любовные отношения между матерью и сыном в фильмах
15 фильмов с Эдиповым комплексом. Незаурядное кино, которое понравилось бы Зигмунду Фрейду
Понятие «Эдипов комплекс» ввёл Зигмунд Фрейд. Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе, который вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте.
Австрийский психиатр использовал его для обозначения сознательного или бессознательного сексуального влечения ребёнка к родителю противоположного пола. Для девочек, как правило, применяют определение «комплекс Электры», которое ввёл Карл Густав Юнг. В современном психоанализе под «Эдиповым комплексом» обычно подразумевают невзаимное эротическое влечение сына к матери.
Сексуальное влечение мальчика к матери сопровождается ревностью к отцу. Таким образом, ребёнок хочет избавиться от отца, чувствуя в нём конкурента. Этот сложный психологический феномен в той или иной степени появляется в фильмах разных жанров. Мы отобрали наиболее выдающиеся из них.
1. Психо / Psycho (1960)
Революционный для своего времени психологический триллер и фильм ужасов Альфреда Хичкока выделяется не только виртуозной режиссурой и отличной игрой актёров, но и радикальным изображением секса, насилия и извращения. Это чёрно-белое кино с неожиданными поворотами может шокировать зрителей. По версии журнала Entertainment Weekly «Психо» занял одиннадцатую строчку в списке «Лучших фильмов всех времён».
2. Мамочка / Mommy (2014)
Вероятно, это самый успешный на сегодняшний день фильм Ксавье Долана. Главную героиню Диану сыграла Энн Дорваль, которая фигурирует в большинстве работ этого режиссёра. Она овдовевшая мать, которая всеми силами старается справиться с собой и со своим буйным сыном-подростком по имени Стив (Антуан-Оливье Пилон). Диана забирает сына из интерната, твёрдо намереваясь выстроить нормальную жизнь.
Парень, который временами становится агрессивным, его мать и их застенчивая соседка Кайла образуют странное трио. Каждый из персонажей внёс свою лепту в изображение мелодраматического реализма. Кинолента«Мамочка» завоевала Премию «Сезар» как лучший фильм на иностранном языке и получила Приз жюри на Каннском кинофестивале 2014 года.
3. Только Бог простит / Only God Forgives (2013)
Фильм не богат репликами, но он выполнен в выразительном графическом стиле. Тишину чаще нарушает звук ножа, вонзающегося в чьё-то горло.
4. Кидалы / The Grifters (1990)
Это криминально-психологическая драма режиссёра Стивена Фрирза и продюсера Мартина Скорсезе, снятая по одноимённому роману Джима Томпсона. История фокусируется на трёх мошенниках: Лилли Диллон (Анжелика Хьюстон), её сыне Рое (Джон Кьюсак) и его новой подружке Майре Лэнгтри (Аннетт Бенинг).
Лилли отправляется в Лос-Анджелес, чтобы повидаться с сыном, которого не видела восемь лет. Он с внутренним кровотечением после неудачной аферы попадает в больницу. Здесь Лилли встречает девушку Роя, вызвавшую у неё мгновенную антипатию.
Образуется треугольник, скреплённый ненавистью и шантажом. Заполучить Роя в партнёры жаждет и Майра, и Лилли.
5. Я рад, что моя мать жива / I’m Glad My Mother Is Alive (2009)
Главный персонаж в этой французской драме – Тома Жюве (Венсан Ротье). Он в раннем возрасте вместе с младшим братом Патриком был отдан на усыновление, но не смог сблизиться с приёмными родителями и в 20-летнем возрасте выследил Джули Мартино (Софи Каттани), свою биологическую мать, которая когда-то была слишком молода для материнства.
Найдя женщину, которой он так долго был одержим, Тома испытывает смесь чувств: любопытство, влечение и обиду. Теперь она разведена и воспитывает третьего сына, которому семь лет. Повествование фильма вполне размеренное, но развязка ошеломляет и шокирует.
Ксавье Долан написал сценарий для своего режиссёрского дебюта, когда ему было всего 16 лет, а фильм по нему снял в 19 лет. Главную роль также исполнил сам Долан. В этой автобиографической драме рассматриваются сложные взаимоотношения между матерью и взрослеющим сыном.
Фильм начинается с монолога Юбера Минеля, объясняющего, как он любит свою мать, но это чувство переплетено с глубокой ненавистью.
Фильм привлёк внимание международной прессы, когда выиграл три награды на Каннском кинофестивале в 2009 году. Премьера вызвала бурные овации.
7. Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971)
Чёрная кинокомедия американского режиссёра Хэла Эшби о молодом и богатом Гарольде Чэйзене (Бад Корт), который одержим смертью. Он посещает чужие похороны и ставит затейливые инсценировки, разыгрывая фальшивые самоубийства, дабы привлечь внимание матери (Вивиан Пиклз).
Однажды он встречает 79-летнюю Мод (Рут Гордон, обладательница «Оскара», «Эмми» и двух «Золотых глобусов»), которая также ходит на чужие похороны, но по другой причине. Она не боится смерти. Её любовь к жизни контрастирует с его болезненным мировоззрением. Их отношения стремительно развиваются, Мод становится самым близким для Гарольда человеком, и он в неё влюбляется.
Фильм «Гарольд и Мод» занял 9-е место в списке «10 лучших романтических комедий» по версии AFI.
8. Холлэм Фоу / Hallam Foe (2007)
Мелодрама Дэвида Маккензи о 17-летнем мальчишке Холлэме Фоу (Джейми Белл), который большую часть времени проводит, шпионя за другими людьми из своего дома на дереве, стену которого украшает огромная фотография его прекрасной умершей матери. Он убеждён, что к её смерти причастна мачеха (Клэр Форлани), ненависть к которой нарастает, но внезапно рассеивается после того как они занимаются сексом. Теперь замешательство, страх и стыд вынуждают его покинуть отчий дом и перебраться в Эдинбург.
В городе он встречает молодую женщину, в которой угадывается сильное сходство с покойной матерью Холлэма. Он подсматривает за ней через окна, следил за ней, наконец, у них завязываются отношения. Неуверенность и антисоциальность Холлэма вскоре улетучиваются, жизнь обретает новое русло. Пока мачеха не обнаруживает его с двойником матери.
9. Нью-йоркские истории (новелла Вуди Аллена:«Эдипов комплекс») / New York Stories (Woody Allen’s Segment: Oedipus Wrecks), 1989
Кинофильм «Нью-йоркские истории» состоит из трёх короткометражек, которые так или иначе связаны с Нью-Йорком. Первая – «Уроки жизни» режиссёра Мартина Скорсезе, вторая – «Жизнь без Зои» Фрэнсиса Форда Копполы, сценарий к фильму написал сам Коппола со своей дочерью Софией. Третья история – «Эдипов комплекс» режиссёра, автора сценария и исполнителя главной роли Вуди Аллена.
Нью-йоркский юрист Шелдон (Вуди Аллен) жалуется на свою настырную и чрезмерно критичную мать. Её навязчивый контроль распространяется на все сферы его жизни. Герой начинает мечтать об её исчезновении.
Они отправляются на представление фокусника, где мать Шелдона приглашают на сцену, демонстрируют трюк с исчезновением и она на самом деле пропадает. Сначала герой напуган. Но затем понимает, что может, наконец, расслабиться. Хотя вскоре его мать появляется самым нелепым и фантастическим образом.
Он обращается к экстрасенсу, которая могла бы ему помочь, и влюбляется в неё. А ведь она очень похожа на мать Шелдона.
10. Чтец / The Reader (2008)
«Чтец» – мощная драма режиссёра Стивена Долдри, снятая по одноимённому роману-бестселлеру писателя Бернхарда Шлинка.
В немецком городке Нойштадте 15-летний Михаэль по дороге из школы внезапно заболевает скарлатиной и на помощь ему приходит 36-летняя Ханна Шмитц, которая с материнской заботой доводит парня до дома. Спустя три месяца, он навещает её с цветами, чтобы поблагодарить. Ханна соблазняет его и между ними вспыхивает роман. Отношения зиждутся на сексе и чтении книг вслух. Майкл читает, а Хана слушает. Но однажды она исчезает без всяких объяснений. Далее действие картины переносится в то время, когда Михаэль учится на юриста. Он встречает её при неожиданных обстоятельствах и узнаёт ошеломляющую правду.
За роль Ханны Шмитц Кейт Уинслет получила премию «Оскар».
11. История матери / The Mother (2003)
Смелая кинолента Роджера Мишелла предлагает глубокий взгляд на британскую семейную драму, которую никак нельзя назвать заурядной. Мэй теряет смысл жизни, когда её муж умирает во время семейной поездки в Лондон. Она опасается, что превратилась в неприметную старуху, чья жизнь кончена. Но тут появляется Даррен (Дэниел Крейг) – мускулистый молодой любовник дочери Мэй.
Вместе им комфортно, они смеются над одними и теми же вещами и у них завязываются сексуальные отношения. У героини появляется повод снова жить и улучшить свой внешний вид.
Энн Рид выиграла награду BAFTA за то, что в этом фильме ей удалось отлично изобразить мать, бабушку и любовницу.
12. Паук / Spider (2002)
Артхаусный триллер Дэвида Кроненберга основан на одноимённом романе Патрика Макграта. Это история о Деннисе Клеге. Он лечился от шизофрении в психиатрической лечебнице и вот прибывает на поезде в родной город, останавливается в реабилитационном центре, который расположен в районе, где прошло его детства. В памяти Денниса начинает всплывать паутина воспоминаний, а с ними и страшная психическая травма, которая искалечила всю его жизнь.
13. Живые и мёртвые / The Living and the Dead (2006)
Саймон Рамли показал в этом стремительно развивающемся триллере жизнь несчастной британской семьи в огромном поместье.
Столкнувшись с угрозой разорения, лорд Дональд Броклбэнк вынужден на некоторое время покинуть свою смертельно больную жену Нэнси, и нанимает медсестру, которая должна о ней позаботиться. Постоянный уход в этом доме нужен также их сыну-шизофренику, который вдруг решает, что сам способен присмотреть за матерью. Он не впускает медсестру в дом. Не осознавая тяжести состояния матери, сын по-своему представляет, как нужно её лечить. Он злится на её недомогание и решает, что она скорее поправится, если выпьет как можно больше таблеток.
14. Опасный метод / A Dangerous Method (2011)
Биографическая драма Дэвида Кроненберга сфокусирована на бурных отношениях между основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом и Сабиной Шпильрейн, которая из пациентки с психотической истерией эволюционирует в любовницу доктора, затем становится одной из первых женщин-психоаналитиков.
Юнг лечит Шпильрейн и обнаруживает, что её психическое расстройство стало следствием насилия. Будучи ребёнком, она подвергалась физическим наказаниям со стороны вспыльчивого и жестокого отца, но отшлёпывание вызывало в Сабине сексуальное возбуждение.
На почве разногласий по поводу Эдипова комплекса дружба Юнга и Фрейда рушится.
15. Подглядывающий / Peeping Tom (1960)
Этот британский фильм Майкла Пауэлла оказал огромное влияние на развитие жанра триллеров и хорроров. Правда, при выходе на экран на него обрушился шквал критики, в Соединённом Королевстве фильм запретили, но со временем «Подглядывающий» получил высокую оценку за психологическую сложность, особенно в отношениях между главным героем, его отцом и жертвами.
Фильмы об отношениях матери и сына
В нашей коллекции «Хочу фильм на тему…» есть фильмы о взаимоотношениях папа-сын, папа-дочь, мама-дочь, а вот мама-сын пока как-то не прижились).
Поэтому давайте восполним пробел и вспомним впечатлившие фильмы на эту тему, которые можно порекомендовать к просмотру!
Начну со свежепросмотренного «Надо поговорить о Кевине» Линн Рэмси, который претендовал в 2011 году на Золотую пальмовую ветвь в Каннах
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/465543/
Очень дискомфортная, cдобренная бесконечными флешбеками и рваным монтажом в стиле дурного сна, при этом классная и напряженная психологическая драма, преподнесенная в формате жесткого триллера, о совершенно особых отношениях между матерью и сыном. Об ужасных, в сущности, вещах (даже не принимая во внимание концовку), при этом на абсолютно бытовых и понятных всем родителям примерах и ситуациях.
Побочный, и положительный, эффект фильма – он заставляет волей-неволей крепко задуматься о собственных отношениях с детьми. Приверженцам же движения чайлдфри, сторонницам абортов и вольным путешественницам впору делать «Кевина» своим гимном…
Сразу скажу – роман в письмах «Цена нелюбви» Лайонел Шрайвер, по которому фильм снят, я не читала и сравнить с ним не могу, но Тильда Суинтон упоминала в интервью, что фильм снимается «по мотивам», что означает свободу творчества для создателей. Кстати, меня очень удивило отсутствие Тильды в номинантках на Оскар.
«Мой сын для меня» французский.
«Мать и сын», российское кино, снято лет 10 назад.
Был ещё фильм, там рыжий парень, который Рона Уизли играет, в главной роли. «Уроки вождения» или как-то похоже называется.
Кино«Талли» и ещё 20 честных фильмов о материнстве
От «Чумовой пятницы» до «Что-то не так с Кевином»
Текст: Алиса Таёжная
Сегодня в прокат выходит «Талли» — новый фильм режиссёра Джейсона Райтмана и сценаристки Дьябло Коди с Шарлиз Терон в главной роли. В этот раз Шарлиз Терон, игравшая в прошлом фильме этого дуэта «Бедная богатая девочка», перевоплощается в 40-летнюю мать двоих детей, которая решилась на третьего ребёнка. Не страдая послеродовой депрессией, героиня Терон Марла при этом испытывает не только радужные чувства: она ощущает дискомфорт от собственного тела, не может относиться с терпимостью к старшим детям, испытывает усталость от грудного вскармливания, недосыпает и находится на последней стадии выгорания.
«Талли» западные критики уже похвалили за максимально честное изображение родившей женщины среднего возраста из среднего класса. Спасение к ней приходит исключительно за счёт обеспеченного брата в виде жизнерадостной, понимающей и готовой на всё няни — то ли девушки, а то ли видения. Именно запутанным отношениям Марло и Талли посвящена вторая половина фильма: скорее подруги и поверенные друг другу, чем родившая мать и помогающая ей няня, лучше узнают себя и друг друга, заботясь о детях. Вспоминаем другие поворотные фильмы в истории кино, где справедливо и всесторонне объясняли материнский опыт, его уроки, проблемы и вызовы.
Мать как главный абьюзер в жизни
Дорогая мамочка
Mommie Dearest, 1981
Режиссёр: Фрэнк Перри
Материнство как неминуемая связь
Возвращение
Режиссёр: Педро Альмодовар
Отношения родителей и детей регулярно становятся центральной темой фильмографии Альмодовара: прорывом к мировой публике для него в своё время стал фильм «Всё о моей матери» — история путешествия взрослой женщины к своему проблемному прошлому. В «Возвращении» три поколения женщин живут в зависимости друг от друга: магический реализм встречает латиноамериканские сериалы, но центральный мотив истории — страдания женщин всех возрастов, невозможность разделаться с ними и после смерти и передача дочерям наследственного «проклятия». Фигура матери становится не только авторитетом, но и судьбой.
Мать как фигура поддержки — несмотря ни на что
Мама Рома
Режиссёр: Пьер Паоло Пазолини
Материнство как интуитивный выбор
Елена
Режиссёр: Андрей Звягинцев
«Елена» — один из самых интересных для трактовки российских фильмов вообще и звягинцевских фильмов в частности. Главная героиня, вышедшая замуж за богатого мужчину, о котором она заботилась в больнице как медсестра, давно живёт как будто бы в заложниках у человека, которого по идее должна любить. И когда ей необходимо выбрать — помочь ли неблагополучному, но любимому сыну, пожертвовав мужем, который относится к ней скорее как к прислуге, — она принимает совершенно естественное в её мире решение, зов крови в котором невозможно преодолеть.
Одиночное материнство как путь сопротивления
Алиса здесь больше не живёт
Alice Doesn’t Live Here Anymore, 1974
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В начале 70-х ещё молодой и не так давно снимающий режиссёр Мартин Скорсезе сделал нечто нетипичное, что режиссёры, как правило, не делали в его время: в эпоху маскулинного Нового Голливуда он снял фильм о женщине, одинокой матери на пути к собственному счастью. Если принимать во внимание самые известные фильмы Скорсезе, история о разведённой домохозяйке, вынужденной ехать за счастьем по Америке с сыном и выживать на второсортных работах, выбивается из этого ряда. Беспечных ездоков к тому моменту в американском кино сняли достаточно, а вот женщина, отягощённая ответственностью, совестью и серьёзными чувствами в век эмансипации, появилась на экране впервые.
Материнство как непрекращающийся конфликт
Мамочка
Режиссёр: Ксавье Долан
Зрелый, выверенный и тщательно прочувствованный фильм, снятый 23-летним режиссёром, — одно из самых точных высказываний о нестабильности материнства, когда и матери, и ребёнку необходима помощь и чужое плечо. Проблемный подросток живёт со своей не то чтобы уравновешенной матерью — и каждый проступок сына влияет на эмоциональное состояние матери, перебивающейся наёмным трудом внизу социальной лестницы. Их эмоциональная созависимость, приправленная истериками и драками, — очевидно, искажённый вид тесной привязанности, которую мать и сын не в состоянии перенаправить в конструктивное русло.
Мать как скелет для своих детей
Отрочество
Режиссёр: Ричард Линклейтер
Формально «Отрочество» — история взросления одного мальчика с 6 до 18 лет, его жизни с сестрой, гостящим папой и матерью, которая старается изо всех сил сделать лучшее, что она может, для своих детей. Но фигура матери, её замужеств, поиска себя, рабочих неурядиц постепенно занимает центральное место в фильме, обнажая все проблемы самостоятельной женщины с детьми, задача которой не только держать лицо, но и дать детям ощущение безопасности и заботы, и главное — быть им самым близким другом. «Отрочество» в том числе кино о том, как героизм человека невозможно заметить, когда он живёт так близко рядом с тобой.
Материнство как гиперопека и альтруизм
Леди Бёрд
Режиссёр: Грета Гервиг
Один из последних фильмов о честном материнстве, придуманный Гретой Гервиг, начинался со сценария под названием «Матери и дочери» и был во многом списан с личных отношений Гервиг со своей мамой, как она их видит по воспоминаниям. Главное свойство мамы и Леди Бёрд — не говорить прямо, а постоянно маскировать настоящие чувства совершенно другими словами. Гиперопека матери вытекает из её же гиперответственности, проблем с деньгами, многолетних кредитов и страхе за будущее себя и дочери — и это очень узнаваемый портрет женщины, которая вытягивает на своей энергии и энтузиазме весь дом с членами семьи на перепутье.
Материнство как выученная роль
Мачеха
Режиссёр: Крис Коламбус
В обсуждении материнского опыта одно из самых часто употребляемых слов — инстинкт. А как работает семья, если это не родные твои дети, но при этом чувство ответственности и желание сделать удобной жизнь партнёра вынуждают искать точки соприкосновения с детьми другой женщины? «Мачеха» — история соперничества родной матери и мачехи за безусловное принятие детей, и мачеха, разумеется, кажется проигравшей: она неродная, молодая, не так давно начала встречаться с отцом — и вообще неизвестно, какая у неё мотивация. «Мачеха» — фильм-аргумент за то, что эмпатия и принятие часто помогают сродниться с теми, кто кажется на первый взгляд совсем чужими.
Материнство как импровизация и приключение
Русалки
Режиссёр: Ричард Бенджамин
Среди фильмов о материнском опыте «Русалки» — чудо из конца 80-х с Шер и Вайноной Райдер — выделяются особенно. Это один из самых счастливых фильмов о том, что можно относиться к детям как билету в собственное детство — к непринуждённой, оптимистичной и радостной версии себя. Несмотря на острые конфликты внутри семьи и смешные казусы с идентичностью, все три главные героини — мама и две дочери от разных отцов — действуют как единый организм: пример настоящего сестринства и один из редчайших случаев позитивного материнства в кино.
Материнство как неослабевающая связь
Язык нежности
Terms of Endearment, 1983
Режиссёр: Джеймс Л. Брукс
Самый частый сюжет детско-родительских отношений — это птенцы, вылетающие из гнезда и никогда не возвращающиеся обратно. «Язык нежности» фокусируется на том, что есть такие связи с родителями, которые не ослабевают десятилетиями и продолжают диктовать нашу жизнь. Вдова Аврора и её дочка Эмма переживают разные возрасты, встречи и расставания с мужчинами, долгие разлуки, моменты острого отдаления и внезапной близости. Их отношения не вписываются в одну утверждённую схему, многие годы балансируют между принятием, соперничеством и раздражением: виной тому и взаимные завышенные ожидания, и неумение справляться со своей жизнью самостоятельно, не ища крайних вокруг. В любом случае «Язык нежности» — один из главных фильмов о семье, которая не покидает тебя ни на минуту.
Материнская любовь как спасение
Комната
Режиссёр: Ленни Абрахамсон
«Комната» — очень сложный опыт, потому что в первую очередь это, конечно, кино о том, как выживать, оставаясь в заложниках. Джой — героиня, которую сыграла Бри Ларсон и получила за эту роль «Оскар» — мать пятилетнего мальчика, который появился на свет, когда она уже была в плену у психопатичного похитителя. Сын Джек не знает ничего, кроме мира внутри подвала, который мать называет «комнатой», а позже будет вынужден приспособиться к миру за границами их зоны выживания. Мать, выбирающая путь стойкости и самопожертвования, в этом фильме — гарантия адаптации и единственная связь ребёнка с нормой в той ситуации, когда нормы не существует изначально. Как и в фильме «Жизнь прекрасна», в «Комнате» родитель идёт на любые уловки, чтобы скрыть от ребёнка ещё непостижимый для него уровень жестокости.
Материнство как жажда мести
Три билборда на границе Эббинга, Миссури
Three Billboards Outside Ebbing, Missouri, 2017
Режиссёр: Мартин Макдона
Пожалуй, главная роль в карьере и так выдающейся американской актрисы Фрэнсис Макдорманд. Её персонаж сталкивается с пофигизмом и абсолютной профнепригодностью местной полиции и следователей: изнасилованная и убитая дочь не волнует никого из тех, кто должен раскрывать преступления в этих краях. Столкнувшись с ленью, обвинением дочери в непристойном поведении и репликами shit happens, Милдред покупает и вешает три билборда, задающие неприятные вопросы местным копам, и включается в нешуточную войну за свои принципы, когда получает угрозы и агрессивный отпор. Её материнская роль — настойчивая и мстительная — противоречит стереотипам «женского» поведения в острых ситуациях: вместо того, чтобы терпеть, молчать и скорбеть, Милдред выбирает быть у всех на устах, но восстановить какую-никакую справедливость для дочери, хотя бы посмертно.
Материнство, обретённое
после многолетнего отрицания
Тайны и ложь
Secrets & Lies, 1996
Режиссёр: Майк Ли
Бытописатель британской жизни — самых печальных и агрессивных её проявлений — Майк Ли умеет рассказывать будничные, но драматичные сюжеты не как поучительные притчи, а как живые истории ни в чём не виноватых персонажей, которым не хватило смелости, любви или и того и другого. «Тайны и ложь» — история не слишком гладкого воссоединения афробританской дочери и её белой матери из рабочего класса: усыновлённая много лет назад, когда родная мать её бросила, главная героиня решает узнать больше о биологических родителях и разочарована, увидев, с какими людьми ей придётся иметь дело. Однако утерянный контакт и доверие постепенно восстанавливается: мы понемногу узнаём мать и её мотивацию получше и пытаемся примерить на себя межрасовый союз в насквозь расистском сообществе.
Материнство как соперничество
Тринадцать
Режиссёр: Кэтрин Хардвик
Об этом мало говорят, особенно в кино, но с наступлением пубертата многие родители включаются в безуспешную гонку ревности и признания, когда их дети заводят лучших друзей. Холли Хантер играет здесь мать, которую дочь перестаёт воспринимать всерьёз, потому что практически влюбляется в лучшую подругу — чувство, хорошо знакомое всем в переходном возрасте, когда лучшая подруга становится человеком, реализующим практически все запросы любви и поддержки. К сожалению, подруга её дочери — та ещё оторва, подбивающая когда-то беспроблемную девочку на разные авантюры, и ревность матери смешивается с простым беспокойством за жизнь дочки, одна-единственная ошибка которой может повлиять на течение жизни.
Материнство как испытание на прочность
Что-то не так с Кевином
We Need to Talk About Kevin, 2011
Режиссёр: Линн Рэмси
Полезный, безнадёжный и важный фильм о том, как жить с чувством вины, если в твоей семье буквально появился Омен и ты, по мнению общества, целиком отвечаешь за его адаптацию и развитие. Мать Ева вспоминает всю историю отношений со сложным сыном Кевином, который не был сильно желанным ребёнком и с рождения демонстрировал асоциальное поведение. После сотни бесплотных попыток сделать Кевина «нормативным» ребёнком Ева сталкивается с ураганом его реакций в переходном возрасте с необратимыми последствиями. Как вести себя с ужасным ребёнком, которого ты, по мнению общества, должна защищать или порицать, — вопрос для многих реальных матерей, чьи дети виноваты в страшных ситуациях.
Ответственное материнство без ребёнка
Свой ребёнок
Obvious Child, 2014
Режиссёр: Джиллиан Робеспьер
«Первый ромком об аборте», как пошутили об этом небольшом независимом фильме западные СМИ, действительно представляет другой взгляд на материнство. Иногда лучший подарок, который можно сделать следующим детям, — это отказаться от роли матери, когда тебе это неудобно и не вписывается в жизненные планы. Забеременевшая после приятного свидания с милым парнем, стендап-комик долго вынашивает решение: аборт даже в продвинутом обществе считается чем-то стыдным и неловким — крайним шагом, на который невозможно решиться без по-настоящему веских причин. Главная героиня не хочет растить ребёнка одна, понимает, что совершенно не готова быть матерью, и идёт за советом к собственной маме, чтобы искренне поговорить о своём выборе. Диалог с матерью, которая признаётся, что тоже пошла в своё время на аборт, чтобы родить ребёнка в подходящее время и не торопиться, — одна из самых точных, искренних сцен, написанных об отношениях поколений.
Материнство как чутьё, а не биологическая способность
Джуно
Режиссёр: Джейсон Райтман
Совсем не радужный, несмотря на лёгкую руку сценаристки Дьябло Коди, фильм, который при выходе назвали оптимистично-пролайферским — что, конечно, настолько неправда, насколько это возможно. Старшеклассница Джуно по глупости беременеет от милого, но незрелого подростка из школы и решает оставить ребёнка для того, чтобы передать его на усыновление: у неё не хватает моральных сил на аборт и она видит себя как человека, который может помочь бездетной паре. Эта бездетная пара довольно быстро находится — обаятельная и мечтающая о детях жена и муж, поглощённый собой и несбывшимися творческими мечтами. Джуно проникается мужем, который психологически оказывается скорее её ровесником, и не сразу понимает его жену — будущую мать своего ребёнка, пока не отдаёт себе отчёт в том, что существуют люди, созданные для того, чтобы быть родителями. «Джуно» — фильм о том, что для детей нужно сердце и подходящий момент, а он зависит не от возраста, а только от зрелости принимаемых решений.
Поменяться местами, чтобы понять другую сторону
Чумовая пятница
Freaky Friday, 2003
Режиссёр: Марк Уотерс
Комедия на тему «побудь в моей шкуре» с замечательными ролями Джейми Ли Кёртис и Линдси Лохан не так проста, как кажется на первый взгляд. Поколенческий разрыв между родителями часто осмысляется в трагическом ключе: дети сбегают от родителей, чтобы научиться жить самостоятельно, вместо того, чтобы спокойно расставить границы. Родители забывают, какими были в подростковом возрасте и что их мучило. Дети не обладают родительским опытом, зато у них очень много куража и храбрости. Мать и дочь не только меняются телами, но и перенимают позитивные стороны друг друга, чтобы справиться с проблемами, которые внутри одной личности кажутся неразрешимыми и чаще всего связаны с искажённой самооценкой.
Одиночное материнство и карьера в одном флаконе
Эрин Брокович
Erin Brockovich, 2000
Режиссёр: Стивен Содерберг
История Эрин Брокович реальна, написана сценаристкой фильма по её интервью и изобилует деталями, которыми не торопится делиться успешная женщина-юрист. Отсутствие денег на няню, сломанный дом, унижения на собеседованиях, работа, на которой приходится работать вдвое больше, чтобы тебя начали уважать. Снобизм коллег, отсутствие образования и уязвимость оборачиваются для Эрин воспитательной стороной: она обладает знанием реальности и эмпатией, которые неведомы многим людям с юридическим образованием. Скорее всего, материнский талант давать детям лучшее, что она может, окончательно настроил Брокович на то, чтобы слышать людей, помогать им и ставить их потребности выше собственных. К тому же это оскароносная и лучшая роль Джулии Робертс — матери на грани срыва, которая нашла в себе силы прыгнуть выше головы.
Фотографии: Paramount Pictures, Canal+ España, Arco Film, Нон-стоп Продакшн, Warner Bros., Les Films Séville, IFC Productions, Scott Rudin Productions, TriStar Pictures, Orion Pictures, Element Pictures, Blueprint Pictures, Channel Four Films, Fox Searchlight Pictures, BBC Films, Rooks Nest Entertainment, Fox Searchlight Pictures, Casual Friday Productions, Universal Pictures