Люди икс чем заканчивается комикс
В пламени производства: как 20th Century Fox распрощался с франшизой «Люди Икс»
В предыдущей серии: Каир, 1980-е. Сектанты культа одного из древнейших мутантов Эн Сабах Нура (также известного как Апокалипсис) освобождают его из-под завалов пирамиды. Мутант, пролежавший под землёй несколько тысяч лет, начинает искать приспешников и — главное — медиума, в чьё тело он бы перенёс своё сознание. Выбор падает на профессора Икс, которого пытаются защитить другие мутанты.
После серии неудачных атак в борьбу с Эн Сабах Нуром по просьбе Чарльза Ксавьера вступает Джин Грей. Ксавьер пробудил в ней Силу Феникса, что помогает команде мутантов справиться с могущественным Апокалипсисом, а Грей — осознать собственный потенциал.
Трибьют комиксу
История Феникса Джин Грей — одна из самых популярных сюжетных арок среди серий комиксов о мутантах. Её уже переносили на экран в последнем фильме трилогии 2000-х годов «Люди Икс: Последняя битва» (2006). Лента с Фамке Янссен в роли Грей получила нелестные отзывы как критиков, так и рядовых зрителей. Они обращали внимание на неважную работу Бретта Рэтнера, заменившего в режиссёрском кресле Брайана Сингера, а также «скомканный» сценарий. Хотя этот фильм едва отбил затраченный на его съёмку бюджет, картину всё же выделяла характерная для комиксов динамичность.
Сценарист «Последней битвы» Саймон Кинберг, став режиссёром «Тёмного Феникса», осознал, что сильно отошёл от канона при разработке сценария к фильму 2006 года. Он даже признал «неправильной» сюжетную линию с лекарством от мутации, пообещав, что в его ленте история Тёмного Феникса повторит сюжет комиксов.
Оригинальная трилогия завершается неканоничной гибелью Джин Грей от рук Росомахи. Кинберг же после «Дней минувшего будущего» посчитал, что вмешательство в пространственно-временной континуум позволит заново адаптировать историю о Тёмном Фениксе под кино, хотя изначально серия фильмов, начиная с «Люди Икс: Первый класс», задумывалась как приквел к показанным в 2000-х событиям.
Фактически Кинберг обещание сдержал, лента действительно приблизилась к комиксу. Силовой потенциал Джин Грей полностью раскрывается при столкновении с энергетической вспышкой в космосе — это и трибьют комиксу, и ставка на фансервис (равно как и близкие к комиксным костюмы).
Стоит отметить, что в комиксах существует несколько вариантов развития сюжета Тёмного Феникса. Согласно одному из них, Феникс использовал тело Джин Грей, чтобы творить бесчинства в человеческом обличье, пока настоящая Грей оставалась в коконе на дне Карибского моря. Была и версия, что Грей сознательно творила беспорядки, используя Феникса, за что её в итоге посадили в тюрьму. Забегая вперёд, нужно сказать, что картина Кинберга не соответствует ни одной из имеющихся версий. Главным образом по той причине, что феномен Феникса как таковой в ленте не раскрывается.
Впрочем, внятные объяснения линии с ноунейм пришельцами, их происхождения и даже мотивации большинства героев здесь тоже отсутствуют. Если авторы «Мстителей» («Первый Мститель: Противостояние», «Мстители: Война бесконечности») демонстрируют хотя бы разные подходы к материалу, то Fox лишь переставляет ключевые акценты, отказывая Людям Икс в эволюции.
Очередная эффектная сцена с Ртутью, уже набившие оскомину трюки, пафосная борьба добра со злом (пусть сейчас это зло частично заключается в ошибках Ксавьера), неплохие люди (мутанты), мечущиеся от лагеря к лагерю и в результате выбирающие стан «хороших», — всё это происходит на фоне рваного повествования, из которого будто бы исчезли целые куски сюжета.
В сущности, сама картина чем-то похожа на показанную в ней команду мутантов. По отдельности персонажи не такие яркие и запоминающиеся (в отличие от тех же «Мстителей»), однако в команде они удачно дополняют друг друга. То же самое можно сказать о сценах в фильме.
Показателен в этом смысле эпизод с резнёй мутантов и пришельцев в поезде. По сути, переснять третий акт (вероятно, из-за сходства с «Капитаном Марвел», а ещё вероятнее — в связи с негативной реакцией на тестовые показы) было правильным решением; даже выбиваясь из общего ритма повествования, он смотрится зрелищно и в определённой степени оригинально. Эпичности всей этой бойне добавляет музыкальное сопровождение вернувшегося в супергероику Ханса Циммера.
Тем не менее удачным прощальное слово киностудии Fox в саге о Людях Икс назвать трудно — финальный штрих по традиции получился неразборчивым и смутным. В марте 20th Century Fox присоединилась к конгломерату Disney, в результате чего «мышиный дом» приобрёл права на сериальные и кинофраншизы. Теперь почти все персонажи комиксов Marvel находятся под одной крышей, а это значит, что «Людей Икс», как и «Фантастическую четвёрку», ждёт тотальный перезапуск и рекаст.
Ночь перед Рассветом X
Подводим итоги глобального перезапуска комиксов про Людей Икс и готовимся к продолжению.
В июле я писал про то, что в издательство Marvel вернулся сценарист Джонатан Хикман, чтобы взять под своё крыло X-франчайз и перезапустить его. Так же я сделал разбор первого выпуска:
Сейчас можно подвести итоги первой фазы этого перезапуска, которая длилась 12 недель в двух сестринских сериях:
Серии связаны между собой и расширяют сюжет друг друга.
К сожалению, серии разочаруют тех, кто ожидал какого-то законченного сюжета. Они больше расчищают площадку для будущих событий на годы вперед, объясняют читателям новые правила франшизы, и расширяют предыдущие сюжеты новыми смыслами.
Можно сказать, что это всего лишь первый сезон большого сериалы. Тем не менее уже по нему одному Джонатан Хикман надёжно закрепил своё имя в анналах истории Людей Икс.
Для тех, кто хочет прочитать серии сейчас, после их завершения, рекомендуется читать обе серии в порядке выхода номеров:
Это не похоже на предыдущий эксперимент Хикмана на Мстителях: тогда серии Avengers и New Avengers выходили параллельно, рассказывая свою собственную историю, но в конце оказывались частью единого сюжета.
House и Powers of X более взаимосвязаны и периодически напрямую продолжают сюжет друг друга.
Но порядок чтения не единственное, что осложнит прочтение.
По мнению Вадима Елистратова, главного редактора DTF, сериал LOST нет смысла смотреть сейчас, годы спустя после его выхода. Это имеет смысл, так как шоу было сконструировано таким образом, чтобы вызывать постоянные дискуссии вокруг себя. За неделю до выхода новой серии, фанаты разгадывали загадки и намёки сценаристов из предыдущей, постоянно подогревая интерес к сериалу.
Сейчас же когда сериал вышел полностью и все загадки разгаданы, обсуждения вокруг него стихли, а вместе с ними пропала и львиная часть удовольствия от шоу.
В каком то смысле, фандом был такой частью шоу как и сюжет, режиссура, игра актёров.
House of X/Power of X работает схожим образом. И хоть это пока только «первый сезон», уже его читать залпом будет менее интересно, чем выжидать неделю новый выпуск и обсуждать с другими фанатами.
Благо русский фандом не остался в стороне и сайт «СпайдерМедиа» записывал подкаст Panels of X. Я крайне рекомендую слушать его после прочтения каждого выпуска. Помимо фанатских теорий, он ещё хорош и тем, что помогает обратить внимание на детали, которые трудно заметить при первом прочтении.
Такое мнение я наблюдал и под своим предыдущим постом и вообще в Интернете.
С одной стороны, не стоит беспокоится. Все подобные перезапуски всегда нацелены на то, чтобы привлечь новых читателей. И судя по тому, что House и Powers of X постоянно были в топах продаж, им это удалось.
С другой стороны, хороший сценарист не забывает про то, что его аудитория разная и оставляет отсылки, намеки и прочие сообщения, которые поймут только давние поклонники серии.
А Хикман идёт ещё дальше и пытается систематизировать запутанный 56-летний иксмэновский лор. Некоторые моменты приобретают новый смыслами в прямой зависимости от того, в насколько давний контекст вы погружены.
И специально поэтому я опять-таки советую подкаст от «СпайдерМедии», который представляет и точку зрения прожженного фаната Людей Икс.
Дальнейший текст содержит спойлеры.
Ещё до начала выхода обоих комиксов, Marvel тизерили одну сцену, в которой Мойра Мактаггерт сообщает что-то телепатически Чарльзу Ксавье. По обещаниям Marvel, эта сцена на станет важнейшим моментом в истории Людей Икс.
И они не соврали. Сцена настолько важна, что её даже рисовали отдельно оба художника.
Ранее Мойра Кинросс Мактаггерт была генетиком и главным человеческим союзником Людей Икс. Она была и в мультсериале 90-х, и в фильмах Fox, но всё же она всегда осталась второстепенным персонажем.
Хикман же не просто выводит её в разряд первостепенных персонажей, но и делает центральной фигурой в лоре Людей Икс. Оказалось, что Мойра мутант, но мутант скрытый, так как стандартными средствами и даже Церебро это невозможно опознать.
Но что ещё важнее её главная способность в перерождении: каждый раз, когда Мойра умирает, она начинает свою жизнь заново, но с воспоминаниями и опытом из прошлых жизней.
Предусмотрительно Хикман сразу накладывает ограничение на подобные реинкарнации: мутант-предсказатель Судьба сообщила, что её цикл её перерождений ограничен десятью или, в крайнем случае, одиннадцатью жизнями. И текущее континьюти вселенной Марвел является её десятой жизнью.
Ранее я уже писал, что у Хикмана здорово выходят твисты и ретконы, которые у любого другого сценариста выглядели бы бредово.
Например, когда Дэн Слотт ввёл персонажа Сидни Мун (Шёлк), одноклассницу Питера Паркера азиатского происхождение, которую укусил тот же радиоактивный Паук, то это вызывало раздражение: «О, ещё одна женщина-паук, как будто до этого их мало было, так ещё и такой ленивый способ выполнить редакторский заказ по внесению этнического разнообразия!»
Но когда Хикман раскрыл твист с Мойрой, то всё о чём думаешь, это: «Ну конечно же! А иначе быть не могло!». Уж слишком хорошо он работает на нескольких уровнях.
Во-первых, он механически закрывает многие дыры в континьюити:
Но во-вторых, твист с множеством жизней Мойры подходит не только для закрывания дыр в лоре, он так же служит и мета-комментарием на саму франшизу о Людях Икс.
Таким образом Хикман отвешивает своеобразную пощечину предыдущим авторам: «Предыдущие подходы ведут никуда, я найду нечто новое».
В середине сюжета House of X Люди Икс отправляются на суицидальную миссию, чтобы отсрочить развитие искусственного интеллекта и появления Нимродов, нового поколения роботов-убийц.
Читателя плавно подводили к тому, что кто-то из мутантов во время миссии умрёт и из-за этого Чарльз Ксавье начнёт клонировать мутантов по технологии Мистера Злыдня.
Но что если пойти ещё дальше? Читалей комиксов давно не удивляют постоянные смерти и воскрешения персонажей. Если воскрешение одного чудо, то воскрешение миллионов статистика?
Каким-то таким вопросом и задался Хикман и превратил процесс воскрешение в производство. 5 избранных Людей Икс комбинируют свои способности не очевидным образом, а так же используя генетический банк Мистера Злыдня, создают оболочки копии погибших мутантов.
В готовые оболочки Ксавьер помещает эссенцию сознания. Выяснилось, что поиск мутантов всегда был побочной функцией Церебро, в то время как его основная функция это сохранять бэкап сознания мутантов.
Такими образом Люди Икс поставили воскрешение воскрешения чуть ли не фабричный поток, возвращая к жизни около 200 мутантов в неделю. И все равно при текущих «производственных мощностях» понадобиться около 300 лет, чтобы вернуть популяцию на уровень до Геношинского геноцида.
И вновь сюжетный ход, который отлично работает сразу на нескольких уровнях.
Во-первых, он возводит до абсолюта концепт постоянных смертей и перерождений в супергероике.
Хикман красава, конечно, объяснил самую идиотскую сюжетную особенность Людей Икс
бедные, бедные сценаристы, которым за ним работать, что ж делать со всем этим
Во-вторых, закрывается сюжетный хвост с Хоуп Саммерс, которая возглавляет воскрешающую Петярку.
Хоуп персонаж с непростой судьбой. Она была первым рождённым мутантом, после «Дом М» (House of M). Поскольку из-за психоза Алой Ведьмы мутанты не должны были рождаться вообще, то Хоуп суждено было стать мессией и возводить свою расу.
И хотя после сюжета «Второе пришествие» (Second Coming) во вселенной Marvel снова начали появляться новые мутанты, какого-то глобального возрождения расы не произошло. Disney к тому моменту начал «сливать» X-комиксы, так как права на их экранизацию были у Fox.
С тех пор Хоуп из персонажа, которому была обещана большая роль, стала ненужным элементом в комиксах. И вот Хикман снова возвращает ей надлежавшее место.
House of X/Powers of X задают новые «правила игры» по котором работает X-франшиза:
Долгое время считалось, что именно Нимроды финальная угроза для мутантов.
Однако благодаря тому, что Мойра в 6 жизни смогла прожить более тысячи лет, выяснилось, что они были нужны только для того, чтобы человеческая генная инженерия достигла уровня, когда будет возможно создать пост-людей. Эти пост-люди (Homo novissima) и станут итоговой доминирующей формой жизни на Земле и за её пределами.
Таким образом Хикман устанавливает идеологический конфликт между мутантами и супергероями, поскольку мета-люди, вроде Капитана Америка являются первыми шагами к появлению Homo novissima.
Однако даже Homo novissima в разрезе тысячи лет будут поглощены Фалангой, техно-органической расой, которая представляет собой 3 тип цивилизации по Шкале Кардашова.
Поскольку мутанты установили своё суверенное государство на Кракоа, то возник вопрос о том, кто будет им управлять. На данный момент верховным законодательным органом является Тихий Совет (Quiet Council of Krakoa).
Пока неизвестно, кто займет пустующие свободное место. Но выбирать последнего участника будет Эмма Фрост. По анонсам будущей серии фанаты предположили, что она выберет Китти Прайд.
На заседаниях Совета так же участвует и сам Кракоа, поскольку остров является живым организмом. Свою волю он ретранслирует через мутанта Шифра, так как только он понимает его речь.
То, что членов совета именно 12, — это ещё один висячий сюжетный хвост X-франшизы. В 80-х годах было объявлено, что некие Двенадцать поведут мутантов в будущем. Позже над этим концептом поиздевались другие авторы превратив его запутанный клубок, но Хикман вернулся к первоначальной идее.
С другой, необходимость вмешаться может возникнуть, так как Ксавье и Магнето периодически действуют вопреки её плану. Например, когда завербовали Злыдня, чтобы он поставлял им генетический материал для создания клонов.
#XSpoilers
Moira: «This is my 10th life. Just listen to me Magneto & Charles. This time we’ll make it work. Don’t go and do something stupid on your own.»
*Always Sunny Opening Theme Starts Playing*
Но Злыдень не единственный о ком стоит беспокоится. Апокалипсис показывает явную неудовлетворенность текущим статус-кво.
Так же опасность могут представлять страны, которые не признали суверенитет Кракоа.
Разнообразные отсылки можно найти в каждом выпуске серий, но есть пара моментов которые прямо таки бросают перчатку вызова в лицо фанатам.
Как только вся команда Людей Икс воскресла, Шторм представляет их населению Кракоа. Чтобы подтвердить свои личности, несколько героев отвечают ей фразами, которые отсылают к предыдущим выпускам.
В Powers of X #4 были представлены «Секреты Злыдня», которые попросту являются загадками для фанатов.
Например, секрет №7 вспоминает про старое поле для теорий: тему количества братьев Саммерс.
Особо интересным является секрет №5, который намекает на старый хорошо известный любовный треугольник Росомаха-Джин Грей-Циклоп. Правда учитывая Эмму Фрост, его уже можно считать не треугольником. Приписка «Может это новая норма на мутанском острове» создает пространство для теорий.
Ранее Хикман написал следующий твит:
A group of crows is called a murder.
A group of tigers is called a streak.
A group of mutants is called an orgy.
Final orders for House of X #1 are due today.
После этого одна сцена из House of X #6 предстаёт в несколько неоднозначном свете:
Франшиза о «Людях Икс» всегда отличалась «прогрессивными» взглядами. Например, они одни из первых начали вводить персонажей с нетрадиционной наличием персонажей сексуальной ориентацией: Мистик, Полярная Звезда и другие.
Так что вряд ли кто-то удивиться, если Люди Икс одними и первых начнут практиковать полиаморию, как новую норму. Тем более что Хикман почти прямым текстом об этом говорит в Твиттере.
Но не понятно насколько явно редакторы позволят показать этот аспект их жизни. Вполне возможно, что повторится ситуации романа Мистик и Судьбы: он всегда подразумевался в контексте, но однополый поцелуй между ними показали только в 2019.
Хикман заставил закапываться не только в лор Людей Икс, но и в общемировой.
Например, в Powers of X есть робот Нимрод, который живёт в Башне, подобно тому, как библейский Нимрод жил в Вавилонской башне. Через эту Башню Homo novissima, связываются с Фалангой, которых они считают единым Богом. И там же живёт Библиотекарь, который отречётся от этой судьбы.
Библию напоминает и то, как Совет Кракоа изгоняет Саблезубого из «рая» под землю.
Но самая комплексная отсылка это, наверное, новый статус-кво Мойры. В древнегреческой мифологии мойры представляют собой богинь судьбы.
Хоть House of X/Powers of X и потрясающее работа, не всё в ней идеально.
Во-первых, непонятно зачем было разделять сюжет на две мини-серии. Хоть структурно они и отличаются, но все равно их можно было объединить в одну макси-серию из 12 выпусков.
Во-вторых, Marvel до сих пор не очень готово в техническом плане к таким большим событиям. Особенно если учесть, что они готовились год.
Несколько раз в первых печатях встречались опечатки, которые Хикману пришлось объяснять в твиттере и интервью. Художники хоть и старались, но периодически геометрия пространства вызывает вопросы. Да ещё и в последних выпусках сменился колорист.
Так же первоначально почти все члены Тихого Совета были скрыты, но через цифровую версию для журналистов их быстро расшифровали. Впрочем это мог быть и запланированный слив.
В-третьих, не все творческие решения можно считать удачными.
Например, серия Powers of X своим названием отсылает на фильм на документальный фильм 1968 года. В нём через степени десятки постепенно увеличивали и уменьшали расстояние в метрах, рассказывая об устройстве вселенной.
В комиксе через степенями десятки обозначены разные сюжетные линии, которые по совместительство и временные линии:
Вот только приписки про «Год» выявились не буквальными. Однако до того, как это стало очевидным, фанаты недоумевали, как можно уместить всю историю Людей Икс в 10 лет.
Хикман зарядил несколько Чеховских ружий, которые ещё до сих пор не стрельнули. Зачастую очень неявно:
Кроме конец House of X/Powers of X означает наступление новой фазы Заката X (Dawn of X). В рамках Dawn of X будут запущенны следующие серии:
Хоть Хикман пишет только одну серию, он все равно остаётся «шоуранером» всей мутанской франшизы (в рамках комиксов). Все сценаристы будут согласовывают свои сюжеты с ним, а для «Новых Мутантов» Хикман также будет соавтором первого сюжета.
Так же в следующем году выйдет новый онгоинг «Росомахи» (Wolverine) после 6 летного перерыв. Сценаристом станет Бенджамин Перси, а художниками — Адам Кьюберт и Виктор Богданович.
Как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что перезапуск Людей Икс удался.
X-Men #1 от Джонатана Хикмана выходит сегодня, 16 октября.
Оставляю тут мемы, которые не вошли в статью, и пошел читать продолжение.
И фанатская инфографика
Вообще арка интересная. Потому что это реально, что-то что меняет сюжет впервые с 2015 года, когда они кокнули Мультивселенную (кстати меня немного бесит, что даже в сюжете Ф4 никак не затрагивается идея, что Франклин Бог, и всё зло, что происходит можно сказать является его творением), ну и Капитана Гидра.
Лично я боюсь, что Марвел, как обычно тупо всё просрут и вернут в статус-кво, как это сделали. со всеми, особенно ЧП или Думом.
Очень интересно будет, если Хикман реально введёт полиаморные отношения. Смотря на праздник после возрождения, не мог отделаться от мысли, что всё тем вечером закончилось оргией. А Эмма Фрост и Джин Грей типичные бисексуалки, а Скот и Логан те ещё любовнички.
Что не нравится. Практически никак не затрагиваются отношения мутантов с другими героями. Кроме перепалки с Ф4-кой за Саблезубого, потому что Франклин мутант. Хотя заявление Магнето о том, что он Бог, я бы думаю вызвало нормальную такую реакцию у Тора или Капитана америка. Или то, что тот же Зверь вроде как тусуется с Ричардсом и Старком по теме науки.
А ещё меня бесит, что Марвел чуть ли не забыла про Нелюдей. Наверное кроме Мисс Марвел никого не вспомню кто сейчас активно учавствует в движухе.
Обзор комикса «Люди Икс: Конец Человечества»
Мнение о комиксе «Люди Икс: Конец Человечества» от Майка Кэри и Сальвадора Ларрока.
Мутанты. С самого рождения они вынуждены жить в мире, где большинство считает их чужими, даже больше, их считают отщепенцами. Уродами и аномалиями. И источником этой ненависти служат те, кого учат возлюбить ближнего своего – люди. Но что, если все люди исчезнут?
История комикса «Люди Икс: Конец Человечества» начинается…с конца человечества. В один момент все население Земли, которое отзывалось на словосочетание «homo sapiens», бесследно исчезло. Людей Икс об этом оповещает пустой самолет, который, лишившись живого наполнения, упал на их особняк. Проведя небольшую разведку, мутанты узнают, что на Земле не осталось ни одного человека. Теперь Землю населяют только мутанты. И более того, по всему свету стали открываться порталы, откуда приходят…Нет, не космозахватчики с Перчатками Бесконечности, а беженцы-мутанты из различных Вселенных, которые узнали, что теперь у них может быть дом. Настала идиллия для мутантов? Или же этой чей-то злодейский умысел?
Лейтмотивом комиксов о Людях Икс всегда была борьба за место в этом мире. Если в начале пути это заключалось в признании человечеством существования мутантов, то позднее это переросло в проблему выживания биологического вида как такового. Все чаще и чаще мутанты приближаются к тотальному уничтожению. За примером не нужно идти далеко: «Days of the Future Past» или «House of M», даже сейчас мутанты находятся под угрозой исчезновения из-за Нелюдей. «Конец Человечества» же решил развернуть эту тенденцию на 180% градусов. Из уравнения Мутантов и Людей были исключены именно Люди. Такой ход позволил сделать несколько очень интересных вещей.
Во-первых, поставить персонажей в ситуацию, когда у них впервые появился настоящий шанс создать процветающее общество мутантов без человеческого угнетения, без Стражей и прочих неприятных вещей. И именно на этом построен конфликт. Имеют ли право Люди Икс и прочие мутанты оставить человечество в прошлом и заняться именно своим биологическим видом? Точки зрения сталкиваются и обсуждаются, что раскрывает некоторых персонажей с новой стороны.
Во-вторых, упразднить проблему современной супергероики, когда очень трудно создать глобальное приключение героям, подобным Людям Икс. Ведь супергерои на каждом углу. Куда не плюнь – попадешь в очередное трико или высокотехнологичную броню. Но легким движением руки Майк Кэри убирает и Мстителей, и Фантастическую Четверку, и Человека-Паука и т.д. по списку из истории. Проще говоря, таким образом автор смог создать по-настоящему сольное приключение Людей Икс в эпоху, когда это сделать практически невозможно.
Отдельно хочется поговорить о графике комикса. Сальвадор Ларрока прекрасно знает, как рисовать супергероику. Его арт яркий и красивый, рисунок буквально блестит от своей крутости. А с хорошим, сочным колорингом рисунок становится еще приятнее для восприятия. Красивые развороты, красивые персонажи и красивый экшен – разве нужно еще что-то для рисунка в супергероике?
Русскоязычная версия комикса подготовлена издательством «Parallel Comics». «Люди Икс: Конец Человечества» — OGN, что расшифровывается как Original Graphic Novel, что на великом и могучем означает емкое «Графический Роман». Т.е. никаких выпусков и глав, а законченная бесшовная история с минимальной привязкой к событиям общей вселенной. Книга издана в твердом переплете, обложка с выборочным лакированием, формат OGN соответствует стандартным хардам. Внутри вас ждет 120 очень плотных страниц комикса, а также возможность заглянуть за кулисы его создания с помощью раскадровок и сценария. И парочка слов об авторах.
Комикс «Люди Икс: Конец Человечества» хорош тем, что он предлагает историю, для прочтения которой не нужно рыскать часами на вики в поисках пояснений. Это комикс, который дает во времена вездесущих и не всегда нужных кроссоверов одиночное приключение одной из самых интересных команд супергероев всех времен и народов. При этом в центре сюжета ставится моральный вопрос, который является определяющим для каждого персонажа. А вишенкой на торте становится очень красивый рисунок, ради которого еще не раз захочется пролистать данную книгу.
За предоставленный экземпляр комикса для обзора выражаем благодарность издательству «Parallel Comics».