AÙB=BÙA (коммутативность);

2. (AÚB)ÚС=AÚ(BÚС), (AÙB)ÙС=AÙ(BÙС) (ассоциативность);

3. (AÚB)ÙС=(AÙС)Ú(BÙC), (AÙB)ÚС=(AÚС)Ù(BÚC) (дистрибутивность);

4. AÙA=A, AÚA=A (идемпотентность);

5. ØØA=A (двойное отрицание);

6. Ø(AÙB)=ØAÚØB, Ø(AÚB)=ØAÙØB (законы де Моргана);

7. AÙT=A, AÚT=T (свойство истинны);

8. AÙF=F, AÚF=A (свойство лжи);

9. AÙØA=F (закон противоречия), AÚØA=T (закон исключения третьего);

10. (AÚB)ÙA = A, (AÙB)ÚA = A (законы поглощения).

Всякое выражение исчисления высказываний может быть приведено либо к дизъюнктивной, либо к конъюнктивной нормальной форме (с использованием правил 1-10 или составления таблицы истинности).

Формула F находится в конъюнктивной нормальной форме тогда и только тогда, когда она имеет вид: FºF1Ù…ÙFn, n³1, где каждая из Fi, 1³i³n есть дизъюнкция литер.

Формула F находится в дизъюнктивной нормальной форме тогда и только тогда, когда она имеет вид: FºF1Ú…ÚFn, n³1, где каждая из Fi, 1³i³n есть конъюнкция литер.

Исчисление высказываний не позволяет исследовать внутреннюю структуру высказываний. Большие возможности предоставляет логика предикатов, в своей простейшей форме принимающая вид логики предикатов первого порядка.

В логике предикатов первого порядка рассматриваются функции, предикаты, кванторы, логические формулы.

Предикаты задают некоторую связь между переменными или константами, характеризующуюся истинностным значением. Функции, как и предикаты, задают некоторую связь между переменными или константами, но эта связь не характеризуются истинностным значением.

Функции могут являться аргументами предикатов, а предикаты — нет. Количество переменных списка переменных функции или предиката называется их арностью (местностью). Формально рассматриваются 0-арные предикаты и функции. Функции с 0-й арностью (без аргументов) являются аналогами констант. Предикат с 0-й арностью (без аргументов) эквивалентен высказыванию.

Сложные логические формулы в логике предикатов получаются путем комбинирования предикатов с помощью логических операций (в соответствии с вышеприведенными определениями в форме Бэкуса—Наура). Такие логические формулы называются правильно построенными логическими формулами (ППЛФ).

Кроме того, в логике предикатов вводятся кванторы: квантор всеобщности («) и существования ($). С помощь их производится связывание переменных в логических формулах, в результате чего их арность уменьшается (на число кванторов). После связывания всех переменных в логических формулах образуется предложение (обычное высказывание). Так, («x)A(x) – означает высказывание, состоящее в том, что для любого элемента x имеет место высказывание A(x); ($x)A(x) – означает высказывание, состоящее в том, что существует хотя бы один такой элемент x, для которого имеет место высказывание A(x).

Справедливы следующие свойства кванторов, вытекающие из их смысла:

2. A(t) ®($x)A(x), где терм t свободен для переменной x в логической формуле A;

где формула C не содержит никаких вхождений переменной x.

Психологические исследования процессов принятия решений человеком показали, что рассуждая и принимая решения, человек использует правила продукций, или продукционные правила (от англ. Production — правило вывода, порождающее правило). В общем случае продукционное правило можно представить в следующем виде:

где i — индивидуальный номер продукции;

S — описание класса ситуаций, в котором данная структура может использоваться;

L — условие, при котором продукция активизируется;

Q — постусловие продукционного правила, описывает операции и действия (процедуры), которые необходимо выполнить после выполнения В. Например, внести изменения в данные либо в саму продукцию.

Анцеденты и консеквенты правил формулируются из атрибутов и значений, например, атрибут – двигатель, значение – не заводится.

При использовании продукционной модели база знаний состоит из набора правил. Любое правило состоит из одной (или нескольких) пары атрибутзначение. В рабочей памяти продукционной системы хранятся пары атрибут – значение, истинность которых установлена к текущему моменту времени в процессе решения конкретной задачи. Содержимое рабочей памяти изменяется в процессе решения задачи. Это происходит по мере срабатывания правил. Правило срабатывает, если при сопоставлении фактов, содержащихся в рабочей области, с анцедентом анализируемого правила имеет место совпадение, при этом заключение сработавшего правила заносится в рабочую память. В процессе логического вывода правило может сработать только один раз.

Для описания сложных предметных областей используется способ описания с помощью триплетов объектатрибутзначение. В этом случае правила могут срабатывать более одного раза.

Программа, управляющая перебором правил, называется машиной вывода. Механизм выводов связывает знания воедино, а затем выводит из последовательности знаний заключение.

3. Фреймовые модели

Под фреймом понимается структура данных для представления концептуального объекта. Например, слово «комната» вызывает образ комнаты — «жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью». Из этого описания ничего нельзя убрать, например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату. Но в нем есть «слоты», или «щели», — незаполненные значения некоторых атрибутов — количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др. Такой образ и называется фреймом (фреймом минимального описания). Фреймом называется также и формализованная модель этого образа.

Фреймовая модель, основанная на теории М. Минского, представляет собой систематизированную в виде единой теории технологическую модель памяти человека и его сознания. Важным элементом в этой теории является понятие фрейма — структуры данных для представления некоторого концептуального объекта. Информация, относящаяся к этому фрейму, содержится в составляющих фрейма — слотах. В отличие от моделей других типов, во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура, которая называется протофреймом (фреймом-прототипом, или образцом).

В общем случае фрейм определяется следующим образом:

vi значение слота, или (ИМЯ ФРЕЙМА: (имя 1-го слота: значение 1-го слота), (имя 2-го слота: значение 2-го слота),…(имя n-го слота: значение n-го слота)).

Часть слотов определяется самой системой для выполнения специфических функций (системные фреймы), например, слот указатель родителя данного фрейма, слот-указатель дочерних фреймов, слот для ввода имени пользователя, слот для ввода даты определения фрейма, слот для ввода даты изменения фрейма и т.д. Системные слоты служат для редактирования базы знаний и управления выводом во фреймовой системе.

Слот имеет имя, указатель наследования, указатель типа данных и значение.

Имя слота. Имя слота должно быть уникальным в пределах фрейма. Оно представляет собой идентификатор, который наделен определенной семантикой.

Указатели наследования. Показывают, какую информацию об атрибутах слотов из фрейма верхнего уровня наследуют слоты с аналогичными именами в данном фрейме. Характерны для фреймовых систем иерархического типа, основанных на отношении «абстрактоное – конкретное» (AKO).

U (Unique) – значение слота не наследуется;

S (Same) – значение слота наследуется;

R (Range) – значение слота должны находиться в пределах интервала значений, указанных в одноименном слоте родительского фрейма;

O (Override) – при отсутствии значения в текущем слоте оно наследуется из фрейма верхнего уровня, однако в случае определения значения текущего слота оно может быть уникальным.

Значение слота.Оно должно соответствовать указанному типу данных и условию наследования.

Значением слота может быть практически что угодно (числа или математические соотношения, тексты на естественном языке или программы, правила вывода или ссылки на другие слоты данного фрейма). В качестве значения слота может выступать набор слотов более низкого уровня, что позволяет во фреймовых представлениях реализовать «принцип матрешки».

В качестве значения слота может выступать имя другого фрейма; так образуются сети фреймов. Все фреймы взаимосвязаны и образуют единую фреймовую структуру, в которой органически объединены декларативные и процедурные знания. Это дает возможность достаточно естественно производить композицию и декомпозицию информационных структур аналогично тому, как это делал бы человек при описании структуры своих знаний.

Кроме фреймов-образцов, или прототипов, хранящихся в базе знаний, различают фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных ситуаций на основе поступающих данных. При конкретизации (означивании) фрейма ему и слотам присваиваются конкретные имена, и происходит заполнение слотов. Таким образом, из протофреймов получаются фреймы-экземпляры.

Фреймовые модели является достаточно универсальными, поскольку позволяют отобразить все многообразие знаний о мире: через

· фреймы-структуры для обозначений объектов и понятий;

· фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);

· фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин);

· фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства и т. д.).

4. Семантические модели

где I — множество информационных единиц,

отображение Г задает между информационными единицами, входящими в I, связи из заданного набора типов связей <Сi>.

В зависимости от типов связей <Сi> различают:

Функциональные сети — вычислительные модели, характеризующиеся наличием функциональных отношений, они позволяют описывать процедуры вычислений одних информационных единиц через другие.

Сценарии — в них используются каузальные отношения (причинно-следствен ные или устанавливающие влияние одних явлений или фактов на другие), а также отношения типов «средство — результат», «орудие — действие» и т. д.

Если в сетевой модели допускаются связи различного типа, то ее называют семантической сетью.

Семантическая сеть — это модель, основой для которой является формализация знаний в виде ориентированного графа с размеченными вершинами и дугами. Вершинам соответствуют объекты, понятия или ситуации, а дугам — отношения между ними. Это наиболее общая модель представления знаний, так как в ней имеются средства реализации всех характерных для знаний свойств: внутренней интерпретации, структурированности, семантической метрики и активности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Задание 1.

Представьте приведенные ниже высказывания в логике предикатов первого порядка, используя совместимый словарь (который вы должны определить).

а) Некоторые студенты участвовали в экзамене по французскому языку весной 2001 года.

б) Каждый студент, который участвует в экзамене по французскому языку, сдает его.

в) Только один студент участвовал в экзаменах по греческому языку весной 2001 года.

г) Лучшая оценка по греческому всегда выше, чем лучшая оценка по французскому.

д) Любой человек, рожденный в Великобритании, каждым из родителей которого является британский гражданин или британский резидент, является британским гражданином по рождению.

е) Политические деятели могут постоянно вводить некоторых людей в заблуждение, они также могут вводить в заблуждение всех людей некоторое время, но они не могут постоянно вводить в заблуждение всех людей.

Задание 2.

Представьте формально-логической моделью следующие рекомендации трейдеру по покупке и продаже финансовых инструментов, предварительно определив элементарные предикаты и функции.

Обнаружив на недельном графике восходящую тенденцию по 13-периодной экспоненциальной скользящей средней цен закрытия, подождите, когда дневные стохастические линии (стохастического осциллятора с параметрами 7-4-3) опустятся за нижнюю пограничную линию (20%). Затем, не дожидаясь их пересечения или поворота вверх, дайте приказ о покупке над максимумом последнего дня. Открыв длинную позицию, разместите защитный стоп приказ под минимумом данного или предыдущего дня, ориентируясь на более низкую величину.

Обнаружив на недельном графике нисходящую тенденцию по 13-периодной экспоненциальной скользящей средней цен закрытия, подождите, пока дневные стохастические линии (стохастического осциллятора с параметрами 7-4-3) не поднимутся над своей верхней пограничной линии (80%). Затем, не дожидаясь их пересечения или поворота вниз, разместите приказ о короткой продаже под минимумом последнего дня. Начав игру на понижение, разместите защитный стоп приказ над максимумом данного или предыдущего дня, ориентируясь на более высокую величину.

Что в описанной предметной области невозможно и не следует формализовать?

Задание 3.

Представьте формально-логической моделью описание правил получения кредита по следующим условиям его предоставления.

Некий банк «Инвест-банк» предоставляет кредиты для физических лиц на следующих условиях. Возраст заемщика не моложе 20 лет и не старше 50 лет. Сумма кредита от 100 тыс. руб. до 500 млн. руб. Кредит предоставляется, если ежемесячный доход заемщика составляет не менее 10% от суммы кредита. Другое условие предоставления: залог под актив, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита. При этом не допускается, чтобы этот актив уже был заложен какому-либо банку. Кредит также предоставляется при условии поручительства. При этом требования к поручителю сводятся к следующим. Возраст поручителя от 20 до 50 – ти лет, обладание активом, денежная стоимость которого составляет не менее 90% от суммы кредита и, кроме того, этот актив не заложен ни в одном из банков.

Задание 4.

Некая рекрутинговая компания занимается подбором кадров для иностранных компаний на должности разработчиков баз данных в среде Oracle. Претенденты принимаются на две должностные категории разработчиков: младший программист и старший программист. К претендентам предъявляются следующие требования. Прохождение теста по английскому языку – прошедшим тест считается набравший не менее 7 баллов из 10. Опыт работы с Oracle не менее 3 лет и сдача теста по предмету на не менее чем 6 баллов из 10. Также допускается наличие опыта работы с системой Oracle менее 3 лет, но не меньше 1 года при условии сдачи теста по предмету на не менее чем 9 баллов из 10. Для получения должности младший программист необходимо иметь возраст от 23 до 29 лет. Для получения должности старший программист необходимо быть в возрасте от 27 лет, иметь опыт работы с системой Oracle не менее 4 лет и сдать тест по предмету не менее чем на 8 баллов из 10. Разработайте набор продукционных правил для экспертной системы, позволяющей по результатам испытаний отбирать претендентов на должности младшего и старшего программистов.

Задание 5.

Перед руководителем предприятия стоит проблема принятия решения о вложении средств в акции другого предприятия. Наиболее перспективными являются акции предприятий с низким долгом и высоким или средним ростом за прошедший год. Также можно покупать акции предприятия со средним долгом и высоким ростом.

Низкий рост – с приростом меньше 10%; средний рост – с приростом не меньше 10% и не больше 30%; высокий рост – с приростом выше 30%.

Разработайте продукционные правила для экспертной системы, вырабатывающей рекомендации по покупке акций.

Задание 6.

а) структурный фрейм для обозначения понятия заем;

б) ролевой фрейм для описания роли менеджер;

в) фрейм-сценарий для описания сценария банкротство;

г) фрейм-ситуацию для описания ситуации тревога.

Задание 7.

Разработайте иерархию фреймов для описания следующих понятий, находящихся между собой в родо-видовых связях: транспортное средство, легковой автомобиль, автомобиль модели «жигули», автомобиль модели «москвич»; предприятие, предприятие финансовой сферы деятельности, банк, финансовая компания, паевой инвестиционный фонд.

Задание 8.

Разработайте сеть фреймов для представления в базе знаний следующей предметной области. Финансовая компания принимает у частных инвесторов денежные средства на условиях процентного займа и осуществляет предоставление инвестиционных кредитов малым высокодоходным предприятиям. Выделите все необходимые понятия данной предметной области и связи между ними. Определите для каждого фрейма его тип.

Задание 9.

Постройте семантическую сеть для заемщика кредита в банке на ведение бизнеса. В качестве вершин используйте понятия: Заемщик, Сидоров, Банк, ОАО Инвест-банк, Кредит, Процентная ставка, 18%, Фермерское хозяйство, с. Лосиный. Выделите все отношения между перечисленными понятиями.

Задание 10.

Постройте семантическую сеть для описания следующей ситуации: «Операционист ВТБ банка Иванова Нина Ивановна заключила 3 марта 2010 г. договор о предоставлении кредита в размере 16 млн. рублей с процентной ставкой 18% годовых на срок 5 лет директору малого предприятия Автосервис, находящемуся по адресу г. Артемовский под залог его офиса». Выделите все понятия и отношения между ними.

1. Что такое высказывание?

2. Перечислите логические операции над высказываниями и дайте им определения.

3. Дайте описание логики предикатов первого порядка? Что такое предикаты? Что такое кванторы?

4. Дайте определение фрейма. Перечислите его компоненты. Какие типы фреймов Вы знаете?

5. Дайте определение семантической модели данных. Опишите ее составные элементы.

6. Перечислите типы семантических сетей. Дайте им определения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *