Лучше бы вам не познать бога чем познать и

2 Петра 2: «лучше бы им не познать пути правды»

Вторая глава из второго послания Петра и послание Иуды – два очень похожих библейских текста. Это два «тяжелейших» отрывка, которыми я решил завершить эту главу. Начнем мы с текста из 2 Петра. В этом послании всего три главы. Одна из них, самая большая глава, посвящена описанию крайне опасных для христиан людей, которое относится к теме нашего исследования. Мы уже рассматривали отдельные части этой главы в предыдущем разделе. Теперь же прочитаем всю главу.

Аргументами в пользу того, что упомянутые в тексте люди когда-то были верующими, могут быть:

(1) слова «избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа ». Здесь говорится о познании Господа, которое невозможно без веры человека. Познание Господа Иисуса Христа не происходит автоматически. Это цель, к которой идет верующий.

В оригинальном тексте используется греческое слово «epignosis», не позволяющее усомниться в очевидности того факта, что эти люди познавали Господа, будучи частью Божьей семьи. Это слово подразумевает, что человек не просто владеет какой-то информацией, но применяет это знание на практике. Словарь Вайна дает определение этому термину:

«Epignosis» – имя существительное, которое является производным от глагола «epiginosko». В словаре Вайна об этом глаголе написано следующее:

Неверующий человек может слышать о Боге, но если Слово Божье не вошло в его сердце, тогда он не сможет познать Иисуса Христа, не говоря о том, чтобы владеть полной информацией, знанием, которое подразумевает слово «epignosis».

Хотел бы привести несколько примеров с использованием слова «epignosis» в контексте познания Бога и Господа Иисуса Христа.

Ефесянам 4:11-14:
«И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания [epignosis] Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».

Ефесянам 1:17:
«Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию [epignosis] Его».

Колоссянам 1:9-10:
«Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнились познанием [epiginosko] воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании [epignosis] Бога».

Колоссянам 2:1-2:
«Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания [epignosis] тайны Бога и Отца и Христа».

Колоссянам 3:9-10:
«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании [epignosis] по образу Создавшего его».

2 Тимофею 2:24-25:
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию [epignosis] истины».

Я не думаю, что мы можем серьезно рассматривать идею о том, что эти тексты, говорящие о познании (epignosis) Бога и Его Сына, могут быть применимы к неверующим. Почему же тогда некоторые верующие пытаются доказать, что во 2 Петра речь не идет о людях, которые были верующими, если библейский текст ясно говорит, что они возвращаются к сквернам мира после того, как вначале избежали их «через познание [epignosis] Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа»? Все мы, верующие, стремимся к тому же познанию. Я призвал бы вас покориться Слову Божьему, искренне принимая его, как малые дети, вместо того, чтобы отвергать то, о чем ясно говорится в Писании. Не пытайтесь привести истины Слова Божьего в соответствие с доктринами, которым вы следуете. Будем помнить о том, что однажды все мы дадим отчет Ему, живому Слову Божьему.

Факт, что люди, упоминаемые во 2 Петра, когда-то были верующими, является очевидным также потому, что им была передана святая заповедь. Могла ли святая заповедь быть переданной неверующим? Я так не думаю. Это напомнило мне о словах апостола Павла, которые он сказал, обращаясь к Тимофею.

Призывал ли бы Павел Тимофея к безукоризненному соблюдению заповеди, если бы это было невозможным?

Во 2 послании Петра также говорится о получателях «святой заповеди», которая является Словом Божьим. Для примера прочтите сказанное в 1 Иоанна 3:23:

«А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам».

Люди, о которых говорится во 2 Петра, «познали» путь правды. Слово «познать» – это перевод греческого слова «epigninosko», означающее скорее глубокое и осмысленное познание пути правды, нежели поверхностное знание о чем-либо. Могли ли неверующие люди получить глубокое познание пути правды? Я так не думаю. Я твердо убежден в том, что речь идет о людях, которые первоначально принадлежали к Божьей семье, но затем отступили от веры. Отступаться – значит предать то, к чему изначально принадлежал, изменив свою точку зрения. Во 2 послании Петра 2 говорится именно об отступниках.

Какой будет кончина этих людей? Петр дает ответ на этот вопрос (2 Пет. 2:21), говоря:

Источник

О познании Бога

Бог находится вне нашего ведения, и нам не дано знать о Нем более того, что Он Сам открывает нам. Никто не может до конца познать всеобъемлющую сущность Бога. Однако Бог призывает нам познавать Его.

Господь Бог есть Автор нашей жизни. Познавая Его сущность, Его качества, Его цели и планы относительно нас, мы можем наслаждаться жизнью. Только при этом наша жизнь будет полноценной, наполненной Его присутствием.

Бог – Живой и Неиссякаемый Источник жизни. И нам действительно становится намного легче жить, когда незримо присутствует рядом с нами Тот, Кто знает нас лучше нас самих. Кто может направить в нужное русло непонятные и порой неподвластные нам жизненные ситуации.

Бог испытывает наши сердца и знает наши сердечные помышления. Он знает, что от нас можно ожидать в экстремальных ситуациях; Ему ведомы все мельчайшие подробности нашей жизни. Ибо Бог – главный Свидетель всего, что происходило, происходит и будет происходить в сердце и разуме каждого человека: «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю, Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

Господи, мы так нуждаемся в Твоей помощи! Помоги нам изменяться, полагаясь на Тебя, а не на себя!
Бог даровал нам жизнь, и это великий дар. Пусть в нашей жизни бывают и радости, и печали, – всё равно мы должны принимать её таковой, какая она есть, осознавая то, что нам никогда не постигнуть её глубины, и всё принимать как от Господа. Чтобы жить полной жизнью, мы должны жаждать познать Бога. «Познание Святого – разум», сказано в книге Притч 9:10.

Цель Бога – сделать нас бесконечно счастливыми, приобщёнными к Его вечной радости. Цель верующих покориться благой и спасительной воле Бога.

При таких условиях можно говорить о полноценной жизни под водительством Бога.
Мы прекрасно понимаем, что нужно на это решиться верить кому-то и следовать за ним, ничуть не сомневаясь. Ведь почти невозможно довериться тому, кого совсем не знаешь, или знаешь очень мало. Чтобы следовать повелениям Божьим, нужно Его знать, знать: Кто Он? Какой Он?

Библия показывает, как благотворно воздействуют на жизнь верующих знания о Боге:
«Люди, чтущие Бога своего, усилятся и будут действовать».

Бог просвещает наш ум, даруя небесную мудрость и понимание, которыми мы «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» 2 Кор.10:4,5.

В последнее время появится много лжеучителей и лжеучений, искажающих Божью истину и побуждающих людей следовать своим греховным желаниям. Наше время действительно очень опасное. Поэтому да дарует нам Бог желание изучать Священное Писание под Его чутким руководством, чтобы нам не впасть в грех неверия и не потерять спасение и жизнь вечную.
Именно познание Бога, применение Его заповедей в реальной жизни становятся для христиан источником жизни в вере, полной духовной жизни.

Бог открывал Себя. Свою сущность людям в ветхозаветные времена – через пророков, которым Он доверял Свое откровение. В Новом Завете Бог говорит людям через Своего Сына Иисуса Христа. Когда мы вручаем свою жизнь Иисусу Христу, исполнившему все требования закона Божьего, совершается наше духовное освобождение.

Вера побуждает нас к исполнению воли Божьей и является сутью жизни христиан. Жизнь веры – это видение Того, Кто не видим.

Познавайте Бога, и вам откроются тайны и чудеса, которых вы и представить себе не могли!

Источник

Толкование на Галатам 4:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Галатам 4:9 / Гал 4:9

Иоанн Златоуст (

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

Слова Павла имеют такой смысл: когда вы пребывали во сне и проводили жизнь в заблуждении, вы прикованы были к земле; а теперь — после того как вы познали Бога или, лучше сказать, получили познание от Него, — не навлекаете ли вы на себя большего и жесточайшего наказания, если, несмотря на столь великое попечение о вас, снова добровольно подвергаете себя той же самой болезни, которою страдали прежде?

Источник: Гомилии на Послание к Галатам.

Феофан Затворник (1815−1894)

ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше служити хощете

Познавше Бога. — Я пришел к вам с проповедию, разогнал мрак вашего заблуждения, указал вам Бога истинного: вот вы знаете Его теперь. Преимущество далеко не всеобщее, как вам известно! Но Кто меня к вам привел? Кто мне дал слово среди вас? Кто дал сему слову такую силу, что оно одолело долговековое, закоренелое заблуждение ваше и дало вам уразуметь истину? Кто вас самих обратил и дал вам силу отстать от старой лжи и покориться новой истине? Всё — Бог. Потому приличнее сказать, что не вы Бога познали, а Он вас познал. Он обратил на вас благоволительное внимание и даровал вам такое неописанно высокое благо. «Не вы своими усилиями обрели Бога, ибо вы жили в заблуждении; но Он Сам обрел и привлек вас к Себе» (святой Златоуст).

Бог все знает и о всем промышляет. Но именуется Он особенно знающим тех, которых призывает к вере истинной, которые содержат сию веру как должно. Почему в другом месте Апостол говорит: позна Бог сущая Своя (ср.: 2 Тим. 2:19). В том же смысле и в первом псалме говорится: весть Господь путь праведных (Пс. 1:6). Означается этим особенное Божие благоволение, внимание, как бы знакомство. Блаженный Иероним пишет: «познанными от Бога называются галаты не потому, чтобы Бог чего-либо не знал, но потому, что Он именуется знающим только тех, кои заблуждение заменили истинным благочестием».

Такое напоминание очень было впечатлительно для сподобившихся такой милости от Бога и потом начавших уклоняться от истинного Ему угождения. Оно и для всех таково. Его и себе Апостол приводил на ум (см.: 1 Кор. 13:12). И нам не излишне никогда то же делать, исповедуя великую милость в том, что мы и рождаемся среди христиан; и тотчас по рождении отрождаемся благодатию в водах крещения, а потом и воспитываемся по-христиански. Какое благодарение воздадим за это всемилостивому Господу? Да избавит Он нас и от подобного галатскому несчастия — от обращения к немощным и худым стихиям (разумею — материалистические мировоззрения)!

Косвенно слова: познаны бывше от Бога — могут наводить и на такую мысль: вы познали Бога; но не остались без ответа со стороны Бога; и Он вас познал и еще паче. В истинной вере не так бывает, что со стороны людей искание и стремление, а со стороны Бога ничего нет. В ложных верах, где обращаются к не сущим богам, это неизбежно; ибо чего ожидать от тех, кого нет. В истинной же вере Бог истинный всегда отвечает ищущим. Они Его взыскивают, а Он к ним приближается — паче, обогащая их духовными благами. И происходит взаимный живой союз, в коем и существо веры. У Феофилакта читаем: «познаны… приняты быв Богом (в общение)».

Немощныя и худыя стихии. Здесь у святого Апостола то же самое разумеется, что прежде выражено словами: стихии мира. Разумеются внешние чины подзаконных учреждений, кои все можно назвать стихийным служением Богу; потому что в нем имели свою часть все стихии — огонь, вода, земля чрез произрастения и животных, воздух чрез птиц и воздушные перемены, от течения луны и солнца, и подобное.

Немощно и худо, бедно, скудно, стало сие подзаконное служение, по пришествии Христа Господа; а прежде служение сие было Богу угодное и давало то, что Богу угодно было соединить с ним. Принесший, например, жертву о грехе отходил помилованным; приявший помазание становился лицом священным и прочее. Языческие же подобные религиозные действия ничего не давали, были пусты, как и вся их религия. По пришествии Христа Спасителя и иудейские священные действия тоже стали пусты, ничего уже не давали и Богу противными сделались, потому что соблюдаемы были против воли Его очевидной. Святой Павел это и разумеет в словах: возвращаетеся на немощныя и худыя стихии. Он говорит как бы им: ваше прежнее стихийное служение было пусто — ничего не давало. Но таково же стало и иудейское стихийное служение, когда кончилось назначенное для его существования время. Следовательно, склоняясь теперь на принятие иудейского закона, вы то же делаете, что опять возвращаетесь на пустое, ничего не дающее стихийное служение. Как же это вы себе позволяете после такого к вам великого Божия благоволения?

Блаженный Иероним пишет: «немощные и скудные стихии — это закон. И таким он стал для тех, кои обращаются к нему теперь по явлении благодати Евангелия. Прежде пришествия определенного Отцом времени, прежде проповеди Евангелия во всем мире, законные уставы имели свой блеск. После же того, как воссиял больший свет благодати Евангельской и солнце правды взошло над всем миром, сокрылся свет звезд и лучи их померкли. Закон Моисеев, до Евангелия богатый, обильный, светлый, по пришествии Христа Господа стал немощен, беден и совсем уничтожен Тем, Кто больше Соломона, Ионы, храма».

Имже паки свыше (опять, снова) служити хощете. — Служити, δουλευειν, — работать, рабствовать. Апостол говорит: к пустым стихиям обращаетесь, которые ничего не могут вам дать, и между тем отдаетесь в рабство им, становитесь рабами. В законе все до подробностей было определено; преданиями старцев эти подробности до того стали стеснительными, что и ступить уже было невозможно, без опасения нарушить что-нибудь. Соглашаясь принять закон, галаты должны были бы, волею-неволею, подчиняться и всем этим ограничениям, вступить в узы рабства. И это, напоминает как бы Апостол, после свободы-то, которою облек вас Господь чрез всыновление благодатию Святаго Духа?! Говорит: опять снова хотите рабствовать. Это потому, что и языческое стихийное служение было тоже все определено и представляло своего рода рабство стихиям. Хоть галаты обращались теперь не к языческому, а к иудейскому стихийному служению; но как они стали теперь на одну линию, то делали то же, что возвращались опять к своему старому, не тому же, но такому же по значению и смыслу.

Источник: Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Августин (354−430)

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

Похоже, что дальнейшее возвращает к вопросу, который был уже разъяснен. На протяжении всего послания Павел показывает, что никому не удавалось поколебать веру галатов, кроме бывших от обрезания, которые стремились вернуть их к плотскому соблюдению закона, будто в нем и есть спасение.

Источник: Изложение Послания к Галатам.

Иероним Стридонский (

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

Те же начала, которые теперь Павел называет немощными и бедными, выше он называл только началами мира (Гал. 4:3); но там, где сказано о началах мира, не присоединено: немощные и бедные. А здесь, где начала названы немощными, не употреблено имени мира, как мы сказали выше.

Итак, я думаю, что, коль скоро человек находится в детском возрасте и коль скоро еще не исполнилось время, определенное Отцом, чтобы ему можно было называться наследником и сыном, он находится под властью начал мира, а именно под руководством Моисеева закона. А когда, после возвращения принадлежащей ему свободы, сын снова возвращается к закону, желая обрезываться и следовать буквально всем иудейским суевериям, тогда то, что прежде было для него только началами мира, [теперь] называется уже началами немощными и бедными…

Закон Моисеев, прежде Евангелия бывший богатым, изобильным и ясным, по пришествии Христа сделался как бы немощным и бедным… С другой стороны, под немощными и бедными началами мы с убеждением признаем иудейские предания и буквальное понимание [закона], потому что они суть заповеди не благие и оправдания не добрые (Иез. 20:25).

Источник: Комментарий на Послание к Галатам.

Феофилакт Болгарский (

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

Но теперь, говорит он, вы познали Бога, впрочем, скорее не вы своим трудом обрели и узнали Бога (так как вы совершенно не искали), но Он нашел вас, живших во тьме и принял. Ибо получили познание сказано вместо «приняты от Бога». Как же после этого вы снова обращаетесь к бедным и немощным началам, то есть не имеющим никакой силы к получению обетованных благ и не могущим принести пользы духовной? А вместе он называет их бедными и немощными потому, что они лишены ума, чувства и жизни, хотя бы это и не понравилось эллинам. Итак, лжеапостолы, в качестве защитников закона, вводили соблюдение дней, а он очень мудро называет это дело идолослужением, которое и сам закон запрещает. Так что те, которые учили этому, являлись даже противниками закона.

Источник: Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Архим. Эмилиан (Вафидис)

Что означат слова Писания: Будучи познаны Богом?

Мы ищем Бога, но в действительности это Он жаждет привлечь нас к Себе; мы обещаем любить Его всем сердцем и всею душою, но в конечном счете это Он любит нас; нам хочется Его увидеть, но это Он взирает на нас. Он предваряет нас во всем и действует вместо нас, даже Сам молится внутри нас.

Если я тебя обниму, буду к тебе внимателен, то ты скажешь, то я добрый и тебя люблю, потому что ты познал мою любовь. Но ты ли познал меня или же первым познал тебя я, потому что пришел и обнял тебя я, показывая свою любовь? Это был мой жест любви, значит, я опередил тебя и первым тебя познал. Там я Бог опережает нас, а мы познаем Того, Кто по Своей любви уже соединился с нами. Слова мы познаны Богом означают, что Бог заключает нас внутри Себя, как в объятия, и таким образом мы познаем Его, как Он познал нас.

Источник: Трезвенная жизнь и аскетические правила.

Марий Викторин (281/291−382/386)

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

Знающие Бога — это те, кого знает Бог; приходящие ко Христу — это те, кого Бог призывает и посылает… Те, кого знает Бог, получают Духа, Которым познают Бога.

Когда Павел вводит [в рассуждение] немощные начала мира сего, он в большей степени затрагивает этим язычников, которые даже из элементов этого мира творили себе богов… Но поскольку вся эта речь и все рассуждение предприняты для того, чтобы обличить галатов в их обращении к иудаизму — и все это следует понимать как относящееся к иудеям, — как понять слова: возвращаетесь опять к немощным началам? Итак, сказанное о немощных началах мира сего мы должны понимать следующим образом: кажется, что они, плотски разумея закон, обратились к немощным началам. Ибо плоть всегда пребывает в немощи и нуждается в том, чтобы ее поддерживали пищей, питьем и вожделениями, хотя все это немощно.

Источник: Комментарий на Послание Галатам.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им

Но все-таки еще в те далекие времена их служение не богам по существу извинялось отчасти тем, что они не знали истинного Бога. Теперь же, когда они познали истинного Бога или, лучше, познаны Им (gnwsqenteV upo qeoϋ — познаны и возлюблены Богом ср.: 2 Тим. 2:19), им стыдно возвращаться к рабскому служению стихиям. Слово «стихии» хотя и не имеет здесь прибавки «мира» означает тоже, что и выражение 3-го стиха. Ап., конечно, не мог ставить на один уровень Моисеев культ и языческое служение идолам, но он, очевидно, находил нечто общее между тем и другим — именно стремление того и другого культа подчинить ищущих общения с Божеством множеству законных предписаний чисто внешнего характера, чисто материального свойства. Достаточно вспомнить, напр., о том, что малейший изъян в жертвенном животном делал всю жертву негодной, несмотря на расположение, которое может быть имел приноситель жертвы. Над такою внешностью высоко стоит Бог и те, кто в истине служат Ему (Ин. 4:20−24). Стихии эти немощны потому, что они не могут приводить человека в действительное общение с Богом, и бедны — в сравнении с богатством, какое Бог даровал людям во Христе (2 Кор. 8:9). — Еще снова. Галаты, начиная служить стихиям, через это снова опускались на тот же низкий уровень, на каком стояли, находясь в язычестве: они снова становились рабами — теперь уже иудейских «стихий», как прежде у них были «стихии» языческие.

Источник

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 1:21

Толкования:

Амвросиаст

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

Блж. Феодорит Кирский

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

Апостол имеет в виду две, или, лучше сказать, три премудрости Божии. Ибо он доказал, что и мнимое юродство есть премудрость, и даже превосходящая прочие. Одна премудрость, говорит он, дана людям, благодаря которой мы, разумные существа, распознаем, что должно делать, изобрели искусства и науки и можем познавать Бога. Другая премудрость усматривается в творении, ибо мы видим величие неба, красоту солнца, сонм звезд, широту земли и моря, различие растений и животных и другое, что не буду отдельно перечислять. А третья премудрость указывается премудростью нашего Спасителя, и неверующие называют ее юродством. Апостол говорит и то, что людям, получившим от Бога естественное ведение, следовало руководствоваться творением и поклоняться его Создателю. Но поскольку они не захотели извлечь из этого пользы, то Человеколюбец иначе устроил их спасение и избавил их от заблуждения тем, что неразумные называют юродством.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

Приводит причину, почему внешняя мудрость обратилась в безумие. Поскольку в премудрости, обнаруживающейся в тварях (ибо небо и земля и вся тварь проповедует о Творце: см. Пс. 18:2 ; Рим. 1:20 ), мир, то есть помышляющие о мирском, не познал Бога (очевидно, потому, что в этом препятствовала ему мудрость, какую видели в красноречии), то благоугодно было Богу спасти верующих простотой проповеди (которая только казалась безумием, а не была таковой действительно). Итак, эллины имели своим учителем премудрость Божию, то есть усматриваемую в тварях, но не познали Бога, потому что водились мудростью, состоящей в красноречии, которая не есть мудрость.

Лопухин А.П.

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

См. также Толкование на 1Кор. 1:18

Прп. Ефрем Сирин

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

Свт. Афанасий Великий

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

Поскольку люди, уклонившись от умозрения о Боге и словно погрузившись в глубину, устремляя очи долу, стали искать Бога в тварном и чувственном, воображая себе богами смертных людей и демонов, то человеколюбивый и всеобщий Спаситель, Божие Слово, приемлет на Себя тело, живет как человек среди людей и принимает чувства всех людей, дабы те, кто мыслит Бога в телесном, уразумели из того, что Господь производит [Своими] телесными делами истину, и через Него дошли до мысли об Отце.

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

Свт. Климент Александрийский

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих

Премудростью Божией апостол назвал учение Господа, показывая этим, что Сыном Божиим нам предано истинное любомудрие.

Свт. Феофан Затворник

Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих

«Приводит причину, почему так было сделано» (святой Златоуст); то есть почему благоугодно было Богу таким способом устроить наше спасение, что он мудрости человеческой кажется буйством. Спасал, говорит, Бог мудростию, не поняли: Он и благоизволил теперь спасать буйством проповеди, то есть словом о кресте или Боге Распеншемся, которое мудрости нашей кажется безумием.– Какою премудростию не уразумел мир, то есть люди, Бога? – Тою, которую Он вложил в нас, разумом, способным различать добро от зла, познавать Бога и воздавать Ему достодолжное поклонение. В какой премудрости не разумел? – В премудром устроении мира, где Бог такие осязательные отпечатлел следы Свои, что непознание Его в творении неизвинительно. Апостол говорит здесь о естественном богопознании и богопочтении; но не в том смысле, чтобы они были достаточны ко спасению, когда бы явились в совершенстве, а в таком: вы, ратующие за разумность и мудрость человеческую так высоко ставящие, что не хотите ничего принять, чтó ей кажется непонятным, хотя за истину того ручается Бог, устрояющий и открывающий то, скажите, сделали ль вы своею разумностию, чтó могли сделать и должны были сделать? Пред вами открыл Бог великую Свою книгу – премудро устроенный мир. Свидетельство здесь о Боге так очевидно, что Его как бы осязать можно. Что же, вы уразумели в сей премудрости Божией Бога? – Нет. Если же не уразумели, то чтó еще требуете разумного? Всякое право на то потеряли вы тем, что не умели пользоваться разумностию. Если не умели, сознайтесь в том и смиренно покоритесь Божию изволению спасать нас буйством проповеди. Но предоставим речь святому Златоусту.

Только выразился так Апостол: буйством проповеди; мысль же его та, что Бог спасает верующих посредством высочайшей премудрости, такой мудрости, пред которою самый великий ум безумеет, ничего не постигая в ней. Как великий свет мы называем ослепительным светом, так высочайшая премудрость есть обуявающая ум премудрость. Этой-то премудрости проповедию благоизволил Бог спасать теперь верующих. Ибо когда ум обуявается сею премудростию, то принимать ее уже нечем, кроме веры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *